Кто владеет информацией,
владеет миром

"Человечество нуждается в новой утопии"

Опубликовано 13.04.2007 автором Ирина Щеглова в разделе комментариев 95

"Человечество нуждается в новой утопии"

Общество, переживающее переломный этап своей истории, должно определиться, с какими ценностями ему жить дальше. Пока верхи распределяют между собой публичную собственность,  низам через СМИ предложено осваивать новый цивилизационный принцип - работать, чтобы потреблять, и потреблять, чтобы получать удовольствие. 

Опросы общественного мнения показывают, что хотя все еще и сохраняются  традиционные нравственные ценности,  в поведении людей появилось и много нового.   Уклонение от службы в армии, открытая неприязнь к людям другой национальности, оправдание взяточничества, толерантность к нищенству стали обычными явлениями. Значит ли это, что вместе со сменой общественного строя в России изменилась и этика? На вопросы журналиста  отвечает директор института философии  РАН, Заведующий кафедрой этики МГУ им. Ломоносова, академик Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов.

-  Абдусалам Абдулкеримович,  сейчас во времена либерализма, наконец-то дали  выговориться тем, кому десятилетиями  слова не давали.  Теперь эти люди  заняли всю «общую скамейку», и  не собираются давать хотя бы часть места другим. И что же мы услышали? О чем они говорят?

К примеру,  на просторах России сейчас  инициирована сексуальная революция.  Мне в почтовый ящик бросают порнографическую газету, объясняя, что подобное чтение  необходимо для моего просвещения. Доводы, что у меня другие интересы - не убеждают.

Высмеивается  даже заповедь - «Чти отца своего». Заявляется, что отцы никогда не жили в эпоху компьютеров, в эпоху научно-технического прогресса, сотовых телефонов, а потому они ничего не могут подсказать своим детям.

- Моральную истину «Чти отца своего» многие народы могут назвать  исконно своей. Безусловное почитание родителей - один из важнейших элементов ценностного базиса иудейской, христианской и мусульманской культур. И не только их. Например, в средневековом Китае доносительство на отца каралось даже смертной казнью. Отец может судить сына, отказаться от него... Но сын не может судить отца. В этом случае он теряет связь с предками, оказывается без корней.

Здесь кроется одна из линий нравственных деформаций последних двух десятилетий. К примеру,  одним из культурных символов «Перестройки» был, как Вы помните, фильм «Покаяние». В нем идейной кульминацией является сцена, где сын выкапывает из могилы и, схватив за ноги, выбрасывает прах своего отца, который стал пред этим зловещим наваждением для некоторых героев фильма. Однако сын не может попирать отца, даже если отец - злодей. Это противно всем законам морали. Я не хочу сказать, что не бывает таких случаев. Я хочу сказать, что такие случаи нельзя воспевать, возводить в норму. А мы хотели и до сих пор еще многие хотят попрать все советское прошлое, перечеркнуть, растоптать его, как если бы это было не наше прошлое, не дело наших отцов и дедов, как если бы мы сами не выросли из него. Не в том дело, что при социализме было много хорошего (это - другая тема). Дело в ином: каким бы плохим, жестоким, бесчеловечным  он ни был, это - неотъемлемое звено нашей истории.

Линия преемственной связи поколений редко бывает прямой. После Октябрьской революции  возникла опасность пролеткультовского нигилизма, когда не только Пушкин, но даже железные дороги объявлялись вредным наследием прошлого. Потом отношение стало меняться. В сущности, по такой же, хотя внешне и несколько смазанной схеме, развивается отношение новой России к ее теперь уже социалистическому прошлому. Думаю, что нигилизм начала 90-х годов уходит в прошлое. Идея почитания родителей, уважительного отношения к советскому прошлому вновь занимает достойное место в системе общественных мотивов поведения, хотя, надо признаться, официальным кругам, так называемому политическому классу,  она дается значительно трудней, чем простым людям.

Что касается компьютеров, мобильников, комфорта, то  реальность технических достижений и материального благополучия превзошла все фантазии человека. Но счастливее люди от этого не стали, конфликты друг с другом и с самими собой остались.

Внешнее благосостояние - только условие счастья. Само счастье нечто иное; оно больше зависит от характера отношений между людьми. Чтобы подчеркнуть, что в данном случае я не морализую, а выражаю некую понятную всем истину, предлагаю такой мысленный эксперимент. Пусть каждый ответит себе на вопрос: « когда он больше человек, тогда ли, когда он сосредоточен на себе и своих материальных благах - что-то покупает, продает, хитрит, выгадывает и т.п., или тогда, когда он занят вещами другого рода - поет песни с друзьями, спорит с соседом о политике, думает о смысле жизни, мечтает о далеких странах...»  Тело для души, материальное - для духовного. Но не наоборот.

- И все же нищета основной массы населения для такой богатой страны как Россия явление противоестественное. Улицы когда-то электрифицированных российских деревень теперь погружены во мрак, в то время как большие города ночью залиты светом рекламы игорных домов и иностранных компаний. Правда, сейчас  правительство, объявило о необходимости борьбы с бедностью...

- Некая графиня удивлялась, что социалисты выступают против богатых и богатства, хотя им следовало бы направить свои усилия на преодоление бедности. На самом деле лозунг борьбы с бедностью также заключает в себе изрядную долю демагогии и лицемерия. Где есть богатые, там обязательно будут бедные. Они есть даже в такой фантастически богатой стране,  как США.

Главная беда в том, что критерий богатства стал основным в оценке человека. Конечно, тот разрыв в уровне доходов, который у нас возник, является скандальным и чудовищным. Но я уверен, что оскорбительный разрыв между богатыми и бедными нельзя преодолеть до тех пор, пока люди молятся на деньги и общество деньгами измеряет ценность человека.

Богатые и бедные, конечно, отличаются друг от друга по возможностям, по психологии... Но существенной разницы в философии их жизни нет. И те, и другие высоко ценят  деньги. Одни довольны тем, что имеют их в большом количестве, другие страдают от их недостатка. Богатым мало радости доставляло бы их богатство, если бы бедные не восхищались ими. Бедные в свою очередь не страдали бы так от своей бедности, если бы не сталкивались с высокомерием богатых. На мой взгляд, счастливы те люди, народы и общества, которые не зациклены на том, кто является богатым, а кто бедным.

-  Несмотря на то, что во многих СМИ  порок преподносится как пример для подражания -  общественный организм до сих пор сопротивляется безнравственности.

-  Моральное состояние человека и общества - это не диагноз, это симптом. Нравственный дискомфорт - это  симптом того, что в самом жизнеустройстве, прежде всего в характере отношений человека с другими людьми, что-то не так. Причем, принципиально не так. Я в 1993 году на Кубе был поражен, увидев перед зданием национального банка в качестве охраны людей с автоматами.  Это было непривычно для меня. Но сейчас для России это - норма.  Складывается впечатление, что мы живем  в  оккупированной стране. Посмотрите на наши города, то здесь, то там появляются люди в камуфляжной форме, в масках, БТРы, танки. Все это,  ни в какое сравнение не идет с той беспечностью и открытостью, которые имели место в  годы моей юности, свидетельствует о глубоких социальных разломах, отчужденности людей друг от друга. Сегодня потеряны каноны, образцы, разрушены представления о том, что достойно, а что нет. Конечно, мы еще не дошли до той степени нравственного падения, чтобы канонизировать, к примеру, олигархов, представлять их  как некие образцы нравственно достойной жизни. Но тот факт, что у нас нет достойных образцов жизни, является  одним из симптомов того, что мы как народ находимся в дезорганизованном, разобранном состоянии. Конечно, человек и общество всегда, до последнего сопротивляется безнравственности, подобно тому, как организм сопротивляется болезни. И само сознание того, что общество находится в состояние нравственного кризиса, является выражением такого сопротивления. И оно внушает надежду.

- Перемены в нашей стране начались, прежде всего, с отключения граждан от идеального мира, с отказа от идеалов, и не только  коммунистических.  Утверждается, что  не нужно никаких образцов, человек сам определит, что такое хорошо, и что такое плохо.

 - Конечно, нравственность -  автономная структура личности, она выражает и утверждает индивидуально-ответственное отношение к миру. Однако нравственное развитие человека происходит не в безвоздушном пространстве, оно существенным образом зависит от возможностей, которые предлагает общество. К примеру, каждый из нас перерабатывает пищу согласно законам и особенностям собственной физиологии.  Но то, какая  пища попадает в организм, от этих законов не зависит. Так и с нравственностью. Решения, которые принимает человек, зависят от него самого, от его представлений о правильном и истинном, добре и зле, но то, с чем он имеет дело, по поводу чего он принимает решения, от него не зависит. Обстоятельства могут складываться так неудачно, искушений и трудностей может быть так много, что нравственная позиция оказывается возможной только в качестве героической. Сегодня делать административную карьеру,  побеждать в бизнесе, оставаясь в нравственном согласии с самим собой, - совсем нелегко. Капитализм у нас сейчас не такой дикий, каким он был в начале 90- годов, но он все ещё является хищным. Уж народным его никак не назовешь.  

- Теперь, в отличие от советского периода,  мы развиваемся как все...

- Да, советский строй был исключением, для одних счастливым, для других нет.

В настоящее время мы оказались там, где находятся все народы - в суровой и жестокой реальности, где каждый за себя. Публично культивируется вседозволенность, расшатаны вековечные запреты, даже запрет на убийство поставлен под сомнение.

- Вопрос свободы и традиции вставал перед гениями человечества во все времена.  К примеру, в фильме Феллини «Репетиция оркестра» культурная элита (музыканты в конкретном данном фильме),  взбунтовавшись против власти дирижера, начинают вести себя по собственному хотению: оскорбляют, высмеивают друг друга, рвут ноты... В конце концов, это приводит к полному хаосу и разрушениям в их жизни и в творчестве.  Но когда возникает реальная опасность,  люди приходят в себя, подбирают разорванные ноты и,  смирившись с  дирижером, играют  прекрасную музыку. Выходит, что этическое, гармоничное поведение возможно только тогда, когда над головой людей зависает бомба?

- Очень хороший пример. Хороший и  для  понимания особой роли морали в жизни человека и общества: когда мораль есть, ее не видно, но когда ее нет, все рушится. На самом деле замечательная аналогия: мораль сродни дирижеру. Каждый музыкант трудится, играет на своем инструменте, а дирижер только возвышается над всеми и «размахивает» руками. Так, и мораль ничего ощутимого не создает, а только оценивает, что-то запрещает, что-то одобряет. Оказывается, что такая «ненужная» работа является очень нужной, без нее наступает какофония, хаос.

-  Наши отцы и деды, поднимая страну после двух мировых войн,  терпели неимоверные лишения, но их поддерживала надежда на то, что  потомки будут жить лучше.  В конце концов, потомки, обозвав отцов  «совками», фактически плюнули на их могилы.

- Этот опыт показывает: нельзя решать за будущие поколения. Я не думаю, что человек должен жить ради будущего и делать что-то в расчете на благодарность. Хорошо,  кончено, когда люди благодарны. Тем не менее, нравственные поступки заключают свою ценность в себе. 

Это касается и идеалов. Идеал является идеалом тогда, когда он выступает вдохновляющей основой поведения и обнаруживает себя как реальная сила, когда он сам по себе служит источником радости.

В своих действиях мы руководствуемся разными мотивами, среди которых большую роль играют деньги, удовольствие, власть, семейные привязанности, тщеславие и многое - многое другое. Но в системе мотивации человека есть некая точка, которая имеет для него абсолютный смысл. Это - развилка между добром и злом. Подобно тому, как мы умеем считать, хотя не знаем, что такое число, точно также мы умеем отделять добро от зла, хотя и затрудняемся дать им определения. Каждый человек стремится выстроить свои поступки по вектору добра, и это свидетельствует о том, что он претендует на безусловное моральное достоинство.  

- У разных народов абсолюты могут быть различны, да и у разных индивидов - тоже.

- Я думаю, что есть некая объективная структура, в силу которой разные люди, народы, культуры пользуются одними и теми же понятиями добра и зла, хотя вкладывают в них разные содержания. Добро и истина в своих первоистоках совпадают.

- И здесь мы можем поверить учителям человечества, или своему чувству...

- И учителям и своему чувству. Они свидетельствуют одну и ту же истину.

Те, кто говорят, что нет никаких абсолютов, возводят  в абсолют вседозволенность. К примеру, Троцкий отвергал общечеловеческие моральные нормы, но считал, что нужно руководствоваться «интересами революционного пролетариата». Это значит, что «интересы революционного пролетариата» он возвел в моральный абсолют. По-другому человек не может мыслить и действовать, так он устроен. Каждый человек в глубине души знает  разницу между добром и злом. Как говорил Кант, даже шулер, который обогатился, жульничая в карты,  и радуется, потирая руки, не может отделаться от сознания, что поступил подло.

Вне выбора между добром и злом,  нет и человека.

- Если  отойти от сиюминутных проблем частного интереса, какие идеалы, на ваш взгляд, могут привести людей к  общественной и душевной гармонии?

- Проблема проблем, стоящая перед людьми и народами,  заключается в том, чтобы найти новые формы общежития, чтобы саму общественную жизнь построить на других, более совершенных основаниях. Некогда была религиозная утопия. Она сыграла свою роль. Она научила людей смотреть на свою жизнь в перспективе бесконечности, научила не отчаиваться из-за того, что добро  в этой жизни не всегда вознаграждается, и зло не всегда наказывается. На смену ей пришла научно-техническая утопия, которая обещала рай на земле. Она тоже исчерпала себя. Исчерпала себя тем, что действительно создала почти райское изобилие материальных благ, но не устранила того, что делает людей несчастными. Это не значит, что религия, а тем более научно-технический прогресс стали излишними. Речь о другом: они перестали быть фокусом человеческих чаяний, не могут уже выступать в качестве вдохновляющей основы жизни людей. Человечество нуждается в новой «утопии», новых идеалах. На мой взгляд, это будет идея ненасилия. Другого я не вижу.

- Что Вы имеете в виду, говоря о ненасилии? Наш народ даже упрекают в том, что он слишком терпелив и безмолвствует тогда, когда надо бы и слово молвить.

- Очень простую и понятную вещь: отказ от насилия как способа решения межчеловеческих конфликтов, борьбы за социальную справедливость. Праведного насилия не существует. Оно всегда есть зло. И тогда есть зло, когда оно вынуждено, порождено витальными, социальными и прочими причинами. Речь идет по сути дела о том, чтобы отнестись к заповеди «Не убий» всерьез, ответственно - как к закону, который не допускает исключений.

Ненасилие есть моральный закон. Ничто, абсолютно ничто не препятствует тому, чтобы этот закон стал живым фактом, кроме решимости людей следовать ему. Человек не всегда может делать то, что он хочет и считает правильным. Но человек всегда может не делать то, чего он не хочет, что считает неправильным, недостойным. Я думаю, в большом и серьезном смысле у человечества нет другой всемирно-исторической альтернативы, кроме как принципиально отказаться от насилия. Вот почему идеал ненасилия является в высшей степени реалистическим. Когда и как это будет практически осознано и будет ли  осознано вообще - это уже другой вопрос.

- И Толстой,  и Ганди были проводниками этой идеи в мире, но она до сих пор остается абстракцией...  Люди  в жизни руководствуются своими страстями, интересами, и здесь  насилие часто бывает просто необходимым.

- Идеалы всегда абстрактны,  и сами по себе они не могут изменить жизнь, противостоять её сложностям. Но разве идеал Просвещения, ориентировавший на знание, свет разума, личностно зрелые суждения и действия, не был абстрактным?! И, тем не менее, он, этот идеал, стал основой всей новоевропейской цивилизации, воплотился в  бесчисленных количествах практик, преобразивших всю жизнь.

В этом отношении идеал ненасилия является не более абстрактным, чем все другие.

Речь идет, прежде всего, о том, чтобы целенаправленно формировать конкретные ненасильственные практики. Это представляет собой, разумеется, не совокупность единовременных актов, а исторический процесс нравственно-гуманистического возвышения межчеловеческих отношений в их наиболее напряженных и хрупких пунктах.

Взять, к примеру, вопрос о международной торговле оружием. Очевидно, что торговля оружием поддерживает и умножает насилие в мире, нередко оборачивается против тех, кто его продавал. Отказаться от неё так, чтобы учесть сопряженные с ней экономические и иные интересы - сложное дело.  Такая задача может быть решена только в общем контексте формирования новых открытых и доверительных отношений между народами. Словом, это огромная историческая работа по формированию новой реальности в мире. Ясно, что для нее требуется много вещей помимо веры в идеал ненасилия. Но точно также ясно, что осуществить такую работу можно только в том духовном векторе, который задается этим идеалом. 



Рейтинг:   2.50,  Голосов: 20
Поделиться
Всего комментариев к статье: 95
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Никогда
Б-В написал 25.04.2007 11:31
Мы можем конечно рассуждать, но победить в себе Зверя... Мы еще не научились заповедям: возлюби ближнего своего, как самого себя. Но научились видеть ошибки ближнего и осуждать, и ненавидеть. Хотя ошибки ближнего, это мое, твое, его равнодушие, бездеятельность, беспомощность в принятии решений, может быть трусость, а может нежелание "не мое это дело"? Как осудить в себе Зверя, если самость не находит в себе божественной составляющей?
Re: оборморотень, Б-В
dvm написал 23.04.2007 22:04
Полностью с Вами согласен, только Христос был живой человек (византийский император Андронник он Андрей Боголюбский, перебивший во время своего правления местных олигархов, и в итоге ими же распят в 12 веке) безумно еще при жизни был любим народом за свои деяния, приведшие к колоссальному процветанию страны. Кстати в Коране о Христе написано гораздо достовернее, чем у наших или европейских попов (которые вот уже более семи веков пудрят народу мозги, набивая себе карманы, хотя они собственно Христа и распяли).
Получается учение или идеология Заратустры Христа Толстого просто выходит одно из другого дополняя каждого (хотя все они были очевидно очень обеспеченные материально люди и очевидно же никогда этим не дорожили то бишь у них оболочек не было). И.В.Сталина и Ивана Ефремова я бы причислил к наиболее ярким последователям этого великого учения, хотя очевидно последний и был последним, ибо народ совсем измельчал.
Зороастризм
Обормотень написал 23.04.2007 15:28
вовсе не монотеистическое учение, хотя его иногда так называют. Потому что зороастрийцы признают доброго Бога Ахурамазду - созидателя и злого Бога Аримана - разрушителя. Человек волен присоединится к тому или другому, хотя порядочные люди присоединяются к Ахурамазде, который в конце концов победит. В принципе я согласен, что зороастризм лучше "научно обоснован", потому что в физике известен закон неубывания энтропии, который и есть "злой Ариман"
Однако с этической точки зрения христианство (толстовство) гораздо предпочтительнее, именно в вопросах "борьбы с". Потому что бороться друг с другом могут только живые люди, а все живые принадлежат по определению Ахурамазде. Борьба с Ариманом - это борьба против физических законов разрушения и смерти.
Именно поэтому христианская точка зрения, что зла нет, а есть только отсутствие добра и мудрости, значительно точнее отражает существо дела. По Христу-Толстому человек может творить злые дела только по недомыслию (если он раб своего тела-носителя, оболочки). И Христос совершенно правильно указал на богатых как на наиболее опасную категорию рабов оболочек. Которые могут бесполезно расходовать ресурсы многих тысяч людей, то есть превращают и их в рабов.
Таким образом, не собственность как таковая (хотя собственность разумному человеку действительно практически не нужна), а только стремление к богатству делает человека рабом оболочки и врагом Человечества. Совершенно ясно, что и среди бедных людей могут быть больные жадностью и накопительством, которые на месте богатых будут делать то же самое.
Re: Re: оборморотень, Б-В
Б-В написал 22.04.2007 18:18
Не только учение Заратустры, но и многие другие учения древних говорят о единстве Вселенной. Но древние и предостерегают, что Знания могут быть использованы как для гармонизации общества, так и для противоположных целей. Поэтому многие учения древних зашифрованы языком символов. И очевидно могут быть доступны только при определенной тонкой настройке их изучающего. Пример со знанием ядерных цепных реакций уже отбросил гармонию развития общества назад. Итак, попытка построения справедливого общества в России, это был скорее всего эксперимент принудительной гармонизации, со своими плюсами и минусами. Т.е. социалистическое общество было построено не на осознанном единстве, а на частично принудительном. Капиталистическое общество еще более несовершенное, лишенное гармонии духовной, но полностью подчиненное соревнованию по накоплению материальных благ. Соревнованию жестокому, где война - инструмент подчинения. Мой любимый писатель Ефремов в книге Час Быка предостерегал о конфликте общества, основанного на тотальном подчинении, когда наука и знание раскручивают спираль самоликвидации.
Re: оборморотень, Б-В
dvm написал 22.04.2007 06:28
Зороастризм(извиняюсь, первый раз написал неправильно)сегодня это единственный реальный выход человечества из идеологического тупика, куда нас всех продолжают тащить жидоамериканские идеологи. Положения этого древнейшего на земле учения или идеологии изложены в книге Авеста (записана со слов магов жрецов несколько тысяч лет назад и туда вошли осколки учения Заратустры, родившегося десятки тысяч лет назад недалеко от Урала, только не надо путать реального Заратустру и того безумного сверхчеловека, сверхстарика и сверхневрастеника, вышедшего исключительно из фантазий ненормального Ницше). Согласно учению Заратустры, Вселенная это Единый Организм, обладающий Разумом, человек же, как часть этого организма, создан свободным и обладает собственной волей и разумом и имеет право ошибаться и делать глупости, вплоть до того, что идти против законов Вселенной. Просто жизнь выберет полезное и отбросит в сторону ненужное, то есть это закон поступательного движения или диалектика. Следующее не менее важное положение это согласие между отдельными частями Вселенной, все, что мешает работе целого организма пресекается или лечится. Так и Господь Бог, чья задача не покарать зло как таковое, а остановить его, и будьте уверены, он это сделает (а иначе мы все умрем вместе с ним, как и каждая клеточка нашего тела умирает вместе снами). В Авесте первое положение названо Господствующая Мудрость, а второе Целостность и Единство, кроме того есть еще Правда, Благая мысль и много чего еще, и очевидно, что большая часть учения просто не сохранилась.
Так что сегодня необходимо на основе Зороастризма создавать новую идеологию будущей коммунистической формации, ибо очевидно, что нынешняя капиталистическая формация исчерпала себя и ее идеологи гарантированно нас всех ведут к самоуничтожению.
В принципе
Б-В написал 22.04.2007 01:30
все человеки. От того, в какую партию они вступили, ничего внутри не изменилось. Не секрет, что в КПСС вступали не только ради участия в строительстве справедливого социума, но и с другими, чисто меркантильными целями. Для руководства КПСС было удобно на всех руководящих постах в стране иметь подотчетного члена. Личные качества в последнее время в расчет вообще не принимались. Поэтому перевертыши аплодировали стоя каждому "у руля", посылая их же куда подальше тайниками своей приспособленческой фактуры. Поэтому разговор об утопиях совершенства общества, есть утопия совершенства каждого его члена. Не каждый, посещающий церковь, после отпущения грехов не начинает грешить тут же, за порогом. Человеку дан выбор изначально, создай в себе рай или ад. И по результатам в себе, будет тебе общество подобных тебе. Потому отшельники удалялись от мира.
Re: оборморотень
dvm написал 21.04.2007 20:15
Так, а как тебе понимание существующих сегодня де факто двух идеологических полюсов если подойти к ним с самой что ни на есть практической точки зрения с точки зрения СПРАВЕДЛИВОСТИ (конечно в каждой стране, да на местности, скажем город и деревня, справедливость понимается по своему в силу своего менталитета, культуры, образования, традиций и так далее). Социалистическая идеология суть борьба за социальную справедливость, националистическая идеология суть борьба за национальную справедливость (понимаемое скажем как преимущественное право данной конкретной национальности занимать на конкретной территории все руководящие посты, как пример Прибалтика, средняя Азия, даже скажем Швейцария или Канада).
И как тебе такое понимание единой идеологии будущей коммунистической формации суть которой справедливость разума (очевидно, что к тому времени межнациональные противоречия отомрут из за кровосмешения, отсутствия границ и правительств, а вмести с ними исчезнет националистическая идеология, как ушли в прошлое монархические идеологии. Точно также исчезнет социалистическая идеология ибо не будет товарно денежных отношений).
Таким образом мы приходим к идеологии будущего основные положения которой совпадаю с положениями идеологи заоостризма (идеологии Заратустры, существовавшей чуть ли не десятки тысяч лет назад и наряду с этим описывающей последнее оледенение что то около двадцати тридцати тысяч лет назад). Л.Н.Толстой хорошо знал заоостризм и очевидно, как и все нормальные люди, его поддерживал (твои замечания про общий источник разума одно из главных положений заоостризма), да и все мировые религии используют положения этого великого учения.
Так что все возвращается на круги своя и история раздает всем сестрам по серьгам, то есть все идеологии, где есть эксплуатация человека человеком и ограничения основных свобод обречены на забвение. Так что считаю, что мы тему этой статьи окончательно перетерли.
dvm
Обормотень написал 21.04.2007 15:41
Молодец. Ты прав, настоящие коммунисты это как раз и есть толстовцы. И коммунистов я люблю. Не люблю я марксистов, которые протаскивают в коммунистическое движение шкурническую идеологию.
Опять прав ты и в том, что кроме социализма и национализма (который есть просто расистский или ублюдочный социализм) ну и рабовладения, которое так любят наши заклятые друзья, ничего другого не придумано. Прав ты и в том, что учение Христа было социалистическим (так его и читает Толстой). Единственное в чем ты неправ: ты считаешь, что главный элемент учения Тостого (или Христа, это одно и то же) это непротивление злу. На самом деле главным является утверждение общего источника разума всех людей (и через это все люди равны и способны к сотрудничеству) и позитивной цели жизни как служение этому разуму и его развитию. Непротивление злу есть только один частный элемент всей системы и служит к гашению возмущений в ней. Естественно, он не может быть понимаем так, что злу нельзя давать никакого отпора.
Re:обрмотень
dvm написал 21.04.2007 05:12
Твоя нелюбовь к так называемым коммунистам элементарна, ты просто за деревьями не видишь леса, а в данном случае, зри в корень. Коммунисты которых ты ненавидишь, делали октябрьскую революцию (и выражали интересы люмпен пролетариата) и их очень быстро потом перебили. И начиная с 30х годов у власти в стране были в чистом виде социалисты со временем все больше и больше мельчая. В КПСС никаких коммунистов не было, а были чисто идеологические социалисты (особенно в последнее время, а уж про Зюганова так вообще все ясно) типа сегодняшних находящихся у власти в Испании (да таких сейчас полно в Европе). Поэтому сегодняшний Евросоюз это СССР, практически по всем параметрам, только появилась относительная свобода предпринимательства и к ней в довесок националисты у власти в ряде стран.
Вообще человечество очень скудно идеологически, ибо ничего кроме национализма и социализма придумать не может. Все наши сегодняшние партии идеологически это комбинации на эту тему (скажем, у Грызлова и Зюганова больше социализма и мало национализма, ну и далее по списку, хотя все они любители по сравнению с титанами прошлого социалиста И.В.Сталина и нациста А.Гитлера).
Так вот, то что ты мне написал о идеях Л.Н.Толстова это социализм в чистом виде именно эти идеи разубоженные и разукрашенные в зависимости от обстоятельств, места и времени несут сегодня в массы социалисты по всей планете.
Я же тебя прошу выделить в некое идеологически новое (отличное от социалистической и националистической) учение которое якобы содержится в непротивлении злу по Толстову или у буддистов. Я прочел достаточно много литературы на эту тему и ничего нового там не нашел, более того у меня сложилось мнение, что идеологически социализм базируется как раз на идеях Л.Н.Толстого (да и исторически, социализм как идеология появилась позднее, а точнее буквально сразу же после того как), то есть получается, что эти нелюбимые тобой комуняки суть ТОЛСТОВЦЫ.
могилы копать не надо.
Обормотень написал 20.04.2007 18:05
Разумеется не надо, тем более и закон есть, чтобы не копать. Может быть хоронить их там, у проходной, не стоило, но раз уж пришла кому-то такая идея... Идея вообще-то правильная, кто-то, наверное, хотел героям повышенный почет и уважение обеспечить, а получилось как всегда. Что, трудно было мемориал в проект офисного центра вписать? Ах да, по советским законам не разрешается строить (правда, только жилье?) ближе 300 метров от кладбища. Но вот проходная же рядом, и отделение в 150 метрах...
Короче, загадка. Если подумать, то офис с мемориалом еще и круче был бы... Одним словом - сон разума порождает чудищ.
dvm
Обормотень написал 20.04.2007 17:49
Если Вы, уважаемый, ответов желаете, то и задавайте вопросы. Ваше же выступление, на которое я ответил, содержало 14 строк, из них в 12 вы наставали на том, что катастрофу в Сведловске устроили все же проклятые коммунисты, а не агенты ЦРУ, а потом добавили, что следующая катастрофа будет еще круче. И только в двух последних строчках спросили, чем, по-моему, отличается толстовство от буддизма. Я Вам не Штирлиц и не придаю особенного значения последним строчкам. Я решил, что про катастрофы вам интереснее, и ответил про катастрофы. Я вообще-то не справочное бюро, и не обязан отвечать на все вопросы. Теперь Вам про катастрофы уже опять не интересно и вы ультимативно требуете ответа "на поставленные вопросы".
Ну что ж, если Вам лень сходить в "Википедию", отвечу в двух словах:
Буддизм проповедует достижение совершенства каждым отдельным человеком. Типа, каждый может стать буддой, а что делают при этом другие, наплевать. И для этого достаточно созерцать собственный пупок, образно выражаясь. И становясь буддой человек выпадает из общества напрочь. Я не касаюсь вопроса, что есть совершенство, это отдельная песня.
По Толстому, есть люди мудрые, и есть не очень. Но ни один человек сам по себе ничего не стоит. Совершенства можно добиться только всем вместе. И это будет царство Бога на земле (и повсюду). Не для отдельно взятых будд, а для всех. Потому что Бог - это (и наш тоже) Разум.
Доступно?
Re: Б-В
Б-В написал 20.04.2007 16:58
Мне не очень понятно: "у этих детей", это вы к кому относите? Этика отношений будущего конечно не строится на самолюбовании. А улица - это настоящее, которое формируется частично и в интернете. Пример с тем же захоронением в Химках. Много ведь людей ходили мимо и даже мусорили, и даже не обращали внимание на надписи. А теперь - обратили. И возмутились, открыли глаза. Это этика или фарисейство? Да то и другое в одном флаконе. Учиться уважать память о павших в войне ради ныне живущих это правильно. Но и культура общения с живыми собеседниками в сети, не менее нужная часть воспитания, даже с точки зрения утопических мечтаний.
(без названия)
Olga написал 20.04.2007 16:01
Вы тут молодцы. Интересно.Спасибо.
Только могилы, все же копать не надо. Даже могилы фашистов. Одно дело - с живым человеком отношения выяснять, совсем другое - с его прахом.
Б-В
Olga написал 20.04.2007 15:59
Моя дочь уже выросла. Вполне благополучно. Учится и, даже - какой ужас - не курит.
А свобода, она внутри вас есть. Что в советское время, что сейчас.
Или нет ее.
Духовность нужна, очень нужна.
Только вот книжники и фарисеи не изменились. Хотя, говорят, и среди них бывали очень даже достойные люди.
Какую "новую утопию" можно придумать со словами "у этих детей"?
И какое общество можно построить не понимая элементарного - тебе и твоим родственникам по улицам ходить, где эти дети вырастут? Это же верх наивности и непрактичности - думать, что ты сможешь за высоким забором от мира укрыться.
Можно, конечно, в нирвану сбежать навсегда, но те, кто выбрал такой путь, обычно не интересуются интернетом.
Любование собой, своей правильностью, конечно, возвышает, но только в собственных глазах.
(без названия)
dvm написал 20.04.2007 13:58
Обер мотню
Причем тут коммунисты, ты похоже ничего не понял, прочти еще раз и ответь пожалуйста прямо на поставленные вопросы и не наводи тень на плетень
Re: Оlge
Б-В написал 20.04.2007 11:47
Ольга, позвольте вам напомнить, что у каждого беспризорного ребенка был отец, была мать. Очень легко отсутствие родительских чувств и ответственности объяснять разными причинами. Конечно нищета толкает. Но ведь не всех. Наркомания - способ уйти от проблем, но не дешевый способ. Если б усилия в поиске средств на "дозу" приложить в поиск возможностей заработать на жизнь... Не надо, нежелание бороться за жизнь - это тоже выбор. Разве на улице не видишь примеров духовной деградации? Мат отца и матери в присутствии ребенка, грязные оскорбления, злоба - оглянитесь. Мимо идет немытый опухший за опохмелкой, ему не до риторики, ему до магазина. А потом, за углом, в компании таких же, будут разговоры на повышенных тонах, что нас обобрали "начальники". А после их ухода за углом останется кучка мусора от "бесед". Это тоже отцы и метод воспитания дальнейшей деградации. Да государство виновато в первую голову, но ведь государство - это все мы.
dvm
Обормотень написал 20.04.2007 11:39
По Свердловску остаюсь при своем мнении, а насчет аварии: она уже случилась. Можно назвать конкретную дату: декабрь 1991, но это ничего не даст. Любая катастрофа - это процесс. У нее всегда есть множество причин и хотя в каждом конкретном случае происходящее может казаться нелепым стечением роковых обстоятельств (как в случае с "Титаником" или в Чернобыле), катастрофа всегда происходит закономерно. Если бы Титаник не утонул в первом рейсе, он утонул бы во втором, третьем или самое большее в пятом. Однотипный с ним корабль был аналогичным образом протаранен у берегов Англии за несколько месяцев до первого и последнего путешествия Титаника.
Мы сейчас тут и пытаемся анализировать причины произошедшей катастрофы, и, как мне кажется, коммунисты должны быть в этом заинтересованы больше всех, так как катастрофа развивалась под мудрым руководством ЦК КПСС.
Если коммунисты не смогут понять причины катастрофы и внятно объяснить народу, каким образом они собираются их устранить на будущее, эта партия не имеет права на существование.
(без названия)
dvm написал 20.04.2007 06:29
Обор мотню
Аргументы КГБ, ФСБ, ЦРУ и других спецслужб во все времена были одни, ибо терроризм это главное и единственное гражданское оправдание их существования, а деньги, как известно на их существование даем мы все. А на счет той давней (1979г.) потравы народа ты не обольщайся, никакого терроризма тогда не было, а было элементарное головотяпство. Эту выпущенную на народ бациллу, делали в течение десятилетий в конкретной лаборатории конкретные люди (сейчас туда экскурсии водят), и конкретные люди в погонах в 32 городке их охраняли и конкретно все кто выжил получили очень немаленькие срока. Эта бацилла уникальна, просто нигде (и теперь к счастью никогда, хоты бы в нашей стране, ибо просто денег не хватит, да и кадры разбежались, а большинства уже нет в живых) в мире ее невозможно по факту сделать именно в таком виде (как нельзя в одну реку войти дважды).
Самый конечно главный вывод из тех времен для нас обывателей, кроме конечно тех, что уже многократно озвучены, это наша сегодняшняя БЕЗЗАЩИТНОСТЬ. Если, не дай бог, случится сегодня такая же масштабная авария, как чернобыльская, то жертв и вообще пострадавших будет даже не в десятки, а в сотни и тысячи раз больше, ибо у государства сегодня нет ни средств, ни желания защищать своих граждан. Главные же ликвидаторы таких аварий (что армия, что МЧС) сегодня имею совершенно другую психологию и нынешние никогда жертвовать своими жизнями не будут, просто посрывают свои погоны и смоются.
А теперь на счет нирваны, ты мне объясни, бестолковому, какая такая принципиальная разница между последователями Будды и Л.Н.Толстова в их поисках ненасильственного переустройства мира?
(без названия)
Olga написал 20.04.2007 05:38
Беспризорники, наркомания, проституция... Вы, главное, не сопротивляйтесь, не ставьте себя на одну доску, с теми, кто вас ограбил и продолжает оскорблять. Не по-христиански это - сопротивляться то. Мне интересно, а когда их и их близких в переулке будут грабить и насиловать, они тоже будут к непротивлению призывать и взывать к совести тех, кто это проделывает?
Человек, конечно, жив не хлебом единым и все такое. Только как бы все эти красивые идеи донести до одичавших голодных беспризорных детей? Ну, про то что телесное - это фу.
Поскольку
Б-В написал 20.04.2007 01:30
статья про нужду мира в утопиях, то и хотелось бы утопического размышления о будущем. Вот смотрите, какой информационный скачок привнесла компьютеризация. Влияет на мир информация? В смысле: как изменяются отношения между членами общества глобальной сети? Процессы ускоряются. А вот какие именно, это неоднозначно. Изменяем мы мир в плюс, т.е. сдерживаем разрушение баланса. Или наоборот? Мысль - это энергия. Хотя наше зрение не видит ее траектории, но древние не зря писали о внутреннем зрении, духовном видении и т.д. Не зря, поэтому лучше фильтровать негатив, он разрушает изнутри и снаружи, вызывает стрессовые эмоциональные дыры энергии. Этика мышления в сети и информационные войны. Каждый-воин, хотя не каждый даже понимает кого и когда он ранил или убил. Церковь это не совсем внешнее, это и внутреннее. Спаси себя, и вокруг спасутся многие.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss