Кто владеет информацией,
владеет миром

СССР как разотчуждение человечества

Опубликовано 30.10.2015 автором Людмила Булавка в разделе комментариев 18

кризис капитализм ссср виртуализация марксизм сырьеваяимперия отчуждение
СССР как разотчуждение человечества

Временнáя дистанция между СССР и Россией неумолимо растет – вот уже и четверть ве­ка набежала, но значение Советского Союза не кануло в Лету. Более того, со временем не угасла и частота обращений к его историческим и культурным практикам. И эти повороты в сторону СССР продиктованы тем, что сегодняшний мир, всё более сталкиваясь с ростом социокультурных противоречий, вызываемых глобализацией и «столкновением цивилизаций» (Сэмюэль Хантингтон), «рыночным фундаментализмом» и медийным манипулированием, дегуманизацией и гегемонией масскультуры, ищет пути выхода из этих гуманитарных ловушек XXI века. Автор также поворачивается в сторону СССР, чтобы разглядеть вектор прорыва из ловушек настоящего в пространство развития будущего, но что очень важно – как настоящего, ибо оно не дает нам сегодня права на ожидание будущего.

Поворот первый: симулякр движения рождает пустоту

Распад СССР обернулся, с одной стороны, самосознанием исторической катастрофы и личной трагедии, с другой – открытием потребительских достижений западной цивилизации (для тех, у кого были деньги): новыми кухонными и стиральными машинами, новыми продуктами в ярких обертках, недоступными прежде возможностями туристического открытия мира. Правда, тут вспоминаются слова Марины Цветаевой о том, что туризм для России смерти подобен.

Особенность современного рынка заключается в том, что, вырастая из глобальной гегемонии капитала и базируясь на информационных технологиях и современных средствах телекоммуникаций, массмедийной экспансии, рынок становится некой тотальностью, проникающей во все сферы жизни человека и общества. И это действительно так: человек сегодня живет в условиях не просто господства рыночных отношений, но именно диктатуры рыночного тоталитаризма, рождающего и своих апологетов.

А в начале 1990-х разнообразие и яркость хлынувшего в Россию потока прежде невиданных товаров поначалу не вызвали мощного эмоционального бума, ибо еще сказывался высокий уровень культуры, с которой советские люди были катапультированы «без парашюта» в лавочное пространство 1990-х. Как писал Марк Блок: «Люди тогда уже знали и куплю, и продажу, но они в отличие от современников еще не жили этим».

Дух потребительства пришел позже – по мере вымывания культуры. И всё же интерес к этим новым товарам был, но это был специфический интерес: поначалу они рассматривались прежде всего как элементы, из которых можно было конструировать образ приватного жизненного пространства в соответствии с личным представлением о западном стиле жизни. Не о нем ли мечтали многие интеллигенты брежневской поры?

А так как интенсивность обновления рыночного ассортимента постоянно возрастает, то возможность потребления (при наличии средств) становится неиссякаемой в принципе. Соответственно и конструирование частного жизненного пространства на основе всё более интенсивной смены вчера купленных на сегодня покупаемые вещи становится перманентным.

Так в постсоветской системе происходило утверждение нового lifestyle под названием «евроремонт». Именно так автор данной статьи называет этот стиль, ибо понятие «евроремонт» у нас обрело значение символа рыночного обновления, напоминающего гегелевскую «дурную бесконечность» как «неограниченный процесс однообразных, однотипных изменений, ничем не разрешающихся».

И чем интенсивнее становится сменяемость рыночных однообразий, тем сильнее оказывается невнятность ощущения как собственного «Я», так и того, что именуется действительностью. Ощущение жизненного пространства-времени постепенно сводится к плоскости компьютерного монитора. Можно сказать, что местом поселения современного рыночного человека является хронотоп онтологической мертвечины, где история лишена движения, а культура – живых отношений. Вот эту мертвую всеобщность и являет собой частный интерес, лежащий в основе рыночной (лавочной) глобализации, которую нам преподносят как вершину современной западной цивилизации.

Но сама социально-экономическая реальность, казалось бы, полна движения: в ней как бы идут реформы и модернизационные процессы; имена одних чиновников и бизнесменов, укравших миллионы из госказны, сменяется другими, хотя все они при этом как-то безнаказанно растворяются в анонимности информационного потока. Истории с этими лицами, как и положено, обрываются на самом интересном месте, поэтому то, что происходит с ними, после того как их ловят за руку, – этого нам знать уже не дано – как говорится, «и пучина сия поглотила ея». А дышащие им в спину новые имена высокопоставленных чиновников с новыми накраденными миллионами (вообще-то принадлежащими обществу) вытесняют из оперативной медийной памяти имена предыдущих. Но иллюзия движения тем не менее возникает – как при просмотре старинного праксиноскопа.

И уже совсем не иллюзорно падают самолеты и вертолеты, опрокидываются автобусы с пассажирами, тонут судна в зимних морях, обваливаются дома и казармы – сколько горя, трагедий каждый день, а драматургии как не было, так и нет. Вот это чудовищное противоречие и есть самая страшная суть антигуманности современного мира, основанного на рыночном тоталитаризме. И то, что сегодня не рождаются ни стихи, ни песни об этой стороне действительности, и есть одно из самых горьких доказательств отсутствия во всём этом смысла и человеческой жизни, и человеческой смерти.

А ведь в советском искусстве даже тема гибели героя несла большой гуманистический смысл, хотя нередко художнику требовалось это доказывать. Так, например, выдающийся советский режиссер Григорий Чухрай в 1961 году был даже исключен из партии за «чрезмерный пессимизм» в созданном им фильме «Баллада о солдате», и это в пору демократической «оттепели». Вот как ответил на такую критику режиссер: «Одним из обвинений было обвинение в пессимизме (герой фильма погибал). Я пытался объяснить бывшему вождю комсомола, что важно не то, показана или не показана в фильме смерть, а то, ради чего это показано. Если человек только небо коптит, портит жизнь окружающим, но остается в живых, – это совсем не оптимизм. Но если добрый человек погибает за правое дело, защищая достоинство других людей или свои идеалы, – это всегда потеря для мира, но пессимизма здесь нет и в помине. Смерть и мертвечина – не одно и то же».

Отсутствие смысла такой жизни, которая была бы связана с живой реальностью и большим делом, посвященным гуманистическому развитию человека, страны, мира, – такого смысла для многих сегодня нет. Не поэтому ли добровольцы сегодня едут на Донбасс, рискуя жизнью, чтобы обрести смысл жизни – и если не в борьбе, то хотя бы в своей героической гибели, – несмотря на все внешние и внутренние сложности? И песни у них про это поются.

Поворот второй: разотчуждение – главный неписаный закон СССР

Та мера отчуждения, которую порождает доминирующая сегодня во всех сферах общественной жизнедеятельности гонка получения прибыли любой ценой, может порождать только жизненно опасную реальность, которая при определенной критической массе становится преступной явью. Сама действительность превращается в то, что убивает и человека, и человеческое в нем. Впрочем, это закономерно для любого типа капитализма, порождающего разные формы отчуждения.

Лишь Красный Октябрь 1917 года способен был осущест­вить революционный прорыв из них. Это не значит, что в СССР не было отчуждения: в нем были и те формы, что достались от царского режима, и те, что возникали уже в рамках советской реальности. Но главное было другое: в СССР был утвержден принцип неравнодушного отношения к отчуждению как конкретно-всеобщий этический и гражданский императив, основополагающий для всех сфер советской системы и обязательный для гражданина, для государственного деятеля и для творца (художника и ученого). Он был обязателен для человека любого возраста, любой национальности и любой профессии. Более того, он был главным критерием замера человеческого в человеке. И что особенно важно – он являлся основополагающим принципом советской истории и советской культуры.

Но что очень важно – этот императив имел не идеалистические, а вполне материальные основы своего генезиса, ибо был связан с практическим и качественным преобразованием действительности, сверхзадачей которого было освобождение человека и общества от власти всех форм отчуждения (именуемое автором как «разотчуждение»). Принципиально значимо, что субъектом этих преобразований было само общество. Несмотря на доминирование бюрократических тенденций, советский человек пытался осуществить себя как творец истории, причем в самых разных ипостасях: в 1920-е – как борец за мировую революцию, в 1930-е – как энтузиаст первых пятилеток, в 1940-е – как борец против мирового фашизма, в 1950-е – как энтузиаст освоения целинных земель, в 1960-е – как строитель «городов, у которых названия нет», и в 1970-е – как строитель БАМа.

Именно разотчуждение явилось основополагающим принципом одновременно и советской истории, и советской культуры, став основой их диалектического единства.

Более того, разотчуждение имело силу едва ли не главного неписаного закона советского мира, который выступал прежде всего как этический императив, задающий отношение к самым разным вещам, делая понятным без слов, почему нельзя красть продукты в детских садах, почему надо так строить дома и казармы для будущих защитников страны, чтобы не было стыдно перед самим собой, почему, замерзая от холода, люди в блокадном Ленинграде не вырубали деревья в Летнем саду.

Это не значит, что в СССР все следовали этому императиву. Но даже отступая от него, человек осознавал это как нарушение основополагающего принципа не только общества, но и своего достоинства и совести. Это так же, как люди Средневековья, которые грешили против своей совести и после совершения греха каялись в нем, в отличие от эпохи Ренессанса, где люди, совершая самые дикие преступления, ни в какой мере в них не каялись. И поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствовавшая себя личность.


Материалы по теме:

Людмила Булавка: Настоящее-распад будущего

Пролетарская культура: культура для пролетариата?

Ходорковский как зеркало противоречий олигархического капитализма



Рейтинг:   3.69,  Голосов: 13
Поделиться
Всего комментариев к статье: 18
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Только не надо ля-ля, что такие преступления
"на совести капитализма". написал 01.11.2015 20:52
лана, будем чесными: на совести Русского капитализма
Re: написал 30.10.2015 22:12
замечание написал 31.10.2015 22:30
"Не хлебом единым жив человек."-это точно, еще и удовольствиями ,и понтами которые,как известно дороже денег... некоторые специалисты считают что, психика базирующаяся на основе функционирующего( под влиянием множества внешних и внутренних факторов процесса ) биоматериала определяет психологию и философию поведения и ценностей которые, формируют смыслы,общественную систему , политику , экономику , право сообщества формируемого людьми.
"Сатана там правит бал"
Вадим написал 31.10.2015 11:03
"Та мера отчуждения, которую порождает доминирующая сегодня во всех сферах общественной жизнедеятельности гонка получения прибыли любой ценой, может порождать только жизненно опасную реальность, которая при определенной критической массе становится преступной явью. Сама действительность превращается в то, что убивает и человека, и человеческое в нем."
////////////////// Ст.8 и ст.9 Конституции раши; воспринимаемая дарагимирасеянами как данность конструкция "ИДОЛ денег - торговля деньгами - система ростовщичества"... итог: "Люди гибнут за металл"... мнится непонятной Булавка - читайте русские народные сказки, классику (например "Гобсека" - слышал ли кто о такой вещи, вумничающие раша-образованцы? или Пушкина, Гете), смотрите классику (например, "Король в Нью-Йорке", если тоже тяжело воспринимаемой покажется, то что попроще, например "Жмурки")...
Оскудение и "евроремонт" духовности
ЮН написал 31.10.2015 10:57
а,соответственно и временный откат описанного Вами явления,бывшего стержнем общества в СССР,произошли вследствие однобокости идейной базы.Социал-дарвинизм против нас использует дубинку товарно-денежных отношений, а мы только пытаемся украсить ее цветочками да веселенькой красочкой, используя толстенные тома всяких "Капиталов", чтобы забраться повыше. А человек где?. Неужто и он только товар?. Ответ спрятан за волапюком т.к. сложно. Нет такого у классиков.
СССР как разотчуждение человечества
Валентин Танин написал 31.10.2015 10:06
Мысль автора ясна и актуальна. Но изложена весьма витиевато. Даже Маркс излагал ее гораздо проще.
Автор - женщина с "говорящей" фамилией
БУЛАВКА написал 31.10.2015 06:41
Наукообразная Булавка...
Re: Перевод статьи Л. Булавки на русский язык.
Лейба Давидович написал 30.10.2015 22:33
А по-моему, пустоту рождает симулякр мысли.
Re: Слепую девушку-москвичку избил и изнасиловал мигрант
анархия написал 30.10.2015 22:31
Только не надо ля-ля, что такие преступления "на совести капитализма". Капитализма в РФ нет, есть большевики, которые раз в 2-3 года меняют лозунги, и построенная ими Совдепия, которая раз в 20-30 лет меняет тряпки на флагштоках, власть же как была коммуняцкая, так и остается.
Ответить
-------------
Вина коммунистов, что из тебя, власовско-романовской обезьяны, пытались сделать человека. В начале 20 века еще не знали, что это невозможно.
Перевод статьи Л. Булавки на русский язык.
В.В. Ларионов написал 30.10.2015 22:12
Хорошая по содержанию статья, но Л. Булавка изъясняется на языке непонятном подавляющему большинству читателей этого сайта. В переводе на доступный русский язык смысл статьи можно коротко выразить- статья посвящена важности, необходимости, и приоритету духовных ценностей перед материальными. Не хлебом единым жив человек.
Re: Re: Re: Re: Пишите проще!!! Как пример коммуняцкой лжи
Тот Кто Всегда Возвращается написал 30.10.2015 20:18
"Это второй пример коммуняцкой лжи. Капитализма в России нет, поскольку главная черта капитализма - это свобода предпринимательства, из которой вытекает право владеть имуществом. которое ты приобрел. В России нельзя даже свободно ржавый гвоздь продать. сразу набегут коммуняцкие решалы и обложат несусветной данью. Так что есчли человека что в стране и убивает, то это лишь коммунисты, превратившие население в баранов, с которых они сдирают шкуры. "
"миша", таки не будь дурачком! Просто уклад "капитализм" уже во всем таки мире присвоен иными укладами и тебе в любой стране придется за ржавый гвоздь отчитаться! Не пред государством - таки перед бандитами... Забудь свою дурь о "свободе частного перпердмательства"! Ему уже лет семьдесят назад пришел -здец - то таки да...
Re: Re: Re: Пишите проще!!! Как пример коммуняцкой лжи
Михаил... написал 30.10.2015 19:52
Поворот второй: разотчуждение – главный неписаный закон СССР
Та мера отчуждения, которую порождает доминирующая сегодня во всех сферах общественной жизнедеятельности гонка получения прибыли любой ценой, может порождать только жизненно опасную реальность, которая при определенной критической массе становится преступной явью. Сама действительность превращается в то, что убивает и человека, и человеческое в нем. Впрочем, это закономерно для любого типа капитализма, порождающего разные формы отчуждения
---
Это второй пример коммуняцкой лжи. Капитализма в России нет, поскольку главная черта капитализма - это свобода предпринимательства, из которой вытекает право владеть имуществом. которое ты приобрел. В России нельзя даже свободно ржавый гвоздь продать. сразу набегут коммуняцкие решалы и обложат несусветной данью. Так что есчли человека что в стране и убивает, то это лишь коммунисты, превратившие население в баранов, с которых они сдирают шкуры.
Re: Re: Пишите проще!!! Как пример коммуняцкой лжи
Михаил... написал 30.10.2015 19:47
Поворот первый: симулякр движения рождает пустоту
Распад СССР обернулся, с одной стороны, самосознанием исторической катастрофы и личной трагедии, с другой – открытием потребительских достижений западной цивилизации (для тех, у кого были деньги): новыми кухонными и стиральными машинами, новыми продуктами в ярких обертках, недоступными прежде возможностями туристического открытия мира.
-----
Распада СССР не было. Распад - это что-то само собой произшедшее, Советский Союз же не сам развалился, а был сознательно уничтожен коммунистической аристократией. Что же касается "потребительских достижений западной цивилизации", то население до них не допустили. Населению положено потреблять китайский ширпотреб за бешенные деньги и жрать при этом макароны. потребляют в россии лишь коммунисты и их обслуга крошки падающие со счтола ловит.
Re: Пишите проще!!!
Михаил... написал 30.10.2015 19:21
Вычурность языка в марксизме-ленинизме - создавалась совершенно сознательно для того, чтобы никто их книжонки не читал и не пытался вникнуть в суть этого поганого "учения", под знаменем которого они истребили миллионы мирного населения и довели страну до фактиччески распада. Причем это уже третий раз за сто лет. Сначала они развалили ее на деньги немецкого генштаба в 1917-м. потом развалили повторно в 1991-м, так как им нужно было разгабить территорию, а по частям грабить удобнее. Ну и сейчас они поставили страну на грань очередного развала. Если свои преступления они станут объяснять простым, все понятным языком - народ их на фонарях развесит. А так занудствуют и вроде бы они что-то там типа "умное" написали, но никто этого не прочел и ладно.
Пишите проще!!!
Прохожий написал 30.10.2015 18:58
Мысли автора в принципе верные, но язык ужасен - где она научилась так писать? Чего, например, стоит оборот "...принцип неравнодушного отношения к отчуждению как конкретно-всеобщий этический и гражданский императив...."....
(без названия)
Гамлит написал 30.10.2015 16:22
" ... эпоха Ренессанса, где люди, совершая самые дикие преступления, ни в какой мере в них не каялись. И поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствовавшая себя личность." - придется понятийно отсепарировать генетически обусловленную индивидуальность и этически сформированную личность. .. нммм... а потом чем-то сшить. .. нужон моток очень крепких ниток...
(без названия)
Гамлит написал 30.10.2015 15:59
ыли и те формы, что достались от царского режима, и те, что возникали уже в рамках советской реальности. "Но главное было другое: в СССР был утвержден принцип неравнодушного отношения к отчуждению как конкретно-всеобщий этический и гражданский императив, основополагающий для всех сфер советской системы и обязательный для гражданина, для государственного деятеля и для творца (художника и ученого)."- интересно, на как много слов можно разложить простое слово ,, совесть, , но все же это определение без понимания самой глубинной и унивесальной связующей сути ...явления, правда явления тихого, тонкого и нежного, но умопомрачительно всеобъемлющего и всепроникающего... явления являющегося пока не каждому на шумном базаре лавочников и менял ... (((...
Слепую девушку-москвичку избил и изнасиловал мигрант
последствия большевистской нацполитики написал 30.10.2015 15:24
Стали известны некоторые подробности жестокого преступления, совершенного в ночь на 30 октября в Москве, - избиения и изнасилования беспомощной девушки-инвалида. Преступник напал на нее во дворе собственного дома на улице Планерной около двух часов ночи, когда Ольга возвращалась с работы. Она трудилась в детской службе доверия, помогала пострадавшим подросткам.Надругавшись над беззащитной девушкой, избив ее по лицу, преступник ушел домой.Как выяснил "Блокнот", он мигрант, уроженец Киргизии.
===
Только не надо ля-ля, что такие преступления "на совести капитализма". Капитализма в РФ нет, есть большевики, которые раз в 2-3 года меняют лозунги, и построенная ими Совдепия, которая раз в 20-30 лет меняет тряпки на флагштоках, власть же как была коммуняцкая, так и остается.
(без названия)
генерал филя написал 30.10.2015 14:08
"...которую порождает.., может порождать только жизненно опасную реальность, которая при определенной критической массе становится преступной явью."
...о, нет, не надо... ...мой бедный моск разорван напалапам...
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss