Кто владеет информацией,
владеет миром

Таджикистан: предчувствие гражданской войны

Опубликовано 09.10.2008 автором Джамалиддин Шейхов в разделе комментариев 10

Таджикистан: предчувствие гражданской войны

Возвращение к религиозным ценностям - тенденция в настоящее время глобальная. Можно сказать, что век атеизма уходит в прошлое, и народы обращаются к истокам. Очевидно, что современный человек - человек 21-го века - не может жить без веры, без идеалов. Как ни парадоксально, наука, техника, цивилизация не отвечают на все вопросы и потребности современного homo sapiens. Эта тенденция возвращения к духовным ценностям прослеживается сегодня и в Таджикистане. Мы всегда были богобоязненным народом. Еще при советской власти в отдаленных горных районах, несмотря на все запреты, существовали медресе, в которых молодые люди обучались основам ислама, соблюдались исламские обряды и традиции.

Во время гражданской войны на территорию республики проникли экстремистские идеи, которые пытались изменить культуру традиционного ислама, издавна исповедавшегося на территории Таджикистана, предлагая взамен терпимости и уважения более агрессивное религиозное поведение. Народ его не принял и «борцам за чистый ислам» пришлось уйти ни с чем. В результате граждане страны, потеряв работу, жилье, а многие и своих близких людей, потеряли также и доверие к правительству и обратились лицом к Всевышнему.

В первые годы после войны в стране резко увеличилось количество мечетей. В некоторых селах их количество достигало трех-четырех на 500 человек населения. Начиная с этого времени, Таджикистан наводнила литература религиозного характера, в которой призывалось соблюдать каноны шариата. В городах и районах по домам стали ходить люди, называвшие себя «муллами» и предлагавшие «дуо» (благословение). Причем за каждое «дуо» требовали определенной платы, а в ответ на предложенные продукты и вещи говорили, что им нужны деньги «на строительство мечети».

Сейчас на таджикских рынках нередко можно встретить места продажи религиозной литературы, причем, зачастую представляющей ложные сведения об истинных исламских ценностях. Как отметил в приватной беседе имам-хатиб одной из столичных мечетей, народ нередко ввергают в заблуждение муллы, неизвестно где и как получившие духовное образование.

«Главное, что все их силы направлены на подрыв государственной власти, - считает он. – Не секрет, что многие районы, особенно приграничные с Афганистаном, живут за чертой бедности. Вот именно их и обрабатывают пришлые священнослужители».

По словам имама, к нему часто приходят молодые люди, которые просят разъяснить, где правда, а где обман. «Они проповедуют среди молодежи, но проповедуют не истинный Ислам, а учение войны, в их речах нет ни слова о добре и терпении к ближнему. А ведь в Коране сказано: «И тех, и других – всех мы наделяем благами из даров Господа твоего, и дары твоего Господа беспредельны».

Несомненно, религиозное влияние в Таджикистане сейчас очень заметно. Особенно среди молодежи. Если раньше, буквально два-три года назад, молодежь интересовалась компьютерами и мобильными телефонами, то теперь большинство «ушло» в религию. Задайте на периферии вопрос о конституции, или вспомните о светском строе республики, и над вами откровенно посмеются. «Это у вас там, в городе, есть конституция, а здесь у нас своя конституция – шариат», - ответят вам.

В последнее время подобные заявления звучат все чаще. Получая от государства за свой труд гроши и не видя улучшения своего благосостояния, люди вполне резонно перестают доверять правительству и ищут спасения в религии.

В сегодняшнем Таджикистане ислам закрепил свои позиции не только на бытовом, но и на политическом уровне. В стране легально действует религиозная политическая сила – Партия Исламского возрождения. Есть и запрещенные религиозные партии, такие как «Хизб-ут-Тахрир», или течение «салафитов», основными задачами которых является осуществление «джихада».

Интерес к религиозным партиям, как легальным, так и подпольным, не случаен. Народ сейчас имеет весьма серьезные причины быть недовольным нынешним правительством республики. Многие вследствие этого возлагают надежды на исламское государство, как систему, решающую все проблемы общества. А проблемы эти в нынешнем Таджикистане общеизвестны и выставлены напоказ – социальная несправедливость, массовая безработица, криминал, нищета, распространение инфекционных заболеваний и т.д.

Этим и пользуются различные религиозно-экстремистские организации: они много работают на периферии, вербуют своих сторонников. Как правило, это молодые люди в возрасте от 19 до 23 лет с огромным идеологическим и материальным вакуумом, которым вменяется неприязнь к существующему государственному режиму республики. Лидеры религиозно-экстремистских организаций подмечают все огрехи правительства и играют на этом. У них есть программа максимум, и они верно и неуклонно движутся к намеченной цели. И, по всей вероятности, если «низы захотят, а верхи уже не смогут», то у них есть все шансы в скором времени прийти к власти. Хотя сегодня все зависит от правительства Таджикистана, которое совершает те же ошибки, что совершало правительство Набиева перед гражданской войной 1992 года.


От редакции: Хотелось бы напомнить, что гражданская война в Таджикистане, унесшая до 150 тысяч жизней и почти миллион таджиков сделавшая беженцами, началась как раз с "исламского возрождения": беовики действовали от так называемого Движения исламского возрождения Таджикистана (ДИВТ). А противостояли им и в конечном счете победили "кулябцы", шедшие под красными знаменами с серпами и молотами и защищавшие ставшие традиционными для таджиков советские ценности - так, как они их понимали, поскольку во главе "кулябцев" оказались вовсе не партийные и советские работники, а самые простые люди, даже с уголовным прошлым. И эти простые люди победили - наверно, не последнюю роль в этом сыграли именно традиционные советские ценности.

И не вина таджиков в том, что Россия, уже успевшя к тому времени расстрелять из танков Верховный Совет РСФСР, стала "антисоветской" и не спешила принять в объятия бывший советский Таджикистан. А предложения были, и даже настойчивые. Все кончилось тем, что таджики превратились в вечных гастарбайтеров на бывшей родине Советской власти, а русские и русскоязычные почти все покинули Таджикистан - нет, не из-за репрессий или гонений, режим в Душанбе оказался достаточно толерантен в национальном плане, и к русским отношение вполне доброжелательное (за исключением тем как раз, кто называет себя "исламистами"). Люди уезжали из республики по причине вопиющей нищеты - по принципу, если уж быть нищим, то там, где ты хоть не чужой. А в Таджикистане хватает своих нищих...

Сейчас в Таджикистане снова, примерно с нынешней весны, обстановка очень напряженная. Причем в оппозиции к режиму "таджикбаши" Э.Рахмона оказались его бывшие соратники из Куляба и Курган-Тюбе. И ислам тут скорее вторичен - причина в том, что ресурсов Таджикистана хватает даже не на всех "победителей", в результате чего уже очень многие, кто одерживал кровавую победу в гражданской войне, либо умерли, либо находятся за решеткой. Правящий клан сегодня далеко не монолитен, и оппоненты из других кланов этим обязательно воспользуются. тем более, что начаться новая гражданская война за передел Таджикистана может не в Душанбе и не на Памире, а в самом что ни на есть Кулябе. Вот только, видимо, не под красным знаменем с серпом и молотом, а под зеленым знаменем Пророка, причем как с одной, так и с другой стороны. Такое уже бывало между мусульманами, тем более, что внутриконфессиональные различия между таджикскими кланами очень значительны.

Вообще не следует переоценивать религиозный фактор в деле войны и мира - только что мы наблюдали "пятидневную войну" между очень-очень православными народами: грузинами, осетинами и русскими.

Судя по всему, социально-экономические проблемы Таджикистана, которые и лежат в основе всех внутритаджикских конфликтов, резко обострятся нынешней зимой и весной, когда до 1 миллиона таджиков-гастарбайтеров вернутся из России "пустыми". Уже сегодня в российском стройкомплексе идут массовые увольнения гастарбайтеров из-за нарастающего экономического кризиса. Разумеется. увольняют без выходного пособия и даже порой не выплатив сполна даже положенного. В структуре же национального дохода современного Таджикистана деньги, что привозят гастарбайтеры, играют существенную роль.

Внутренние же цены в Таджикистане еще начиная с прошлого года выросли в несколько раз, причем на основные продукты питания, на топливо, на электроэнергию и т.п.

Так что следует ждать очень неприятных последствий. А ислам... Что ислам? Какая, в общем. разница, под какого цвета знаменем таджики будут в очередной раз громить таджиков?

Анатолий Баранов



Рейтинг:   5.00,  Голосов: 4
Поделиться
Всего комментариев к статье: 10
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: в этом суть ответа
Брат написал 12.10.2008 03:18
Добыча золота - до последнего почти целиком контролировалась англичанами (СП "Зарафшан" и "Дарвоз"). Например,после того как с Зарафшана англичан послали и пришли китайцы - появилась первая прибыль! А 10 лет куда все уходило? Серебро, драг.камни: "Апрелевка" - канадцы. Алюмииевый завод - с 90х работал по толингу с голандцами (формально типа через Назарова). Уран - отдельная история. "ТаджикАзот" (Вахшкий азотно-туковый) и "Кимие" (Яванский электрохим) - Кипр. Почти все ГОКи или СП или проданы американцам/англичанам/датчанам. России и Узбекистану (основным организаторам захвата власти) недосталось практически ничего (если не считать долю в торговле наркотой).
Так ради чего загнали государство в средний век? Узбекистан еще понятно - удержал заселенные таджиками (от трети до половины - по разным оценкам) территории + поживился немного. Но России кроме потерь (как людских, так и моральных) не принесло ничего!
в этом суть ответа
Замечающий написал 11.10.2008 18:32
Задайте вопрос, кому сейчас принадлежит богатство Таджикистана?
а у нас в Украине
Панас Пересциднiпро написал 09.10.2008 20:45
Итак ***** буду - ***** мне в сраку. У нас в ***** незалежной Украине забрезжил конец недели, викенд не за горами *****. Вота и выборы назначили *****. Ющенко *****. Что хочу ***** сказать по поводу проведенной мной на этой неделе акции? Я остался доволен падонками. На этой неделе произошел качественный перелом в восприятии моих скоцких тварений - падонки перестали вестись на мишуру и воткнули в идею. Кто-то грамотно высказал свое мнение в гесте, что ***** все мое творчество - это просто хороший повод попиздицца от души, и типа это то, что надо. Бля, эти слова были для меня как бальзам на душу - услышал слова не мальчика, но мужа *****.
Бля, ахуенна порадовал Злой Хер. Он ушел от истеричных воплей "Дайте ему в *****" и "Привезите ему резиновую женщину". Это радует - человек подошел к обосру моего креатива наконец-то взвешенно, включил мозг и обосрал обстоятельно, не спеша, и без эмоций. АХТУНГ БЛЯ!!! Эмоциям в жизни не место. Настоящий баец должен быть хладнокровен. Все истерики в гесте - это проявление неуместной слабости. Самый красноречивый пример истеричного невыдержанного падонка на этой неделе являл собой Cain, художественно оплеванный мной в "Дне самурайа" за свои неутомимые выебоны не по теме, а по настроению. Если он что-то имеет против моего творчества - прошу пожаловать на ринг, пусть высрецца, как Злой Хер. Поступок, достойный мужчины. Все остальное - просто ***** и не стоит внимания. Если с его стороны дешовые выебоны не прекратяцца, я продолжу "День самурайа", типа Caina взрывной волной выбросило в дверь, проволокло по коридору и выбросило окно. Пролетев все 90 этажей вниз, он с невообразимой точностью попал прямо в центр мусорного контейнера и запах туалетной вады смешался с вонью фекалий. Над ним склонились два здоровенных негра: "Этот котенок пахнет, как белая девочка". С этими словами они взяли его за руки и за ноги и потащили в подвал, возле которого толпилась толпа чернокожых гомосексуалистов... Ну, и так далее. Дрожы, сцука!!! Идиолаг грозен и всемагущ.
Однако вернемся к критике. Злой Хер написал давольна-таки двусмысленное произведение. С одной стороны, меня радует, что он так печотся о качестве моих креативоф, что уже третий раз пешет разгромные критичесские статьи, в которых вскрывает недостатки и ошибки в маих работах. Но *****! Может, я и не идеален (факт), но каков его портрет по его же праизведениям? (Типа - а судьи кто?). Он обижаецца на меня за то, что я сначала увлекаю падонкаф сваими идеями, а потом обсираю их и выставляю идиотами. Так что же в этом хуйового? Я щитаю, что люди должны думать самостоятельно. Я вам не няня *****. А если и няня, то вам сцука не повезло *****. Гыгыгы! Так вот - мая система тренирофки падонка такова: сначала я им подсовываю разжованный материал, они ведуцца и получают за это порцыю кала в мозг. Нехуй вестись *****, баец должен быть всегда настороже. Нехуй доверять чужим мнениям, надо уметь создавать собственные - вот чему я учу падонкаф на сваих злоебучих каруселях. Далее, при всех достоинствах Злого Хера, я могу с сожалением констатироавть - все-таки он сцука не баец. Потому что при всех своих недостатках я счастлив и пизжусь с радостью, а он при всех сваих достоинствах испытывает постоянный дискомфорт и ноет. Хуй знает, чем ему помочь - парня жалко. Жизнь его обломала, и больше в нем нет сил и желания начистить всем ебало. Я вот себя заставляю пиздицца - и становлюсь сильнее. А он сложил лапки и поплыл по течению. Каждому - свое.
Re: Re: Нехорошо говорить то, о чем не знаешь.
Брат написал 09.10.2008 20:18
Анатолий, именно религиозный фактор был ничтожным! Основное, на чем сыграли, это региональные трения при дележе власти. Сначала всем рулили Ленинабадцы. Памирцы, Кулябцы, Каратегинцы чувствовали себя обделенными властью (как обычно, ктото очень хорошо их в этом убедил). Когда в итоге власть ПЕРЕШЛА УЖЕ из рук номенклатуры в новые руки (в основном памирцы, каратегинцы, душанбинцы). Встал вопрос об объединении таджиков (основное население Бухары, Самарканда, Коканда и т.д.) вот тогда кто понял, что очень многое может потерять. И нашлось слишком много желающих на достаточно богатую республики в то время.Если по персоналиям, то Сангак сам в то время уже не был в тюрьме достаточное время. Но кто составлял костяк его "братвы"? Откуда они "вдруг" у него появились? Кто им дал танки, БМП, гранатометы и стрелковое оружие + БК? Откуда шла поставки к ним наркоты? Марсиане сбросили? Лангари в кавычках, то что их 2 брата "чудили" тогда. Насчет массовых чисток и казней. Вы были летом 92 года в Кургане? Знаете, что сделали "юрчики", когда шли из Душанбе в Куляб через Курган с теми, кто был тогда в больнице в пригороде города? Рассказать, что тогда плавало в речках? Или когда в августе-сентябре окружили город и с "угнанных" танков рассреливали беженцев? Может это "вовчики" штурмом брали Курганский УВД, который обороняли ОМОНовцы? Лозунг "чемодан-вокзал..." был в Душанбе уже ПОСЛЕ смены власти. Вспоминайте подробнее. Или напомнить, что творилось в Душанбе в районе аэропорта после входа туда "краснознаменных вовчиков"? А что потом было в Кургане? Может помните что творилось по дорогам на Пяндж и Тавильдору? И расскажите, что стало потом с теми "красными молоткастыми" знаменами! Они были НА ОДНУ НОЧЬ. Зато потом, всех ярых участников тех событий так ловко передавили, что Путин со своим сортиром просто отдыхает!
Говорю еще раз, обелять "вовчиков" даже не собирался. Там своих хватало "уродцев". Но уж утверждать про "толерантность" "юрчиков" или про "поддержку народа" которому танками заткнули рот - ненадо. Память погибших не заслузивает такой клеветы!
Re: Нехорошо говорить то, о чем не знаешь.
А.Б. написал 09.10.2008 17:33
Я говорю о том, что знаю. Или вы один были в то время в Таджикистане? Вы считаете, что исламисткий фактор был не существенным? Я так не считаю. Что вы пытаетесь опровергнуть, приводя фамилии и топонимы? Все знают, что Сангак Сафаров имел уголовное прошлое, но его не выпускали из тюрьмы, он давно содержал дукан и жил спокойно, пока не началась война. Лангари Лангариев - это не прозвище, а имя и фамилия весьма уважаемого человека и не уголовника, кстати, его сын сейчас подвергнут репрессиям, обвинен в уголовщине и т.п. Да, известно, что и Гаффор Мирзоев, и Якуб Салимов были в прошлом уголовниками. И что? Разве они устраивали чистки и массовые казни, а не "вовчики"? Разве не лозунгом "правительства" был "чемодан-вокзал-Россия", а "юрчики" как раз оказались людьми толерантными. Что ни говорите, а народ в массе своей поддержал именно "юрчиков".
Нехорошо говорить то, о чем не знаешь.
Брат написал 09.10.2008 15:20
Уважаемый, Анатолий. Я в то время жил в Таджикистане. Так что байки про "исламкое движение" больше не рассказывайте.
Простой момент. "Вовчики" - т.н. ваххабиты. Их число в рядах, на октябрь 92г. - ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ структур - процентов 5-10. Остальные - это в полном составе республикансикй ОМОН и некие группы с учатием памирцев (исмаилиты - то есть по-сути те, котого ваххабиты - саудиты - считают своими врагами) и жителей курга-тюбинской области, Душанбе, каратегинцев. Что на тот момент из себя представляли "оппозицонеры" (то есть те, кого в итоге возглавил Рахмонов)? - выпущенные их тюрем и вооруженные оружем, в том числе и из 201 дивизии, уголовники ("Гитлер", "Лангари", Сангак и др.) + поддержка со стороны узбекистана (Худобердыев и др.), выделевшего шедро запасы ТуркВО + туча наемников со всего СССР.
Считать "вовчиков" белыми и пушистыми - наивно, там тоже были свои серые овечки, особенно пришедшие с афгана.
Но в тоге кто там "прославился"? Именно "юрчики"! И "серпастый флаг" всего-лишь знак для Ашурова пропустить колонну бронетехники в Душанбе и оказывать ей содействие. Хотя за пару дней до этого он клялся, что не доопустит "бандитов" в Душанбе.
И чтобы завершить все это? задайте вопрос, кому чейчас принадлежит богатство Таджикистана?
Начните хотябы с золота и драг.камней! Много интересного увидите.
Вера в Аллаha
Сулейман Великолепный написал 09.10.2008 14:46
Вера в Аллаha - это решительное утверждение того, что вселенная, жизнь, человек имеют Создателя, Единого и Всемогущего,основанное на доказательствах, существующих в реальности. Такова вера Ислама. Доказательства очевидны: мир, живые существа, сам человек ограничены в пространстве и во времени, а все то, что имеет начало и конец абсолютно нуждается в причине для существования, а причина не в самих вещах, а в том, кто их Создал и упорядочил. И именно Он может определять систему для жизни своих творений, определять что хорошо и что плохо для человека.В Коране говорится: "Аллах Он и на небе бог, и на земле бог"
Анекдот
Чужак написал 09.10.2008 10:57
"Очевидно, что современный человек - человек 21-го века - не может жить без веры, без идеалов."
Заяц говорит: "Надо бы ......, да не стОит", а Лиса отвечает: "Заяц, не путай ударения!"
Вера в Бога, Б-га, Аллаха, Кришну и прочие химеры может быть идеалом только для человека средних веков, но никак не для современности. И даже из самых лучших побуждений эти вещи путать нельзя.
А таджиков жалко, впрочем как и других мусульман. Их усиленно удерживают от перехода в наше время, чтобы они (за исключением своих фюреров-шейхов) не возжелали поучаствовать в дележке своих собственных богатств.
(без названия)
ivan написал 09.10.2008 03:02
за все надо платить.....
Война затронет всех.
вася написал 09.10.2008 00:55
Кровь у человека красногоцвета!
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss