Кто владеет информацией,
владеет миром

Жертвы царского ГУЛАГа

Опубликовано 17.06.2017 автором Александр Степанов в разделе комментариев 26

гулаг царь жертвы
Жертвы царского ГУЛАГа

Чуть больше ста лет назад, в 1916 году, закончилось строительство Мурманской железной дороги. От Петрозаводска до незамерзающего порта Мурманск были протянуты железнодорожные пути, стратегически важные для России. Да, в прошлом году данное событие как-то скромно отмечалось. Однако современные российские историки не акцентировали внимание на один важный вопрос – о количестве жертв последней большой стройки Российской империи. Я попытался как-то упорядочить имеющуюся информацию.

Итак, в строительстве дороги на разных этапах приняло участие до 170 тысяч человек. Десятки тысяч русских рабочих-сезонников, в том числе много женщин, 10 тысяч навербованных китайцев, две тысячи мобилизованных в Средней Азии казахов, более 5 тысяч финских рабочих, а также от 40 до 60 тысяч военнопленных, в основном австро-венгров.

Начальство и подрядчики воровали немилосердно, в то же время английские, французские и русские банки, финансировавшие строительство, вложив 13 миллионов рублей, получили 40... Образцовая стройка российского капитализма.

При этом дорога была построена из рук вон плохо. По сравнению с изначальным проектом, невыполненными оставались около 40% работ. На многих участках было необходимо укрепить железнодорожное полотно, заменить временные деревянные мосты металлическими и железобетонными, на станциях требовалось организовать мастерские. По современным меркам путь считался бы аварийным, и пропуск поездов по нему был бы запрещён.
На построенной в экстремальных условиях и страшной спешке дороге скорость поездов ограничивалась 12 км/ч, и когда в 1921 году по указанию наркома путей сообщения Феликса Дзержинского состояние Мурманской железной дороги изучила специальная комиссия, возникло даже предложение ее закрыть. Но советская власть с проблемой справилась.

Общеизвестно, что смертность на трассе была огромной. Пишут, что по наблюдениям Андерсена-Нексе, в 1923 году при вынужденной остановке поезда его немедленно окружали волки, ожидая поживу. Поголовье их за время стройки возросло в 12 раз! Датский писатель сам наблюдал многочисленные кости скелетов, торчащие из болот.

В финской газете Uusi Suometar живописно рассказано, как возвращались финские рабочие со строительства в 1915 году: «Несколько дней тому назад прошло через город Куопио 11 рабочих из северян голодными; их накормили в куопийском доме для бедных, после чего рабочие продолжили путь. Вчера, в субботу, также прибыло в канцелярию дома для бедных четыре рабочих северянина, из которых большинство из Кеми. Они рассказывали о невозможных условиях работ там, куда они были наняты, и, между прочим, сообщили о смерти шести финнов-рабочих, причем причиной смерти они считают голод, имевший место на постройке указанной железной дороги».

Если подготовленные к северным условиям финны умирали с голода, то что говорить о китайцах или австрийцах! Между прочим, только о количестве военнопленных и есть более менее точные сведения, в книге Р.Нахтигаля «Мурманская железная дорога 1915-1919 годы: Военная необходимость и экономические соображения» - 25 тысяч погибших. Сколько же всего погибло людей? Исходя из общего количества строителей – никак не меньше 50 тысяч.

Всего через 16 лет, тоже в Карелии, началось строительство Беломорско-Балтийского канала, ставшего одним из «символов тоталитаризма». Все знают, что там был «ужас-ужас», но мало кто помнит, что во время строительства ББК умерло около 13 тысяч человек. 

В три-четыре раза меньше, чем на великой стройке «России, которую они потеряли». 

Но ББК – это, повторюсь, нехороший символ тоталитарного прошлого, а на память от строительства Мурманской железной дороги остались веселенькие, цветные и красочные, фото Прокудина-Горского. И до сих пор нет ни одного памятника ее многочисленным жертвам.

Реальность - ничто, имидж - все...



Рейтинг:   4.71,  Голосов: 28
Поделиться
Всего комментариев к статье: 26
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: стоик785 написал
Александр Загонов написал 18.06.2017 06:41
"когда будет суд над Троцким, Дзержинским, Берией, Андроповым, Примаковым...и другими преступниками" - никогда. Потому что любой суд, даже самый "православный" и "демократический" ВЫНУЖДЕН БУДЕТ УСТАНОВИТЬ - ЭТИ ЛЮДИ НЕ ПРЕСТУПНИКИ!
RE - выдержки из хронологии создания ГУЛАГ-а
Nord+++++++++++MAN написал 18.06.2017 00:00
1928 год , 26 марта — постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения» усилен классовый подход в отношении заключенных. Все преступники делились на «социально близких» и «социально чуждых». Для последних отменялись всякие льготы — возможность расконвоирования, сокращения срока наказания за счет так называемых «зачетов» рабочих дней и т. д.
Появляется термин «классовый враг».
1929 год, 13 апреля — НКЮ, НКВД и ОГПУ представили в СНК РСФСР докладную записку о необходимости создания концлагерей с использованием труда заключенных. Предлагалось «поручить ОГПУ организовать концлагеря по типу Соловецкого, избрав для них район Олонца, Ухты».
1929 год, 13 мая — принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) № П 80/30сс «Об использовании труда уголовных арестантов» при переходе «на систему массового использования за плату труда уголовных арестантов, имеющих приговор не менее трех лет, в районе Ухты, Индиго и т. д.» и создании комиссии в составе наркома юстиции РСФСР Н. М. Янсона, председателя ОГПУ Г. Г. Яго¬ды, прокурора РСФСР Н. В. Крыленко, наркома внутренних дел В. Н. Толмачева и наркома труда СССР Н. А. Угланова для определения «конкретных условий использования арестантского труда на базе существующих законов и существующей практики».
23 мая 1929 г. Строго секретно
Принять предложение комиссии о поручении ОГПУ приступить к организации концентрационного лагеря в районе Ухты. Необходимую для этого сумму определить в советском порядке.
Секретарь ЦК И. СТАЛИН
— Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)от 23 мая 1929 г. Опубликовано:«Исторический архив», № 4. 1997 г., стр. 147.
1929 год, 27 июня — по инициативе этой же комиссии принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б)в котором указывается:
Именовать в дальнейшем концентрационные лагеря исправительно-трудовыми лагерями. Поручить тт. Янсону и Ягоде выработать и оформить положение об исправительно-трудовых лагерях... ОГПУ для приема этих заключенных расширить существующие и организовать новые концентрационные лагеря (на территории Ухты и других отдаленных районов) в целях колонизации этих районов и эксплуатации их природных богатств путем применения труда лишенных свободы.
— Машинописная выписка из протокола заседания Политбюро на бланке ЦК ВКП(б) второй половины 1920-х гг. АПРФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 165. Л. 66-67
1929 год, 28 июня — приказом по ОГПУ было создано Управление северными лагерями ОГПУ особого назначения
(УСЕВЛОН, Севлаг) с подчинением его 3-му отделению Спецотдела ОГПУ (после создания в апреле 1930 г. УЛАГа, а затем ГУЛАГа ОГПУ подчинялось этому главку).
Первоочередными производственными задачами Севлага являлись изыскание и организация добычи нефти в Ухтинском нефтеносном районе (вскоре к ним прибавилось освоение угольных месторождений Печорского бассейна). С их решением было связано строительство тракта Усть-Сысольск — Ухта (330 км),
Re: Re: финские рабочие, нанявшись на эту стройку, могли ногами оттуда уйти
Nord+++++++++++++MAN написал 17.06.2017 23:57
Нет, они могли только сбежать. Со стройки ББК тоже можно было сбежать.
===============
Нанявшийся по трудовому договору - может из него выйти.
Заключенный - только попытаться сбежать, с наиболее вероятным исходом - смерть.
...
===============
Разница между концлагерем для военнопленных, которым была Мурманская жел. дорога, и исправительно-трудовым лагерем очень существенна. Второй не предназначался для уничтожения людей, а только лишь для трудового перевоспитания.
================
Перечитайте статью.
Строительство было основано на вольнонаемных. Военнопленных привлекли в условиях войны.
...
===============
Число умерших при строительстве ББК не превышало в процентном отношении уровня смертности в те времена на строительстве таких масштабных объектов в течение длительного времени. Среди строителей ББК были и больные, и пожилые, и просто не привычные к физическому труду в условиях севера. А условия труда и жизни строителей были далеки от современных.
================
Вы лукавите, подменяя термины. "Строители ББК" - это заключенные. Лишенные свободы по административным делам НКВД (внесудебные расправы).
И в любой момент их могли убить (и буивали) - по приказу, без суда и следствия. Наиболее известный пример - расстрел 1100 человек "Соловецкого Этапа" в Сандармохе палачом НКВД Матвеевым.
Re:
Nord+++++++++++MAN написал 17.06.2017 23:42
Царская Россия - была эксплуататорским, паразитским государством. Ничтожное меньшинство паразитировало на огромном большинстве, присваивая произведенный большинством общественный продукт себе практически весь. И да, не заботясь о жизнях большинства, живя с поговоркой "бабы нарожают еще". Прошу заметить - "бабы", а не "дамы".
===============
В чекистском ГУЛАГ-е - стало лучше?
(без названия)
Левон Казарян написал 17.06.2017 21:43
ДОКТОРЪ/жЫдоведоФФ ДальССки,й... написал 17.06.2017 10:22
"...200 украинских военных умерших в Днепропетровском клиническом госпитале за недавние, пригодные в случае трансплантологии сроки."
- - - - - - -
Умерших или убитых, если в госпитале? И только ли украинском? Такое может быть и с другой стороны линии договорной бойни на Донбассе, а вывозить могут через Украину.
.
Прошу провести генетическую идентификацию останков и соответствующее расследование.
Re: ппп?
историк все тот же написал 17.06.2017 18:58
Куда делся птиц,по кличке страус?Или вы решили сменить окраску,так как страусы птицы южные и до МурмАнска не долетают?
(без названия)
аэ написал 17.06.2017 18:51
"А как только Царская Россия-так сразу... "
______________
Царская Россия - была эксплуататорским, паразитским государством. Ничтожное меньшинство паразитировало на огромном большинстве, присваивая произведенный большинством общественный продукт себе практически весь. И да, не заботясь о жизнях большинства, живя с поговоркой "бабы нарожают еще". Прошу заметить - "бабы", а не "дамы".
И кто сильно желал сохранения Царской России?
А кто понял, что не хочет кормить паразитов и дальше?
А кто изобретет новый вид дуста против вновь возникших паразитов - объединит вокруг себя народ.
(без названия)
0m написал 17.06.2017 18:46
" А что вас удивляет?
40383 написал 17.06.2017 09:44
Где кацапы - там смерть. Проклятая территория. "
_______________
Ну, хохол... Кто дальше из вас, прыгунов, плюнет?
И чего ты тут делаешь? В Древней Укрии писать по-русски запрещают?
А думать????
(без названия)
стоик785 написал 17.06.2017 18:09
когда будет суд над Троцким, Дзержинским, Берией, Андроповым, Примаковым...и другими преступниками-СИОНИСТАМИ?
Re:
Тов. Тамсямский написал 17.06.2017 17:24
Знаете, что в ваших умозаключениях самое чудовищное? Из постулата о том, что мол, недопустимо жертвовать человеческими жизнями ради "некоего светлого будущего", ради "идей", всего подобного бла-бла-бла, с железной необходимостью следует один-единственный вывод: жертвовать человеческими жизнями, а, проще сказать, убивать - можно и должно исключительно ради бабла!
(без названия)
FRANCISKO. написал 17.06.2017 16:03
А что 13 тысяч человек погибших при строительстве ББК это так мало?Это чтож получается-во имя светлого и весьма сомнительного будущего людьми разбрасываться можно.А сколько человек погибло при строительстве египетских пирамид и Великой китайской стены?И ничего,фараонов и китайских императоров никто за это не критикует.А как только Царская Россия-так сразу...
(без названия)
иного не дано написал 17.06.2017 14:33
пропеллер-асикока , годы памалотили улюсских улюдзей наща святая ьоря
---------
низзя луьиролом таки вапрос задоватя, свиннии.
--------
сикока ващ Элсин пауьитвау?
упросик БУДЕТ ЗАДАН.хэ-хэ-гу-гу.
(без названия)
дуля каго наща УРОДИНА написал 17.06.2017 14:28
дуля нормана, дуля СОЛЖа
------------
каму дулю наща святая русь пакузываюбь
---------
аоно дух рууский, куевский, мудацкий-БУДЕТ ТУЬТка
-------
смвинню убрать-ивсе дела.
лермонтофф
Re: Ждем
Тов. Тамсямский написал 17.06.2017 14:18
А чего писать -то? И так ясно, что это была сознательно организованная диверсия и провокация.
Ждем
статью написал 17.06.2017 13:50
о коммунистической Ходынке - Трубной площади!
Re: Re:
ппп написал 17.06.2017 11:13
Недостаток в жилищах резко бросается в глаза при наблюдении жизни китайцев. Они помещены под дощатыми и торфяными навесами. Так как китайцы наняты на своих харчах, то питаются ягодами, недоброкачественными грибами (поганками), водорослями, которые поедают даже в сыром виде, и не гнушаются мясом павших животных. При таких условиях неудивительно, что заболевания среди них уже начались. Были и смертельные случаи. При наступлении зимы болезни могут принять значительные размеры, тем более что цинготные заболевания среди рабочих и пленных не прекращаются».
На дрезине, участок м.ж.д., 1915 г
Понятно, что подобные условия жизни и работы вызывали недовольство. Так, 26 августа 1916 года китайцы, возмущенные невыплатой денег, бросили работу и в количестве 720 человек двинулись к селу Княжья Губа. И лишь с помощью выстрелов поверх голов были остановлены. Это происшествие побудило жандармского подполковника Перса послать губернатору телеграмму, в которой он просил срочно выделить на Мурманстройку дополнительный контингент солдат и жандармов. Перс писал, что их количество должно определяться из расчета один стражник на 40 рабочих и их следует снабдить кроме ружей нагайками, «ибо только ими можно управлять китайцами».
Однако нагайками полосовали не только китайские спины, ими били и русских вольнонаемных рабочих. Об этом свидетельствует текст телеграммы, посланной Бибикову рабочей Фоминой. Она сообщала, что рабочие, мало того, что не получают денег, но еще и подвергаются телесным наказаниям. Поясняя эти факты, кемский исправник Каняев невозмутимо докладывал: «По отношению к отказывающимся работать применяют принудительные меры до употребления плетей включительно. От наказанных заявления в полицию не поступают».
Инженер А.М.Азанчеев передвигается по строительству дороги на санях.
Из содержания еще одной телеграммы видно, чем заканчивалось пребывание на Мурманстройке для тех, кому удавалось выжить:
«29 октября из Княжьей Губы пароходом отправлены 229 больных пленных и 500 больных рабочих и китайцев». По прибытии в Архангельск они для «долечивания» помещались в те же бараки. А о том, что с ними происходило дальше, говорит тот факт, что невдалеке от Исакогорки в лесу было устроено китайское кладбище. Кстати, об этих тайных захоронениях упомянула Е. Фрезер в книге «Дом над Двиной».
Re:
ппп написал 17.06.2017 11:09
Военнопленные на строительстве
Снабжение продуктами организовано крайне слабо и нередко рабочие, кроме ржаной муки (и то не всегда), не имеют ничего. Не было мяса, чая, сахара и даже соли, в то время как склады переполнены названными продуктами…
Ощущается крайний недостаток бань, и рабочие остаются в грязи по нескольку месяцев. Эвакуация больных проводится крайне медленно, больные лежат в бараках вместе со здоровыми. В то же время им, как не работающим, сразу же прекращается выдача продовольствия, их болезни усугубляются голодом».
Ужасающая картина дореволюционного ГУЛАГа, достоверно нарисованная Бибиковым, не произвела на столичное начальство никакого впечатления. Поэтому и не последовало никаких мер к улучшению положения рабочих. А недостаток рабочей силы, вызванный побегами, болезнями и высокой смертностью, решили восполнить новыми тысячами вербованных.
Однако жители центральных губерний, уже прослышавшие о «прелестях» Мурманстройки, больше не верили посулам вербовщиков.
Поэтому на стройку были срочно переброшены 33 тысячи германских и австро-венгерских военнопленных. Там же вскоре оказались и заключенные.
Группа участников строительства м.ж.д., 1915 г.
Но труд подневольных не был высокопроизводительным, вследствие чего сроки сдачи участков дороги срывались. И вот тогда вспомнили о добросовестных и исполнительных строителях Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) — маньчжурских китайцах.
А чтобы их завлечь, попросту обманули. Впрочем, сделать это было нетрудно, ибо они не представляли условий Крайнего Севера и по наивности думали, что их труд будет оплачиваться русскими властями так же, как и на строительстве КВЖД.
Летом 1916 года опять же через Архангельск проследовали партии еще не подозревавших об обмане китайцев (всего до 10 тысяч), для временного размещения которых на Смольном Буяне наспех сколотили бараки. Жизнь в этих продуваемых, с протекающими крышами сооружениях являлась едва терпимой, но впоследствии ее вспоминали как райскую, так как слово «ужасающие» для определения условий, в которых оказались китайцы на стройке, безусловно, было еще мягким. Об этом свидетельствует рапорт александровского (кольского) полицейского исправника Рудакова, извещавшего Бибикова о следующих фактах:
(без названия)
ппп написал 17.06.2017 11:05
Общая стоимость строительства Мурманской железной дороги протяженностью 1054 км определялась в 180 миллионов рублей. По проектным наметкам, Мурманская железная дорога с окончанием строительства осенью 1916 г. должна была обеспечить ежесуточную доставку около 470 тыс. пудов боеприпасов, медикаментов и всякого другого снаряжения и добиться перелома в войне.
Предлагались три варианта трассы: от станции Рованиеми, от станции Нурмес и от Петрозаводска.
Местность, где предстояло построить железную дорогу, была пустынной. Только ниточка телеграфа, да почтовые станции, которые обслуживали обитатели здешних мест — саамы, напоминала о цивилизации. Теперь через скалистые горы, леса, тундры и болота предстояло проложить полотно железной дороги, построить станции, разъезды, мосты и другие сооружения. Все это надо было сделать быстро, но прежде чем приступить к устройству насыпи, нужно было доставить к месту строительства огромное количество грузов, обеспечить рабочих жильем и продовольствием. По расчетам инженеров, только для линии Кандалакша-Кола требовалось 20000 рабочих. Весной 1915 года руководители Мурманстройки заказали в США подвижной состав и укладочный материал.
Выделив дополнительные средства, русское правительство решило построить дорогу собственными силами, точнее, силами 30 тысяч крестьян, завербованных в Нижегородской, Казанской, Симбирской, Пензенской, Калужской и Смоленской губерниях. Большая их часть следовала на Север через Архангельск, где было учреждено местное управление Мурманстройки.
То, с чем столкнулись уроженцы средней полосы, разительно отличалось от обещанного. Суровый климат, плохое питание, болезни, невыносимые жилищные условия — все это привело к массовому бегству.
Инженер-изыскатель А.М.Азанчеев на строительстве Мурманской ж/д. 1915 год
Выясняя причины этого явления, стройку проинспектировал архангельский губернатор Бибиков, который по итогам поездки составил удручающий по содержанию отчет. Например, в этом строго секретном документе говорилось следующее:
«Большинство бараков не отвечает в гигиеническом и санитарном отношениях условиям северного климата — они без полов и окон. Нередко бараки поставлены на самое болото и окружены сплошь водой, проникающей в сами жилища…
Часть строительных материалов согласилась поставить на Мурман Англия. Кое-что было закуплено также во Франции и Норвегии. Предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, махорка и т. п.) заготовлялись хозяйственным способом во внутренних районах России и перевозились в город Архангельск, на центральный склад «Мурманстройки». Первые партии строителей прибыли на Кольский полуостров в мае 1915 года. К началу июня в Коле и Се­меновской бухте насчитывалось 1450 рабочих и в районе Кандалакши — немногим более 3 тысяч. Ввиду острой нехватки рабочей силы, управление стройки потребовало присылки военнопленных, и во второй половине лета 1915 года на Кольский полуостров прибыло их 2100 человек. Уже к 7 августа 1915 года удалось закончить укладку пути от Кандалакши до пристани Зашеек, что позволило развернуть работы во внутренней части Кольского полуострова.
Выемка в скале у моста через реку Кемь в районе Мурманской железной дороги”
Используя озеро Имандра, протянувшееся вдоль трассы на 100 километров, можно было вести строительство сразу из нескольких пунктов. Но чтобы перевозить по воде партии рабочих и строительные грузы, требовалось доставить на озеро необходимые плавучие средства. Строители дороги блестяще решили эту задачу. В Кандалакшском порту по морскому дну на берег проложили рельсовый путь, на который во время отлива подогнали железнодорожные платформы. При морском приливе уровень воды в Кандалакшском заливе поднимается до 5,5 метра. В такое время над платформами установили буксирный пароход и несколько барж, которые, по мере спада воды. опускаясь, сели на платформы, были на них закреплены и без особых затруднений доставлены к пристани Зашеек. Здесь суда по стапелю спустили на воду.
Re: А что вас удивляет?______________очередна, тупая, номерная каклядь
ДОКТОРЪ/жЫдоведоФФ ДальССки,й... написал 17.06.2017 10:22
Нас удивляет?
Уже ничего :
В результате тщательно спланированной операции французскими полицейскими и таможенниками в аэропорту Орли (Laroport de Paris-Orly) перехвачена большая партия донорских органов, незаконно вывезенная с территории Украины.
Криогенный контейнер, замаскированный под синтезатор KING KORG содержал погруженные в жидкий гелий более 200 носовых перегородок и почти столько же внешних (наружных) сфинктеров АНУСА(!!!).
...учитывая то, что без носовой перегородки человек жить худо-бедно может, но без мышц ануса — с большим трудом, можно говорить о, как минимум, 200 украинских военных умерших в Днепропетровском клиническом госпитале за недавние, пригодные в случае трансплантологии сроки.
http://nk.org.ua
Вот тот же маршал Жуков
02390 написал 17.06.2017 09:49
Мясник-мясником. Но у кацапов он герой. Они любят, когда много гибнет. А иначе не по феншую. Вона в Севастополе флот затопили - о, вотэта герои! У них все мозги заточены не на жизнь, а на войну и уничтожение.
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss