Кто владеет информацией,
владеет миром

Детей никто не спрашивает

Опубликовано 19.06.2019 автором в разделе комментариев 1

кино митина фестиваль
Детей никто не спрашивает

Номинация «Полнометражный документальный фильм» в этом году, подозреваю, была серьёзной головной болью для членов жюри Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино  -   высококлассных картин прислали столько, что глаза разбегались.   

Иранский документалист Реза Голами Мотлаг уже не первый раз привозит в Казань картину, где за спокойным ритмом, внешней невозмутимостью и безэмоциональностью  изложения  скрывается яростное обличение укоренившихся в иранском обществе предрассудков,  обскурантизма и архаичных социальных порядков, ломающих людские судьбы.  Иран  -  многонациональная страна, и в каждой этнической общности свои пережитки.  В объективе камеры Мотлага, самостоятельно продюсирующего свои кинопроекты, снимающего фильмы по собственному же сценарию, с собственной операторской работой и монтажом   -   в очередной раз живущие на северо-востоке Ирана туркмены,  одна из наиболее закоснелых и не меняющихся с ходом быстротечного времени общин. 

В новом фильме «Обмен»  Мотлаг акцентирует внимание на процветающей по сей день традиции гаршелех   -    обмена мальчиками и девочками между туркменскими семьями Ирана с целью поженить их в будущем. Брак, организованный семьей, чаще всего заключается, когда дети ещё маленькие,  -  не надо спрашивать согласия. Из этой обменной цепочки очень сложно выйти — откажешься жениться на сестре своего свата, значит, оставишь свою сестру в заложниках. Фильм рассказывает о тридцатишестилетнем парне, который вынужден жениться на своей двоюродной сестре, но пытается вырваться из этого замкнутого круга и жениться второй раз    -   по любви.  И автору фильма, и зрителю интересно проследить, как в голове героя борются две несовместимые идеи    -   традиционного для восточного общества почитания старших и осознание пагубности навязываемых ими норм поведения. Режиссер предоставляет слово и женщинам,  спутанным по рукам и ногам  обязательствами, которых они сами на себя не брали, но навязанными родителями.

Другая иранская документальная лента, представленная молодыми режиссерами Азаде Муссави и Курушем Атаи «Найти Феридэ», как нельзя лучше соответствует лозунгу Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино  -  «Через диалог культур  -  к культуре диалога». Не случайно картина была удостоена  приза Президента Татарстана «За гуманизм в киноискусстве».  Главная героиня,  иранка Феридэ, в шестилетнем возрасте была брошена родителями и впоследствии удочерена голландской семейной парой.    Сегодня уже почти пятидесятилетняя Феридэ   -   настоящая голландка, но мысль о визите на историческую Родину не покидала её все годы.  Героиня безуспешно пыталась разбить стереотипы приёмных родителей,  считающих Иран опасной страной, и наконец отправляется туда самостоятельно.   В Иране она встречается с тремя семьями, претендующими на признание её биологической семьёй   -  европейский или американский кинематографист,  безусловно,  сделал бы из этого комедию положений, но не таковы иранцы, с максимальной серьезностью относящиеся ко всему, что касается происхождения, генетических и культурных корней. 

Тема происхождения, разлучённых сестёр-близнецов, попавших в разные семьи, культурных различий между родными людьми, воспитанными в разных средах,  мучит и иранского документалиста  Мехди Газафари.   Его  «Прошлое»   -   пример картины, где режиссёр из бесстрастного наблюдателя, фиксирующего реальность на камеру, превращается в одного из главных действующих лиц.  Узнав о том, что двух родных сестёр в детстве разлучили,  отдав на воспитание в разные семьи,  Газафари разыскивает обеих и открывает им глаза на их собственную историю, посеяв в душах обеих немалое смятение.   Одна воспитывалась в деревенской семье в иранской глубинке, другая всю жизнь прожила в Тегеране, обе не подозревали о существовании друг друга.  Фильм состоит из пространных монологов обеих сестёр, объединённых теперь только еле уловимым внешним сходством  (всё-таки среда обитания неизбежно накладывает отпечаток и на внешность),  взволнованных полученной информацией и готовящихся к встрече.  Монологи превращаются в изложение личного кредо   -  с обобщениями, моралите, толкованием понятий Добра и Зла,  глубокой рефлексией, осмыслением происшедшего в раннем детстве.  Сам момент встречи сестёр остаётся за кадром, он режиссёру интересен гораздо меньше, чем предшествующая ему экспозиция.  Многие сомневаются,  насколько оправданы действия режиссёра с точки зрения этики,  сам же Газафари, видимо, для себя решение принял, затевая эксперимент.     



Рейтинг:   2.14,  Голосов: 7
Поделиться
Всего комментариев к статье: 1
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
мвд написал 19.06.2019 19:30
так угодно аллаху
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss