Кто владеет информацией,
владеет миром

Секретный аналитический доклад Посольства о внешней политике Таджикистана

Опубликовано 17.04.2007 автором Мария Кулёва в разделе комментариев 2

Секретный аналитический доклад Посольства о внешней политике Таджикистана

Передала Мария Кулева, магистрант факультета «Иностранных языков» Киргизского Государственного Национального Университета им. Ж.Баласагына г. Бишкек.

Embassy Cable Confidential, For Restricted Use Only Reg. # ____ 07.11.06 The State Minister For Foreign Affairs (personal, confidential)

Неофициальный перевод Госминистру иностранных дел (лично, конфиденциально)

О новом курсе Э.Рахмонова по налаживанию стратегического союзничества с США

В виду намеченных на осень этого года президентских выборов в стране наблюдается усиление негативных настроений среди старших должностных лиц государственного аппарата, а также чиновников разных уровней и представителей региональных политических элит. В первую очередь это связанно со стремлением ряда лидирующих политических фигур и неформальных элит сохранить те позиции, которые были аккумулированы за последнее время.

В немалой степени надежды отдельных политических лидеров связаны с внешнеполитической активностью вокруг Таджикистана наметившейся в первой половине 2006 года и теми постоянными контактами, которые они осуществляют как в ходе официальных визитов зарубежных делегаций, так и в ходе полуофициальных контактов с представителями иностранных дипломатических и гуманитарных миссий в РТ. В сфере безопасности существенных изменений в позитивную сторону не произошло. Положение дел в этой сфере в отчетный период по-прежнему характеризовалось повышенной напряженностью, связанной с вылазками отдельных террористических групп и актами террора, как в Душанбе, так и в ряде регионов страны.

Косвенные признаки могут указывать, на то, что террористические вылазки и мероприятия связанные с поиском иностранных шпионов и диверсионных групп, а также ряд арестов в среде высокопоставленных коррупционеров являются частью мероприятий государственных служб безопасности РТ по нагнетанию психологического давления на потенциальных оппонентов официального Душанбе с одной стороны, а также по улучшению имиджа администрации ЭР среди населения. По нашему мнению, наиболее важным элементом данной стратегии является двуединая цель по закреплению роли действующего президента, как единственной компромиссной политической фигуры в РТ и необходимость обеспечения чрезвычайных мер в предвыборный период и непосредственно во время выборов, в случае отсутствия избирательской поддержки со стороны местных элит.

Кроме того, такая ситуация, должна позволить ЭР позиционировать себя как «безальтернативного кандидата» в условиях жесточайшего экономического кризиса и на фоне сохраняющейся угрозы дестабилизации социально-политического «status quo» в стране. В частности, по мнению источников в АП РТ, такая схема позволяет непосредственно ЭР занимать более уверенную позицию при проведении консультаций и переговоров с зарубежными партнерами, в первую очередь имеющими долгосрочные военно-политические интересы в самой РТ и в регионах Южной и Центральной Азии, на предмет взаимоувязки вопроса «сохранения своей политической роли с необходимостью обеспечения интересов указанных внешних сил». За отчетный период наблюдалась активизация многопланового сотрудничества РТ с иностранными государствами и международными организациями по линии военно-политического сотрудничества, а также в рамках геополитических проектов инициированных в первую очередь США.

На этом фоне показательным явился не анонсировавшийся до последнего момента визит министра обороны США 10 июля в Душанбе. Данный визит демонстрирует серьезную переоценку перспектив и приоритетов политического сотрудничества с государствами ЦА со стороны США. Эти тенденции наметились на фоне изменившихся подходов США в ЦА, единственным ресурсом которой на сегодня, по сути, является «задабривание» Казахстана в качестве «примерного партнера и лидера экономических реформ в ЦА». Однако, в Вашингтоне понимают, что Казахстан в силу своего уязвимого для РФ и КНР геополитического расположения, ограниченности демографического потенциала и зафиксированными в международных договорах обязательствами перед союзниками из ОДКБ, и в частности перед РФ, а также честной позиции высшего политического руководства в международных делах, не пойдет на условия США по коренному изменению своей внешнеполитической ориентации.

Таким образом, даже в долгосрочной перспективе не следует ожидать трансформации РК в «эксклюзивного геополитического партнера». Астана будет оставаться «проблемным» с точки зрения США партнером и создавать угрозу американским интересам в регионе в долгосрочной перспективе. Туркменистан в лице СН, зафиксировав политику постоянного нейтралитета, исключил возможность своего участия в геополитических проектах крупных стран и в первую очередь США. В этих условиях американская администрация вынуждена снизить уровень потенциальных военно-политических надежд на Туркменистан. Кыргызстан в силу недозавершенности политических процессов по передаче власти в руки проамериканских политиков и вмешательство РФ в процесс стабилизации ситуации в стране, продемонстрировал недружественные в отношении США подходы, тем самым, подорвав надежность перспектив военного присутствия США в РК. После потери стратегических позиций в Узбекистане Бишкек втянул Вашингтон в малообещающий для США переговорный процесс по поводу будущего базы «Ганси». Несмотря на то, что соглашение об американской базе "Манас" в Бишкекском аэропорту будет в ближайшее время продлено на новых условиях, США не могут не быть заинтересованы в других «точках опоры» в регионе.

Представляется, что в нынешних условиях можно говорить о скором закрытии американской военной базы в Киргизии уже в самое ближайшем будущем. Сложившаяся негативная атмосфера восприятия «антитеррористической кампании» в самих США, характеризуется как крайне сложная. В этих условиях, США вынуждены обеспечить надежное военно-тыловое прикрытие в прилегающих к зонам проведения «кампании» регионах и таким образом сделать основной упор на РТ, используя возможности подкупа политической лояльности ЭР. Для того чтобы закрепить уверенность Душанбе в своих намерениях, Вашингтон систематически направляет высокопоставленных представителей в РТ. В 2005 Душанбе посетили глава Пентагона Д.Рамсфельд (ДР), командующий Центральным командованием Дж.Абизейд, заместитель Госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Р.Джозеф, госсекретарь К.Райс. 7 мая т.г. в Таджикистан побывал помощник госсекретаря Р.Баучер, с 14 по 17 июня Н.Темз, советник комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе, 10 июля министр обороны Д.Рамсфельд. Данные лица, в ходе переговоров с руководством РТ, постоянно подчеркивают «значимость и особенное место Таджикистана» для внешней политики США. Кроме того, в ходе последних встреч был сделан ряд серьезных, пропагандистского характера заявлений, в которых выражается серьезная «готовность инвестировать в энергетический сектор РТ». Основная цель этих усилий - оторвать РТ от ЦА и завязать ее на Афганистан и Пакистан.

В соответствии с практикой привлечения крупных коммерческих компаний США под проводимую в иностранных государствах политику, по нашему мнению следует по новому взглянуть на ранее инициированные американской стороны предложения. В ходе переговоров помощника госсекретаря Р.Баучера с руководством РТ в мае с.г. было выдвинуто предложение о возможности американского участия в строительстве крупнейшего Джастижумского гидроузла на приграничной с Афганистаном реке Пяндж. Стоимость проекта оценивается в 3,2 млрд. долларов, а в случае его реализации, выработка электроэнергии суммарно будет равна объему производимой электроэнергии строящихся Рогунской, а также Сангтудинских ГЭС №1 и № 2 вместе взятых. Кроме того, накануне визита Д.Рамсфелда прозвучало предложение Д.Перри, вице-президента компании АЕS, о реализации проекта объемом в 1 млрд. долларов по поставке электроэнергии из Таджикистана в Афганистан и Пакистан.

В рамках проекта предусмотрено строительство двух ГЭС общей стоимостью 500 млн. долл. И строительство двух ЛЭП на такую же сумму. В целом, эти проекты могут способствовать уменьшению дефицита электроэнергии на рынках нашей страны и сопредельного государства. Непосредственно во время визита министра обороны США, в Душанбе находился К.Рейнольдс, представитель американской компании «Abt Associates Inc». По информации СМИ, цель визита – подготовка к новому региональному проекту, который будет направлен на развитие предпринимательства и торговли. По информации источников, в прошедшем году совокупный объем государственной помощи по линии различных министерств и ведомств США для РТ составил порядка 60 млн. долл. Как ожидается, в нынешнем году эта сумма составит около 90 млн. долл. При этом значительно изменилась структура оказываемой помощи. Так, если на начальном этапе помощь в большей степени носила чисто гуманитарный характер, то в настоящее время она сконцентрировалась в первую очередь на оказании помощи в укреплении безопасности и потенциала силовых ведомств, содействии демократии и НПО, укреплении потенциала государственных институтов власти и госслужащих.

По состоянию на начало 2006 г. 1,500 граждан РТ прошли тренинговые курсы и профессиональную переподготовку в США по линиям профессионального и академического обмена. Также, в настоящее время США осуществляют ряд масштабных программ в РТ в сфере безопасности: Программу содействия экспортному контролю и охране границ, Программу международного военного образования и обучения, а также в рамках тесного сотрудничества с Агентством по контролю за оборотом наркотических веществ. В результате выдавливания пограничной службы РФ с афгано-таджикской границы и передачи ее под полный контроль пограничной службы РТ, США инициировали крупную программу помощи РТ по охране границы.

Обращает на себя внимание тот факт, что большая часть средств, выделяемых США республике в качестве помощи по статье «безопасность и правоприменение» была направлена Государственному комитету по охране госграниц (ГКОГГ) и Агентству по контролю за оборотом наркотических веществ. Так если в 2005 г. ГКОГГ получил от США помощь на более чем 25 млн. долл., то к настоящему по информации наших источников данная цифра уже достигла 18 млн. долл. Оказываемая финансовая и техническая помощь сопровождалась активным участием американских инструкторов в подготовке и переподготовке таджикского пограничного персонала и офицеров других силовых структур. К настоящему времени это число составляет 600 человек. Кроме того, в рамках поощрительных мероприятий США выступили инициаторами списания внешней задолженности перед рядом международных финансовых институтов. К настоящему времени списаны 99 млн. долл. долга РТ перед МФВ. Согласие стран – доноров было получено в результате активных лоббистских усилий представителей Госдепа США. В результате реструктуризации общей задолженности перед МФВ, РТ остается должен всего 45 млн. долл. Подобные шаги позволяют администрации США привлекать не только собственные государственные и негосударственные ресурсы, но также и помощь международных финансовых институтов, находящихся под влиянием США.

В результате снижения объема задолженности, Таджикистан получит возможность на получение 66 миллионов дополнительных долларов в рамках программы МВФ по сокращению бедности, что составит 55 процентов от квоты РТ в фонде. Вслед за МФВ, Всемирный банк намерен также списать долг РТ перед банком. По информации источников в министерстве финансов, данное предложение нашло понимание со стороны американских и западных консультантов и в течении этого года следует ожидать решение G8 о полном списании долга РТ перед ВБ в размере 301,17 млн.долларов. Данный шаг наравне со списанием долга перед МФВ должен в значительной степени облегчить уровень потенциальных расходов самих США в РТ и продемонстрировать оказываемую политическую поддержку нынешнему руководству РТ. В свою очередь для РТ это позволит значительно снизить внешний долг, составлявший на начало 2006 г. 894 млн.долл. Из него прямой государственный долг, обслуживаемый страной составлял 708,2 миллиона или 30% от ВВП, долги под государственные гарантии 30,78 миллионов долл., без гарантий правительства 14,41 миллиона долл., долги перед Китаем 6 млн.долл., кредиты МФВ до погашения задолженности 135,55 млн.долл.

Таким образом, списание долгов МФВ и ВБ позволит на 50 % снизить объем внешней задолженности и значительно повысить кредитный рейтинг страны, обеспечив получение новых объемов финансовых заимствований. Кроме того, США закрепляя свои начинания в сфере привлечения внешней помощи РТ убедили Совет директоров ВБ под руководством П.Вулфовица одобрить 6 июля с.г. два гранта на общую сумму в 15 млн.долл. Предполагается, что данные средства будут направлены на повышение эффективности деятельности госсектора и выработку мер политики в интересах развития РТ. В ходе имевшихся за отчетный период официальных контактов, а так же «дружественных бесед» получена достоверная информация о том, что высшее руководство РТ достаточно лояльно оценивает поступающие от США сигналы о необходимости более тесного взаимодействия по всему спектру общих для сторон вопросов и намерено действовать без оглядки на своих соседей по региону и Москву.

Данная позиция, которая уже озвучивалась в таджикских СМИ, обосновывается тем, что в настоящее время РТ давно уже не является подчиненной частью бывшего СССР, тем более не ее политической периферией, а суверенным государством со своими региональными «политическими интересами». В данном контексте, американская сторона пытается играть на традиционном «узбекско-таджикском» противостоянии. Используя эмоциональную восприимчивость ЭР к антиузбекским предложениям, представители миссии США в стране стремятся максимально использовать данный фактор при проведении двусторонних консультаций с представителями официального Душанбе. По крайней мере, известен один достоверный случай, когда на самом высоком уровне была зафиксирована просьба РТ к представителям Белого дома, оказать помощь в нажиме на РУ.

В этой связи, считаем уместным отметить, что в свете совпадения подходов Вашингтона и Душанбе к проблеме взаимоотношений с РУ, следует ожидать расширения сотрудничества между силовыми структурами двух стран в пограничных таджикско-узбекских районах, развертывания американских НПО и других американских миссий в вышеуказанных районах, а также увеличения присутствия военно-разведывательного американского персонала, способного проводить оперативно-информационные мероприятия на приграничных территориях. В ходе имевших место встреч и контактов, по случаю открытия нового посольства США в Душанбе, можно констатировать, что, несмотря на желание американской стороны ускорить темпы сотрудничества, таджикская сторона ведет «игру» по затягиванию США в орбиту своих сугубо практических интересов.

Данный факт обусловлен эрозией позиций США в регионе, и неспособностью Вашингтонской администрации продолжить политику замены политических режимов на пространстве СНГ и в регионе ЦА. Провал спецслужб США по инициированию «смены режимов» в странах СНГ подорвал не только их авторитет в регионе, но и проявил ненадежность политического партнерства с этой страной, а также продемонстрировал возможность противостояния ее устремлениям со стороны малых стран. На этом фоне можно ожидать, что, не смотря на многочисленные контакты американских представителей с таджикским гражданским сектором, оппозиционными политическими партиями и общественными объединениями, США, в виду ситуации «цунг-цвага» своей центрально-азиатской политики, вынуждены поддержать кандидатуру ЭР в ходе ноябрьских президентских выборов, и таким образом, стремясь окончательно завоевать его доверие.

В результате, американская сторона постарается максимально вернуть политические вложения сделанные в РТ в течении последних нескольких лет, завязав Таджикистан в региональном отношении на Южной Азии с основной привязкой этой страны к Афганистану и Пакистану. В соответствии с получаемой информацией: США постараются нивелировать традиционные дружеские ирано-таджикские связи и вписать Таджикистан в свою антииранскую международную коалицию; постараются укрепить свое военно-политическое присутствие в ЦА за счет Таджикистана и попытаются постепенно выдавливать Россию из региона; используют официальный Душанбе в качестве «троянского коня» в структурах ШОС, ЕврАзЭС и ОДКБ с одновременным ослаблением позиций РФ в РТ и оказанием психологического и военно-политического давления на КНР.

Данная поведенческая модель указывает на то, что в нынешних геополитических условиях, Вашингтон рассматривает РТ как основной элемент в стратегии по подрыву безопасности ЦА изнутри. В частности вторжение боевиков с территории Согдийской области РТ в Кыргызстан 12 мая т.г., полагаем возможным рассматривать в качестве пробы сил и тренировочно-разведывательных мероприятий. Основной целью Вашингтона по нашему мнению является подрыв внутренней стабильности РУ, что автоматически должно привести к дестабилизации ЦА и привести к созданию зоны управляемых США конфликтов в регионе, а также к введению внешнего контроля над регионом. По полученной первоначальной информации, в ходе встречи ДР с ЭР, было озвучено предложение американской стороны о повышении статуса Душанбе за счет интересов соседних с ним государств. С другой стороны, по полученным данным ряд представителей МГБ и МИД РТ муссируют планы по объединению РТ с рядом таджикоговорящих регионов ИРА в конфедерацию, способную противостоять как соседям по ЦА, так и пуштунским провинциям ИРА.

Данная идея находит активное понимание и со стороны представителей бывшей ОТО и части представителей среднего управленческого звена силовых ведомств РТ, имеющих долгосрочные интересы и широкую контактную базу в сопредельной стране. По нашим оценкам, ряд косвенных признаков указывают на то, что в случае достижения компромисса между Белым Домом и Душанбе по вопросу легитимизации ноябрьских выборов, а также вовлечения РТ в орбиту геоэкономических интересов США, Вашингтон может рассчитывать на получение преференций по размещению на территории РТ расширенного военно-дипломатического персонала не имеющего «де юре» статуса базы, но способного проводить активные мероприятия в регионе.

По мнению нашего военно-политического визави в миссии США в Душанбе, американская сторона активно стремится продвинуть таджикской стороне концепцию "места, а не базы" ("places not bases"). В соответствии с этим, таджикская сторона, не нарушая никаких договорных обязательств в рамках международных соглашений, сможет обеспечить ограниченное присутствие США в ЦА, которое будет основываться не на строительстве базы и размещении вооруженных сил, а на установлении долгосрочного союза с РТ. За основу взят фактор "возможностей", который представляет собой РТ для ВС США. Данное предположение находится в логической увязке с заявлениями руководства РТ о невозможности создания дополнительных военных баз на территории страны и базирующимися военнослужащими из Франции и шести самолетов "Мираж", осуществляющих функции поддержки международной военной коалиции в Афганистане, и которые в случае необходимости быть переданы под совместное с США управление.



Рейтинг:   4.62,  Голосов: 8
Поделиться
Всего комментариев к статье: 2
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Интиллигент написал 17.04.2007 17:11
А почему секретный, вот он бери читай.
Blizorukostj Kremlja
Ainar написал 17.04.2007 12:16
Divu dajoshsja, kogda sopostavljajesh 300 milliardov dollarov Stabfonda v zapadnih cennih bumagah i 2 milliarda dollarov dlja stroitelstva GES v Tadzikistane, kotorije ne tolko horosho okupilisj, no i sdelali bi Tadzikistan Rossijskim drugom. Ne govorja uzh ob ostalnih sferah. A eto vsjo na fonje hitrogo i daljnovidnogo podkarmlivanija i vovlechenija respubliki v seti Ameriki. V konce eto obvernjotsja kuda bolshimi zatratami dlja Rossiji. Kogda, nakonjec, Rossija ne stanjet ogljadivatsja boljshe na Zapad?
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss