Кто владеет информацией,
владеет миром

Знаете ли вы, сколько процентов территории России занимает вечная мерзлота?

Опубликовано 12.07.2021 автором в разделе комментариев 5

кино москва митина
Знаете ли вы, сколько процентов территории России занимает вечная мерзлота?

Знаете ли вы, сколько процентов территории Российской Федерации занимает вечная мерзлота?  60%. И пока такой холодильник, консервирующий наследие палеолита, будет существовать, нескончаемы будут охотники за мамонтом -  промысловики, учёные, спекулянты, просто любопытствующие энтузиасты. 

Промысловиков интересуют бивни    -  их покупают по 20 тысяч рублей килограмм, нашёл бивень в 40-45 килограмм    -  положил в карман 800 тысяч, годовую зарплату рабочего.  Учёные и романтики ищут останки с тёплой кровью и  живыми клетками   -  кто первый клонирует мамонта, получит Нобеля. 

«Мамонтовой лихорадке» уже посвящена целая линейка фильмов, самый серьёзный из которых    -  «Генезис 2.0» швейцарца Кристиана Фрая и нашего ВГИКовца из Якутии Максима Арбугаева.  Не осталась в стороне и бельгийская документалистка Лисбет де Солер    -   но если «Генезис 2.0» ближе к научно-популярному кино, то «Мамонт» (второе название   -  «Хольгут», что тоже мамонт, только по-якутски)    -  всё-таки больше поэтический гимн природе, причудливый сплав роуд-муви, видового фильма и докуфикшна, обильно сдобренный якутской мифологией и фольклором.  Для де Солер важнее не научная, а поэтическо-мистическая составляющая:  фильм начинается со сказок и сказаний о том, как боги не взяли мамонта в Ноев Ковчег, и он остался в людских воспоминаниях.  Закадровый голос, рассказывающий что-то на непонятном якутском языке, космогонические рисунки в якутских пещерах,  -  если для Фрая и Арбугаева  мамонт   -  предмет международных поисков и научных исследований, то для бельгийки де Солер   -  всё же достояние якутского народа. Лишь буквально несколько секунд фильма посвящены собственно научной части всей истории   -   мелькают собачки в сеульской лаборатории в руках южнокорейского генетика:  Лисбет уверяет, что ездила в Сеул ради этих нескольких секунд, мне же эти кадры показались знакомыми по другим фильмам, ну да ладно.

Перед нами   - две параллельные сюжетные линии. Городской мальчишка Ким под руководством старшего брата, опытного охотника Романа, пытается отыскать дикого оленя в тундре.  Но с дикими оленями нынче напряжёнка   -  попадаются одни пастухи со стадами одомашненных, и мальчик уже сомневается, а не перевелись ли дикие олени вовсе. Апелляция к силам природы и сверхъестественному («Когда едешь куда-то на своей лодке, нужно сделать подношение духу Луны») результата не даёт.  В то же время якутский ученый Семён Григорьев (он же был героем фильма «Генезис 2.0», но, к  моменту выхода фильма де Солер, к сожалению, скончался от ковида)  бредёт по лесам, холмам и пещерам в поисках останков мамонта   -  нисколько не преувеличу, если скажу, что за кусочками мамонтовой плоти и бивней ему приходится нагибаться чаще, чем грибнику в лесу за грибами.   Опытный, намётанный глаз Григорьева на раз-два, буквально с одного взгляда на позвонок или любую другую костяшку отличает мамонта от лошади, бизона и носорога   -   по этим находкам легко понять, что много тысяч лет назад якутский ландшафт выглядел совсем по-другому. Мамонтову плоть небрезгливый Григорьев пробует на вкус, рассказывая историю, уже знакомую нам по фильму «Генезис 2.0», как 5 лет назад вёз в Сеул мамонтёнка, найденного в Малом Ляховском, пока сражались с тамошней бюрократией и ждали разрешения на клонирование, плоть окислилась и из мягкой стала деревянной. Если всё-таки клонировать удастся, то нового мамонта назовут Яной  -  в честь реки, на берегу которой родился Григорьев.  

Фикшн де Солер использует, чтобы насытить повествование поэзией   -  так, «случайный» попутчик, которого подвозит Григорьев, нараспев читает Олонхо, а всё так же «случайно» встреченный  лесник  рассказывает братьям про великана-людоеда Алаа Могуса   -  глаз это не режет, ибо вполне органично вплетается в ткань фильма.  И ещё один важнейший культурный феномен, без которого обойтись нельзя    -  советский мультик «Мама для мамонтёнка», который братья смотрят в своей лесной избушке.

Лисбет де Солер снимала своё кино почти 7 лет, поселившись в якутской семье.  Если рассматривать её ленту в контексте всего ряда киноработ о поисках пригодного для клонирования мамонта, то можно упрекнуть её во вторичности и поверхностности, но если оценивать «Мамонта» именно как знакомство с самобытной северной культурой, то получаем уникальный опыт погружения.



Рейтинг:   3.33,  Голосов: 12
Поделиться
Всего комментариев к статье: 5
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re:
егор написал 19.07.2021 06:14
шойгу по молодости золотой молодежью был. Его папа видный тувинский партийный деятель.
Шоб ты понимал - тебе это тоже интересно знать
Бугагаська написал 13.07.2021 00:57
Причем первее меня
(без названия)
фсб+ написал 12.07.2021 22:06
спроси шойгу он по молодости там поводырем был неплохо поднимал лавэ
А кроме полуживых мамонтов, там еще кого-то находят?
Бугагаська написал 12.07.2021 20:25
А если нет, то почему?
(без названия)
таланты и их поклонник написал 12.07.2021 14:48
Отличный разбор про мамонтов! Так держать кандидату в депутаты Госдуры Дарье Митиной!
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss