Кто владеет информацией,
владеет миром

Среднеазиатский ренессанс в Казани

Опубликовано 13.10.2015 автором в разделе комментариев 10

кино азия митина кишлак
Среднеазиатский ренессанс в Казани

Повседневные житейские мелочи типа сирийской военной кампании,  украинского апокалипсиса  и т.п. отвлекли меня от описания главного события нынешней осени    -    Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино, к которому считаю необходимым вернуться.  Вопреки опасениям организаторов,  осложнение международной обстановки никак не повлияли на настойчивое стремление кинематографистов всего мира к участию в ежегодном казанском киносмотре,  не повредили фестивалю ни антироссийские санкции, ни набирающий обороты мировой экономический кризис     -    в этом году 53 страны прислали свои киноработы в Казань против 50 в прошлом году.  Отсутствие на 11-м КМФМК привычной Аль-Джазиры,  завсегдатая казанского кинофорума, ежегодно посещающего Казань для отбора фильмов на собственный кинофестиваль  Аль-Джазира фест, подтверждает просочившуюся в СМИ информацию о глубоком кризисе крупнейшего медиа-холдинга,  уволившего огромное количество журналистов, сократившего число корпунктов и заметно уменьшившего своё присутствие в медийном пространстве. 

Меняется и география фильмов-участников. Если в предыдущие годы  количество фильмов из постсоветской Средней Азии, например, оставляло желать много большего, то в этом году три среднеазиатские республики ярко и сочно отметились в фестивальной программе,  а одна из них настолько сочно, что ухитрилась отхватить гран-при.  О картине-победительнице, спровоцировавшей нехилый скандал в день закрытия КМФМК, расскажем в следующем обзоре.  Слегка огорчило отсутствие в фестивальной афише свежих образцов набирающего силу казахстанского неореализма, не доехавших до Казани в этом году.   Зато искренне порадовали высокопрофессиональные, достойные лучших советских образцов картины режиссеров из Узбекистана и Таджикистана.  По свидетельству режиссеров Мансура Васати и Носира Саидова,  бюджеты республик способны поддержать не более 5 полнометражных картин в год,  но в обоих случаях мы имеем дело с кино мирового уровня. 

Узбекская и таджикская конкурсные картины сняты в схожей художественной манере, но при этом диаметрально противоположны по месседжу и мироощущению.  Можно сказать, что эти два фильма находятся в прямой полемике друг с другом    -    если схожесть жанра и метода объясняется общностью советской кинематографической школы, взрастившей современное кино постсоциалистического пространства, то на  идеологический и мировоззренческий стержень  фильма, безусловно, накладывают отпечаток личность и авторская позиция режиссера. 



Когда происходит действие «Колодца» Мансура Васати, определить поначалу практически невозможно   -   жизнь узбекского кишлака застыла, остановилась во времени.  Скудный пустынный быт коррелирует с абсолютно архаичными, феодальными взаимоотношениями людей.  И хотя впоследствии авторы фильма маркируют советский Узбекистан красными флагами и портретами Ленина,  люди на этой выжженной земле веками живут одинаково. Простодушный бедняк Лаллай (узб. «лузер», «лох»)  -  единственный в округе, кто умеет рыть колодцы   -  вода, символ жизни на Востоке, труднодоступна, и другой бы на месте героя сколотил бы на этом состояние.  Но не таков Лаллай   -  он работает когда за гроши, когда за еду, а когда и за спасибо, демонстрируя образец бескорыстия и всепрощения.  Тем не менее, для режиссера, взявшего себе псевдоним Васати (арабск. «умеренность»),  это не советский альтруизм, столь знакомый нам по недавней жизни, а именно религиозное, кораническое бессеребренничество.  Васати делает из советского передовика производства мусульманского праведника,  из его сребролюбивых  заказчиков-мироедов    -   вероотступников, живущих неправедно, а принцип торжествующей справедливости, свойственный социалистическому реализму, отбрасывает вовсе   -   спонтанный, минутный бунт героя против угнетения и хамства не приносит ни счастья, ни свободы.  Отказавшийся осквернить мусульманское кладбище праведник остается обездоленным неудачником, а толстопузые осквернители  -  хозяевами жизни. 

Несмотря на настойчивое стремление автора сыграть на контрапункте, противопоставляя праведника Лаллая жестоким и холодным эксплуататорам,  положительных персонажей в фильме нет   -    к сочувствию и жалости, которую вызывает герой, примешивается раздражение:  самоуничижение и рабскую покорность  автор ошибочно путает с духовной силой,  а  подставляющий вторую щёку   -   не наш герой.   

«Колодец»   -  именно тот случай, когда подчеркнуто реалистическая манера киноизображения слегка диссонирует с  нашим историческим и эмпирическим знанием, и знаменитое «Не верю!» Станиславского вспоминается гораздо чаще, чем это хотелось бы зрителю, настроенного на реалистическую картину.    Главный герой  (великолепная роль Мухаммадисо Абдулхаирова), восходящий к религиозным образцам праведного мученичества,  сочетает в себе несочетаемое    -    с одной стороны, он обездоленный и отверженный представитель социальных низов, практически неприкасаемый, выполняющий самую тяжелую, неблагодарную, рабскую физическую работу и лишенный элементарных гражданских прав,    -   типаж отнюдь не советских времен.  Можно спорить о формах эксплуатации в советской среднеазиатской реальности, но совершенно очевидно, что выглядела она абсолютно по-другому.   С другой стороны,  в Средней Азии в любую историческую эпоху, что в советскую, что в досоветскую,  мираб    -  распорядитель водных ресурсов и оросительных систем     -   повсеместно был одним из наиболее уважаемых людей в обществе.   И представить себе, что человек, от труда и талантов которого зависела в буквальном смысле жизнь всей округи,  в советское время с его общинным коллективизмом   не мог собрать денег на поездку из своего района в Ташкент к смертельно больному сыну,  просто невозможно    -  для справки, в позднесоветское время билет на самолет из Семипалатинска в Москву стоил 17 рублей.

Понимая желание автора высказаться на вечную тему с помощью вечных архетипов, думаю, всё же гораздо честнее было бы снять фильм как социальную антиутопию   -    конкретные маркеры исторической эпохи в виде атрибутов советского социализма не просто снижают доверие к происходящему на экране и заставляют упрекать автора в предвзятости, но и  размывают жанровые рамки реалистического кино.      


  
Совсем другая система ценностей лежит в основе фильма «Муаллим» («Учитель») таджикского режиссера Носира Саидова по сценариюСафара Хакдодова,    –   мы видим героев на переломе эпох, когда  в начале 1990-х таджики крайне тяжело, через кровь и войну расставались с советским прошлым, по которому автор фильма испытывает совершенно явственную, нисколько не скрываемую ностальгию. Сыновья деревенского учителя Назара продолжают дело отца, хранят наилучшие традиции, оставшиеся от советского периода  -  достоинство, служение обществу, готовность прийти на помощь, повышенные требования к самому себе,   соблюдение чести профессии Учителя.  Некоторая прямолинейность режиссера в изображении героев    -    комически и зло высмеяны как новые хозяева жизни, купившие власть  за деньги, так и вылезшие как грибы после дождя муллы,  насаждающие примитивные шариатские порядки и тянущие сограждан назад,  к архаике и мракобесию,    -    отнюдь не выглядит упрощением, просто режиссер сделал свой нравственный выбор и не считает нужным лукавить со зрителем.  «Кончилось ваше время»,   -  говорит новый хозяин жизни старому коммунисту Назару.  «А это мы ещё посмотрим»,    -  отвечает старик.  Причудливым смешением времен,  ценностной эклектикой выглядит финальная сцена похорон  заслуженного учителя СССР Назара,  над гробом которого, накрытым пиджаком с орденами и медалями,  мулла читает суру Ясин. 

Если для Мансура Васати религиозная мораль явно превалирует над моральным кодексом строителя коммунизма, то фильм Саидова можно назвать резко антиклерикальным,   -   муллы и имамы, паразитирующие на людской слабости и невежестве, уничтожающе высмеиваются,   -     но не отбрасывающим  с порога тех преимуществ ислама, которые  несут человеку духовное и даже социальное освобождение.  Крайне интересна сюжетная линия, связанная с односельчанкой героя Самандара, первой любовью его брата, дочь которой Самандар учит в школе   (иранская актриса Махноз Афшор).  Выданная замуж за нелюбимого человека и тяготящаяся своим браком, она бунтует, призывая на помощь нормы настойчиво навязываемого обществу шариата, извлекая пользу из сравнительно простой и доступной для женщины процедуры развода     -    каноническая шариатская норма оказывается гораздо прогрессивнее неписаных законов и социальных предрассудков, веками стреноживавших развитие общественных отношений.  Устав от издевательств мужа, она  публично отрекается от него, и он вынужден уступить  -  как шариатскому закону, так и общественному мнению. 

До слез трогательно выписана линия отцовско-сыновней любви,    -    трогательной, бережной, и в то же время требовательной и воспитывающей.  Долгая и детальная сцена купания сыном престарелого и полунеподвижного отца    -  безусловная художественная кульминация картины.

Фильм  «Учитель» в Казани был удостоен вполне заслуженной награды за лучший сценарий,  написанный председателем Союза кинематографистов Таджикистана Сафаром Хакдодовым.



Ещё один образец нового таджикистанского кино    -    игровая двадцатиминутная короткометражка дебютанта Диловара Султонова «Белый воробушек» о пятилетнем немом мальчике, живущем в своем особом поэтическом мире.     Ребёнок, мечтающий научиться летать, ищущий понимания у мира взрослых, выстраивающий непростые взаимоотношения со сверстниками, не понимающими его «особости»,   -     на первый взгляд перед нами психологическое «возрастное» кино о детском взрослении.  На самом деле режиссер, обучавшийся на киностудии известной иранской семьи Махмальбаф и  делающий первые шаги в режиссуре, попробовал снять красочную поэтическую сказку-фантазию,   поместив своего маленького героя в абстрактное пространство «где-то на Востоке» и попытавшись создать мир ребёнка при помощи нереально ярких, анилиновых красок без полутонов.  Зияющее отсутствие драматургии и сюжета,  псевдомногозначительные длинноты  и карамельная слащавость видеоряда не позволяет «Белому воробушку» выйти за рамки ученической работы, и специальный приз фестивального жюри, врученный начинающему режиссеру, выглядит большим авансом.  

Тем не менее, присутствие на фестивале высококлассного таджикистанского кино стало огромным сюрпризом для тех, кто полагал, что послевоенный кризис  убил республиканский кинематограф.  Традиции, заложенные Тахиром Сабировым, Маратом Ариповым,  Сухбатом Хамидовым, Анваром Тураевым получили достойное продолжение, возродившись после затяжной паузы, вызванной  гражданской войной, крушением идеалов  и  распадом  республиканского творческого киноцеха.



Рейтинг:   3.40,  Голосов: 5
Поделиться
Всего комментариев к статье: 10
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: прямо как
Мурад АКМАЛОВ написал 01.11.2015 04:53
Дай Аллах, чтобы не было войны, чтобы Ташкенту не пришлось снова стать хлебным городом.
написанное
Приодолел написал 14.10.2015 05:30
и даже увидел смысел! Пишите исчо. Жду ответа как сало, вей лето!
Re: Re:
ТотКто Всегда возращается написал 13.10.2015 23:31
"Beddon написал 13.10.2015 18:23
Так не для тебя написано) Дыши носом,читай Мурзилку...
Ответить"
- Таки для мазохистов писано...
Re: Re:
В лад написал 13.10.2015 20:17
Ты сам то чего-нибудь понял, любитель мурзилки?.Букв полно, а смысл-слюни-АХ-сопли-АХ-какая я(Дашка) ценительница прекрасного-АХ-никто замуж не берет дЭвушку за эНто-О-ЁЁ-ЁЁ!
Re:
Beddon написал 13.10.2015 18:23
Раскрыть комментарий
(без названия)
Ни одолел написал 13.10.2015 17:11
Ни асилил. Слишком многа букав.
Re:
ТотКто Всегда возвращается написал 13.10.2015 14:18
"Когда происходит действие «Колодца» Мансура Васати, определить поначалу практически невозможно "
- Таки зачем это делать? У автора, кака обычно своя шиза в галаве - у узрителей - таки своя... Узрителям надо платить за просмотр и давать таблетки от шизы творчилльных авторов, которая таки может выскочить из экрана и таки поразить слабый моск узрителей- то таки да!
И вообще - всех творчилл надо снять с гос довольствия - пусть их сшаки грантами таки подкармливают, а с грантов брать налога прОцентов 90-95, чтоб таки страна богатела на убогих трудах шизиков... То таки да...
(без названия)
Qaqan написал 13.10.2015 14:13
Не случайно жидовка с речью подворотной ***** вдруг решила писать про казань...
(без названия)
Ченко написал 13.10.2015 13:59
Милая Вы наша волшебница, то что имело название "анисоветская агитация и пропаганда" могло быть разным: и глупостью: "политрук враг, он стреляет в спину" и нет: "это наш советский герб: есть там молот,есть и серп!;.. хочешь сей, а хочешь куй!, все равно, получишь...", так вот в стишке о советском гербе есть не только манипуляция сознанием -а апелляция к низменному в человеке (если не обесцененная лексика, то намек на нее в стишке имеется) всегда есть манипуляция сознанием,ибо низменное - это безрассудное, животное,.. но есть там и гротеск, горечь,.. однако сущности не меняло...
Такие и "наши бараны" но если традиционно-демократический, с "общечеловеческими ценностями" в т.ч. и такими как религиозное осуждение социального неравенства, а это то что и оплакивание крокодилом своей жертвы...
Конечно, внутриполитичбеская обстановка в Узбекистане и Таджикистане разная, если в Узбекистане Аллах говорит устами светских властей и ислам там приспосабливается к реалиям 21 века чинно и степенно; другое дело Таджикистан, там среди ишанов есть и ишаки, а среди мулл -гибриды лошади и осла -мулы, а за живительными присмотр нужен...
А Дарье Алексндровне совет - не шляйтесь по хазам и малинам, фестивалям и ресторанам - не уподобляйтесь Маньке Облигации...
прямо как
в кино... написал 13.10.2015 12:36
а вышел на улицу все то же самое вокруг таджики да узбеки. Русские не пойдут на эти фильмы.
апАтамучта фильмы тджикские + узбекские = афганские.
В афганистане они все афганцы.
Но понаехали вРоссию как таджи и узбы.
Ну и ехали бы к себе кино снимать.
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss