Кто владеет информацией,
владеет миром

Манифест мировой социальной Интернет-революции

Опубликовано 24.01.2008 автором Игорь Эйдман в разделе комментариев 48

Манифест мировой социальной Интернет-революции
Человечество стоит на пороге мировой социальной Интернет-революции. На смену частной собственности, наемному труду, манипулятивной представительной власти идет свободное творчество, общедоступная информация, прямая демократия. Новые информационные технологии в начале 21 века создали возможности для качественного преображения политической и социально-экономической системы общества. Теперь от социальной активности мирового Интернет-сообщества зависит скорость и полнота этих перемен.

         Современные мировые и интегрированные в них национальные правящие элиты собственников-манипуляторов не могут ответить на вызовы времени. Они неэффективны, корыстны, коррумпированы. Их власть представляет собой серьезную угрозу для будущего человечества. Ресурсный и экологический кризис, обостряющееся противостояние цивилизаций, кризис доверия традиционным социальным институтам делают наше будущее непредсказуемым и опасным. Угрожающие вызовы времени может преодолеть только радикальное социально-политическое обновление развитых стран, способное обеспечить новый виток развития мирового творческого процесса.

Еще в середине 19 века многие радикальные ученые и публицисты пророчили грядущий крах капитализма. Наиболее развернуто о его неизбежности говорили основоположники марксизма. С высоты прошедших 1,5 с лишним столетий можно констатировать, что ускоряющееся технологическое развитие, с одной стороны, продлило капитализму жизнь, а с другой, обеспечило неотвратимость его конца. Капитализму все это время удавалось успешно приспосабливаться к техническому прогрессу и развитию производственных отношений. Ухудшения положения пролетариата, как пророчили тогдашние критики капитализма, не происходило, наоборот, уровень жизни наемных рабочих рос. Что не менее важно, совершенствовались технологические инструменты, обеспечивающие собственническим элитам возможность эффективного манипулирования обществом (наиболее характерный пример таких инструментов - телевидение).

В результате, промышленный пролетариат вопреки предсказанию основоположников марксизма не стал могильщиком капитализма, как рабы не были могильщиками рабовладельческого, а зависимые крестьяне - феодального строя. Однако, другое марксистское пророчество о том, что капитализм умрет, когда обострятся противоречия между его производственными отношениями и развивающимися производственными силами, на новом, непредугаданном классиками витке развития все же  получило все шансы сбыться. Как промышленная революция похоронила несоответствующий ее задачам феодализм, информационная революция способна положить конец капиталистическим частнособственническим отношениям. Крупное индустриальное производство не уничтожило капитализм, наоборот, оно стало мотором его развития. Конец капитализму положит развитие Интернет-общества, обеспечивающее свободный доступ всех его членов к основным современным средствам производства - информации, инструментам ее получения, обработки, создания, распространения (т.е. прежде всего к компьютеру и Интернету).

 

Капитализм обречен

Феномен запаздывающих, но сбывающихся пророчеств известен. Зачастую пророчества сбываются гораздо позднее, чем ожидают сами пророки; тогда, когда в них уже мало кто верит. Например, более чем через полвека после намеченного срока, сбылось пророчество Троцкого о том, что партийная бюрократия реставрирует в СССР капитализм, чтобы заполучить в частную собственность и передать своим потомкам производственные ресурсы страны. Длительная отсрочка реализации марксистского пророчества о крахе капитализма, банкротство попыток создания альтернативных форм социального устройства, вызвали торжество рыночного фундаментализма, уверенность в сакральной силе частнособственнических рыночных отношений.

Крах альтернативных капитализму социальных экспериментов в 20 веке был предопределен тогдашним уровнем технологического развития экономики. Их организаторы были уверены в том, что бурно развивающееся в то время крупное индустриальное производство призвано стать могильщиком капитализма и основой для новой формации, идущей за ним вслед. Господство крупной индустрии в экономике диктовало им концепцию построения общества как единой фабрики, завода. Логика была проста: если экономика основана на крупном производстве, то и общество должно управляться как единый большой завод. Отсюда авторитарность, иерархичность управления, жесткое администрирование и регламентация. Как следствие, ограничения свободы самовыражения, творчества, личности, ведущие к творческому и технологическому застою, низкой конкурентоспособности экономики. В результате все попытки организовать альтернативное капитализму общество на базе крупного индустриального и (или) аграрного производства вырождаются в государственно-капиталистическую диктатуру и заканчиваются естественным крахом, реставрацией капитализма.

Развитие современного Интернет-общества формирует новую альтернативу капитализму. На смену концепции общества-фабрики пришел образ общества-сети. Такого общества, политическая и экономическая системы, которого основываются не на вертикальных иерархических, а на горизонтальных свободноформирующихся социальных коммуникациях.

Технологическое развитие преодолевает господство крупной индустрии и вертикально управляемых корпораций. Новые технологические достижения информационного общества предполагают формирование экономики свободного индивидуального и коллективного сетевого творчества.

         Не обязательно быть марксистом, чтобы признать, новое Интернет-общество уже не будет капиталистическим, то есть не будет основаться на частной собственности и рыночной экономике. Даже далекий от марксизма представитель американского научного истеблишмента Йокай Бенклер пишет о новом обществе: «Главной характеристикой экономики сетевой информации является гораздо большая роль индивидуального децентрализованного участия, в основе которого лежат широко распределенные нерыночные механизмы, не зависящие от проциентарных (собственнических) стратегий».

 

Впереди всемирный флэш моб

Научно-техническая революция во второй половине XX века привела к созданию высоких информационных технологий, которые были использованы правящими элитами для манипуляции обществом (наиболее эффективным инструментом манипуляции оказалось телевидение). В результате дальнейшего их совершенствования появилась угроза полного манипулятивного вырождения демократии через монополизацию высокотехнологичных информационных инструментов правящими элитами. Творческий процесс в силу логики своего развития ответил на эту угрозу созданием Всемирной сети - Интернета, который по самой своей природе демократичен и отвергает любой монополизм.

Технологические возможности Интернета создают условия для формирования общества прямой демократии, свободного распространения информации; социальной системы без частной собственности и наемного труда, эксплуатации и манипуляции. Основной целью такого общества станет создание гарантий для свободной творческой самореализации каждого его члена.

Объективные условия для формирования подобного общества сложились в большинстве развитых стран (Европы, Северной Америки, Дальнего Востока). Для реализации этих возможностей необходима мировая социальная Интернет-революция т.е. мирное освобождение общества от манипулятивной власти современной буржуазной элиты, радикальная демократизация и рационализация его социальной системы.

Известно, что любые революционные преобразования совершаются при условии формирования контрэлиты, способной бросить идеологический вызов правящей элите и повести за собой общество. Преобразование современного буржуазного мира в Интернет-общество также способно осуществиться только при условии появления контрэлиты Интернет-революционеров. Она не может сформироваться в старых социально-политических и информационных институтах, контролируемых прежней буржуазной элитой манипуляторов. Единственная и естественная среда, в которой может и должна появиться современная контрэлита, - это Интернет-сообщество, находящееся вне зоны тотального контроля правящей элиты. Интернет и, прежде всего, социальные сети в нем, открывают возможности, как для популяризации альтернативных идей, так и для появления новых популярных лидеров, противостоящих существующей социальной системе. В этой среде и следует ожидать зарождения контрэлиты, способной мобилизовать Интернет-сообщество на противостояние системе, обеспечить переход к более справедливому, рациональному и эффективному обществу.

Уже сейчас развитие информационных технологий организует их пользователей в так называемую «умную толпу» (термин Говарда Рейнгольда), формирующуюся с помощью Интернета, мобильной связи и т. п.  С помощью информационных технологий люди, составляющие эту «умную толпу» (зачастую разъединенные территориально и социально), объединяются вокруг решения тех или иных конкретных задач (будь то отставка политика-коррупционера, протест против роста цен, войны, несправедливого законодательства и т.п.). Интересы «умной толпы» как более современной и демократичной формы самоорганизации неизбежно войдут в противоречие с властью старых элит, ориентированных на сохранение статус-кво. Задача контр-элиты Интернет-революционеров организовать действия «умной толпы», сделать их целенаправленными и эффективными.

Как известно, в настоящее время в Интернете происходит бурный рост социальных сетей. Сети начинают играть все более значимую роль в общественной жизни многих стран. Одновременно с этим они попадают под все большее влияние корпораций. Социальной и творчески активной части Интернет-сообщества для того, чтобы отстоять свободу самовыражения, защитить ее от корпоративной манипуляции, необходимо объединиться в систему социальных сетей типа «Е-общество 2.». Эти сети будут основаны на принципе персонального социального взаимовыгодного взаимодействия (на базе технологий p2p) без корпораций и эксплуатации. Сети «Е-общество 2.», дающие пользователям возможность реализовывать свои социальные и творческие мотивации без манипулятивного посредничества собственнических структур, смогут стать наиболее популярными и со временем вобрать в себя большую часть Интернет-сообшества.

Сеть Е-общество 2. будут, по сути, виртуальным слепком гражданского общества.  В них организуется «умная толпа», способная в любой момент перенести свои действия из виртуальной в физическую реальность. Таким образом эти сети смогут быть одновременно и эффективным инструментом социальной и творческой самореализации, и прообразом будущей политической системы, и альтернативным центром, организующим социальную протестную и созидательную активность Интернет-сообщества, как в национальном, так и в мировом масштабе. В перспективе, в тех или иных странах участников Е-общества 2. станет больше, чем тех, кто участвует в традиционных избирательных процедурах, тогда эта сеть сможет в рамках легальных демократических процедур взять на себя функции реальных органов государственной власти.

 

Контуры образа будущего

Демократия без манипуляции

         Уже в ближайшее время в большинстве развитых стран свободный доступ в Интернет будет обеспечен для всех членов общества. В этой ситуации роль парламента, органов законодательной власти смогут выполнять все заинтересованные граждане. Используя специализированные Интернет-ресурсы (например, сети Е-общества 2.) в режиме реального времени, они получат возможность обсуждать, голосовать и принимать законы, оперативно реагировать на появление той или иной проблемы - то есть выступать в роли депутатов современных парламентов. За порядком и организацией работы смогут следить модераторы, избираемые участниками парламента - всеми пользователями сети.

         В представительной демократии уровень влияния на политическую жизнь определяется, прежде всего, обладанием социальными и финансовыми ресурсами. В прямой Интернет-демократии возможность участия в принятии политических решений будет определяться только степенью личной заинтересованности, компетентности, убедительности аргументов гражданина, которые определят частоту и эффективность посещений им виртуального парламента. Естественно, меньшинство политически активных граждан, являющихся постоянными посетителями этого Интернет-парламента, будет находиться под латентным контролем большинства, члены которого смогут при необходимости воспользоваться своим правом потенциальных Интернет-депутатов.

         Интернет-демократия не нуждается в посредниках между избирателями и властью. В ней нет места для политических партий, призванных манипулятивными методами мобилизовать активность избирателей для решения социальных задач своих руководителей.

         Борьбу политических партий за исполнительную власть в Интернет-обществе сможет заменить конкуренция услуг деидеологизированных сообществ профессиональных управленцев, подобных тем, что сегодня работают в экономике. Прямой Интернет-парламент, включающий всех членов общества, периодически на альтернативном Интернет-конкурсе будет заключать контракт с одной из таких управленческих команд. В контракте будут предусматриваться определенная программа действий, ее предполагаемый результат и соответствующая оплата работы. Причем этот контракт в любой момент сможет быть расторгнут в случае, если за это проголосует большинство членов Интернет-парламента.

Тем самым произойдет десакрализация политического управления и превращение выборов исполнительной власти из манипулятивного шоу в покупку потребителями на конкурсной основе необходимой им услуги. Занятие политическим управлением в органах исполнительной власти, таким образом, станет рутинной профессиональной деятельностью.

 

Экономика без эксплуатации

         На смену господства крупных корпораций в Интернет-обществе придет повсеместное распространение индивидуальной и групповой творческой трудовой деятельности и рациональный обмен ее результатами через социальные сети в Интернет. В этой связи реализуется давняя идея О. Тоффлера - о переходе от бюрократической формы организации труда к адхократической, при которой социальные и производственные структуры создаются временно, для решения конкретных задач, а каждый их участник может свободно взаимодействовать с другими, как по вертикали, так и по горизонтали. На этой основе для решения научных, технических, экономических задач могут создаваться временные ассоциации свободных Интернет-творцов. Этим ассоциациям в Интернет-обществе предстоит вытеснить сложные и авторитарные структуры крупных корпораций.

В Интернет-обществе труд будет освобожден от зависимости от капитала. Как известно, власть работодателей над работниками основывается на институте частной собственности на средства производства. Сегодня, когда основным средством производства становится общедоступный компьютер, эта власть должна неизбежно исчезнуть. Свободный работник получает независимость от организации работодателем условий для его работы (где мой компьютер - там мое рабочее место). Кроме того, он получает возможность без посредничества работодателей индивидуально или в рамках адхократических сообществ организовывать распределение труда, производственный процесс и продажу его результатов через Интернет.

Конечно, подобный прогноз актуален пока только для развитых стран, в которых доля в экономике материального производства перманентно сокращается. Однако, со временем, развитие Интернет-революции и связанное с ней ускорение творческого процесса дойдет и до средне и даже слабо развитых стран. Мировая Интернет-революция будет завершена с повсеместным распространением автоматизации материального производства и утверждением творческой интеллектуальной деятельности, как основы экономической активности населения.

 

                                        Революция сегодня!

         Революции, социальные перемены в новейшее время организовывались партиями, профсоюзами, массовыми движениями. Сегодня когда практически все традиционные политические институты подчинены и коррумпированы правящими элитами, радикальные социальные перемены могут быть подготовлены только в неподдающемся их тотальному контролю Интернет-пространстве. Мировую Интернет-революцию организует мультинациональное мультиязыковое сетевое движение (Е-общество 2.), распространяющееся поверх государственных границ и культурных барьеров. Подобная сеть, объединив большие массы активных людей в разных странах мира, могущая мобилизовать их на различные созидательные и протестные действия представляет собой огромную силу, способную изменить мир.

Сегодня практически все общественные силы, не зависимые от манипулятивной собственнической элиты, заинтересованы участвовать в социальных переменах, которые несет Интернет-революция. Анти и альтерглоболисты - потому что эти перемены отстранят от власти глобальные элиты и транснациональные корпорации. Экологисты и зеленые - потому что они помогут защитить мировую природы от безжалостной эксплуатации со стороны крупного бизнеса и национальных бюрократий. Демократы - потому что Интернет-революция ведет общество к прямой демократии - более высокому уровню воплощения демократических идеалов. Анархисты и либертарианцы - так как она призвана освободить личность от государственного и корпоративного подавления. Социалисты и коммунисты - потому что она уничтожит эксплуатацию наемного труда. За пределами Интернет-революции останутся только рыночные фундаменталисты, патриоты-государственники, клерикалы и националисты, то есть защитники институтов, обслуживающих интересы традиционных глобальных и национальных правящих элит.

Таким образом, сетевое движение Интернет-революции сможет объединить большую часть социально активного Интернет-сообщества. Для участия в нем будет достаточно придерживаться только нескольких общих идеологических принципов: свободы информации, труда и творчества; прямой Интернет-демократии; противостояния диктату корпораций, собственников и государственных бюрократий.

Конечно правящая мировая олигархия собственников-манипуляторов, контролируемые ей корпорации понимают угрозу, которую несет их власти новая реальность. Она пытается максимально ограничить свободу информации в Интернете, скупает социальные сети, преследуют радикальных Интернет-активистов. Так как информация становится главным товаром в современной экономике, частнособственнические отношения, перестав распространяться на информационные ресурсы, неизбежно со временем потеряют значение и в других сферах экономики и социальной жизни. Поэтому последовательная борьба за свободу информации должна стать первостепенным делом Интернет-революции.

         Вторая задача Интернет-революции - формирование новых более демократических и рациональных форм социальной организации. Эта борьба может вестись по принципу: от частного к общему. Социально непривилегированная часть Интернет-сообщества научится солидарно защищать интересы своих членов. Любые злоупотребления собственников, нарушение прав, подавление личности, издевательства над наемными работниками должны встречать организованный в сети массовый протест. Каждый случай социального насилия со стороны национальных властей и международных институтов (репрессии полиции, экологические нарушения, военные авантюры, ограничение свобод и т.д.) также должен встретить отпор. Любого члена сообщества, доказательно пожаловавшегося на злоупотребления со стороны работодателя, должно поддержать все сообщество. Каждый встретившийся с фактами насилия со стороны власти, также должен получить поддержку от своих собратьев по сети. Необходимо оперативное жесткое массовое реагирование и на институциональные изменения, ухудшающие положение непривилегированного большинства, тормозящих развитие общества.

Сеть также способна стать центром выработки альтернативных предложений по различным вопросам общественного развития, решению текущих и глобальных проблем.

Сеть организует «умные толпы» на сопротивление существующему глобальному социальному порядку, в поддержку альтернативных решений и проектов, выработанных  Интернет-сообществом. Среди подобных действий могут быть: традиционные массовые акции и флэш-мобы; бойкот реакционных компаний и институтов, их услуг, товаров, СМИ; различные формы гражданского неповиновение и неучастия; публичное разоблачение преступлений бюрократии и корпораций, массовые подачи против них юридических исков и т.д. Реальная социальная активность сообщества будет способствовать виртуальному «голосованием ногами» - массовому переходу пользователей Интернет в сети Е-общества 2. В результате эти сети будут набирать все больший общественный вес, увеличиться значимость формируемых в них альтернативных решений и проектов; сети превратятся в реальных конкурентов традиционных органов власти.

Разнообразные автономные действия в разных странах мира, формирующие единую мировую Интернет-революцию, будут развиваться лавинообразно и со временем приобретут высокую организованность и интенсивность. В конечно итоге они приведут к радикальному социальному преображению глобального общества, отстранению от власти правящей мировой собственнической олигархии, переходу реальных рычагов управления к созданным в Интернете органам прямой демократии.

Перефразируя идеолога Великой Французской революции, сегодня, можно сказать - «Кто сейчас Интернет-сообщество - ничто, кем оно должно стать - всем!».

Мировая социальная Интернет-революция начинается!


Попутно публикуем рецензию на новую книгу автора статьи "Оппозиция в России может быть только новой и левой", известного социолога Игоря Эйдмана.

И. В. Эйдман. Прорыв в будущее. Социология Интернет-революции. М.: ОГИ, 2007.

Книга Игоря Эйдмана интересна прежде всего тем, что переставляет собой изложение новой и достаточно радикальной версии левой антибуржуазной демократической идеологии, основывающейся на традициях рационалистической позитивистской социальной философии.

Про новые демократические возможности, открывающиеся перед нами в век информационных технологий, писали уже многие. Но далеко не все решаются говорить о связи между информационной организацией общества и эксплуатацией, о том, насколько наша жизнь, несмотря на все передовые открытия и изобретения, остается объектом манипуляции, о том насколько мы остаемся, при всех наших демократических правах, заложниками существующих властных элит.

Книга Игоря Эйдмана содержит подробный анализ социально-психологических процессов в современном обществе; мотиваций и потенциальных возможностей человека как участника социальной деятельности. В книге рассмотрено влияние современных информационных технологий и средств связи на процессы информационного и социального обмена, и дан прогноз политической и экономической организации общества будущего.

Отправной точкой исследования является анализ ценностей и мотивов социальной деятельности человека. Здесь автор следует в русле популярной в современной социологии теории рационального выбора. Рациональность мотивов человека предполагает стремление к максимизации позиций социального статуса: потребления, престижа и власти (в авторской терминологии основной социальный инстинкт) и эмоционального удовлетворения от творческой деятельности (творческий инстинкт) при минимизации затрат собственных жизненных ресурсов (сберегающий инстинкт). Основным естественным препятствием для рационального поведения в социальной жизни предполагается априорная неполнота информации, которая не позволяет адекватно анализировать все возможные альтернативы поведения и выбирать наиболее оптимальный его вариант. Неравенство в доступе к информации между членами общества, по мнению автора, создаёт возможность манипуляции, т.е. ненасильственного побуждения людей к действиям, которые в действительности противоречат их рациональным интересам и мотивациям.

Процесс социальной реализации человека представлен Эйдманом как превращение потенциалов социального статуса в его источники. Потенциалами являются личностные и социальные характеристики человека, с которыми он входит социальную жизнь. К ним относятся генетически обусловленные качества личности, такие как способность к различным видам профессиональной деятельности (функциональный потенциал) и умение под влиянием основного социального преодолевать сберегающий инстинкт (динамический потенциал). На воспроизводство статуса влияют также унаследованные социальные ресурсы или социальный потенциал (собственность, место проживания, сословное происхождение, социальные связи, национальность и т.д.).

В книге представлены математические модели превращения потенциалов в источники социального статуса и формирования под их определяющим влиянием социальной траектории человека, т.е. жизненной динамики его социального статуса.

Модель Эйдмана учитывает также и случайности, влияющие на социальный статус человека, но не зависящие от его индивидуальных потенциалов и поведения. Далеко не всегда каждый является кузнецом своего счастья. Нам может просто повезти. Или наоборот. Но направление развития общества от этого не изменится.

Оригинальной чертой предложенной модели является введение коэффициента социальной рациональности, отражающего степень устойчивости человека к манипуляции и его умение принимать рациональные решения при негативном внешнем воздействии и недостатке информации. Иными словами, сталкиваясь с рекламой или пропагандой, одни люди сравнительно легко поддаются и совершают запрограммированные действия - опускают в урны бюллетени, бегут в магазин отдавать свои деньги, записываются во всевозможные секты или объединения. Другие люди, формально находящиеся ровно в той же социальной ситуации, проявляют скептицизм, идут против течения, даже пытаются для других разоблачить механизм манипуляции.

Эта проблема особенно остро стоит в современной России, где манипуляция на протяжении длительного времени является не просто основной, но по существу и единственной "политической технологией", применяемой правящими кругами.

Значительная часть исследования посвящена анализу методов и приёмов социальной манипуляции, которая ведёт к неэквивалентному обмену различными благами между членами общества. Подробно рассмотрены основные категории манипулятивного воздействия, связанные с недостаточным осознанием людьми их рациональных интересов, внутренних мотивов, целей деятельности и средств/путей их достижения. 

Вводится интересное деление манипуляции на системную, бытовую и криминальную. Под системной манипуляцией понимаются юридически узаконенные действия правящей элиты по сохранению своей власти, привилегий и возможностей дальнейшего манипулирования обществом. Примерами инструментов системной манипуляции являются религии, идеологии (национализм, патриотизм, «рыночный фундаментализм» и т.п.), экономические, политические социальные институты (частная собственность на средства производства, современная представительная демократия, рынки валют и ценных бумаг, реклама т.п.). К бытовой манипуляции относятся действия членов общества по обеспечению неэквивалентного обмена социальными благами в свою пользу, которые могут быть морально осуждаем обществом (биржевые спекуляции, злоупотребления предпринимателей, карьеризм и эгоизм чиновников), но терпимы элитой так как не посягают на её социальное господство. К криминальной манипуляции автор относит манипуляцию, которая нарушает существующую социальную организацию, угрожает порядку, гарантирующему власть правящей элиты, и поэтому ей подавляется (уголовная преступность, терроризм и т.п.).

В качестве средства преодоления всех форм манипуляции и, как следствие, социального паразитизма, И. Эйдман видит дальнейшее развитие современных информационных технологий (и прежде всего Интернета). Таким образом по Эйдману Интернет-революция способна обеспечить индивидам возможность принятия более рациональных решений в процессе социального обмена. Если манипуляция направлена на перераспределение ограниченных общественных ресурсов, то её неизбежная альтернатива в информационном обществе - профессиональная творческая деятельность - ведёт к созданию новых социальных ценностей, которые, в отсутствии искусственных, манипулятивных ограничений, становятся доступны всем членам общества. В таком обществе место человека в социальной иерархии будет определяться не его властным или материальными ресурсами и манипулятивными способностями, а результатом его творческой, а значит общественно-полезной деятельности.

С точки зрения Эйдмана, ключевым выводом является возможность и желательность замены системы представительной демократии современного буржуазного государства прямой демократией, реализуемой с использованием современных средств связи. Другим выводом является необходимость замены чиновничьей бюрократии, выполняющей функции исполнительной власти, динамичными ассоциациями профессионалов, которые фактически нанимаются обществом для реализации конкретных проектов и получают вознаграждение непосредственно от общества по результатам своего труда. В экономической области, предполагается, что переход к свободному обмену продуктами интеллектуальной деятельности позволит максимизировать творческий потенциал общества и освободиться от всех форм эксплуатации, как связанных с наличием частной собственности на средства производства, так и с манипулированием наёмными работниками и потребителями со стороны крупных собственников/производителей.

Однако очевидно, что наличие технических возможностей не является достаточным условием для перехода от манипулятивной системы к рациональному самоуправлению. Новый демократический идеал может быть реализован только за счет осознанного социального и политического действия, в котором принимают участие миллионы людей.

Книга является ценнейшим источником свежих идей и методологических подходов для каждого, кто задумывается о путях совершенствования нашего общества.

Дмитрий Парамонов



Рейтинг:   3.50,  Голосов: 24
Поделиться
Всего комментариев к статье: 48
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Анархосиндикализм жив, курилка 1
Александр написал 28.01.2008 18:11
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Анархосиндикализм жив, курилка 1 - автор (2008.01.27 23:25)
Не Сомневающемуся в себе :
Не только Туроу но и другие авторы знают что апокалипитческие сценарии лучше продаются. В технике все проще - или телевизор работает или нет. Стоит спокойнее относиться к тому как обсуждаются не Западе проблемы общества. А то ведь капитализм не то что в кризисы, а и в могилу уже 150 лет как загоняют.
То что BIP на душу, как в Америке так и в Европе, растет, это несомненно. Удобный материал из Кильского уни могу дать :
http://www.bwl.uni-kiel.de/vwlinstitute/tvwl/downloads/vorlesung/AOeI/02%20Empirische%20Regelmaessigkeiten.pdf
стр.25 : подьем реального уровня жизни,
стр 26 : BIP на душу,
стр 27 : реальные доходы
А вот когда разные авторы начинают манипулировать статистикой чтобы доказать "свое заветное", то и получается желаемое.
А правду можно узнать когда начинаешь анализировать что и почему. Так вот с середины 80-х годов куча женщин на Западе пошла работать. А что происходит, когда на рынке появляется избыток рабочей силы, знаем ? - Правильно, она дешевеет. Потому-то доход американской семьи вырос, в то время как по отдельности на душу он как бы уменьшился. Грубо говоря, если получал только один муж скажем 1000 , то теперь получают оба по 750.
То же происходило и при мерах по ликвидации безработицы.
Есть и другие серьезные факторы, которые не хочется видеть тем кто ищет "заветное". Например про медицинское страхование. Именно что начиная с 80-х годов дополнительные расходы к зарплате резко выросли. В 2004-5 годах аж на 5% увеличились расходы работодателей на медицинские страховки для персонала. А мы все твердим что зарплата не растет.
Очень много появилось способов непрямого увеличения зарплаты, например вам могут предоставить в пользование автомобиль от фирмы, дать "языковый курс" на Мальте, акции и проч. и проч....
А иначе как бы можно было обьяснить рост частного потребления, рост населения и продолжительности жизни ?
Внимательнее читайте честную литературу и поменьше пропаганду.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Анархосиндикализм жив, курилка 1
автор написал 27.01.2008 23:25
От теоретика - сомнительному счетоводу. Внимательно читайте серьезную литературу. Не только Туроу но и такие разные авторы как Сорос, Гэлбрейт, Белл, Хатингтон, Валлерстайн, Негри пишут о глобальном кризисе капитализма и необходимости искать ему новую альтернативу (но не советский социализм конечно). Что касается статистики ссылки в студию (а про уровень жизни в постоянных единицах это вообще какой-то артефакт). А реальные доходы в США работающих по найму, продолжали падать и в 90-е падают и сейчас (см того же Туроу).
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Анархосиндикализм жив, курилка 1
Александр написал 27.01.2008 21:44
Re: Re: Re: Re: Re: Анархосиндикализм жив, курилка 1 - автор (2008.01.27 13:55)
Книжный теоретик,
эти доходы то падают то поднимаются . Они падали с 66 по 70 с 88 по 92-й и росли с 82 по 88 и с 91 по 99-й. Если же говорить о статистиках, то они показывают как раз рост : уровень жизни в США (в относительных единицах) был 12 в 60-м году, 16 в 69-м, 20 в 80-м, 25 в 92-м и 30 в 2000-м.
И поглядим, за счет чего на отдельных отрезках падали доходы. (Туроу например оспаривал правильность статистики безработных). Поглядим опять же на Германию - за последние несколько лет удалось почти 700 тыс. безработных устроить на плохие рабочие места. Ах? - да, но до этого-то они сидели на шее общества. Может тогда лучше чтобы у них дела пошли похуже ?
И поглядим что за люди эти безработные - через 60 лет после окончания войны они стали наследниками собственных домов (а это очень большие деньги) и естественно решительно сели на пособия, не желая идти работать.
В заключение поглядим что же предлагает Ваш экспансивный и левоэксцентричный Туроу ? Может быть отменить капитализм и заменить его на социализм ? Нет, он как раз говорит что социализм и коммунизм себя не оправдали. Признавая недостатки капитализма, он говорит, что достоинства их перевешивают потому что он соответствует свойствам людей :
"Жадность двигает людей работать больше, ограничивать свое потребление и ставить на кон свое общее владение основанием нового предприятия....
....Важно понять что все эти события причинены той же генетической структурой которая ответственна также и за успехи капитализма. Ошибочные вещи нельзя исключить полностью. Удалить отрицательные аспекты означало бы удалить и позитивные Кризисы капитализма носят характер не случая а генетического свойства...."
Re: Re: Re: Re: Re: Анархосиндикализм жив, курилка 1
автор написал 27.01.2008 13:55
Знаток жизни, почитайте, например, Лестора Туроу. Авторитетного и идеологически неангажированного автора. Как пишет Л. Туроу, в США «средний заработок мужчин, работающих круглый год с полной рабочей неделей, упал на 11 % с 73-го по 93-й год…» [3]). Еще одна цитата того же автора, характеризующая социальную ситуацию в США: «В чистой стоимости имущества доля верхней половины процента населения поднялась в течение всего лишь шести лет с 83-го по 89-й год с 26 до 31%... К началу 90-х годов доля богатств, принадлежащая 1 верхнему проценту населения (более 40 %), по существу удвоилась по сравнению с серединой 70-х и вернулась к той, что была в конце 20-х годов, до введения прогрессивного налогообложения». Более свежие статистические данные по США еще показательнее: «Средняя заработная плата в 1999 году составляла на 40 % меньше, чем в 1972-м…».
обсуждение этой же статьи
Токаренко Виталий написал 27.01.2008 11:41
http://community.livejournal.com/cyber_soc/17795.html
Re: Re: Re: Re: Анархосиндикализм жив, курилка 1
Александр написал 27.01.2008 00:45
А зачем же Вам соц.опросы если Вы уже всех во всех странах на всех языках опросили ?
Истину в этом деле дают не опросы а государственные источники потому что государство собирает налоги и точно знает кто сколько за год заработал. Государству это надо знать точно потому, что иначе оно не узнает сколько можно еще содрать в людей за бензин, машины и проч.
Так вот, на самом деле тарифы оплаты труда за последние 20-30 лет не упали а выросли. Но при этом профсоюзы упорно боролись и за сокращение трудовой недели, она упала до 35-36 часов(сегодня опять поднимается к 38). Потому рост реальной зарплаты на 3-4 процента отстал от роста цен.
А теперь погадайте почему немецкие профсоюзы этим занимались. Представить не просто. Отгадка в том, что уровень жизни определяется отнюдь не только деньгами. Свободное время - не менее важный ресурс, и за эти годы резко вырос туризм (появились и более дешевые места отдыха).
Ну а уж про безграничные возможности досуга в Германии говорить не буду.
Ваша информация о падении уровня жизни за 20 лет основана на публикации в желтой газете "Бильд" подтасованной статистики, в которой уровень жизни западной части Германии в 1986 году сопоставлялся с сегодняшним уровнем всей обьединенной страны.
За эти годы экономика страны выдержала кучу ударов включая поглощение 18 миллионной гнилой и никому не нужной экономики ГДР, переход на евро, закрытие атомных станций, введение эконалога на топливо, а уж про мировую стагнацию не говорю.
Так что обратитесь к жизни а не к старым учебникам. Только социально-рыночная экономика в совокупности с правовым обществом и демократией решает проблемы людей. Никто не говорит что в ней не бывает кризисов но небольшие кризисы в сочетании с последующими рывками при "капитализме" куда лучше затяжных застоев в сочетании с глубокими кризисами на грани развала при "социализме".
Re: Re: Анархосиндикализм жив, курилка 1
Александр написал 27.01.2008 00:31
Фрилэнсеры и ремесленники - беру наугад только одну Землю Германии (Баден-Вюртемберг)и один год 2003 : оборот 61 млрд €. Без маленьких фирм и ремесленников экономика крупных корпораций никогда не покрыла бы ни частных нужд жителей, ни инновационных технологий. Советую черпать информацию из жизни а не из учебников 100 летней давности. Больше половины жителей Германии еще и после работы действуют как фрилэнсеры - торгуя, оказывая услуги, работая с компьютером. Какая там мелкая буржуазия, господь с Вами.
Подобного описанному Вами планирования западной экономики не существует вообще. Возьму один самый знаменитый исследовательский институт Германии "Фрауенхофер" - 12500 сотрудников, 80 направлений исследования, 56 институтов в стране, годовой обьем исследований 1,2 млрд €. Ровно две трети этого обьема - заказы от индустрии, только одну треть дают Земли и Центр.
Зайдите в любой электро-радио-магазин. Какой ТНК может "планомерно" вывести в магазины несколько десятков моделей пылесосов разных фирм, полсотни моделей телевизоров, компьютеров и т.п. Вам просто привычнее называть отрасль словом "ТНК" ? - но это иллюзия. Конкуренция тут бешеная, цены падают ежегодно. Какая может быть максимизация прибыли когда такая могучая фирма как Грундиг в один прекрасный день просто исчезла с лица земли ?
Re: Анархосиндикализм жив, курилка 1
ЧиТаТеЛь написал 26.01.2008 17:15
Утверждение Александр (2008.01.25 23:14)"гибкость экономики создается огромной массой самостоятельных фрилэнсеров и ремесленников" ошибочно. Гидкость западной экономики создается централизованным планированием, осуществляемым ТНК и государственными органами. Гос-во определяют направления инвестиций в фундаментальную науку и коммерциализацию исследований, а затем ТНК планомерно выводят продукцию на рынок, максимизирую прибыль. А фрилансер это, на самом деле, предприниматель-неудачник или, если использовать терминологию 100-летней давности, разорившаясся мелкая буржуазия превращающаясся в пролетариев.
Re: любопытно,по меньшей мере
автор написал 26.01.2008 12:45
Любое оптимистическое социальное прогнозирование можно обозвать маниловщиной. И вообще старик Берштейн был прав - "движение все". Образ будущего призван задавать направление движения к лучшим социальным альтернативам. А наши "премудрые пескари" канонизирующие незыблемость сегодняшнего положения дел не понимают элементарного - социальный мир не может не меняться.
Re: Re: Re: Анархосиндикализм жив, курилка 1
автор написал 26.01.2008 12:39
Бываю там регулярно уже лет 15. А Вы спросите любого среднего немца, англичанина или француза когда он жил луше - сейчас или 20 - 30 лет назад. 70% ответит, что в прошлом. Я спрашивал и неоднократно (кроме того это соответствует данным соц опросов).
любопытно,по меньшей мере
Земляк написал 26.01.2008 11:40
Формально--очередная интиллегентская маниловщина,сколько таких уже было.Но практически,ознакомиться небесполезно,лучше хоть какие-то гипотезы,поиски для выхода из исторического тупика.
Re: Re: Анархосиндикализм жив, курилка 1
Александр написал 26.01.2008 11:18
Ах, не уговаривайте себя. Поезжайте на Запад и поживите пару лет в любой европейской стране. Это куда полезнее чтения по утрам советских газет
Re: Анархосиндикализм жив, курилка 1
автор написал 26.01.2008 10:55
Ваша "эффективная" капиталистическая экономика на наших глазах идет к полному краху. И только полные невежды могут, сейчас, ее прославлять.
Анархосиндикализм жив, курилка 1
Александр написал 25.01.2008 23:14
Автор совершенно не знает истинной экономики Запада, иначе он знал бы что гибкость экономики создается огромной массой самостоятельных фрилэнсеров и ремесленников. В экономике нет никакой жесткой регламентации, она управляется спросом и предложением.
Автор так же как и Маркс пренебрегает основными задачами экономики. В ней непрерывно разрабатываются новые продукты, под создание которых работают и наука и прикладные исследования и инновационные технологии. По прежнему главным является закон, по которому новый товар должен найти спрос, а производство уже известных товаров удешевляться. Именно для этого прежде всего и существуют команды управленцев, изучающих рынок и толкающих вперед продукцию и контролирующих продажи. Никакое сетевое сообщество не способно назначить самому себе эти оценки. И по прежнему только личный риск предпринимателя и связанная с этим его материальная заинтересованность являются двигателем этого прогресса, а вовсе не приснившаяся Марксу эксплуатация - кого кем ? Предпринимателем, работники которого производят продукцию, которую сами же на рынке и потребляют ? И кто кроме управленцев сможет определить цену, зарплаты и затраты на производство, которые сделают продукт достурным по цене работникам других отраслей ? Ведь произведенные товары должны быть проданы. Но Маркса это никогда и не заботило. Человек китайской учености, презиравший как и Ленин "буржуазных профессоров" , проявил себя в своих томах как ограниченный спец, рассмотревших для простоты только половинку модели - производство, и ничего не знавшимй про рынок
Автор мало смыслит и в организации труда на современном предприятии. Управленцы в нем являются по существу сервисом, обеспечивающим работнику возможность произвести продукцию в заданное время.
Непонятно как автор видит органзацию самого производства сидящими в сети токарями, сборщиками, наладчиками и проч. Понимая это, он пророчит свою революцию пока только в развитых странах, рассчитывая что автоматизация рано или поздно приведет к отмиранию добычи руды, производства стали, машин,и проч. людьми. Не буду говорить об утопичности этой идеи, важнее то, что как и большевики, он предлагает изменения во имя туманного будущего. Неужели не насмотрелись на лозунги на красных тряпках ?
Нет ничего нелепее представления о том, что обществом может управлять сеть сидящих за компьютером граждан, принимающих большинством голосов законы для сложнейшим образом организованного общества. Для оперативного управления вместо правительств предлагаются команды наемных профессионалов (как насчет эксплуатации ), а вот законы, на которых они будут основываться, будут приниматься прямым голосованием по образу Афинской демократии. Наивность базирующаяся как и все остальные идеи, на полном невежестве.
...
Буряченко Нина Михайловна написал 25.01.2008 11:57
****МАРКСИСТКАЯ ТЕОРИЯ СВЯЗИ РАБСТВА И ЭКОНОМИКИ
Маркс умудрился все разнообразие человеческих отношений свести к одной экономической категории: прибавочной стоимости. По Марксу, в пещерные времена пленников убивали (интересно, откуда это Марксу было известно?), ибо от тех не было толку - в ту эпоху люди могли прокормить лишь самих себя, и прибыли не давали (Маркс забыл о том, что люди кормили и своих детей, в том числе). Затем производительность труда возросла и человек мог не только себя прокормить, но и создать излишки - ценности, называемые "прибавочной стоимостью". В ту эпоху появился стимул сохранять пленникам жизнь - дабы те производили для хозяина "прибавочную стоимость", и возникло рабство. Но подневольный труд малопродуктивен. Чтобы раб не отлынивал от работы, нужны надсмотрщики. Чтобы сэкономить на зарплате надсмотрщиков, рабство отменили - тогда, когда зарплата свободных работников была меньше, чем стоимость содержания их в качестве рабов плюс зарплата надсмотрщика. По Марксу, завоеватели/ рабовладельцы были в принципе лишены жалости и прочих человеческих чувств и руководствовались лишь формулой ниже:
N x A + B = N x C (1)
где
N = число рабов, за которыми присматривал один надсмотрщик,
А = стоимость содержания одного раба,
В = зарплата надсмотрщика
С = зарплата свободного работника
Пока левая часть в формуле (1) меньше правой, в стране бытует рабство. В момент когда обе части приходят в равенство, происходит переход от рабовладения к свободному труду.
МАРКСИСТКИЙ ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ
Марксистский прогноз на будущее печален. Ведь если формула (1) справедлива, то сие означает, что к середине 21-го века во всех развитых странах установится рабовладельческий строй. Ибо системы слежения дешевеют. Ныне на заводе можно установить телекамеры, и один оператор может наблюдать за трудом сотен рабов. Помимо системы теленаблюдения можно повсюду установить подслушивающие устройства (даже примитивные "жучки") и подслушивать разговоры между рабами, так что те никогда не смогут обсуждать побег или другие действия, неприятные для хозяина. Стоимость электронных систем меньше разницы между зарплатой свободных работников и содержанием рабов. Программа может выводить на экран список самовольно отходивших от рабочего места и т.д., и, взглянув на дисплей, хозяин может вечером наказывать провинившихся плеткой. А можно придумать и более современные наказания, например, наказывать тотчас, не дожидаясь вечера, ударом электрического тока. Очевидно, что на ручной труд спрос сохранится. И ныне сделанные вручную пельмени стоят дороже фабричных, сшитое в ателье платье - дороже купленного в магазине и т.д. А что до творческих личностей, то и ранее в эпоху рабовладения скульпторы-рабы ваяли статуи и т.д. Те, для кого труд - в радость, работают бесплатно.****
-------------
Именно поэтому тратится столько сил, чтобы ротивопоставить Интернет и Манипуляцию Сознанием. это банальный МАНИПУЛЯТИВНЫЙ "ОТВОД ГЛАЗ"
...
Буряченко Нина Михайловна написал 25.01.2008 11:52
без названия) - автор (2008.01.24 18:37)
Манипулятор влияет на выбор человека, удаляя его от рационального, а рационализатор (творец) приближает выбор к рациональному идеалу.
-------------
УЖЕ МАНИПУЛЯЦИЯ
============
Моя версия:
А деятельность, например, по манипулированию историческим ("судьбоносным") выбором? Напр., нации?
Манипуляция - Гитлер, Пиночет, Буш. Творчество - Рузвельт, Ганди, Де Голь
-----------------
И ЭТО МАНИПУЛЯЦИЯ
=============
А деятельность, например, по манипулированию эстетическим выбором? Напр., зрителя?
Искусство не может быть манипуляцией, манипуляцией является только профанация искусства (теле-шлак и т.д.)
--------------
И ЭТО
================
А деятельность, например, по манипулированию научно-познавательным выбором? Напр., учеников?
Обучение новым знанием тоже не манипуляция, какое бы направление не задавалось, манипуляция это подчинение воли ученика под видом обучения, заполнение сознания ученика всяким манипулятивным говном.
---------------
И ЭТО ТОЖЕ МАНИПУЛЯЦИЯ
Во всех этих, как выразился автор "версиях", КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ задает сам автор и навязывает их читателям. Типичная задача коммуникации с "Не-я" - "БУДУ" и оно же ФОК Ю (средний палец). Именно ФОК Ю, потому что задача коммуникации автора в обращении к СЕБЕ - это НОВОРУССКАЯ РАСПАЛЬЦОВКА - "ХОЧУ"(мизинец) и "НАДО" (большой палец).
Так что говорить, что вы не манипулятор, не просто неуместно, но... ПОСТЫДИЛИСЬ БЫ.
(без названия)
D.D. написал 25.01.2008 08:43
"Осуждение"? Да бог с Вами.
Вы(т.е.сей опус) - лишь мимолетное средство для закрепления в общественном сознании безусловной необходимости тотального антидогматизма. Для Человечества нет и не может быть "запретных плодов", в т.ч. и по совершенствованию самое себя. В т.ч. и через манипулятивный аутотренинг.
И это - перманентный антидогматизм - главное, АБСОЛЮТНОЕ оружие людей в борьбе против всяких "верхов", "элит" и "господствующих классов". И менно поэтому все и всяческие творцы "заветов"(хоть ветхих, хоть виртуальных) так настойчиво втюхивают обществу свои "истины в последней инстанции". В т.ч. с использованием всего того, что предают анафеме у других.
Собств., ничего нового, - только с исп.совр.технологии.
Re: Re: Одного интернета недостаточно
it doesn`t matter написал 25.01.2008 01:11

"Сегодня же все коммуниции,..."
Correction: "Сегодня же все коммуниkaции,..."
Re: Одного интернета недостаточно
it doesn`t matter написал 25.01.2008 01:03
"Говорят, в 20-е годы был популярен лозунг "Стенография - путь к социализму!"
Примерно, так же некоторые считают, что в футболе все зависит от высоты травы и цвета трусов.
Принцип социализма, скажем, более справедливое распределение доходов пытаются осуществлять в той или иной степени через акционерные сообщества и налоговую систему.
Но дело в том, что властители мира - представители олигархических кланов, руководители трансконтинентальных корпораций никогда не согласятся с народным правом собственности на природные ресурсы, средства промышленного производства. Их, а также их детей-родственничков и прочую челядь-друзей, повязанных кровью нашей и наших детей, никогда не устроит социалистический лозунг:"от каждого по способностям, каждому по труду". Да и как возможно адекватно измерить качество всевозможных форм человеческой деятельности? В каких единицах измерить власть? В валютном эквиваленте? Так эту ситуацию мы имеем на сегодняшний день. И так было всегда... И долго еще будет. Так как в человеке животного гораздо больше, чем божественного.
Надо менять саму природу человека. Что и предполагается в свете бурного развития генетики и др. наук.
Но и это не все... Дело в том, что благ на всех все равно не хватит.
Только когда будут разработаны новые, не затратные источники энергии и сырья и соответственным образом разовьются средства производства и коммуникации, органично, естесснным путем возникнет социализм.
Профессиональные революционеры раньше считали, что прежде всего надо начинать с газеты. В руссом контексте: "Колокол", "Искра", "Правда"... По тем временам,те медиа технологии работали довольно таки эффективно.
Сегодня же все коммуниции, в том числе интернет прежде всего, находится под бдительным контролем власть предержащих; существуют соответсвующие службы, программы... К тому же, они постоянно совершенствуются.
Все мы находимся - въехал-выехал, заполнил анкету, выразил мнение - под колпаком спецслужб. В комп. базах данных почти на каждого сушествуют характеристики.
На фоне вышесказанного можно сделать вывод, что данный форум создан в провокационных целях спецслужбами.
Re: Автору успехов в его работе
автор написал 24.01.2008 22:48
Спасибо, я тоже так считаю.
1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss