Кто владеет информацией,
владеет миром

Выжил, стал крепче? Так делай что должен

Опубликовано 03.06.2007 автором в разделе комментариев 8

Выжил, стал крепче? Так делай что должен

Странно писать о музыкальном альбоме как о книге или о фильме, но мне хочется именно так... Настолько целостное впечталение оставляет после первого же прослушивания "пластинка" (форматы, носители меняются - теперь даже и CD не скажешь - мр3 через интернет опережает релизы...) Виса Виталиса "Делай что должен". После выхода дебютного альбома Sixtynine "Выживу - стану крепче" прошло несколько лет - и новый, в общем-то, об этом как раз, о беге времени. Да и самой рэп-фанк группы Sixtynine уже нет. Тоже факт течения времени, результат изменения взаимоотношений. "Выжил" один Вис - и явно стал крепче.

"Знаешь, когда доживаешь до тридцати..."

Это альбом, звучащий чётко, но вовсе не манифестно для и от имени поколения, в юном, но уже сознательном возрасте встретившего перелом 1991-го. И что даже более важно - ранее, в сензитивном, впечатлительном возрасте поколение это (наше) услышало зов "Прекрасного далёка". Было, с чем сравнивать "наступившее", уже успели себе намечтать - нас ведь этому учили в советской школе, не одной алгебре. Конечно, имеется в виду не только фильм "Гостья из будущего"...

"Разбитое на голову поколение 1970-х годов рождения" - это как раз та самая тест-группа, те подопытные кролики (белые), которые и стали в условиях новой формации либо финансовыми воротилами (бывшие мои одноклассники), известными музыкантами, киноактерами, либо же оппозиционерами. На этой тест-группе ярко проявились особенности нового времени, Постэпохи. И наше поколение имело возможность выбирать - с кем и куда идти.

...После выхода в 2002-м году самого первого диска Sixtynine, миньона "В белом гетто" (одноименный клип довольно долго держался в топ-10 Mtv) мне было интересно, для какого же будущего приберегает Вис мою любимую (оттуда именно) песню "Сухарики чёрные". На дебютном альбоме ее не было, в отличие от большинства треков миньона. И вот теперь она зазвучала в другом контексте, проявилась иначе - и чтец, конечно, стал старше, и сама она кажется собственной репродукцией, отражением в старинной раме, что концептуально для альбома. Вокал задумчивей, грустней.

Пожалуй, именно эта особенность, это отличие от дебютного альбома первым обращает на себя внимание - взрослая задумчивость, рефлексивность читки, новые, отнюдь не оптимистические оттенки в голосе Виса. Рефлексивность полагается любому рэпперу, с нее всё и начинается, но всё же... Если уж сравнивать тут с чем-то "стилистически близким" (что для меня кажется крайне нелепым), то против саркастических «лимонок» Виса в адрес «фабричных» звёзд "Эй, попсовые киски, покажите нам сиски - это искренней будет, чем все ваши писки!" выйдет сражаться разве что братва из Лигалайза с их тупорылым респектом своей же подтанцовке: "Будущие мамы, хвастайтесь телами!..". А вообще, и повзрослевший Децл претендует на рефлексивность, только кому она интересна, эта богобоязненная ломка после пресловутой "вечеринки"?.. "Банально, Хоботов".

Мне всегда было интересно, как Вис стал рэппером. Панковал, фанковал, книгу советов написал для городских циников - о том, что ложь в отношениях с женщинами им же самим и нужна... И в какой-то момент он, хорошо поющий и хорошо пишущий, как я подозреваю, понял, что "зона ближайшего развития" его таланта, уже вполне обкатанного в рок-составах, это именно рэп. Качественно иное такое явление - много слов где, и особая динамика, скорость изложения, не пения - читки. Что-то вроде инсайта - причём уже вовсе не в децльном возрасте пережил Вис (гипотеза). Такое было у Ломоносова, у Гогена. Человек еще не художник, он вообще кисти в руках не держал, но вдруг понял - что хочет "да - мазать мир! да - кровью вен!" (Л.Губанов). И потом уже познаётся палитра, искусство смешения красок... "Дерзайте, ныне ободрёны".

Я хорошо помню тот музыкальный момент, внутри которого зародилось рэпперство Виса и проект Sixtynine. Скажем, мало кому известная сейчас группа "Цокотуха", весьма профессионально игравшая негрустный сексуальный гранж, этакая Земфира, но с мужским вокалом - вдруг выступила в 1999-м в Харькове под грув-бокс, то есть с диджеем, взамен живых ударных. Вышел фанк и электронщина - но тут же посыпалась, развалилась и роковая словесность, припевы-повторы. Новая форма подредактировала содержание, и "Цокотуха" развалилась: уверенно-сочный басист ее Шара серьезно уверовал в перспективность именно рэпа и по этому случаю отбросил бас. А ведь могло бы это трио с весьма сильным барабанщиком подняться на подиум Максидрома, встать рядом с Tequillajazzz и другими мэтрами. Волею судьбы подававший большие надежды вокалист и гитарист "Цокотухи" Дима Тюленев помогал записывать Вису дебютный альбом как студийный рабочий... Это я о том, что не один Вис искал тогда новых форм. Многие почувствовали в конце 1990-х, что рок мертв - когда очередная его гранжевая реинкарнация расплылась вместе с образами мэтров стиля - Лэйна Стэйли, Soundgarden'ом и другими  ушедшими тропой Кобэйна.

"Хороший рэппер это мёртвый рэппер"

У Sixtynine был хороший старт. Именно за счёт неангажированности, окаянства Виса плюс содействия тех, кто "имеющие уши да слышат". Ему было что сообщить именно рэпперского - поскольку "классики жанра" пели тогда ни о чём, а рэп требует социального реализма. Скажем, не было тогда даже "Касты", хотя и она вряд ли образец рефлексивности с ее "Эй, братко... не забывай свои корни". Площадкой Sixtynine послужила аудитория (не только читающая) сайта Коммунист.ру, но вскоре снятый в Киеве при содействии Ильи Пономарева и все той же украинской части редакции Ком.Ру в лице тт. Манчука и Киричука малобюджетный клип "В Белом гетто" вывел проект Виса на другие рубежи - Sixtynine увидел телезритель, хвалили телеведущие. А вот далее возник рубеж. Фактически о том, что далее - весь альбом "Делай". "Выживу" - это старт, это разгон, это вызов эстеблишменту, тусовке.

"Хотел сделать жизнь лучше, чище, но она пообломала твои зубищи"

Тут ведь либо вверх - либо вниз, ротация. Перепрыгнуть "забашлёндр" такому "парню с улицы" при нынешнем положении вещей да при нынешних принципах вещания - невозможно, это факт. "В топе будет Киркоров". И как же жить, творить дальше - зная, что значительная часть аудитории от тебя априорно отрезана? Про это песня Nextlevel. А вообще - я же так и не сказал о главном, о лейтмотиве альбома, его "красной нити". Это тема "Гостьи из будущего" - фильма нашего детства. "Все мы Алисы"... Тут не просто ностальгия - тут критическое осмысление, ощущение, внимательное ощупывание того вполне сегодня явленного пространства, что в конце 1980-х представлялось нам прекраснейшим далёком. Хотелось бы тут впомнить сразу и еще один фильм о будущем - "Назад в будущее".

Два фильма двух (тогда) противоположных полюсов состязающегося формациями человечества, снятые почти одновременно. Сейчас один фильм дополняет другой. Особенно 2-я часть голливудского кина - она приниципиальна для прослушивания "Делай". Помните схему разветвляющегося временного континуума? Вернувшись из будущего вы обнаруживаете прошлое измененным, ужасным - потому что в будущем произошло что-то без вашего контроля. Если эту схему отобразить и упростить - мы и получим "красную нить" альбома Виса, "Гостью из будущего continued". Не в прошлом, а в будущем нашем что-то сломалось так, что образ прекрасного далёка превратился в "прекрасное жестоко".

Первый трэк диска, "Алисы и белые кролики", напоминает пробуджающий бой колокола (этот сэмпл настойчиво проходит через всю песню и ее завершает), второй же трэк - припевный римейк "Прекрасного далёка", другая мелодия, но тот же текст. Вис спрашивает, допытыватся у современников: "Эй, мальчики-девочки, как оно вам наше наступившее"? И тут бьёт по нервам минорный припев (или как там у рэпперов?), проникает в самые поры поколения - всё та же просьба "Прекрасное далко, не будь ко мне жестоко...". Песня доказывает, что именно жестоко - и не только одна эта песня, тема прошила альбом красной нитью, как уже говорилось.

"Однако на-ка, вот как она, наступает старость"

Сперва мне показалось, что это унылый альбом. Не то, чтобы я ждал какой-то бодрости тут - всё должно быть мотивировано... Главный же мотив (музыкальный и психологический) альбома "Делай" - соотнесение через множество мелодических и текстуальных цитат того "образа потребного будущего", что формировался в школьные годы, с реальным непотребным настоящим, которое представилось нам после миллениума.

Знаете, кем, к примеру, видел я пятнадцатилетний себя годам к 25? Лысеющим семейным папочкой с портфельчиком - дипломатом или ученым. Кроме шуток, мне казалось, что это норма нашей тогда вполне налаженной жизни, и она требует подобной атрибутики. Но вышло так, что для нашей тест-группы панковское (рэпперское) переходное состояние, стояние на площадочке "машины времени" перед кубиком Рубика и кнопкой "пункт назначения", законсервировалось. Поворот временного континуума в 1991-м отобразился на поколении так, что кое-кто до сих пор не пришёл в себя, не нашёл себя в новом русле. И даже те, кто нашёл - не вполне уверены, что это именно то будущее, о котором они мечтали - даже самые "успешные". Лучшее будущее мерещится рядом, размытым отражением реального в идеальном. "Прекрасное далёко" виделось нам уж точно не капиталистическим-индивидуалистическим... Большие недетские глаза маленькой Алисы Селезнёвой, её улыбка - жгут жарче солнца. (О, этот фильм мы бегали смотреть к Жэке Стычкину, нынешнему кинозвездному, на цветном JVC, каждая серия была событием, и все мечтали о такой вот ласковой и неземной Алисе...).

Преданное светлое будущее, скомканное поколение, разграбленная и раздробленная (в том числе и идейно) страна. Расплата за неучастие в битве за будущее настаёт сегодня, она всегда с тобой. И здесь мы слышим мегафонный драйв голоса Виса, надрывно нас окликающего: "Делай что должен и будь что будет!", "И если я здесь, то мой Родос - здесь!".

Нет, это не альбом уныния или прощания - это очень умный и злободневный альбом. Вис в нём вовсе не отказывается от прошлых амбиций, мечтаний - он просто фиксирует тот "сопромат", который пришлось учить не по учебникам. "Мы диалектику учили не по Гегелю". Желание изменить мир, но не быть измененным им - остается. Просто воин-одиночка стал взрослее, он не может закрывать глаза на пройденный путь, он о нем вот кому рассказывает: "...есть уже сказать кому - вы, молодые". Да, после второго трэка, где нас окатывает тёплыми каплями-слезами прошлых дождей грустная мелодия перепетого "Прекрасного далёка", наступает момент и для более глубоких воспоминаний 1975 года. Вис Виталис вспоминает себя маленьким, окружающие его предметы, "пластмассовый меч и шелом" - как пароль поколения, все мы узнаём себя на этой картинке. Слушая такие композиции, я все более уверяюсь в том, что рэп ближе стоит к прозе, а не поэзии. В этом плане рок-композиции куда медленнее, малословнее и слабее охватывают реальность за то же самое время звучания. Рок - ближе к романтизму, он более условен и патетичен. Рэп же - реалистичен, скромен. Вис нашёл свою форму и свою свободу - он "протаял гляделку в морозном узоре", а через нее и мы выглядываем на тот далёкий мир 1970-х, где были парады, трамваи, и был надёжный мир взрослых, в который мы начинали своё уверенное тогда восхождение. Очень сильный визуальный ряд так и ломится из песен нового альбома Виса - поэтому я вначале и сравнил его с фильмом или книгой. Думаю, песни этого альбома пойдут нарасхват как саундтрэки к телефильмам.

Главное отличие Виса от "собратьев по цеху" - литературный уровень. Как писали открывшие его нэт- сообществу "коммунисты.ру" - это вполне самостоятельная поэзия, сильные даже без музыки стихи. Но стихов сегодня мало. Развитие техники идет параллельно с усложнением психологии (восприятия в т.ч.) - и тут старые жанры бессильны. «Рэп-фанк панк-рок сюита» так сам Вис назвал жанр альбома. Не знаю, как полагается в сюитах, но прекраснодалёкая «нить» проходит чётко, выглядывает из музыкальной ткани трижды – и в последний раз как безвокальная композиция, где просто детсадовские детишки говорят о том, кем они будут, когда станут взрослыми, их трогательные короткие монологи перемежает совсем уж выжимающая из сознания судороги живой поколенческой памяти настоящая мелодия «Прекрасного далёка» (как я слышал, именно в связи с ее использованием возникли проблемы с публикацией альбома – за всё надо платить в нынешнем мире). Говорят детишки – кажется, мы сами сидим перед ними с микрофоном Виса. Ведь это не только о них, о нас говорят гундосенькие голоса… «Барилины», пожарные, фотографы будущие – это вечные мы и не мы…

В альбоме есть всё – от эмоциональной (в тему) ненормативной лексики до развёрнутых в современную трактовку строф Мандельштама («Между собакой и волком»). Но самое главное – это очень качественная, долго проектировавшаяся музыкальная такая лужайка, где всё шевелится, всё звучит, всё со смыслом. Сэмплы – цитаты не просто звуков, целых спрессованных таких кубиков ассоциаций. Вспоминаю тут самые задумчивые и невесёлые клипы Эминема – и всё тоже о домашнем, о семейном, о подруге да о дочке… То, что делает Вис – вот, считаю, Настоящее, хоть я и не спец в данном жанре.

Аналогичная «Прекрасному далёку – 2» есть и «3», но раньше композиция без вокала – о, как же я мог тут не вспомнить о нашей «эшелонской» интермедии к «Антибуржуазной» (на альбоме «ToTalitarism now»), всё те же звуки расстрела Верховного Совета в 1993-м!.. Да, мы одно поколение, хоть и помладше я Виса, не папа, не рэппер – идеи приходят похожие. На вопрос, заданный Алисе по поводу будущего – отвечают звуки этого реального будущего, прошлого 1990-х, перестрелки, фрагменты телеэфиров, голоса воюющих экс-советских братьев, голос Ельцина, празднующего пиррову победу его «новой России» над СССР, видимо… Это композиция из разряда no comments. Это реализм itself.

В рэпе о Карле помимо титульного припева привлек мое внимание-восхищение такой один проходной момент – когда Карл уже уверовал в бога, Вис, повествуя о его «богу респекте» практически точно скопировал-процитировал интонацию Кинчева. Если это умышленно – высший пилотаж и точнейший сарказм! Если нет, то снова – поколение, одинаковое крутится на языке, в музыкальной памяти…

Финальная песня «Только для мужчин» (так, кстати, изначально мог называться альбом, анонсы-то помним;) «зацепит», на мой взгляд, любого – не только своей мелодичностью и часто повторяющимся гитарным бряцанием-перебором, очень ностальгическим, очень сентиментальным (в хорошем смысле), но и главной темой: «Мужчины песни поют, мужчины гибнут в бою…» Это то общечеловеческое, что мы могли бы услышать через некоторое время как саундтрэк к какому-нибудь новому сериалу – если, конечно, Вису это будет интересно, ибо «полный респектами как стобаксовик центами» автор не для первого встречного сериалиста всё это писал.

Я явно не написал о главном – да и глупое занятие пересказывать философский, многослойный рэп в линейной прозе рецензии. Это нужно слушать. Мне стало понятно главное после многократного прослушивания альбома – работа не прекращается. Умолкший надолго наш «Эшелон», в свою очередь, просто не может молчать после таких релизов. «Здесь Родос – здесь прыгай!». Самые значимые ориентиры в творчестве для нас задают не далёкие, а близкие «согитарищи». Кстати, и бас на альбоме достойный, особенно в "Интро/Наблюдателе". Пора и нам вытаскивать «Эшелон» с запасного пути, и своей партизанской лирикой «добивать» тех, кто еще уцелел после трассирующих рефлексий Виса.

В общем, вы как хотите, сидите тут, читайте, слушайте, а я поехал живьём это всё воспринимать в Ярославль. Подробности читайте и сам альбом ищите в ЖЖ "рецензируемого".

Рейтинг:   3.75,  Голосов: 8
Поделиться
Всего комментариев к статье: 8
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
ВЫЖИЛ , СТАЛ КРЕПЧЕ ?
олег - уважаемым собеседникам написал 06.06.2007 22:04
ТАК ДЕЛАЙ , ЧТО ДОЛЖЕН !(;-).
Автору: нормально!
Что есть жизнь?
Тамара Гордеева написал 05.06.2007 09:13
Нищий духом говорит: "Что жизнь? Она пуста". Богатый духом воскликнет "Жизнь прекрасна! Она во мне!" Да, дорогие мои, люди-то должны жить внутренним миром, а не внешним. Именно в созидательном сознании, которое мы нарабатываем своим духовным развитием, определяется вся красота человеческой жизни. Это жизнь с духовным аппетитом. Это язык неба и звезд. Мы-то из звездного мира. Мы есть мыслящая планета, суть которой свет и вселенский простор - желанная грандиозность. Звезда живет, пока светит. Человек живет, пока творит добро. Доброта жизнестроительна, потому что доброта-свет - лучи Солнца. Но мы же дитя природы. А мыслящая деятельность Человека, когда мыслят зрелые сердце и душа, высшее наслаждение, перед которым все золото мира - песок под нашими ногами. Свят Человек и все ведь свято.
Есть у меня проект "Жизнь на расцвет.Поток денег на созидание. Правильная информация". Люди обретают созидательное сознание и уходят войны, теракты, всякго рода преступения, коррупция, наркомания, алкоголизм. Уходит инфляция.
Написаны книги "А правильно ли мы мыслим?" из серии "умственная зрелость". Написана книга и лежит в издательстве "Механизм благополучия в каждом и для всех" - мировой бестселлер. Есть написанные книги "Как стать гениальным и ясновидящим&", "Все блага мира рождает мысль", "Эта нравственная, системная, созидательная экономика", "Как сформировать свою счастливую судьбу? Как организовать большие честные деньги?". Есть статьи "Возможна ли жизнь без преступлений?" "Зачем человек доброта?", "Человечность. Что это есть?", "Как обрести и сохранить большую, надежную любовь?" Есть информация к книге
"Не наркоман. Не алкоголик. Гений". Нужны деньги, чтобы издать. Помогите.
TamaGor@BK.ru
давно слушаю
ДВК написал 04.06.2007 13:23
Тексты хорошие, даже очень, хотя и подобную музыку не очень перевариваю.
Мустафе
VSN написал 04.06.2007 00:29
Прекрасно сказано.\Разделяй и властвуй\-и развалили СССР,и разваливают остальное-пока не доберуться до каждой,конкретной семьи.Или их остановят раньше?
Рынок, это гетто для всех бедных, независимо от их цвета
Мустафа - крымский татарин написал 03.06.2007 20:58
Скажу вам, вашу знаменитую русскую пословицу - \"Лучше горькая правда, чем сладкая ложь\"
И скажу эту горькую правду. Ненависть к русским и татарам, была умышленно посеяна фашистом, нацистом и предателем - Берия, который выселил крымских татар с родной земли.
Берия уничтожил вашу Брестскую Унию и начал обожествление спившегося и бездарного мракобеса Шевченко, вытащил его из тьмы и поставил на постамент как идола. В карчмах и шинках где любил бывать Шевченко, где поляки умышленно спаивали украинцев, ненависть к \"москалям, кацапам и татарам\" продавалась еще дещевле чем горилка. Именно там ничтожный Тарас придумал, а вернее перевел с польского (и еще добавил) - песню - \"Где побачив кацапуру, там и рижь\", такой ненависти к русским и такой песни, до него в Украине не было. В Польше была подобная, а в Украине нет.
Именно из-за этой шевченковской алгогольной ненависти ко всем \"неукраинцам\", многие люди презирают и ненавидят Шевченко, потому, что ненависть мгновенно рождает ответную ненависть. Вот почему ваш гениальный Христос Иса сказал - \"Любите врагов ваших\". Дело в том, что ненависть ослепляет и делает безумным, а безумный и слепой никогда не победит зло и ненависть врага. Премудрый Соломон пишет, что \"Мудрый из врагов делает друзей, а безумный из друзей делает врагов\". На \"Рынке\" нищий всегда ненавидит своего главного \"конкурента\" - другого нищего и любит богача который фактически ограбил этого нищего, украл у него землю, дом, огород, жену, детей сделал их своими слугами и рабами, настроил против отца (а шизофреников и настраивать не надо, они всегда ненавидят отца, это симптом). Нищий любит богача который на Рынке, ради смеха бросил горсть мелких монет и смотрит как нищие дерутся между собой за монетки и как искренне они ненавидят друг друга и как они любят богатого Пана за подачку. Это надо видеть и для этого стоит пожить на Рынке, что мы и делаем. Нас всех русских, евреев, украинцев и татар, против нашей воли выселили на Рынок. Сегодня мы все живем на Рынке и все стали нищими, ненавидим друг друга, любим панов БАБа, Ходора и Ющу, их пирамиду МММ, их развратное ТВ с мыльными операми-телесериалами, их копеечки-монетки и дешевые подачки. Господа Нищие, хотите знать кто виновен в наших бедах - прочитайте в своей Библии - \"Соборное послание святого апостола Якова\" вторую главу, стих 6 о том как \"Богатые притесняют бедных и садят вас в тюрьмы\". На сегодняшнем \"Рынке\", почти каждый бедный крымский татарин побывал в тюрьме. Ни за что в тюрьме я выучил вашу Библию наизусть, потому что Иса это и наш мусульманский пророк и учитель. Читайте, что написал ваш учитель апостол Яков - \"Милость превозносится над судом, а вы презрели бедного\"
А что скажет товарисч ФФФФФФилин...
Хохол написал 03.06.2007 08:28
..по телефону из Киева? Одобряет ли такой подход Верка СкрБЗДючка и другие поППеры?
Делай что должен и пусть будет что будет
Crocidil07 написал 03.06.2007 07:42
Прекрасное правило во всех сложных жизенных обстоятельствах. Бей в барабан и не бойся, целуй маркитантку звучней вот смысл высочайший искусства вот смысл философии всей. А также - не верь, не бойся, не проси. Капитализм знаете ли таков что человек должен сам принимать решения и отвечать за них по полной, тут не отсидишься за решениями партии и правительства
уже скачал, послушал
Алексей К написал 03.06.2007 01:16
Интересно, конечно. Но поймет и оценит только молодежь и те, кто "переваривает" рэп.
"Белое гетто" рулит однозначно.
Ранее песни сопротивления мне всегда представлялись чем-то иным, самое первое что слушал - Харчикова. После как-то больше стал слушать "осовремененные" вещи. Собственно, формат - уже привычный, а вот содержание хоть и более грубое порой, нежели даже в известной песенке "демократы" Харчикова, но более реалистичное что ли.
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss