Кто владеет информацией,
владеет миром

«Бхагавад Гита» на все времена: «Иди, сражайся, убивай!»

Опубликовано 19.09.2007 автором в разделе комментариев 18

«Бхагавад Гита» на все времена: «Иди, сражайся, убивай!»

«Бхагавад Гита», то есть «Божественная песнь» или «Песнь Господа», заслуженно считается одним из величайших памятников мировой литературы, религиозной и философской мысли.

И в самом деле, в этом тексте, который входит в состав шестой книги индийского эпоса «Махабхарата», можно обнаружить небывалую глубину и прозрения, граничащие с гениальностью. Не только кришнаизм, но и весь современный индуизм включает в свою традицию «Божественную песнь».

Однако важно не только то, что содержит в себе «Песнь», но и то, для чего она была спета. И здесь оказывается, что проблема, возникшая, согласно традиции, в 3102 году до новой эры, не утратила актуальности и по сей день.

Вкратце напомним сюжет бессмертного эпоса. В шестой книге «Махабхараты» начинается великая битва (унесшая, если верить поэме, чуть ли не пять миллионов жизней - впрочем, индийская традиция всегда была склонна к преувеличениям). Сражаются за власть Кауравы и Пандавы - две царские династии,  или, точнее, две ветви одной династии. Величайший воин из Пандавов - Арджуна, возницей которому служит Кришна, воплощение бога Вишну. Перед началом боя Арджуна на колеснице выезжает вперед и обозревает вражеские ряды. А в этих рядах - родичи Арджуны, его давние друзья и знакомые. Потрясенный воин заявляет, что не станет сражаться с близкими людьми.

И Кришна начинает «Божественную песнь» - чтобы убедить Арджуну пойти в бой, поскольку без него Пандавы не способны победить в этой битве. На этот сюжет есть великолепное стихотворение Юрия Колкера:

«Противится твоя совесть, велик соблазн уклониться,

Но битва - предначертанье верховного божества.

Итак, крепись и сражайся» - вождю говорит возница.

И кони ржут, подтверждая божественные слова.

 

«В бою ты не знаешь равных, тебе суждена победа,

Ты праведен перед небом, а Кауравы грешны».

«Все верно - шепчет Арджуна - но сердцу противно это.

Ценой их жизни ни слава, ни царство мне не нужны.

 

Взгляни, о бог кровожадный - там братья мои и дяди,

Там тот, кто мечом и словом  меня научил владеть.

Каких утех и сокровищ, какого призванья ради

Их гибели предрешенной я должен сейчас хотеть?».

 

Два войска стоят недвижно, и каждый свой знает жребий.

Истории нет в помине - она еще не нужна.

Служенье, мудрость, величье - сам выбери, что нелепей.

Добавь любовь, если хочешь. Крепись, получай сполна.

 

Кришна поет об иллюзорности всего сущего, о долге воина... И так поет, что заслушаешься. Но, если пооборвать с его «Песни» все изящные словеса, обнажится ее не слишком привлекательная суть: «Иди - сражайся - убивай!».

За прошедшие пять тысячелетий опыт Кришны повторяли очень и очень многие - хотя и нельзя сказать, что всегда на таком высоком литературном уровне. Вот, к примеру, в 1096 году папа Урбан II в Клермоне запел о Гробе Господнем и о нечестивых магометанах, оскверняющих его. И толпы европейцев, наспех нашив на одежду кресты, двинулись в Палестину - убивать арабов, которые, вообще-то, не сделали им ничего плохого.

«Бхагавад Гита» работала - иногда успешно, иногда не очень, но совсем без нее обойтись было нельзя. Как объяснить человеку в мундире и с ружьем, что первейшая его обязанность - убить другого человека, к которому он никаких претензий не имеет и от которого отличается только цветом мундира? Все-таки убийство, что бы там ни говорили, противно человеческой природе, и, чтобы склонить человека к нему, нужно хорошенько постараться. Тут-то приходилось изощряться, выбирать наиболее убедительные доводы и облекать их в по возможности более красивые слова. Все, что угодно - лишь бы солдат не разглядел под этим пышным покровом традиционное - «Иди, сражайся, убивай!».

В 1914 году наши русские Кришны запели о братьях-славянах, которых необходимо защитить. И русские мужики в шинелях бодро, под патриотические песни, пошли в окопы - убивать и умирать непонятно ради чего. Уже после падения монархии Кришна Николаевич Милюков все пел о Константинополе, о проливах... Иди, сражайся, убивай! Впрочем, времена уже были не те - певца быстро освистали и согнали с подмостков.

Но миновал век - и на Руси зазвучали новые версии «Бхагавад Гиты». В середине девяностых Ельцин пел о территориальной целостности России и о восстановлении конституционного порядка. И люди шли убивать друг друга. Не слишком охотно, но все же шли. Позднее эту же песню подхватил и Путин - и с ней триумфально въехал в Кремль.

За океаном «Песнь господа» пели - и поют - на другой лад. Там речь идет о демократии и правах человека. Впрочем, в последние десятилетия (и в России, и за рубежом) появились и другие Кришны - геополитики, включившие в «Бхагавад Гиту» слова «евразийство», «атлантизм» и «хартленд». У этих слов есть, по меньшей мере, два несомненных достоинства - они звучат красиво и непонятно.

Зазвучит ли эта песня в России в ближайшие годы? Очень хотелось бы надеяться, что нет - но, увы, наши надежды играют в этом мире, мягко говоря, не очень большую роль. Между тем, например, антигрузинская кампания последних лет дает основания для не очень-то веселых прогнозов.

Зачем я все это написал? Да единственно затем, чтобы вы, читатели, услышав очередной вариант «Бхагавад Гиты», помнили: слова в этой песне могут меняться до неузнаваемости. А вот музыка вот уже пять тысячелетий остается неизменной. И смысл этой музыки - «Иди, сражайся, убивай!».



Рейтинг:   3.55,  Голосов: 11
Поделиться
Всего комментариев к статье: 18
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
К Бхагавадгите
Почти Абориген написал 23.09.2007 01:38
Милейший Автор! В своих исторических иллюстрациях к Бхагавадгите Вы забыли упомянуть нашу гражданскую войну и такие замечательные примеры как Роза Залкинд, Дора Евлинская и прочих, которые в отличие от Арджуны не мучились и не сомневались, а просто "мочили" усердно, изощренно, с любовью к делу.
Отвечать не надо. И Вы, и я понимаем, кто, о чем и зачем поет, тем более, что мне лично наплевать, все давно Ваше...
Почти Абориген
Re: Помогите найти ученого, профессора арабиста и взять у него интервью
Прохожая написал 22.09.2007 11:24
Неуважаемый, Вы много на себя берете, говоря о Кришне гадости. Бронируете себе место в АДУ?
-
Виктория написал 21.09.2007 20:29
Вы-то здесь при чем --это же книга индоевропейцев.
Сказали бы это своим соплеменникам из маленького государства и всяким там мадлен.
Помогите найти ученого, профессора арабиста и взять у него интервью
*+) написал 21.09.2007 20:22
Учение Кришны полностью противоположно учению Христа - "Грех это все то что вредит здоровью и сокращает жизнь", а поэтому "Не убивай!" и "Не развратничай!" - "Не сокращай жизнь себе и другим!"
Поэтому всем ясно, что развратный Кришна призывавший к убийству братьев, это сам Сатана, или его воплощение, но давайте забудем о далекой индийской религии и обратимся к себе и поближе - вокруг себя.
Всем давно известно о родстве арабов и евреев, о родстве их языков и религий, но не все знают о родстве с ними русских (о десяти поволжских областях и республиках, из книги американского историка Эммануила Великовского - "Вавилонское пленение").
Около двух-трех лет назад, случайно, на московском радио "Теос", радиожурналистка Наталья Чернова, взяла интервью у знаменитого профессора арабиста, который долгие годы преподавал арабский язык, посещал арабские страны и т.д. Чувствуется что знания его в этой области огромные и даже феноменальные. В частности, этот ученый, профессор обьяснял происхождение всех непонятных слов и выражений в русском языке, говорил он очень много но я запомнил одно - (то что было мне более понятно, то и запомнилось) - наше знаменитое русское непонятное выражение, которое все слышали много раз на русских рынках и базарах - "Иди ты на ХУ!", оказывается это дословное, точно арабское выражение означает - "Отойди в сторону".
Таких примеров, но более цензурных, профессор привел десятки и сотни.
Господа очень прошу редакцию, журналистов и всех интеллектуальных и сознательных москвичей, помочь найти этого гениального ученого филолога и замечательного профессора арабиста, (фамилию его я не запомнил), но журналистка - Наталья Чернова и радиостанция - "Теос" - это я помню точно.
Вот бы взять у него интервью и опубликовать на этом замечательном Форуме МСК, это был бы хороший удар по всем злобным антисемитам и русофобам.
Кришну не замайте.
Обормотень написал 21.09.2007 02:02
Он победил злого демона э... не помню, как звали. А иначе всему человечеству была бы крышка. Молодой Кришна жил на нелегальном положении в пастушеском шалаше и забавлялся игрой на свирели, чем заслужил большую признательность среди местных девушек.
Махабхарату не читал, но догадываюсь, что здесь не обошлось без поклепа на честное имя Кришны.
Re: Петру
Иван Крупей написал 20.09.2007 18:52
Эх, Илья,
кажется это Вы не поняли.
Эту войну тоже не нужно было оправдывать.
Война уже была объявлена и если Арджуна не хотел сражаться - он мог это решить заранее, а не на поле боя.
Простите, но если солдат бежит с поля боя - он дизертир.
Так было во все времена.
Армии уже должны были сражаться, и эти армии должны были погибнуть. Арджуна ничего уже не в силах был изменить. Кришна сдержал битву только, чтобы поговорить с Арджуной, который хотел сбежать с поля боя вот и все.
Если вы действительно читали Махабхарату то должны были заметить, что Кришна выступал послом доброй воли от Пандавов и неоднократно давал шанс противоположной стороне остановить кровопролитие.
Не нужно ничего выдумывать, читайте внимательней Махабхарату.
Ваш слуга,
Иван Крупей
Вы ПЛОХО читали Бхагавад Гиту!!!
Зинаида написал 20.09.2007 16:16
К Вашему сожалению Вы ничего НЕ ПОНЯЛИ в Бхагавад Гите! ..."Смотрел в книгу, а видел фигу"...- про таких как Вы обычно говорят.
Петру
Илья Федосеев написал 20.09.2007 11:16
Боюсь, вы меня неверно поняли.
Речь вовсе не о том, чтобы капитулировать перед агрессией. Если вы заметили, в статье ни слова нет, к примеру, о Великой Отечественной войне. Почему? Да очень просто: "Бхагавад Гита" (в широком смысле) - это оправдание войны. Но ту-то войну никто не оправдывал - поскольку она в этом и не нуждалась. Если на тебя напали, так защищайся - какие тут могут быть разговоры?
Во всех же прочих случаях война нуждается в оправданиях - а значит, требуется свой Кришна.
(без названия)
ЭМВЭ написал 20.09.2007 01:23
Правильно, но небрежно, по разгильдяйски написиенная статья. Громадная сила этих всяких гипнотических влияний на бошку безмозглого людишки свалившихся, в тварь божию превращчает эту людишку. На моих глазах два человека, сходившие на индийскую лекцию чудиками стали. Навсегда. И такжэ церковь. Никто ее семесят лет не знал. А щщас иду я сам туда, а зачем - не знаю. Просто мне там хорошо. А как подумаю об синагоге или об мечети, то страшновато што-то становится. А костел католический -неприятненько. Хоть бы дажэ это и собор святого Витта. В Праге. Красива! И неприятнинько! Куполочки нашы большэ по душэ. Хоть и сволочи попы, выпершые на телеэкраны первых каналов. Наверно ***** церковь нашу решыли сволочи.
(без названия)
Петр написал 19.09.2007 23:29
Несогласен с автором данной статьи в том, что, мол, исключительно "Иди, сражайся, убивай!" Ведь этот вопрос гораздо сложнее, чтобы его рассматривать только в такой плоскости. Часто бывает, что на войну солдаты идут по убеждению, а не по принуждению. В самом деле мне, может, самому не нужно чтобы неизвестно кто приходил в страну, где я вырос, живу, создал семью. Почему это кто-то вдруг приходит и начинает распоряжаться моей родиной. Автор говорит, что я буду этого человека убивать не имея к нему никаких претензий. Нет, здесь он не прав.
философия иногда бывает опасной для неокрепших умов
Иван Крупей написал 19.09.2007 19:18
Когда у нас идет половое созревание - нам кажется, что кто-то все время покушается на нашу свободу. Но обычно с возрастом это проходит - начинаешь понимать, что у людей разные интересы, и часто эти интересы не совпадают.
Да есть такое дело как социальное давление, давление на работе и т.д. От этого трудно спрятаться. Согласен, что религией пользуются в своих корыстных целях. Но здесь автор делает то же самое. Он берет священный текст и пытается приспособить его для того, чтобы сказать, что все - крокодилы. И Кришна у него эдакий уничтожитель людей. Но суть в том, что Кришна мог бы сам убить все эти миллионы воинов /фактически он это и сделал/, но он хотел прославить мужество Арджуны.
Если Вы внимательно прочитаете Гиту /не в вольном переводе, а желательно на санскрите/ - то поймете, что Кришна просил Арджуну сражаться со своими слабостями и ругал его не за отказ от сражения, а за мотивы по каким Арджуна отказывался сражаться. Если бы так было все просто, то Кришне не пришлось рассказывать так много о самоосознании, об отречении, об йоге, о работе без привязанности к плодам. Он бы просто сказал "предайтесь окаянные" - и не было бы смысла в Бхагавад-Гите. Но Кришна рассказывает длинный путь самоосознания для того, чтобы мы попытались идти по нему.
Если все так просто, почему Кришна в самом конце сказал - "Я все подробно тебе объяснил, обдумай это хорошенько, а потом поступай как знаешь"?
Когда нам рисуют высокие цели - нам рефлекторно хочется спрятаться, чтобы нас не использовали. Но может быть в том то и счастье чтобы нас использовали, только цель была бы достаточно высокой и объект /или субъект/ служения был бы достойным. А иначе зачем мы живем?
Бред!
Андрей написал 19.09.2007 14:28
Это какой-то бред с попыткой подтекста...
"Бхагавад Гита", "Гробе Господнем", "нашив на одежду кресты", "убивать арабов", "человеку в мундире", "падения монархии", "братьях-славянах", "Ельцин", "Путин", "За океаном «Песнь господа»", "антигрузинская кампания".
Я конечно понимаю, что большинство ваших читателей вы почитаете за лохов, но могли бы постараться и получше, для случайно зашедших с новостных лент.
Да и чего это вдруг вы взяли Бхагавад Гиту?... Ветхий Завет ведь еще проще приспособить под вашу статейку, там, так вообще все "открытым текстом" и трактовать ничего не надо, -- али боязно? А для полноты картины, я бы добавил что нибудь о непротивлении злу силой и припомнил бы старика Толстого, а потом, прошелся бы безжалостным пером по Сергию Радонежскому и его Ослябе с Пересветом и обязательно по Александру Невскому, а коли знаний хватило бы, так еще и Иосифа Володского помянул бы и его "беззакония"...
Э-эх, ну как же меня умиляют такие вот бездарные горе-манипуляторы.
Re:
кеша написал 19.09.2007 11:23
извиняюсь за ошибку - появление книги в 90-х, а не 70 хотелось написать. Дело в том, что первые Бхагавад-Гиты появились в России еще до революции. Приписываемая книге кровожадность лишь указывает на агрессивность заказчиков статьи.
(без названия)
Кеша написал 19.09.2007 11:12
Не понятно появление данной статьи - к чему этот странный коментарий к признаному мировому религиозному произведению. Бог всегда призывал человека сражаться за справедливость. Иисус говорил что не мир принес он, но меч. Мухамед призывал к джихаду с неверными. А по поводу появления этой книги в 70 - просто вранье. Эти книги распространялись еще в советские времена, правда тогда за это могли даже в тюрьмц посадить. так что Ельцину можно сказать только спасибо. Вы, ребята-журналисты, зарабатывайте бабки на чем-нибудь другом, не обалванивайте народ ))))
К ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ОСНОВАМ СТРОЯ РЕАЛЬНОГО СОЦИАЛИЗМА
wolodja написал 19.09.2007 09:47
http://www.iwolga.narod.ru/date/soz.htm
Естя тама такие солва:
Г. Учитывая надвигающееся исчерпание многих жизненно важных ресурсов в масштабах всей планеты альтернативой сценарию "Ноева ковчега" представляется общественное устройство с жесткой бюрократической структурой и так называемой "уравниловкой", а, вообще-то, "равенством", при разумном ограничении потребления и рождаемости (фактически "социализм") * - строй подтвердивший свою эффективность даже в условиях тоталитарной однопартийной системы.
Можно ли сказать, что именно его нам и предлагает "Мировое правительство"? Скорее всего нет. Во-первых, в России строят не социализм а капитализм. Во-вторых, любой бюрократический строй не исключает тех или иных форм борьбы государств и народов за ресурсы (привилегии), так как история показывает, что являясь "средним" человеком чиновник (в массе) начинает "тянуть одеяло на себя", т.е. противоречия начинают воспроизводиться. То, что желание жить лучше самому является врожденным качеством человека, не является основанием для принятия в качестве государственной доктрины "потакания врожденным качествам" отдельного человека: государство и требуется для того, чтобы защитить "многих от некоторых".
Необходимо помнить, что сценариев может быть много и они будут корректироваться по мере развития событий. И, например, если народы России "добровольно" уйдут в небытие (подобно исчезнувшим ранее многим цивилизациям) это может быть несколько и опечалит "выжившую часть человечества", а может быть и не опечалит.
(без названия)
D.D. написал 19.09.2007 08:24
Аффтар, "вспомни" финал "Ф" Гете.
(без названия)
internationalist написал 19.09.2007 05:32
Не помню толком, но вроде там же и подоплека была, зачем богам это над. Так, между делом промелькнуло. Что-то вроде того, что народу расплодилось много, и решили поуменьшить.
Реальным мотивом Вишну понятно никого не грузил.Так сказать, не отвлекал от интересного занятия.
Может, кто лучше помнит?
Илье
Василий написал 19.09.2007 00:25
Бхагавад-Гита передатся по цепи ученической преемственности и в данном случае термины "евразийство», «атлантизм» и «хартленд" в тексте автора - 40 ученика Шри-Кришны - Бхагтиведанты Свами Прабхубады- отсутствуют.
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss