Активист из Уральска Данияр Инжегали 10 июня провел публичную акцию протеста в виде самосожжения возле здания городской прокуратуры. Он обвинил представителей полиции и надзорного органа в фабрикации уголовного дела против него и в преследованиях. После того, как он облил себя и поджег, сотрудники полиции и находящиеся блогеры поспешили сбить пламя с одежды протестующего. Затем Данияра отправили с ожогами верхней части тела в местную больницу. Хотя он и выжил, но сама акция вызвала ужас.
Собственно, подобные акты самосожжения, которые стали регулярными в Казахстане есть индикатор и показатель общей политической ситуации. В Казахстане запрещены все оппозиционные партии. Последняя старейшая Коммунистическая партия Казахстана закрыта по суду в прошлом году, запрещены все независимые профсоюзы с принятием закона «О профсоюзах» и отобраны у рабочих все трудовые права после принятия драконовского Трудового Кодекса. Новый Уголовный Кодекс карает за участие в несанкционированных митингах и за создание незарегистрированных партий и профсоюзов.
В этих условиях у многих граждан не остается иных способов и путей борьбы, кроме как идти на такие акции протеста, расставаясь с жизнью, показывая этим невозможность существования в таком социально расслоенном и несправедливом обществе. В этой же череде надо рассматривать и подростковые суициды, по которым Казахстан занимает одно из первых мест в мире.
Такие акции, как и возможные в будущем акты индивидуального террора, являются в тоже время проявлением потенциала общего недовольства широких социальных слоев, который накапливается по мере внедрения назарбаевским правительством новых антинародных мер и «реформ».
Данные случаи самосожжений в прошлом и в этом году очень напоминают подобные акции отчаяния в Тунисе в 2010-м, когда безработные и мелкие торговцы сводили счеты с жизнью через публичные самосожжения, обвиняя в этом политическую систему и режим Бен-Али. Аналогии напрашиваются сами собой, так как в там также правила президентская «Народно-Демократическая» партия, получавшая по 93% голосов.
Эти самосожжения, как и все публичные суициды, надо воспринимать как призыв к действиям, которые могут быть направлены на самоорганизацию, на создание своих классовых независимых профсоюзов, социальных движений, инициативных групп и политических организаций для отстаивания собственных попранных социальных и политических прав. Только так можно противостоять произволу работодателей и властей.
И не надо бояться кар и преследований, так как лучше вместе и массово открыто заявить о своих требованиях и пострадать, чем обливать себя бензином и погибать поодиночке. Только когда страх активных действий будет преодолен в массах, только тогда и возможно будет сломить абсолютизм правящих классов и их стремление задушить нас всех в тисках угнетения, голода и рабства.
В этом и следующем году в Казахстане неизбежны новые крупные забастовки и социальные акции протеста. Эта борьба должна быть скоординирована и подчинена общей программе и стратегии и направлена на большую организованность. Только массовое протестное движение и в первую очередь рабочее, способно изменить соотношение сил и прекратить череду самосожжений.
Пока же мы должны максимально распространять информацию по каждому подобному случаю, не давая властям и партии «Нур-Отан» замолчать и скрыть эти факты.
|
|