Кто владеет информацией,
владеет миром

Советский детский кинематограф 1960-середины 80-х гг. как средство воспитания и идеологической борьбы

Опубликовано 30.03.2009 автором Алексей Кожевников в разделе комментариев 26

Советский детский кинематограф 1960-середины 80-х гг. как средство воспитания и идеологической борьбы

Советское детское кино, возникшее в 1920-е гг. и набравшее силу в 1930-е гг., изначально было создано как эффективный инструмент для воспитания нового человека, строителя коммунистического общества, гражданина советской Родины. В Советском Союзе 1930-х -середины 1950-х годов любовь к Родине была неотделима от любви к Коммунистической партии большевиков - вдохновителю и организатору  побед социалистического общества.Воспитание патриотизма являлось важнейшей задачей не только школы и пионерской организации, но также литературы и искусства, в особенности, кинематографа.

Вся культурно-массовая работа вне школы были направлены на то, чтобы сделать жизнь советских детей не только интересной, но и идеологически насыщенной, чтобы они ощущали свое детство счастливым и знали, кому они должны быть за это благодарны. Вспомним ставшие советской киноклассикой предвоенные фильмы для юношества: «Белеет парус одинокий» В.Г.Легошина (1937), «Брат героя» М.С.Донского и «Тимур и его команда» А.С.Разумного (оба 1940 г.). Советская киноиндустрия выпускала также разнообразные по жанру, независимые от жёстких идеологических штампов произведения для детей: научно-фантастические фильмы («Космический рейс», 1936, реж. В.Н.Журавлев), приключенческие («Джульбарс», 1936, реж. В.А.Шнейдеров; «Дети капитана Гранта», 1936, «Остров сокровищ», 1938 - реж. В.П.Вайншток), экранизации произведений классики («Детство Горького», 1938, «В людях», 1939, «Мои университеты», 1940 - реж. М.С.Донской), киносказки («Новый Гулливер», 1935, реж. А.Л.Птушко; «По щучьему веленью», 1938, «Василиса Прекрасная», 1940, «Конёк-Горбунок», 1941 - реж. А.А.Роу) и многие другие.

Необходимо отметить, что большинство из вышеприведённых фильмов хотя и носили определённую идеологическую «окраску», но учили подростков товариществу, самопожертвованию, верности долгу, любви к родной земле, т.е. самым высоким человеческим качествам. Следует отметить, что даже в военные годы, когда производство детских фильмов сократилось, оно, оставаясь важным форпостом идеологии,  не прекращалось ни на один год: патриотическим духом были проникнуты и киносказки военных лет («Волшебное зерно»,1942, реж. Ф.И.Филиппов; «Кащей Бессмертный», 1945, реж. А.А.Роу).

По окончании Великой Отечественной войны увеличилось производство фильмов героико-патриотической и приключенческой тематики для детей и юношества («Сын полка», 1946, реж. В.М.Пронин; «У них есть Родина», 1950, реж. А.М.Файнциммер и В.Г.Легошин; «Пятнадцатилетний капитан», 1946, реж В.Н.Журавлёв; «Чук и Гек», 1953, реж. И.В.Лукинский; «Первоклассница», 1948, реж. И.А.Фрэз).  Послевоенный  кинематограф подарил молодому зрителю также бесспорные шедевры отечественного детского кино: фильмы А.Л.Птушко «Каменный цветок» по сказам П.П.Бажова (1946, премия Мкф в Канне; Сталинская премия, 1947) и «Садко» (1952, премия Мкф в Венеции). Позднее режиссёром был снят фильм «Илья Муромец» (1956), в основу сценария которого легли народные былины и сказы о героических подвигах русских богатырей, отстаивающих целостность и независимость Руси.                      

В советской мультипликации 1940-50-х гг., при всём её жанровом многообразии, существенное место уделялось патриотическому воспитанию юного зрителя. Особое место здесь отводилось экранизациям русской классики: «Конёк-Горбунок» (1947) и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1951)  режиссёра И.П.Иванова-Вано; «Аленький цветочек» (1952) режиссёра Л.К.Атаманова.   

Начало «эры Хрущева» и политический курс ХХ съезда партии, связанный с «десталинизацией» общественной и культурной жизни, повлияли и на киноискусство. Но перемены назревали и изнутри, в сознании кинематографистов. Определённые постулаты социалистического реализма, обозначенные в предыдущие два десятилетия, подвергались переосмыслениию, социальный состав персонажей «демократизировался». Активно утверждается независимость режиссера-постановщика, начинают применяться большее разнообразие жанров и приемов, для фильмов характерны открытое самовыражение и новизна. Подлинный расцвет детского кинематографа, его настоящий «золотой век» пришёлся на период  1960-х - первой половины 1980-х гг. Детская литература, не устававшая открывать новые имена, по-прежнему щедро делилась с кинематографом превосходными «первоисточниками» - старыми и новыми.

Для советского кинематографа 1960-е годы - исключительно плодотворные, полные знаменательных побед и свершений. Но и противоречивые, внутренне конфликтные, еще более обострившие ту подспудную борьбу «либерального» киноискусства с властью, которая приняла качественно новые формы  после смерти Сталина.

Новый этап в развитии детского кино начался с создания в 1959 г. на студии «Мосфильм» объединения детских и юношеских фильмов «Юность»  и с приходом туда молодых режиссеров. Возглавили «Юность» прославленный режиссёр-сказочник А.Л. Птушко и,  позднее, А.Г. Хмелик. Первым фильмом, выпущенным объединением, стал «Каток и скрипка» (1960), дебют будущего известного режиссёра А.А.Тарковского. В то время детское кино стало авторским, в полном смысле этого слова. Оно не исчерпывалось сюжетом и не укладывалось в готовые морализаторские схемы, а позволяло себе ставить острые социальные  вопросы. В эти годы создаются остропроблемные фильмы о школе, взрослении, первой любви. Выдвигаются проблемы личности, лидерства, неповторимости и незаменимости человека. Чем смелее детское кино ломало прежние художественные и идеологические рамки, тем более недетскими вопросами оно задавалось. Фильмы детско-юношеской тематики опережают взрослое кино, первыми поднимая острые темы, говоря о наболевшем более остро и откровенно.

Одна из ведущих тенденций в детском кино  начала 1960-х г. - восприятие мира «глазами ребенка». Так, герой фильма Георгия Данелия  и Игоря Таланкина «Сережа» (1960) по одноименной повести Веры Пановой - совсем маленький мальчик. Жизнь двора и улицы, людские лица и характеры, - все воспринимается по-новому. Непредвзятый, незамутненный детский взор  фиксирует то, что ускользает от обычного наблюдения, связанного стереотипами. Характерно, что почти в каждой республике  появлялась картина, где наблюдение велось глазами ребенка: «Дети Памира» в Таджикистане, «Ты не сирота» в Узбекистане, «Небо нашего детства» в Киргизии, в Белоруссии - альманах из нескольких новелл о детях (наиболее известная - «Звезда на пряжке» В.Т. Турова). В фильме Михаила Калика «Человек идет за солнцем» (Молдовафильм,1961) столкновение  мира ребёнка со сложным «взрослым» миром порождает драму.

Пока еще робко кинематограф начинает атаку на те явления советской жизни, которые потом получат наименование «негативных». Почти во всех фильмах, герои которых дети, решаются проблемы сугубо актуальные и по преимуществу нравственные. Таковы «Друг мой, Колька!» А.Н. Митты и А.А. Салтыкова (1961); «А если это любовь?» Ю.Я.Райзмана (1961); «Дикая собака Динго» Ю.Ю.Карасика (1962); «Звонят, откройте дверь!» (1966) А.Н. Митты; «Девочка и эхо» (1965) Арунаса Жебрюниса  и многие другие. Школьная среда  была представлена на экране некоей моделью общества. «Друг мой, Колька!» (дипломная работа учеников М.И. Ромма Александра Митты и  Алексея Салтыкова) - один из лучших фильмов начала 1960-х гг. Герой фильма Колька Снегирёв - дерзкий, независимый, непокорный, способный демонстративно уйти со скучнейшего, заформализованного пионерского сбора и даже создать альтернативную «тайную организацию троечников». Его исключают из пионеров и ставят вопрос об исключении из школы. Но ребята, отрядный вожатый и педагогический коллектив защищают Кольку.

В основе фильма Юлия Райзмана «А если это любовь?» (1962), поставленного  по сценарию И.Г. Ольшанского, лежит острая моральная проблема. Школьники Борис и Ксения связаны друг с другом светлой и нежной дружбой, которой, быть может, и удалось бы вырасти в серьёзное чувство, если бы против них не ополчились любители вмешиваться в чужие дела, моралисты-ханжи, «воспитатели», умеющие лишь поучать. Они губят любовь и ломают судьбы подростков. Фильм явился первым сигналом о серости, ограниченности, озлобленности мещанства. Драматизация сюжета выводила фильмы подобного рода далеко за рамки  специфики детского кино..

На изломе «оттепели», в середине 1960-х гг., легко и органично советский экран воспринял новые формы киноязыка, в частности, сатирическую комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!» (режиссёрская дипломная работа Э.Г. Климова, 1964). В этом фильме за простыми, прописными истинами  скрывался второй слой - слой намеков и острот, предназначенных не только детям, но и гораздо более взрослому зрителю. Автор высмеивает порядки в образцово-показательном лагере, где детей торжественно объявляют хозяевами, а они шагу не могут ступить по собственному желанию. По своей сути фильм явился сатирой либеральной творческой интеллигенции на заидеологизированность и заформализованность тогдашней советской действительности. Под пионерским лагерем подразумевался СССР, фамилия главного героя - Инночкин - намекала на его инакомыслие.  

Хотя вышеназванные фильмы шли в основном на детских сеансах, это были уже не просто «взрослые» фильмы и даже не просто фильмы так называемого «авторского» кино. Это были свидетельства намечающегося разлада стройной некогда идеологической модели, ее все усиливающегося  несовпадения с реальностью. Однако, необходимо отметить, что почти все вышеуказанные режиссеры детского кино 1960-х годов по своим убеждениям являлись представителями либерально-«шестидесятнического» направления в киноискусстве, делавших акценты лишь на острых недостатках советской системы воспитания и не предлагавших реальных путей решения назревших проблем. В ряде случаев их киноленты носили характер фрондёрской «фиги в кармане» официальным властям и советским устоям.

Всего в объединении «Юность» было создано более 40 фильмов для детей разных возрастов. Они получали высокие награды  на международных фестивалях,  их покупали десятки стран. Советская детская кинематография занимала ведущие позиции в мировом детском кино. Но в 1973 г. умер А.А. Роу, а в середине 1970-х гг.  на «Мосфильме», после смерти А.Л.Птушко,  объединение  «Юность» закрыли. Основную роль в выпуске кинофильмов для детей и подростков взяла на себя Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Ежегодно на киностудии выпускалось около 20 полнометражных художественных фильмов.

1970-е  годы, с их относительной экономической стабильностью, налаженной системой производства и проката детских фильмов, стали расцветом совсем другого кинематографа, который, по мнению ряда историков и искусствоведов, также нельзя однозначно отнести к «детскому» или «взрослому». К середине 1970-х гг. официальная пропаганда во многом  перестала отражать всю глубину и сложность общественно-политических процессов в Советском Союзе. У авторов детского кинематографа оставалось два пути: не замечать этого и пытаться удержаться в рамках традиционной идеологической модели (усилив её патриотическое содержание), или, напротив, не замечать самой этой модели, делая акцент лишь на негативных явлениях советской действительности.

Так называемый «проблемный фильм», родившийся в «оттепельные» годы и представленный, главным образом, «либеральным направлением» в кинематографе, постепенно превратился в особый жанр, с непременным и повторяющимся набором составляющих: положительные и отрицательные юные герои, их первые жизненные испытания, борьба истинных ценностей с ложными, позитивный нравственный вывод. Значительными событиями в детском кино стали работы режиссёров: Ролана Быкова («Айболит-66», 1966; «Внимание, черепаха!», 1969; «Автомобиль, скрипка и собака Клякса, 1975), Ильи Фрэза («Приключения жёлтого чемоданчика»,1970; «Чудак из пятого «Б»,1972, Государственная премия СССР; «Вам и не снилось...»,1980); «Карантин» (1982), Владимира Грамматикова («Усатый нянь», 1978; «Шла собака по роялю», 1979; «Всё наоборот», 1982).

Особый интерес вызывали фильмы «о частной» жизни подростков, о том возрасте, когда привычный мир открывается по-новому, окрашивается неведомыми доселе чувствами и переживаниями: фильмы Сергея Соловьева («Сто дней после детства» 1975, Государственная премия СССР.; «Спасатель», 1980; «Наследница по прямой», 1982); Владимира Меньшова («Розыгрыш», 1976, Государственная премия РСФСР); Павла Любимова «Школьный вальс» 1978); Николая Лебедева («В моей смерти прошу винить Клаву К»,1980, Государственная премия РСФСР им. Н.К.Крупской) и другие.  

Наиболее остро и бескомпромиссно проблемы молодого советского поколения (цинизм и потеря идеалов, разрыв со старшим поколением) поставлены в лентах кинорежиссёра Динары Асановой («Не болит голова у дятла»,1974; «Ключ без права передачи», 1976; «Пацаны», 1983; «Милый, дорогой, любимый, единственный», 1984).

Большой общественный резонанс в середине 1980-х получили вышеупомянутый фильм Д.К.Асановой «Пацаны» и картина Р.Быкова «Чучело» (1985). Каждый из фильмов содержал в себе определённый «нравственный идеал». В «Пацанах» это был воспитатель Паша, пожертвовавший  карьерой ради того, чтобы стать другом, опорой, защитой «трудным подросткам», выпрямить и очистить их искорёженные и растоптанные души.

В фильме «Чучело» нравственный идеал воплотился в лице 13-летней девочки Лены Бессольцевой, сохранившей, отстоявшей своё человеческое достоинство перед жестокостью и цинизмом своих одноклассников. Однако, новая картина известного режиссёра была встречена «в штыки» представителями Госкино СССР и МГК КПСС во главе с В.В.Гришиным.

Вот как описывает историю выхода фильма на экран в своих воспоминаниях В.А.Печенев (в 1984-85 гг. - помощник Генерального секретаря ЦК КПСС К.У.Черненко):

«Поучительна...история, связанная с выходом на экран... «Чучела», прекрасно сделанного, но по тем временам предельно заострённого фильма, показывающего многие из тех опаснейших язв, которые поразили нашу школу, всё советское общество...Ко мне обратился Быков, ситуация была и вправду довольно драматичной. Фильм был закончен, шли его просмотры, общественность в основном одобряла, но на экраны его не выпускали... Положение усугублялось тем, что первый секретарь Московского горкома партии, член Политбюро ЦК КПСС В.Гришин уже успел на каком-то многолюдном активе назвать фильм клеветой на нашу действительность...Я фильм «Чучело» видел на просмотре на одной из спецдач, где тогда работал. И хотя вокруг него у нас разгорелись довольно острые споры, я лично считал, что фильм должен выйти на экран... После нескольких моих «демаршей» перед Ермашом (председатель Госкино - А.К.) и Шауро (зав. отделом культуры ЦК КПСС - А.К.) и некоторыми другими деятелями проблему удалось решить в общем и целом в пользу Р.Быкова, в пользу его талантливого и нужного, остросоциального фильма».

Этот фильм посмотрело 17 млн. зрителей. В 1986 г. он был (как и фильм «Пацаны») удостоен Государственной премии СССР.

Следует отметить, что с конца 1970-х гг. значительная часть фильмов для детей стала производиться на телевидении, которое становилось более массовым и зрелищным. Наступила эпоха детских сериалов. На телеэкране появлялись фильмы, в которых на примере героев русской и зарубежной классики в детях воспитывались лучшие человеческие качества: доброта, любовь к людям, преданность долгу, стремление к знаниям. К этим фильмам, лишенным какой-либо идеологической заданности и снятым на высоком художественном уровне, можно отнести: «Приключения Буратино» (1975) и «Про Красную Шапочку» (1977) Леонида Нечаева; «Капитан Немо» (1975) Василия Левина; «Остров сокровищ» (1982) Владимира Воробьёва; «Приключения Тома Сойера» (1981), «В поисках капитана Гранта»  (1986) Станислава Говорухина.

Однако, несмотря на обозначившуюся уже в начале хрущёвской «оттепели» тенденцию к критическому восприятию рядом режиссёров реалий жизни детей и подростков в СССР, с середины 1960-х гг. и вплоть до второй половины  1980-х гг. в советском  теле- и кинематографе продолжает развиваться направление, призванное воспитывать у молодого поколения патриотические чувства: любовь к истории своей страны, преданность социалистическим идеалам. В значительной степени этому способствовали постановления ЦК КПСС: «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972) и «Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков» (1981).  

В 1970-х - первой половине 1980-х гг. резко увеличилось производство кино- и телефильмов, повествующих о жизни  советских школьников. Среди наиболее известных: «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1974); «Три весёлые смены» (1977); «Приключения Электроника» (1979); «Завтрак на траве» (1979); «Руки вверх!» (1981); «Приключения Петрова и Васечкина» (1983); «Каникулы Петрова и Васечкина» (1984) и другие. С 1975 г. на киностудии им. Горького стал выходить детский юмористический киножурнал «Ералаш».

В конце 1960 - начале 70-х гг.  на киноэкраны страны выходят детские   фильмы  научно-фантастического жанра («Туманность Андромеды», 1968, реж. Е.Ф.Шерстобитов, по роману И.А.Ефремова; «Москва-Кассиопея»,1973, «Отроки во вселенной», 1974, реж. Р.Н.Викторов,  Государственная премия РСФСР 1977 за оба фильма). Патриотическая идея в кинематографе получает новое «наполнение»: советские школьники, попав в иные космические миры, проявляют свои лучшие качества (дружба, взаимопомощь, любовь к родной земле), воспитанные в них социалистической Родиной.

В 1980 г. на киноэкраны страны выходит фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам» (Государственная премия СССР, 1982), а в 1985 г. состоялась премьера телевизионного сериала Павла Арсенова «Гостья из будущего». Оба фильма, снятые по сценарию Кира .Булычёва (И.В.Можейко), где показано торжество коммунистических идеалов в относительно недалеком будущем, и по сей день вызывают большой интерес у юных зрителей. Однако в дальнейшем автор сценариев этих фильмов оценит идейную составляющую своей работы иначе: «...В одном я был твёрд - если не верите, пролистайте мои книги семидесятых и восьмидесятых годов: я не верил в торжество коммунизма и его блага. Я не только сам не хотел вступать в партию, но и мои герои, живущие в будущем, об этой партии не знали». В отличие от К.Булычёва, автор «Туманности Андромеды», советский писатель И.А.Ефремов искренне верил в идеалы коммунизма.    

Важной составляющей патриотической пропаганды среди школьников  являлись кино- и телефильмы, повествующие о революционном прошлом страны, первых пионерах и комсомольцах, жизни советской молодёжи  1920 - 30-х гг. Среди фильмов на эту тему преобладали телеэкранизации: по произведениям А.П.Гайдара («Судьба барабанщика», 1976; «Тимур и его команда», «Школа», 1981),  А.Н.Рыбакова («Кортик», 1973; «Бронзовая птица», 1974; «Последнее  лето детства»,1975); В.А.Каверина («Два капитана», 1976);  В.А.Осеевой («Раннее-раннее утро», 1982). Особой популярностью среди юных зрителей пользовалась кинотрилогия «Неуловимые мстители» (1968), «Новые приключения «неуловимых» (1969), «Корона Российской империи» (1972), повествующая о подвигах молодых борцов за революцию.

Поясняя идейный замысел трилогии её автор, режиссёр Э.Г.Кеосаян отмечал: «Если зритель полюбит героев картины, то он примет на веру всё. Любовь к Родине, долг, верность - на экране это не отвлечённые понятия, а живые примеры, которым страстно хочется подражать...». Первые две серии картины, вышедшие на экраны в 1967 и 1969 гг., посмотрели более 130 млн. зрителей, главным образом, подростков. Не менее важное место в патриотическом воспитании подрастающего поколения официальной советской пропагандой отводилось теме подвига юных героев  в годы Великой Отечественной войны. Из теле- и кинофильмов следует выделить: «Четвёртая высота» (1979); «Александр Маленький» (1982);  экранизацию повести В.П.Катаева «Сын полка» (1982); фильмы о буднях воспитанников-суворовцев «Сто первый» (1981), «Алые погоны» (1982) и другие.

Патриотическим духом были проникнуты  многие кино- и телефильмы, снятые по мотивам русских народных сказок и былин, в которых главные положительные персонажи (русские богатыри, народные герои) противостояли силам зла (чужеземцам и внутренним врагам): фильмы А.А.Роу - «Варвара-краса, длинная коса» (1970); Н.Н.Кошеверовой - «Иван-да-Марья» (1975); Г.Л.Васильева -«Финист-Ясный Сокол» (1975),  «Василий Буслаев» (1982) и киноработы других авторов. В 1970-е годы на советские кино- и телеэкраны выходят мультипликационные фильмы, повествующие о героическом прошлом русского народа: «Илья Муромец»;  «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Василиса Микулишна»; «Слово о полку Игореве» и другие. В 1980 г., к 600-летию Куликовской битвы был выпущен мультфильм  «Лебеди Непрядвы», в котором наряду с ратным подвигом русских воинов отмечена роль Православной церкви в борьбе народа за независимость. Однако набиравшие силу негативные процессы в общественно-политической и экономической жизни страны, последующие трагические события 2-й половины 1980 - начала 1990-х  гг. не позволили «патриотическому направлению» стать доминирующим  в советском киноискусстве.    

Таким образом, советский детский кинематограф 1960-х - середины 80-х гг. представлял собой сложное явление идеологической борьбы в сфере воспитания будущих граждан СССР. Советское кино как «самое важнейшее из искусств» являлось не только великим пропагандистом всего лучшего в истории нашего народа, но и эффективным инструментом в деле разрушения социалистических и национально-духовных устоев страны. Последнее отчётливо проявилось  в годы «перестройки», когда резко изменился идеологический вектор, и процесс либерализации, захлестнувший все сферы жизни общества, привёл к уничтожению советской киноиндустрии.    

 


Литература

1. Аркус Л., Васильева И., Марголит Е. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. / Кино и контекст. Т. IV. СПб, 2002

2. Булычёв К. Как стать фантастом. М., 2003

3. Кабо Л.Р. Кино и дети. М., 1974

4. Каганская М. Миф двадцать первого века, или Россия во мгле / «Страна и мир», 1986, №11; 1987, №1, 2

5. Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986

6. Нефедова М. Внимание: детское кино / «Нескучный сад»,14.02.2007 / http://www.rusk.ru/

7. Парамонова К.К. Фильм и дети. М.,1976

8. Печенев В.А. Взлёт и падение Горбачёва: Глазами очевидца. М.; 1996

9. Раззаков Ф.И. Гибель советского кино. Тайны закулисной войны. 1973-1991. М., 2008, т.2

10. Раззаков Ф.И. Наше любимое кино. Тайны становятся явным. М., 2004

11. Режиссёры детского советского кино. Творческие портреты. М., 1982

12. Страницы истории отечественного кино. М., 2006

13. Энциклопедический словарь юного зрителя. М., 1989

 

Кожевников Алексей Юрьевич

 к.и.н., доцент кафедры  истории

 и политологии  РГУТиС



Рейтинг:   4.85,  Голосов: 13
Поделиться
Всего комментариев к статье: 26
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Евгений написал 02.04.2009 22:20
Статья интересная, хотя не со всем в ней можно согласиться. Думаю, что 90% зрителей отнюдь не воспринимали пионерлагерь в фильме "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен" как аналог СССР, а Инночкина - как диссидетнта. Особено среди детской аудитории. Кстати, весь фильм пропитан советским оптимистическим мироощущением. Удивили некоторые комменты. Прекрасно помню мультик "Голубой щенок", очень милый мульт, где нет и намека на гомосексуализм (о котором в СССР мы, дети, толком и не знали. Это слово я впервые прочел в Советском энциклопедическом словаре, но из статьи, разъясняющей его значение - ничего не понял). Фильм Р.Быкова "Чучело" смотрел впервые студентом. Честно скажу - меня он потряс. Удивляет, что кто-то вынес из него информацию о том, "как надо объявлять бойкот". Фильм о чести и бесчестии, дружбе, моральной стойкости. Но видимо, каждый извлекает из произведений искусства, то что ближе его душе. А вот Блика, и таких как он, очень хорошо понимаю. Он же по природе - скот. А в Советском Союзе его заставляли быть Человеком. Уж-ж-жас!!!Прими, Блик, мои сочувствия. Зато теперь - твое время!
Ну а главное -советское детское кино, на мой взгляд, выдающийся феномен мировой культуры. Это искусство, обращенное к лучшему в человеке. Такого теперь нет и быть не может. Нет запроса в обществе.
Re: Д.Ч.
Я-БУС написал 31.03.2009 21:30
Дима,не понял, ты что по своим стрелял?! Поддых..
бездарь и конъюнктурщик
Земляк написал 31.03.2009 20:56
Г-н Булычев-Можейко типичный флюгер-конъюнктурщик.Куда ветер дунет туда и повернется.Таких флюгеров развелось пруд-пруди среди совковой говноинтиллигенции.Достаточно вспомнить Ульяноваб , Баталова,Астафьева имя им легион.Позерствуют,орчат из себя гуру а того и видеть не хотят-убогонькие что без своих книг,фильмов и т д снятых по прямому указанию партии они полнейший ноль!Я недавно перечитал можейкины художества каторые мне когда-то нравились в Пионерской правдею.Чуть не сблевал!! Определение одно-ГОВНО!!! Пишет человек который детей не любит и не уважает! Стиль-презрительно-снисходительный , v мерзко-сюсюкающий! Представляю каких усилий стоило режиссерам очистить сценарий от этого сатанинского презрения к детям,и создать что-то действительно красивое и светлое! Да что говорить если имя Булычева стало пзвестным и надо же уважаемым только после того как выходили мульт , кино ,и телефильмы где в сценарии значилось его имя!Также например с Юлианом Семеновым-без фильмов , без сценарно-режиссерской обработки -полнейшая серятина. И меня не волнует что они там прокукарекали про коммунизм , без партийно-гбешной палки-погонялки они вообще были не в состоянии ничего родить.Что и подтвердилось когда рухнула партийная цензура и свободы настали полные штаны!
(без названия)
Бирюк написал 31.03.2009 16:51
...Природа не терпит пустоты . Идеологический вакуум 90х-и постмиллениума заполонили омерзительные глистозавры сэра Михалкова . Ни одного киносСлова ,*****!даже шопотом. Только пердеж сплошной - чернуха,порнуха , петросяньщина. Свободы-хоть жопой ешь , все показали - писи,сиси ,даже ,по-моему ,срать учили стоя .Детям - оппаньки , ***** вам ,а не шанежки. Ни-че-го . Гарриком англицким поттерлись и тем успокоились -на откуп голливуду и чужакам отдали .
Детские фильмы 60-80хх -нет,не раздражали. Старательно ,по слогам в них учили любить Родину ,защищать ,дружить ,уважать. Безудержно талантливо ,чему ничуть не мешала столь ненавистная пацанам из вашингтонскго обкома Система.Хорошие,добрые фильмы о том,как надо было бы жить . Спасибо авторам тех фильмов.Они сделали что могли, и не их вина ,что нас убили изнутри-это я теперь понимаю,в свой полтинник . Их "прекрасное далеко " стало нашим сегодняшним позором .
Re: Re: Re:
Перфораторов написал 30.03.2009 23:22
http://aerocrat.livejournal.com/64372.html
Re: Re: Re: Re: Re: Re:
Д.Ч. написал 30.03.2009 22:33
я с другой стороны воевал, там таких проблем не было. послушайте песню Тимура Муцураева "Шамиль ведет отряд"
Блику
Сергей написал 30.03.2009 20:55
Блик, ты полный идиот! Жизнь ему испортили. Что, воровать не мог?Вот из-за таких скотов как ты страна и пошла под откос. А сейчас тебе хорошо? Дерьмо хлебаешь черпаками? Ксюшей Собчак наслаждаешься и гламурными подонками? Проваливай с форума. Здесь тебе не место. Иди на форум Едреной Расеи и восхваляй капитализм.
Re: Re: Re: Re: Re:
Сварог написал 30.03.2009 19:19
И скажете что вам доставляло удовольствие плохое снабщение и неграмотные приказы начальства?
Re: Re: Re: Re:
Д.Ч. написал 30.03.2009 18:59
да, в Чечне, с Тимуром
Re: Re: Re:
Сварог написал 30.03.2009 16:02
Простите. А вы сами воевали?
Re: Re:
Д.Ч. написал 30.03.2009 15:35
ну, нынешнее состояние армии куда непорядочнее: надувные только танки и ракетные установки)))
http://www.pravda.info/news/62983.html
к тому же, не спешите осуждать коммунистическую героику - ведь когда воюешь не ожидая подмоги, тогда-то ее появление и радостно вдвойне. таких эпиходов в советском кино - тоже много
Re:
Сварог написал 30.03.2009 14:46
Скажу о роли Советского кино в моей жизни. В танковое училище я пошел под влиянием Четырех танкистов, Жаворонка и Мишка принимает бой. Посмотрев эти фильмы я понял что самые наши это танкисты и мечта любого нормального человека это когонибудь на танке освободить. Я въезжал на броне в освобожденные населенные пункты и поверьте ощущения и зрелище не забываемое. Но проанализировав Советское патриотическое кино позднее я сделал не очень хороший вывод. Впрочем посудите сами. Красной нитью проходит идея, что надо драться на смерть, подмоги, боеприпасов, авиации и артиллерии не будет сто пудов. А вот когда ты героически погибнешь, то вот тогда помощь и подойдет. Есть чудесный фильм Мальчиш Кибальчиш, но если вникнуть в фабулу, становится неприятно. Напал Враг. Красная армия гдето тусуется. Погибли Отцы, погибли старшие братья, а наших все нет. Послали в огонь детей и дети тоже гибнут и часть из них в пытках. И вот только тогда подходит помощь. Непорядочно все это.
Рекомендую
Молчун написал 30.03.2009 12:14
http://kprf.ru/party_live/65000.html
Re: Бред.
Волнорез написал 30.03.2009 12:01
А чего тебе испортили, если не секрет? В ГУЛАГе что ли сидел? Или комиссар в кожанке колосок изо рта вырвал?
Re: Бред.
Д.Ч. написал 30.03.2009 11:22
кончено, ВЕРИТЬ можно только в Бога и Буржуя, а о коммунизме надо знать;-)
что же это вам испортили, уважаемый, кстати?
ВВП СССР даже 1989-го года был выше нынешнего. вас именно это и огорчало? не хватало олигархов и Ксюши Собчак? и японских мультиков с недвигающимися рожами?
не понятно
sniff написал 30.03.2009 10:29
Мне не понятна цель данной статьи. Смахивает на школьное сочинение.
Может в следующий раз статью Белинского или Добролюбова опубликуете?
Grimen
Не прохожий написал 30.03.2009 09:55
На культурологии меня культурологичка учила что в китае все есть инь и янь, и там сплошной секс.
Например пчела на цветке, ну фото и фото, а нет. Не так просто, пчела инь- мужское начало, цветок янь женское начало, пчела влетает в цветок...
или фабрика на фоне вечернего багрового неба. Ну трубы
это янь и ....
И вот такой бред нас заставляли учить, типа это правда.
И среди нас есть такие иньяни, демократы, как ты верно заметил они даже курочку рябу будут объяснять что мол это изоповский язык борьбы с СССР,
Вообще-то фильм "Чучело" на который насильно гнали...
wolodja написал 30.03.2009 09:32
целыми школами, поучить детей "как надо объявлять бойкот" и что "бойкот надо объявлять"... показали как существующие отношения, которых на тот момент времени в советской школе практически отсутствовали, как и многие фильмы того времени, "просвящающие" детишек в интересных неведомых им областях, типа "Голубой щенок"... или "борцы с наркоманией", просвящавшие пацанов в том, что можно нюхать клей момент и т.п. после чего во дворах появились толпы нюхачей... вообще наши "киношники" внесли очень большой вклад в уничтожение страны и культуры народов СССР... что есть, то есть...
Очередная проба пера
Grimen написал 30.03.2009 09:19
Слабая статья с притянутыми за уши якобы "фактами". Смысл сводится к тупой попытке перечислить известные фильмы и указать что все они "средство воспитания и идеалогии". Почему везде надо искать скрытую попытку навязать идеалогию? Это паранойя какая-то. К примеру "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен". Да фильм комедийный и сатирический, но не нстолько же! Критикуется образ нерадивого хозяйственика - так таких фильмов было полно. Откуда идиотская мысль - что лагерь это СССР, Иночкин - "инакомыслящий" диссидент (если кто помнит фильм все инакомыслие свелось к разовому нарушению режима, за которое героя хотели отчислить из лагеря (это ли не мечта каждого диссидента) а весь фильм его прячут друзья и воспитатели - в чем и весь юмор. Этак можно любой фильм "расшифровать" - "Карнавальная ночь" - точно такой же сюжет (смысл молодые свободные инакомыслящие дисседенты борются против прогнившей партии в лице т.Огорцова - дом культуры - это СССР), "Приключение Буратино" (юный дисседент борется против партийных слоев - кукольный театр - СССР, Карабас - Сталин) и т.п.
Бред.
Блик написал 30.03.2009 08:43
Все что было в ссср ГОВНО... ненавижу. ненавижу комунизм, всю жизнь испортили... как можно верить в эту ерунду?
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
              
      читайте нас также: pda | twitter | rss