Кто владеет информацией,
владеет миром

В Госдуме прошел "круглый стол" в рамках плана мероприятий по формированию условий для развития институтов оформления независимой оценки качества российского образования

Опубликовано 26.11.2009 в разделе

В Госдуме прошел "круглый стол" в рамках плана мероприятий по формированию условий для развития институтов оформления независимой оценки качества российского образования
Эксперты, собравшиеся в Государственной Думе обсудили возможные пути и наметили конкретные мероприятия, призванные способствовать формированию условий для развития институтов оформления независимой оценки качества образования.

Никакого абстрактного качества образования быть не может. Это понятие вариативное. У сельской школы свои стандарты, у городской (массовой) - свои

В мероприятии, организованном Общероссийским общественным движением «Образование для всех», Институтом «Коллективное действие», Всероссийским обществом «Знание», приняли участие более 50 экспертов, представляющих разные общественные и профессиональные группы: от депутатов Государственной Думы до лидеров студенческих профсоюзов.

В своем вступительном слове модератор дискуссии, заместитель директора НП «Институт Коллективное действие» Андрей Демидов, говоря о своевременности и значимости общественной дискуссии о состоянии качества образования, сослался на прошедший на днях первый семинар по этой теме в Перми, вызвавший большой интерес у заинтересованной публики и выявивший немало интересных предложений.

Следовательно, запрос со стороны общества на обсуждение этой темы есть и запрос именно на дискуссию в формате круглого стола или даже «социального форума», где не только констатируются факты или формулируются предложения, но обсуждаются планы по их совместной реализации. Собственно, секция по образованию в рамках российского Социального форума могла бы стать прекрасной площадкой для выработки конкретных шагов по созданию институтов независимой оценки качества образования, в случае если бы образовательное сообщество и представители власти были бы готовы к соответствующему диалогу.

Важно, что бы в обсуждении приняли участие практики, представляющие разные сегменты образовательной сферы, актив общественных организаций, законодательного корпуса и те, кто исполняет принятые ими законы.

Как подчеркнул в своем докладе профессор МГУ, первый заместитель председателя Общероссийского движения «Образование для всех» Александр Бузгалин, темы, вынесенные на обсуждение, весьма важны. «Даже если пока количество потраченных слов не переходит в качество принимаемых решений, надо продолжать попытки добиться того, чтобы общество могло оказывать влияние на процессы, происходящие в образовательной сфере. А влияние это крайне необходимо, учитывая негативные тенденции, связанные как с общей бюрократизацией образования, так и проблемой ЕГЭ как квинтэссенцией всех противоречий, которые в этой сфере присутствуют",- сделал вывод докладчик.

Особая тема - образование лиц с ограниченными возможностями. Прежде всего, это инвалиды, а также дети из детских домов и другие категории.

"Как ни парадоксально, положение детей-инвалидов даже лучше, чем других категорий обучающихся", - рассказала главный специалист по реабилитации Российского союза инвалидов Светлана Суворова. Прежде всего, благодаря наличию мощной общественной структуры, лоббирующей их интересы - инвалидных организаций.

«Но это касается тех детей, которые учатся в специальных учебных заведениях. А вот за создание равных условий для детей-инвалидов в обычных учебных заведениях никто не отвечает и критерием оценки учебного заведения это не является. Также как адаптация детей мигрантов, которых становится все больше, особенно, в мегаполисах. Помочь ребенку преодолеть культурные и языковые барьеры - отдельная задача, которая пока решается лишь с помощью самодеятельности самого педагога» - подчеркнула Суворова. Эксперты единодушно признали, что необходимы конкретные и радикальные шаги в направлении решения этой задачи.

Председатель Совета директоров школ, Заслуженный учитель России Яков Турбовской призвал задаться вопросом, а нужен ли институт независимых экспертов и сам дал ответ - очень нужен. Причем, на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

«Кто это может быть и что от них требуется? - продолжил он. - Независимость - это компетентность и понимание того, что требуется обществу. Но знаем ли мы, что такое качество образования? У чиновников одно, у общественников другое. Наша позиция - позиция общества, критерий - социально значимые результаты. Не эффективность, а социальная оценка".

Качество в узком смысле, по мнению докладчика, наличие бренда, репутация школы. Стабильность результатов, напряженность интеллектуальной духовной жизни в течение многих лет.

"Однако никакого абстрактного качества образования быть не может. Это понятие вариативное. У сельской школы свои стандарты, у городской (массовой) - свои. Можно называть школы - образцы. Их и надо рассматривать и изучать при выработке критериев. Живой творческий опыт», говорит Турбовский.

Основные критерии оценки качества образования, по его словам, это мнение родителей и наличие внятной концепции развития. В этом отношении важнейшим шагом стало бы признание за родительским и образовательным сообществами права на участие в экспертизе качества образования вне бюрократического контроля.

«Как контролировать? Какова может быть наиболее адекватная ( и что также важно - стимулирующая учителя к дальнейшему росту) оценка работы учителя?» - задала вопрос директор центра образования №170 им. А.П. Чехова (Юго-Западный округ Москвы) Элла Гуськова.

«Есть система аттестации, подробно разработанная. Но опытные учителя не получают стимула чтобы аттестоваться. Разница в зарплате невелика, а формальностей много", - уверена она. Необходимо стимулировать преподавателей к получению соответствующей аттистации.

В следующем году на всю Россию выберут 1000 лучших учителей, которые получат по 200000 рублей. Чтобы претендовать на то, чтобы войти в число этой президентской тысячи, по словам директора, «нужно бросить основную работу и писать про себя настоящую диссертацию».

«Я уговорила несколько человек из моей школы заняться оформлением бумаг, теперь они на меня смотрят как на врага, и я их понимаю» - эмоционально выразилась директор.

Таким образом, важнейшим шагом в направлении формирования условий для развития институтов оформления независимой оценки качества образования должны стать государственные меры по созданию мотивации получения аттестаций и других форм независимой оценки качества образования для преподавателей, ВУЗов и других учебных учреждений, а также для потребителей образовательных услуг.



Рейтинг:   0,  Голосов: 0
Поделиться
В разделах:
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss