Кто владеет информацией,
владеет миром

Принцип расширенной безопасности

Опубликовано 18.05.2015 автором Сергеев Олег в разделе комментариев 16

деградация космос прогресс
Принцип расширенной безопасности

Истинный курс дорожной карты отечественной науки и образования в океане противоречий хода инженерно-технической мысли навсегда привязан к маяку уникального опыта плана ГОЭЛРО, ракетно-космического и ядерного проектов.

Принцип расширенной безопасности в инженерном образовании России

55 лет назад на Байконуре произошла крупнейшая в РВСН катастрофа, - итог непрофессионализма при взаимодействии специалистов и чиновников.

Ныне известны детали трагедии 24 октября 1960 года при испытаниях ракеты Р-16. Взрыв на старте унес вместе с главкомом РВСН Митрофаном Неделиным жизни 95 человек из числа боевого расчета и представителей промышленности.

Предпраздничная спешка, «сырость» системы управления и эксплуатационной документации, причудливое сочетание новой элементной базы и традиционных конструктивных решений, а также передача разработки системы управления самого сложного в ту пору изделия в молодое харьковское КБ из фирмы Н.А.Пилюгина отразили в полной мере конфликт интересов проектанта и эксплуатанта, противоречие между ограниченностью технических знаний и многомерностью содержания деятельности специалиста - оператора.

Иллюзией простоты деятельности оператора стали слова заместителя Н.А.Пилюгина Бориса Бердичевского, поведавшего автору – молодому старлею, что на пульте подготовки и пуска ракеты можно научить работать и обезьяну.

Очередное ЧП с гибелью людей привело начальника полигона Капустин Яр Василия Вознюка к идее положить в основу Боевого устава ракетных войск (БУРВ-63) Корабельный Устав, дополненный по результатам расследования гибели в 1955 году на Севастопольском рейде линкора «Новороссийск».

Ключевой командой БУРВ, спасшей жизни многих ракетчиков, была: «Стоп! Все от изделия!». По этой команде немедленно прекращались все работы, а личный состав срочно покидал старт и удалялся на безопасное расстояние.

«Принцип расширенной безопасности» (ПРБ – авт.), в аварийной ситуации выражается командой, которая уравнивает всех – от рядового, до маршала, ее вправе подать любой номер боевого расчета. На корабле этот принцип мобилизует экипаж на выполнение маневра, например, по сигналу: «Человек за бортом!».

Воспитание на этом принципе внесло дополнительно преимущества в военно-морское образование, ведущее историю от школы математических и навигацких наук. В РВСН ключевые посты заняли специалисты – моряки, а Маршал Игорь Сергеев стал Министром обороны России. Не удивительно, что первый в мире самолет создал умелый мореход - парусник А.Ф.Можайский.

Воинствующая глухота некомпетентности

Синдром катастрофы на Байконуре проявился через 26 лет при аварии 4-го энергоблока ЧАЭС («За полчаса до катастрофы», Морской сборник, 1991).

Независимая экспертиза действий персонала ЧАЭС была проведена сектором психологии и эргономики НИИВО, собравшим ведущих советских инженерных психологов. В их числе был и заведующий кафедрой Обнинского филиала МИФИ проф. Владислав Острейковский, - ракетчик с авиационным прошлым. 26 апреля 1986 г. выпускник его кафедры Леонид Топтунов был оператором в эксперименте с отключением системы безопасности реактора.

По иронии судьбы Леонид Топтунов родился в 1960 году в г. Ленинск (10 площадка полигона Байконур) в семье военнослужащего - ракетчика.

Как профессионал (закончил вуз с отличием), он был против решения поднять мощность, первым заметил и предупредил о разгоне реактора.

Руководитель эксперимента, в силу отсутствия профильного образования (специалист тепловых электростанций), в критической ситуации не услышал голос оператора и оказался не готов реализовать принцип расширенной безопасности.

Точность научного прогноза всегда повергала в шок советскую элиту.

Финал эксперимента на ЧАЭС за три месяца был предсказан учеными Лаборатории инженерной психологии и эргономики Института психологии АН СССР (ИПАН). Независимая экспертиза НИИВО расширила эти оценки.

Расплата за научный подвиг наступила незамедлительно, когда факт вмешательства политики в технологический процесс стал очевидностью.

Итог: ведущая лаборатория ИПАН была зверски разгромлена, а ее опыт инженерно психологической оценки был предан забвению.

Кастрация инженерного образования – путь к новому Чернобылю

Не нагруженный специальными инженерными знаниями мозг политика обладает опасным свойством упрощать технические процессы и верить в реальность примитивных образов, подобных «мирному атому» и «топке - реактору», снижать требования к персоналу и надеяться на успех бессмысленного эксперимента, который отбросил атомную энергетику и науку на десятилетия.

Безнаказанность политиков породила безответственность «креативных» менеджеров, которые приходят на руководящие посты в «Росатом». Они без труда находят объяснение, и оправдание любому сбою, отмене, пересмотру или переносу сроков в ими же согласованных документах. Играючи директор Волгодонской АЭС Паламарчук сравнил серьезную аварию - последовательный отказ электро - и парогенератора энергоблока с автомобилем, где вначале вышло из строя зажигание, а потом спустило и колесо («И вечный сбой» РГ 11.01.10).

Глава «Росатома» Сергей Кириенко на днях доложил Президенту РФ о безопасности АЭС: в работе операторов нет ни одного отклонения, которое было бы хоть сколько значимым. «То есть это то, что по международной шкале называется «нулевой уровень», - подчеркнул он. Забыв, однако, доложить о зыбкой основе этого благополучия из-за кастрации образования в МИФИ и его филиалах.

При губительной тенденции снижения Рособрнадзором минимального балла ЕГЭ по обязательным предметам первый семестр в вузе превращается в рабфак 30-х годов. В этих условиях ректор МИФИ Михаил Стриханов объявил: «Доведение до кондиций студентов сокращает программу вуза».

Судьба Леонида Топтунова напоминает «Росатому»: преступно забывать значимость 1 курса для инженера-профессионала атомной электростанции.

Вопрос: что делать вузу, если нельзя отменить ЕГЭ или продлить программу обучения? Правильно! Кастрировать программу физики и математики. По этому пути идет МИСИ и другие инженерные вузы. Качество полученного в них инженерного образования у всех на виду - «танцующий» мост в Волгограде.

Череду крупнейших в мировой практике аварий открывает СШГЭС и Загорская ГАЭС с много миллиардными потерями бюджета страны. Математики до сих пор не оценили нагрузки, многократно превышающие расчетную прочность крепления крышки тысячетонной турбины, отброшенной в машинный зал станции, с использованием данных сейсмограммы вибраций 17 августа 2009 г.

Проблемой нефтегазовой отрасли и промышленности в целом служит «некомпетентность персонала, которая приводит не только к дефициту на рынке труда, но и к реальным крупным финансовым потерям на предприятиях. Средний ущерб на одну аварию в ТЭК РФ составляет 37 млн. долл. В год происходит до 17 аварий, причем 65% по вине человека» (проект «Известия», апрель 2015).

В свете последних событий самое чувствительное к ЕГЭ инженерное образование в рекордной по провалам ракетно-космической отрасли.

Стоп! Все от ЕГЭ!

Момент истины Чернобыля - формула академика Валерия Легасова для инженерного образования постиндустриальной эпохи. Сегодня образование, по его мысли, отражает уходящий «технический», а не наступивший «технологический» период истории: раньше думали «что сделать», а теперь «как сделать».

В великом и могучем русском языке образование едино в трех смыслах – это и процесс, это и результат воспитания и обучения, это и решающий довесок дополнительного образования, самый нужный специалисту в решающий момент, когда, по Эйнштейну, требуется забыть, чему тебя учили в школе.

К реформе инженерного образования РФ причастны далекие от производства гуманитарии и технократы - математики, не понимающие суть научно-технического творчества. Их заколдовала форма теста проверки результата (что сделано) – знаний, умений и навыков (ЗУН), но повергает в шок неформальность процесса получения этого результата (как это нужно сделать).

Реформаторы противятся понять: тест для человека мыслящего, в отличие от манкурта, это не оценка результата, а обращение к процессу формирования ЗУН.

Суть обращения школьниц на прямой линии к Президенту РФ - сложность ЕГЭ для творческой личности, что зачастую провоцирует стресс и суицид.

Парадокс: вопреки объяснениям ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, чем совершеннее процедуры ЕГЭ, тем ниже минимальный балл и выше подростковый суицид. «Элементарно, Ватсон!» - сказал бы по этому случаю Шерлок Холмс, внимательно изучив содержание и смысл понятия образование.

Фильтр ЕГЭ с калибровкой под часть - результат обучения - ЗУН не пропускает информацию о целом - продукте процесса – образовании.

Утрата иллюзий оснастить гильотину универсальным фильтром породила новую авантюру: ограничить учебные достижения ребенка параметрами ЕГЭ.

С этой целью ведущие методисты РАО, Москвы и НИУ ВШЭ предлагают выделить ЗУН из образования путем отсечения «лишних» результатов воспитания, изоляцией из процесса обучения и воспитания, ставшего лишним учителя.

Лженаучная деятельность «методистов» подобна поведению новобранца: чтобы прочитать письмо от девушки он разжигает костер на посту у склада ГСМ.

Ныне эти фарисеи громко призывают развивать дополнительное образование и профориентацию, требующее от школьника усвоить социально-исторический опыт (получить воспитание), которое новые Песталоцци зверски отсекают.

Исключительно отсутствием профессионального образования и воспитания можно объяснить предложение специалиста по первобытно-общинному строю отменить начальное профобразование (что поддержали законодатели).

Не заметила Госдума в ФЗ «Об образовании в РФ» и другую нелепость: - отсутствие интеграции образования и науки с производством.

Груз псевдо образования, - продукта манкуртизации - натаскивания на ЕГЭ, ложится на плечи вуза, вынужденного переучивать новых студентов. Псевдо ЗУНы мертвы и никогда не воплотятся в импортзамещение на производстве.

Мина, заложенная математиком Виктором Болотовым под литературу, взорвалась сегодня эпидемией дислексии, - неспособности думать, понимать прочитанное, соотносить имеющиеся представления с возникающими образами из-за нарушений церебральных процессов («церебро» - головной мозг).

Преступное заблуждение другого математика, - Сергея Кравцова, о зависимости качества образования от эффективности ЕГЭ при усилении контроля и наказания нарушителей привело к кратному росту количества самоубийств среди школьников и всеобщей истерии вокруг единого экзамена.

По данным Российской газеты (28.04.15) каждый год в РФ завершают жизнь самоубийством 200 детей и полторы тысячи подростков. Тем самым прошлогодняя ситуация в РФ подтверждается информацией ВОЗ четверть вековой давности о влиянии ЕГЭ на рост подросткового суицида в США и Франции.

Сегодня стратегия развития инженерного образования – это восстановление позиций профессионального воспитания, это преодоление административного ресурса сопротивления чиновников, загнанных в угол абсурдностью ЕГЭ, это принцип расширенной безопасности в решении: «Стоп! Все от ЕГЭ!».



Рейтинг:   4.60,  Голосов: 30
Поделиться
Всего комментариев к статье: 16
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Было где-то видео...
Anarhiya написал 19.05.2015 12:28
Там человек рассказывал как обучают электриков в США. Так там половина обучения - практика работы. И книжка страниц на несколько тысяч (точно не помню, книжка огромных размеров, больше чем "Война и мир"). Потом экзамен на знание стандартов. В процессе работы КАЖДОГО электрика приходит проверяющий и проверяет, даже цвет проводки нельзя перепутать! Каждые несколько лет ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ переподготовка. Найду - дам ссылку.
Знаю одного электрика
Anarhiya написал 19.05.2015 12:18
Одного электрика я спросил: починить магнитолу можешь? Не может. Проводку в квартире поменять? Не может. Принципиальную схему работы радиоприемника знаешь? Не знает, хотя я, не электрик, знаю. Ничего не знает, не может, не хочет знать и уметь! А диплом есть. Чужое место на обучении занимал, государство деньги тратило. Зачем диплом, если работает охранником? Сейчас в некоторых местах от охранников требуется знание английского. А этому что доверить охранять? Только воров в магазине пугать, пугалом стоять, а чтоб ловить воришек хоть какие мозги нужны, а у него их нет, результат ЕГЭизации. Показал ему этот сайт - ему скучно такое читать... "Одноклассники" равно "интернет"...
(без названия)
такой власти нужен именно такой народ написал 18.05.2015 22:30
......Президент Обама, Меркель, и др.
ПОЗОР ВЛАСТИ - такая власть НЕ НУЖНА НАРОДУ !!!!............
.
.
Зато такой власти нужен именно такой народ.
Тупой и бессовестной власти нужен тупой и примитивный народ.
Власть и народ на КОНЕЦ нашли друг друга.
(без названия)
Учись, не учись императором не станешь написал 18.05.2015 22:23
............- Последний школяр на отделении точных наук знает о законах природы куда больше, чем знали Декарт и Паскаль. Но способен ли школяр мыслить, как они?
Вот и задача нашей школы: научить молодых людей думать..........
.
.
Поздно уже. Уже выросло новое поколение вождей - ГУПАЛОИДОВ.
Учится мальчонка в ПТУ на электрика. Показываю на схеме обозначение пускателя, а это прямоугольничек с двумя линями -выводами сверху и снизу и спрашиваю: "Это что такое?"
-Не знаю. Это он уже на практику вышел.
Ну думаю видимо особый фрукт попался с завышенными способностями. Через время другой объявился из того же ПТУ и тоже электрик. Тоже ничего не знает. спрашиваю: "А зачем же ты учишься на электрика, если ничего не знаешь?"
-Я хотел на повара учиться, но такой профессии в ПТУ нет.
.
Мао Цзедун говорил: "Учись, не учись императором не станешь.
.
Но перед перестройкой уровень знаний после ПТУ упал на один разряд. То есть те у кого были четвертые разряды на самом деле обладали знаниями на третий разряд. А нынешние уже ничем вообще не обладают.
.
(без названия)
стоик54 написал 18.05.2015 22:18
Что главное для Васильевой-Сердюкова?
Власть - это они?
"Стоп! Все от изделия!" Раньше говорили: "Слово и дело!"
Андрей С написал 18.05.2015 17:47
Автор абсолютно прав. Надо возвращать классическую систему образования, разумеется, - с учетом современных реалий. Делать это надо вдумчиво, без спешки и суеты, так, как работают провизоры, составляю сложные лекарства из многих компонентов: дело-то касается наших детей, а значит, нашего будущего. Хочу напомнить слова Сент-Экзюпери:
- Последний школяр на отделении точных наук знает о законах природы куда больше, чем знали Декарт и Паскаль. Но способен ли школяр мыслить, как они?
Вот и задача нашей школы: научить молодых людей думать.
Re:
фантомас плюс написал 18.05.2015 14:57
>Автор не в состоянии связанно изложить свои мысли, скачет с одного на другое, а пытается писать о проблемах системы. Про логику в >его писаниях и говорить нечего. Поэтому нет никакого смысла и обсуждать эту писанину. Автор, это Вы и Вам подобные с таким >качеством Вашего образования, неспособные логически мыслить, а способные только засорять информационное пространство, и виноваты в >том, что мы сейчас имеем.
В очередной раз Сергеев выступил против ЕГЭ. Работа его такая в сети - выступать против ЕГЭ. Прогресс, правда, на лицо. Ранее им математики относились к технарям, а теперь, когда сложно утверждать, что тест по математике - подбор результата из ответов, отнес математиков к гуманитариям. ЕГЭ мало, теперь Сергеев походя маршала Неделина грязью поливает. Нашел Сергеев себе еще мишень. Право, мертвые ответить не могут.
Re: а можно ли с тобой иметь дело
ТотКтовсегдавозвращается написал 18.05.2015 13:59
"Кастрация инженерного образования – путь к новому Чернобылю
Не нагруженный специальными инженерными знаниями мозг политика обладает опасным свойством упрощать технические процессы и верить в реальность примитивных образов, подобных «мирному атому» и «топке - реактору», снижать требования к персоналу и надеяться на успех бессмысленного эксперимента, который отбросил атомную энергетику и науку на десятилетия."
- Таки скорее всего- в Чернобыле было сознательное вредительство! Вроде-как кгебисты в своем интерьвью так и заявил, но пятнистый запретил расследовать это дело!
а можно ли с тобой иметь дело
вот критерий написал 18.05.2015 13:05
Думают, чем больше наворуют, тем значительние будут выглядеть в мировом пространстве
Комментарий: все дело в том, что уходит то время, когда о человек судят по толщине мошны - на первое место выходят честность и порядочность по отношению к твоему окружению - а можно ли с тобой иметь дело - вот в чем сейчас критерий !
(без названия)
Рудольф написал 18.05.2015 11:49

Редкстно-отличная статья! Вот только про математиков, не все так. В.Арнольд (рос математик мировного уровня): Фактическое изгнание математики из школы страшнее костров инкивзиции. А уж сколько писано-переписано ими против ЕГЭ, это отдельная песня. Но... "Васька слушает, да ест". Может, в это то все и дело, ЕСТ?!
(без названия)
Дмитрий г Запорожье . написал 18.05.2015 11:30
Сергеев Олег
Неуч.Книжки читай.Катастрофы о которых ты тут как прои
никновенно пишеш-100%результат вмешательства чиновников в работу
технического персонала.С лучае катастрофы на Байконуре-пожалели ракету,которую надо было снимать со стартового стола и везти в цех,а в случае Чернобыля-стали эксперементировать на рабочем реакторе.Так было,так есть и так будет,пока чиновники вмешиваются в
работу техники.
очевидно же...
сократ написал 18.05.2015 10:29
У власти все просто: если у тебя есть миллиард, то ты умный. Если нет миллиарда, то ты дурак. Эти придурки в кремле так и руководствуются этой воровской поговоркой.
(без названия)
С.В.А. написал 18.05.2015 10:18
После развала ссср, в постсоветских республиках к власти пришли такие правители, которые соревнуются между собой,кто больше обогатится на неграмотности населения. Думают, чем больше наворуют, тем значительние будут выглядеть в мировом пространстве. Для этого в республиках не нужно грамотное, умное население, поэтому делается все, что бы население не имела хорошего образования, работы, а только думало как прокормить свое никому ненужное семейство. Ведь в таких рабских условиях могут жить и плодиться только рабы. Весь цивилизованный мир смеется над нами, а мы довольны своей никчемной жизнью и еще праславляем своих правителей диктаторов. А "тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили" Кант. Вот и с Чернобылем получилось как всегда. Когда строили станцию, то разворовали, все, что можно было. Когда специалисты попытались об этом сказать их просто уволили. Когда на остатках построили АЭС, то приняли на работу безграмотных родственников, потому что там была высокая зарплата, жилье в не очереди и многие блага. Финал все знают и так происходило и происходит везде и всегда. Потому что в таких условиях воруют все. Все довольны. Вышестоящее воруют млн. а нищие все, что останется.
(без названия)
стоик54 написал 18.05.2015 08:53
Что главное для Васильевой-Сердюкова?
Власть - это они?
(без названия)
фантомас написал 18.05.2015 07:35
Автор не в состоянии связанно изложить свои мысли, скачет с одного на другое, а пытается писать о проблемах системы. Про логику в его писаниях и говорить нечего. Поэтому нет никакого смысла и обсуждать эту писанину. Автор, это Вы и Вам подобные с таким качеством Вашего образования, неспособные логически мыслить, а способные только засорять информационное пространство, и виноваты в том, что мы сейчас имеем.
Не нагруженный специальными знаниями мозг политика
Малограмотные политики написал 18.05.2015 05:34

Комментарий:Не нагруженный специальными знаниями мозг политика обладает опасным свойством упрощать процессы и верить в реальность примитивных образов, подобных «мирному атому» и «топке - реактору», снижать требования к персоналу и надеяться на успех бессмысленного эксперимента, который отбросил страну и науку на десятилетия.-
ВОТ ТЕ ЗОЛОТЫЕ слова, которые вытекают из статьи !!!
Вот та ктитэссенция понимания всех тех бесчисленных и бессмысленных слез и страданий, с которыми пришлость столкнуться нашей стране и народу в результате бессмысленных перестроек и ельценско-чубайсовских экспериментов
за которые народ заплатил жизнями и зоровьем !!!
Малограмотные политики, возомнившие себя эффективными менеджерами, ввергли страну в хаос, разброд и метания из стороны в сторону, и как результам - множество трагедий !В 21 веке основным требованием к лидеру является честность и порядочность. Даже личная мудрость, в информационном обществе, позволяющем обмениваться мыслями со скоростью света, отходит на задний план. Тому пример - Президент Обама, Меркель, и др.
ПОЗОР ВЛАСТИ - такая власть НЕ НУЖНА НАРОДУ !!!!
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss