Кто владеет информацией,
владеет миром

Миф о Великом Сердаре

Опубликовано 25.12.2006 автором Николай Коньков в разделе комментариев 9

Миф о Великом Сердаре

Жизненный путь Туркменбаши Сапармурата Атаевича Ниязова завершен. Завершен внезапной остановкой сердца — в неполных 67 лет. Но внезапной — еще не значит неожиданной.

Биография этого человека не просто заслуживает газетной статьи или нескольких строчек в Книге рекордов Гиннеса — она, вообще переполненная внезапными, но вполне ожидаемыми событиями, представляет собой нечто наподобие древнего мифа или сказки "Тысячи и одной ночи". В русском переводе и советском массовом издании, разумеется. К сожалению, текст некоторых купированных мест и вариантов чтения, достоверность которых установить пока невозможно, придется давать в квадратных скобках.

Судите сами. Родился будущий "отец всех туркмен" 19 февраля 1940 года в Ашхабаде. Через год с небольшим началась Великая Отечественная война. Нападение немецко-фашистских войск на Советский Союз 22 июня 1941 года, несомненно, было внезапным, но его нельзя назвать неожиданным. Этой войны ждали, к ней готовились — и всё-таки отдали за Победу 27 миллионов жизней советских людей. В числе погибших на фронте оказался и отец Туркменбаши — простой рабочий [в 30-е годы учитель, член ВКП(б)] Атамурат Артыкович Аннаниязов. [По другим данным, он был репрессирован еще в 1939 году, как и дед Ниязова Аннанияз Артык, который был в 1937 [1938?] году арестован и отправлен в Ташкент [в Сибирь?], откуда не вернулся]. По официальной версии, Атамурат Аннаниязов погиб в конце декабря 1942 [или в начале января 1943] года. Героическая смерть коммуниста Атамурата Аннаниязова, зверски расстрелянного фашистами под северо-осетинским селом Чикола, вошла во все учебники, художественные произведения, газетные публикации, телепередачи и так далее.

Впрочем, как писали недоброжелатели Туркменбаши и отца Туркменбаши, "когда он уехал на войну, в каких частях служил, где воевал, при каких обстоятельствах погиб — неизвестно. Существует несколько версий его печальной судьбы, каждая из которых ничем не подтверждена". И приводят разные цитаты из вполне официальных изданий.

"В 1941 году отец Сарамурата Ниязова добровольцем уходит на фронт. В конце 1942 года командир отделения 535 гвардейского полка 2-й гвардейской дивизии Атамурат Ниязов пал смертью храбрых в тяжелых боях за Кавказ. Его похоронили в братской могиле в селе Хазнетон в Северной Осетии" (""Человек, сделавший себя сам", Turkmenistan.Ru, 2001.02.15).

"В 1943 году, после двух лет войны, группа советских солдат и среди них шестеро воинов из Туркменистана, вышедшая с боями на левую окраину осетинского села Чикола, что вблизи Владикавказа, попала в окружение. В числе захваченных оказался и мой отец Атамурат Аннанияз оглы…" ("Рухнама", стр. 58).

"Героически погиб в 1942 году в Ирафском районе Северной Осетии отец Президента Туркменистана Атамурат Ниязов — командир отделения 875-го гвардейского полка 2-й пехотной дивизии" ("Память огненных лет", газета "Нейтральный Туркменистан", 2004.09.07).

"Солдат Атамурат Ниязов… в 1943 году он был командиром отделения 875-го гвардейского полка второй пехотной дивизии. При освобождении села Чикола (Северная Осетия) он попал в окружение и был расстрелян фашистами" ("Подвиг бессмертен", газета "Нейтральный Туркменистан", 2005.03.27).

"Так что же все-таки случилось с Атамуратом Аннаниязовым?" — спрашивали эти недоброжелатели: "Пал ли он смертью храбрых в тяжелых боях или был взят в плен и расстрелян? В каком полку служил, 875-м или 535-м, и почему никто в Туркменистане ни разу не назвал правильно 2-ю гвардейскую стрелковую дивизию (с октября 1943 года — "Таманская")?"

Есть даже версия, согласно которой А.Аннаниязов воевал в составе 2-й ударной армии генерала Андрея Власова и в 1942 году погиб в ходе неудачной Любанской операции. В начале 2001 года следопыты из группы "Снежный десант" (Казань) обнаружили его останки возле села Мясной Бор под Великим Новгородом, внесли данные в "Книгу Памяти", однако Туркменбаши "к тому времени уже разработал гораздо более героический северо-кавказский вариант, и заставил "Снежный десант" опровергать результаты своих исследований через прессу".

Так или иначе, отца своего Туркменбаши не знал, а 6 октября 1948 года во время Ашхабадского землетрясения погибла его мать и оба брата: старший, десятилетний Мухамметмурат, и младший, шестилетний Ниязмурат. К землетрясениям в Туркмении не то, чтобы привыкли, но и неожиданными их не назовешь. Хотя в 1948 году и сила, и характер этого природного катаклизма явно выходили из ряда вон: были разрушены даже пережившие множество прежних землетрясений средневековые мечети. Из-под обломков рухнувшего дома из всей семьи чудом спасся только израненный Сапармурат.

Трудно даже представить, какой раной для восьмилетнего мальчика стала внезапная гибель всех близких людей. Характерно, что несмотря на множество близких и дальних родственников, никто из них почему-то сразу не взял будущего Туркменбаши в свой дом — ему пришлось расти в специальном детском доме-интернате при "элитной" школе №20 г. Ашхабада. В 1955 году, когда интернат закрыли, Сапармурата Ниязова перевели в Ашхабадский школьный детский дом №1 [по другим данным, дядя Ниязова, который руководил колхозом "родового" поселка Кипчак в 10 км от Ашхабада, всё-таки взял сироту к себе и позаботился о его дальнейшем устройстве в жизни]. В любом случае, школу № 20 он закончил и по направлению от Совета Министров Туркменской ССР № 63/139-3 от 5 июля 1957 г., подписанном зампредом Совмина ТССР Б.Чарыевым, был через механизм "внеконкурсного поступления" зачислен в Московский энергетический институт по специальности "теплоэнергетические установки". По окончании первого семестра у С.А.Ниязова оказываются три академические задолженности, и его отчисляют из МЭИ в январе 1958 года. В армию его не призывают — якобы по болезни, по болезни же он более года не работает и живет в том же детском доме, откуда уезжал в Москву. Первая запись в трудовой книжке будущего Туркменбаши датируется мартом 1959 года и выглядит так: "Туркменский территориальный комитет профсоюзов рабочих и служащих геологоразведочных работ, инструк- тор". Согласитесь, неплохое "начало карьеры" для 19-летнего юноши, не правда ли? Дальше всё пошло еще интереснее. В сентябре 1960 года он снова направляется на учебу — официально в Ленинградский политехнический институт [по другим данным — в Московский институт водного хозяйства, откуда через год снова отчисляется за неуспеваемость. Если учесть, что диплом по специальности инженер-энергетик в ЛПИ Сапармурат Ниязов защитил только в 1967 году, через 7 лет после официального поступления, отвергать "вторую московскую" версию с порога как беспочвенную вряд ли можно]. Во всяком случае, в 1962 году он вступает в КПСС и точно начинает учебу в Ленинграде, а в 1965 году даже подрабатывает [работает?] формовщиком на знаменитом Кировском заводе. Там же, в "колыбели трех революций", студент-активист-рабочий-коммунист Сапармурат Ниязов находит свое семейное счастье: его избранницей становится Муза Алексеевна Мельникова, 1938 года рождения, из интеллигентной питерской семьи [русская по отцу, еврейка по матери], подарившая простому туркменскому парню двух детей: 18 апреля 1967 года — сына Мурада (Владимира), а затем, через два года — и дочь Ирину.

За следующие 18 с небольшим лет своей жизни явно не хватавший до того звезд с неба Сапармурат Атаевич совершил просто феноменальный скачок: от инженера по технике безопасности Безмеинской ГРЭС имени В.И.Ленина до первого секретаря ЦК Коммунистической партии Туркмении. В новейшей отечественной истории этот взлет можно сопоставить разве что с биографией Романа Аркадьевича Абрамовича, тоже воспитанника детского дома, ставшего богатейшим человеком России и губернатором Чукотки. Но пройти путь от круглого сироты до руководителя республики можно было, наверное, только в лишенном всякой видимой "цензовости" и обладавшем ресурсом вертикальной социальной мобильности Советском Союзе. Разумеется, при наличии определенных личных качеств и при безусловном соблюдении некоторых неписаных правил поведения.

Бывший детдомовец и будущий Туркменбаши оказался великим докой по этой карьерной части. Видимо, поэтому, оказавшись наверху, стал требовать от окружающих и подчиненных куда большей преданности и покорности, чем в былые годы приходилось демонстрировать перед "начальством" ему самому… Вообще, деградация и архаизация общественного уклада после разрушения СССР проявились во всех без исключения бывших союзных республиках — разве что степень этой деградации оказалась везде разной. Но практически везде — за исключением самой России — она была связана с возрождением (или формированием) этноконфессионального сознания, антисоветского и антирусского по своему существу. Этот "национальный миф" в Туркмении Сапармурата Ниязова оказался, вдобавок, наиболее близок к архаическому язычеству, "культу предков" и идолопоклонству.

Однако социально-экономические реалии "проклятого тоталитарного прошлого", несомненно, давали о себе знать: и через необходимость поддерживать в работоспособном состоянии газовую промышленность, а также через остаточные представления населения и элит о минимально допустимом уровне социальной справедливости.

Поэтому то, что сделано Сапармуратом Ниязовым в Туркмении за двадцать с лишним лет его власти, последние тринадцать лет — безраздельной и единоличной — вызывает сложные чувства: и удивления, и неприязни одновременно. Вот среднестатистический пример реакции типичного представителя русскоязычного интернет-сообщества, датированный 2004 годом: "Голдяк на пальце у президента ихнего — нехилый. Просто киловый самородок золота, в ём проделана дыра для пальца, а в самородке том золотом — не иначе из космоса алмазный булыжник-метеорит прямо туда упал, на Земле таких не бывает…" Но, что ни говори, "менталитету" своего народа образ мыслей и действий Туркменбаши подходил полностью, почти идеально. Словно некий джинн из восточной сказки, он возвел чудесные дворцы и фонтаны, воздвиг собственные статуи из золота и разбил прекрасные сады, написал шеститомную поэму "Рухнама". Сравнение с джинном, существом сугубо газообразным, здесь не случайно — ведь основой всего "ниязовского процветания" стал природный газ, ныне главное богатство Туркмении. Хлопковые дела и "наркотрафик" из соседних стран, прежде всего Афганистана, играют хотя и важную, но уже явно второстепенную роль.  

И "газовые аппетиты" Ашхабада, следует сказать, росли не по дням, а по часам. Туркменбаши чем дальше, тем больше тяготился своей полной зависимостью от "Газпрома", от российской экспортной "трубы", по которой он, собственно, только и мог торговать туркменским газом. Но такова была экономическая реальность, созданная усилиями советского Госплана. Он уже неоднократно пытался различными путями преодолеть монополию "Газпрома", однако при этом никогда не шел на открытую конфронтацию с могущественным ведомством сначала Вяхирева—Черномырдина, а затем и Миллера—Медведева. И не грозился увести счета из "Дойче Банка". Добивался своего хитроумными и окольными восточными способами. То отменял двойное гражданство, теряя в результате десятки тысяч квалифицированных русских специалистов. То "выкатывал" миллиардные претензии транзитной Украине за неоплаченное "голубое золото". То обещал построить "альтернативные" трубопроводы для поставок газа в Китай и на Кавказ…

Так что близкая кончина "отца всех туркмен" в любом случае выглядела всего лишь вопросом времени. Вот она и произошла.

Я не знаю, что теперь может случиться с золотыми статуями Сапармурата Ниязова на улицах Ашхабада, куда и кому пойдут его миллиардные счета в западных банках. Ясно, что неприкосновенность им отныне никто не гарантирует. Но народные туркменские предания о недолгом "золотом веке" и райских садах с тысячами фонтанов, бивших в самом сердце песчаной пустыни, гарантировать, наверное, можно. Во всяком случае, всё это ниязовское великолепие было куда более осязаемым, нежели похожий на мираж "непрерывный рост стабфонда и золотовалютных запасов" времен путинской России.

 



Рейтинг:   4.96,  Голосов: 141
Поделиться
Всего комментариев к статье: 9
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Все скоротечно....
ЩасЪ написал 25.12.2006 01:32
Так что близкая кончина "отца всех туркмен" в любом случае выглядела всего лишь вопросом времени. Вот она и произошла
___________
Так-с...кому "она" больше была выгодна,афтор?!
Привет от ИМХО
Новости Дня написал 25.12.2006 19:00
Cегодня,после продолжительной болезни,cопровождающейся яркими галлюцинаторными вспышками,в 00.00 - по внутрибольничному времени,вернулся к жизни,
неутомимый путешественник - по лабиринтам параноидальных мыслей,
слабоумный подопытный мусульманский пудель - с погонялом ИМХО ,
выращенный in vitro,в отделе экспериментальной патфизиологии,при университете Склифосовского-Кащенко.
Не приходя в сознание,он высказался..по ряду животрепещущих вопросов современности..После чего,потребовал прекратить опыты и отключить его.. от аппаратов - искусственного мозга,легких и сердца..Все это сопровождалось матерными призывами в поддержку Ислама и Кррана.
Может быть, ислам — религия высоких моральных норм? (Окончание)
Религия чего ? написал 25.12.2006 18:39
Koran 3.110 гласит:
Вы — лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите совершать одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха.
Но «одобряемое», как мы видим — чистая ложь, а «неодобряемое» — неприкрытое лицемерие. Что же делает вас «лучшей из общин, созданных на благо людей»? И благу каких людей вы служите? Произвела ли ваша община хоть одного мусульманского Ньютона? Или мусульманского Шекспира? Или мусульманского Моцарта? Или мусульманскую Мать Терезу? Несколько мусульманских имен, которые Вы в состоянии упомянуть, как, например, аль-Хорезми, были заметны только на фоне непроглядного мрака Средневековья. С тех пор, как Запад оставил Средние Века позади, Дар эль-ислам не смог произвести ни единого деятеля, чье существование не было бы небезразлично всему остальному человечеству. Не считая, конечно, невероятного множества саддамов, бин ладенов, арафатов и других разнокалиберных гитлеров.
Попробуйте прочесть Коран и Хадисы, чтобы самим убедиться в том, что ислам — это не «просто такая религия», а идеология джихада, а джихад — не внутренняя борьба мусульманина за духовное совершенство, а продолжающийся 14 столетий геноцид во славу ненастоящего пророка.
Кстати говоря, арабское слово «ислам» означает вовсе не «мир». Оно означает «покорение». Вы видите разницу между этими двумя понятиями?
Может быть, ислам — религия высоких моральных норм? (Продолжение)
Религия чего ? написал 25.12.2006 18:26
Может быть, ислам — религия высоких моральных норм? И это тоже не так. Даже если Вы попытаетесь объяснить чудовищную коррупцию, царящую в каждой, без единого исключения, мусульманской стране, извращениями подлинной веры, Вы знаете, что вино, секс и прочие земные услады, запрещенные мусульманам в этой жизни, обещаны им в избытке в следующей. Но если что-то является неприемлемым злом на грешной земле, оно должно быть еще более неприемлемо в безупречной чистоте райских кущ. Следовательно, причиной запрета на опеделенные действия является не зло, заключенное в этих действиях, а что-то другое. Что же? Вот, что думаю я. Самый нормальный человек взбесится, если ему навсегда закрыть доступ к обыденным радостям жизни. А, взбесившись, он перестает быть нормальным человеком и превращается в «мученика»-самоубийцу. Именно такие последователи и были нужны Магомету.
Вам также должно быть известно, что в мусульманских странах проституцией заправляют муллы. В полном соответствии с законами шариата, они заключают временные «браки» между клиентами и проститутками. Вы, я думаю, слышали и о знаменитых указах айатоллы Хомейни, разъясняющих верующим, как им надлежит поступать с изнасилованными ими младенцами женского пола и как — с домашней скотиной, использованной аналогичным образом.
Может быть, ислам — это религия благотворительности? Нет, не может, потому что все мусульманские благотворительные организации финансируют террористов. После разрушительного цунами 2004 года христианские страны оказали пострадавшим в десятки, если не в сотни раз бóльшую помощь, чем мусульманские, хотя абсолютное большинство пострадавших были именно мусульманами.
Религией чего же тогда является ислам? Что дал Магомет миру такого, чего мир не знал, пока он не объявил себя пророком? Евреи открыли единобожие за тысячи лет до Магомета. Христиане стали поклонятся, вместо Бога, смертному за сотни лет до Магомета. Что остается?
емусульманину знакомство с Кораном для понимания ислама не нужно. Ему достаточно внимательно, без предрассудков взглянуть на жизнь в мусульманских странах. Или, еще лучше, на самый неиспорченный тлетворным влиянием Запада мусульманский режим. Я думаю, Вы согласитесь, что таким режимом являлся Афганистан под властью Талибана. Хотели бы Вы жить в Афганистане при Талибане? Согласились бы Вы лишить женщин в Вашей семье права ходить в школу, работать, ходить по улице, обращаться при необходимости к врачу? Хотели бы Вы присутствовать при публичных казнях? Принимать участие в побивании камнями неверных жен? Понравилось бы Вам, если бы Вам предписывали, как Вам следует одеваться, какой длины бороду носить? Согласились бы Вы позволить правительству до последней мелочи регулировать каждый аспект Вашей личной жизни?
Как мусульманина, Вас все это вполне могло бы устроить. Но как разумный человек, Вы не можете ожидать, что такая жизнь может понравиться кому-либо за пределами Вашей религии.
Мой опыт чтения Корана был похож на опыт чтения Ленина. Вместо другого видения мира, вы найдете бурлящую ненависть к неверным и вообще всем, кто посмел не последовать за «пророком».
Коран ни разу не упоминает Иерусалима, он не содержит ни единой ссылки на Десять Заповедей. Все религии, о которых я знаю хоть что-то, определяют добро и зло в терминах обращения с другими людьми, вне прямой зависимости от того, какой религии придерживаются эти люди. Для евреев и христиан Десять Заповедей являются основным инструментом для различения добра и зла. Как мерят добро и зло мусульмане? Только верностью своему «пророку».
Козлу...
ИМХО написал 25.12.2006 18:54
Давай, давай, козлик, наяривай! А не боисси, что мы тоже Христианство неплохо изучили за столько-то центурий?
RE: "Религия чего?"
ИМХО написал 25.12.2006 18:24
В псих.войне тренируешься, сволочь?
est eshje primeri
vovan написал 25.12.2006 13:24
a vit zabili pro janukovicha, ego vzlet ne menee vpechatljajush .... tozhe sirota, tozhe lider. poprobujte
podnimites s 2 sudimostjami (esli oni konechno realno bili)
ЩасЪ-у
афтор написал 28.12.2006 22:47
Попробуй угадать с двух раз
Может быть, ислам — религия высоких моральных норм?
Религия чего ? написал 25.12.2006 18:05
Каждый народ определяет мир по-своему. Мусульмане, например, делят мир на две зоны. Одна называется «дар эль ислам», что означает «царство ислама» и включает в себя все части нашей планеты, уже завоеванные мусульманами. Другая же называется «дар эль харб», что означает «царство войны» и включает в себя все части нашей планеты, которые мусульманам еще предстоит завоевать.
Мусульмане отождествляют мир с исламом. Все же, что исламу пока не принадлежит, является объектом будущего захвата и разрушения. Впрочем, разрушением это является только с точки зрения «неверных»; с точки же зрения мусульман, это будет нашим приобщением к «дар эль ислам» — царству мира.
Более того, мусульмане верят, что это будет нашим возвращением в «дар эль ислам», поскольку, согласно учению их лже-пророка, весь мир принадлежит аллаху, а все люди, начиная с Адама и включая нас с вами, появляются на свет мусульманами.
Таким образом, мусульмане не врут, уверяя нас, что их злобные предрассудки являются религией мира: согласно их определению мира, так оно и есть. Нам же мир согласно джихадерам не подходит так же, как мир согласно поджигателям мира, причем не в силу каких-то там религиозных соображений, а просто потому, что существует вполне надежная статистика, согласно которой большинство мусульман, умирающих насильственной смертью, погибают от рук своих же братьев-мусульман.
Может быть, ислам — это религия глубоко личных верований? Ну, что ж, давайте посмотрим. Ислам — единственная религия в современном мире, допускающая и одобряющая насильное обращение. Несколько месяцев назад двое западных журналистов были похищены в Газе. Их держали в плену до тех пор, пока за них не был уплачен выкуп — еще один уникально мусульманский обычай. Журналистам предложили выбор: принять мусульманство или умереть. Они приняли мусульманство. Ни один человек, с чьим мнением считается Дар эль-ислам, ни единым словом не возразил против этого изнасилования. Ничего удивительного в этом нет. В течение 14 веков мусульмане распространяли ислам на острие меча. В течение 14 веков этот метод неуклонно расширял Дар эль-ислам. Зачем им отказываться от него сегодня?
Может быть, ислам — это религия правды? Я и в этом сомневаюсь. Вы должны знать, что шариат запрещает «неверному» свидетельствовать в суде против мусульманина. Это означает, что ваши религиозные суды и, следовательно, ваша религия заинтересованы не в правде, а только в подавлении немусульман мусульманами.
Может быть, ислам — религия любви? Но и это не так, потому что ислам — единственная религия в мире, чьи последователи ради поддержания семейной чести убивают членов собственной семьи, иногда — собственных детей. Это также единственная в мире религия, которая не обещает верующим объединения с членами семьи в следующей жизни. Вместо этого, праведным мусульманским мужчинам обещан бесплатный бордель до скончания времен. Что ожидает мертвых мусульманских праведниц, нигде не говорится, однако известно, что им выделен участок неба, в который мертвым праведникам мужского пола доступ закрыт. Казалось бы, любящий муж предпочел бы провести вечность в обществе любимой жены, а не вести себя, как кролик, страдающий приапизмом. Мусульманские мужья, в отличие от всех остальных, предпочитают вариант кролика.
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss