Кто владеет информацией,
владеет миром

Либерализм: история и современность

Опубликовано 12.11.2012 автором Сергей Шевченко в разделе комментариев 11

Либерализм: история и современность

Рассмотрим, в каких исторических условиях возник западный буржуазный либерализм, как он развивался и чем он является в современном мире. Этот вопрос для нас не рядовой, и имеет не просто познавательный характер. Для нас вопрос очень важен потому, что либерализм, впервые появившись у нас во времена Российской Империи и затем, покинув нашу страну, опять неожиданно вернулся через 73 года и стал сейчас, фактически, доминирующей идеологией РФ, несмотря на то, что в Конституции зафиксировано, что государственной идеологии у нас нет. В какие конкретно виды западный либерализм уродливо трансформировался на российской почве в первое и второе своё пришествие рассмотрим в следующих статьях, а сейчас кратко напомним мировую историю либерализма.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Либерализм - буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свобод капиталистического предпринимательства (Советский энциклопедический словарь).

 

Либерализм - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка (Википедия).

 

ИСТОРИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА

 

Либерализм возник в Европе в XVII-XIX веках в процессе борьбы буржуазии с феодальным монархическим абсолютизмом. По мере развития культуры, общество стало сомневаться, что абсолютные монархи имеют божественное право управлять всей жизнью общества и передавать это право по наследству.

 

У истоков либерализма стояли Дж.Локк (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Д.Юм (1711-1776), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), А.Смит (1723-1790), И.Кант (1724-1804), В.Гумбольдт (1767-1835), Т.Джефферсон (1743-1826) и другие.

 

Джон Локк в 1690 году сформулировал два фундаментальных либеральных принципа:

-экономической свободы, как права на личное владение и пользование собственностью,

-интеллектуальной свободы, включающей свободу совести.

 

Основа его теории - представление о естественных правах:

-на жизнь,

-на личную свободу,

-на частную собственность.

 

Граждане (богатые) заключают общественный договор с правительством, согласно которому правительство должно защищать их естественные права.

Д.Локк открыто и честно отстаивал интересы английской буржуазии, поэтому он:

-не распространял свободу совести на католиков,

-не распространял права человека на крестьян и слуг,

-не одобрял демократию.

 

Демократия понималась не буквально, а просто как некоторое, пусть даже небольшое, участие более широких слоёв общества в управлении государством.

 

Адам Смит исходил из объективности экономических законов и разработал логичную систему, которая объясняла функционирование свободного рынка исходя из внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Википедия: "Смит сформулировал концепции "экономического человека" и "естественного порядка". Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита - это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие, как отдельного человека, так и общества в целом. Для существования естественного порядка требуется "система естественной свободы", основу которой Смит видел в частной собственности. Самый известный афоризм Смита - "невидимая рука рынка", фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, производителей рынок "подталкивает" к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества. Ресурсы же при этом под воздействием "сигнальной системы" прибыли перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно".

 

Частная собственность рассматривалась либералами как гарант и меры свободы.

В.Гумбольдт: "Идея свободы развивается только вместе с идеей собственности, и самой энергичной деятельностью мы обязаны именно чувству собственности".

 

"Дэвид Юм утверждал, что фундаментальные (природные) законы человеческого поведения диктуют нравственные нормы, которые невозможно ни ограничить, ни подавить".

 

Шарль Луи Монтескьё развивал идею о всеобщем равенстве граждан перед законом, включая монархов. Основой для этого он считал разделение властей и федерализм.

 

Жан Жак Руссо в трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) обратил внимание, что множество людей незаслуженно исключаются из общественного договора, так как они не имеют собственности. Чтобы такой договор был легитимным, в обмен на свою независимость человек должен получить блага, которые ему может обеспечить только общество, и одним из таких благ Руссо считал образование.

 

В XIX веке идеи либерализма развивали И.Бентам (1748-1832), Дж.С.Милль (1806-1873), Т.Х.Грин (1836-1882), Л.Хобхауз и другие.

Википедия: "Иеремия Бентам критиковал теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо как возбуждающую дух восстания, однако защищал требования реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. Отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость, равенство. Был сторонником свободы слова, отделения церкви от государства, женского равноправия, права на развод, запрещения рабства, запрещения пыток и телесных наказаний, отмены наказания для гомосексуалистов. Выступал за права животных".

 

Джон Стюарт Милль в эссе "О свободе" писал: "Единственная цель, которая служит оправданием для вмешательства одних людей, индивидуально или коллективно, в деятельность других людей, - это самозащита. Проявлять власть над членом цивилизованного общества против его воли допустимо только с целью предотвращения вреда другим». Однако, видя бедственное положение основной массы народа, его низкий интеллектуальный и жизненный уровень, Милль в более поздних работах несколько изменил свои взгляды и писал, что наступит время "когда распределение продуктов труда... будет производиться в соответствии с общепринятыми принципами справедливости". Кроме того, он пришел к мысли, что существующие государственные институты можно изменять, что "законы" распределения благ не являются социальными, они изобретены человеком и, следовательно, человек может их изменить.

 

Томас Хилл Грин основной акцент в своих работах делал на индивидуализм, но в то же время он указывал, что человек имеет определенные обязательства перед обществом. Это можно рассматривать как некоторый отход от классического либерализма в сторону социального либерализма. Грин считал, что государство обязано охранять права граждан. Он также считал идеальным общество без классовой борьбы, которое, по его мнению, можно построить посредством свободного рынка.

 

 

ЛИБЕРАЛИЗМ и ДЕМОКРАТИЯ

В обществе шли необратимые процессы, народ начал активно бороться за социальную справедливость, за свои права и либералам пришлось идти на уступки, изменить тактику и не афишировать свои истинные цели.

Википедия: "Опасения со стороны либералов, связанные с демократией, особенно усилились после Великой Французской революции. В частности, поэтому французские либералы в целом поддерживали Наполеона Бонапарта, который хотя и был противником подотчётности власти (и тем более народовластия), однако способствовал реализации и популяризации ряда важнейших либеральных идей.

Поворотным моментом стала работа Алексиса де Токвиля "Демократия в Америке" (1835 г.), в которой он показал возможность общества, где личная свобода и частная собственность сосуществуют с демократией. По мнению Токвиля, ключом к успеху такой модели, получившей название "либеральная демократия", является равенство возможностей, а наиболее серьёзную угрозу представляет вялотекущее вмешательство государства в экономику и попрание им гражданских свобод.

После революции 1848 г. и государственного переворота Наполеона III (в 1851 г.) либералы всё больше стали признавать необходимость демократии для осуществления либерализма в полной мере".

 

Не все, однако, поверили в сказку о возможности построения справедливого общества, основанного на частной собственности и свободном рынке. В 1848 году К.Марксом и Ф.Энгельсом был опубликован "Манифест коммунистической партии", в котором прямо говорилось, что "вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых". Так одновременно с либерализмом в мире начала мощно и быстро развиваться коммунистическая и социалистическая идеология.

 

СОБЫТИЯ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА

-Английская буржуазная революция XVII века (1640-1660 гг.) и "славная революция" 1688 года.

Уничтожение абсолютизма, удар по феодальной собственности и превращение её в буржуазную, провозглашение свободы торговли и предпринимательства.

-Война за независимость США (1775-1783).

-Великая Французская Революция (1789-1799).

По своему характеру революция была буржуазной и заключалась в смене феодального строя на капиталистический. Ведущую роль играла буржуазия, свергнувшая феодальную аристократию. Основной лозунг революции был - свобода, равенство, братство.

-Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 г.

 

Идеи либерализма и исторические события были взаимосвязаны и оказывали взаимное влияние друг на друга. Так участники английской буржуазной революции и участники войны за независимость США руководствовались многими принципами либерализма. А позднее некоторые из этих принципов были зафиксированы в государственных документах. Первым таким документом стала "Декларация независимости США" (1776 г.). Главным автором этого документа был Томас Джефферсон. Впервые провозглашался принцип суверенитета как основа государственного устройства, и утверждалось за народом право на восстание и свержение деспотического правительства, провозглашались также основные идеи демократии - равенство людей, их "неотъемлемые права, среди которых право на жизнь, свободу и на стремление к счастью".

 

Важным событием в истории развития либерализма была Великая французская революция. В одном из ее главных политико-идеологических документов - "Декларации прав человека и гражданина" (1789 г.) записано, что "целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

 

Большое влияние на развитие либерализма оказала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Было построено принципиально новое общество - социализм, в котором была уничтожена частная собственность на средства производства, что привело к установлению реального экономического и политического равенство всех граждан. Вместо рынка была создана плановая экономика. Социализм оказал большое положительное влияние на развитие либерализма в капиталистических странах, в плане его социализации.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

Возник в конце XIX века под влиянием утилитаризма и марксизма.

Основатели этого вида либерализма - Джон Дьюи (1859-1952), Мортимер Адлер (1902-2001) и др.

Они считали, что государство должно заботиться о социальной справедливости и все граждане должны иметь доступ к базовым ценностям, таким, например, как образование. Википедия: "Социальный либерализм поддерживает введение некоторых ограничений на экономическую конкуренцию. Он также ожидает от правительства предоставления социальной защиты населению (за счёт налогов), чтобы создать условия для развития всем талантливым людям, для предотвращения социальных бунтов и просто "для общего блага"".

 

КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

Великая депрессия 1930-х показала несостоятельность классического экономического либерализма. Стало очевидно, что нерегулируемые рынки не могут обеспечить процветание государства и предотвратить нищету населения. В этой ситуации Джон Дьюи, Джон Мейнард Кейнс и президент Франклин Рузвельт решили создать более сложную экономическую систему ("Новый курс"), которая бы по-прежнему оставалась капиталистической, была бы "оплотом личной свободы", но при этом государство могло защитить население от издержек капитализма.

Джон Мейнард Кейнс, Людвиг-Иосиф Брентано, Леонард Трелони Хобхаус, Томас Хилл Грин, Бертиль Олин и Джон Дьюи описали, как государство должно регулировать капиталистическую экономику, чтобы защищать свободу и при этом избежать социализма.

 

 

КЕЙНСИАНСТВО

 

"Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина - склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство.

 

Основные положения:

-Рыночная экономика не может саморегулироваться, поэтому вмешательство государства неизбежно.

-Проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов, а не с позиции предложения ресурсов.

-Кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции "эффективного спроса", который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.

-Анализ макроэкономических показателей позволяет выяснить, как функционирует экономическая система в целом, каковы потоки производимой, распределяемой и потребляемой стоимости и каков "эффективный спрос".

-Основной инструмент регулирования экономики - это бюджетная политика, она решает задачи занятости рабочей силы и производства.

 

Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства".

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ

 

Википедия: "Сторонники неолиберализма считали, что Великая депрессия была результатом не невмешательства государства в экономику, а наоборот, чрезмерного государственного регулирования рынка. Экономисты австрийской и чикагской школ (Фридрих Август фон Хайек, Людвиг фон Мизес, Мюррей Ротбард, Милтон Фридман и др.) указывают, что Великой депрессии предшествовала масштабная денежно-кредитная экспансия и искусственное занижение процентной ставки, которые исказили структуру инвестиций в экономике. В работе "Капитализм и свобода" (1962 г.) Фридман называет главными причинами Великой депрессии фиксированную привязку курса доллара к золоту, регулирование банковской системы, повышение налогов и печать денег для оплаты государственного долга.

 

В 2008 году в связи с экономическим кризисом дискуссия между сторонниками неолиберализма и социал-либерализма вновь обострилась. Стали звучать призывы вернуться к социально направленной политике по перераспределению доходов, протекционизму и реализации кейнсианских мер".

 

Прежде чем критически рассмотреть современный либерализм, для удобства, формализуем основные принципы политического, экономического и культурного либерализма.

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

Основные принципы:

-Отдельная личность - основа закона и общества (индивидуализм).

-Общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью.

-Общественный договор - договор, согласно которому законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каждый гражданин подчиняется этим законам.

-Верховенство закона - государство должно обладать достаточной силой для его обеспечения.

-Всеобщее избирательное право.

-Разделение властей - на законодательную, исполнительную и судебную.

 

СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

Основные принципы:

-Частная собственность - основа экономики, она - "священна и неприкосновенна".

-Свободное частное предприятие - основной вид предприятий в государстве.

-Невмешательство государства в экономику (или допускается небольшое вмешательство).

-Отмена государственных субсидий и юридических барьеров для торговли.

-Стоимость товаров и услуг должна определяться только рынком.

-Рынок не нуждается в государственном регулировании (или допускается небольшое).

-Некоторые либералы считают, что рынок должен быть даже в судопроизводстве и других областях.

 

СОВРЕМЕННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

Под этим понимаются положения либерализма в области прав человека и свобод.

Основные принципы:

-полная свобода творчества писателей, режиссёров, журналистов, художников,

-отсутствие государственной цензуры (или её наличие в минимальном виде),

-отсутствие государственного регулирования литературы и искусства,

-толерантность (все взгляды равноправны),

-мультикультурализм (все культуры равноправны независимо от их содержания),

-все религии равноправны,

-все виды сексуальных отношений равноправны,

-человек сам определяет допустимость приёма наркотиков,

-человек сам вправе решать вопрос об эвтаназии.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

В последние 30 лет в мире произошли огромные качественные изменения.

Во-первых, в экономически развитых странах изменился характер капитализма - на смену производственно-промышленному капитализму пришёл финансово-спекулятивный капитализм.

Во-вторых, изменился характер международного капитализма (империализма) - возросла роль транснациональных компаний и финансово-промышленных групп, которые активно вмешиваются и влияют на политику и экономику других стран (ограничивают суверенитет), интенсивно идёт процесс глобализации.

В-третьих, с гибелью социалистической системы и СССР у империализма значительно расширились возможности приобретения сырья за счёт образования новых сырьевых колоний и появились новые рынки сбыта для своей готовой продукции.

Для осуществления мировых процессов "демократизации" и "либерализации" возникли и стали активно действовать ряд международных организаций. Рассмотрим кратко некоторые из них.

 

В 1947 году был образован "Либеральный интернационал". В настоящий момент в нём насчитывается порядка 70 членов (организаций), от РФ в нём представлена только одна партия, это - Яблоко. Большого влияния на международную экономику и политику Либеральный интернационал не оказывает.

 

Основные организации, оказывающие влияние на международную политику и экономику сегодня - МВФ, Всемирный банк, МБРР и ВТО.

 

 

ВАШИНГТОНСКИЙ КОНСЕНСУС

 

"Вашингтонский консенсус был сформулирован английским экономистом Д.Уильямсоном в 1989 году как свод правил экономической политики для стран Латинской Америки, а позднее их применили и к странам Восточной Европы. Документ продекларировал условия, необходимые для перехода этих стран от командной модели экономического развития к либеральной модели.

 

Принципы отражали общую позицию (консенсус):

-администрации США,

-главных международных финансовых организаций (МВФ и Всемирного банка),

-ведущих американских аналитических центров.

 

Десять принципов "Вашингтонского консенсуса":

1.Поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета).

2.Приоритетность здравоохранения, образования и инфраструктуры среди государственных расходов.

3.Снижение предельных ставок налогов.

4.Либерализация финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам на невысоком, но всё же положительном уровне.

5.Свободный обменный курс национальной валюты.

6.Либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин).

7.Снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций.

8.Приватизация.

9.Дерегулирование экономики.

10.Защита прав собственности".

 

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО)

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны.

В 1944 году усилиями США и Великобритании на Бреттон-Вудской конференции были основаны:

Международный валютный фонд (МВФ) и

Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Третьей организацией нового мирового экономического порядка тогда предполагали создание Международной торговой организации (МТО).

В 1947 г. подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

В 1995 г. создана ВТО, с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей ГАТТ.

На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны (95% мирового торгового оборота).

Задачей ВТО провозглашено установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, (также как и ГАТТ до него), опирается на основные принципы - равные права, взаимность, прозрачность.

 

 

КРИТИКА ЛИБЕРАЛИЗМА

 

Частная собственность на средства производства - источник и причина экономического и социального неравенства в обществе.

 

В капиталистическом обществе реальная власть в государстве сконцентрирована в руках очень небольшой группы людей, которые и контролируют - экономику, политику, финансы и идеологию.

 

В условиях экономического неравенства, равенство граждан перед законом (справедливый общественный договор) и равенство возможностей (общество равных возможностей) - утопия, обман. Истинная цель капитализма - узаконивание экономической эксплуатации.

 

В.И.Ленин, ПСС, т. 37, с. 457:

"Буржуазный парламент, хотя бы самый демократический в самой демократической республике, в которой сохраняется собственность капиталистов и их власть, есть машина для подавления миллионов трудящихся кучками эксплуататоров".

 

В.И.Ленин, ПСС т.37, с.255:

"Только либерал может забывать историческую ограниченность и условность буржуазного парламентаризма... На каждом шагу в самом демократическом буржуазном государстве встречают угнетенные массы вопиющее противоречие между формальным равенством, которое "демократия" капиталистов провозглашает, и тысячами фактических ограничений и ухищрений, делающих пролетариев наемными рабами. Именно это противоречие раскрывает глаза массам на гнилость, лживость, лицемерие капитализма".

 

Либерализм гиперболизирует свободы человека. Человек - существо общественное и, помимо личных интересов, на нём лежат огромные общественные обязанности, в том числе он не должен паразитировать на обществе, а обязан заниматься общественно полезным трудом. Человек получает в пользование при рождении огромные достижения предыдущих поколений (наука, промышленность, инфраструктура, культура), всё это он обязан сохранить, преумножить и передать следующим поколениям. Нельзя, естественно, впадать и в другую крайность, когда общественные интересы полностью подавляют личные.

 

Вера либералов в "неведомую руку рынка" - антинаучна, наивна и похожа на мистику или религию. Рынок, действительно, всё регулирует, но не обязательно результаты такой регулировки будут положительными для общества. Один из возможных вариантов регулирования - крах экономики и гибель государства.

 

Международный либерализм сегодня проводит жёсткую политику в интересах нескольких экономически наиболее развитых стран и транснациональных корпораций и в ущерб остальным странам.

Лоренс Браун, советник правительства Китая, о ВТО:

-"всего лишь 20 стран обладают силой и принимают решения в ВТО;

-ВТО не создала правила для справедливой торговли;

-правила ВТО не применяются на равных условиях ко всем членам организации;

-каждый саммит ВТО сопровождается массовыми протестами, потому что это не справедливая торговля;

-ВТО не создает благополучия и развития для всех стран".

Википедия: "Многие [обоснованно] считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей)... например, постсоветские страны, такие как Украина и Киргизия, сильно проиграли от своего вступления в ВТО. В частности, за почти 10 лет нахождения Киргизии в организации в этой стране почти полностью исчезло промышленное производство, а сельское хозяйство значительно сократило своё производство".

 

С.Ю.Глазьев, академик: "[теоретические изъяны] "Вашингтонского консенсуса" хорошо известны... примитивная теория стабилизации в условиях стабильно функционирующих рыночных экономик не могла работать в ситуации, когда рыночной экономики и соответствующей ей инвестиционной структуры ещё не было, не было рыночной конкуренции, не было частной собственности".

 

Анализируя результаты десятилетнего периода (1990-2000 гг.) силового внедрения доктрины "вашингтонского консенсуса" по всему миру и действий МВФ, бывший главный экономист программы ООН Изабелл Грюнберг пришла к выводам, что это - продуманная и жёсткая политика:

-распродажи стран ["привлечение инвесторов"];

-сокращения до минимума программ социального развития [превращение здравоохранения и образования в набор платных услуг];

-создания валютных резервов [вопреки потребностям национальной экономики, в качестве гарантий для иностранных инвесторов];

-обеспечения полной свободы передвижения капиталов по всему миру [для облегчения вывода капиталов из стран и игре иностранного капитала на биржах];

-приватизации и превращения всех ресурсов в предмет купли-продажи [продажа иностранцам прибыльных активов в сырьевом секторе, энергетике, металлургии];

-налоговых реформ, обеспечивающих перенос налогового бремени на бедные слои населения [плоская шкала налогов, низкие налоги на дивиденды].

 

ВЫВОДЫ

 

1.Либерализм сыграл большую положительную роль в XVII-XIX веках как революционная идеология борьбы буржуазии с феодализмом. На то время буржуазный строй был прогрессивным, по сравнению с феодальным.

 

2.Либерализм сыграл положительную роль в XIX-XX веках при превращении буржуазного общества в капиталистическое (разделение властей, правовое государство, политические партии, избирательная система, некоторые социальные гарантии). Трудящиеся боролись за свои права и тем самым направляли развитие либерализма в сторону демократии, пусть пока только буржуазной.

 

3.В постиндустриальном обществе со второй половины XX века либерализм полностью устарел и сейчас уже он не играет положительной роли, а играет скорее отрицательную роль и направляет развитие общества по ошибочному пути развития. Это относится, прежде всего, к экономическому и культурному либерализму.

 

4.Либерализм в экономике никогда не был научной теорией. Доказательством этого является хотя бы то, что различные направления либерализма (классическое и кейнсианство) противоречат друг другу в анализе и рекомендациях, и обе эти "теории" уже приводили экономику к кризису.

 

5.Либерализм изначально внутри каждой страны был идеологией борьбы национальной буржуазии за свои привилегированные права и свободы, в ущерб остальным гражданам. Международный либерализм сегодня, используя МВФ, Всемирный банк, МБРР и ВТО, борется за привилегированные права и свободы экономически наиболее развитых стран и транснациональных корпораций, в ущерб остальным странам.

 

6.Недооценена опасность культурного либерализма, который несёт обществу - вседозволенность, стирание грани между добром и злом, падение морали. В обществе, наряду с научным и техническим прогрессом, одновременно, к сожалению, идут процессы морального и интеллектуального вырождения.

 

7.На смену устаревшей и социально-несправедливой буржуазной идеологии либерализма в XXI веке должна прийти идеология нового социализма.

 



Рейтинг:   4.92,  Голосов: 96
Поделиться
Всего комментариев к статье: 11
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Цель статьи - кратко описать историю и суть либерализма
Сергей Шевченко написал 15.11.2012 22:30
Прометей (15.11.2012 19:57):
"Автор статьи ничего нового предложить не способен, так как не понимает, что либерализм, а точнее либеральный фашизм - это строй, основой которого является не частная собственность на средства производства, а частная монополия на деньги, денежное обращение и денежную эмиссию. Не государство контролирует денежные потоки, а этим занимается уже 500 лет узкая группа частных собственников - Ротшильды, Рокфеллеры, Дюпоны, Морганы и т.п. Не частная собственность вообще, а конкретная частная собственность на деньги - это и есть суть капитализма.
Отними у узкой группы так называемых банкиров право владеть..."
+
+
+
Уважаемый Прометей!
Я ведь в самом начале статьи написал, что цель данной статьи - напомнить кратко в каких исторических условиях возник западный буржуазный либерализм, как он развивался и чем он является в современном мире.
Для нас вопрос важен потому, что либерализм стал сейчас доминирующей идеологией РФ.
+
На какую идеологию надо поменять либерализм, это тема другой статьи. Ведь тут мало просто сказать, что надо поменять на социалистическую или на коммунистическую идеологию, надо описать эту идеологию подробно.
===========
Прометей написал 15.11.2012 19:57
Автор статьи ничего нового предложить не способен, так как не понимает, что либерализм, а точнее либеральный фашизм - это строй, основой которого является не частная собственность на средства производства, а частная монополия на деньги, денежное обращение и денежную эмиссию. Не государство контролирует денежные потоки, а этим занимается уже 500 лет узкая группа частных собственников - Ротшильды, Рокфеллеры, Дюпоны, Морганы и т.п. Не частная собственность вообще, а конкретная частная собственность на деньги - это и есть суть капитализма.
*
Отними у узкой группы так называемых банкиров право владеть, выпускать и распределять деньги, как капитализм подохнет голодной смертью.
Re: сельцо Рашка Па
Клоподав написал 12.11.2012 23:35
"Надо чтобы люди ( либералы, новые социалисты, конституционные демократы и пр ) спорили и договаривались как дальше жить, исходя и норм морали и потребностей населения."
Ну, ты даешь! Образование у тебя крепостное? ЦПШ? То таки да?
Они ж только и договариваются, как истребить население Рашистании, а землю - продать!
Re: Re: Каков поп , таков и приход!
Клоподав написал 12.11.2012 23:32
"Ну, головальщики за путю! У вас совесть еще не зашевелилась! "
У них скорее глисты в ж зашевелятся, чем совесть!
Re: Каков поп , таков и приход!
Наглость написал 12.11.2012 21:25
Путин создал совет на подобие еврейского кнессета! Спрашивается , кого какое общество представляют эти члены???? Ну, уж никак не русский народ, потому что подавляющее большинство из них русофобы.Кто же они:
Федоров(русофоб), абрамкин (антисоветчик),далее амбиндер, дискин,караганов, свиньидзе, каннабах и т.д.
Ну, головальщики за путю! У вас совесть еще не зашевелилась!
сельцо Рашка Па
Вадим, К Р Е П О С Т Н О Й написал 12.11.2012 15:21
Клоподав (12.11.2012 02:25)
ОПЯТЬ КЛОПОВ ОБОЖРАЛСЯ?
Нет правды на земле.
Каждый день борьба, это как секс - только что ничего не было, но начинаем сызнова и вместе приходим к к к к к к
временному счастью. Осчастливились и побежали работать, учиться и жить.
Надо чтобы люди ( либералы, новые социалисты, конституционные демократы и пр ) спорили и договаривались как дальше жить, исходя и норм морали и потребностей населения.
Вместо этого криминальный авторитет ботексное уЁ и шарлатан-мошенник Патриарх гундяй насаждают преступное миропонимание.
Воруй, убивай, ври и РПЦ богатеет, дружбаны нацлидЭра жиреют, а народишка доволен, ведь русские правют и свининики навалом.
Либерализм, социализм и далее.
Дума о главном написал 12.11.2012 12:25
Здравствуйте, встречайте к Вам пришла Утопия и ее Критика. Первая в том, что государственная практика тянет на себя красивое одеяло, представляет себя достойными символизаторами. И в итоге последние и оказываются объектами критики, а не сама практика. Одеяло социально-экономической теории когда-то сшили люди, не имеющие отношения к практике, но к желаемым образам -другое дело - были их авторами. Да, мир авторов раскрывает образы идеального, но в их понимании, а соответствующее понимание для населения раскрывается через практику власти. Но она-то причем, если есть одеяло. Давайте тогда его и призовем: что-то должно отвечать. И в этом хорошая практика - уже Критика.
(без названия)
M99 написал 12.11.2012 12:09
В идеологах часто удивляет их самомнение. После прочтения работ таких деятелей складывается впечатление,
что буржуазное общество своим появлением и развитием обязано исключительно нескольким высказываниям мало
кому известных сочинителей. В действительности же все наоборот. Возникает потребность в идеологии
и появляются сочинители, от которых зависит лишь внешняя форма, некоторые детали.
Например, появились феодалы открывшие новый способ эксплуатации и потребовалась новая идеология -
для того чтобы поощрять инициативу и конкуренцию. Старая идеология учила только покорности, смирению и желанию работать на хозяев.
В новой же ситуации от определенного слоя населения (которым суждено было стать предпринимателями) требовалось проявлять инициативу
и испытывать постоянную потребность в конкуренции. Безусловно, эта идеология нужна была только для слоя предпринимателей, для рабочих,
крестьян и служащих лучше подходила старая идеология.
Таким образом, классический либерализм всегда был полноценной идеологией для сравнительно немногочисленного, но важного слоя общества,
имеющей своей целью, как и любая идеология, подчинить этот слой общества существующему порядку.
Однако, современный либерализм имеет мало общего с классическим либерализмом, он претендует на роль единственной идеологии, крайне догматичен,
превращается в подобие религии, причем в самой отвратительной форме, он крайне антидемократичен. По большому счету он играет разрушительную роль,
поскольку никакое общество не может существовать в условиях конкуренции каждого с каждым (подобную утопию можно было наблюдать в России 90х).
Однако, при этом он служит интересам части правящего класса на западе, которая хочет установить диктат одних и тех же порядков (законов) во всем мире
(что-то вроде "либерального" шариата).
считаю статью полезной
Пахарь написал 12.11.2012 10:37
Политологический ликбез безусловно необходим.
на основе Википедии?
Квал написал 12.11.2012 05:06
До чего дошли уже: Википедию берут как основу для статьи, на полном серьезе ее цитируют...
Вполне шизофренический набор!
Клоподав написал 12.11.2012 02:25
"Основа его теории - представление о естественных правах:
-на жизнь,
-на личную свободу,
-на частную собственность."
Несовместимых вещей! Но ничего, в либеральных головах умещается "гуманизм" и уничтожение 30 000 000 советских людей!
Предлагаю либералов называть "резиновыми головами"!
Опрос
  • Как думаете, можете ли вы защитить в российском суде ваши законные интересы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
      читайте нас также: pda | twitter | rss