Кто владеет информацией,
владеет миром

"Да смерть!" Культурная альтернатива и духовный ренессанс

Опубликовано 31.12.2006 автором Иван Рассадников в разделе комментариев 24

"Да смерть!" Культурная альтернатива и духовный ренессанс

Катастрофический развал СССР сопровождался стремительным разрушением уникальной культурной среды, включавшей в себя (среди прочего) системы духовной мотивации общества, программы государственной поддержки, пропаганды, популяризации искусства, в том числе литературы, и агрессивно проведённой «сверху» насильственной деформацией общественной системы ценностей, с необходимостью повлёкшей мутацию предпочтений читательской, зрительской аудиторий и их многократное уменьшение в количественном выражении. Столичные художественные журналы в десятки раз снижали тиражи, провинциальные закрывались или, агонизируя, искали меценатов, спонсоров – тех не было, и журналы всё-таки закрывались.. Распад литературного сообщества на две составляющих: «либеральную» и «патриотическую» с жёстким антагонизмом между лагерями тоже пошёл во вред и читателям, и самим мастерам и подмастерьям слова.

Традиционные, реалистические, особенно «просоветские» проза и поэзия были объявлены до неприличия устаревшими, и народившееся сообщество книгоиздателей в основном перестало принимать к публикации, скажем, любовную прозу, где сюжет развивается на фоне строительства огромного города посреди сибирской тайги. Будучи же перенесён в лабиринт дорогих ночных клубов, ресторанов, казино, тот же сюжет (с героями – бездельниками, спекулянтами или на худой конец, бандитом и фотомоделью) имел все шансы увидеть свет.

Стремительная перекодировка общества принесла свои плоды. «Традиционная» культурная оппозиция не представила адекватного ответа на агрессию; к началу 2000-х ценностная мутация была, в основном успешно завершена. Но тут в качестве духовной оппозиции, предлагающей концептуальную систему культурного сопротивления на сцену в свете воображаемых софитов выступает «новая контркультура», в значительной степени сформировавшаяся вокруг Эдуарда Лимонова и его детища – национал-большевистской партии. Лимонов – известный, можно сказать, культовый писатель. Талантливый интересный автор, как бы кто не относился к иным его ипостасям.

Будучи личностью яркой и авантюрной, он экспериментирует, расширяет грани литературы за пределы собственно литературы, вторгается в область реальной общественно-политической деятельности; на пергаменте невыдуманных реалий, словно мета-роман, выписывает концепцию прямого действия, акта прежде всего эстетического. НБП – живая книга сопротивления, вдохновлённая Лимоновым, но не им одним продуцируемая; в рамках процесса происходит беспрецедентное со-творчество.

Реальные, «традиционные» книги тоже рождаются в ходе становления системы – написанные разными людьми, они слагают одно из многих измерений новой контркультуры. Молодые люди, признавшие в Лимонове своего вождя, принявшие и развивающие новую контркультуру, мне представляются наиболее искренними участниками политического процесса в России на сегодняшний день. Олицетворяя пассионарный, творческий пласт, они привержены иным идеалам, куда более достойным, нежели стодолларовая банкнота, роллс-ройс и вся эта модель «социальной успешности», которая навязана их поколению, с младых ногтей живущему среди мифологем – рекламных («Купи именно это, и будешь счастлив») и антирекламных («Сталин – тиран», «В СССР не было свободы»).

«Экстремизм» нацболов – тоже мифологема, следствие, с одной стороны, бескомпромиссного максимализма, присущего молодым пассионариям, с другой – имиджевой окраски, которую получают в СМИ шумные, но вовсе не массовые акции прямого действия, чьё наполнение суть эстетика, а не политика; юноша или девушка, осознанно идущие в тюрьму за один только символический жест (вывесили флаги? плакаты? распространяли «крамольные» листовки?

Все акции принципиально ненасильственные; насилие это когда бейсбольной битой по черепу, а вовсе не яичный желток на пиджаке VIP) и получающие реальные сроки заключения, которые сложно назвать символическими – выстрадали свое эстетическое пространство, обретя статус символов, как русский рабочий класс в начале 20-го века выстрадал «Мать» Горького. Политика в белых перчатках не делается, и души прекрасные порывы чем дальше, тем реже проявляются в её сферах, всё больше там бесстыдной изощрённой расчётливости, густо сдобренной цинизмом, подковёрная дипломатия, искусство лавировать в поисках электоральных ниш и оборотных средств – вот они шестерёнки подъёмника, скрытые от нас богато оформленными фальшпанелями демократии; политика – искусство возможного, а не искусство ради искусства…

Представьте себе ситуацию. Артисты областного драмтеатра, самозабвенно играющие спектакль «Дом Бернарды Альбы» на краю футбольного поля, когда на самом поле – как раз – в разгаре финальный матч на кубок, скажем, имени Пьера де Кубертена – настоящие маргиналы с точки зрения типичного насельника фанатского сектора, в пылу азарта не ведающего, что обладатель главного приза определён заранее, что любимый клуб должен проиграть – по договорённости и без права на оговорки; в сухом остатке – хорошие мины: форварда, целенаправленно бьющего мимо пустых ворот, вратаря, заработавшего два пенальти, судьи, помнящего свой интерес в соблюдении непубличных правил действа и так далее. Труппа играет Лорку. И где?…

Маргиналы, бесспорно. Ради чего всё? Надежда режиссёра на двухминутный сюжет в местных новостях? Другой болельщик той же команды, с трибуны напротив, недоуменно задумается: что за выпендрёж затеяли сии юроды Мельпомены, для кого они тут кричат, воют, распинаются? – пальцем у виска покрутит, однако к исходу первого тайма поймёт, протянув паутинную ниточку рассуждений, изначальную договорённость о соотношениях на табло – как минимум, а как максимум – голубем выпорхнет бесспорная догадка о кулуарных, непубличных правилах принятия решений, как единственное логическое объяснение череды несуразностей, начатой странным перфомансом у кромки поля, и продолженного, уже вне маргиналий, их непреходящим привкусом, странностями футболистов, микроскопическими, но подвластными единой логике… и плюнет догада-болельщик на вожделенный громадный блистающий кубок, под античную амфору стилизованный, и на кумиров своих, сдавших без боя его персональное доверие, тихой сапой играющих на оговорённый результат; а плюнув, в досаде переключит внимание на лицедеев и, напряжённо вслушиваясь в текст, досмотрит пьесу до конца и, вдруг очаровавшись, уйдёт со стадиона неофитом-театралом.

Вы думаете, актёры знали, что матч продан? Не уверен. Да это и не важно. Эстетика национал-большевизма (так я условно обозначаю сложный пласт явлений, течений, тенденций и артефактов, образующих мобильную систему новой духовной оппозиции) – контркультурна, но не в обедняющем смысле, а скорее наоборот. Отрицая любую ценность ложных солнц, под завязку забитых червоточиной скрытой и открытой рекламы сомнительных достоинств буржуазности, эта альтернатива становится началом, поддерживающим творческий импульс, волею судьбы попавший в чуждую, враждебную, разлагающую народное сознание, «гламуроцентричную» среду обитания.

Егор Летов и Сергей Курёхин – ещё две культовые фигуры. Легендарные личности, вместе с Лимоновым стоявшие у истоков НБП, привнесли в формирующееся пространство духовного сопротивления пронзительный декаданс «Господина оформителя» плюс психоделическую мощь сибирского рока, пропитанную суровой поэзией тектонического перелома эпох. Философ Дугин выносил интеллектуальный концепт альтернативной культуры…

Казалось бы, каждый художник, пользуясь гуашью и тушью ли, виртуальными инструментами Photoshopa или собственною чёрной венозной кровью, в одиночестве сочиняет свою версию универсума. И вдруг – перед нами многомерный эстетический симбиоз, где тысячелетняя традиция русского коммунизма, неистребимого на уровне коллективного бессознательного, органично уживается со знаковыми ценностями Парижа-1968 и много с чем ещё…

Энергии творческого, талантливого, здорового, несогласного – много ли его, золота в выжженных песках «поколения next»? – обращаются к этой сложной, эклектичной версии культурной альтернативы; живой и подвижной в любой точке вчерашнего, сегодняшнего, дай Бог и завтрашнего времени. Впитавшей теории Бакунина, заумь Кручёных, революционную уверенность Маяковского, запредельные цветные формализации Павла Филонова…

Смерть как эстетическая категория – очень важный контркультурный символ, поскольку для буржуа, для бюргера, для потребителя сериально-покетбучных гамбургеров масскульта, стоящего на социальном пьедестале «героя нашего времени», облокотившись на дверь мерседеса (реального или пока воображаемого – не суть), она жупел, подлежащий изгнанию из модели мира. Иначе модель трещит по швам – от идущей по пятам дамы в чёрном не откупишься звонкой монетой, виллы, банковские счета туда с собою не захватишь, да ещё и страх неизвестности гложет ненароком шевельнувшего запретной извилиной «победителя», и глянь – из хозяина жизни он превращается в обыкновенного временщика над горстью никчемных побрякушек…

Смерть и её экзистенциальный смысл становятся центральными темами осмысления в альтернативной эстетике, но в тогу упадничества облачён набирающий силу антибуржуазный социальный вызов; декаданс становится тем плацдармом, с которого начнётся наступление – грядёт реванш истинной культуры, и социальный оптимизм, и позитив созидания вырастут из пепла «разрушенной реальности» никчемного общества потребления.

На пепелище великого Советского проекта ядовитые дерева-людоеды набрали нешуточную силу, а чтобы построить новый дом, надо сначала очистить и выровнять площадку… Уничтожение наносного, навязанного обществу извне массива ложных ценностей, очищение массового сознания, коллективное прозрение пойдёт лавинообразно, и новый культурный проект родится, окрепнет, достигнет неимоверных высот Духа, взойдя из зёрен, посеянных подвижниками сопротивления уже сегодня. Культурная парадигма возрождения медленно, но верно, формируется, обретая вектор развития. А может, я выдаю желаемое за действительное.

Очень хочется увидеть ренессанс...



Рейтинг:   4.42,  Голосов: 24
Поделиться
Всего комментариев к статье: 24
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Если смерть рассматривать как творческий акт
Zhuk написал 31.12.2006 01:18
то кульминаций этого акта является ЗАВЕЩАНИЕ которое как абсолютный постфинал должно выразить все самые важные аспекты ЖИЗНЕНОГО ТВОРЧЕСТВА если и жизнь тоже рассматривать как творческий акт.
Я например в своем завещание оговорил чтобы меня никогда не поминали спиртными напитками, а если организаторы похорон не смогут обеспечить трезвость на похоронах все имущество должно быть передано одной благотворительной организации.
Так же оговорил что должен быть похоронен в русской косоворотке, потому что для меня это тоже важно.
Тема смерти это очень важная тема в культуре, но превратить свою смерть в творческий акт это роскошь для подлинных эстетов и радикалов, таких как например Исус из Назарета или Александр Матросов, а вот поэты в этом отношении оказались весьма посредственными, что Пушкин с Лермонтовым, что Маяковский с Есениным, ну а Высоцкий со смертью вообще опозорился…
Ответь за базар!
Злобный Лелик написал 31.12.2006 00:58
Я готов подписаться за всем, что сказано в статье. Только... Если ТЫ пойдешь на смерть. А других призывать -- такие людишки немного достали. Дураков слушать их уже нет. Ты за смерть? Вот и докажи нам, что ты за это. А пока что -- не фони.
-
Эмигрант написал 31.12.2006 07:22
Zhuk, а чо ты такой самувлябенный казладой? Большой белый бвана ты штоль? Тут очень большие люди вполне без твоего серева обходются уже довно.
Знаешь, вот тибе савет па сикрету (другим ни четать!)
Знчит так. Аналезы на кал кагда нибудь здавал? Во! Правильно: в коробачку.
И сожри.
ОК?
Можиш пасалить и папирчить.
(паобищай, што все зделаешь. Не пирипутай: не коробочку сожри, а свой кал. ОК?)
Патом преходи росскажы, какой ризултат был.
а тебе то че заморский налогоплательщик?
Zhuk написал 31.12.2006 08:29
вас там русскоязычных как хоронят, попы или пасторы? небось в галстучке и пиждачке английском? небось побезгуешь на такой пьяной помойке лежать, которые называются у нас кладбищами?
Раз уж ты козел уехал за американской культурой, то ей и пользуйся, а я у себя дома че хочу то и делаю, и если у меня есть что сказать о смерти, то скажу, кому надо тот поймет, а тебя это не касается.
смртЪ буржуямЪ из Газпрома!
хехе написал 31.12.2006 09:41
тока так, и не нада плакать и кушать какашки.
Дополнение
Простой инженер написал 31.12.2006 23:11
- Ну, а насчет смерти Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина, Высоцкого, учитывая текущие, то есть в данный момент их жизни обстоятельства давай не будем судить (и "судимы не будем").
Zhuk-у
Простой инженер написал 31.12.2006 19:12
-Говорю, глубоко и искренне уважая - не обращай внимания на циничные и глупые скабрезы эмигранта. Никогда не думать о своем жизненном финале может только дурак. Я, вот, оцениваю явление в мир (в наш земной мир) каждого из нас явлением уникальным космическим, как прилет на населенную планету. И мы не имеем права принести на нее, на ее цветущий местный мир какую-нибудь ГРЯЗЬ, ЗАРАЗУ. И уйти из мира мы ОБЯЗАНЫ с сознанием, что не принесли здешним жителям ни каого вреда. А эмигрант повидимому еще молодой и глупый. В душе прости его.
тысячелетняя традиция русского коммунизма...
Крысолов написал 01.01.2007 09:41
Ну и и ну... Рассуждаем о смерти как эстетической категории, а контекст жизни зачищаем под политический демарш. Разве в России есть "тысячелетняя традиция русского коммунизма"? Сомнительно что-то. Или русский крестьянин, воевавший в 1812 году за веру, Отечество, и (о, ужас!) за царя, - был коммунистом? А может и Андрей Рублев, принявший постриг и точно знавший меру страдания Руси от "ига басурманского" - в своих художественных прозрениях открывал мир коммунистических идей??? Я уж не говорю о Достоевском, Лескове и Островском-драматурге. Неувязочка, причем серьезная. Статьи на такие темы надо писать без обману, оглядевшись вокруг и чуток подумав о том, что к чему. Тогда и жизнь человеческая в России окрепнет.
мифологема
Дмитрий написал 01.01.2007 10:30
"..бескомпромиссный максимализм, присущего молодым пассионариям" неплохо умеет использовать Лимонов, навязывая молодым людям свои, возможно ложные, ценности. Власть показывает свою слабость, отправляя девушек, юношей в тюрьму, которые в свою очередь не понимают почему так бесится власть. Большая часть молодых людей нацболов все равно вышли бы на улицу "против" чего-либо, а тут Лимонов, "контркультура".
Отношение к жизни и отношение к смерти - неразрывные части одного мироощущения.
13-й написал 01.01.2007 12:35
Ведь жизнь и смерть - одно и то же. Например, страх смерти - это страх жизни. Жизнь обретает смысл, если в ней есть то, за что можно умереть. И т.д. Если смотреть на проблему смерти в культурологическом смысле, то перед нами - именно проблема жизни как свободы. Свободы как осознанной даже не необходимости, а неизбежности. Что касается нынешнего декаданса (выражающегося не в поэте Смертяшкине, а в бесконечных мрачных "фэнтези"), то в нем явно отражается невозможность и нереальность нынешней жизни.
Судить мертвых нельзя хотя бы потому что их невозможно наказать
Zhuk - простому инженеру написал 01.01.2007 20:45
Поэтому никто мертвых и не судит, но дать оценку самоубийству это нормальная реакция здоровой морали. Самоубийство во имя себя это малодушие и предательство, у нас по полтысячи в год только в армии сводит счеты с жизнью, а по количеству самоубийств среди несовершеннолетних Россия на первом месте в мире… и все это из-за нежелания вести борьбу и духовной капитуляции перед оккупантами.
Если бы каждый русский самоубийца унес с собой в могилу хотя бы одного оккупанта, то он во-первых уже не был бы трусливым декадентом, а во-вторых у нас уже бы не осталось оккупантов в стране.
НАМ НУЖНЫ НЕ САМОВЛЮБЛЕННЫЕ САМОУБИЙЦЫ, А БОРЦЫ ГОТОВЫЕ К САМОПОЖЕРТВОВАНИЮ, ПОЭТОМУ ИМЕНАМИ БОРЦОВ МЫ НАЗОВЕМ ГОРОДА, А САМОУБИЙЦ ПОХОРОНИМ ЗА ЗАБОРОМ КЛАДБИЩА.
Re: тысячелетняя традиция русского коммунизма...
Zhuk - крысолову написал 01.01.2007 20:12
Коммунизм это научное преодоление частной собственности
Монашеская община это хотя и ненаучное, но все же, тоже преодоление частной собственности. Поэтому 1000 летняя история русской монашеской общины, это предтеча русского коммунизма.
Порадовал и Простой инженер:
Эмигрант написал 02.01.2007 09:27
"А эмигрант повидимому еще молодой и глупый."
Мне летом будет 59. Так что так и не достигну уровня ума Вашего
и этого Зука. Но я не жалуюсь. Во первых, я в хорошей компании:
Марк Шагал сдавал все тесты на глупого ребенка и в более глубоком возрасте. Пикассо тоже особенно уровнем ума Простого инженера и Зука не блистал. Можно сюда и Достоевского включить: не сдал бы Федор Михалыч ни одного IQ.
Так что спасибо за поздравления!
И Вам того же.
.
Чтоб мы без Вас делали, Zhuk!
Эмигрант написал 02.01.2007 09:20
__
Вы не ходили провериться на гениальность?
.
re: Вы не ходили провериться на гениальность?
Zhuk написал 02.01.2007 10:05
я обычный человек, просто не от мира сего ;) так что цените что вам посчастливилось пересечься со мной:)
<без заголовка>
Камиль Мусин написал 01.01.2007 05:40
Дудачек Вы, аффтор.
Хочете увидеть ренессанс - не платите за декаданс.
Он есть. Стоит только прекратить пялиться на всякую дрянь, попутно в нее же плюясь и разуть свои глаза - увидите.
КТО ГОТОВИТ ТЕРРОРИСТОВ-САМОУБИЙЦ
Буряченко Нина Михайловна написал 02.01.2007 21:46
Их много. Кому просто нужны "кулибины", например. Они на них деньги зарабатывают, для книжек сюжеты ворут и даже тексты, диссертации там за бабло пишут. У нас ведь теперь даже последний идиот с деньгами, если не доктор наук, то кандидат уж точно. Те из них, которые совсем идиоты, имея всего лишь специальное среднее, не стесняются и публично себя кандидатами наук величать. А те, кто поумнее, степень вученого все ж про запас держут.
Есть люди, которые эксперименты над людьми проводят. Психологов ведь у нас развелось немеряно. Кому из них просто научно-любопытно. А кто заказ выполняет. За бабло. Жить то, понимаешь, надо как-то......
Ведь век то у нас информационный. Технологии управления людьми на первом месте среди приоритетов у сильных мира сего. Через 15-20 лет техника позволит уже на мозги людей влиять напрямую - надо им быть готовым к этому.
А ведь не все эксперименты над людьми безопасны. Желающих быть подопытным может не найтись даже за большие деньги. Да и не все эксперименты в психологии, если объект эксперимента осведомлен о том, что это всего лишь эксперимент, возможны. Ну, например, кому-то нужна технология доведения человека до самоубийства. Ну, как вы проверите ее эффективность, если человек знает о том, что его именно туда и ведут? Принцип неопределенности Гезельберга, понимаешь, соблюдать надо. :))))))))
А кому-то нужно проверить как в условиях относительной свободы разрушить общность людей - мораль, нравственность, культуру - и заменить другими.
Есть ПОЛИТИКИ. Вон недавно на съезде КРО «Белов, выступавший следом (за Делягиным), с искренним изумлением сказал, что теперь только понял смысл слова «единомышленники» и наполовину сокращает свой доклад, так как очень многое из него уже сказал Михаил Делягин, причем сказал дословно. (В кулуарах, надо сказать, до самого конца съезда бродила версия, что Белов с Делягиным, сидевшие рядом на первом ряду и задушевно общавшиеся на протяжении всей вводной части и даже доклада Рогозина, каким-то образом умудрились перепутать тексты своих докладов)». И чего удивляться то, текстики то политики из одного источника черпают – из Интернета.
И есть СПЕЦСЛУЖБЫ, причем не всегда наши россейские..
А есть еще и ТЕРРОР как метод политики другими средсвами....
Т. е. есть интересы военных и спец. ведомств разных стран, которым нужны технологии ведения войны на уничтожение нации без физического уничтожения ее представителей. И есть ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ. В том числе и против маленького норильского мальчика, над бедой которого с прошлого года здесь садистки глумление. Поэтому маленький мальчик до сих пор в беде и его маму и меня никто не слышит два года.
Возможно, что на моей персоне, на этом мальчике и на Норильске пересеклись интересы многих людей. Возможно.....
НО УБИЙЦЫ ВЫ!!!!!! ИМЕННО ВЫ!!! И убийцы своих собственных детей тоже. Кто бы вы ни были, вы готовите ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС убийство собственных детей или внуков. Вы «дети» П.П. Шарикова. А "дети" П.П. Шарикова только и могут, что ДЕЛИТЬ. А сейчас они разделяют людей и ресурсов у них для этого немеряно. У Шарикова теперь не только власть, но и огромные деньги.
Монашеская община это хотя и ненаучное, но все же, тоже преодоление частной собственности.
Крысолов - Zhuk' у написал 02.01.2007 18:41
Говорить так, - значит ничего не понимать в природе собственности. Чем, собственно, в марксизме всегда грешили. Мошашескую общину можно характеризовать как непринудительную негосударственную имущественную общность со своим порядком отношений и целями совместной жизни. Ну и при чем тут коммунизм? Коммунизм скорее скрыт в русской общине, характер землепользования в которой никак нельзя было назвать свободным. Поэтому Столыпин и пытался рассредоточить ее элементы. За что его и убили. Поэтому же колхозы кормили советское государство, не преодолевая частную собственность, а следуя традиционной русской психологии хозяйствования на земле.
"Да смерть!"
Динозавр написал 02.01.2007 16:03
Где бы ты не бывал,
Что бы ты не искал,
Ожидает финал
Средь отесанных скал.
От судьбы не уйдешь,
Рок настигнет тебя,
Сеть набросит свою
И погубит, любя.
Поднимись над тоской,
Рок нельзя обмануть,
Прахом славы мирской
Смерть нельзя оттянуть.
А подступит она
Ты тряхни головой,
Выпей чашу до дна,
Громче песню запой.
Вот махнула косой
И без тела душа,
Наступает покой,
Но и жизнь хороша.
79 г.
Право умереть, когда хочу
Простой инженер написал 02.01.2007 15:26
-Не пойму, почему по Библии самоубийство - грех. Наверно бывают жизненные обстоятельства, когда жить не возможно. Не все физически сильны, как Тайсон. И не всех природа наградила мощной силой духа, чтобы преодолеть любые жизненные трудности. Что крутилось в голове Маяковского и Есенина, что они сделали такой выбор нам не известно. Легко рассуждать со стороны про "духовную капитуляцию". Наверно в тысячи раз больше людей продолжают жить в невозможных обстоятельствах не из силы духа, а из трусости, из боязни смерти. Да банально все это!
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss