Кто владеет информацией,
владеет миром

Ленин, религия и церковь: современный контекст

Опубликовано 20.04.2010 автором Юрий Соломатин, член ЦК Компартии Украины в разделе комментариев 131

Ленин, религия и церковь: современный контекст

Коммунисты и церковь: с Рождеством Христовым! или будут ли котлеты - отдельно, а мухи - отдельно?

Удивительно, но ФАКТ: КПРФ и КПУ, ведущие компартии СКП-КПСС, в связи со 140-й годовщиной со дня рождения В.И.Ленина много всякого и разного сказали о Владимире Ильиче как о творческом марксисте и "державнике" ( ТЕЗИСЫ Центрального Комитета Коммунистической партии Украины к 140-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина http://www.cominformua.com/cgi-bin/show.pl?lang=ru&action=showstat&sndir=2009_11&razd=10&stat=588 ). Но остался не упомянутым ВОПРОС о его принципиальной позиции по отношению к религии и Церкви: религия - это род сивухи для народа, один из видов духовного гнета, церковь должна быть отделена от государства, а школа от церкви.
К месту будем уместным напомнить о Заявлении Секретариата СКП-КПСС по этому вопросу: «О противодействии попыткам клерикализации общества и государства» ( 13/08/2009 http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=55897). Комментарий к нему - см. в статье:
Е.К.Лигачёв Модернизация или возрождение, переустройство. О модных терминах, известных истинах и нашем единстве
( 01/04/2010 http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=57361).

Моя позиция по рассматриваемому вопросу в украинском контексте изложена в двух публикациях: "Коммунисты и Церковь: С Рождеством Христовым ! или будут ли котлеты - отдельно, а мухи отдельно?" ( 16.01.2010 http://forum-msk.org/material/politic/2235589.html ) и "Дело неотроцкистов" в Киевском обкоме компартии Украины ( 06.04.2010 http://forum-msk.org/material/fpolitic/2847990.html ). Суть ее проста: компартии "заигрались" с РПЦ и УПЦ.

Мною публично было внесено предложение Президиуму ЦК: в соответствии с рекомендациями Секретариата Совета СКП-КПСС СРОЧНО разработать и ввести в действие конкретный план действий по разоблачению антисоветизма, антикоммунизма церковных иерархов. Готов принять посильное участие.
В этом контексте считаю АКТУАЛЬНЫМ для коммунистов освежить в памяти позицию Ленина о религии и церкви ( Ленин о религии и церкви http://atheism.su/lenin-o-religii-i-cerkvi/, "Социализм и Религия": http://atheism.su/socializm-i-religiya/ ).

Еще раз ставлю вопрос: Мухи ( "материнская" Церковь с ее "цацками" и иерархи - антикоммунисты ) - отдельно и Котлеты ( партия, марксизм - ленинизм и товарищи Ленин и Сталин) - отдельно. Здесь ДВА в ОДНОМ не получится.

 



Ленин о религии и церкви

В. И. Ленин, как известно, уделял большое внимание религиозному вопросу и разработкой его внес выдаю­щийся вклад в теорию и практику марксистского атеиз­ма. Раскрытие сущности религии, ее корней и социаль­ной роли, определение буржуазного и пролетарского понимания свободы совести, разоблачение современно­го фидеизма и богостроительства, разработка програм­мных положений деятельности партии и политики Совет­ского государства в отношении религии и церкви, пути преодоления религии, методы борьбы с ней - таковы основные проблемы, которыми занимался Владимир Ильич. Их разработка имела и имеет неоценимое зна­чение в борьбе пролетарского атеизма с религией.

В. И. Ленин дал глубокую разработку марксистского учения о социальной роли религии в классовом общест­ве. Опираясь на многочисленные исторические факты, а также на современные ему политические события, В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что религия является видом духовной сивухи, средством закабале­ния трудящихся масс, она всегда защищает интересы эксплуататоров. «Все современные религии и церкви, - писал он в статье «Об отношении рабочей партии к религии», - все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуаз­ной реакции, служащие защите эксплуатации и одурма-нению рабочего класса». Разоблачая антинародную де­ятельность русского православия и других религий в России, а также деятельность различных религиозных организаций капиталистических стран Европы, В. И. Ленин писал, что в интересах порабощения трудящихся и обес­печения власти эксплуататоров, религия требует от экс­плуатируемых покорности и терпения, обещая вместо этого потустороннее блаженство, она переносит вопрос об удовлетворении человеческих потребностей трудя­щихся «на тот свет». Со страстностью великого гуманиста В. И. Ленин разоблачает лицемерие христианской запо­веди «любви к ближнему»: «Того, кто всю жизнь рабо­тает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благо­творительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие».

Защищая угнетателей, религия оправдывает всякое неравенство, объявляет его «божественным установ­лением», осуждает всякий протест против неспра­ведливости. Чтобы уничтожить стремление трудящихся к борьбе, религия ставит своей целью убить в них вся­кую инициативу, превратить их в покорных и безропот­ных рабов. Она действует как духовная сивуха, в кото­рой порабощенные люди топят свой человеческий об­раз и свои надежды на лучшее будущее. Именно с этой точки зрения В. И. Ленин приравнивает функции рели­гии к позорным функциям палача в обществе. «Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны сво­его господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять про­тест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать уг­нетенных, рисовать им перспективы (это особенно удоб­но делать без ручательства за «осуществимость» таких перспектив...) смягчения бедствий и жертв при сохране­нии классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость».

В. И. Ленин беспощадно разоблачал попытки прими­рить или отождествить науку и религию, доказывая их принципиальную противоположность и несовместимость.

В книге «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин обобщил достижения естествознания конца XIX - начала XX в. Вместе с тем он разоблачил попыт­ки представителей новейшей буржуазной философии - махистов использовать данные науки для подтвержде­ния антинаучных религиозных догм. Раскрывая классо­вый смысл союза новейшей идеалистической философии и религии, В. И. Ленин писал, что новейший идеализм «есть только утонченная, рафинированная форма фи­деизма, который стоит во всеоружии, располагает гро­мадными организациями и продолжает неуклонно воз­действовать на массы, обращая на пользу себе малей­шее шатание философской мысли. Объективная, клас­совая роль эмпириокритицизма всецело сводится к прислужничеству фидеистам в их борьбе против ма­териализма вообще и против исторического материа­лизма в частности».

В. И. Ленин внес огромный вклад в решение ряда вопросов, касающихся происхождения религии, причин ее существования в классовом обществе и в условиях социализма.

Он указывал, что религия имеет прежде всего соци­альные причины возникновения и существования. В пер­вобытном обществе религия возникла вследствие низ­кого экономического уровня общества, выражавшегося, в частности, в неразвитости орудий производства. Это вело к бессилию первобытных людей в борьбе с при­родой. Не понимая причин и сущности многих явлений природы, первобытные люди приписывали их действию сверхъестественных сил. Так постепенно сложилось представление о духах и богах, возникла религия. В классовом обществе в связи с возникновением частной собственности и эксплуатации появляются новые, клас­совые корни религии. «Социальная придавленность тру­дящихся масс, - писал В. И. Ленин, - кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализ­ма, который причиняет ежедневно и ежечасно в ты­сячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, земле­трясений и т. д., - вот в чем самый глубокий совре­менный корень религии». И действительно, в капитали­стическом обществе рабочие перед угрозой безрабо­тицы, болезни и т. п. никогда не могут быть спокойны­ми за свое будущее; мелкий собственник дрожит за свою собственность перед опасностью быть съеденным всемогущими монополиями; капиталист всегда подвер­жен угрозе быть побежденным конкурентом, разорить­ся во время очередного кризиса, а больше всего он страшится социалистической революции. Так стихийное действие объективных законов общественного разви­тия, перед которыми бессильно капиталистическое об­щество, неизбежно порождает религиозные представ­ления.

Однако В. И. Ленин постоянно подчеркивал, что при­чины возникновения и существования религии коренят­ся не только в социальных условиях жизни человека, но и в процессе развития человеческого познания, т. е. что религия имеет гносеологические корни. В. И. Ленин вы­сказал глубокую мысль о том, что уже в самом про­стом обобщении (абстракции) вместе с правильным по­знанием имеется возможность возникновения ошибоч­ных представлений, потому что абстрагирование обяза­тельно связано с некоторым отрывом от действитель­ности.

«Марксист должен быть материалистом, т. е. врагом религии, - писал В. И. Ленин, - но материалистом диа­лектическим, т. е. ставящим дело борьбы с религией не абстрактно, не на почву отвлеченной, чисто теорети­ческой, всегда себе равной проповеди, а конкретно, на почву классовой борьбы, идущей на деле и воспиты­вающей массы больше всего и лучше всего». Пример такого подхода к решению проблем научного атеизма мы находим в ленинских произведениях, посвященных отношению пролетарской партии к религии и церкви. Проблемы научного атеизма В. И. Ленин рассматривал в тесной связи с задачами пролетарского освободитель­ного движения. Обоснованная им политика рабочей партии по отношению к религии была всегда принци­пиальной и конкретной, учитывающей особенности клас­совой борьбы на определенном историческом этапе.

Марксистско-ленинское учение о религии и атеизме имело огромное практическое значение для разработки стратегии и тактики Коммунистической партии и Совет­ского государства в отношении религии и церкви, что нашло свое отражение в решениях съездов, конферен­ций и пленумов ЦК, а также в ряде произведений В. И. Ленина.

Еще тогда, когда наша партия лишь складывалась, В. И. Ленин предложил внести в партийную Программу, принятую II съездом РСДРП, требование установления демократической республики, конституция которой обе­спечивала бы свободу совести и полное равноправие всех граждан, независимо от их религиозной принад­лежности, а также отделение церкви от государства и школы от церкви.

В. И. Ленин учил, что марксистское понимание сво­боды совести является исходным для решения вопроса об отношении пролетариата к религии. При этом сво­боду совести надо понимать и как свободу вероиспове­дания, и как свободу отказа от всякой религии. Чтобы существовала действительная свобода совести, религиоз­ные организации не должны иметь политической или идеологической связи с государственной властью, они не должны получать от государства материальную по­мощь. Законодательство никого не должно ограничи­вать в религиозном отношении и не должно разграни­чивать права граждан в зависимости от их религиозных убеждений. Особое значение имеет отделение школы от церкви, потому что, влияя на воспитание подрастаю­щего поколения, церковь увековечивает религиозные суеверия.

У нашей партии слова никогда не расходятся с дела­ми. Поэтому, когда она стала правящей партией, вели­чественные принципы свободы совести были воплоще­ны в жизнь под непосредственным руководством В. И. Ленина. 5 февраля 1918 г. за подписью В. И. Ленина был опубликован Декрет о свободе совести, об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот ленин­ский декрет является образцом последовательного про­ведения принципов пролетарского атеизма в практику общественной и государственной жизни.

Ленинский Декрет о свободе совести составляет и поныне основу советского законодательства о религи­озных культах. В полном соответствии с ленинскими принципами Конституция Советского Союза в статье 124 провозглашает: «В целях обеспечения за гражда­нами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви... свобода антирели­гиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

Провозглашение свободы совести и осуществление ее путем отделения церкви от государства вовсе не оз­начают, что партия занимает нейтральную позицию по отношению к религии и церкви. В. И. Ленин неодно­кратно указывал на то, что религия должна быть частным делом по отношению к государству, но вместе с тем религия вовсе не является частным делом по отноше­нию к Коммунистической партии. «По отношению к пар­тии социалистического пролетариата, - писал В. И. Ле­нин, - религия не есть частное дело. Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобожде­ние рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований» (Соч., т. 10, стр. 67). Марксисты-ленинцы всегда высту­пают против всяких попыток духовного одурманивания трудящихся при помощи религии. Наша партия считает борьбу с религией своей обязанностью.

Необходимость борьбы с религией В. И. Ленин назы­вал азбукой марксизма и при этом всегда подчеркивал что нужно уметь бороться против религии.

Владимир Ильич требовал последовательной и неу­станной, продуманной и выдержанной идейной борьбы против религии. Любой касающийся религии вопрос всегда решался им в неразрывной связи с общими за­дачами революционной борьбы, строительства социа­лизма. Огромную роль отводил В, И. Ленин в этом культурно-воспитательной работе, добиваясь подъема культурного уровня масс, призывая трудящихся, и в пер­вую очередь молодежь, к овладению знаниями, забо­тясь о развитии средств массовой пропаганды, об изда­нии популярной литературы и т. п.

В статье «Об отношении рабочей партии к религии» Владимир Ильич ссылается на осуждение Энгельсом попыток людей, желавших в отношении религии быть «левее», или «революционнее», социал-демократии, и приводит при этом слова Энгельса о том, что «шумли­вое провозглашение войны религии» - это «лучший способ оживить интерес к религии и затруднить дей­ствительное отмирание религии». В статье указывается на необходимость умения рабочей партии терпеливо работать над делом организации и просвещения проле­тариата, делом, ведущим к отмиранию религии. Здесь же В. И. Ленин объясняет, как следует понимать атеи­стическую воинственность и непримиримость, как важно уметь материалистически объяснить источник веры у масс, почему недопустимо разделение трудящихся по принципу веры.

Характерными в этом плане являются написанные в мае 1921 года ленинские предложения к проекту по­становления Пленума ЦК РКП(б) по вопросу об отно­шении к нарушениям 13-го пункта Программы партии и о постановке антирелигиозной пропаганды. Не выпя­чивать вопрос о борьбе с религией, поставить эту борь­бу научнее, начать кампанию после серьезной подготов­ки - таковы требования В. И. Ленина к проекту поста, новления. Ленинскую записку дополняют пометки непо­средственно на тексте проекта. Так, основательно под­черкнуты в заголовке проекта слова «антирелигиозной пропаганды», в принятом постановлении Пленума выне­сенные на первый план. Ленинским почерком особо помечен абзац об антирелигиозной пропаганде, требующий «бо­лее систематично поставить дело антирелигиозной про­паганды, отнюдь не ограничиваясь критикой попов раз­ных культов, а направляя ее в сторону систематического развития материалистического миропонимания», стре­миться к тому, чтобы религиозные диспуты «преврати­лись в систематические научные беседы (эти слова под­черкнуты Владимиром Ильичем), более мед­ленно, но верно разрушающие основы религиозного миропонимания, заменяющие его стройной монистиче­ской научной системой строения вселенной, развития жизни и новых нравственных отношений...»

Когда в апреле 1921 года в газетах было опублико­вано письмо о праздновании Первого мая с требова­нием разоблачать ложь религии, В. И. Ленин решитель­но осудил это, заявив, что так нельзя писать, что это нетактично, что надо избегать всякого оскорбления религии. В связи с этим ЦК РКП(б) опубликовал в «Правде» письмо, в котором предлагалось при празд­новании Первого мая «ни в коем случае не допускать каких-либо выступлений, оскорбляющих религиозное чувство массы населения».

Ленинские наставления и сегодня учат атеистов прин­ципиально и мудро решать религиозный вопрос, в тес­ной связи с решением основных вопросов коммунисти­ческого строительства находить эффективные пути пре­одоления религии.


Из работы В. И. Ленина "Социализм и Религия"


...Религия есть один из видов духовного гнета, лежа­щего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бес­силие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуатато­рами так же неизбежно порождает веру в лучшую за­гробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с приро­дой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, пред­лагая им очень дешевое оправдание для всего их экс­плуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия - род духовной сивухи, в кото­рой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь...

Религия должна быть объявлена частным делом - этими словами принято выражать обыкновенно отноше­ние социалистов к религии. Но значение этих слов надо точно определить, чтобы они не могли вызывать никаких недоразумений. Мы требуем, чтобы религия была част­ным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по отноше­нию к нашей собственной партии. Государству не долж­но быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Вся­кий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой рели­гии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верова­ний совершенно не допустимы. Всякие даже упоминания о том или ином вероисповедании граждан в официаль­ных документах должны быть безусловно уничтожены. Не должно быть никакой выдачи государственной церк­ви, никакой выдачи государственных сумм церковным и религиозным обществам, которые должны стать совер­шенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников.

Только выполнение до кон­ца этих требований может покончить с тем позорным и проклятым прошлым, когда церковь была в крепост­ной зависимости от государства, а русские граждане были в крепостной зависимости у государственной церк­ви, когда существовали и применялись средневековые, инквизиторские законы (по сю пору остающиеся в на­ших уголовных уложениях и уставах), преследовавшие за веру или за неверие, насиловавшие совесть человека, связывавшие казенные местечки и казенные доходы с раздачей той или иной государственно-церковной сиву­хи. Полное отделение церкви от государства - вот то требование, которое предъявляет социалистический про­летариат к современному государству и современной церкви...

По отношению к партии социалистического пролета­риата религия не есть частное дело. Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен без­различно относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований. Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и толь­ко идейным оружием, нашей прессой, нашим словом. Но мы основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одураче­ния рабочих. Для нас же идейная борьба не частное, а общепартийное, общепролетарское дело...

 



Рейтинг:   4.58,  Голосов: 19
Поделиться
Всего комментариев к статье: 131
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
конешно.
"олег" написал 18.05.2010 16:03
Откуда их (санитаров) - взять то..?
(Тама - ***** - рожает дураков, к сожалению...
Срочно санитаров
oleg написал 27.04.2010 00:00
Я смотрю - тут палата сумасшедшего дома. Рашенцы! - одумайтесь. Ведь на всех санитаров не хватит.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Для Торричелли с просонья!
Торричелли. написал 24.04.2010 09:56
Ага.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Для Торричелли с просонья!
Наталья написал 24.04.2010 09:55
А НЕ ЗНАНИЕ - ХУ..НЯ!!!!!!!!!
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Для Торричелли с просонья!
Торричелли. написал 24.04.2010 09:50
"...но я то знаю ТОЧНО".
Бог на помочь! Знание-сила!
Re: Re: Re: Re: Re: Для Торричелли с просонья!
Наталья написал 24.04.2010 09:45
=А ты не знаешь тем более=
Убил на х...й! Ты кто - Апостол Павел!!!!!!!!!??????????
Уж если он не знает, то я тем более.....ну б...ть и логика!!!!!!!!!!!!!
Ты можешь и не знать, потому что больной на всю голову, но я то знаю ТОЧНО!!!!!!!!!!!
Re: Re: Re: Re: Для Торричелли с просонья!
Торричелли. написал 24.04.2010 09:09
А я и не отрицаю,что есть предопределение,то есть судьба.Обэтом еще Лермонтов писал.Так же,как есть и возможность человека ВЛИЯТЬ на свою судьбу.МЕНЯТЬ ее.Правда это трудно.А бог ли мне показал все это или не бог я не знаю.А ты не знаешь тем более.
Re: Re: Re: Re: Для Торричелли с просонья!
Наталья написал 24.04.2010 08:51
А вот то, что это не относится к церкви - это точно!!!!!!
Только те, кто прошел через клинические смерти, могут говорить на эти темы, остальные пиз...ть и не больше!!!!!!!!!!
Re: Re: Re: Для Торричелли с просонья!
Наталья написал 24.04.2010 08:49
Подумала. Да ты дурак! Именно Бог тебе все и показал!!!!!!!!!
Re: Re: Для Торричелли с просонья!
Наталья написал 24.04.2010 08:48
Ты спишь и сонный сел за комп? Да, так и подавиться из-за тебя можно!!!!!!!!!
Re: Для Торричелли не надо путать Бога и церковную бюрократию.-феликс
Торричелли. написал 24.04.2010 08:41
Человек МОЖЕТ видеть будущее.Это и со мной происходило.Я,например,в 10 лет видел всю свою дальнейшую жизнь и еще много кой чего.Это свойство ПРИРОДЫ такое.Бог тут НЕ причем.
знаю, Наташа...
"олег" написал 23.04.2010 22:35
поэтому - и берегу тебя.
Олег
Наталья написал 23.04.2010 22:20
Я всегда рядом - прорвемся!!!!!!
Как холод между лопаток почувствуешь, то знай - я за спиной!!!!!!!!!!
Вам, Наташа -
"олег" написал 23.04.2010 17:39
все хиханьки да хаханьки...Лишь бы поиздеваться...Вы -
совершенно не думаете о будущем.
А мне для Вас -
скоро Второй Этаж (над Усопшими...) - выкупать придется...
Олегу
Наталья написал 23.04.2010 02:32
Ну и зараза же ты (любя!)!!!!!!!!!!!!!!
другое дело -
"олег" написал 22.04.2010 21:13
ФСБ СЕЙЧАС - Взрывы до пи-ды...Они - МЫТАРСТВУЮТ.
(Щенки, *****...
Re: Для Торричелли не надо путать Бога и церковную бюрократию.
"олег" написал 22.04.2010 20:43
Конешно...Иудеи, общаясь с Господом Богом -
интимно, исходя из инструкций Б.Лазара,
выигрывают во времени.
(Объект - Иудеи - взрывают быстрее...
Это зафиксировано ФСБ.
Для Торричелли не надо путать Бога и церковную бюрократию.
феликс написал 22.04.2010 19:30
Был такой случай. В 1996г. В марте месяце я работал в Сосьвенском ЛПУ МГ «Тюментрансгаз».
Адрес: Тюменская область, Березовский район, пос. Хулимсунт. Как-то в конце работы, у нас в бригаде, а бригада человек 15, зашел разговор о Боге, о Его делах. Понятное дело появились скептики. И вот в пылу
спора, не по моей воли у меня открывается рот и я говорю:-«Поверите ли вы в Бога если на
таком-то километре (Указал номер км . магистрального трубопровода дм. 1400мм.)
произойдут два взрыва. При этом никто не пострадает. Рот мой закрылся и все умолкли.
Через 5-7 дней после этого спора, на указанном километре произошел взрыв газопровода.
После восстановительных работ, когда по трубе пошел газ, и прошло 5-7дн. И на этом километре, произошел второй взрыв газопровода. По этим двум взрывам работала комиссия, но постороннего воздействия на трубу не обнаружено. Этот случай произошел на глазах всего
поселка. Я написал об этом случаи потому, что он зафиксирован в ФСБ РФ. И до этого случая, и после я видел много
чудесного ,от Господа Бога Отца, и Сына Его Иисуса Христа, Любви нашей.
.
"олег" написал 22.04.2010 19:05
Дополнение:
=...Любя...=
Re: Олегу
Наталья написал 22.04.2010 19:00
А как же любовь?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | >>
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss