Кто владеет информацией,
владеет миром

Андрей Гребенник: В ночные окна вглядываюсь я

Опубликовано 07.10.2019 автором в разделе комментариев 0

выборы собянин бюджет доходы
Андрей Гребенник: В ночные окна вглядываюсь я

Я любуюсь вами по ночам,

Я желаю, окна, счастья вам…

Он мне дорог с давних лет,

И его яснее нет —

Московских окон негасимый свет.

Конечно, наш разговор с Андреем Гребенником, главой муниципального округа Щукино, не только об окнах, но и о них тоже.

- Увы, часто окнами я не любуюсь, а огорчаюсь, глядя на них, - говорит он, и то ли усмехается, то ли грустно так кривит губы – за бородой понять трудно.

Вообще речь об архитектурном облике Москвы, о том, чего хотелось бы, и что есть на самом деле.

Щукино довольно богато исторической застройкой, в основном довоенного и послевоенного «сталинского» периода. Это, конечно, создает особый облик района, дает ему свое лицо, а для местных жителей еще и формирует неповторимый образ «малой родины».

Естественно и раздражение, которое вызывает у старожилов вмешательство в сложившийся облик района, все эти «веления рынка», когда на месте красивого и добротного возникает нечто… Ну именно «нечто», иначе не скажешь.

- У нас, к сожалению, даже в сложившейся застройке нет механизмов, регулирующих эксплуатацию и как следствие – внесение «мелких уродств» в изначально гармоничное строение, - поясняет Гребенник. – Вот, сейчас уничтожается забор вокруг «Военного университета» Министерства обороны. Формально забор не является памятником архитектуры, он по факту – история и своего рода маркер эпохи. Но сделать ничего нельзя, вместо него влепят что-то новое, а старые детали просто выбросят на помойку – и облик всей этой местности поменяется, он уже никогда не будет таким, как прежде. Это варварство, это отсутствие вкуса, но никакими нормами это не регулируется, я могу только взывать и увещевать. Где-то получается. А вот в данном случае не выходит.

Действительно, вспомним, как много исторических объектов исчезло за долгую историю нашего города. И это не только знаменитые пожары Москвы – в основном это именно всевозможные «реновации», к которым наше градоначальство склонно с незапамятных времен. Ну да лучше Салтыкова-Щедрина с его «Историей города Глупова» все равно не скажешь.

Припомнилось, кстати, уже из новейшей истории газеты «Щукино» - наш красивый логотип с шлюзами изначально был исполнен с «Алыми парусами», но Гребенник попросил поменять: «Мы очень неоднозначно относимся к этому строению».

Что сказать? Сами по себе «Алые паруса» выглядят впечатляюще, они явно доминируют над окрестностями, но это и нехорошо. Они подавляют прежнюю историческую застройку – возвели бы их на пустом месте, может, и здорово бы получилось, а вот вмешиваться в уже сложившийся архитектурный облик – дело не слишком правильное.

- С такими «вставными зубами» в городском ландшафте приходится мириться, к сожалению, - продолжает Гребенник. – Навряд ли кто-то позволит теперь снести то, что неуклюже влеплено. Вот и те же планирующиеся у стен Курчатовского института четыре башни КРОСТа по 120 метров высотой. Украсят они наш район? Что-то искренне сомневаюсь. Я видел похожие башни того же КРОСТа в пойме на въезде в Красногорск – ничего особенно красивого, но там вообще раньше ничего не было, новая застройка, типовая в основном. Наверно, это терпимо. Но у нас-то не пустырь, у нас за десятки лет сформированная городская среда. Разве здесь можно вести себя, как на пустыре?

Впрочем, у нас теперь вся Москва стала таким «пустырем», где все можно, где все сгодится, а потом стерпится-слюбится.

Андрей Вадимович опять то ли улыбается, то ли грустит – непонятно. Впрочем, поводов особенно радоваться и нет.

- Попробуйте повесить где-нибудь в Париже или Вене коробку кондиционера на фасад здания, - говорит он. – Нигде такого нет, как в наших городах – что хочешь, то и вешай. И не на заднем дворе, а прямо на самом видном месте. Тут даже самое замечательное в архитектурном смысле здание через некоторое время превращается в какой-то «шанхай» с разномастно остекленными балконами, окнами самых разных фасонов и конструкций, теми же кондиционерами разных марок… В реальном Шанхае, впрочем, такого уже не позволяют, а у нас даже норм нет никаких.

Это верно, да. Но что там жилая застройка – вот, только что был в Ливадии, таком теперь особо любимом властями культурном объекте: тут и «святое семейство» Романовых, и Александр Третий, который просит Европу обождать, пока русский царь наловит карасиков к ужину. И на корпусе, отданном под санаторий, как бородавки – коробки кондиционеров, везде, сплошняком… Какие-то ажурные павильончики. А как «вишенка на торте» - в историческом здании кафе «У барона Фредерикса», и тоже со вставленными в старинные проемы абсолютно современными зеркальными окнами…

Ну если уж на историческом объекте…

Хотя я разместил фото с соответствующими комментариями в Фейсбуке буквально несколько дней тому, и общественность возбудилась слегка. Смеясь, предлагали еще открыть рюмочную «У Александра Третьего», известного еще и достойной смертью в Ливадии от алкоголизма. А уж как можно было бы обыграть тему великих княжон…

Не знаю, может, министр культуры  Мединский прочел в Фейсбуке, может совпало, но через несколько дней нанес визит в Ливадию – думаю, с архитектурным обликом дворца и парка что-нибудь сделают. Цари – это одна из любимых тем нашего теперешнего Минкульта.

А вот как быть с московскими окнами и прочим? На все министров не хватит.

- У нас в районе есть примеры весьма бережного отношения жителей к архитектурному наследию, - рассказывает Гребенник. – Но есть и другие примеры, к сожалению. Вот, в старый, вполне исторический дом по адресу улица Соколовского, 11, корпус 2, въехали новоселы с Северного Кавказа. И что? Навставляли каких-то совершенно не гармонирующих с обликом пластиковых окон, высадили филенчатые двери и метлахскую плитку в подъезде, поставили какие-то странные зеленые двери – ну, в общем, дом стал выглядеть просто чудно. Я пытался как-то объясниться с людьми, совершенно по-доброму – нет, говорят, в их традиции зеленые двери – символ благополучия… Кричали мне в лицо «страшные», по их мнению, обвинения: «Он хочет, чтоб мы жили в культурном наследии!» Да, хочу! И в нашем районе есть такая возможность!

Но вообще-то это Москва, и у нас тоже есть традиции. Помните поговорку: «Хочешь жить в Риме – живи как римлянин».

Вообще окна, двери и им подобные детали, по мнению главы муниципального округа Щукино, практически формируют облик здания. Архитектор проектирует дом в расчете на определенные детали, видит его в целом. А когда вы вмешиваетесь в архитектурный замысел, да еще по принципу «кто в лес. Кто по дрова», то самое замечательное здание начинает выглядеть уродливо.

И опять проблема – это никем и никак не регулируется. А в 90-е людям сказали – приватизируйте, это все ваше!  А границы допустимого не установили.

Потом какие-то ограничения все же стали вводить, скажем, на перепланировку, хотя по-прежнему каждый ремонт сопровождается вмешательством в конструкцию. А уж на остекление балкона или замену двери – да кто сейчас на это смотрит? Ну и кондиционер, конечно, по фасаду, тарелка спутниковая… В общем, «шанхай».

А в результате мы живем в городе, построенном нашими предками достаточно добротно и с хорошим вкусом, но выглядит он как Рим после нашествия варваров. Везде следы «улучшений», от которых скулы сводит.

И пока остается только объяснять людям, что красиво, а что – уродливо. Некоторые слушают, а кто-то искренне не понимает, почему пластиковые окна и глухие стальные двери в доме 30-х годов постройки – это уродство.

Ну и потом – люди в основном довольно бедны, и бытовая эстетика, красота окружающего городского ландшафта среди их приоритетов стоит далеко не на первом месте. Значит, государство, городские власти в первую очередь, должны задуматься об облике города, в котором мы все живем. Ограничить крупного застройщика в его стремлении заполнить городское пространство коммерческим жильем. Ограничить мелкого собственника нормами архитектурного надзора и элементарными представлениями о хорошем вкусе. И рядового гражданина тоже ограничить в его стремлении благоустраивать свой быть вплоть до полного уничтожения первоначального облика благоустраиваемого объекта.

Все-таки наши улицы, наши дома должны радовать глаз, а не раздражать эстетическое чувство.



Рейтинг:   5.00,  Голосов: 4
Поделиться
Всего комментариев к статье: 0
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Нет ни одного комментария, ваш ответ будет первым
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss