Кто владеет информацией,
владеет миром

ИГИЛ своим кинематографом пока не обзавелся

Опубликовано 20.10.2015 автором в разделе комментариев 13

кино министерство культуры митина кинофестиваль
ИГИЛ своим кинематографом пока не обзавелся

Казанский Международный Фестиваль Мусульманского Кино, который  в этом году проходил в татарской столице уже в 11-й раз,  принято называть «визитной карточкой Татарстана»  -  так, к примеру, с гордостью именует его Президент Республики Рустам Минниханов. Однако российский и зарубежный зритель за минувшее десятилетие уже привык к тому, что Казань становится столицей одного из лучших кинофорумов не только России, но и планеты, центром ярчайшего и неповторимого праздника кино.   


С каждым годом расширяется не только география фестиваля,    -  если на прошлый, юбилейный кинофестиваль заявки прислали 50 стран мира, то в этом году  уже 53,  -    но и тематический, проблемный диапазон, размах творческого взгляда кинематографистов-участников.  Одной из центральных тем обсуждения в фестивальных кулуарах в этом году стала самоидентификация фестиваля, выраженная в его названии,  -  Казанскому фестивалю становится явно тесно в регламентирующих и обязывающих рамках мусульманского кино.  Это спровоцировало дискуссию о дальнейшем самоопределении кинофестиваля,  -  одни предлагали вернуться к его прежнему названию  -  «Золотой минбар»,  другие делали акцент на гуманистическом характере участвующих в конкурсе картин,  третьи    -    на стремлении развивать кино некоммерческое, не гнаться за прибылью, а сконцентрироваться на нравственном воспитании зрителя.  В любом случае,  организаторы фестиваля чувствовали потребность подойти по-новому и к процедуре проведения фестиваля, и к его репертуару  -  отбору фильмов-участников  (отборочная комиссия во главе с её бессменным председателемСергеем Лаврентьевым проделала гигантскую работу, отобрав в конкурс из 700 с лишним заявок 51 фильм),  и к критериям оценки победителей. 
      
В том, что 11-й фестиваль пройдет как-то по-особому, завсегдатаи-казанцы и гости, приехавшие из 20 стран, убедились уже в первый день  - церемония открытия и закрытия фестиваля проходили не в привычной «Пирамиде» с её суперсовременной сценической машинерией, а в главном национальном театре  -   Татарском академическом театре им. Галиаскара Камала.  Программа фестиваля в этот раз не ограничивалась исключительно кинопросмотрами и выступлениями кинематографистов перед зрителями и прессой   -    инициаторы фестиваля позаботились об установлении мастерами кино обратной связи с кинозрителем, организовав целую серию мастер-классов, которые провели и режиссеры, привезшие на кинофестиваль свои работы, и продюсеры, делившиеся секретами продвижения киноидей, и зарубежные и московские актеры, и  специалисты, обеспечивающие технологическую часть кинопроизводства,  -  съемку, монтаж, озвучку, компьютерные эффекты.  Любителям кинематографа был предложен «лабораторный практикум»  -   за фестивальную неделю придумать, снять и смонтировать свой короткометражный фильм, пройти все стадии кинопроцесса. Фильм «Плёнка», снятый зрителями - завсегдатаями фестиваля под руководством  казанского режиссера, основателя Школы авторского кино Алексея Барыкина, был презентован в день закрытия КМФМК.   

Одним из наиболее запомнившихся казанским кинолюбителям мастер-классов  стал мастер-класс польского режиссёра Кшиштофа Занусси, настоящего друга России и российского кино, старающегося не пропускать ни Московский международный фестиваль, ни региональные российские кинофестивали, из которых казанский, по его признанию, самый любимый. 

-  Как формируется фестивальная программа, как проходит поиск фильмов в течение года?  -  спрашиваю арт-директора КМФМК Альбину Нафигову.


-  Мы не  только отсматриваем всё, что нам присылают,    -  а присылают много, поскольку у фестиваля уже есть имя, сложилась репутация,  -    говорит Альбина.  -  Мы ищем сами, следим за киноновостями во всех уголках планеты, засылаем отборщиков по всему миру.  Стараемся обращать внимание и на фильмы с прокатным потенциалом,  но понимаем, что наша миссия несколько другая  -  познакомить зрителя с тем кино, которое он никогда не увидит в кинотеатре.  Очень важно представить и начинающих кинематографистов, дать им путевку в жизнь, импульс к дальнейшему кинотворчеству, погрузить их в  совершенно уникальную атмосферу, дать возможность пообщаться с коллегами по цеху.  Традиционно на фестивале доминируют Иран и Турция, но для нас важно показать фильмы тех стран, откуда до России кино практически не добирается.  В этом году, например, практически все заявки из Египта были присланы дебютантами, а также непрофессионалами-фрилансерами, впервые попробовавшими свои силы.  Две египетские игровые короткометражки    -   «Холодная весна» Мохаммеда Камеля о теплоте отношений отца со своей взрослеющей дочерью и «Лейла» Хоузана Абдо о женщине, томительно и смиренно ожидающей своего мужа с войны    -  попали в конкурс.  

-  По каким критериям идет отбор фильмов?  Другими словами, у какого киноматериала нет шансов попасть на фестиваль? 

-   Те, кто полагает, что КМФМК  -  смотр религиозного кино, будут разочарованы:  акцент делается на диалоге культур, на взаимопроникновении различных жизненных, бытовых, культурных, творческих, философских традиций.  Есть у нас и свой ортодоксальный зритель, который ждет именно рассказа о Коране, жизни мусульманской уммы, мусульманской религиозной обрядности, и выбегает из зала, попав на «нехаляльный» фильм о любви или о злоключениях мигрантов.  В этом году специально для глубоко интересующихся мы специально запустили внеконкурсную программу «Ислам и просвещение», где собраны документальные ленты об особенностях мусульманской веры.  А вообще диапазон фильмов, которые могут попасть в фестивальные программы,  как вы сами уже давно убедились, максимально широк.  В конкурсе этого года есть киноленты, снятые в немусульманских странах и в которых об исламе вообще ни слова,  -  например,  фильм доктора Биджу из индийского штата Керала «Имена неизвестны» о борьбе обездоленных за право на землю под руководством индийских коммунистов  и фильм бангладешца Мостафы Сарвара Фаруки «История о муравьях» об одиночестве в обществе потребления, ломающем человеческую природу.  Пожалуй, ни у кого из отборщиков не возникло ни малейших сомнений, что эти фильмы у нас более чем уместны.  Пожалуй, есть только два ограничения  -    не должно быть откровенных эротических сцен и пропаганды насилия, агрессии.

-  Однако одна из самых жестоких, натуралистических сцен убийства, виденная мной когда-либо в кино, это именно сцена из фильма якутского режиссера Аркадия Новикова «Крик чайки», показанного на прошлогоднем фестивале в Казани….

-  Мы  потому тогда и не включили эту картину в конкурс, но во внеконкурсной программе не могли не показать  -  сильнейшее по воздействию кино о борьбе добра со злом.

-  В этом году, тем не менее, и в конкурсную программу попал ряд фильмов, которые многие зрители называют весьма спорными,  -  в частности, документальная лента Дениса Красильникова  «Война непрощённых» о легионе «Идель – Урал», сформированном из военнопленных народов Поволжья и воевавшем на стороне немецких нацистов, снятая по заказу правительства Республики Татарстан  (разговор состоялся накануне подведения итогов, и именно эта картина победила в номинации «полнометражный документальный фильм»    -  Д.М.).  Кто вообще принимает решение о выделении бюджетных средств на ту или иную картину?

-  Формальное решение о выделении государственных средств принимает Татаркино.  А вообще система госзаказа на кинематографическую продукцию переживает большие перемены    -  кинематограф у нас теперь подпадает под 44-й Федеральный закон «О госзакупках»  -  решающими факторами при принятии решения становятся сроки и цена.  Кто берется снять кино за минимальные деньги в кратчайший срок, тот и получает госфинансирование.  Лично я не уверена, что такой принцип применим к кинематографу и вообще к любому творчеству, но реальность такова.

-   В этом году Татарстан отметился целой россыпью кинокартин  -  приятно, что в республике складывается профессиональная киношкола, узнаваемая, со своим почерком… Из года в год радует татарстанская анимация, для меня татарские мультики давно стали визитной карточкой фестиваля… 

-  Можно сказать, что татарстанскому кино восемь с половиной десятилетий  -  первый художественный фильм, «Булат-батыр», был снят в 1929 году,  в рамках советского кинематографа развивалась и национальная татарская кинематографическая традиция. Сегодня кино Татарстана представлено абсолютно во всех номинациях  -  всего было подано 32 заявки, самая популярная номинация  -  документальные короткометражки.  В связи с 70-летним юбилеем Великой Победы выделили внеконкурсную программу «Татарстан на фронте и в тылу».  Наибольшего зрительского ажиотажа ожидаем на фильме закрытия    -    татарстанской киносаге «Ак чәчәкләр» («Белые цветы») Рената Аюпова, снятой по одноименному роману писателя Абдурахмана Абсалямова в формате телесериала и сокращенной до фестивального формата.  Фильм о жизни и подвиге людей в белых халатах  -  врачей и медсестер    -   в советской Татарии обещает стать национальным кинохитом  (Действительно, такого паломничества страждущих зрителей организаторы  явно не могли предусмотреть  -  в казанский кинотеатр «Родина» пришло несколько тысяч человек, и фильм пришлось показывать несколько раз в нескольких кинозалах  -  Д.М.).

-  У меня сложилось впечатление, что среди отбираемых ежегодно работ превалируют фильмы философские, медитативные, авторы которых находятся в поисках гармонии  -  с природой, с окружающими, с самими собой.   Остросоциального кино меньше присылают или оно пользуется меньшим вниманием отборщиков?  Ведь мир сегодня просто бурлит, многие мусульманские страны и регионы находятся на точке кипения…

-    Социального, гражданского кино снимают и присылают очень много.  Много в этом году гражданской, политической документалистики.  В прошлом году, если помните,  документальный конкурс затмил по профессионализму и зрительскому интересу конкурс игровой.  В этом году решили сделать внеконкурсный показ фильмов бывшей Югославии,  -  ещё в недавнем прошлом полноценной горячей точки.  Венгерский киновед Иван Форгач сформировал программу югославского кино разных лет.  Кроме того, сегодня из остроактуальных фильмов удалось слепить целую программу «Свой среди чужих»,  -  там  картины и о трудностях мультикультурного общества, и о цветных революциях, и о гражданских войнах, и о феномене терроризма…

-  ИГИЛ ещё не обзавелся собственной кинематографией?  Или там кино это харам?...

-  Нам, по крайней мере, ничего не приходило,  -  улыбается Альбина.  -  В этом году так сложилось, что акцент сделан именно на художественных кинолентах  -  финальная десятка настолько звездная и ровная по мастерству, что жюри придется поломать голову над выбором.  К сожалению, остросоциальное кино зачастую уступает по уровню и качеству    -  прислали, например, фильм о войне на Донбассе. Трудная, трагическая, значимая тема, но репортажная съемка дебютанта не позволила включить в конкурс.  Интересно, что зачастую медитативные, медлительно-созерцательные киноработы приходят именно из стран, охваченных гражданскими волнениями и конфликтами.  Обратите внимание на египтян  -  у них за окном революции одна за другой, а они снимают фильм о том, как отец-одиночка  переживает процесс превращения дочери из девочки в девушку,  - фильм тонкий, пронзительный, лиричный,  где за 15 минут перед нами и поэма родительской любви, и тема непонимания между разными поколениями,  и драма человеческого взросления…. 
    
-   Альбина, фестиваль славен своими устоявшимися традициями, но вместе с тем каждый год несет с собой  что-то новое.  Какие принципы отбора и кинопоказа на КМФМК останутся незыблемыми, а что есть желание поменять, скорректировать?

-    Для нас очень важно, чтобы фильмы шли на языке оригинала.  Мы специально не прибегаем к дубляжу, а только субтитрируем  -  зритель должен слышать язык первоисточника, на котором был снят фильм, наслаждаться его оттенками, подлинными интонациями говорящего.  От этого принципа и впредь не отойдем.  Что касается системы оценки фильма, то многие говорят о том, что жюри следовало бы разделить    -  для более вдумчивого, внимательного, профессионального судейства  сделать раздельное жюри для игровых и для документальных фильмов.  В этом есть свой резон    -  кино это разное и оценивать его нужно с разных позиций, да и большее внимание можно будет уделять конкурсной программе.  В жюри стараемся собирать людей, представляющих всё наше постсоветское пространство,  -  в этом году под руководством председателя Владимира Меньшоваработают и кинозвезда советской Прибалтики Мирдза Мартинсоне, и легендарный Рашид Нугманов, снявший прославившую его «Иглу», и Эльёр Ишмухамедов, презентующий свою собственную новую киноработу  -  фильм «Гвоздь» о студентах театрального института.  

-  Альбина, что означает лично для вас девиз фестиваля  «Через диалог культур  -  к культуре диалога»?

-  Я этого девиза придерживаюсь и на работе, и в семье.  В свободное от фестивальных забот время работаю в казанском кинотеатре «Мир», стараюсь показывать нашему зрителю кино, приучающее мыслить, любить, верить в человечество, терпимо относиться к другому, непохожему.  Семья у меня и многонациональная, и многоконфессиональная,  -  сын сознательно выбрал ислам, а дочка крещёная…     


Рейтинг:   5.00,  Голосов: 11
Поделиться
Всего комментариев к статье: 13
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
После этой грязной жидовки Форум мск надо дезинфицировать!
Матвей Дрободан написал 22.10.2015 10:26
Самовлюбленная невыясненнозачатая дура загадила свою страницу в ЖЖ так,что самой
противно от грязного мата и постоянно лезет на другие сайты.
Сама агент сионизма, совмещает членство во всех левых организациях с попойками и друж-
бой во всех враждебных России шайках-от Гозмана до "Эх и Москва!" и прочих воняющих
чесноком с рыбой-фиш.Последнее время сует своего немытого и нечесаного бугая-сожителя
в разные интервью на своей странице в ею же загаженом ЖЖ.
Re: Re: Re: Re: Re: Ченко-мудаченко-для БLяди
В лад написал 21.10.2015 10:07
Так то женщины, а ты трусливая=Бlядь!
Интересно
Шнур написал 20.10.2015 23:48
Кто вообще эту жабу читает? Ничего отвратительнее в жизни не видел
Это что , вообще, за чудо-юдотакое??
Синобм написал 20.10.2015 23:02
===Фестиваль Мусульманского Кино====
Вы где-нибудь фестиваль иудейского кино видели? Или буддийского кино??
Что это за гонево?!
По исламу, автора этого опуса давно уже камнями побить следует!
Re: Re: Re: Re: Ченко-мудаченко-
Влядь написал 20.10.2015 22:28
Женщины не дрочат, хам необразованный!
Re: Re: Re: Ченко-мудаченко
В лад написал 20.10.2015 20:41
Гюльчатай=задроченная-анонимная, рыло показала.
Re: Re: Ченко-мудаченко
и Влядь написал 20.10.2015 20:29
А в чем бред-то?
В том, что татары провели кинофестиваль? Подтверждаю - провели.
В том, что татары провели кинофестиваль достойно? Подтверждаю - более чем. Не хуже москалей трижды обосравшихся в части кинофестивалей.
В том, что на фестивале были показаны перечисленные картины? Подтверждаю.
Признаки "бреда" - В СТУДИЮ!
Re: (+)-Ченко
В лад написал 20.10.2015 19:26
Дарья, идите в философы, в руководители, президенты или просто идите замуж, но не пишите бред.
(без названия)
Ченко написал 20.10.2015 18:54
Н-да, наставили мне минусов, что естественно, когда НЕКТО читает: вы ругаете "Крокодила Гену" (Зюганова), а сами ведь хуже (пусть и не имеет некоторых пороков "рафиков"), как тут не "минуснуть"!; а к Дарье Александровне просьба -не надо по хазам да малинам, вокзалам и ресторанам "фестивалить", а то оно недолго и "Облигацией" стать!; увы, Александровна, по с волками жить - по волчьи выть (а оно в Ваших кинорецензиях ой как уже заметно...), но вот беда - волки раньше, позже узнают и растерзают чужака!..
(без названия)
Тот Кто Всегда Возвращается написал 20.10.2015 13:54
Таки если бред творчилл снять на пленку - таки получается кино - таки самое настоящее! Поэтому творчиллам надо курить анашу ведрами!
Спасибо, Дарья, за яркий луч кинопроектора
в темном царстве-государстве! написал 20.10.2015 13:53
Замечательный репортаж!
а канцы у ебиптян
Дашк, написал 20.10.2015 12:24
ого-го! ишо в библее аписаны
(без названия)
Ченко написал 20.10.2015 12:23
Вроде бы т. Митина выросла в кинематографической семье, а это значит: "...вас рекомендует мне г. Шелан. ...человек истинной добродетели и друг мой уж 30 лет. ...Здесь у меня 321-н человек, чающих
(получить образование), - сказал, наконец, Пирар строгим, но не злым голосом. -Только 7-ь или 8-ь из них рекомендованы мне такими людьми, как Шелан; таким образом, вы между 321-м будете 9-м. ...Если бы мне не рекомендовал вас, - продолжал Пирар, с видимым
удовольствием снова переходя на латинский язык, - если бы мне не рекомендовал вас такой человек, как Шелан, я бы стал с вами говорить на том суетном мирском языке, к которому вы, повидимому, привыкли. ...малая была бы награда Шелану за 56-ь лет его трудов, если бы он не мог располагать одной-единственной стипендией в семинарии..." - в таком духе говорили бы во ВГИКЕ или где-нибудь в ГИТИСе, если бы ея высочество принцесса Дарья соизволила туда подать документы; но нет, т. Митиниа получила образование не кинематографическое,.. однако - если "Речка (дарьЯ)быстрая, серебристая" не "киношник", кой хрен несет ее "кинофестивалить"?;. казалось бы, -не поп, так в рясу не лезь, - не кинокритик, так,.. но нет - лезет!..
И это не главное, главное другое - как понять деятеля Объединенной коммунистической партии, которая охотно разделяет общество всевозможных ренегатов -"демократов" - вроде бы своих принципиальных противников?,. (а на сон грядущий обличающей Зюганова в правом оппортунизме)...
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss