Кто владеет информацией,
владеет миром

Зоны всякие нужны (Как губернатор Бочкарев "продал" пензяков)

Опубликовано 01.06.2006 в разделе комментариев 2

Зоны всякие нужны (Как губернатор Бочкарев "продал" пензяков)
Зоны - это знак советского образа жизни. Исторически так сложилось,
что понятия "лагерь" и "зона" не безразличны нашему обществу. Обратимся,
однако, к зонам, имеющим отношение не к быту обитателей страны развитого
социализма и строящегося коммунизма, а к химоружию вообще и к процессу
химического разоружения в особенности. То есть в первую очередь к зонам,
нацеленным на заботу о благополучии людей и сохранении окружающей их
природы.
В результате гуманистического осмысления работ конца XX века по
хранению и уничтожению ОВ понятие "зона" раздвоилось. К давно известным в
обществе санитарно-защитным зонам (СЗЗ), связанным с преодолением вреда
регулярных выбросов опасных объектов и устанавливаемым и опекаемым
санитарными врачами, с времен принятого в 1997 году специального закона
возникло и понятие еще одной - зоны защитных мероприятий (ЗЗМ). Эта зона
устанавливается на случай возможных аварий с выбросами ОВ и имеет, таким
образом, не только санитарное, но и мощнейшее социальное наполнение.
Соответственно, ведомств, имеющих отношение к ЗЗМ, стало много больше, чем
только санитарно-эпидемиологическая служба.
Если сформулировать коротко, СЗЗ - это территория, где людям ЖИТЬ
НЕЛЬЗЯ, а ЗЗМ - территория, где людям ЖИТЬ ОПАСНО.
Жизнь в опасном месте - это на любителя. Поэтому, когда знание мест
хранения химоружия стало достоянием российского общества, неизбежно встал
вопрос, как избежать возможных опасных последствий такого соседства. Это
случилось еще в 1990-х годах, когда шли первые обсуждения и будущих работ
по полной ликвидации химоружия, и будущего закона, который бы регулировал
этот процесс. Во всяком случае в раннем и ныне прочно забытом распоряжении
президента Б.Н.Ельцина говорилось не только о "создании системы объектов
по уничтожению запасов химического оружия", но и, как очевидное
неизбезжное следствие, о "комплексном развитии социальной инфраструктуры и улучшении
материального и социального обеспечения населения в районах размещения
этих объектов". Именно в том документе впервые возникло понятие о новой - 15-км
- зоне безопасности, связанной с работами с химоружием и потребовавшей для
ее обитателей введения специального статуса. Авторы того документа знали
степень опасности, исходящей от уничтожаемого химоружия, и потому установили для
обеспечения безопасности жителей 15-км зоны вокруг создаваемых объектов
химоружия специальный режим:
1) "возмещение полного ущерба, обусловленного аварийными ситуациями",
2) "создание систем и информационных пунктов экологического мониторинга",
3) создание при медицинских учреждениях диагностических центров для
обследования граждан, проживающих в зоне,
4) создание объектов социальной сферы. Кстати, не забыли и о работниках
объектов химоружия - им в 10-км зоне должны были построить дома усадебного типа.
Разумеется, рисовать по карте 15-км зону без учета розы ветров и схемы
расселения жителей - это было лишь первое приближение к реальному учету в
опасном деле норм химической безопасности. И в принятом в 1997 году законе
"Об уничтожении химического оружия" те ранние ельцинские зоны безопасности
трансформировались в устанавливаемые правительством зоны защитных
мероприятий (ЗЗМ). Под ними имеется в виду та территория вокруг объектов
хранения и/или уничтожения химоружия, в пределах которой должны
осуществляться меры по защите людей и окружающей среды от действия ОВ в случае
чрезвычайных ситуаций. К сожалению, само признание опасности аварий и других
чрезвычайных событий в ходе химического разоружения не подвигло власти к реальным
действиям по защите людей. Во всяком случае из-за очевидной неповоротливости властей
документ правительства с утверждением "Положения о зоне защитных
мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов хранения химического оружия или объекта по уничтожению химического оружия," появился лишь 24 февраля 1999 года. Два
года на создание стандартного документа - это многовато.
    Поначалу исполнителем первых заданий постановления было определено
министерство обороны РФ, поскольку тогда именно оно было хозяином складов
химоружия. И именно ему было поручено в 6-месячный срок рассчитать площади
ЗЗМ вокруг объектов хранения химоружия и представить в правительство
проекты решений об их утверждении. Однако, хотя площади ЗЗМ для складов
химоружия следовало рассчитать и представить в правительство еще к концу
августа 1999 года, это задание не было исполнено. Постановлением, кроме
того, было определено, что после утверждения проектной документации на
строительство каждого объекта по уничтожению химоружия министерство
обороны в течение 3-х месяцев должно было рассчитать ЗЗМ и представить в
правительство документы на их утверждение. "Старательность" министерства
обороны была такова: осенью 1999 года Управление по ликвидации химического
оружия передало в Госкомэкологию проектные материалы на строительство
объекта уничтожения химоружия в Щучьем не только без утвержденной ЗЗМ, но
даже без упоминания о ее существования. И это при том, что она была
установлена законом 1997 года.
    Впрочем, для дальнейшего функционирования складов химоружия и
объектов по его уничтожению упоминания о министерстве обороны не так уж и
важны, потому что вопросы ответственности в постановлении правительства
были определены достаточно определенно. Ответственность за выполнение и
обеспечение защитных мероприятий в ЗЗМ возлагается: 1) в пределах СЗЗ - на
руководителя объекта (он оставался таковым и в рамках Минобороны и затем
при подчинении Росбоеприпасам), 2) за границами СЗЗ - на федеральные
органы исполнительной власти, на которые возложено осуществление работ по
хранению и уничтожению химоружия. И этот орган был очевиден - ранее это
Минобороны, потом - Росбоеприпасы, ныне - Агентство по промышленности.
    Фактически в течение полугода 2000 года были утверждены ЗЗМ лишь для
4 из 7 объектов хранения химоружия,- министерство обороны РФ к тому
времени уже было отставлено от лидерства в делах химического разоружения,
а Росбоеприпасы, похоже, еще не поняли важности вопроса и не стали расширять
круг объектов с утвержденной ЗЗМ. Отметим, что в двух случаях (в Горном и
в Щучьем), где уже вовсю шло строительство, в официальных документах
правительства речь шла о комплексных ЗЗМ, которые должны были объединять
оба объекта - и хранения, и уничтожения химоружия.
    Данные об установленных ЗЗМ собраны таковы:
Горный (Саратовская обл.), площадь ЗЗМ - 77,23 км2, 4 населенных пункта,
Камбарка (Удмуртская респ.), площадь ЗЗМ - 87 км2, 3 населенных пункта,
Плановый (Курганская обл.), площадь ЗЗМ - 750 км2, 20 населенных пунктов,
Кизнер (Удмуртская респ.), площадь ЗЗМ - 510 км2, 32 населенных пункта,
Мирный (Кировская обл.), площадь ЗЗМ - 891,7 км2, 196 населенных пунктов,
Речица (Брянская обл.), площадь ЗЗМ - 1048 км2, 130 населенных пунктов,
Леонидовка (Пензенская обл.) - ??????
    Разумеется, началось с объектов в районе пос.Горный. По постановлению
правительства от 21 января 2000 года общая площадь ЗЗМ составила 77,23
км2.
В нее вошли старые поселки Горный и Большая Сакма, а также вновь созданные
Октябрьский и Михайловский-4.
    Дальше настала очередь складов химоружия в Удмуртии. 12 апреля 2000
года правительство издало два решения. Постановлением No 329 определены площади
и населенные пункты ЗЗМ склада химоружия в районе пос.Кизнер. В
постановлении No 330 была утверждена ЗЗМ вокруг склада люизита в районе г.Камбарка,
причем в ЗЗМ, помимо Камбарки, вошли также населенные пункты Балаки и Кама.
Впрочем, в декабре 2005 года ЗЗМ в районе Камбарки претерпела чисто лингвистические
изменения - ее стали называть ЗЗМ, которая устанавливается вокруг
комплекса объектов по хранению и уничтожению химоружия. Сама она при этом не
изменилась - просто склад химоружия стали именовать объектом по его уничтожению.
    Методические материалы для оценки масштабов крупных аварий и расчета
размеров ЗЗМ известны обитателям всех этажей чиновной лестницы. В целом
рекомендуется устанавливать ЗЗМ в виде круга с радиусом, который равен
размеру, наибольшему из секторов, рассчитанных исходя из величин пороговой
токсодозы ОВ при максимальной гипотетической аварии. Однако возможности
для разночтений в этим материалы заложены богатые. И дальше многое, если
не все (общественность полностью не в курсе - уж ее-то не извещали о
деталях подковерной борьбы), зависит от региональных и местных властей, если они
на самом деле заинтересованы в защите населения. К сожалению, размер ЗЗМ -
это не только и не столько элемент борьбы за безопасность людей и природы.
Вокруг этого числа кормятся, причем кормятся далеко небескорыстно, также и борцы
за "экономию государственной казны" и работающие у них на подхвате разного
рода никому не известные ЗАО и ООО. Приведем несколько примеров.
    До ЗЗМ вокруг комплекса объектов хранения и уничтожения химоружия в
районе г.Щучье дошло чуть позже Камбарки, Кизнера, Горного. Постановлением
правительства от 14 июля 2000 года ее площадь была утверждена в размере
445 км2, причем в зону вошли 16 населенных пунктов.
    Очевидно, что значительные размеры ЗЗМ вокруг объектов в Кизнере (510
км2) и Щучьем (445 км2) - отражение уровня реальной опасности в случае
аварий и катастроф. Однако не мог не удивлять размер ЗЗМ, который был
принят для Щучанского района. Дело в том, что артхимсклады в Кизнере и в Плановом
(Щучьем) лишь на первый взгляд могут считаться однородными. На самом деле
сам факт наличия на складе в Щучанском районе химических боеприпасов с
очень большими объемами ОВ в каждом (боеголовок ракет) не мог не требовать
установления более значительной ЗЗМ.
    Поначалу местная комиссия по экологической экспертизе во главе с
проф.О.И.Бухтояровым (Курганская область) приняла ЗЗМ только для объекта
хранения, хотя данные, подготовленные каким-то необозначенным коллективом,
рассматривали обе ЗЗМ - и вокруг объекта хранения в Плановом, и вокруг
будущего объекта уничтожения. Предельный случай, который рассматривался
группой неизвестных товарищей, - это одновременная полная разгерметизация
во время пожара всех (100%) артиллерийских химических боеприпасов в трех
хранилищах с высвобождением 161,2 т зарина, 102,0 т зомана и 38,5 т
советского V-газа. При этом продолжительность существования изначального источника
загрязнения определялось ими в 4 часа. Взяв за основу пролив при пожаре
161,2 тонны зарина и внимательно посмотрев на карту, "рабочая группа
представителей федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти Курганской области" своим решением от 22-23 июня 1999 года
рекомендовала размер ЗЗМ в 445 км2, где расположены 16 населенных пунктов
(Щучье, Плановый, Чумляк и т.д.). Дальше все пошло по накатанной колее -
размер приняла экспертная комиссия области, утвердил председатель
областного комитета по охране окружающей среды В.П.Шевелев и окончательно закрепило
правительство РФ, имея в виду обе ЗЗМ - и объекта хранения, и уничтожения.
    По-видимому, размер возможной утечки ОВ на объекте в Курганской
области показался участникам рабочей группы по тем временам очень смелым.
Во всяком случае в брошюре 1999 года цитируется предположение (его авторы
- В.М.Колодкин и И.И.Манило, 1997 год) о менее серьезной утечке - "только
порядка сотни килограммов ОВ". Такая вот слабая оказалсь у них фантазия.
    И лишь в январе 2004 года природоохранный орган области выступил с
новым заявлением, что на самом деле ЗЗМ надо бы увеличить, включив в нее
еще 5 населенных пунктов. И даже сослался на расчеты некоего ООО "Экоцентр".
Было бы, однако, очень хорошо для жителей, если бы правительство России не
только согласилось с таким расширением ЗЗМ в Щучанском районе, но и
указало на неуместность трогательного единства, которое было явлено в июне 1999
года "рабочей группой представителей федеральных органов исполнительной власти
РФ и органов исполнительной власти Курганской области". К сожалению, опыт
нашей страны известен - переутверждать документы труднее, чем утверждать.
Впрочем, в данном случае переутверждение все-таки состоялось, правда, лишь
в ноябре 2005 года. При этом площадь ЗЗМ выросла с 445 км2 до 750 км2, а
число защищаемых населенных пунктов - с 16 до 20.
     Переходя к Брянской области, можно изумляться, но комиссия, которая
на рубеже 2001-2002 годов проводила государственную экологическую
экспертизу документации на объект в Почепе в отсутствие утвержденной ЗЗМ,
предложила сократить возможную зону поражения зоманом в случае возможной
аварийной разгерметизации боеприпасов вне производственных помещений до
размеров СЗЗ. Ей надо было бы просто вернуть материалы на переработку,
поскольку разработчики вообще не оперировали понятиями более широкой и не
менее легитимной ЗЗМ, установленной законом в 1997 году. Так нет же...
    Тем не менее поначалу в секретном чиновном подполье фигурировали два
варианта ЗЗМ для Почепского района: 235 км2 с численностью проживающего
населения около 27 тысяч человек (это число нравилось скупому Центру) и
1048 км2 с численностью около 36 тыс. человек (этот вариант предпочитали власти
Брянской области). И лишь в январе 2004 года была утверждена ЗЗМ для этого
самого западного в России склада химоружия. К счастью, победила величина,
отстаивавшаяся администрацией области. Площадь ЗЗМ в Почепском районе
была утверждена в размере 1048 км2 и в нее вошло 130 населенных пунктов, в
том числе сам г.Почеп, а также пос.Рамасуха, деревни Татищево,
Коростелево, село Котляково, пос.Михайловский, пос.Николаевский...
    Дольше всего затянулось дело с изданием правительственных решений по
установлению ЗЗМ вокруг объектов в Мирном (Марадыковском) и Леонидовке.
    В отношении Мирного (Марадыковского) соответствующий документ
поступил в Росбоеприпасы еще в 2001 году. Не будем забывать, что для этого
объекта авиахиморужия в Кировской области при проливе лишь 2 тонны зарина
обсуждалась глубина распространения облака ОВ на 38 км. Ориентировочная
оценка параметров ЗЗМ, выполненная областными специалистами и положенная в
основу этого документа, исходит из расчета аварии на складе авиахиморужия
с возможным проливом 20 т зомана - это дает ЗЗМ для объекта хранения
размером 891,7 км2. В центре аварии, естественно, оказывается пос.Мирный. Всего же
в ЗЗМ входят 196 населенных пунктов двух районов области с населением 54590
человек, в том числе оба районных центра - г.Котельнич и пос.Оричи. Однако
все было бы слишком просто. Помимо расчета, который был сделан в Кировской
области, существует и заказной расчет, осуществленный в Москве вряд ли
кому известным ООО "Рост" (раньше такие конторы именовались более точно - "Рога
и копыта"). Так вот, как и можно было ожидать, столичный расчет оказался
для казны много экономнее - всего-то 352,8 км2. Фактически постановление
правительства от 29 декабря 2004 года No 867 утвердило ЗЗМ в размере
891,7 км2. Однако, поначалу она относилась лишь к складу химоружия и лишь
в ноябре 2005 года ее распространили объект уничтожения.
    Относительно Леонидовки положение оказалось столь же сложным. Та
ориентировочная ЗЗМ, которая была поначалу рассчитана только для объекта
хранения химоружия в районе Леонидовки еще в 1999 году, составила 167 км2.
В нее должны были войти 10 населенных пунктов с населением 69660 человек, в
том числе ядерный город Заречный (Пенза-19). Тот расчет дипломатично
обошел стороной проблему включения в ЗЗМ самой Пензы. А вот дальше
положение дел не могло не усложниться. Когда в августе 2003 года губернатор
Пензенской области В.К.Бочкарев бездумно дал согласие на совмещение объекта
уничтожения химоружия с объектом его нынешнего хранения, он автоматически сделал
заложниками своего малопочтенного решения жителей самой Пензы. Не будем
забывать, что расстояние между Леонидовкой и Пензой не превышает и 10 км.
Между тем при расчетах сценариев аварийной ситуации ни один специалист не
способен обойтись без предположения о распространении облака ОВ по крайней
мере на 20 км от места разлива или еще дальше (называлось даже 40 км).
    Чтобы губернатору В.К.Бочкареву было понятнее, во что он вляпался, для
примера приведем расчет, касающийся судьбы ОВ в случае пожара на химскладе
в Плановом (Щучьем). Там во время такой беды предполагалась
разгерметизация всех химических боеприпасов одновременно в трех хранилищах (и, исходя из этого, была и посчитана площадь ЗЗМ). Так вот, проектантам пришлось при
этом согласиться с возможностью распространения образовавшегося облака ФОВ на
такие расстояния: на север от склада - 11,2 км, на восток - 12,2 км, на юг
- 9,9 км, на запад - 11,8 км. Если же от курганского склада с ФОВ перейти
к пензенскому складу с теми же ФОВ, то совершенно очевидно, что при пожаре и
разливе ОВ на складе химоружия в Леонидовке облако отравы будет
распространяться на те же или большие расстояния, то есть не менее 10 км в
любую сторону. В зависимости от розы ветров, но без учета пожеланий
губернатора В.К.Бочкарева и большого химического генерала В.И.Холстова.
    В общем, сколько бы ни вертелись специалисты по экономии бюджетных
денег, включения Пензы в ЗЗМ им не избежать. Между тем зимой 2004-2005
годов таковые "специалисты" сыскались, и они попытались протащить через
процедуру утверждения проект ЗЗМ, в котором расстояние от склада химоружия
до края ЗЗМ не превышало 5,9 км. Та откровенная профанация не прошла,
так что насчет оценки уровня предательства интересов сограждан у
губернатора В.К.Бочкарева все еще впереди.
    Пока же ограничимся оценкой ситуации, в частности учтем расчеты,
выполненные в предположении аварии на объекте химоружия в Леонидовке. В
заключении государственной экологической экспертизы от 27 января 2003 года
(той, что появилась незадолго до августовского сговора высоких лиц и где
доказательно говорилось о невозможности строительства будущего объекта на
участке No 5) назывались такие судьбы ядовитого облака ФОВ со склада
авиахиморужия в Леонидовке: глубина заражения при испарении 20 т ОВ должна
составить 62,4 км в случае зарина, 43,9 км в случае зомана и 1,8 км в
случае советского V-газа.
    Однако же любимый город Пенза может спать спокойно. На его защиту
встал лично полковник С.И.Ляльков - тот, что "не заметил", как жилые дома
его сотрудников оказались в пределах санитарно-защитной зоны объекта
уничтожения химоружия, тот, что заработал себе правительственную награду за тайное
уничтожение 19 авиабомб с зарином 13-16 августа 2001 года. Сей муж
написал даже специальную книжонку для сограждан, где не только сообщил о
наличиии в США запасов зомана (а это чистая неправда), но и бодро доложил,
что склад авиахиморужия в Леонидовке находится аж в 15 км от Пензы. Не
иначе, решил известить сограждан об обнаружении на карте какой-то хитрой
петляющей дороги Леонидовка-Пенза. Впрочем, эти хитрости не смогут изменить
маршрутов полетов облаков ОВ - они летают не вдоль кривых дорог, а напрямую по
воздуху, куда подует ветер. И уж если в момент аварии он подует от склада на Пензу,
то облака ОВ петлять не станут. Кстати, другие люди по данным тех же карт
располагают склад химоружия гораздо ближе к Пензе - в 7-9 км. Разумеется,
обман полковнику ничем не грозит - предисловие к его книжонке написал
лично вице-губернатор В.М.Ащеулов, который и повелел всей "широкой
общественности правильно ориентироваться во всех аспектах проблемы уничтожения
химоружия".
    Следует подчеркнуть, что имеющееся положение о ЗЗМ предусматривает
наличие планов действий по предупреждению возникновения чрезвычайных
ситуации. Среди прочего, эти планы содержат такие положения: мониторинг
окружающей среды на объектах и в пределах ЗЗМ по контролю за соблюдением
гигенических стандартов, например на содержание ОВ в воздухе; мониторинг
здоровья персонала объектов и граждан, живущих и работающих в ЗЗМ; выдача
людям, живущим и работающим в ЗЗМ, средств индивидуальной защиты для
личного хранения.
    Впрочем, реальный уровень защищенности людей, проживающих в ЗЗМ, был
продемонстрирован в 2001-2002 годах, когда была осуществлена ликвидация
партии химических снарядов с фосгеном на складе в Щучьем, и в 2002-2003
годах, когда были уничтожены 400 т иприта на объекте в Горном. Жители
Щучьего не только не были извещены о факте работ с фосгеном, но и власти
не проводили того, что записано в их адрес - мониторинга состояния окружающей
среды и мониторинга здоровья людей. И в Горном не проводилось мониторинга
окружающей среды и здоровья жителей. Разумеется, в обоих случаях власти не
раздавали населению средств защиты.

Рейтинг:   1.00,  Голосов: 1
Поделиться
Всего комментариев к статье: 2
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Леонидовец
Падонак написал 01.06.2006 09:22
А кто аффтар?
Безответственность-оружие пострашней химического.
Максим написал 01.06.2006 01:53
Большая часть всех бед России проистекает из-за отсутствия конкретной
юридической ответственности должностных лиц за свои действия или же
бездействия при совершении тех или иных опасных для общества мероприятий.Россия стала технологической помойкой для мирового произ
водства,позволяющая сохранять и накапливать на своей территории вред
нейшие отходы производства,в т.ч.химические и ядерные.И никто за это
не собирается отвечать,наоборот-с пеной у рта власть предержащие дока
зывают народу "безопасность и выгодность"подобных мероприятий.Вот и
сейчас атомный мальчиш Кириенко доказывает жителям Челябинской облас
ти безопасность ядерных отходов комбината"Маяк".Бред сумасшедшего!
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss