Кто владеет информацией,
владеет миром

Хроники Предэпохи

Опубликовано 12.05.2008 автором в разделе комментариев 26

Хроники Предэпохи

(рецензия на роман "Поэма столицы", лонглист "Национального бестселлера", Москва, ОГИ, 2008, 800 стр.)

Со времен Шекспира известно, что весь мир - театр. Но в ещё большей степени это относится к литературе. Раскрыть свежекупленный роман - всё равно что, придя в театр, устроиться поудобнее в партере. И пускай теперь на сцену выходят актеры-герои, и пусть они тебя, читателя, позабавят-распотешат.

С Дмитрием Чёрным такой номер не пройдёт. Он тебя, читателя, хватает за шкирку, и твёрдой рукой выталкивает на сцену. И сам ты, вместо кресла в партере, оказываешься в гуще событий. Оставаться в стороне не получится.

С кем происходят события, воспетые в «Поэме Столицы»? С автором? С его двойником-рассказчиком со странным именем Тон (Антон - как бы «анти-он», альтер-эго)? Да нет - с тобой, уважаемый читатель. Это ты «с нуля» собираешь по винтикам оппозиционную газету («Независимое обозрение»), это ты стоишь на сцене перед избирателем рядом с Зюгановым в Манеже, это ты колесишь по Тверской области с Госнаркоконтролем и по всей стране с Ильей Пономаревым, это ты на пару с девушкой обнажаешься на крыше Китайгородского дома (после дождя, да-да), это ты выступаешь перед телекамерой НТВ на Манежной площади под уважительными взглядами АКМовцев, и неприязненными - жириновцев...

Радикальный реализм, что ж тут поделаешь. Настолько радикальный, что уничтожает «экран», границу между литературой и жизнью. И та «Столица» о которой идёт речь в романе, не имеет никакого отношения к литературной Москве постсоветских лет. Зато она в точности соответствует реальной Москве той же эпохи - которую Чёрный называет Постэпохой.

Называет - и, думается мне, лукавит. Ибо нет в романе ничего постэпошного. Нет руин Советского Союза, нет тоски о былом величии - или об утраченном Золотом Веке... Вообще тени прошлого здесь нет. Есть другая тень - отброшенная на нас будущим. Мы его ещё и не видим, и только по этой самой тени можем догадываться о его очертаниях. Лирический герой романа вообще законченный революционер - то есть агент будущего в настоящем.

Есть протагонист в романе, есть и антагонист. Имя его - смерть (с маленькой буквы, с маленькой!). «революция коммунистическая должна решить главный для человечества вопрос - отодвинуть порог небытия как можно дальше. чем дальше шагнёт наука о бессмертии (ныне прикормленная лишь Дерипаской в своих целях), тем дальше отступит религия». Вот-вот, именно так. Смерть присутствует в книге повсюду - не только в описаниях собственно смертей и похорон. Смерть - это всё древнее, отжившее, берущее живую жизнь в тиски. Автор (и лиргерой, и - воленс-неволенс - читатель) противостоит этой мертвечине, отстаивая Жизнь (вот на неё уже не жалко большой буквы Ж).

В тот же ряд просится и секс. Всякий, кто читал «Поэму Столицы», наверняка обратил внимание, что его там много, очень много. Автор, можно сказать, видит мир через призму секса (кроме шила и гвоздя, да-да). Но здесь это вовсе не уловка, призванная обеспечить максимум читателей. Дело совсем в другом: поэма-то (ну да, роман - а я что сказал?) посвящена Жизни, а секс - наиболее яркое её проявление.

Перечитайте ещё раз сцену на крыше. «оторвавшись от губ, целую вширь, в радость от того, что ты моя лежишь тут, открытая поцелуям и любованию - уши, щёки, волосы, опять скрывшие бордово-розовые венцы плавных возвышений. у тебя ниже грудок три родинки, образующие большой треугольник: большая и светло-коричневая под левой для меня, средняя тёмная и едва видная чёрненькая слева от правой. обнял и оторвал тебя о крыши, теплой, нагревшей тебе спину - прижал к себе и чувствую мохнатостью и кожей груди твои встречные мне, припружинившие дистанцию грудки». Кто поверит, что для этого мальчика и для этой девочки существует смерть - как явление? Они бессмертны. Завидуйте им - лично я уже начал.

Можно сравнить - в плане воспевания Москвы - Чёрного с Булгаковым. Можно этого и не делать (хотя со времён Булгакова так в Москву действительно никто не вглядывался, не влюблялся). Важно другое: Чёрный воспевает Москву-куколку - но любит при этом Москву-бабочку, которой этой куколке лишь предстоит стать. «Любовь к дальнему» - совершенно не в том смысле, который в это понятие вкладывал Ницше, но всё равно.

Моего образа в этом романе нет - его действие завершается в 2004 году, я же примкнул к левому движению (и познакомился с автором) лишь год спустя. Но это не имеет значения. Москва, описанная Чёрным - это моя Москва. Настоящая, без прикрас и без купюр. Москва, страстно желающая стать чем-то большим, гораздо большим. Цыплёнок, который уже вовсю долбит клювом скорлупу яйца.

Предэпоха на исходе.

Презентация романа «Поэма столицы» (лонглист «Национального бестселлера») состоится в клубе «Билингва» 19 мая в 20-00. Здесь же по наименьшей в Москве цене будут продаваться книги, в завершение мероприятия пройдет автограф-сессия.

На презентацию приглашены писатели Эдуард Лимонов, Максим Калашников (действующее лицо в части описания жизни в «Независимом обозрении»), Сергей Шаргунов, главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. В презентации примут посильное участие (будет работать свободный микрофон) депутаты Национальной ассамблеи, которые будут избраны 17 мая в Москве.   

Презентация пройдет в форме концерта, в котором выступят:

Группа VIS VITALIS

Вис Виталис - создатель и идеолог культовой группы «SixtyNine». Клип с промо-релиза «В белом гетто» прорвался в ротацию МТВ, продержался там два месяца и вошел в «Русскую десятку», а по итогам ротации на ДТВ-ВИАСАТ этот клип занял 53 место в сводном чарте видеоклипов со всего мира, транслировавшихся каналом в 2003 году. Кроме этого, о «SixtyNine» писали журналы «ОМ», «Афиша», «Ваш досуг», «FUZZ», «New Musical Express», «Русский Фокус», «Хулиган», газеты «Известия», «Независимое Обозрение», «Завтра», делали передачи телеканалы «MTV», «ДТВ-Виасат», ТВЦ, 5 канал (Питер), приглашали на передачи радиостанции «Резонанс», «Наше Радио», «Культура»...

Проект «SixtyNine», ведомый Висом Виталисом, в самых разных кругах был признан одним из самых ярких открытий последних лет и стал культовым явлением. Позже проект «SixtyNine» был распущен и Вис Виталис начал сольную карьеру. Сейчас к выпуску готовится дебютный альбом «Делай что должен». Стиль, в котором работает Вис, определить непросто. Это - уникальный сплав фанка, хип-хопа и рока, сочетание «черных» ритмов и русской рок-поэтики. Насущные социальные темы и тонкие поэтические зарисовки, ярость противостояния враждебному миру и внутренние переживания сильного человека, боль и надежда, ярость и юмор, мощь и лиризм.

Группа АНКЛАВ

Группа «Анклав» помнит себя с 1996 года, но завсегдатаи панк-рок-концертов и прочих сомнительных мероприятий узнают о ней только когда в 2001 году группа обретает свой до сих пор неизменный состав и начинает концертную деятельность, также начав предпринимать первые попытки сделать свои качественные записи. Первые песни группы несложно, если только очень захотеть, обнаружить на сборниках потенциально крутейшего инди-лэйбла Anti-Rock Records, который к сожалению до наших дней не досуществовал. На сборнике «Анти-Рок-коллекшн» 2002 года была представлена песня «Чума», а «Сборник Радикальной Альтернативной Музыки» того же года уже изобилует целыми тремя трэками группы «Анклав» (сама идея сборника также принадлежит группе). Эти редчайшие издания расходятся «влёт» по рукам меломанов и на сегодняшний день представляют из себя раритетную коллекционную ценность. Группа участвует ещё в нескольких сборных музыкальных изданиях и уже в 2003 году приступает к записи полнокровного дебютного альбома «Горло Бредит Бритвою». Объездив с концертами почти все адекватные концертные площадки столицы и Подмосковья, «Анклав» принимается за регионы, где также достаточно активно гастролирует в период с 2003 по 2006 год: Обнинск, Владимир, Брянск, Тверь, Вологда, Санкт-Петербург, Воронеж, Тутаев, Ярославль, Орёл, Минск. Группа принимает участие в массовых акциях социальной тематики, чем зарабатывает себе имидж радикальной левой группы в глазах медийных бонз, несмотря на то, что содержание творчества далеко неоднозначно и носит скорее философско-вопросительный характер.Несмотря на эти проблемы песни группы звучали в передачах «Нашего Радио», интернет-радио «Special Radio» и... радио «Культура». Летом 2006 года был выпущен промо-сингл «Страшно не умереть», в который вошли четыре трэка записанные для альбома «Горло Бредит Бритвою» (готовящегося к выпуску) и пересведённые Висом Виталисом (ex-Sixtynine) для этого издания. Также на песню «Страшно не умереть» был снят клип с участием художника Яны Кулагиной и актёра Алексея Подольского («Пыль», «Мышь, мальчик Кай и снежная королева» и др.). Сингл и клип на песню «Страшно не умереть» был представлен на мульти-портале KM.RU, который охарактеризовал стиль группы, как «готик гранж-панк». Также клипы группы размещены на крупнейшем музыкальном портале-лейбле VIDEOMUSIC.RU. В настоящее время группа «Анклав» выпустила альбом «Горло Бредит Бритвою» и начала запись следующего альбома.

С акустической программой и стихами -

АЛЕКСЕЙ КОЛЬЧУГИН

Алексей Кольчугин - основатель и лидер рок-группы «Разнузданные Волей», известен в кругах слушателей, в первую очередь, как музыкант. Но Алексей Кольчугин - и автор нескольких крупных поэтических циклов, которые сам он предпочитает называть «Книгами», и один из основателей существовавшего в конце 90-х годов небольшого поэтического сообщества «Двигаться Дальше». Поэтическая первооснова творчества АК публично проявляется реже, чем музыкальная ипостась, но все же прорывается наружу: и на поэтических вечерах, где «акустические» версии песен группы обильно «приправляются» чтением стихов (в том числе - и декламация стихов под музыку), и даже на «электрических» концертах, где Алексей нередко читает свои стихи между песнями. Эта закономерность проявилась и на дебютном диске группы:

«Разнузданные Волей - из тех редких групп, кто формирует предельно чёткие, ясные и направленные цели уже на уровне своего названия. Борьба с косностью, житейской пошлостью и равнодушием ставится здесь во главу угла. Несмотря на ярко выраженный эстетизм и славянский колорит (заметный не только на уровне поэтических образов, но и, например, в дизайне альбома), «РВ» отнюдь не кажутся высокопарными и театральными. Вокалист и автор группы Алексей Кольчугин доносит свои идеи всеми доступными методами. Он не только поёт, но и читает небесталанные стихи, а между треками диска «Ветви и Молнии» помещены фрагменты интервью с Кольчугиным и его концертные речи... в которых он одинаково тепло и доверительно обращается как к последнему оборванцу с улицы, так и к холодному богатому интеллектуалу», - пишет о дебютном альбоме группы музыкальный журналист Денис Ступников (km.ru).

А вот что пишет о творчестве группы газета «Завтра»: «Эстетически "РВ" наследуют традиции русского рока, со всей его силой, энергетикой и слабостью, в определенном смысле выводят свою квинтэссенцию этого явления. Здесь проповедничество питерского рока и самовыражение московского, акустический почвеннический фолк и прямолинейность альтернативы... Есть интересная особенность русского языка - "воля" у нас и свобода, открытый простор и специфическая способность или сила. В "Разнузданных волей" оба значения совмещаются - русская вольница и воля к победе, желание навязать свои смыслы, свое содержание ветхому миру».

В стихах Кольчугина каждый находит что-то свое: кто-то делает акцент на патриотический пафос и гражданскую позицию некоторых произведений, кто-то - на остроту и яркость любовной лирики, а кто-то - на прославянском колорите. Но, думается, каждый может найти в творчестве АК - как поэтическом, как и музыкальном, - что-то свое. Не случайно Алексей Кольчугин замечает, что основное его творческое кредо - это некий «постдеструктивизм», стремление «строить, а не разрушать и без того уже искалеченную землю». Символично, что основана группа в 2000 году, в точке отсчета нового века...

Группа ОТХОД (проект с участием Д.Чёрного, бас-гитара, вокал)

О ней много написано в «Поэме столицы», так что нет нужды заниматься пересказом истории группы. Группа основана в 1990-м году, меняла вокалистов, составы, стили. В первом составе (1991) барабанщиком был Пётр Жаворонков (ныне - IFK, Mara, Jazz Lobster). Пробовал себя в составе ОТХОДа в 1991-м году и Виталий Чаплин, ныне - барабанщик Vis Vitalis. На презентации будут исполнены четыре песни, тематически связанные с эпизодами романа.



Рейтинг:   4.67,  Голосов: 12
Поделиться
Всего комментариев к статье: 26
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re:
Д.Ч. написал 01.06.2008 14:20
дорогие товарищи - в Мск она лежит во всех крупных магазинах, а вот как в других городах - не могу скзать точно. Сейчас везу своим ходом на Украину 9Днепропетровск, Киев немного.
спрашивайте везде про книги издательства ОГИ, среди них она должна быть!
(без названия)
павел написал 22.05.2008 17:53
где купить книгу в иркутске?
Re: когда презентация
Д.Ч. написал 16.05.2008 15:22
Надо выяснить это в ОГИ, вот в Киеве планирую презентацию на соцфоруме... в Питере, может...
когда презентация
петя написал 16.05.2008 06:47
Книга распространяется только в Москве или будет и в регионах где можно купить в Иркутске. Очень рад что русский народ не оскудел и еще появляются молодые талантливые писатели
(без названия)
Елена написал 14.05.2008 12:34
кого спросить, Зюганова? непременно спрошу. и на пресс-конференцию для этого идти необязательно
Re:
Д.Ч. написал 14.05.2008 09:21
А вы можете его сами об этом спросить на ближайшей пресс-конференции))) Или меня 19-го мая в Билингве. С 20-00)
Кстати, я же кавалер ордена КПРФ "К 90летию Красной Армии", так что и на эротическом фрноте провожу линию партии;=)
(без названия)
Елена написал 14.05.2008 02:39
А интересно также, ЭТОТ ЛИ смысл вкладывал товарищ Зюганов в тезис об "омоложении КПРФ"?
Re: просто интересно
Д.Ч. написал 14.05.2008 01:15
Безусловно! На взносы потерявших расти сих утех членов КПРФ)
просто интересно
Елена написал 13.05.2008 20:38
а порнография сия на деньги партии издана?
Re: Что димуля
проходившиймимо написал 13.05.2008 17:49
Дмитрий, не слушайте придурков. Роман - СОБЫТИЕ ГОДА! На презентации если дадите слово, я это повторю. Зовут меня Павел, я к вам подойду и представлюсь, если представится такая возможность.
До встречи!
Что димуля
Куда глядят мои глаза написал 13.05.2008 08:58
Что димулечка ждешь всплеска читательской активности?
Да перестань ты расстраиваться что никому не нужна твоя галиматья, и статейки твои дешевые никому не припали. Иди дима вагоны разгружай или загружай
Re: Re: Re: Re: проходившиймимо
Д.Ч. написал 12.05.2008 23:22
выходил фрагмент романа: из второй части, как рассказ - "Франческа" называется.
другой прозы пока не публиковал, хотя есть и повесть о Леониде Губанове 1995-го года написания...
рассказ "Франческа" был в "Сборнике пролетарской прозы", 2004, Питер, изд-во "Новое культурное пространство".
вы же до второй части пока не дочитались, Эудора? а Франческа - именно там. если что не понятно - обращайтесь
Re: Re: Re: проходившиймимо
Эудора написал 12.05.2008 22:09
Начала читать толстее книги за последние лет десять я в руках не держала:)
но сцены Любви - особенно на Кропоткинской - мне очень понравились сначала казались затянуты, но потом въехала в ритм и прониклась:)
Дмитрий, а рассказов ваших нигде не выходило? Я б почитала а то большой жанр это круто но не всегда такой том с собой утащишь. Не сочтите за критику просто вопросик.
А так очень нравица, правда) хочу еще:)))
Для димули
куда глядят мои глаза написал 12.05.2008 17:54
что и где у тебя там спресовано ну ты понял
Re: Re: проходившиймимо
Д.Ч. написал 12.05.2008 15:30
да пусть себе изливается, товарищ проходивший:) ну не купит он книгу - так одним случайным читателем меньше. лучше пусть покупают мотивированные. тираж не резиновый...
человек-то начитанный, не то что мы с вами - программу школьную вот знает по литературе. Шолохова, Солженицына. молодец!
а банить его нет надобности - у нас во всех ветвях таких полно. что поделаешь, если людям нечего сказать кроме ха-ха или пукнуть в общественном месте...
а в романе (если вы дочитали до второй части) как раз и спрессованы размышления на тему, как менять такое человечество, для которого гламурный Соловьев - верх литературного дарования)
Re: проходившиймимо
проходившиймимо написал 12.05.2008 15:19
Странный вы малый, господин Глазастый. Сами с собой разговариваете, да так увлекательно, прям как в фильме "Весна" Раневская... Меня то с Д.Ч., то с Федосеевым путаете. Посмотрели бы хоть ай-пи для приличия.
Все тут дерьмом измазали, нистроки при этом не читая, а ссылаясь в качестве лит-авторитета на какого-то попсового публициста Соловьева. Ну Хинштейна тогда запишите в русские литераторы... Смех да и только.
Мне как купившему книгу обидно, что всякий лох может тут пакостить по поводу вовсе не для этих лохов изданному -
так что просьба к рЫдакции, к А.Б. или Д.Ч. как-то фильтровать обсуждение. Ну откровенный же дурашка строчит - настойчиво своим поносом... И не со зла а просто от офисной бездеятельности.
проходившиймимо
Куда глядят мои глаза написал 12.05.2008 14:22
Твои призывы купить эту дрянь смешны и наивны. ХА ХА ХА
Для димы про диму
Куда глядят мои глаза написал 12.05.2008 14:19
Потом димулька на этом обсуждении кроме нас никого нет и книжка твоя сраная никому не нужна я бы почитал чтобы компетентней с тобой тебе объяснять что ты ничтожество но из принципа деньги за это *****(раньше ни когда это слово ГОВНО так часто не упоминал просто про тебя по другому не скажешь) покупать не буду потом ты опубликуешь все в интернете я посмотрю ДАААА чуть не забыл вот недавно В.Соловьев опубликовал "Евангелие от Соловьева" и "Апокалипсис" класс читается на одном дыхании рекомендую почитай поучись
Re: Re: Re:
Куда глядят мои глаза написал 12.05.2008 14:01
Ты Все перепутал ***** это ТЫ (т.е. Дима черный ) а роман это даже не ***** это намного хуже А после "Мастера и Маргариты был Архипелаг гулаг потом Колымские рассказы Шаламова потом Шукшин Шолохов и список можно продолжать только дермо димульки в этот список не попадет потом димочка (мама наверное тебя так называет) что это за цирк пиши от себя чего придумывать себе ники идиот здесь только ты остальные все понимают.
Re: Re:
проходившиймимо написал 12.05.2008 13:18
Слышь, глядящий)) Ты либо аргументируй, либо уж не позорься. Как можешь судить о том, чего не читал?
Думаешь, в список Нацбеста попадают случайные или недостойные романы?
Тогда чего *****м-то исходишь? Ну завидуешь - так и завидуй молча... Специалист по верлибру, мля...
Я вот потихоньку дочитываю первую часть "Поэмы столицы" и во многом согласен с Федосеевым: вещи такой после "Мастера и Маргариты" не было. Но не согласен насчет периодизации эпох - роман как панорамный снимок девяностых, а есть там даже и 80-е. Так что насчет Предэпохи - это интересно, но спорно...
А суждениями в стиле "говно-конфета" такие большие вещи (800 стр.) не измерить, дурашки, куда-то там глядящие...
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss