Кто владеет информацией,
владеет миром

Общественные отношения в сфере потребления и их роль в кризисных процессах на территории СССР

Опубликовано 08.10.2005 автором в разделе комментариев 20

Общественные отношения в сфере потребления и их роль в кризисных процессах на территории СССР

Кризис, с последующим распадом СССР, и кризис мировой системы социализма в целом до сих пор не нашел своего более или менее научного объяснения. Действительно, разве выдерживают сколько-нибудь серьезную критику гипотезы, считающие причиной "крушения" социализма сионистский заговор (это одна крайность), или наоборот, предположения о том, что 75 лет правления коммунистов - это искусственный эксперимент тех же жидо-масонов, который иначе, чем крахом окончиться и не мог. Все остальные попытки объяснения идущих разрушительных процессов находятся где-то в промежуточном диапазоне, и по своей научности мало отличаются от приведенных выше двух крайних точек зрения.

Глобальный масштаб, глубина поистине тектонических сдвигов в общественном устройстве на одной трети планеты, толкают серьезного исследователя на поиск соответствующих по своей глубине причин происходящего.

Первая и центральная посылка всего последующего анализа заключается в том, что разрушительные, кризисные процессы в социалистическом обществе имеют свою основу в закономерностях развития этого общества, то есть они настолько же закономерны, как и само возникновение социализма. Это естественноисторические закономерные процессы, имеющие свои корни в особенностях социализма, как первого этапа коммунистической формации.

Для анализа исторических процессов необходимо повнимательнее присмотреться к структуре общества. Современная структура общества характеризуется сложной системой взаимосвязанных общественных отношений:

- производственные отношения, точнее, отношения в сфере материального производства;

- отношения в сфере производства духовных ценностей;

- отношения в сфере производства общественных отношений (управления);

- отношения в сфере потребления.

Сразу видно, что, приведенная выше, схематически набросанная, структура отличается от классической трактовки структуры общественных отношений, как отношений исключительно между классами в сфере материального производства. То есть, классический вариант сводится только к первому пункту нашей структуры. Но никакого противоречия с классиками здесь нет[1].

Дело в том, что со времени создания теории отношений между антагонистическими классами, человеческое общество претерпело значительные преобразования. А это отразилось на усложнении его социальной структуры.

Причиной, по которой в марксизме кроме сферы производственных отношений не были подробно исследованы другие сферы производства (духовная, потребления, производства общественных отношений), не в том, что они отсутствовали в природе. Они существовали так же объективно, как и сейчас. Однако, они были еще недостаточно развиты, и влияние их на общественные процессы было таково, что от них можно было абстрагироваться. Действительно, в начале века подавляющее большинство населения Земли не только не принимало участия в духовном производстве, но и вообще практически не имело об этом никакого представления. К управлению (работе в сфере производства общественных отношений) были допущены вообще единицы. Имело ли смысл говорить о какой-то сфере потребления, когда для большинства она ограничивалась удовлетворением минимума естественно-биологических потребностей, а основная предпосылка сферы потребления - свободное время - у большинства практически начисто отсутствовало.

С другой стороны, все общественные сферы, кроме сферы материального производства, были доступны в основном представителям эксплуатирующих классов. То есть, духовное производство, управление, потребление осуществлялось представителями одного полюса общественных отношений в сфере материального производства. И потому, эти общественные сферы рассматривались лишь как частный случай классовых отношений, отношений в сфере материального производства.

Конец ХХ века. Ситуация резко меняется. Большинство людей приобщаются к благам цивилизации. У них появляется свободное время, появляется нечто, кроме «своих цепей» - личная собственность. Растет образовательный уровень людей, все больше их вовлекается в творческую деятельность. Большая масса людей допускается в управленческие сферы. Растет общественная самодеятельность. При этом, важно то, что эти сферы перестают быть прерогативой представителей только эксплуататорских классов и близких к ним слоев. В сферы творчества и управления все шире вовлекаются наемные работники. Трудящиеся становятся основной потребляющей массой, обладающей достаточно большим резервом свободного времени.

Для начала здесь будут рассмотрены только общественные отношения из последней группы, отношения, которые складываются между людьми в процессе потребления. Причины, побуждающие начать анализ с этой сферы, в том, что изменения именно в данной сфере послужили той питательной средой, на которой взошел антикоммунизм в нашей стране. Здесь необходимо обратить внимание на то, что сфера потребления в России за время советской власти расширялась исключительно динамично, ее рост опережал, по всей видимости, рост подобной сферы во всех других странах. Имеются в виду не абсолютные показатели, а тот факт, что в России до революции сфера потребления для большинства населения - рабочих и крестьян - почти начисто отсутствовала или сводилась к минимуму, в то время, как в развитых странах был уже достигнут некоторый уровень массового потребления. Но справедливости ради, необходимо сказать, что рост сферы потребления по отношению к росту производства (в том числе и духовного) сдерживался, и потому имел меньшие темпы. То есть, имел место дисбаланс, невозможный в капиталистическом обществе, где масса произведенных стоимостей должна быть уничтожена в конечном итоге в сфере потребления, а, значит, сфера потребления не может отставать от производства, в противном случае происходят кризисы перепроизводства. К шестидесятым годам сфера потребления в нашей стране, даже в заторможенном виде, достигла таких масштабов, при которых в ней самой начали происходить качественные сдвиги. С другой стороны, масштабы сферы массового потребления достигли такой величины, что с влиянием ее на все другие общественные сферы уже нельзя было не считаться. Это требовало адекватного научного осмысления, и соответствующей реакции со стороны политического руководства. Как будет показано ниже, невнимание к сфере потребления и непонимание процессов, в ней происходящих, послужили, в результате, одной из причин победы контрреволюции.

Прежде, чем исследовать отношения в сфере потребления, проанализируем сам процесс потребления:

Потребление - это род человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека. В этом определении можно выделить три момента, которые необходимо подробнее рассмотреть:

а) потребление - это социальное, общественное явление, и его определение через отдельного человека не должно вводить нас в заблуждение. (Надо сказать, что потребление, как термин, используется в двух смыслах: как индивидуальная деятельность, и, как общественный процесс, думаю, специального разведения этих терминов не требуется, поскольку обычно достаточно контекстуального определения);

б) потребности человека имеют очень сложную и динамичную социально-биологическую структуру, постоянно изменяющуюся в ходе развития человечества, при этом, вектор такого развития направлен в сторону все большей социализации, очеловечивания потребностей;

в) потребление как род человеческой деятельности, несомненно, развивается из естественных, совершаемых на биологическом уровне, процессов удовлетворения естественно-биологических потребностей. В ходе становления человека, потребительская деятельность приобретает все более яркий цивилизованный, человеческий оттенок. Основным отличием человеческой деятельности от биологическо-функциональной у животных является то, что человеческая деятельность - это трудовая деятельность[2].

Важно разобраться, чем в процессе потребленческой деятельности удовлетворяются потребности и какую роль здесь играют материальные ценности (продукты, товары потребления)? Простейший ответ, что продукты, товары удовлетворяют потребности. Но товары без человека ничего не могут удовлетворить. Необходима специфическая человеческая деятельность, чтобы извлечь из товара некоторое благо, точнее, при помощи продукта потребления получить благо. Обычно ТО, при помощи чего люди действуют для достижения какой-либо цели, называют орудиями, средствами. Таким образом, продукты потребления являются орудиями, средствами потребления, а благо - это мера удовлетворения потребности, получаемая при помощи данного материального или духовного средства потребления. При этом в средстве потребления благо содержится лишь потенциально, в возможности, а стать действительным, реализоваться оно может только в процессе потребительской деятельности. Важно еще раз подчеркнуть, что потребление - это трудовая деятельность, орудиями труда в данном случае выступают продукты потребления, а благо - это продукт, появляющийся в результате этого труда. Видно, что конкретное благо, получаемое конкретным человеком, как удовлетворение его конкретной потребности, не является общественным отношением, поскольку не отчуждается от него, это - отношение между человеком и материальным или духовным объектом, а так же с конкретным человеком. В случае же отчуждения блага собственно процесс удовлетворения прекращается. Это означает, что благо становится потенциальным (если вообще не улетучивается). То есть, благо не может быть собственностью, которая, как известно, представляет собой общественное отношение. А вот средства получения благ - орудия потребления (материальные или духовные продукты), то есть материальные или духовные объекты, содержащие потенциальное благо, могут быть в собственности, так как, во-первых, отчуждаются от человека, во-вторых, могут использоваться разными людьми, и, таким образом, являются связью, материализованным отношением между ними. Следовательно, личная собственность - это собственность на средства получения благ, на орудия потребления, на носители потенциального блага. Вот эта индивидуальная личная собственность на средства потребления является первым и главным отношением (общественным отношением) современной сферы потребления.

Важно еще раз подчеркнуть, что благо и средство потребления вещи - различные, хотя, и тесно взаимосвязанные. В самом деле, средство потребления может не приносить благ, а может использоваться не по назначению, и даже во вред. С другой стороны, одно и то же благо можно получить при помощи различных средств потребления. Свойство продуктов потребления использоваться не только по прямому назначению, явилось одним из условий, которое способствовало возникновению товарно-денежных отношений.

Необходимо выяснить взаимосвязь между благами и средствами потребления. Понятно, что для получения большего количества благ необходимо большее количество средств потребления, но зависимость эта отнюдь не прямопропорциональная. Если внимательнее присмотреться, то человек может получать одновременно ограниченное количество человеческих благ. По видимому, существует некоторый уровень насыщения благами в количественном отношении (имеется в виду количество благ получаемых человеком в единицу времени). В отношении качества благ дело обстоит несколько сложнее. Надо сказать, что с повышением благосостояния рост количества человеческих благ одного наименования, получаемых одним человеком, замедляется, и происходит резкий скачок в разнообразии качества благ, что вызывает необходимость в производстве соответствующего качественного разнообразия орудий потребления. Одновременно падает время, благосозидающего использования орудий потребления отдельным человеком, так как он не может одновременно получить сразу несколько благ (и соответственно использовать одновременно несколько орудий). Находясь в личной собственности, орудия потребления все больше простаивают, уменьшается их "фондоотдача". При социализме это явление с экономической точки зрения, само по себе, очень нежелательное, так как приходится производить громадное количество вещей, использующихся лишь от случая к случаю. В конечном счете, это явное омертвление вложенного в продукт труда, даже если сам продукт с выгодой реализован.

Здесь хотелось бы отметить параллели между сферой потребления и сферой производства, которые все больше и больше проявляются по ходу изложения.

Во-первых, также как и в производственной сфере, в основе сферы потребления лежит трудовая орудийная деятельность.

Во-вторых, трудовая деятельность, при усложнении и приобретении ею коллективного, структурированного характера, переходит в качество, которое можно уже охарактеризовать как производство. При этом исторически усложнение потребления, как производственной деятельности, пошло по двум путям. Первый путь - это вычленение из непосредственно-потребленческой деятельности, удовлетворяющей биологические потребности, производственной компоненты, т.е. становление производства средств потребления, а далее и средств производства (становление сферы материального производства). Второй путь - это усложнение самой сферы потребления, как специфического производства. При этом, в эксплуататорских формациях налицо явное разделение труда: в сфере материального производства заняты в основном эксплуатируемые классы, а трудятся в сфере потребления, над удовлетворением своих потребностей в основном эксплуататоры (хотя с начала этого века к сфере потребления начинают все больше и больше допускаться трудящиеся). Кстати, подход со стороны официального советского обществоведения к потреблению, как к "непроизводственной" сфере, и лишь как к личному делу каждого, а поэтому невнимание к ее организации, привело к плачевным последствиям для социализма.

В-третьих, люди в процессе производства, как известно, вступают в производственные отношения. Это относится как к сфере материального производства, так и к сфере потребления (как производства благ). Личная собственность - это общественное отношение, в которое вступают люди в процессе производства благ. Не использующиеся хотя бы временно по прямому назначению (для удовлетворения потребности, на удовлетворение которой сориентирован продукт при производстве) орудия потребления, находящиеся в личной собственности, в дальнейшем будем называть - ИЗБЫТОЧНОЙ ЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. Понятно, что поскольку ни один продукт, предназначенный для удовлетворения определенной потребности постоянно использовать нет возможности, так как надо когда-то удовлетворять и другие потребности, то для любого орудия потребления (в данных социальных условиях) существует некоторый уровень необходимой избыточности его использования в личном потреблении. Однако, при превышении этого необходимого уровня избыточности, личная собственность становится ИЗЛИШНЕЙ ЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. Эта собственность представляет для социализма не только экономический вред (о чем сказано выше), но и очень большую социальную опасность, которая в полной мере реализовалась в ходе перестройки, и послужила одним из факторов реставрации капитализма.

Напротив, в развитых капиталистических странах излишняя личная собственность выполняет очень важные социальные функции: это нечто кроме "своих цепей", что ох как не хочется терять; эта собственность служит той губкой, которая высасывает из трудящихся все их средства, обеспечивая тем самым, бесперебойность функционирования обращения.

Еще излишняя личная собственность служит тем питательным бульоном, который постоянно продуцирует мелкую частную собственность, мелкую буржуазию. Скопление большой массы излишней личной собственности создало в нашей стране питательную среду для пробуждения собственнического инстинкта, что стало одной из причин скачка в запросах населения. Но более опасно то, что сама излишняя собственность стала генератором новых потребностей. Здесь мы сталкиваемся с тем, что эти потребности в строгом смысле не человеческие. То есть - это потребности не человека, а собственника - новой целостности, состоящей из человека и его личной собственности, которая имеет свои, не присущие ни человеку, ни материальным ценностям в отдельности, свойства, и, соответственно, новые потребности. Действительно, собственность требует ухода, хранения, умения ее эксплуатировать, то есть, она требует массы средств на свое содержание. Понятно, что потребности собственнической целостности растут в геометрической прогрессии: чем больше собственности, тем больше она требует от человека приобретать новой собственности. Кроме того, излишняя личная собственность просто потребляет время собственника на уход и обслуживание, или того хуже, диктует образ поведения, образ жизни. В общем, излишняя личная собственность наносит экономический ущерб, будит собственнический инстинкт и сама порождает все новые, нечеловеческие потребности. Излишняя собственность растет, опережая ее, растут потребности! А потребности надо удовлетворять! Где взять на это средства? Никаких трудовых доходов не хватит, тем более, как указывалось выше, излишняя личная собственность отнимает время, необходимое и на труд и на отдых (и, как ни парадоксально, действительно человеческие потребности остаются не удовлетворенными).

Пока мы еще рассматривали положение, при котором излишняя личная собственность просто не используется большую часть своего существования. Но существует и другая ситуация, когда излишняя личная собственность используется не по назначению. Понятно, что если хрустальной вазой начнут забивать гвозди, то страшного в этом мало. Но если ее используют для получения нетрудовых доходов, то это уже при социализме социально опасно, поскольку происходит трансформация этой излишней личной собственности в частную, стремящуюся к самовозрастанию, в капитал. Ярчайший пример такого использования излишней собственности - это спекуляция. Излишняя собственность в виде потребительских товаров используется спекулянтом для получения прибыли, а точнее для присвоения им результатов чужого труда. Ясно, что корни и питательная среда экономической преступности при социализме в излишней личной собственности, которая подчиняет себе собственника, требует своего увеличения, и, в конце концов, толкает на преступление, или, что еще более страшно, на оправдание подавляющей массой трудящихся чужих преступлений. Опасность роста преступности в условиях личнособственнического потребления не уменьшается, а с ростом излишней личной собственности увеличивается. Действительно, если чисто человеческие потребности удовлетворить возможно (и это с чисто материальными потребностями когда-нибудь произойдет), то собственнические потребности, порождаемые избыточной личной собственностью, растущие с непомерной скоростью, невозможно удовлетворить ни каким способом - даже преступным!!! Собственно сейчас мы наблюдаем апофеоз такого криминального взрыва, тотального попустительства и молчаливого оправдания действий криминалитета со стороны массы населения, которая развращена излишней личной собственностью, и сама не против отведать "сладкой жизни".

Теперь необходимо рассмотреть общественные отношения, возникающие между сферами производства и потребления.

1. Прежде всего, необходимо разобраться в цели производства.

При капитализме целью производства является извлечение наибольшей прибыли. Эта цель определяет не только производственные отношения, но и отношения в сфере потребления. Дело в том, что собственническое потребление наиболее выгодно для капиталиста. Он заинтересован сбыть как можно больше товаров потребителю, и его абсолютно не волнует, принес ли товар какую-нибудь пользу или нет - он своей цели добился уже тогда, когда продал товар. Капиталист заинтересован не в том, чтобы человек получил как можно больше благ, а в том, чтобы человек купил как можно больше средств потребления (товаров). И поэтому анархия, нерациональность в потреблении, громадная излишняя собственность, сосущая из потребителя все соки, заставляющая вкалывать на нее от зари до зари в интересах буржуазии. То есть, буржуа при помощи излишней личной собственности убивает двух зайцев: с одной стороны - заставляет потребителя трудиться на него, с другой - выколачивает деньги из потребителя.

Основной закон социализма (а, следовательно, и цель социалистического производства) направлен не на то, чтобы каждый человек имел как можно больше средств потребления в личной собственности, а на то, чтобы каждый получил как можно больше разнообразных благ при возможно меньшем количестве средств потребления. А этого можно достигнуть только тогда, когда сфера потребления будет в высшей степени рационально организована. То есть, если цель социалистического производства не производство средств потребления (товаров), а производство благ, то понятно, что средство потребления должно постоянно находиться в поле зрения общества, которое должно заботиться, чтобы это средство принесло как можно больше благ. Понятно, что, господствовавший до крушения социализма, рыночный способ распределения не соответствовал такому пониманию рациональной сферы потребления.

2. Одно из основных противоречий социалистического общества, приведшее к плачевным результатам, заключается в том, что способ потребления не соответствовал способу производства. То есть, производство носило социалистический, общественный характер, а потребление (присвоение) - индивидуалистический, собственнический. Такой характер потребления больше соответствует буржуазному обществу. При этом, по мере своего роста, сфера потребления приобретала все более индивидуалистический характер, все более приближаясь к стандартам западного "общества потребления". Надо сказать, что так называемый "коллективистский менталитет" россиянина во многом сформировался благодаря тому, что не только условия существования (климатические, геостратегические) у нас требовали коллективности материального производства, но также скудость средств всегда вынуждала широко использовать элементы коллективного потребления.

Здесь необходимо провести более глубокий анализ взаимодействия сфер материального производства и потребления. Возьмем для анализа общество некоторого государства. В нем продукт, произведенный трудоспособными членами общества, делится, грубо говоря, на две части: продукт потребляемый всеми членами общества (продукт "уничтожаемый" в сфере потребления), и прибавочный продукт, не идущий в сферу потребления, а который пускается на расширение воспроизводства общества, на его развитие. Понятно, чем больше прибавочный продукт, тем более динамично развивается общество. Общеизвестно, что уровень потребностей, а, следовательно, и общественного потребления имеет тенденцию к росту (так называемый "закон возвышения потребностей"). И эта тенденция носит не только характер абсолютного роста потребностей, но и ведет к тому, что при одинаковом объеме произведенного в обществе продукта все большая часть этого продукта расходуется на потребление, и все меньше остается прибавочного продукта. А это, при прочих неизменных условиях, ведет к замедлению прогресса общества. (Это, кстати, еще один из предперестроечных факторов). Глубинные причины закона возвышения потребностей состоят в том, что уровень развития производительных сил напрямую требует определенного уровня развития сферы потребления, снижение которого ведет к замедлению развития, а то и к регрессу производительных сил. Каковы на сегодня известные методы преодоления этого неприятного фактора?

Первый. Удовлетворение растущей сферы потребления одного общества за счет других обществ, то есть изъятие прибавочного (всего или его части) продукта других обществ, и использование его для потребления и развития в обществе "паразите". Это схема классического империализма (Америка, Западная Европа). При этом надо сказать, что налицо чистый паразитизм, так как чистый продукт, произведенный членами "обществ-паразитов", меньше продукта ими потребляемого.

Второй. Неклассический империализм - это Япония и страны, идущие по ее пути. Их своеобразие заключается в том, что они не раскормили, сдержали на достаточно низком уровне потребности своего населения, а, следовательно, эти общества производят прибавочный продукт, то есть, производят больше чем потребляют. Но, в силу ряда причин, эти страны допущены к изъятию части прибавочного продукта из стран третьего мира, в той же мере, как и страны классического империализма. В этом-то и заключается феномен экономического взлета Японии, поскольку она для своего развития использует прибавочный продукт из двух "котлов". Немаловажным фактором японского феномена является то, что Япония не была подвержена кризисам перепроизводства, хотя, казалось бы, существует явное несоответствие между низкой платежеспособностью ее населения и громадным количеством продукта ею производимого. Япония воспользовалась необъятной платежеспособностью стран классического империализма, их невообразимой потребительской способностью, и она стала одним из основных поставщиков бытовой электроники и других ТНП на Запад.

Третий, который часто пытаются применить, но который имеет обратный эффект (хотя именно этого эффекта и добиваются те, кто пытается применить этот метод), - результатом которого, в конечном счете, является уничтожение производительных сил общества, - это насильственное сдерживание или снижение уровня потребления общества. Примеры: война, оккупация, диктатура компрадорской буржуазии. Наиболее широко этот метод применялся в колониях, а сейчас достаточно распространен в развивающихся странах.

Четвертый - компенсационный. При помощи этого метода можно определенное время сдерживать рост общественного потребления, при значительном росте производства и производительных сил. При этом методе народу обещается некоторая светлая перспектива, в которую он способен поверить (порой от безысходности), при достижении которой ему с лихвой компенсируются все лишения. Этот метод широко распространен в условиях войн, восстановительных периодов. Он применялся фашистами и коммунистами. Правда, цели были диаметрально противоположными: если первые пообещали своему народу за напряженный бескорыстный труд, благоденствие на захваченных землях за счет угнетенных народов, то коммунисты призвали к упорному труду, напротив, для уничтожения всякого угнетения и создания общества всеобщего благоденствия для всех народов.

Пятый метод, который нам наиболее интересен и имеет наибольшие перспективы - это рационализация потребления, развитие его коллективистских форм. Дело в том, что та часть произведенного общественного продукта, которая идет на потребление, включает в себя в основном продукты потребления, которые, как мы выяснили выше, являются орудиями потребления, и сумма благ, сумма потребностей, удовлетворенных этими орудиями, зависит не только от количества орудий потребления, но от их производительности и способности тех, кто ими пользуется, извлечь при их помощи как можно больше благ. Это означает, что при одинаковом уровне удовлетворения общественных потребностей, количество средств потребления (продуктов потребления) можно уменьшить за счет повышения производительности потребленческого процесса, за счет чего можно, не снижая благосостояния общества, уменьшить продукт, идущий на потребление, и, следовательно, увеличить долю прибавочного продукта, тем самым увеличить динамику развития общества. Повышение производительности потребления противопоказано буржуазному обществу, поскольку ведет к кризису перепроизводства, нарушая товарно-денежное обращение. Этот метод может быть применен в полной мере только при коммунизме, даже при социализме, с его личнособственническим потреблением и сохраняющимися товарно-денежными отношениями, повышение производительности потребления возможно только в очень ограниченных рамках. А как показали события последнего времени, товарно-денежные отношения вступают в непримиримый конфликт с зачатками коммунистического потребления (общественной сферой потребления), которые в конечном счете гибнут под натиском нарождающейся вновь, частной собственности.

Противоречие между общественным характером производства и индивидуалистическим потреблением начало явственно проявляться в начале 60-х годов. Тогда были предприняты робкие попытки по снятию в зародыше этого противоречия, которые были подавлены валом "вещизма". Руководство страны, не заметив опасности, объявило курс на повышение благосостояния народа, понимая под этим обеспечение каждого определенным количеством индивидуальных средств потребления (по стандартам развитых стран). Ясно, что положение, при котором человек, приходя с работы домой, превращается из коллективиста, общественника в индивидуалиста, собственника личной собственности не может способствовать развитию коммунистических отношений, а скорее ведет к обратному, что и вышло в результате.

Надо сказать, что лозунг о построении к 1980 году материально-технической базы Коммунизма, при пристальном рассмотрении, не так уж был утопичен, если бы страна уже с начала 60-х годов начала переходить к высоко производительным коллективистским способам потребления.

3. Необходимо учитывать, что через сферу потребления реализуются меры по материальному стимулированию трудящихся. Ясно, что при социализме больше благ должен иметь тот, кто лучше работает. На деле же часто выходило, что передовик лишь слегка больше получал денег, а благ имел больше тот, кто тратил свои усилия, время, способности не на производительный труд, а на то, чтобы лучше устроиться, лучше приспособиться, потуже набить свой карман за счет других. При этом, видно, что излишняя личная собственность становилась орудием получения и перераспределения доходов, средством существования, то есть, сводила на нет все материальные стимулы производства. В конце концов, человек полностью становился в зависимость от нетрудовых доходов. К чему это привело, мы видим.

Нам тогда казалось, что материальное стимулирование несовершенно, и не достигает своих целей только потому, что плохо организовано в силу каких-то субъективных причин. Собственно с благих поползновений в этом направлении и начинали наши прорабы перестройки. К сожалению, эта иллюзия существует и поныне у современных коммунистов всех оттенков - от розовых СПТшников до пурпурных большевиков. Им кажется, что если сейчас возвратиться к общественной (в той или иной мере - в зависимости от оттенка) собственности на средства производства, и исправить ошибки, допущенные в "застойное" время в оплате труда, этого будет достаточно. Но даже если идеально организовать, и платить людям строго в соответствии с их трудом, все равно, в силу перечисленных причин, и некоторых других обстоятельств, это стимулирующее воздействие будет сильно искажено, и не будет давать ощутимых результатов. В самом деле, воздействие материального стимулирования от труда до удовлетворения потребностей проходит, по меньшей мере, пять превращений (преобразований):

T => Ct => D => P => B => Cb

  (1)      (2)     (3)    (4)     (5)

где:

T - реализованный труд, т.е. некоторый результат труда, "материализованный" в некотором продукте, услуге, идее, художественном произведении и т.д., имеющий некоторую общественную ценность, нужность (но которая еще не вычленена, содержащаяся в результате труда потенциально);

Ct - общественная ценность, общественная полезность реализованного труда (T); может определяться в различных шкалах: натуральной, денежной, "устной" ("спасибо", "большое спасибо" и т. д.);

D - денежное или иное вознаграждение, получаемое реально за труд (T);

P - продукты, средства потребления, используемые для получения благ, приобретенных в обмен на D;

B - сумма благ, полученных при помощи средств потребления P;

Cb - социальная ценность для индивидуума суммы благ B, которая собственно и определяет стимулирующее воздействие на работника.

=> - преобразования, происходящие в процессе стимулирующего воздействия:

(1) Определение общественной ценности труда.

(2) Оплата в соответствии с этой ценностью.

(3) Приобретение на эти деньги средств потребления (товаров).

(4) Получение при помощи приобретенных средств потребления самих благ.

(5) Оценка благ по престижности, актуальности, по их социальной ценности, приоритетности.

Надо сказать, что только в том случае стимулирование осуществляется эффективно, когда каждое из этих преобразований, превращений, выражаясь математическим языком, будет иметь линейный характер, и произойдет без искажений. И в конечном итоге, когда между (T) и (Cb) будет линейная, прямопропорциональная зависимость (грубо говоря, если большему (T) будет соответствовать большее (Cb) и наоборот). Ясно, что этот линейный характер, особенно при таком большом количестве преобразований, трудно выдержать, поскольку на каждом уровне преобразований возможно возникновение искажений. Эти преобразования происходят частично в сфере производства [(1), (2)], частично в сфере потребления [(3), (4), (5)]. То, что обе эти сферы со временем все более усложняются, ведет к тому, что появляется больше факторов способных внести искажения в преобразования стимулирования. Должно существовать некоторое мощное начало, способное обеспечить линейность стимулирования, необходим какой-то общий оператор, измеритель на всех уровнях, например, деньги. В полной мере такую линейность можно реализовать только в обществе, где все продается и покупается, где высшим благом являются деньги, где рабочая сила является предметом торга, то есть, - при капитализме. В социалистическом обществе происходит постепенное разъедание, коррозия товарно-денежных отношений, теряется линейная связь между преобразованиями материального стимулирования труда, к чему мы пришли в канун перестройки. Общество стало на распутье: возвращаться к "саморегулированию" материального стимулирования при помощи товарно-денежных отношений (по этому пути наименьшего сопротивления мы и пошли), или идти вперед в неизведанное, свертывать товарно-денежные отношения, то есть, постепенно изымать из преобразований стимулирования промежуточные этапы в стремлении свести формулу стимулирования к виду:

T => Cb

Общественной ценности и количеству труда должна соответствовать ценность и количество благ, получаемых за труд. В идеале, основное отношение стимулирования, остающееся при коммунизме главным, - это когда высшим благом становится творческий труд на пользу общества. Ясно, что такое непосредственное стимулирование труда благом, задача исключительно сложная и пока даже не ясно с какого бока к ней подойти. Кроме того, подходы к ее решению необходимо было искать загодя (где-то с начала 60-х годов), но, к сожалению, уже с 65-го года начался процесс постепенного отступления в сторону товарно-денежных отношений, и это в огромной мере предопределило произошедшую катастрофу.

4. Теперь об отношении между сферой потребления и духовной сферой, общественным сознанием, идеологией.

Наверное, не имеет смысла говорить, как разобщающе действует на людей индивидуальная собственность, особенно ее излишек.

Эта собственность воспитывает безответственность: раз это мое - то, что хочу, то и делаю, ни перед кем не отвечаю, а не мое - так вообще мне на это начхать. Но хуже, что такое отношение людей переносится на средства и ресурсы, которые доверяет им государство и другие люди.

Не секрет, что потребление и потребительство - это та лазейка, через которую проникали и влияли на нас всевозможные спецслужбы Запада.

Но, пожалуй, громаднейшее, если не решающее значение, сфера потребления имеет для формирования будущей коммунистической личности. Известно, что лозунг коммунизма: "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям" подразумевает потребности коммунистической личности. Но как их сформировать? Для решения этого вопроса необходимо разобраться в диалектике взаимодействия потребностей и потребления.

Потребление - это социальный процесс, социальные отношения, социальные условия, сформировавшиеся в ходе общественного развития. То есть, потребление - это область общественного бытия. Потребности человека - это одна из сторон личности. Эта категория ближе к области общественного сознания.

Потребление не определяется суммой потребностей отдельных личностей (хотя потребление - это сфера реализации в основном личных потребностей). Оно зависит от уровня производства, классовой структуры общества, и классовой принадлежности потребителей, от особенностей исторического развития общества и других социальных факторов. А вот потребности (кроме самых элементарных, биологических по своей сущности) определяются, формируются, развиваются в зависимости от формы, способа и всего процесса потребления. Через сферу потребления на формирование личности влияет сфера производства. В общем-то, вышесказанное вытекает из материалистического положения о том, что качества и стороны личности формируются, определяются материальными условиями (в данном случае - условиями потребления). Социальные условия - процесс потребления - формируют такое качество личности, как потребности. Конечно, потребности формируются и через сферу производства, и через духовную сферу. Но наиболее близкая, доходчивая сфера, которая больше всего влияет на формирование потребностей, это сфера потребления. Идеологическая, воспитательная работа, направленная на формирование потребностей, легче идет через сферу потребления. Из всего этого следует, что формирование коммунистических потребностей, а значит и самой базы коммунистической личности, должно, главным образом, идти через сферу потребления. Наши противники давно это поняли, и пользуются этим против нас, очень даже небезуспешно.

Рост лично-собственнических потребностей, все меньше оставлял места для потребности, которую необходимо было сформировать в человеке, ту, на которой должен базироваться принцип: "от каждого по способностям..." при коммунизме, то есть, потребность в творческом, общественно-полезном труде.

В конце концов, вся идейная и идеологическая работа была сведена на нет разлагающим влиянием "вещизма". Были уничтожены не только результаты идеологического воспитания в годы социализма, но и значительно подорваны устои коллективистского "менталитета" россиянина.

Итак, мы попытались выяснить место общественных отношений в сфере потребления в современном обществе, и то, каким образом развитие сферы потребления, пошедшее по пути лично-собственнического присвоения, способствовало крушению социализма в СССР. Теперь попробуем заглянуть в будущее. И здесь хотелось бы высказать одно, на первый взгляд, очень парадоксальное утверждение. Мы сейчас живем в период начала Великой Всемирной Коммунистической Революции (ВВКР), которая завершится в начале XXI века, в первых его десятилетиях. Действительно, сейчас, когда происходит крушение, казалось бы, достаточно стабильно существовавшей социалистической системы, говорить о Коммунизме явно преждевременно. Но, к сожалению, иного выхода у земной цивилизации кроме ВВКР нет - иначе катастрофа, поскольку капиталистический строй себя полностью исчерпал, и даже социализм с элементами капитализма уже неприемлем. Дело в том, что производительные силы в мировом масштабе достигли такого уровня развития, при котором требуется настолько высокое обеспечение потребностей трудящихся (которые составляют основу производительных сил), что в рамках капиталистического общества начинает происходить "проедание", перевод всего произведенного продукта в потребление, и на развитие производства прибавочного продукта вырабатывается все меньше и меньше. С другой стороны, пресыщение средствами потребления ведет к потере стимулов к труду. А, в-третьих, это пресыщение средствами потребления, и необходимость затрачивать на них колоссальные ресурсы, создает невыносимую нагрузку на природу нашей планеты, которая в конце концов может не выдержать, и этот предел уже близок.

Преодолеть эти кризисные явления в рамках буржуазного общества и товарно-денежных отношений уже невозможно. Дело в том, что капитализм для своего бесперебойного функционирования требует сферу потребления организованную по затратному принципу, то есть, чем больше будет уничтожено произведенного продукта в сфере потребления, тем больше будет спрос на новый продукт. В противном случае происходит заклинивание сферы товарно-денежного обращения (кризисы перепроизводства), и становится необходимым в том или ином виде уничтожать производительные силы. То, что произошел качественный скачок в потребностях и потреблении в бывших соцстранах, показано выше, но сейчас происходит бурное развитие производительных сил в третьем мире, которое империализм уже не в силах сдержать и даже контролировать. А это означает, что происходит качественный скачок в уровне необходимого потребления в развивающихся странах, что в свою очередь ведет к резкому уменьшению прибавочного продукта, за счет которого и жирует весь цивилизованный запад. Третий мир начинает серьезно взбрыкивать! Некоторое смягчение ситуации (которое вскоре обернется ее резким обострением) произошло в результате перестроечных процессов в СССР. Запад получил допинг за счет выкачивания из нашей страны прибавочного продукта, запасенного за время социализма в наших основных средствах, но он уже иссякает. Но и снижение гиперпотребления Запада, которое напрашивается в качестве наиболее простого выхода, тоже неприемлемо в силу двух причин. Во-первых, оно приведет к кризису в сфере обращения, а во-вторых, запад, как наркоман, уже привычный к определенной дозе, даже при минимальном снижении уровня гиперпотребления подвергнется потрясениям подобным наркотической ломке. Поэтому он будет всеми силами сопротивляться снижению уровня потребления, а сил у него (особенно военных) много. Выход один - снизить уровень потребления в общемировом масштабе, не снижая, а наоборот подтягивая до развитых стран уровень удовлетворения потребностей во всем мире, но без таких гигантских затрат. Для этого (как было показано выше) необходима в высшей степени рационализированная коллективная сфера потребления! А это возможно только при отсутствии товарно-денежных отношений, то есть при коммунизме.

Итак, мы пришли в выводу, что в области потребления необходим ряд кардинальных революционных мер. Кратко их сущность можно выразить, как переход от экстенсивных способов потребления к интенсивным, индустриальным. Для этого необходимо сформировать целостную систему рационального коммунистического потребления, в самых общих чертах, которая мыслится так:

Во-первых, система рационального потребления (СИСТЕМА) должна выступать по отношению к производству, как единый заказчик на общественно-необходимые продукты потребления. Ведь сейчас, и даже в лучшие социалистические времена, у производства товаров народного потребления нет, и не было, толкового заказчика. Торговля выполнять эту функцию не в состоянии, так как она больше зависит от производства, чем от потребления (потребителя). Нет поставок - нет товарооборота. Если отказаться от некачественного товара, то нечего продавать, а значит бить себя по карману. Что произведет промышленность, то торговля пытается продать, сбыть. Получается замкнутый круг. Выходит, что промышленность сама себе заказывает. Но промышленность так далека от потребителя, что качественно эту задачу решить не в состоянии, и что еще хуже, решает ее в свою пользу, навязывая при помощи безудержной рекламы совсем ненужный товар. Нужен орган, нужна система, которая держала бы руку на пульсе товара от его покупки, через все потребление, до утилизации, система, обладающая экономическими возможностями и определенной властью, чтобы заказывать промышленности качественный товар, и требовать неукоснительного выполнения заказа. Этот заказ должен ориентироваться не только на сиюминутные потребности, но и учитывать планомерную работу по формированию коммунистического потребителя, коммунистической личности. К примеру, где это возможно, в товары, уже при их изготовлении, должна быть заложена возможность их коллективного потребления, они должны нести (в ненавязчивой форме) коммунистическое содержание, коммунистические идеи.

Во-вторых, система потребления должна организовывать индивидуальное потребление. Нормировать, распределять по труду, больше возможностей потреблять должен иметь тот, кто лучше трудится. Эта система должна распределять материальные ценности, с целью максимально использовать все потребительские свойства товара.

В-третьих, для этих целей необходимо всемерно развивать все возможные формы коллективного потребления. Необходима организация многоуровневой системы коллективов потребления. Коллективность потребления - главный рычаг в формировании коммунистического потребителя. Здесь мы приходим к идее потребительских коммун. Эта идея не новая. Она возникла на заре советской власти и овладела умами многих трудящихся людей. Но тогда еще не было создано условий для реализации этой идеи. И только сейчас, когда возникла экономическая база, мы начинаем осторожно нащупывать подходы к претворению в жизнь этой мечты. Конечно, эти коммуны будут мало похожи на коммуны двадцатых годов. Те создавались не от хорошей жизни. Они создавались из-за недостатка личной собственности. Будущие коммуны будут призваны освободить человека от излишней личной собственности, сделать хорошую жизнь еще лучше, путем рационализации, а, следовательно, увеличения возможностей потребления.

Если подходить к построению системы потребления как к построению некоторой индустрии производства человека, то необходимо вспомнить, что любое производство строится на принципах многоуровневой структуры. Например, завод - цех - участок - бригада - отдельный работник. При этом, на каждом уровне существовали соответствующие системы организации и самоорганизации. Структура: завод - отдельный работник для современного производства неприемлема. Общественную сферу потребления при социализме пытались строить именно по этой порочной схеме: общественные потребления - отдельный потребитель, а из этого проистекали все ее пороки. Потребительские коммуны могут стать тем структурным звеном, которое способно рационально организовать потребление. Кроме того, промышленности, производящей орудия потребления, более удобно работать не с каждым отдельным потребителем, а с некоторыми блоками этих потребителей, в рамках которых можно сформировать обобщенный заказ, организовать более крупную поставку и т.п.

Огромное значение в процессе построения коммунизма имеет формирование чувства коллективизма. Но окрепнуть и стать по настоящему коммунистическим оно сможет, если коллективным будет не только производство, но и потребление.

Надо заметить, что перестраиваться на коллективные формы потребления будет очень трудно, но иного выхода, пожалуй, нет.

В-четвертых, система потребления должна выражать интересы потребителя, в процессе использования последним товаров потребления, брать на себя заботу о качественном функционировании товара на всем протяжении его использования, заботиться об утилизации, замене устаревшего, вторичном использовании предметов потребления.

В-пятых, не только своей коллективной формой, но и всеми доступными способами быть проводником коммунистической морали.

В-шестых, система должна иметь возможности применять санкции к нерадивым потребителям. А где потребительство переходит грань и становится социально опасным, помогать правоохранительным органам в пресечении этих явлений.

Вся эта система строится снизу доверху в интересах трудящихся, и в первую очередь, рабочих. Поэтому основной вклад в ее построение должен внести рабочий класс.

По моему мнению, к началу 80-х годов в СССР, для создания такой системы созрели все условия: технологические, материальные, идеологические, социальные, а растущие негативные явления прямо-таки толкали в спину, но...

Но шанс эволюционного перехода к коммунизму был упущен, и сейчас остается одно - МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ!



[1]Правильнее говорить не о классической трактовке, а о догматическом прочтении классиков. Дело в том, что еще в «Немецкой идеологии» Маркс говорит о различных сферах производства: материальной духовной, управления и сфере производства человека.

[2]  Очень многих коробит то, что деятельность человека в сфере потребления здесь квалифицируется как трудовая деятельность (как труд). Однако если внимательно присмотреться к потребленческой деятельности то станет видно, что она по структуре полностью совпадает с трудовой деятельностью (целенаправленная деятельность, направленная на преобразование некоторого предмета деятельности при помощи орудий, средств полученных из внешней среды с получением в итоге некоторого продукта-результата). Кроме того потребленческая деятельность имеет много свойств аналогичных свойствам труда. Но если все же термин потребленческий труд в принципе не воспринимается, то можно для упрощения понимания вместо него везде подставить термин потребленческая человеческая деятельность.



Рейтинг:   1.22,  Голосов: 9
Поделиться
Всего комментариев к статье: 20
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
carnival cruise ship
carnival cruise ship написал 15.01.2007 10:23
[URL=http://home.no/acne1/bestacnetreatment/]best acne treatment[/URL] Blackheads <a href="http://home.no/acne1/bestacnetreatment/"> best acne treatment</a> pimples
<a href="http://vitamin.9999mb.com/acne7/index.html"> acne sulfur treatment</a> skin treatment [URL=http://vitamin.9999mb.com/acne7/index.html]acne sulfur treatment[/URL] acne cure
[URL=http://med3.da.cx/] acne treatment[/URL] acne medication <a href="http://med3.da.cx/"> acne treatment</a> skin care
<a href="http://acne.ho.com.ua/vitamins/hairvitamin/index.htm"> hair vitamin</a> vitamin E hair [URL=http://acne.ho.com.ua/vitamins/hairvitamin/index.htm] hair vitamin[/URL] hair line
<a href="http://www.vitamin3.da.cx/"> acne scar removal</a> acne products [URL=http://www.vitamin3.da.cx/] acne scar removal[/URL] Back Acne
[URL=http://home.no/acne1/acnesolution/]acne solution[/URL] huge <a href="http://home.no/acne1/acnesolution/"> acne solution</a> Clearogenaacne treatment
<a href="http://vitamin.9999mb.com/"> Vitamin Supplement</a> vitamins [URL=http://vitamin.9999mb.com/] Vitamin Supplement[/URL] Multi-Vitamins
[URL=http://skocz.pl/carnivalcruise]carnival cruise ship[/URL] carnival victory cruise <a href="http://skocz.pl/carnivalcruise"> carnival cruise ship</a> carnival cruise line 2007
[URL=http://home.no/acne1/acnehometreatment/]acne home treatment[/URL] blemishes <a href="http://home.no/acne1/acnehometreatment/"> acne home treatment</a> acne products
[URL=http://home.no/acne1/acnesulfurtreatment/]acne sulfur treatment[/URL] acne cure <a href="http://home.no/acne1/acnesulfurtreatment/"> acne sulfur treatment</a> skin care
<a href="http://www.mytinylink.com/x.php?bms"> buy anadrol</a> anadrol side effects [URL=http://www.mytinylink.com/x.php?bms]buy anadrol[/URL] oxymetholone
[URL=http://z.la/veol0]vitamin world[/URL] the greatest vitamin <a href="http://z.la/veol0"> vitamin world</a> greatest vitamin in the world
<a href="http://home.no/acne1/acnescartreatment/"> acne scar treatment</a> Acne Treatment Information [URL=http://home.no/acne1/acnescartreatment/]acne scar treatment[/URL] acne cream
<a href="http://home.no/acne1/acnetreatmentzeno/"> acne treatment zeno</a> body acne [URL=http://home.no/acne1/acnetreatmentzeno/]acne treatment zeno[/URL] pimples
<a href="http://home.no/acne1/acneproactivetreatment/"> acne treatmentgay </a> body acne [URL=http://home.no/acne1/acneproactivetreatment/]acne treatmentgay [/URL] dermatologist
[URL=http://z.la/zyotc]condylox[/URL] condylox day next <a href="http://z.la/zyotc"> condylox</a> condylox overnight
<a href="http://home.no/acne1/acnebodytreatment/"> acne treatment</a> blemishes [URL=http://home.no/acne1/acnebodytreatment/]acne treatment[/URL] skin care
[URL=http://z.la/zqw7c]shoppe vitamin[/URL] multi vitamin supplement <a href="http://z.la/zqw7c"> shoppe vitamin</a> vitamin b2 riboflavin
<a href="http://www.anadrol.freewebpages.org/cheapflightscom/"> cheap flight travel</a> cheap flight [URL=http://www.anadrol.freewebpages.org/cheapflightscom/]cheap flight travel[/URL] cheap air flight ticket
[URL=http://z.la/sepmz]oxycontin pill[/URL] oxycontin abuse <a href="http://z.la/sepmz"> oxycontin pill</a> oxycontin picture
[URL=http://relurl.com/NQ3 ]carnival cruise[/URL] carnival single cruises <a href="http://relurl.com/NQ3 "> carnival cruise</a> carnival cruise
[URL=http://z.la/ptvty]liquid[/URL] discount vitamin supplement <a href="http://z.la/ptvty"> liquid</a> multi vitamin supplement
Атланту.
Виктория написал 13.11.2005 16:52
Неужели вы не поняли, что я нахожусь в Эстонии? Я же цены указала долларах! Я хотела сказать "свалить из этого региона"! На Эстонию мне наплевать--я для нее и шагу не сделаю.Наверное, надо было добавить про Тамбов и Магадан, как я хотела. Насчет неудачников. Я интересуюсь психологией и почитала кое-что про них. Мои родственники, цепляющиеся за Эстонию (один, кстати, уже умер), употребляют точно такие же выражения! Нормальных людей здесь человек 10. Общаться просто не с кем--маленькие расстояния, как вы знаете, разобщают. И замуж не выйти. Вы же, наверное, читали статью "В Эстонии все ненавидят всех"? Мне это хорошо известно-- я же в Таллине.
Виктории
Атлант написал 26.10.2005 20:08
В данном случае я рад, что ошибся. Хотел написать "очевидно из другого лагеря", а выдал "явно". Ввел меня в некоторое заблуждение Ваш текст автору статьи. Из него следует, что Вы не видите в окружающих Вас людях ничего положительного. Один негатив. Даже, если это имеет место быть возле Вас, нельзя из этого делать обобщения относительно всего народа типа: "Да еще здесь собрались неудачники со всего Союза. И с таким народом вы хотите что-то построить?". Этим, как раз, и занимаются постоянно нынешние манипуляторы сознанием, оккупировавшие почти все СМИ в нашей стране. Их главная цель состоит в том, чтобы мы и думать не могли, а тем более не пытались бы что-либо изменить в той жизни, которую они нам навязали.
P.S. Обычно я просматриваю гостевые книги в течение 5 дней после своего сообщения. Ваше сообщение обнаружил, заглянув сюда случайно. Поэтому так долго Вам не было ответа. Всего Вам доброго. И попытайтесь увидеть в людях и нечто другое, кроме склок, свар, зависти, господ и холопов. Тогда Вам сразу станет легче жить и не захочется "сваливать" куда-либо.
Re: Всем АТЛАНТУ
ВИКТОРИЯ написал 19.10.2005 22:15
А ИЗ КАКОГО ЭТО Я ЛАГЕРЯ? ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ В ВИДУ? МАРКСИСТКУЮ ТЕОИЮ (ИЛИ ЧТО ТАМ?) Я УЧИЛА ПО СОВЕТСКИМ УЧЕБНИКАМ, НО Я НЕ ВЕРИЛА ТОМУ, ЧТО ТАМ БЫЛО НАПИСАНО. ИСТОРИЯ--ЭТО СР-ВО МАНИПУЛЯЦИИ. НАПРИМЕР, БРЕЖНЕВ--ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО? ПО МНЕ, ЛУЧШЕ ВСЕГО--БРЕЖНЕВ С АНДРОПОВЫМ (О ПОДГОРНОМ СУДИТЬ УЖЕ ТРУДНО). В ТОГЕ Я СЕЙЧАС МАЛО ЧТО ЗНАЮ И МНЕ ПРИХОДИТСЯ ВОССТАНАВЛИВАТЬ СВОИ ЗНАНИЯ ПО ВАШИМ СТАТЬЯМ, ВЫИСКИВАЯ ОСТАЛЬНОЕ В ИНТЕРНЕТЕ (НАПРИМЕР, ПРИЗНАКИ ИМПЕРИАЛИЗМА, К-РЫЕ МЫ ПРОХОДИЛИ) ИЛИ В БИБЛИОТЕКЕ. ОБЫЧНО Я НЕ ВЕРЮ В АГИТПРОП. ЭТО И СГУБИЛО МЕНЯ В ШКОЛЕ (ПОЧТИ ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ). Я--РУССКО-СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК, НО Я СЛИШКОМ ПОЗДНО РОДИЛАСЬ (МНЕ 18 ИСПОЛНИЛОСЬ "НА ЗАРЕ ПЕРЕСТРОЙКИ"). САМУ ПЕРЕСТРОЙКУ СОВЕТСКИМ ВРЕМЕНЕМ Я НЕ СЧИТАЮ (ВЕДЬ ВСЁ ЭТО УСТРОИЛ М.С.)К ТОМУ ЖЕ ВЫ, НАВРНО, ЗНАЕТЕ, ГДЕ Я НАХОЖУСЬ? ЧТО ЗНАЧИТ ВАШЕ ВЫРАЖЕНИЕ?
Re: Раз уж
Евгений Сахонько написал 09.10.2005 17:30
В статье я пытаюсь показать что порочность заключалась в том, что мы начали создавать потребительский рынок по западнаму образу и подобию. Но их изобильный потребительский рынок возможен только по тому, что существуют нищие потребительские рынки в Бразилии, Китае, Индии и других странах третьего мира. Кстати столкновения между ними пока не происходит, но это пока. А вот когда их дешевая рабсила с таким же усердием как и наша предперестроечная начнет гоняться за шмотками, вот тогда произойдет "великое" столкновение рынков. И если мы в этом столкновении сгорим, то в великом потопе точно не утонем :)
И кстати Американская экономика гораздо более милитаризированной была, чем советская. Пора бы уже забывать перестроечные мифы.
Раз уж
Вера написал 09.10.2005 16:55
так получилось, что социалистический лагерь существовал в окружении капиталистических стран, где рынок потребительских товаров прогрессировал гораздо активней, чем в соц.странах, то на мой взгляд эти рынки неизбежно столкнулись бы раньше или позже, что собственно и случилось. Какая бы политическая игра с идеологической мишурой не демонстрировалась, а воевали рынки за сферы влияния и передела добычи природных рессурсов. В СССР в основном научно-технический прогресс был направлен в средства обороны, а обыватель "гонялся" за импортными товарами потребительского рынка. На это и купилась перестройка в основном, чтобы жить как на Западе. Перекос и тут и там, и глобальное потепление вполне может уравнять всех под водой.
Атланту
Евгений Сахонько написал 09.10.2005 14:25
Возможно я Вас разочарую, но это написал я. Возможно я был не совсем в духе. Но в данном случае меня подвигла написать это крылатая фраза Ленина, что интеллигенция - это г... нации. Наша интеллигенция самовыражается как угодно, но не в форме работы на благо своей нации и других людей. По большей части она самовыражается в свой карман. И то, что я написал относилось скорее не к Виктории, а к персонажам ее поста.
Теперь о труде. Возьмем простейший трудовой акт, ну, например, налив воды в стакан из чайника. В этом акте присутствуют все признаки труда: объект, орудие, цель труда, деятельность. Но это акт может совершаться в совершенно разных сферах человеческой деятельности. В сфере производства (обслуживания) воду наливает слесарь, чтоб затем использовать для смачивания затачиваемого инструмента, или официант клиенту в ресторане. В сфере потребления, Вы себе сами наливаете, чтоб утолить жажду (или это делает Ваша жена, чтоб далее Вы выпили). А может это происходить и в сфере производства общественных отношений: кипяточек в стакан наливает рэкетир чтоб окатить неуступчивого клиента, у которого он вымогает деньги.
А по поводу умственного труда можете посмотреть небольшой материальчик на моем сайте http://www.aha.ru/~intcentr/text7.htm
Если Вас заинтересовали все эти вопросы можете написать мне, электронный адрес можете найти на основной странице моего сайта.
Вере
Если Вы прочтете внимательнее мою статью, то поймете, что не прогресс общества накручивает аппетиты сверхпотребления, это капитал, заинтересованный в постоянном сбыте того, что он произвел. А прогресс в научно технической сфере и особенно в сфере социальных технологий вполне с этой проблемой может справиться. Таким образом именно капитал стоит на пути прогресса. И либо цивилизация рухнет под откос столкнувшись с ним, либо капитализм удастся уничтожить.
-
Эмигрант написал 10.10.2005 00:04
"""В статье я пытаюсь показать что порочность заключалась в том, что мы начали создавать потребительский рынок по западнаму образу и подобию"""
Вы НАЧАЛИ СОЗДАВАТЬ...
Вы что, САМИ, по своей доброй воле начали?
Все что вы там "начали" - это было УЖЕ ВТОРИЧНО, после фиксации победы американцев над "Империей Зла", подписанной Предателем Родины Ельциным. Путин - уже ЗАГРОБНЫЙ президент, он как и выглядит, так и есть - ничтожество.
Все вы, "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЁНЫЕ" России - определитесь, наконец. Или вы в комендатуре оккупанта (вместе с Путиным) - или вы - в партизанских отрядах.
Другого не бывает, ребята!
Материально вы живете не лучше меня, в таком же говне, но я - свободен, а вы все хотите СПРАВЕДЛИВОСТИ ГРАБЕЖА.
Вы там все, умники, решите, наконец, будете бороться против оккупантов или нет?
Не пытайтесь втыриться промежду интеллигентными понятиями.
Я это Вам, товарищ Сахонько пишу.
Выход из экономического кризиса
Экономист написал 09.10.2005 05:47
Сегодня много пишут о том, что в СССР было хорошо все за исключением атеизма, более того сами коммунисты утверждают, что атеизм был их главной ошибкой, которая породила все остальные ошибки - от ленинского террора, до сталинских репрессий. А вот экономисты пишут наоборот, о том что главная ошибка это - умышленные разорения госпредприятий с целью инвестиций и приватизаций. Называют ошибкой рынок и присущие рынку - хаос, падение экономики, преступность и анархию. Более того ведущие экономисты предлогают единственный спасительные выход из экономического и нравственного кризиса, из коммунизма и из рыночного хаоса, а этот выход ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ - самый рентабильный из всех форм экономического развития. Во всех странах где прошла приватизация продолжается все усугубляющийся экономический кризис, разваливаются пенсионные системы и системы социального обеспечения, включая медицинское обслуживание. Эти государства,, их пенсионные и социальные сферы, держатся на остатках госпредприятий, а с каждым очередным витком приватизаций их долг частникам, частным банкам банкам и дефицит госбюджета ростет до фантастических цифр. Частники в погоне за сверхприбылями не модернизируют оборудование, не меняют устаревшее, но регулярно увеличивают свои зарплаты. Например директор госпредприятия, тогда когда это госпредприятие была наиболее рентабильным, получал на этом предприятии в тысячу раз меньшую зарплату чем назначил себе частник который довел это предприятие до банкротства - именно своими непомерными зарплатами, непомерной жадностью и отказом от замены устаревшего оборудования. После приватизации энергетики в США и Канаде начались не бывалые экономические и энергетические кризисы. Вот почему ведущий экономист Лев Берко, противник Гайдара и его шоковой терапии, противник рынка и приватизации, в своей статье "Умрем за олигархов" пишет об этом прямо - "Нам надоело умирать за олигархов. Мы имеем в этом огромный опыт. Ни атеизм коммунизма, ни рыночный хаос, ни приватизация, а только ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ способен вывести из кризиса экономики и нравственного кризиса"
Виктория (2005.10.08 )
Эмигрант написал 09.10.2005 05:03
"""И куда бы мне свалить отсюда подальше?"""
ваши настроения мне понятны. Я не дилер и это не мой бизнес и я никакую компанию не представляю и лично никаких денег не возьму, но напишите мне на mixpromax@yahoo.com
Эмигранту
Евгений Сахонько написал 10.10.2005 09:14

>>Я это Вам, товарищ Сахонько пишу.
Пишите шишите дорогой пока писалка не обломалась. Только прежде научитесь читать, а то, не поняв о чем идет речь, начинаете писалку свою напрягать.
Между прочим эта статья была впервые опубликована в подполье (Вы бы сказали по-партизански) в начале 1994 года когда были запрещены все коммунистические издания, а мы выпускали нелегально газеты "Бумбараш" (в ней была напечатана эта статья), "Молнию", "Дубинушку", а не втирались в Думу, мы агитировали за ее бойкот.
Так что эмигрировали и сидите себе там, пописывайте в тряпочку.
Эмигранту
Сахонько Евгений написал 10.10.2005 09:20
А что касается фразы к которой Вы прицепились из моего Ответа Вере, то там имелся в виду потребительский рынок при социализме, который начал создаваться в 60-х годах прошлого века, и это вполне понятно из контекста наших с ней сообщений.
Сфера потребления
Вера написал 09.10.2005 12:16
и потребительские аппетиты. Идеально было бы получение по труду, т.е. сколько вложил, столько получил, на столько и приобретешь. Но тут возникает противоречие потребительского аппетита, он всегда выше возможностей, если человек слаб морально, а таких большинство. Общество придумывает законы ограничения потребительского сверхаппетита, которые нарушаются в любом обществе: начиная от бытовых краж и до коррупционных скандалов крупнейших фирм, госчиновников высочайшего уровня и самих служителей Фемиды. Мораль и религия, уголовные уложения на всем протяжении человечества воспитывают: не укради, довольствуйся лишь необходимым для жизни и продолжения рода. Но прогресс общества заинтересован в увеличении потребительских аппетитов, и колесо прогресса накручивает виток за витком к свераппетитам глобального масштаба.
Автору, ВСЕМ
Атлант написал 09.10.2005 01:30
Ваш вывод о том, что потребление является формой трудовой деятельности, действительно вначале меня несколько "покоробил". Даже начал было писать вам попытку опровержения его, пытаясь показать, что из продукта потребления можно только ИЗВЛЕЧЬ благо, но не более того. В то время как в процессе труда обязательно СОЗДАЕТСЯ какой-либо продукт труда (он же продукт потребления). Но, начав писать, тут же осознал, что Вы правы. В самом деле, Вы потребляли статьи классиков, используя предметы и орудия труда (их мысли, изложенные в книгах, компьютер, лампу для освещения, очки, наконец, если носите), а продуктом Вашего труда явилась эта статья. В свою очередь она же является предметом потребления для меня. Тружусь, изучая ее повторно. При этом укрепляюсь в мысли о неизбежности РЕВОЛЮЦИИ СОЗИДАТЕЛЕЙ (у Вас ВВКР) и необходимости приступить всем СОЗИДАТЕЛЯМ к ее НЕМЕДЛЕННОЙ подготовке. Это и есть процесс СОЗИДАНИЯ в ходе трудового потребления. Но остается неясным для меня один вопрос. Как можно считать трудовым потребление, допустим, грабителя, Вас ограбившего (забравшего Вашу пищу)? Ведь в ходе потребления этой пищи, наряду с укреплением его тела (вроде бы благо для него), происходит РАЗРУШЕНИЕ его личности (что благом не является).
Всем
Атлант написал 09.10.2005 01:29
Не думаю, что товарищ Сахонько, написавший такую обстоятельную и глубоко аргументированную статью, мог дать такой ответ Виктории, хотя она явно из другого лагеря. Вполне возможно, что это чей-то провокационный вброс.
иначе, чем крахом окончиться и не мог
П. В. Куракин написал 10.10.2005 15:53
"предположения о том, что 75 лет правления коммунистов - это искусственный эксперимент тех же жидо-масонов, который иначе, чем крахом окончиться и не мог"
а почему это не научное обяснение? Фактический коммунизм был фактически достигнут - из жизни людей ушдло горе от голода, холода.
При СССР шутили, что будет, когда коммунизм будет достигнут? Развитие пойдет назад. Это очень серьезная гипотеза.
Re: Наш народ ужасен.
Евгений Сахонько написал 08.10.2005 20:25
Одно г...но наслаждается, а другое тошнит от своего собственного запаха. Каждый по своему самовыражается.
Наш народ ужасен.
Виктория написал 08.10.2005 18:22
Насколько я могу судить, население бывшего Союза больше волнует 11 сентября, чем голодающая Африка. Это при том, что сами они (как и я, и многие другие) не могут оплатить свое жилье, купить нужные лекарства, куда-либо съездить. Тверские бабы и бабки давятся в троллейбусах, а называют друг друга господами. Это же смешно! Какие они господа? Это холопы, а господа ездят в лимузинах. Да еще голосуют они за известных вам вовиков и гриш. Они завидуют соседу: начинают читать ему нотацию о том, что у того слишком большая квартира ( в к-рой они, кстати, никогда не были) и , следовательно, ее надо срочно обменять. Но, во-первых, такого понятия давно не сущ-вует,и, во-вторых, я при Хрущеве не жила, и для меня все это-бред собачий. Рассуждают о счетах за чужую квартиру, к-рых они в руках не держали. Это обыкновенная зависть. Да еще здесь собрались неудачники со всего Союза. И с таким народом вы хотите что-то построить? И куда бы мне свалить отсюда подальше? Куда-нибудь на Игарку. У вас завидуют жини в 3 известных квазигосударствах-они же не получали по 3-4 счета сразу (каждый-долларов на 200) да еще рецептов (3-5)-каждый минимум долларов на 30. Они не знают, что такое быть иностранцем. Их волнуют какие-то там якобы Романовы (к тому же бывшие), никогда у нас не жившие. Вы думаете, Пеэтер Волконски -патриот России? Да он трясется от ненависти к ней и мечтает смести ее с лица Земли! Не будьте же лохами-вспомните, какие корни имеют и Р., вообще т.н. русское дворянство. Ведь видно, например, что Михалков-из литовцев, а А.Збруев--из татар. И что вы хотите получить?
Автору, ВСЕМ
Атлант написал 08.10.2005 11:37
В гостевых книгах к передовицам А.Проханова в 36, 38 и 39 номерах газеты ЗАВТРА
(www.zavtra.ru) прошла полемика, в ходе которой затронуты и поднимаемые Вами вопросы.
Ниже предлагаются некоторые выдержки:
А.ПРОХАНОВ ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННИКИ
09/09/05 00:47:12 - Атлант
2.Криминальный переворот не мог не породить КРИМИНАЛЬНОЕ государство -
разновидность капиталистического, ибо, как мы уже видели, всякое государство,
обеспечивающее эксплуатацию одного класса другим, занимается грабежом. Дело
осложняется еще тем, что это криминальное государство, очевидно, является как-бы
филиалом международных криминальных структур, во всяком случае находится под их
прямым управлением. Последние, в свою очередь, скорей всего, имеют довольно тесные
контакты с ТНК и руководящими кругами ведущих капстран. Вся эта система обеспечивает
расхищение социалистической общественной собственности советского народа путем так
называемой приватизации, выкачивание природных ресурсов и отмывание награбленного в
странах Запада. Разумеется с этим государственным аппаратом, который напоминает спрута,
надо бороться. Смести его одномоментно, сломать, не удастся - нечем. Значит его надо
во-первых: игнорировать; во-вторых: перекрыть ему все шланги-щупальцы по которым он
выкачивает жизненные соки из страны; в-третьих: организовать параллельные структуры
самоуправления территорий и всей страны для обеспечения жизнедеятельности народа.
Начало этой борьбы должно быть, по-возможности одновременным на всей территории
России, и мирным (лишенный пищи спрут может просто сдохнуть). В случае применения
властью насилия вся ответственность за развязывание Гражданской войны падет на
криминальные властные структуры, которые неизбежно будут сметены гневом народным и
преданы революционному суду.
16/09/05 19:54:15 - Атлант О РЕВОЛЮЦИИ СОЗИДАНИЯ
К сожалению, большинство людей представляют себе революцию, как нечто рискованное,
авантюрное, как правило, сопряженное с насилием. Так оно и было во всех предыдущих
революциях и элементы этого, конечно, будут иметь место в НАШЕЙ РЕВОЛЮЦИИ. Но не
они будут определять характер ее протекания. Ведь к концу ХХ века развитие и
производительных сил и СОЦИАЛЬНОЙ культуры во многих странах достигло такого
уровня, когда стало возможным перейти к форме общественных отношений без насилия и
эксплуатации на основе сознательного выбора людей. Ближе всех продвинулся в этом
направлении СОВЕТСКИЙ НАРОД, совершивший ПРОРЫВ в будущее, построив СССР,
пусть еще и несовершенный, но притягательный для трудящихся всего мира прообаз нового
общества. Разумеется мир насилия и эксплуатации (ведущие империалистические государства
и, в первую очередь США) сделали и продолжают делать ВСЕ для его уничтожения. Да, они
разрушили наше государство и завладели почти всеми его богатствами. Но СОВЕТСКИЙ
НАРОД, большую часть которого все-таки составляли и составляют трудящиеся-созидатели
ЕЩЕ ЖИВ. Запас прочности инфраструктуры его жизнеобеспечения, созданный
предыдущими поколениями подходит к концу, уровень развития социальной
самоорганизованности падает, но еще достаточен, чтобы переломить положение. Ведь мы
еще не все превратились в полулюдей-полуживотных с самыми низкими инстинктами, как то
запланировано ИМИ. Мы еще не погрузились окончательно в хаос, но мы продолжаем ждать
чего-то (хорошего), от кого-то. Пора осознать - дальнейшее ожидание смерти подобно
(уничтожение идет по миллиону в год). Или превращению в этих самых
полулюдей-полуживотных. Поэтому действовать надо СЕЙЧАС, не откладывая ни на день.
Но как? Первое - успокоится и осмотреться. Определиться, КТО есть Я САМ (к какому
социальному классу отношусь), чего хочу, и КТО есть и чего хотят люди, меня окружающие.
Предлагается следующее условное деление любого общества на классы:
1. класс трудящихся - созидателей (в дальнейшем - СОЗИДАТЕЛИ); 2. промежуточный
диффузорный класс трудящихся-потребителей-разрушителей; 3. класс разрушителей.
1.ТРУДЯЩИЙСЯ-СОЗИДАТЕЛЬ - это тот, кто СОЗНАТЕЛЬНО трудится ТАК, чтобы НЕ
НАНЕСТИ УЩЕРБА другим людям, не пытается жить за их счет. (Более подробно см.
гостевую книгу к статье НА ПОРОГЕ БАРХАТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ в номере 8 этого года
02/03/05 01:22:58 - Атлант.) СОЗИДАТЕЛИ составляют около 20% населения сегодняшней
России. Они обладают наибольшим уровнем СОЦИАЛЬНОЙ культуры, то есть в наибольшей
степени способны к самоорганизации, а значит и к самоуправлению.
2.ПОТРЕБИТЕЛЯМИ являются ВСЕ люди. При этом в течение жизни образ потребления
каждого отдельного человека, характер этого потребления, может меняться. Так,
СОЗИДАТЕЛЬ готов и потребляет создаваемую им ценность (продукт труда) в пределах
РАЗУМНОЙ потребности, учитывая как размер совокупного общественного продукта, так и
разумные потребности людей, его окружающих и учавствовавших в создании этого продукта
прямо, либо косвенно. Он никому не наносит никакого ущерба и более того, он сознательно,
испытывая при этом РАДОСТЬ, готов поделиться своими личными излишками с людьми
объективно нуждающимися, либо оказать им содействие каким-либо добрым делом, и
потому пользуется всеобщим уважением. Он хочет и далее так жить, растить и воспитывать
своих детей и продолжать РАДОВАТЬСЯ такой жизни.
ТРУДЯЩИЙСЯ-ПОТРЕБИТЕЛЬ также трудится и участвует в создании совокупных
общественных ценностей, но все им созданное он, хотел бы потреблять САМ, в том числе,
возможно по незнанию, не против прихватить неясно выраженную долю людей, косвенно
участвовавших в этом создании, нанося им тем самым некоторый ущерб. Он не всегда готов
делиться с людьми, неспособными к труду по объективным причинам. В связи с этим
отношение других людей к нему не всегда уважительное, а посему он не всегда РАДУЕТСЯ
такой жизни, хотя и хочет этого ПОСТОЯННО и для себя, и для своих детей. А значит у него
имеется постоянное желание стать СОЗИДАТЕЛЕМ. В составе нынешнего населения России
ТРУДЯЩИХСЯ-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ около 50%.
ТРУДЯЩИЙСЯ-ПОТРЕБИТЕЛЬ-РАЗРУШИТЕЛЬ
трудится,зачастую, без напряжения и некачественно, продукт его труда, как правило,
приносит УЩЕРБ людям, иногда настолько значительный, что опасен для их здоровья и
жизни. Такой человек часто находится в состоянии конфликтов с другими людьми. В жизни
его МАЛО РАДОСТИ. Глядя на вышеупомянутые категории трудящихся, он, по большей
части испытывает чувство зависти, но иногда и в нем просыпается неудержимое стремление
жить в ПОСТОЯННОЙ РАДОСТИ.
ЧИСТЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ - человек, который нигде, никогда не трудился и не хочет
заниматься общественно полезным трудом (рантье по наследству, бомжи, проститутки и др.).
Часто делает вид, что радуется, но это СУРРОГАТ радости. Осознавая это, редко бывает
весел, часто вынашивает суицидные настроения. С помощью других людей СПОСОБЕН
изменить образ жизни, как в лучшую сторону, так и в худшую.
3.РАЗРУШИТЕЛИ - люди, сознательно пытающиеся жить за счет других людей: грабители,
воры, финансовые и промышленные олигархи, крупные собственники, нажившиеся на
грабеже природных ресурсов и эксплуатации трудящихся, а также в ходе преступной
приватизации общественного богатства. Трудно сказать, могут ли они испытывать чувство
подлинной радости от ими содеянного. Вряд ли. Скорее всего это ТЕМНАЯ, АДСКАЯ
радость овладевших ими непознанных сил. Лишь отдельные из РАЗРУШИТЕЛЕЙ, в силу
особым образом сложившихся для них жизненных условий и при наличии положительной
генетической наследственности, могут, обозревая свою жизнь, ужаснуться ей и освободиться
из этого плена, находя ТИХУЮ РАДОСТЬ в раскаянии.
Итак, подумаем и определимся - КТО есть Я. Думаю, при объективном подходе, абсолютное
большинство (около 70%) определит себя, как СОЗИДАТЕЛИ и
ТРУДЯЩИЕСЯ-ПОТРЕБИТЕЛИ, желающие стать СОЗИДАТЕЛЯМИ. И, кроме того,
практически ВСЕХ людей может объединить стремление жить, испытывая подлинную,
постоянную радость. Может быть этого и невозможно достигнуть в полной мере, но
СТРЕМЛЕНИЕ К РАДОСТИ есть у ВСЕХ. Чей образ жизни СЕГОДНЯ наиболее радостен?
СОЗИДАТЕЛЕЙ. Кем хочет стать основная масса ТРУДЯЩИХСЯ-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ?
СОЗИДАТЕЛЯМИ. Значит, в предложенной градации классов, ведущим классом
современности (и не только в России) являются СОЗИДАТЕЛИ, устойчивый слой людей,
который, как мы уже выяснили, в наибольшей степени способен к самоуправлению. А это
означает, что в сложившихся ныне в России условиях, для выхода из создавшегося
положения следует НЕМЕДЛЕННО приступать к созданию ССР - Союза Созидателей
России. Причем создание такого Союза должно идти по территориально-производственному
принципу, и не сверху вниз (режим засорит его своей агентурой), а снизу вверх. Сначала
следует создавать ячейки в бригадах, потом, на их основе, группы в цехах и только потом -
организации предприятий и учреждений. Соответственно и территориальные: село, район,
город, область, республика. Союз Созидателей не политическая партия, а объединение
людей, на первой стадии, для их выживания. В этом смысле он более, чем конституционен и
НИКАКАЯ власть не вправе его запретить. Есть все возможности завершить создание ССР к
апрелю 2006 года и немедленно, ОДНОВРЕМЕННО по всей стране, приступить к
организации самоуправления территорий и всей страны с целью обеспечения
жизнедеятельности народа. Долг КПРФ и других партий коммунистической ориентации, всех
подлинно демократических сил страны оказать помощь СОЗИДАТЕЛЯМ в организации
структур их самоуправления. Переход к такому самоуправлению и будет означать начало
СОЗИДАТЕЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ в России. Если цели и задачи такой Революции будут
своевременно доведены до всего населения, переход к самоуправлению может произойти как
бы сам собой, естественно, в рабочем порядке. Тогда не потребуется, возможно, ни улиц, ни
площадей и никакого насилия, кроме временной изоляции Разрушителей, и предания их суду
Ревтрибунала, в случае совершения ими преступных деяний.
17/09/05 22:32:05 - Атлант:
Как создать первичную ячейку (группу, организацию) самоуправления СОЗИДАТЕЛЕЙ.
Основной принцип создания сети самоуправления - СНИЗУ ВВЕРХ. Это в значительной мере
предохранит создаваемую структуру самоуправления от засорения случайными людьми,
карьеристами, предателями и агентурой режима. Каждому, кто после ознакомления со
статьей "О РЕВОЛЮЦИИ СОЗИДАНИЯ" ощутил себя СОЗИДАТЕЛЕМ следует осмотреться
в своем ближайшем окружении по месту работы (жительства) и установить наличие в нем
близких себе по образу мысли, духу, а главное по отношению к жизни, людей, которым Вы
могли бы доверять безусловно. С ними надо провести несколько встреч, побеседовать,
сначала наедине. Если они вышеуказанную статью не читали, ознакомить их с ней,
поинтересоваться отношением к поднятым проблемам. Если Вы не нашли вблизи себя
СОЗИДАТЕЛЕЙ, ищите ТРУДЯЩИХСЯ-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, которые тяготеют к классу
СОЗИДАТЕЛЕЙ. В этом случае не нужно проявлять какого-либо своего превосходства или
снисходительности. По большому счету ВСЕ люди рождены одинаковыми, условия жизни
сделали их разными. И не Вы снисходите до человека, а ОН поднимается к Вам.
Для примера возьмем фабрику или завод. Вы работаете рабочим в одной из бригад. Бригадир
выпивает, иногда дает бестолковые указания, не следит за порядком, за "стопку" делает
приписки работы "любимчикам" и т.д. Все в бригаде об этом знают, но молчат. Некоторым
он выгоден, другие побаиваются его мстительного характера. Начальнику цеха он угождает
при надобности, и ему все сходит с рук. Вас не устраивает ни микроклимат в коллективе, ни
организация работы (могли бы выдавать больше продукции, а значит и зарабатывать), ни ее
условия (Вы знаете о более продуктивном оборудовании, которое почему-то не внедряют на
Вашем заводе; кроме того, в цехе душно, пыльно и часто не работает душевая - нет горячей
воды).
Итак, Вы нашли несколько человек типа СОЗИДАТЕЛЬ и раза в два больше
ТРУДЯЩИХСЯ-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ тяготеющих к СОЗИДАТЕЛЯМ. Изыщите возможность
собрать их всех вместе и потолковать в непринужденной обстановке (желательно без пива),
об общем положении в стране (используйте материалы газеты "ЗАВТРА" и других
оппозиционных изданий); как улучшить условия труда и микроклимат в коллективе; кого еще
из рабочих можно привлечь на свою сторону. Попросите созидателей, более близких к этим
людям, поговорить с ними. Через 2-3 встречи у Вас может оказаться значительное число
единомышленников. Когда Вас будет 40-50% от общей численности бригады смело можете
ставить вопрос (пока только перед этими людьми) о необходимости создания в бригаде
ячейки самоуправления. Самоуправление не означает отсутствие трудовой и общественной
дисциплины, хаос и анархию. Наоборот, оно возможно только при высочайшей,
сознательной организованности трудящихся. Что Вас не удовлетворяет? Руководство
нынешнего бригадира. Значит его надо заменить. На кого. Верьте только себе и людям,
которым Вы доверяете как себе. Если есть подходящий товарищ из числа собравшихся -
готовьте его на эту должность. Если нет, посмотрите в смежной бригаде или бригаде другой
смены. Глядь, а там и бригадир и его заместитель толковые мужики. Да и слышно, что они
уже организовались, ячейку самоуправления уже создали, бригадира старого оставили.
Обратитесь к ним, чтобы когда понадобится, делегировали к вам на должность бригадира их
заместителя. Если Вы полагаете, что ВСЕ члены бригады настолько самоорганизованы, что
можно обойтись без бригадира - обходитесь. Но не забудьте четко расписать обязанности
каждого работника и, в будущем, на собраниях коллектива периодически разбирать, как они
выполняются. После этого начинайте готовить общее собрание рабочих своей бригады с
приглашением на него начальника цеха или его заместителя (кого больше уважаете). На
собрании действуйте наступательно, выскажите ВСЕ, что у Вас наболело, но не озлобляйтесь,
претензии к бригадиру предъявите справедливые, по-совести. Тогда, Вы обязательно
получите недостающие ранее у Вас около 10% голосов ОТКРЫТОГО голосования, для
смещения бригадира. Это и будет переход Вашей бригады на самоуправление. Вы САМИ
себе избираете ближайшего руководителя или решаете обходиться без него.Без начальника
цеха обойтись нельзя. Утверждение его на продолжение работы, либо замену, должно пройти
по такой же схеме, только на собрании не всего коллектива цеха, а группы
самоуправления, составленной из первичных ячеек самоуправления СОЗИДАТЕЛЕЙ всех
бригад цеха. Подобным же образом, уже на собрании первичной организации ССР (СОЮЗА
СОЗИДАТЕЛЕЙ РОССИИ) завода следует перетряхнуть и все другое, не устраивающее
коллектив, руководство завода, вплоть до директора. Частные предприятия, владельцы
которых завладели ими преступным путем, должны быть немедленно деприватизированы,
решением первичной организации ССР этого предприятия и переведены в собственность
коллектива, либо возвращены в собственность государства.Для организации
жизнедеятельности на определенной территории организации ССР предприятий, учреждений
и домовых комитетов либо используют существующие органы управления (если они их
устраивают), либо создают новые, по типу Советов, направляя в них своих лучших
представителей.
Некоторые соображения по вопросам организации общественного самоуправления
высказывались и ранее. См. в газете ЗАВТРА гостевые КНИГИ к статьям этого года (номер
газеты, автор, статья):
4. В.Анпилов 'Наш ультиматум президенту'
В.Алкснис 'Латышский стрелок'
М. Калашников 'Как разорвать удавку'
5. А.Проханов 'Родина' прямое действие
М.Ноговицин 'Академия коррупции'
7, 8, 9. Три части статьи НА ПОРОГЕ БАРХАТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
15. В.Шурыгин ЧАС МОБИЛИЗАЦИИ
Павел Былевский «КРАСНЫЙ БАРХАТ» РЕФЕРЕНДУМА
Павел Коротышев ЦЕНТРАЛИЗМ СПЛОЧЕНИЯ
36. А.Проханов ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННИКИ
38. А.Проханов «ЕДИНОРОС», УХОДИ!
39.Александр Проханов ПОМОЛИСЬ ИКОНЕ 93-ГО ГОДА!
Ю.Аракчеев ЗАПРЕДЕЛЬЩИНА
ТЕНЕВАЯ ЗАВЕСА
Ув. Евгений,
Вера написал 09.10.2005 22:26
даже не сомневаюсь в Вашем прогнозе, особенно в свете решения самой "демократической" страны о нанесении превентивных ядерных ударов. А после пусть потоп.
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss