Кто владеет информацией,
владеет миром

В Госдуме обсудили предварительные материалы плана мероприятий по формированию условий для развития институтов оформления независимой оценки качества образования

Опубликовано 26.11.2009 в разделе

В Госдуме обсудили предварительные материалы плана мероприятий по формированию условий для развития институтов оформления независимой оценки качества образования
Круглый  стол по обсуждению предварительных материалов плана мероприятий по формированию условий для развития институтов оформления независимой оценки качества образования.

Экспертное обсуждение предварительных материалов плана мероприятий по формированию условий для развития институтов оформления независимой оценки качества образования продолжилось на втором круглом столе, посвященном этой проблематике.

«Вместо поиска эффективных методов контроля идет надстраивание новых бюрократических инстанций. В Москве в рамках департамента создается структура, аналогичная Рособрадзору, которая призвана контролировать качество образования. Две контролирующие организации уже есть, эта третья. Пока в ней только 35 человек, но лиха беда начало. Они будут проводить аккредитацию и лицензирование. А старая служба лицензирования теперь будет работать только на аттестацию учителей, - сообщила директор центра образования №170 им. А.П. Чехова (Юго-Западный округ Москвы) Э. Гуськова. - А между тем, есть простая вещь, никак не отвлекающая учителей от работы и не требующая особых затрат. Такой эксперимент проводился несколько лет назад по инициативе некоммерческой организации - Фонда Сороса и охватывал только учителей естественных наук. Это опрос студентов 3-го курса, когда они уже сформировались, могут объективно оценить тот уровень знаний, которые им дали в средней школе и опробовали эти знания в процессе обучения в вузе. Им задавали вопрос - как вы оцениваете качество преподавания в школе по различным предметам? И их оценка была со стопроцентным попаданием. Никто случайный не попал в этот рейтинг. Только те учителя, что дали глубокие знания". Закрепление (в том числе и законодательное) такого механизма стало бы очень своевременным и важным шагом - считает эксперт.

По мнению Гуськовой, этот опыт можно было бы возобновить и даже распространить на оценку учебного заведения в целом, подключить и самих школьников и родителей. Субъективные моменты этой оценки, вероятно, придется скорректировать, но в целом, такая форма общественного контроля за качеством образования, будет полезной и не потребует создания громоздких процедур.

"Монополия ЕГЭ сильно подрывает культурный и творческий уровень учащихся (да и учителей тоже)., - продолжила она. - Только натаскивание. Им уже некогда заниматься какими-то творческими проектами, повышать свой культурный уровень. Просто физически некогда. Репетиторство процветает, но теперь ушло из школы на уровень вузов. Школам же с введением ЕГЭ досталась лишь масса бумажной работы. Теперь каждая школа перед проведением ЕГЭ фактически прекращает работу на несколько недель. Только по одной школе пример - 30 помещений, 32 учителя задействованы. Только бумажная работа. Для пробного ЕГЭ прерывают учебу, отменяют уроки. В такой форме тестовая система нежизнеспособна. Сочинение отменили, ЕГЭ проверяет лишь правила грамматики, а речь школьников при этом чудовищно убога по содержанию».

Профессор Московского городского педагогического университета Елена Борисова, в свою очередь, отметила: «Как русист могу сказать, что идея проверять знание учеников 11 класса русского языка через вычленение суффиксов абсурдна. Если это конечно не будущие филологи. А вместо этого стоило бы озаботиться наличием у человека, покидающего школу, какого-то минимального культурного багажа и базовых моральных ценностей».

Вообще, надо сказать, что о падении культурного нравственного уровня и учащихся и педагогов говорили многие эксперты. И как бы ни доказывали теоретики реформы, что это отныне функция не школы, но семьи, мнение экспертов показывает, как велик запрос на формирование таких ценностей и, кроме того, большая роль воспитания - в традициях русской школы. Однако, есть здесь и обратная сторона медали.

«Когда президент в Послании говорит о необходимости превратить школу в центр творчества, возникает вопрос - на какие средства?» - поинтересовалась первый заместитель председателя московской городской организации профсоюза работников образования Марина Иванова. У профсоюзов есть обоснованные опасения, что как и раньше превращение школы в центр творчества и пр. ляжет на плечи педагогов. Тем более, что на следующий год индексации зарплаты бюджетников и, в том числе, педагогов, не предусмотрено, федеральный бюджет снял себя ответственность за выплату надбавки за классное руководство. Ничего не известно пока и по 2011 году. «Можно ли требовать от педагога в таких условиях самоотверженного служения и высокого качества работы?» - задала вопрос профсоюзный лидер.

Многие эксперты обращали внимание на падение уровня профессиональной и общей этики в педагогическом сообществе. То, что несколько десятилетий назад казалось невозможным (например, взяточничество), теперь многими считается приемлемым.

Научный сотрудник Института национального развития РАН Евгений Новоселов предложил обратиться к международному опыту борьбы профсоюзов за повышение уровня заработной платы и улучшение условий труда педагогических работников. В пример он привел итальянские профсоюзы, которые в этом году организовали мощную кампанию гражданских действий по поводу предложенного правительством понижения уровня финансирования образования. Также эксперт предложил налаживать связи с зарубежными профсоюзами с целью обмена опытом борьбы за права педагогов, участия общественности в контроле за качеством образования.

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин предложил свой анализ посвященных образованию фрагментов недавнего послания Президента Федеральному собранию. Его вывод - Послание принципиально не меняет соотношение между ЕГЭ и другими видами контроля, например, предметными олимпиадами. Роль последних - как рассказали представители федерального центра по разработке олимпиадных заданий, все больше «усыхает» по мере того, как «пухнет» ЕГЭ. Например, в течение последних двух лет не финансируется составление олимпиадных заданий.

Поэтому вряд ли удивительно, что как сообщила бывший руководитель отдела департамента министерства образования РФ, а ныне эксперт Фонда содействия развитию науки, образования и медицины Дарья Митина, наша страна в рейтинге победителей международных олимпиад сдвигается все ниже и ниже, пропуская вперед не только США или некоторые европейские страны, но и Китай.

В качестве первых шагов, направленных на исправление создавшейся ситуации экспертами было предложено инициировать дискуссию, продолжив проведение семинаров и иных просветительских мероприятий, социологических опросов, инициировать секцию по проблемам качества образования на предстоящем летом 2009 года Образовательном форуме.

Решено также предложить модераторам сайта www.oko-rf.ru разместить результаты дискуссии и пополнять банк предложений в дальнейшем. А также размещать материалы по данной проблеме на интернет-ресурсах, доступ к которым имеют участники дискуссии. Обеспечить через профсоюз работников образования и студенческие профсоюзы информирование учащихся и педагогов о наличии такого интернет-ресурса.

Еще одним конкретным предложением стало решение поддержать внесенные Смолиным и рядом других депутатов законопроекты, закрепляющие реальную альтернативность ЕГЭ как инструмент оценки знаний, так же как законопроекты по увеличению финансирования системы образования.



Рейтинг:   0,  Голосов: 0
Поделиться
В разделах:
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss