Кто владеет информацией,
владеет миром

Коммунизм, секс, ложь и видео

Опубликовано 17.09.2015 автором в разделе комментариев 13

кино митина фестиваль
Коммунизм, секс, ложь и видео

Южноазиатское кино на Казанском Международном Фестивале Мусульманского Кино  -  гость сравнительно нечастый, несмотря на то, что мусульманские общины в этой части света не просто многочисленны, а являются важным фактором актуальной политики и социальной повестки дня.  По интересному стечению обстоятельств,  в этом году в конкурс были отобраны две интереснейшие ленты из Индии и Бангладеш,  не имеющие к тематике  фестиваля ни малейшего отношения, но за которые хочется поблагодарить отборочную комиссию во главе с Сергеем Лаврентьевым, поскольку обе     -    яркие антикапиталистические полотна, гражданские авторские высказывания, несмотря на абсолютную художественную и концептуальную непохожесть.

“Имена неизвестны” индийского режиссера  Биджу Кумара, или, как его величают в Индии и в мире, доктора Биджу  (по профессии он врач-гомеопат)   -    длинная, детальнейшая двухчасовая зарисовка из жизни обездоленных в индийском штате Керала.   Про штат Керала средний российский зритель знает только то, что там лучшие в Индии пляжи и наиболее дорогие люксовые отели, но изнанку этой сверкающей роскоши представляют отнюдь не все    -    не случайно после кинопоказа казанские кинозрители изумленно спрашивали доктора Биджу и его коллег:  “А что, у вас правда там такая жизнь??  Это не преувеличение??”  Заподозрить создателей фильма в сгущении красок, однако, трудно, поскольку игровой фильм настолько приближен к реальности и снят “изнутри”, что временами превращается в документальный    -    массовку для него практически не набирали специально, а просто фиксировали естественный ход человеческой жизни “на натуре”.

Флегматично-фаталистичный герой картины (убедительная роль Сураджа Венджарамоду)  перебивается временными заработками дворника и мусорщика    -  каждый день вместе со своим 8-летним сыном и другими товарищами по несчастью собирает мусор в грузовые машины и отвозит на огромные свалки,  расположенные в сельской местности, далеко от города.  Режиссер показывает разительный контраст между более богатым и благополучным городом и нечеловеческими, невыносимыми условиями, в которых живут отверженные  -  многомиллионная беднота.  Огромные свалки разрастаются, превращаясь в зону экологического бедствия, а живущие вокруг люди вынуждены становиться рабами этой помойки, многие из них не имеют своего жилья.  Расширяющийся город наступает, и власти штата, вместо того, чтобы решить проблемы с антисанитарией и раздать безземельным землю, сгоняют с земли даже тех, у кого есть хоть убогое, но жильё.  Главный герой и его друзья присоединяются к руководимой местными коммунистами борьбе обездоленных за землю.

Сначала кино кажется затянутым, излишне детализированным, перенасыщенным бытовыми, жизненными подробностями, изобилием второстепенных и третьестепенных персонажей,  складывается впечатление, что оператор просто направил камеру на жителей деревни и не выключал много часов, фиксируя всё происходящее.  И только с течением времени понимаешь, что для того, чтобы увидеть глубину нищеты и убогость жизни, нужна не просто картинка, а динамика  -    чтобы увидеть, как отец украдкой перекладывает последнюю горстку риса в тарелку сыну, нужно наблюдать за всей трапезой целиком.

На документальную достоверность картины указывает пометка в титрах  -  фильм снят на основе реальных событий. В сегодняшней Индии только по официальной, сильно заниженной статистике около 78 миллионов бездомных, из них 11 миллионов детей.  Отдельный бич Кералы и одна из причин аграрного перенаселения   -  активная трудовая миграция из других штатов, таких выходцев из других регионов Индии сейчас около 3 миллионов.  В фильме эта ситуация обыгрывается в диалогах персонажей,  один из которых иронически замечает, мол, наверно, малаяли  (коренное население Кералы)  ленивые, а бенгальцы трудолюбивые, вот их и завозят сюда.

Фильм д-ра Биджу рассказывает о событиях 2003 года  -  именно тогда стабильно державшиеся много лет у власти коммунисты проиграли выборы в парламент штата Индийскому национальному конгрессу, а губернатором стал представитель правой партии Сикандер Бахт (кстати, мусульманин по вероисповеданию).  Новые власти развернули настоящую «горячую» войну против бедноты, активно сгоняя людей с земли. Последние полтора десятка лет Кералу сотрясают забастовки безземельных.  В фильме показан реальный эпизод, когда полиция открыла по забастовщикам огонь на поражение, убив двоих детей  (в фильме одним из убитых мальчиков как раз оказывается сын главного героя).    

После показанных в фильме событий, кстати, коммунисты ненадолго вернулись к власти  в Керале, провели земельные преобразования и снизили социальное напряжение, однако следующие выборы, тем не менее, проиграли, поскольку правая оппозиция сумела создать антикоммунистическую коалицию.  Режиссер доктор Биджу, известный своей поддержкой керальских коммунистов, не имея возможности получить финансовую поддержку штата, спродюсировал фильм сам, а точнее, снял его на свои деньги и искренне надеется, что ближайшие выборы вернут коммунистов к власти в Керале.

А вот картина «История о муравьях» бангладешца  Мостафы Сарвара Фаруки, которого  голливудские журналисты  называют  “следующим азиатским режиссером, который ворвется в мир кино”,  “ключевой фигурой новой волны бангладешского кинематографа”, внешне полностью противоположна гражданскому кино д-ра Биджу. В отличие от нарочитого реализма керальской социальной драмы,  историю молодого жителя Дакки можно назвать фантасмагорией  -  с изобилием сновидений, грёз, фантазий, мистики и прочей дьявольщины.  Однако за слегка вычурной формой скрывается вполне  реалистическая, сверхприземленная история.  Молодой парень из бедной семьи, не имеющий постоянной работы и заработка, но зато обладающий завышенным самомнением и не сильно обремененный комплексами,  устраивается работать в сферу многоуровневого маркетинга    -  разводить богатеньких на инвестиции в финансовую пирамиду.  Случайно купив у перекупщика айфон, украденный у самой популярной кинозвезды Бангладеш Риимы, он обнаруживает в нем пикантное хоум-видео актрисы, отправляется к ней домой, чтобы вернуть гаджет, но вместо этого начинает её шантажировать выкладыванием компромата на ютуб, манипулируя её поведением и добиваясь её полной зависимости от его капризов.  Сначала он требует у кинозвезды  появляться с ним в общественных местах для повышения своего социального статуса, затем выцыганивает у неё солидное вложение в свою пирамиду, затем начинает предъявлять сексуальные претензии,    -  в общем, отличная иллюстрация того, к чему  приводит вседозволенность и манипулирование людьми.

Однако «Историю о муравьях» лишь поначалу можно принять за иллюстрацию человеческого оскотинивания.  Фильм Фаруки иносказательно рисует механизм мирового экономического кризиса, его социально-психологические пружины, раскрывает разнообразные  возможности капитализма по обкрадыванию и оболваниванию человека, начиная от «многоуровневого маркетинга» и заканчивая обычным грабежом, высмеивает стереотипы общества потребления.  История маленького человека в большом мире несправедливости, лжи и обмана,  разумеется, не претендует на манифест антикапитализма,  но приобретает ярко выраженное социальное звучание.  

Выразительный актерский дуэт Нура Имрана Митху и Шиины Гохан запоминается обилием крупных планов и богатой мимикой.   Какой-то чётко выраженной развязки у рассказанной Мостафой Фаруки истории нет, сюжет оставляет больше вопросов, чем дает ответов.  Вопросы самые разные  -  ну, например, какие идиоты до сих пор верят в многоуровневый маркетинг и зачем снимать порно со своим участием на мобильник. 

Откровенно говоря, по одной игровой полнометражке трудно оценить масштаб «новой волны бангладешского кинематографа» и перспективы «нового бангладешского Тарковского».  Тем не менее, «История с муравьями», уже схватившая призы пяти международных фестивалей, безусловно, цепляет именно своей многослойностью и иносказательной демонстрацией круговорота денег в природе.   Логика развития кино подсказывает, что залог успеха азиатского кинематографа именно в его гражданском, социальном звучании, и в этом отношении картины д-ра Биджу и Мостафы Сарвара Фаруки актуальны как никогда.



Рейтинг:   2.84,  Голосов: 25
Поделиться
Всего комментариев к статье: 13
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Аслан написал 01.10.2015 16:22
Акер
Re: Повторю
\\ъъ написал 19.09.2015 22:02
Бедолага... О народе все думает....
Повторю
повторю написал 19.09.2015 19:23
доход Дашки - более 5 миллионов рублей в год
Re: Re: Не лезь-не отмоешься!
ТотКтовсегдавозвращается написал 18.09.2015 01:40
"Флегматично-фаталистичный герой картины (убедительная роль Сураджа Венджарамоду) перебивается временными заработками дворника и мусорщика - каждый день вместе со своим 8-летним сыном и другими товарищами по несчастью собирает мусор в грузовые машины и отвозит на огромные свалки, расположенные в сельской местности, далеко от города. Режиссер показывает разительный контраст между более богатым и благополучным городом и нечеловеческими, невыносимыми условиями, в которых живут отверженные - многомиллионная беднота. "
- Ой, я Вас таки умоляю! Таки тупые населюки СССР устроили такое будущее (таки вместо социализма и коммунизма) таки своим любимым детушкам и внученькам - то таки да! Так-что кино сюда можно не возить - сами все увидят по мере созревания плодов долбостройки... Кака вот уже потомки подземных роботов, пропивших Коммунизм и СССР увидели на донбассе...
Re: Не лезь-не отмоешься!
Матвей Дрободан написал 17.09.2015 20:32
Будешь потом даже метро обходить стороной-не пустят!
Дарье Митиной
В лад написал 17.09.2015 19:01
Опять много букв, но нет ни сексу, ни коммунизму,один пиСешь.Мысль не оптекает-потомучто ее нет.Займитесь этнологией марсиан-по специальности.
(без названия)
Хаим Хаскелевич написал 17.09.2015 18:50
Смотрю я на вас, Дарья, и думаю, мол, хорошо было бы хотя бы потрогать ее за сладкие места...
"депутат
Прибалтики" написал 17.09.2015 14:31
одним словом
Кто нибудь обьяснит Митиной что она выглядит смешно когда вещает НЕЧТО?
\\ъъ написал 17.09.2015 11:32
Занялась бы делом. На родину сьездила бы. Танец живота сплясала. Для нее самое то.
Re:
Ченко написал 17.09.2015 11:22
"Двойной Агент (написал 17.09.2015 02:49) -
Представитель мелкой буржуазии Дарья Митина шлет боевые сводки с переднего края борьбы с Мировым Капиталом. Жертв и разрушений нет."
Товарищ Двойной агент, Вы ошибаетесь - гр. Митина представитель не мелкой, а средней буржуазии!..
(без названия)
Чингачгук написал 17.09.2015 10:01
Честно говоря-совсем не хочется смотреть "суперреалистичное кино",выйди на улицу-вот тебе и вся "неприкрытая реальность",зачем еще "грузиться лишним"?Человек,хоть и "стадный примат",но все же-по натуре "индивидуалист"и пока конкретно самого по башке не шарахнет-ни за что не "проникнется"..В принципе-удобно,конечно-сидеть на своей вилле с бассейном и наблюдать страдания других,но мир-"без границ"и возможно,что это когда-нибудь "достанет"и тебя,так что "радоваться чужой беде"-не признавать реальность,а впадать в "кому"из-за нищеты-"где-то там..."-тоже неправильно,может лучше навести порядок-хотя бы "в своей квартире",пока "точка невозврата"еще не пройдена?...
(без названия)
Двойной Агент написал 17.09.2015 02:49
Представитель мелкой буржуазии Дарья Митина шлет боевые сводки с переднего края борьбы с Мировым Капиталом. Жертв и разрушений нет.
Актуальная проблема для россиянина
ИКС написал 17.09.2015 01:39
А нахрена россиянам нужно вникать в чужие проблемы, когда своих – море?
Вы предлагаете россиянину, барахтающемуся в трясине безысходности, озаботиться комфортом индуса, намочившего тапочки?
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss