Кто владеет информацией,
владеет миром

О советских принуждениях к празднику

Опубликовано 02.05.2016 автором Юрий Мухин в разделе комментариев 42

ссср первомай
О советских принуждениях к празднику

Прочёл заметку «Первомай. Принуждение к празднику» с выводом: «Первого мая на шествие в Москве выйдут около ста тысяч человек. Сколько из них отправятся утром выходного дня на Красную площадь удовольствия ради, сказать сложно. Наверное, далеко не все. Массовость, как это бывало, обеспечат сотрудники бюджетной сферы. И в этом, пожалуй, то самое редкое сходство между российской и советской традицией. Принуждение к празднику так и осталось неизменным».

И решил кое-что рассказать молодому поколению о советских принуждениях к празднику. Правда, если уж говорить о принуждении, то может ли хоть один ветеран вспомнить о каком-либо наказании тех, кто не являлся на демонстрации? Это бла-бла-бла про принуждения типа того, что «советские крестьяне без паспортов были крепостными и никуда выехать не могли». И при этом никто не вспомнит ни одного крестьянина, который бы не мог переселиться в город из-за отсутствия паспорта. Но при принципиальной похожести «принуждения к демонстрации» и «принуждения к жизни в колхозе», с демонстрациями дело обстоит несколько по-иному.

Я буду рассказывать о демонстрациях на 1 мая и 7 ноября второй половины 60-х – первой половины 80-х годов. То есть, время было уже не сталинским, но ещё и не горбачёвским.

В те годы те, кто на демонстрацию не являлись, вызывали у меня искреннее недоумение. И даже много лет после перестройки у меня этих праздников, как праздников, без демонстрации не существовало. Это просто пьянка по непонятно какому поводу. Ведь оказаться слитым с тысячами, а в масштабах родного в юности Днепропетровска – с сотнями тысяч человек, - это же непередаваемое чувство! Надо понять, что от Сталина шло требование единения советских людей, стремление соединить их вместе – люди должны были видеть, как их много и какие они все свои. Это сейчас уроды у власти боятся скопления обычных людей, а тогда этого и не боялись, и приветствовали.

Надо понимать, что изначальный замысел сталинских демонстраций был не в том, чтобы демонстрировать что-то кому-то на трибунах, - кому это надо? Люди должны были демонстрировать сами себя своим согражданам, и от увиденного веселиться – ведь это праздник! Половина народу шла в колоннах, а вторая половина стояла вдоль улиц и глазела на первую половину. Ну, пусть не половина на половину, пусть сорок на сорок, но как оставаться в квартире, когда все на улице? И, кстати, в те послесталинские времена никто не стеснялся «подогреть» это веселье.

Движение колонн рассчитывали и организовывали военные комиссары города, поскольку военные руководили их прохождением. Милиция в парадной форме тоже вся была на улицах – в опасных местах она выставляла заграждения, чтобы одни толпы людей не пересеклись с другими и не возникла давка. Надо думать, что опробованный вариант движения людей во время демонстрации повторялся из года в год, поскольку двухчасовое (в Днепропетровске) движение к трибунам осуществлялось, чуть ли не с точностью до минуты. Не было необходимости запасаться выпивкой, поскольку мы точно знали, что через 15 минут от начала движения колоны нашего института мы для пропуска колонн по перпендикулярным улицам будем минут 10 стоять у гастронома, в котором всё купим. А ещё минут через 5 наша колонна остановится у одного старого дома, во дворе которого нас ждут старушки со стаканами и с мешками под пустые бутылки, иногда даже с кусочками солёного огурца на закуску (за пустые бутылки - 12 коп за 0,5 и 17 коп за 0,75 и бутылки из-под шампанского). Здесь мы разливали портвейн по стаканам, выпивали и дальше шли весёлые и с песнями. Тогда ходило масса анекдотов на эту тему - типа муж возвращается с демонстрации и жалуется: «Демонстрация проклятая, все руки оттоптала!».

Интересно, что когда я приехал в казахстанский Ермак, то там в первые годы ещё застал эти реликты сталинского времени. Ермак – город маленький, как по нему ни ходи, а через 10 минут окажешься у трибуны, и демонстрация закончится. За такое время человек не успеет опьянеть и развеселиться. И то, что в Днепропетровске было самодеятельностью, в Ермаке в те годы организовывало начальство: уже за час до демонстрации в месте сбора колонн заводов и ГРЭС ОРСы (отделы рабочего снабжения) расставляли столики в качестве прилавков и разливали водку в бумажные стаканчики вообще без каких-либо наценок. (В остальные дни, водка на разлив не продавалась нигде, кроме единственного в городе ресторана, и то – с наценкой).

Кстати, если в обычные дни милиция, подобрав пьяного и поместив его в вытрезвитель, потом выставляла ему счёт в 15 рублей и сообщала об этом по месту работы для наказания по месту работы, то в праздники вытрезвление шло, так сказать, «за счёт заведения» - денег милиция не брала и никому об этом не сообщала.

Пожалуй, необходимо сказать пару слов о советской милиции. Милиционеры служили всему народу, а не деньгам или начальству, и даже по их внешнему виду это было сразу заметно. К примеру, увидеть милиционера даже с оружием самозащиты – с пистолетом, было очень трудно, поскольку, даже патрулируя, они были безоружны, редко, кто-то один из патруля мог иметь пистолет. Они служили народу и эта служба их и защищала – при появлении милиционера все безобразия прекращались и милиция занималась разбором происшествия и составлением протокола. А милиционера с оружием нападения – с дубинкой, мы не могли себе представить даже в страшном сне. Мы же не на Западе – это там люди скоты и позволяют себя бить. А мы свободные советские люди – кто посмел бы нас бить?! Что интересно, в 1966 году, одновременно с выходом Указа об усилении борьбы с хулиганством, дубинки были поставлены на вооружение милиции и, тем не менее, я никогда их не видел у советского милиционера.

В те годы в Днепропетровске была пара народных возмущений, я помню, что как-то на Южмаше быстро собралась многотысячная толпа. Милиция, конечно, на такие случаи выезжала, но уж точно безо всякого оружия. Дело в том, что народные выступления были смертельны для партийного и советского начальства – его за это гнали с должностей. Посему эти толпы успокаивали лично самые высокие начальники, клятвенно обещая немедленно во всем разобраться и решить конфликт по справедливости.

Но вернемся к праздничным демонстрациям.

В Москве они были, на мой взгляд, избыточно заорганизованы для показа по телевидению всей стране – уже то, что москвичи шли под один оркестр, немало удивляло провинциала. Ведь в остальных городах и весях всё было попроще и веселее, и не только из-за свободной выпивки. Скажем, в 60-70-х не то, что каждый завод и мало-мальски крупное учреждение, но и каждая средняя школа имели духовой оркестр именно для таких случаев, и «живая» музыка гремела повсюду. Она была живой не только потому, что не была «фанерой», но и потому, что дули в трубы не профессиональные «лабухи», а свои же коллеги по работе или старшеклассники.

Итак, распевая (а может, горланя) песни, мы шаг за шагом продвигались к месту нашей главной хохмы – к трибуне с руководителями города. Дело в том, что подходили мы к ней по проспекту Карла Маркса, а он разделён газоном. По ближней к трибуне стороне проезжей части, шли мы, колона металлургического института, а по дальней – колона медицинского училища – несколько сот симпатичных девушек в белых халатах. А на площади перед трибуной наши колонны бок о бок сходились в одну, и мы шли рядом. Я говорил, что вариант движения колонн не менялся, и так было каждый праздник. Не менялся и список здравиц на трибуне – они тоже всегда были одни и те же. Сначала, увидев нашу колону, с трибуны неслась здравица советским металлургам, после нашего «ура!» – здравица советским медикам, которым мы тоже кричали «ура!» с удовольствием, затем шла здравица советской молодёжи, тут уж поорать сам бог дал, но затем трибуна отдавала дань девушкам, и кричала здравицу советским женщинам. Но по-украински здравица «Да здравствует советская женщина!» звучит как «Хай жывэ радянська жинка!», что в дословном переводе звучит, как «Пусть живёт советская женщина!», с чем наша колонна радостно соглашалась, хором заорав (по-украински): «С кем хочет!» Поскольку всё это было известно, то к этому моменту шедший впереди наш замдекана, следивший за нашей дисциплиной, Никита Саввич Худолей уже шёл боком, грозя снизу кулаком передним рядам студентов, чтобы заткнуть нам рот, но не помогало – это «З кым хочэ!» звучало от демонстрации к демонстрации, причём мы позаимствовали эту хохму у старшекурсников. Я думаю, что так хохмили и после нас. Интересно, что здравицы звучали поочередно на двух языках, и если бы трибуна захотела, то произнесла бы здравицу женщинам на-русском, сорвав нам хохму. Но к нашему удовольствию, от демонстрации к демонстрации металлургов поздравляли по-русски, а женщин – по-украински. Ладно.

Ну и чем заменишь эти пару часов веселья с коллегами в кругу десятков тысяч не знакомых, но радостных и весёлых лиц? В кругу СВОИХ! Какой-нибудь попсой, прыгающей на экране?

Так, что дело не в принуждении, а в том, к чему принуждали.



Рейтинг:   3.92,  Голосов: 80
Поделиться
Всего комментариев к статье: 42
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Тирго написал 07.05.2016 10:26
Путлеровские ублюдки все пытаются перевалить на "евреев". Эту обмануху уже проходили при бандитах Гитлере и Сталине! Ублюдки растут в самом народе РФ!
Ответить
Re: ЮБРНПС
н ЯНБЕРЯЙХУ ОПХМСФДЕМХЪУ написал 04.05.2016 00:22
яНБЕРЯЙЮЪ БКЮЯРЭ √ ЕБПЕИЯЙЮЪ БКЮЯРЭ.
оНЩРНЛС БЯЕ ЛНФМН МЮГШБЮРЭ ЯБНХЛХ ХЛЕМЮЛХ.
мЮОПХЛЕП, лЮПЬ ЙНЛЛСМХЯРХВЕЯЙХУ АПХЦЮД.
"хСДЕЪЛ ЯВЮЯРЭЕ.
яВЮЯРЭЕ МЮ БЕЙЮ.
с ЕБПЕИЯЙНИ БКЮЯРХ,
ЯХКЮ БЕКХЙЮ.
еБПЕХ ЯЕЦНДМЪ МЮ ОЮПЮДЕ.
й ХСДЮХГЛС МЮ ОСРХ.
б ОХДЮПХЯРХВЕЯЙНИ АПХЦЮДЕ,
Я МХЛХ кЕМХМ - БОЕПЕДХ".
.............
Ю МЕ МЮДН АШКН цХЛМ яяяп ОЕПЕОХЯШБЮРЭ.
Ответить
То-то я смотрю личико Войновича мне свиное рыло напоминает.
Славяно-арий им.Вальцмана-Гройсмана написал 03.05.2016 11:50
Спасибо вит, напомнил.
Ответить
(без названия)
стоик366 написал 03.05.2016 04:46
Сионисты совершили ошибку - выросло поколение славян, которые не будут мирится с несвободой.
Ответить
Ведь оказаться слитым с тысячами - это же непередаваемое чувство!
Вит написал 03.05.2016 00:28
...Жених и невеста чинно поднялись, как и положено, когда кричат «горько», посмотрели на гостей, как бы спрашивая глазами, всерьез они или просто от нечего делать, потом, преодолев смущение, жених сделал руку крючком, притянул к себе резким движением Нюрину голову и впился своими губами в ее побледневшие губы. И Чонкин похолодел, сразу вспомнив, где, когда и при каких обстоятельствах он с ним встречался. И еще бы ему было не вспомнить, если жених был не кто иной, как кабан Борька, хотя и в вельветовой куртке, и со значком, и с виду похожий на человека, а все же кабан.
Чонкин хотел закричать людям, чтобы они обратили внимание на то, что здесь происходит, на то, что кабан целует человеческую девушку, но кричать было напрасный труд, потому что вокруг стоял такой шум, отовсюду слышалось: «Горько! Горько!», и даже не «горько», а другое какое-то слово, тоже знакомое Чонкину. Он повел глазами вокруг и только сейчас осознал со всей ясностью, что здесь происходит, осознал, что за столом сплошь сидят никакие не люди, а обыкновенные свиньи, стучат копытами по столу и хрюкают, как и положено свиньям.
Чонкин закрыл лицо ладонями и опустился на табуретку. Господи, и что ж это такое происходит, и куда он попал. В жизни не поминал бога ни разу, а вот пришлось.
Очнулся он от тишины. Отвел от лица ладони. Свиньи со всех сторон молча смотрели ему в лицо. Они словно ждали от него какого-то действия. Ему стало нехорошо. Его съежило под этими взглядами. Потом взорвало.
– Ну чего смотрите? Чего смотрите? – закричал он отчаянно, скользя глазами по этим рылам.
Но слова его не нашли никакого ответа и словно проваливались в глубокий колодец.
И тут раздался громкий среди тишины голос кабана Плечевого:
– Чонкин, а ты почему же не хрюкал?
Чонкин вскинул голову на Плечевого – о чем это он?
– Ты не хрюкал, Чонкин, – стоял на своем Плечевой.
– Да, он не хрюкал, – солидно, словно желая только установить истину, подтвердил сосед Чонкина.
– Не хрюкал! Не хрюкал! – на весь зал пропищала молоденькая свинка, соседка с бантиком возле ушей.
Чонкин, ища спасения, глянул в сторону Нюры, которая одна среди всех сохраняла в себе еще что-то человеческое. Нюра смущенно опустила глаза и тихо сказала:
– Да, Ваня, по-моему, ты не хрюкал.
– Интересно, – весело поблескивая глазами, сказал жених Борька. – Все хрюкают, а он нет. Может, тебе не нравится хрюкать?
У Чонкина пересохло во рту.
– Да и это…
– Что – «это»?
– Не знаю, – промямлил, потупившись, Чонкин.
– Он не знает, – весело пискнула молоденькая свинка.
– Хрюкай, тебе говорят, – сказал Плечевой. Чонкин рассердился.
– Хрю-хрю-хрю, – сказал он, передразнивая свиней. – Довольны?
– Нет, – поморщился Плечевой, – не довольны. Ты хрюкаешь так, как будто тебя заставляют. А ты должен хрюкать весело и от всей души, чтоб тебе самому это нравилось. Ну давай, хрюкай еще.
– Давай, – подтолкнула локтем свинка.
– Хрю-хрю! – закричал Чонкин, изображая на лице своем чрезвычайный восторг.
– Погоди, – оборвал Плечевой. – Ты только делаешь вид, что тебе нравится, а на самом деле ты недоволен. Но мы не хотим, чтобы ты делал это против воли, мы хотим, чтоб тебе это нравилось по-настоящему. Ну-ка, давай-ка вместе. Хрю-хрю!
Он хрюкал сперва неохотно, но потом постепенно заразился восторгом Плечевого и сам уже хрюкал с тем же восторгом, от всей души, и на глазах его появились слезы радости и умиления. И все свиньи, которым передавалась его радость, захрюкали тоже и застучали копытами, и краснорожая свинья в крепдешиновом сарафане лезла к нему через стол целоваться...
Ответить
Re: слов нет!
Олег - А написал 03.05.2016 00:19
Кремлеввские твари настолько охамели (+"ВВ"), ЧТО ПОЛОЖИЛИ Х... НА ВСЮ СТРАНУ. дАЖЕ деды ВСТАНУТ...
Ответить
Re: Re: Мухин восторгается советскими рабами, дуркующими на демонстрациях, там позволено.
Олег - А написал 03.05.2016 00:13
Кто в жизне не работал даже в юношестве тот тупой баран как мухин не понимая что растрел в Чикаго и в Черкаске был из-за жратвы. Люди пахали, а твари брехп
али, как ОН.
Ответить
(без названия)
артур1 написал 03.05.2016 00:11
Праздник если и принудительно на него выходят, то он не перестает в душе оставаться праздником.
Разница лишь мотивах принудений.
При СССР больше сами желали, но ленились идти и нужно было подтолкнуть, а теперь так-же желается выйти, но уж не с принуждением потому, что совестно быть под символом едро, а с другими символами опасно.
Ответить
да уж
ремарка написал 02.05.2016 23:43
Мое детство было в 80х и даже в них (не лучшие советские времена )я помню уровень(значимость ) 1 Мая ,был он на уровне Нового Года . Что мне хорошо запомнилось -это подготовка к празднику . Все кругом убирали (не под дулом автомата )свои жилища :дворы ,подъезды ,площадки ,частные дома ,подстригались кусты ,белили бордюры , заборы и деревья и.т.д -все и все кругом прихорашивалось и это придавало празднику неформальную торжественность . Атмосфера празднества была неподдельная . Такой атмосферы сейчас даже нет при подготовке праздновании Нового Года .
Ответить
показуха.....
Фурманов написал 02.05.2016 23:15
вот как это называлось тогда,а г-н Мухин ей радуется....принуждать можно соблюдать закон,или там санэпид правила и тд,принуждать быть счастливым-это абсурд,но соввласть и не принуждала,ей довольно было,что народ делал вид,что работает,а они делали вид,что платили,пока им самим надоело.....
Ответить
Re: Мухин восторгается советскими рабами, дуркующими на демонстрациях, там позволено.
ГКМ написал 02.05.2016 22:24
Не важно, какая власть. Главное - процветание твоего народа, твоей страны. Хохол Мухин, радующийся унижению своего народа и вымиранию русских, это генетический сбой, брак Природы. Ну, бывают такие. В одной горной стране один сынок лижет жопу убийце своего отца, и ничего, доволен. Запах денег перебивает запах дерьма.
Ответить
слов нет!
89889809 написал 02.05.2016 16:32
"Не ожидал, что они будут ковыряться в замках в моей квартире и устанавливать микрофоны и камеры", - сказал Касьянов в интервью газете Moscow Times.
--------------------------------------------
Чем М. Касьянов лучше любого гражданина России, к которому не пойми=кто влезает в квартиру и устанавливает там "жучки"? Если только тем, что если во времена О.Уальда высшие чиновники Великобритании боялись даже тени подозрения быть замешанными в использовании ими инсайдерской информации ("Идеальный муж"), то во времена правления "Миши - два процента" любое бесчестье в политических игрищах для него считалось верхом порядочности? Насколько известно информированным людям, отнюдь не два процента были "откаты" по меджународным договорам, а минимум - двенадцать-пятнадцать! Имея в своем распоряжении все рычаги власти, можно было "обуть" Россиию. Сейчас же, видимо, дорогие курорты и требовательные любовницы поистощили мошну и опять пришла мыслишка вернуться во власть...
Ответить
(без названия)
стоик361 написал 02.05.2016 15:30
Сионисты совершили ошибку - выросло поколение славян, которые не будут мирится с несвободой.
Ответить
(без названия)
Очковтиратель очковтиратель написал 02.05.2016 14:12

Лопата, бедная лопата,
В каких краях ты ни была.
И от снегов была черна ты,
И от жары белым-бела.
Готова все отдать до нитки
По добродушью своему.
Рукотворила ты Магнитки,
Столбила северную тьму.
Моя любовь, моя подмога,
Товарищ верный по судьбе.
Нет, ты не хмурься, ради бога,
Что я тут столько о тебе.
Народ мой чтил тебя от века.
Все было, трудно и легко.
Люблю характер человека,
Который роет глубоко.
Ответить
Мухину Ю.
Старый написал 02.05.2016 13:43
Понимаешь,почему ты выглядишь старым дураком,потому-что не понял,что в прошлое не возвращаются в новых реалиях,все течет и меняется.
Вспомни,в 50-х годах в США негров линчевали,а сегодня выбирают в президенты,а проезд на трамвае стоил 3 копейки,как сегодня твои мозги!
Ответить
Все тот же сон! А-а-а!
Хворобьев написал 02.05.2016 12:50
Федор Никитич Хворобьев был монархистом и ненавидел советскую власть. Эта власть была ему противна. Он, когда-то попечитель учебного округа, принужден был служить заведующим методологическопедагогическим сектором местного Пролеткульта. Это вызывало в нем отвращение.
До самого конца своей службы он не знал, как расшифровать слово «Пролеткульт», и от этого презирал его еще больше. Дрожь омерзения вызывали в нем одним своим видом члены месткома, сослуживцы и посетители методологическо-педагогического сектора. Он возненавидел слово «сектор». О, этот сектор! Никогда Федор Никитич, ценивший все изящное, а в том числе и геометрию, не предполагал, что это прекрасное математическое понятие, обозначающее часть площади криволинейной фигуры, будет так опошлено.
На службе Хворобьева бесило многое: заседания, стенгазеты, займы. Но и дома он не находил успокоения своей гордой душе. Дома тоже были стенгазеты, займы, заседания. Знакомые говорили исключительно о хамских, по мнению Хворобьева, вещах: о жалованье, которое они называли зарплатой, о месячнике помощи детям и о социальной значимости пьесы «Бронепоезд».
Никуда нельзя было уйти от советского строя. Когда огорченный Хворобьев одиноко прогуливался по улицам города, то и здесь из толпы гуляющих вылетали постылые фразы:
– …Тогда мы постановили вывести его из состава правления…
– …А я так и сказал: на ваше РКК примкамера есть, примкамера!
И, тоскливо поглядывая на плакаты, призывающие граждан выполнить пятилетку в четыре года, Хворобьев с раздражением повторял:
– Вывести! Из состава! Примкамера! В четыре года! Хамская власть!По целым дням просиживал монархист-одиночка над обрывом и, глядя на город, старался думать о приятном: о молебнах по случаю тезоименитства какой-нибудь высочайшей особы, о гимназических экзаменах и о родственниках, служивших по министерству народного просвещения. Но, к удивлению, мысли его сейчас же перескакивали на советское, неприятное.
«Что-то теперь делается в этом проклятом Пролеткульте?» – думал он.
После Пролеткульта вспоминались ему совершенно уже возмутительные эпизоды: демонстрации первомайские и октябрьские, клубные семейные вечера с лекциями и пивом, полугодовая смета методологического сектора.
«Все отняла у меня советская власть, – думал бывший попечитель учебного округа, – чины, ордена, почет и деньги в банке. Она подменила даже мои мысли. Но есть такая сфера, куда большевикам не проникнуть, – это сны, ниспосланные человеку богом. Ночь принесет мне успокоение. В своих снах я увижу то, что мне будет приятно увидеть».
Ответить
Как я за 5 мин. РАЗАГИТИРОВАЛ молодого НЕОсовка !!!
=противолжец= написал 02.05.2016 12:45
Подробности напишу попозже, если модер НЕ забанит.
Ответить
Re: Re: Re: Re: для для гвоздя
на экспорт написал 02.05.2016 12:32
1984 написал 02.05.2016 10:58 Гвозди бы делать из этих людей, небыло б в мире крепче гвоздей.
========
Замечательный товар на экспорт!
Ответить
Re: 1984 вас "ублюдочная" власть тоже сношает, вон как пищите. Но не умнеете.
1984 написал 02.05.2016 11:25
Сам д у р а к!
Ответить
1984 вас "ублюдочная" власть тоже сношает, вон как пищите. Но не умнеете.
Гвоздь написал 02.05.2016 11:02
По постам видно украинско-либерастную компанию.
Ответить
1 | 2 | 3 | >>
Написать комментарий
Ваше имя:
Заголовок:
Комментарий:
Введите число, указанное на картинке:

Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss