Кто владеет информацией,
владеет миром

Продолжается таможенный конфликт в Приднестровье. Премьер-министр Молдовы Василе Тарлев сделал важное заявление

Опубликовано 10.03.2006 автором М.Ткачук в разделе комментариев 3

Продолжается таможенный конфликт в Приднестровье. Премьер-министр Молдовы Василе Тарлев сделал важное заявление

Премьер-министр Василе Тарлев провел пресс-конференцию по ситуации на Приднестровском участке молдавско-украинской границы, на которой сделал следующее заявление:

 
- В последние два дня на эту тему сказано уже достаточно много, про какую-то блокаду, про, чуть ли не гуманитарную катастрофу, которая может разразиться. Большинство из вас знает, что ситуация выглядит прямо противоположным образом.

1. Чтобы снять все спекуляции на тему возможной гуманитарной катастрофы, отмечу, что в населенные пункты левобережья Днестра на настоящий момент подтвердили факт молдавского гражданства уже около 300 000 человек, при этом процесс идет примерно со скоростью – 1000 паспортов в месяц. Только уже поэтому неуместно утверждать о том, что последние солидарные действия Молдовы и Украины были запланированы с целью какой бы то ни было блокады и вообще могут иметь какой бы то ни было негативный эффект в отношении населения региона и его экономики. Бесполезно использовать аргументы о том, сколько украинцев и русских живет в Приднестровском регионе. Эти аргументы могли бы иметь силу только в том случае, если бы вероятно речь шла действительно о блокаде, или в том случае, если бы Кишинев стремился проводить националистическую позицию в отношении левобережья. Еще раз повторяю всем известную информацию – украинцев и русских на правом берегу Днестра живет больше, чем в Приднестровском регионе, к тому же, даже по официальным данным приднестровской стороны, самый большой этнический сегмент в регионе – это молдаване. Поэтому я призываю полностью прекратить использование всяких «этнических аргументов». Для нас все жители Приднестровского региона – вне зависимости от национальности – наши граждане, в отношении которых ни мы, ни Украина никогда не допустят каких-либо действий, которые можно было бы назвать блокадой.

2. Все вы знаете о том, что около 460 километров государственной границы между Молдовой и Украиной долгие годы были лишены нормального международно-признанного таможенного контроля, а статус приднестровских предприятий был таков, что не давал никакой возможности вести легальную и масштабную экономическую деятельность. С другой стороны, именно такое положение дел могло удовлетворить лишь криминальный бизнес, которому не нужно никакой легализации, никакой таможни, никакой транспарентности. Подобное положение дел не удовлетворяет ни молдавскую, ни украинскую стороны. Подобное положение дел не удовлетворяет и приднестровский бизнес, лишенный возможности вести нормальные деловые отношения со своими партнерами. Миссия ЕС на совместной государственной молдово-украинской границе, постановление правительства Молдовы об экспортно-импортных операциях для приднестровских экономических агентов, предусматривающее льготную регистрацию в Кишиневе, совместное Заявление премьер-министров Молдовы и Украины от 30 декабря 2005г. - это был первый этап в процессе нормализации ситуации.

3. Напомню, что начало второго этапа – то есть уже реализация Совместного заявления Премьер-министров Молдовы и Украины от 30.12.2005 происходила открыто и транспарентно, в ходе двусторонних и многосторонних консультаций при информировании всех участников. Состоялся ряд круглых столов и консультаций в Кишинёве и Одессе с участием представителей РМ, Украины, Миссии ЕС по содействию на границе для РМ и Украины, а также экономических агентов приднестровского региона. В ходе данных мероприятий экономические агенты левобережья были детально проинформированы о новом режиме пересечения границы и механизмах временной и постоянной регистрации. Постановления Правительства РМ о внесении изменений в Постановления № 815 от 02.08.2005 и №1001 от 19.09.2001 были приняты в рамках реализации договорённостей, достигнутых с украинской стороной. В ходе раунда переговоров 27-28 февраля украинская сторона подтвердила выполнение Молдовой своих двусторонних обязательств в данной связи и объявила о готовности выполнения в ближайшие дни собственных обязательств в контексте реализации Совместного заявления Премьер-министров.

4. Введенный режим контроля на границе и механизм временной регистрации не может быть и не является блокадой. Напротив режим временной регистрации для предприятий приднестровского региона предполагает упрощённую процедуру легализации внешнеэкономической деятельности. Регистрация осуществляется в течение часа при предоставлении основных учредительных документов. Предприятия, зарегистрированные на временной основе в 2003-2004 г.г., подтверждают временную регистрацию путём подачи соответствующего заявления. Режим временной регистрации предоставляет экономическим агентам левобережья льготные условия внешнеэкономической деятельности. Экспорт осуществляется без уплаты таможенных пошлин, за исключением уплаты сбора за таможенное оформление от декларируемой стоимости товаров. Импорт товаров для собственного производственного процесса также осуществляется без уплаты таможенных пошлин. Также режим временной регистрации позволяет получать сертификат происхождения (форма СТ-1) для осуществления экспортных операций в режиме свободной торговли с Украиной. Помимо этого, предприятия, зарегистрированные на временной основе, бесплатно получают на 6 месяцев (с правом продления) лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности. В настоящий момент регистрация приднестровских предприятий в Кишинев идет полным ходом. Статистика все время меняется. Могу лишь подтвердить, что к этому часу в Молдове зарегистрировано уже около 80 приднестровских предприятий. Причем среди них крупнейшие экономические агенты региона.

5. Наконец, напомню, что механизм реализации Совместного заявления Премьер-министров от 30.12.2005, по сути, является возвратом к функционированию режима временной регистрации, который действовал и действовал успешно в 2003-2004 г. Именно к этому неоднократно призывали молдавскую сторону предприниматели приднестровского региона. Другими словами, приднестровские экономические агенты уже функционировали более года в этих условиях ( с 15.05 2003 по 30.07.2004) и ни о какой блокаде речи не велось. 6. Некоторые эмоциональные комментарии последних дней содержат обвинения в адрес Молдовы в том, что якобы мы нарушили некоторые положения Меморандума 97-го года. Сразу хочу заявить, что ссылки на этот документ неуместны. Всем экспертам хорошо известно, что для реализации положений этого Меморандума отсутствуют правовые механизмы. В Меморандуме зафиксированы положения, относящиеся к различным аспектам процесса урегулирования, однако они так и не были реализованы. Помимо того, режим пересечения молдово-украинской государственной границы является вопросом молдово-украинских двусторонних отношений и осуществление предприятиями приднестровского региона внешнеэкономической деятельности (о чём зафиксировано в Меморандуме 97-го года) должно происходить в соответствии с международным правом и молдово-украинскими двусторонними соглашениями, которые никоим образом не ущемляют права предприятий левобережья.

7. Реализация Совместного заявления Премьер-министров создаёт условия для транспарентной и легальной деятельности предприятий, расположенных в приднестровском регионе, как альтернатива теневому бизнесу и контрабанде, и никоим образом не является экономической блокадой. Блокадой и самоизоляцией являются меры, предпринимаемые администрацией региона по запрету для предприятий на регистрацию и осуществление таможенного оформления в соответствующих ведомствах РМ. Считаю, что для всех сегодня очевидно и ясно, что политика самоизоляции региона наносит ущерб, как экономическим агентам Приднестровского региона, так и экономике всего региона и именно эта политика «крепостного права» должна быть осуждена.

06.03.2006

Комментарий
Министерства реинтеграции Республики Молдова относительно ситуации, сложившейся на приднестровском участке молдавско-украинской границы

1. Около 460 километров государственной границы между Молдовой и Украиной долгие годы были лишены нормального международно-признанного таможенного контроля, а статус приднестровских предприятий был таков, что не давал никакой возможности вести легальную и масштабную экономическую деятельность. С другой стороны, именно такое положение дел могло удовлетворить лишь криминальный бизнес, которому не нужно никакой легализации, никакой таможни, никакой транспарентности. Подобное положение дел не удовлетворяет ни молдавскую, ни украинскую стороны. Подобное положение дел не удовлетворяет и приднестровский бизнес, лишенный возможности вести нормальные деловые отношения со своими партнерами. Миссия ЕС на молдово-украинской государственной границе, постановление правительства Молдовы об экспортно-импортных операциях для приднестровских экономических агентов, предусматривающее льготную регистрацию в Кишиневе, Совместное заявление премьер-министров Молдовы и Украины от 30 декабря 2005г. - это был первый этап в процессе нормализации ситуации.


2. Начало второго этапа – то есть уже реализация Совместного заявления Премьер-министров Молдовы и Украины от 30.12.2005 происходила открыто и транспарентно, в ходе двусторонних и многосторонних консультаций при информировании всех участников. Состоялся ряд круглых столов и консультаций в Кишинёве и Одессе с участием представителей РМ, Украины, Миссии ЕС по содействию на границе для РМ и Украины, а также экономических агентов приднестровского региона. В ходе данных мероприятий экономические агенты левобережья были детально проинформированы о новом режиме пересечения границы и механизмах временной и постоянной регистрации. Постановления Правительства РМ о внесении изменений в Постановления № 815 от 02.08.2005 и №1001 от 19.09.2001 были приняты в рамках реализации договорённостей, достигнутых с украинской стороной. В ходе раунда переговоров 27-28 февраля украинская сторона подтвердила выполнение Молдовой своих двусторонних обязательств в данной связи и объявила о готовности выполнения в ближайшие дни собственных обязательств в контексте реализации Совместного заявления Премьер-министров.


3. Введенный режим контроля на границе и механизм временной регистрации не может быть и не является блокадой. Напротив режим временной регистрации для предприятий приднестровского региона предполагает упрощённую процедуру легализации внешнеэкономической деятельности, вывод приднестровской экономики из тени, ликвидацию криминальных посредников в движении приднестровского экспорта в ЕС, Россию, Украину. Регистрация осуществляется в течение часа при предоставлении основных учредительных документов. Предприятия, зарегистрированные на временной основе в 2003-2004 г.г., подтверждают временную регистрацию путём подачи соответствующего заявления. Режим временной регистрации предоставляет экономическим агентам левобережья льготные условия внешнеэкономической деятельности. Экспорт осуществляется без уплаты таможенных пошлин, за исключением уплаты сбора за таможенное оформление от декларируемой стоимости товаров (0,18%). Импорт товаров для собственного производственного процесса также осуществляется без уплаты таможенных пошлин. Также режим временной регистрации позволяет получать сертификат происхождения (форма СТ-1) для осуществления экспортных операций в режиме свободной торговли с Украиной. Помимо этого, предприятия, зарегистрированные на временной основе, бесплатно получают на 6 месяцев (с правом продления) лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности. В настоящий момент регистрация приднестровских предприятий в Кишиневе идет полным ходом. Статистика все время меняется. К этому часу в Молдове зарегистрировано уже около 80 бюджетообразующих предприятия приднестровского региона.


4. Механизм реализации Совместного заявления Премьер-министров от 30.12.2005, по сути, является возвратом к функционированию режима временной регистрации, который успешно действовал в 2003-2004 г. Именно к этому неоднократно призывали молдавскую сторону предприниматели приднестровского региона. Другими словами, приднестровские экономические агенты уже функционировали более года в этих условиях ( с 15.05 2003 по 30.07.2004) и ни о какой блокаде речи не велось.


5. Некоторые эмоциональные комментарии последних дней содержат обвинения в адрес Молдовы в том, что якобы молдавская сторона нарушила некоторые положения Меморандума 97-го года. Ссылки на этот документ неуместны по следующим причинам:
- Меморандум 97-го года является одним из документов переговорного процесса и был подписан в пакете с совместным заявлением Президентов Российской Федерации и Украины при участии Действующего Председателя ОБСЕ в соответствии с просьбой руководства Республики Молдова и Приднестровья, зафиксированной в Протоколе о дополнительных мерах по окончательной нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 10 апреля 1997 г, подписанного в присутствии Министра иностранных дел РФ Е.Примакова. В своём Совместном заявлении Президенты РФ и Украины, помимо прочего «подтверждают готовность своих стран – Российской Федерации и Украины – при содействии ОБСЕ выступить гарантами соблюдения положений определённого соответствующими документами особого статуса Приднестровья как составной части единой и территориально целостной Республики Молдова». 
- Меморандум определял необходимость разработки механизма разграничения полномочий между Кишинёвом и Тирасполем и выработки будущего статуса приднестровского региона в составе РМ, механизма гарантий соблюдения будущего статуса, также, одним из положений будущего статуса, было определено право региона на осуществление внешнеэкономической деятельности. 
- После подписания Меморандума, в протоколах рабочих встреч руководства Республики Молдова и Приднестровья от 24.05.1997 и от 17.02.1998 было зафиксировано поручение о создании совместных (Кишинёв-Тирасполь) рабочих групп по разработке механизмов реализации положений Меморандума, в т.ч. и положения о праве региона на внешнеэкономическую деятельность в контексте разработки и реализации механизма разграничения полномочий. Однако эта работа в тот период так и не была проведена, вследствие чего положения Меморандума так и остались нереализованными. 
- Также в совместном заявлении Президентов Российской Федерации и Украины зафиксировано положение о том, что «положения Меморандума не могут противоречить общепринятым нормам международного права, а также не будут трактоваться и применяться в противоречии с существующими международными договорами, решениями ОБСЕ, Совместным заявлением от 19 января 1996 года Президентов Российской Федерации, Украины и Республики Молдова, признающими суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова». Попытки аргументировать противоречие Совместного заявления Премьер-министров Молдовы и Украины от 30.12.2005 положениям Меморандума 97-го года являются неправомерной трактовкой искажающей смысл Меморандума и Совместного заявления Президентов Российской Федерации и Украины от 8 мая 1997 г. 
- В совместном заявлении Премьер-министров Молдовы и Украины от 30 декабря 2005 г. речь идёт о режиме пересечения молдо-украинской государственной границы, который является вопросом молдо-украинских двусторонних отношений. Соответственно осуществление предприятиями приднестровского региона внешнеэкономической деятельности (о чём зафиксировано в Меморандуме 97-го года) должно происходить в соответствии с национальным законодательством РМ, международным правом и молдо-украинскими двусторонними соглашениями, которые никоим образом не ущемляют права предприятий левобережья и не противоречат Меморандуму 97-го года, а также обязательствам Республики Молдова в рамках ВТО.

6. Реализация Совместного заявления Премьер-министров создаёт условия для транспарентной и легальной деятельности предприятий, расположенных в приднестровском регионе. Эти условия являются альтернативой лишь теневому бизнесу и контрабанде, и никоим образом не являются экономической блокадой.


7. Блокадой и самоизоляцией являются меры, предпринимаемые администрацией региона по запрету для предприятий на регистрацию и осуществление таможенного оформления в соответствующих ведомствах РМ. В то время, как власти Молдовы ввели, в том числе по просьбе приднестровских предпринимателей, механизм легализации приднестровского бизнеса, в то время как Кишинев создал условия для того, чтобы приднестровские предприниматели могли осуществлять экспотрно-импортные операции во все страны мира, власти Тирасполя создали режим полной экономической самоизоляции региона. Блокирование транзитных грузов из России и Украины, введение строго запрета на льготную регистрацию экономических агентов приднестровского региона в Кишиневе, запугивание предпринимателей и простых людей – вот истинная картина того, что сегодня происходит в Приднестровье.


8. В оценках сегодняшней ситуации следует исходить в первую очередь из потребностей приднестровского бизнеса в легализации, в предоставлении ему возможностей нормальных экспортных и импортных операций, в создании льготных условий для экономических агентов региона, находящихся в настоящее время в условиях жесточайшего диктата приднестровской администрации и спецслужб. Приднестровская экономика должна выйти из тени и перестать быть заложником постоянных подозрений и криминальной репутации. Это и есть тот прагматический подход, которого сегодня придерживается Молдова.



Рейтинг:   0,  Голосов: 0
Поделиться
Всего комментариев к статье: 3
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
есть сомнения
Красивый написал 10.03.2006 10:05
"С другой стороны, именно такое положение дел могло удовлетворить лишь криминальный бизнес, которому не нужно никакой легализации" - не легализованный бизнес = криминальный .
"самый большой этнический сегмент в регионе – это молдаване" - именно по этому практически все говорят на русском, и смотрят только российское тв.
вроде все как бы бесплатно.. а налоги предприятния должны платить молдове ? и если это так, молдова будет платить зарплату медикам, врачам в пмр ?
ощущение бонального воровства..
-
- написал 10.03.2006 08:17
Дай палец и руку оттяпают
Слишком много нагугнил
Одессит написал 10.03.2006 01:03
Значит врет, сукин сын.
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss