Кто владеет информацией,
владеет миром

АвтоВАЗ - портрет завода

Опубликовано 29.07.2007 автором Антон Пустовой, рабочий- сварщик, арестован два дня назад в разделе комментариев 12

АвтоВАЗ - портрет завода

Источник: "Рабочая демократия" - конфискованный тираж
На берегу Волги, напротив зелёных Жигулёвских гор стоит город Тольятти. Город, ранее названный его основателем графом Василием Татищевым Ставрополь-на-Волге, в 1964 году был переименован в честь лидера коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. В 1966 году здесь, на просторах Самарской степи, при помощи итальянской фирмы «Фиат» началось строительство Волжского Автозавода.

Волжский Автозавод - крупнейшее предприятие России по выпуску автомобилей. В одном только городе Тольятти сосредоточены прессовое, металлургическое, механосборочное, пластмассовое и сборочное производства данного предприятия. Кроме автомобилей, на ВАЗе производятся штампы, промышленная электроника, сварочные роботы. Основной продукции выпускается около 700 000 штук в год. Трудится более 120 000 человек в Тольятти и несколько тысяч за пределами города. Завод - основное производство не только города, но и региона, даёт 60% бюджета Самарской области. Территория завода занимает несколько тысяч гектар Волжской степи. Администрация находится в 30-этажном здании с 12-метровой волжской ладьей - символом ВАЗа на вершине.

В Тольятти решающую политическую роль играет Волжский Автозавод. Городские власти зависят от него. В городе создан так называемый Стратегический Совет, состоящий из крупной буржуазии города. Председателем - Владимир Каданников, хозяин завода, председатель Совета Директоров Акционерного общества.


Положение рабочих, профсоюзы

У нас самые дорогие квартиры в Поволжье и квартплата, соответственно, зато работа рядом с домом. Хотя и зарплата небольшая - 5 тысяч в среднем у основной массы рабочих. А город дорогой, из-за чего психологическая обстановка на заводе нервозная. Повсеместное разгильдяйство объясняется пословицей «Как платят, так и работаем!».

После 1991 года многие объекты соцкультбыта в Тольятти перешли в непосредственное ведение завода. Это профилактории, санатории, детские сады, дворец культуры, стадион, дворцы спорта. Но после сокращения затрат на социальную сферу в 2002 году пользоваться их услугами стало дорого.

До 2002 года у ВАЗовца было значительное количество всяческих льгот, они морально компенсировали маленькую зарплату. После 2002 года льготы резко сокращены, вместо них были назначены денежные компенсации, рассчитанные «интереснейшим» способом. Таким образом, монетизацию льгот ВАЗовцы ощутили на себе задолго до того, как с тем же столкнулись остальные россияне. Вместо льгот мы стали получать «Дополнительную оплату за работу в ОАО «АвтоВАЗ» в сумме около 200 рублей. Остались лишь льготы при приобретении проездных билетов, питания в столовых завода, путевок на санаторно-курортное лечение и отдых. Льгота - это скидка в 40%. Такая монетизация вызвала у многих протест в виде выхода из административного профсоюза. На ВАЗе действуют два профсоюза. Профсоюзы «Автосельхозмаш» и «Единство». Самый массовый профсоюз - отраслевой АСМ (Автосельхозмаш). Полностью поддерживается администрацией завода. Председатель профсоюза АСМ Николай Карагин состоит в совете директоров Акционерного общества, крупный акционер. Ресурсы профсоюза ограничиваются возможностями администрации. Есть свои СМИ: медиа-холдинг Акционерного общества, ТВ канал «ТВВАЗ», радиоканал «Новый Век», газета «Волжский Автостроитель». Через них профсоюз вещает о своей внутренней жизни и отражает свою точку зрения на происходящее. Есть и огромный административный ресурс с освобожденными номенклатурщиками: от председателей профкомов до предцехкомов. У данной касты есть свои особые льготы, расширяются они геометрически к вершине служебной лестницы профсоюза. Предцехком освобождается в зависимости от численности ячейки.
Второй профсоюз «Единство» возник в 1990 году и объединил в своих рядах самых недовольных порядками на заводе и отраслевым профсоюзом. Этот профсоюз подавляется и дискредитируется администрацией. Его информационные ресурсы ограничены выпускаемыми регулярно листовками. Освобожденными здесь являются только председатель и юрист.

Классовое противостояние

Первая забастовка на заводе случилась 16 сентября 1994 года. Рабочие цеха 45-3 (главный конвейер) требовали увеличения зарплаты, обвиняли менеджмент в коррупции и недальновидных действиях, утверждали, что коммерческие фирмы, окружившие ВАЗ, грабят завод. Организатором явился профсоюз «Единство». Был организован стачком. Но, несмотря на повторную забастовку, менеджмент не вышел на диалог. Вместо них производственные конфликты решает (мучается) младшее командное звено: начальники цехов, мастера, бригадиры.

В 2000 году началась предупредительная забастовка. Встал цех 43-2. Организатором опять же стал профсоюз «Единство».

В 2002 году в сентябре на главном конвейере вводится дополнительный 9-й час во вторую смену на одной конвейерной нитке. «В связи с ростом покупательской активности», как было сказано в заводской газете. Предварительно перед введением по заводу расклеиваются листовки «Не хочу работать 9 часов!» Начинается неорганизованный повальный отказ от 9-го часа. Рабочие покидают рабочие места по окончании 8 часов работы и самовольно уходят домой. Сборка в 9-й час на грани срыва, но положение спасли штрейкбрехеры с других конвейерных ниток и линейное начальство, которое стало на короткое время сборщиками. Даже начальник ветки сам стал перегонять автомобили. Начальство сверху требует автомобили, мастера отвечают головой. Мастера прибегают к подкупу и шантажу рабочих. И так несколько недель. Сборщики, в конце концов, смирились, но в октябре завод на две недели вообще встал. Начался кризис. С этого момента началось сокращение затрат на содержание социальной сферы при прямом предательстве отраслевого профсоюза АСМ. Особенно сильно это сокращение почувствовали трехсменщики. Начался повальный выход рабочих из АСМ в знак протеста. В прессовом производстве, где большинство - трехсменщики, профком АСМ потерял 80% членов. АСМ в срочном порядке заявил, и это заявление напечатали в газете и расклеили по заводу, что в случае выхода из профсоюза сохранение рабочих мест он не гарантирует. А вновь составленный колдоговор будет распространяться только на членов АСМ.
Зарплата индексируется на 72,5% от значения инфляции в среднем раз в квартал, из-за чего зарплата рабочего на нашем предприятии постоянно падает. Профсоюз «Единство» инициировал сбор подписей под требованием вызвать администрацию на переговоры и поднять зарплату в 2 раза, установить 100%-ную индексацию и прочее, иначе грозил забастовкой. Народ подписывался плохо, многие боялись репрессий начальства. А многие и не слышали ничего про сбор подписей. Подписей было собрано около 30 тысяч, чего не хватило для юридического воздействия на администрацию.

Потом были организованы митинги, пикетирование заводоуправления. Рабочие ходили на них очень слабо. Говорили: «Что, мол, митинги дадут?» Но администрация так и не вышла на диалог с профсоюзом «Единство».

Несколько раз профсоюз «Единство» организовывал на заводе забастовки, которые носили локальный характер, а в последнее время с 2003 года занялся серьезно политикой. Члены профкома баллотируются в Гордуму, потом в мэрию. Во время льготных бунтов они решили возглавить народный протест в городе. Нет! Не возглавить, а, наверное, даже подмять под себя. Тогда как вся страна готовилась проводить 12 февраля Всероссийскую акцию протеста, «Единство», ставшее одним из главных организаторов «льготной войны» в Тольятти, решило выделиться и провести митинг 10-го. (Между прочим, народ собрался и 12 февраля, но всего человек 50).

У профсоюза «Единство» много сторонников среди заводчан. Об этом говорит то, что первый глава «Единства» Анатолий Иванов был избран тольяттинцами депутатом Госдумы от своего округа. А второй, нынешний глава Петр Золотарев чуть не стал мэром Тольятти в марте прошлого года. Несмотря на симпатии, вступать в оппозиционный профсоюз никто не торопится, так как с членами «Единства» администрация борется. В одном производстве, было время, вплоть до увольнения.

Итак, возникает вопрос - кто, они лидеры героического «Единства»?! Судить отвлеченно не буду, а приведу лишь некоторые факты.

Первый лидер - Анатолий Иванов - с 1989 года активный участник рабочего и профсоюзного движения. В 1990 году он был одним из организаторов Союза рабочих ВАЗа, после создания которого был избран его секретарем. В качестве представителя этого союза участвовал в работе I Всесоюзного съезда рабочих и профсоюзных движений в г. Новокузнецке, состоявшегося 30 апреля 1990 года. С момента создания (3 ноября 1990 года) независимого профсоюза «Единство» на ВАЗе и до избрания депутатом являлся не освобожденным от основной работы председателем профсоюзного комитета. В 1999 году стал депутатом Госдумы от избирательного участка № 155 г. Тольятти, чем вызвал откровенный шок у отцов города. Главной целью своего хождения во власть он поставил улучшение трудового законодательства. Работал в Комитете по труду. Вступил в Народную партию. Но, когда в Думе стали разбирать варианты нового Трудового Кодекса, он вдруг, не в унисон с собственным профсоюзом, поддерживающим вариант Шеина-Авалиaни, проголосовал за правительственный вариант. Позже по многим вопросам, разбираемым в Думе, голосовал так же, как и «Единая Россия». Когда он приезжал в Тольятти, встречался с товарищами по профсоюзу, его пытались пристыдить за это, на что он отвечал: «Мне оттуда виднее!»

В 2003 году - новые парламентские выборы. Деньги на предвыборную агитацию Иванова выделил Золотарев из забастовочного фонда профсоюза «Единство». Иванов прошел в Думу на второй срок и в силу того, что главным его конкурентом был «выкормыш начальства» - Александр Таратынов. Иванов обещал народу Тольятти вступить во фракцию «Родина», но вступил «почему-то» в «Единую Россию». Через некоторое время он не поддержал инициативу Золотарева баллотироваться в мэры Тольятти, более того, открыто агитировал против товарища. За это его выгнали из профсоюза.
Второй, нынешний лидер Петр Золотарев, не был организатором профсоюза и стал лидером благодаря Иванову. За время председательства защищал Иванова от нападок товарищей и до сих пор поддерживает с ним хорошие отношения. Золотарев в настоящее время, как было сказано выше, рвется в городскую власть. Есть мнение, что, когда он придет к власти, с ним повторится история Иванова.

Значит ли это, что «Единству» не надо сейчас идти во власть? Да, значит. Структура слаба, оторванность профкома от рядовых членов высока. Поэтому очень велик шанс, что верхушка профсоюза использует ресурсы рабочей организации как трамплин для прыжка во власть. Не вверх надо рваться, а к низам - крепить структуру, углубляться в настроения и желания рабочих. Нужно искать новые методы борьбы, помогать пролетариям в их классовой самоорганизации, искать союза с другими рабочими организациями. Таким образом создавать структуры будущей рабочей власти.


* * *

Вообще Волжский Автомобильный завод напоминает эРэФию в миниатюре, с путинской ненавистью к любой оппозиции. Заводчане - такие же «дорогие россияне», робкие и несмелые, организуются тяжело, и то благодаря активистам из заинтересованных организаций. Ситуация изменится, когда профком «Единства» прорвется во власть за счет народной любви, выросшей к нему у тольяттинцев во время льготных бунтов - на заводе начнется «идиллия». Что-то вроде «съезда победителей». Но это произойдет не в ближайшее время. В данный момент «Единство» свои позиции на заводе (среди ВАЗовцев) теряет, зато приобретает за пределами (у горожан).
Более вероятен другой вариант. В случае нового экономического кризиса на ВАЗе, руководство завода будет вынужденно резко сократить благосостояние рабочих. Это вызовет протестную классовую волну, которая выльется в сплочение автостроителей, и «Единство» будет обязано его возглавить. Это будет настоящей проверкой его классовой сознательности. Если, конечно, на ВАЗе к тому времени не возникнет что-то новое, более радикальное. Не обязательно профсоюз...

г. Тольятти

От редакции "Рабочей демократии": Эта статья была написана рабочим активистом с Автоваза достаточно давно. Сегодня ситуация мало изменилась. Добавились только проблемы: кризис продаж на Автовазе грозит обернуться сокращениями рабочих, в первую очередь, пенсионного возраста, зарплаты по-прежнему мизерные, и рост их не предвидется. А профком «Единства» меж тем все дальше уходит от реальных проблем на производстве, все глубже завязает в предвыборном болоте. Так, листовки, посвященные проблемам рабочих, появляются на заводе чуть ли не «по обещанию раз в год», а вот предвыборные газетки-агитки «Справедливой России» и т.п. - с завидной регулярностью. Такое ощущение, что иным профактивистам делать больше нечего. И это сегодня, когда на Автовазе предзабастовочная ситуация и люди, того гляди, встанут! В последнее же время по заводу прошел слух, что Иванов не попал в предвыборные списки «Единой России» и будет баллотироваться в мэры Тольятти (нынешний мэр - под уголовным делом, выборы осенью, из кандидатов - одни буржуи). Оно бы и безразлично, что будет делать Иванов - его совесть ему судья, а у рабочих мнение о нем уже тоже вполне определенное. Беда в том, что, согласно тому же слуху, Золотарев собирается активно включиться от имени профсоюза в предвыборную агитацию за Иванова. Это уже, что называется, «ни в какие ворота не лезет», поскольку рядовые члены профсоюза вовсе не горят желанием агитировать за Иванова, да и мнение их никто не спросил. И, главное, на это противоречащее мнению коллектива занятие у профкома время находится, а вот проблемами рабочих на заводе или хотя бы внутрипрофсоюзными оргвопросами заняться времени нет, профсобрания не собираются, цеховые комитеты в большей части цехов отсутствуют, члены профсоюза в одном цехе не знают друг друга... Конечно, слух об очередной выборной эпопее Золотарева - только слух пока что. Откуда он взялся - не вполне ясно. Но ведь профком не опровергает. В результате некоторые рабочие уже сейчас выходят из «Единства», а новые не хотят вступать.
Данный комментарий не имеет цели сколь-либо умалить заслуги Петра Золотарева перед рабочим движением или как-либо очернить рабочего лидера. Но, если слух о планах Золотарева беспочвенен, профком должен немедленно опровергнуть его и прекратить деморализующую путаницу! Если же это правда, просто необходимо предостеречь профком «Единства» от столь грубой ошибки, могущей стоить профсоюзу и его лидеру доброго имени. Ничего криминального в участии профсоюза в выборах или предвыборной агитации нет. Иногда это даже полезно. Но нельзя принимать такие решения и тем более делать политические заявления от имени профсоюза, не узнав мнение его рядовых членов. Нельзя заниматься выборами в ущерб нуждам профорганизации, в ущерб защите прав рабочих. Самим же рабочим необходимо заметить: даже если профруководство ведет себя не вполне корректно - это еще не повод выходить из профсоюза, это повод для профсобрания, для конференции и для серьезного разговора с руководством. Профсоюз - это, в первую очередь, его члены, а уже потом профком. Если рядовые члены профсоюза не могут проконтролировать собственный профком - обижаться следует лишь на себя, на свою лень и пассивность. Выходить из профсоюза - просто дезертирство и глупость в стиле «обманул кондуктора - купил билет и не поехал».



Рейтинг:   4.67,  Голосов: 6
Поделиться
Всего комментариев к статье: 12
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
сутя денег чито вуни пахнут
wolodja написал 01.08.2007 14:24
люди любят друвим подсасывать свое дерьмо - ежели оно не пачнет тобой... а то вдруг найдут... все енти чтоны о "коммынялках"... да усе есть коммуналки... когда смотришь на енти убогие вазы, калины и прочава дребедень, за рулем которого сидит вучередное чмо, чуйствующее сибя чиволеком, (чмо типа павмибасарада)... асобливо меблицкое чмо, каторое считаеть чи педофилия - номальная буржуйская "юбщечелдровеческая ценность", иля ванглимйское... тута правильно на форумах като-то разуждал, чито раз завезды кайто замязжаеть, значить енто на-е-п-р-с-т-камуй-то нузно.... а уче просто... палнета перенаселена... речурсов не хватаеть... и население начинають вуничтожать (зачищать территорию) используя усе технлогии... как ванные, так и гумноментарные....
капитализма устроена по принципу - като не работет на нас тот не ест (а като будеть работать на нас - будемь решать мы кака какать ты будеч и че будис кушат, какато и кема будеть работать)...
++++++++++++++++++
Так чито денег в природе нет - енто я вам гавлю wolodja, деньги это преврашенные вубчественные отношения... т.е. право заниматься на нашей планете теми или иными вещами... создавая нашему народцу (народцам России) стабилизец т.е пиzец (стабфонд) парвительство запретило ему тему самым: ражвивать науку, вубразование, здравоохранение... лечить больных, учить детей... но разрешило колоться, травиться, трахатца (болеть болушпнью вугионеров - карашо сказал ониченко - издержки рыкончной векоминики...)...посасывать пивко и куйко (от каторого мужики становятся бабцами и геями), болесть за усяких пидокорков... миминующихся сорцменами и вахтырами... вопчем хулеба и зерищь...для быдляка... и чема больше тема паскойней подут на бубой...и воопчем пускай сасут у буржувинов, пабытляй ркизиз будя.
++++++++
вопчем читайте Ю.Макаренко, И.Сталина, К.Маркса... лохам пирвет от них киниг...
Начните с единства пролетариата *+) и будет успех во всем
Сергей написал 01.08.2007 10:14
Есть правдивая статья о количестве беспризорных и бездомных детей в России -
http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3106697/
Выход есть - уберите старый гнилой фундамент - атеизм, начните с нового фундамента, начните с единства пролетариата *+) на фундаменте единства всех бедняков из всех религий и будет победа!
Re: Ваз загибается. . .
товарищ написал 01.08.2007 03:42
Слышь либераст,
а ведь СССР нет уже 16 лет.
Рынок давно кругом, а че ВАЗ то не процветет никак?? ;-))))
И все прочее ;-))))
Полный пролет у вас, дорогие либерасты.
Известно, что х-му танцору ноги(советское наследие) мешают -
может поотрывать, тогда спляшите наконец ;-)))))
Re: Anti, ты ***** Вулексей
wolodja написал 30.07.2007 16:07
вы петушки Алексей Конь и Antiнаркоман совсям дуба дали, нука бычтро в кукарятник на нафефт, и не кавойко вам ручкой масынкне.
Молодец !
Anti написал 30.07.2007 15:45
Коротко,и ясно !
Anti, ты *****
Алексей К написал 30.07.2007 15:31
проблем реальных в корне не видишь
Ваз загибается. . .
Anti написал 30.07.2007 15:06
Перелом в мозгах русского мужика уже наступил...В нашей стране уже приобретение иномарок перевалило за 50%,а дальше эта цифра будет только увеличиваться.
Те,кто однажды сел за руль иномарки,сядет за руль Жигулей только под страхом расстрела.
А добровольно : никогда !
У нас в Сибири уже около 70% импортных машин.На Жигах ездят только рукастые мужики,которым не в падлу испачкать руки,валяясь под ней.А таких все меньше,и меньше - вымирают потихоньку ветераны !
Куда там ВАЗу до Тойоты,те одни шлепают 12-13 млн штук,а вся Япония - ок. 20 млн в год.Игра в одни ворота...
Когда-то Лужков с кепкой пролетел,как фанера над Парижем,со своими Князями и Святогорами,а сейчас одна надежда, на Дерипаску ?
Жалко вазовских мужиков стряпающих такое ***** ! Пропади оно пропадом,этот символ Совдепии !
Алле
diman написал 30.07.2007 12:57
Алла, на ДВ(хоть это и не вся Россия) ездят только на Японских машинах, какие то пежо, рено, ауди или какой там крайслер, даже даром никому нинать. Многолетнюю Гонку за массового потребителя, и признание выиграла тойота. А лучше лэнды машины нет вообще.
Не к месту
Алла написал 30.07.2007 00:47
простите устала статью не прочитала, но о машинах
тут встал вопрос чего из канады привезти и спекульнуть чтоб жить можно начать было по возвращению
Думали мы думали с мужиками и решили повезем крайслер
Стали рассматривать. а оказывается Крайслер у немцев перекупили американцы как только Дерипаска решил крайслер в России выпускать
Ладно Джанки алчные бог с вами
стали крайслер на улице по дизайну рассматривать и с Японскими машинами сравнивать
вывод такой по Википедии (интернет энциклопедия) Дерипаска хочет Выпускать Крайслер Себринг-самый страшный крайслер со злыми нехорошими фарами. просто психопатический Крайслер какой-то говорит 60 000 в год купят
потом этот себринг дешевый крайслер тут а продавать дерипаска хочет в России как дорогой люкс класса
И потом Дерипаска хочет еще этот крайслер злой по дизайну Волгой обозвать, то есть дать ему советскую символику
Ишь как замахнулся прям Волга не меньше на гавно американское нижесреднего класса
Далее ясно что Японцы культурные по сравнению с хамским грубым народом америки что отразилось на изяществе их машин простых, малолитражных, элегантных
Правительство в Японии ну как в России жополизы американские сейчас выбраны и видимо дядя Сэм надавил чтоб Японцы не договаривались на выпуск своих автомобилей в России,(заблокировали контракты русским) а на русский рынок пошли плохого качества Форды и эти Себринги
Японцы продались согласились
У русского народа Дерипаски не советовались какие машины выпускать то есть МАРКЕТИНГ с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ по телевидению и через выставки манежные сделан не был (о какой либеральной экономике простите тут может идти речь )
И вот Россия обречена иметь на своих дорогах после подержаных из европы помоичных машин грубые, безвкусные, вульгарные, переоцененные, быстроломающиеся, плохой маневренности американские машины, которые к тому же грубо огромные и неудобные в вождении по городу-америка то все еще деревня
Автомобильные заводы надо национализировать так же как и нефть с газом, так как это часть культуры материальной России
Если основная масса американцев на данный момент груба и БЕЗКУЛЬТУРНА то и машины такие же, но зачем это России?
Re: и еще
1 написал 29.07.2007 23:50
наверное в россии будут только иностранные производства и их хозяева
и еще
Алексей К написал 29.07.2007 23:15
И еще хотелось бы добавить. Пусть рабочие привлекают внимание к себе политиков, например КПРФ. Пусть сами берут в руки профсоюзную деятельность, гонят из "Единства" зажравшуюся номенклатурно-профсоюзную сволочь, или если так нельзя - пусть сами свой профсоюз создают. Только не надо троцкистов из РРП ! Троцкисты - это враги, которые подставлять только умеют.
давно уже пора
Алексей К написал 29.07.2007 23:10
Рабочие, ИТРовцы, мастера, начальники цехов - им уже давно нужно было подниматься на протест. И главное требование - в отставку вороватых минетжеров, которые год за годом сливают завод подобно АЗЛК, рабочим не платят, зато себе деньжищ гребут так, что собственными банками обзаводятся как Каданников. Ясно, что повысив зарплату до адекватного уровня, возникнет экономический кризис - ведь сегодняшние "жигули" по цене мерседеса не продашь. А дальше будет самое сложное : руководству и минетжерам будет проще все обанкротить, выставить рабочих на улицу, а остатки завода распродать - как это было с АЗЛК. Ведь на переоснащение, разработку новых моделей и повышение качества - мозгов у воров не хватит, а денег будет явно жалко (риск однако). Если рабочие прочухают всю эту опасность и выдворят пидоров дубиной, а на их место посядят из своего коллектива людей, преданных ДЕЛУ - все будет ОК, ВАЗ будет жить и порадует чем-нибудь даже лучшим чем "Приорой" и с европейским качеством. Если же поддадутся этим вуродам, струсят - то будут на улице, см. ситуацию с АЗЛК, который армянские минетжеры разворовали. Только в отличие от АЗЛК будет хуже : в Москве они хоть охранниками по кабакам разошлись, а в Тольятти столько кабаков не наберется.
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss