Кто владеет информацией,
владеет миром

Пять болезней российского образования, которые игнорирует руководство страны

Опубликовано 31.08.2016 автором Александр Бузгалин в разделе комментариев 15

образование 1 сентября бузгалин
Пять болезней российского образования, которые игнорирует руководство страны

Накануне 1 сентября – праздника всех, кто учится и учит – традиционно возрастает интерес к проблемам образования. В этом году внимание к этим вопросам обострено тем, что произошла смена министра образования, а Правительство страны специально обсуждало вопросы образования. И то, и другое является позитивным знаком.

Однако большая часть постановок руководителей страны отличается либо чрезмерной абстрактностью, либо обращением к частным проблемам. Правильно говорится о важности насыщения школ лабораторным оборудованием, о развитии среднего профессионального образования и повышении рейтинга российских ВУЗов, о значении учителя как ключевой фигуры в системе образования и т. д. и т. п. Но главные – глубочайшие и застарелые – болезни всей отечественной системы образования затрагиваются мало или не затрагиваются вообще.

Между тем проблемы российского образования общеизвестны. Образовательное сообщество уже не первый год твердит о том, что образование поражено вирусами коммерциализации, бюрократизации и менеджеризации, катастрофически недофинансировано, находится под угрозой роста клерикализма.

Коммерциализация образования привела к превращению этой основной сферы формирования человека и гражданина в услугу, подчиненную конъюнктуре рынка, «невидимая рука» которого в России уже давно указывает не в ту сторону.

Бюрократизация превратила образование из сферы сотворчества в пространство административного диктата чиновника, заставляя учителей и профессоров большую часть времени тратит не на обучение и воспитание молодого поколения, а на заполнение бумаг.

Менеджеризация образования сделала преподавателя марионеткой профессиональных управляющих, создав в школах и университетах пирамиду авторитарной власти директоров, ректоров и их слуг.

Недофинансирование образования является вопиющим и это касается не только государства, но и бизнеса.

Наконец, массовой болезнью системы образования грозит стать клерикализация педагогического процесса.

Все эти проблемы российского образования возникли не сегодня. Они глубоки и фундаментальны. Они порождены сутью социально-экономической системы современной России – олигархически-бюрократическим капитализмом полупериферийного типа – и они усугубляют противоречия этой системы. Не секрет, что в современном мире образование – это главное средство инновационного развития экономики (именно в образовании «производится» его главный «ресурс» – трудовой и креативный потенциал работника). Но не только экономически важна эта сфера. Образование – это фундаментальная общественная ценность, ибо именно здесь формируются личностные качества человека и закладывается фундамент прогресса страны в целом: обществом, в котором не ценят учителей, правят уголовники и хамы.

Образовательное сообщество, в отличие от руководителей страны, много раз и публично говорило об этих других (и многих других, более частных) проблемах образования в нашей стране. При этом мы не только критикуем. Мы предлагаем конструктивные альтернативы.

Их суть проста: нужны системные социально-экономические и политические реформы. В частности, необходимо:

  • повышение расходов на образование до уровня, необходимого для обеспечения модернизации страны (не менее 7% ВВП) за счет государственных и бизнес-источников; обеспечение на этой основе работникам образования и других сфер общественного сектора качества жизни не ниже среднего по стране;

  • приоритетное развитие образования и других сфер, создающих базис для прогресса человеческих качеств и развития высокотехнологичного производства при помощи, в частности, стратегического планирования и селективного регулирования экономики, создающих стимулы для инвестиций в эти сферы для государственных и частных предприятий;

  • радикальное сокращение бюрократических функций министерства образования; содействие развитию полномочных общественных организаций, представляющих интересы образовательного сообщества; развитие самоуправления в образовательных организациях и других организациях общественного сектора; принятие решений по реформированию сферы образование исключительно на основе широких демократических обсуждений и при участии образовательной общественности;

  • последовательное соблюдение принципа светскости образования.

В наиболее концентрированном виде они изложены в проекте закона о народном образовании, подготовленном под руководством Олега Смолина рядом депутатов Государственной Думы предыдущего созыва.

Дело за «малым» - практической реализацией тих инициатив. А для этого важно не просто ждать милостей от новой Думы и нового правительства, но активно воздействовать, используя все легитимные каналы, на настоящих и будущих государственных руководителей с целью воплощения наших альтернатив в жизнь.



Рейтинг:   4.88,  Голосов: 33
Поделиться
Всего комментариев к статье: 15
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Док написал 01.09.2016 10:18
Разгром и дебилизация образования бюрократами и менеджерами -несомненен!
Ответить
не
игнорирует написал 01.09.2016 08:00
а специально насаждает . Вливаемся в мировую буржуйскую жисть..
Ответить
Все так, но...
biobachter написал 31.08.2016 23:25
Но Вы, вероятно, помните, что Указ №1 Ельцина был об образовании. Обещалось поднять образование (и учитьеля) на небывалую высоту. Это понятно - ведь именно советская школа воспитала яковлевых, шеварнадз, горбачевых, ельциных... Скажете, что и Гестело, Космодемьянскую, выдающихся инженеров и конструкторов. Но что стало в итоге с СССР. И а этом нет ответственности советской школы...
Слабостью послевоенной (послесталинской) "советской школы" был конформизм, непрофессионализм основной массы учителей и бацила карьеризма наиболее ушлых из них. И не учительство в этом виновато. Моя первая учительница с гордостью носила на груди Орден Ленина, а когда я поступал в ВУЗ, то конкурс в педагогические институты в университетских городах был ниже одного человека на место! И это было следствием политики государства в образовании.
Восстановить престиж профессии учителя до уровня конца XIX века - первой половины XX века - вот в чем задача коммуниста-ленинца.
А Вы, умный человек, о "проекте закона о народном образовании, подготовленном под руководством Олега Смолина рядом депутатов Государственной Думы предыдущего созыва".
Ответить
Обязательно дофинансируют
Андреев+ написал 31.08.2016 17:55
Раскрыть комментарий
Ответить
Образование и просвещение: чей образ и каким светом?
Евгений11 написал 31.08.2016 14:24
Раскрыть комментарий
Ответить
Re:
!TOQBO-G-TOT!!!! написал 31.08.2016 13:49
"Дело за «малым» - практической реализацией тих инициатив. А для этого важно не просто ждать милостей от новой Думы и нового правительства, но активно воздействовать, используя все легитимные каналы, на настоящих и будущих государственных руководителей с целью воплощения наших альтернатив в жизнь."
-Пока страна не вернется на рельсы социализма - толку не будет! И не только таки в образовании...
Ответить
(без названия)
ее написал 31.08.2016 12:25
с автором можно согласится на 25%. Главное нет идеи созидательного общества! современное общество потребителей- хомячков ложно согласно лорду Дарвину сдохнуть. буржуи, их ублюдки и прихлебатели на современном этапе- обычные паразиты, их надо возлюбить вселенской любовью. буржуям не нужна грамотная обслуга- опасно жожет на вилы поднять паразитов, им нужно тупое, оболваненное быдло, как сейчас в рашке на 88-93%населения хомячков!
Ответить
есть одна проблема
свобода слова5забанен написал 31.08.2016 11:12
У современной системы образования есть одна проблема, которую автор никогда не назовет - ее ненужность.
Молодые люди идут в учебные заведения после школы, потому что в стране безработица, а за учебу теперь платят большие пособия (стипендии), сопоставимые с теми грошами, которые можно заработать трудясь. Но они понимают, что после окончания учебы они по специальности на работу не устроятся.
Ответить
(без названия)
фантомас написал 31.08.2016 10:54
Это не болезни образования, это болезни государства.
Ответить
РЕФОРМЫ В ШКОЛЕ
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ написал 31.08.2016 08:55
1.выборность директора тайным голосованием на 1 год в сентябре
2.увольнение ненавистных 30 % голосов("остракизм") в июне
3.без оценок до 4 класса
4.только 11 классов
5.не задавать уроков на дом.после школы-спортсекция или гулять.потом-самообразование.
6.личные шкафчики для детей (как в сша)
7.обеды готовить в школе.бесплатны для учеников.
8.льняная школьная форма
9.запрет на коммерческую деятельность в школе и компьютеры
10.документация-в любом виде(электронном или письменно)
11.постоянный контракт для учителя.увольнение-только с согласия педколлектива.
Ответить
надежды юношей питают
еклмниоклжпчшц написал 31.08.2016 08:26
"но активно воздействовать, используя все легитимные каналы, на настоящих и будущих государственных руководителей с целью воплощения наших альтернатив в жизнь."И это все в "обществе, в котором не ценят учителей, правят уголовники и хамы."
Ответить
re: болезней российского образования, которые игнорирует руководство страны
национал- социалист написал 31.08.2016 04:27
нет, сионистская клика "руководство страны" само НАМЕРЕННО создает перечисленные проблемы. Не игнорирует, не создает случайно, именно ПРОБЛЕМЫ СОЗДАЮТСЯ НАМЕРЕННО С ПРЕСТУПНЫМ УМЫСЛОМ, они же рассуждают "чем тупее народ тем проще его дурачить", на эту тему проболтались жидовский паразит эйдельштейн "жириновский" и шабесгой греф.
Ответить
(без названия)
karlson написал 31.08.2016 04:25
этот пассаж:
>В частности, необходимо:
>
>Создадут экономические и общественные стимул
на каком языке написан?
Ответить
Re. Невольно завоюешь.
Саня написал 31.08.2016 01:21
Гражданин... вы OЧЕНЬ глупo выглядите сo свoими гимнами! Пoтoму чтo Бузгалину не надo oбъяснять ничегo пo Украине. Ради интереса пoслушайте архив радиo "Гoвoрит Мoсква", раздел Экoнoмика",
Ответить
(без названия)
деградация написал 31.08.2016 00:56
Недофинансирование образования является вопиющим ....
*************
А Украина на образование тратит столько же как и на ВПК и армию . Невольно завоюешь. Бедная страна тратит на образование недопустимые деньги как на российский вкус. При этом производит собственные самолеты , гакеты, оружие, самодостаточная в производстве продовольствия, отказалась от российского газа. А еще населена людьми, не создающими себе кумиров из начальства . К тому же единстверная страна , плевать хотевшая на Москву с ее пугалками.
Невольно начнешь воевать. Иначе, при успехе Украины, она становится опасней атомной войны для недоразвитой России.
Ответить
Написать комментарий
Ваше имя:
Заголовок:
Комментарий:
Введите число, указанное на картинке:

Опрос
  • Вы голосовали за "Единую Россию"?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

                 
      читайте нас также: pda | twitter | rss