Кто владеет информацией,
владеет миром

Михаил Делягин: Ситуация живо напоминает премьерства Гайдара и Кириенко

Опубликовано 21.07.2009 в разделе комментариев 16

Михаил Делягин: Ситуация живо напоминает премьерства Гайдара и Кириенко

- Михаил Геннадьевич, когда-то давно вы имели отношение к "административной реформе", широко разрекламированной как чуть ли не главное дело эпохи. Потом перестали иметь к ней отношение, уйдя из аппарата правительства, а потом как-то и сама "административная реформа" куда-то рассосалась. Так что, чем закончилось или не закончилось это дело?

- Ну, реформирование самой себя - это то детское развлечение, которое у существующей власти носит перманентный характер. А великие дела свершаются тихо, без излишней огласки. Весной этого года в правительстве произошло, по сути дела, второе принципиальное изменение порядка его работы после «административной реформы» 2004 года. Тогда министерства и ведомства были искусственно разделены на министерства, вырабатывающие политику, службы, осуществлявшие надзор и контроль, и агентства, непосредственно ведавшие деньгами. В результате воцарился бюрократический хаос, полностью дезорганизовавший деятельность правительства более чем на год.

- Но потом все как-то устаканилось?

- Да, именно "как-то". Малозаметной, но очень важной частью той реформы стало коренное изменение характера взаимодействия аппарата правительства с министерствами и ведомствами: аппарат перестал играть роль главного арбитра в ведомственных спорах и выполнять роль следователя, выясняющего причины невыполнения тех или иных решений. В результате министерства получили практически полную свободу рук в сферах своей исключительной компетенции, а усилия премьера они могли нейтрализовать, де-факто не выполняя его поручения и не согласуя предлагаемые им проекты распоряжений и постановлений правительства.

- То есть "реформа" свелась к ослаблению роли правительства?

- Понятно, что столь резкое ослабление координирующих функций, проведенное под предлогом «повышения ответственности» министерств и ведомств и переходу от их ответственности перед аппаратом правительства к «ответственности перед всем обществом», как высокопарно писалось в сопроводительных документах, дополнительно стимулировало неразбериху, но в то время президент, впечатленный авторитетом только что уволенного премьера Касьянова, насколько можно судить, решал принципиальную задачу ослабления роли премьер-министра и удержания его в вечно «техническом» состоянии. Эта задача была решена, хотя, вероятно, и неприемлемо дорогой ценой...

- Но времена меняются. И, когда бывший президент занял пост премьера...

- Он весьма болезненно ощутил созданную им же самим «в прошлой жизни» институциональную ограниченность своих новых возможностей. Формализованным направлением решения этой проблемы стала отмена обязательного согласования всех решений правительства во всех министерствах и ведомствах, затрагиваемых этими решениями. Ранее обязательность этих согласований, понятная с точки зрения здравого смысла, не только чудовищно затягивала принятие самых необходимых решений, но и служила дополнительным источником власти ведомств, которые могли сопротивляться назревшим решениям правительства, просто не посылая под теми или иными техническими предлогами заместителей своего руководителя на соответствующие совещания.

- А теперь как?

- Теперь ведомства при несогласии с проектом решения должны представлять свои содержательные замечания в строго определенный срок. Не только если срок предоставления этих замечаний пропущен, но даже если аппарат правительства считает аргументы несущественными, соответствующее решение может приниматься правительством и без письменного согласования ведомства. Таким образом, премьер Путин, реализовав неудачную попытку премьера Кириенко, по сути дела, ликвидировал «правительство согласований», окончательно созданное премьером Черномырдиным,а точнее, возглавлявшим аппарат правительства Квасовым в далеком 1995 году. Тем самым он практически полностью освободился от контроля со стороны министерств за деятельностью правительства и получил возможность принимать почти любые решения без существенной оглядки на них.

- То есть наконец-то хорошо стало?

- Это смотря кому. Расширение свободы принятия решений создало парадоксальную ситуацию: аппарат правительства так и не оправился от реформы 2004 года и по-прежнему ослаблен как минимум, в интеллектуальном плане, но получил возможность действовать «через голову» министерств и ведомств, обеспечивая принятие правительством решений, подготовленных в том числе им же самим по своему собственному усмотрению. Такая ситуация живо напоминает премьерства Гайдара и Кириенко, когда решения правительства готовились его аппаратом, а то и вовсе узким кругом приближенных премьера, и практически не «откатывались» на отраслевых управленцах.

- Но ведь в такой ситуации возрастает вероятность ошибки, причем, видимо, сильно возрастает?

- Понятно, что сложившаяся ситуация, как и всякое ослабление «обратной связи», пусть даже и не с обществом, а всего лишь с «властной общественностью», чревата значительными болезненными ошибками, в том числе и в деятельности министерств и ведомств, которые начинают воспринимать аппарат правительства как источник абсолютной и ничем не ограниченной власти над собой. А собственные возможности аппарата, в первую очередь интеллектуальные, как я уже говорил выше, никак не соответствуют возложенной на него роли.




Рейтинг:   5.00,  Голосов: 14
Поделиться
Всего комментариев к статье: 16
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
"ешак -
,,олег.. написал 22.07.2009 17:44
останется ешаком, хоть ты осыпь его звЕздами"...(классик).
Кстати, всем известный доктор Менгель - был хорошо образован...
(Он работал у ефрейтора...)
все должности большие расхватали ублюдки
vllad написал 22.07.2009 16:14
а 20 "рукам водителей" в екатеринобурге без высшего образования--не "лучшее" ли тому "подтверждение"!!????????
сектанту хабаднику
,,олег.. написал 22.07.2009 15:51
тебе пояснять - время терять.
Поскольку ты - окончательно развращен.
Re: Климу.
Шабат написал 22.07.2009 13:28
У нас - Суверенная Демократия.
(конструктивная мысль приветствуется...
-----------------------------------------------
Блядь , Олег, поясни свою мысль конкретнее, где это у вас?
( Название психушки, номер палаты, фамилию главврача - все подробности в студию...
Климу.
,,олег.. написал 22.07.2009 01:03
Да ты не сцы...Понужай.
У нас - Суверенная Демократия.
(конструктивная мысль приветствуется...
Re: Все хорошо
,,олег.. написал 21.07.2009 22:28
Да, нормально... пока.
(без названия)
термит написал 21.07.2009 21:37
Делягин молодец
Все уловил
Такого маразма как после реформы 2004 года я не видел никогда, хотя в госаппарате уже 20 лет
никто никому не подчиняется
никто ни за что не отвечает
Компетенция - ей Богу, все должности большие расхватали ублюдки
Удумал эту реформу Козак и ко, прошлое его детище уголовно процессуальный кодекс еще хуже
Все хорошо
Выстрел написал 21.07.2009 20:38
А делягин вообще молодец
Административная реформа 2004 года
Михаил Васильев написал 21.07.2009 19:59
Очередная попытка осуществления широкомасштабной административной реформы приходится на 2003 – 2004 гг. Проведение программных мероприятий по ее реализации было увязано с исполнением других федеральных программ, в частности, с федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» и ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
Однако стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть мероприятий предусмотренных административной реформой, касающаяся в основном реорганизации ФОИВ. Вместе с тем на практике реального разделения функций между тремя типами органов исполнительной власти не произошло.
По ряду приоритетных направлений административной реформы работы либо не были начаты, либо были свернуты. Как и прежде механизмы реализации полномочий органов исполнительной власти для их работы в новых условиях, которые в значительной степени определяют качество, эффективность и результат исполнения госслужащими отдельных государственных функций от имени и по поручению государства, так и остались нетронутыми. Кроме того, реформа в основном затронула федеральный уровень исполнительной власти. На региональном уровне административная реформа реализовалась лишь в немногих экспериментах и пилотных проектах. Особенно примечателен тот факт, что комиссия по административной реформе выявила сотни федеральных государственных учреждений, главным образом в регионах, которые оказались неизвестны профильным ведомствам. При этом Минфин каждый год их исправно финансирует.
Таким образом, начавшаяся со структурных преобразований административная реформа не дала сколько-нибудь измеримого прироста эффективности и результативности государственного управления, не повысила доверия граждан и делового сообщества к органам исполнительной власти. Более того, резко сократившееся число министерств было компенсировано разросшимися агентствами и службами. В целом реформирование федеральных органов исполнительной власти, завершившиеся в конце 2004 г., по оценке большинства экспертов, видимых результатов не принесло.
Re: Re- аффтору
..................................... написал 21.07.2009 19:51
да фигня все...
адекватные люди давным-давно не надеются на позитивные изменения к лучшему в Рф.
просто надежда умирает последней,вот почему люди посещают этот сайт.
Но и надеяться на здравый смысл граждан России-по-видимому,тоже бессмысленно.
Re- аффтору
Пессимист написал 21.07.2009 18:59
Да ситуацию в правительстве М.Делягин уловил. Это, впрочем, достаточно просто.
А вот слабо спрогнозировать РАЗВИТИЕ этой самой ситуации?
Скажем народ интересуется - возможен ли вариант в сторону повышения интелектуальной состовляющей правительства?
Re:
errror7 написал 21.07.2009 14:39
У чукчей нет сепоратизма. Этот этнос надо спасать. Они берут себе русские имена и отчества, они не сохраняют свою культуру, они съедены российским народом. Они уже ассимилированы. С точки зрения большинства, так им и надо, но далеко ли ты уедешь с такой психологией, когда твой народ рвать будут на клочки. Я б всем москвичам трусы надел бы на голову задом на перед только за то , что бензин у нас дороже чем в Казахстане на 6 рэ. Молчим, терпим, красота.
(без названия)
Клим написал 21.07.2009 14:15
Само по себе активное присутствие Делягина на форуме бодрит! Все ж таки еще штык за наших. Ну, почти..
Своими посткратисткими выступлениями он скоре снищет себе славу русского Ионеско. После взвешенных рассуждений о роли правителства и административной реформе.. взять и сказать, что это просто банда идиотов. Речь ведь идет о правящей псевдоэлите, которая по своим интеллектуальным особенностям, характерным для псевдоэлит, несомненно относится к псевдоэлитам.
Понятно, что бесконечные приставания разочарованного плебса к МД на тему хоть какого-либо конструктива, не говоря уж о прогнозных оценках, рабочих моделях и прочей аналитической шелухе... Короче, "В ожидании Годо".
(без названия)
Патриот написал 21.07.2009 14:13
Чукчей мне не жалко!Их надо ассимилировать!Расстворить так,чтобы все их потомки были русскими по национальности!Только так мы подавим сепаратизм!
(без названия)
errror7 написал 21.07.2009 14:10
Ты невнимательно читал!Я говорю что у Чукчей надо отнять автономию!Теперь насчет Средней Азии.На ее премере я хотел показать что бывает когда даешь нацменьшинства национальные образования-распад государства!Ну теперь-то ты понял????????
(без названия)
errror7 написал 21.07.2009 13:51
Ну ты разошелся. Чукчей тебе жалко. Мне то же жалко, что из моей Сибири нефть качают. Я б в одиночку ей бы попользовался. Радость от владения Средней Азией левая идея. Это имперские замашки.
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss