Кто владеет информацией,
владеет миром

In memoriam. Конец карнавальной ночи

Опубликовано 01.12.2015 автором в разделе комментариев 42

кино ссср рязанов
In memoriam. Конец карнавальной ночи

Один за другим уходят из жизни режиссёры советского кинематографа. Совсем недавно мы прощались с создателем советских "Мушкетёров" Юнгвальд-Хилькевичем, а вот теперь не стало и Эльдара Рязанова. При том, что это были мастера разного масштаба, кое-что общее у них всё же было. А именно: свои лучшие фильмы они создавали в СССР, именно там расцвёл их талант, а когда Советского Союза и социализма не стало, этот талант верно, но неуклонно угасал. Что породило довольно горький анекдот: "Как испортить прекрасный советский фильм? Сделать в наше время ремейк!" К сожалению, чудовищный ремейк "Карнавальной ночи" (2006) - как будто живая тому иллюстрация.

Рязанов пришёл в советское киноискусство с "Карнавальной ночью" (1956) - насыщенно-радостным, ярко-праздничным, сверкающим новогодним фильмом. И так воспринималось всё его творчество, включая и другой новогодний фильм - "Зигзаг удачи" (1968), и, разумеется, "Иронию судьбы", которая с 1976 года стала такой же неотъемлемой частью новогоднего праздника, как салат оливье, мандарины и ёлка. И включая даже не совсем праздничные или совсем не праздничные фильмы, вроде "О бедном гусаре замолвите слово" - который тоже по инерции выпустили на экраны 1 января 1981 года, убрав оттуда, правда, при первом показе последнюю сценку с похоронами у церкви...

В чём, если вкратце, сюжет "Карнавальной ночи"? В том, что свободомыслящая, раскованная, передовая молодёжь всячески осмеивает и весело унижает отсталого, зашоренного, ограниченного, узко мыслящего, убогого советского бюрократа Огурцова, роль которого блистательно исполнил Игорь Ильинский. Его выставляют в шутовском виде на сцене под клоунским разноцветным зонтиком, провозят по залу в закрытом ящике фокусника, запирают в застрявшем лифте и т.д. В общем, издеваются, как могут. Новое поколение - искрящаяся энергией и радостью молодёжь - весело и бодро отвоёвывает новые права и вольности у замшелых бюрократических ретроградов. В этом, в двух словах, весь смысл творчества Рязанова. Включая не только его весёлые фильмы, но и грустные, вроде "О бедном гусаре..." или "Гараж". Кстати, "Гараж" (1979) - блестящий фильм, дающий полный срез советской "элиты" (которая метко обозначена в качестве гаражного кооператива "Фауна") в последние брежневские годы. Мы видим здесь и будущего "нового русского" - "щедрого и могущественного директора рынка", и научных сотрудников, всецело озабоченных урыванием материальных благ и разнящихся только тем, что одни хотят это сделать исключительно ради себя, любимых, а другие, как они выражаются, "по демократическим советским принципам". Не лишне будет напомнить, что, собственно, рушит все планы руководства "Фауны" в этом фильме. Они допускают "грубую политическую ошибку" - лишают гаража ветерана Великой Отечественной войны, и из-за этого им приходится переиграть весь свой первоначальный план. То есть ограничивает и останавливает их только и исключительно советская идеология, оказывавшая подчёркнутое уважение ветеранам. Ну, а происходи вся эта история не в 1979 году, а в 1990-е, когда "совковая" идеология была торжественно выброшена на свалку? Не только преспокойно выкинули бы из кооператива ветерана, но и проводили его "ласковыми" напутствиями вроде: "сталинист!", "если бы не ты, пили бы сейчас прекрасное баварское пиво!".

Может показаться странной мысль, но всё творчество Рязанова, которое выглядит порой довольно аполитично (за редкими исключениями вроде "О бедном гусаре..."), жило вот такими маленькими искрами "советских демократических принципов" - свободы, равенства, братства. Вспомним, например, маму вора Деточкина из "Берегись автомобиля" (1966), которая самозабвенно распевала песню:

Наш паровоз, вперёд лети!

В Коммуне остановка,

Иного нет у нас пути,

В руках у нас винтовка.

Ведь это она заразила Деточкина своим энтузиазмом и жаждой справедливости, взятыми из революционных советских лет. И следователь, разделяющий эти принципы, удивляется: "Откуда ты такой взялся? Мама такая хорошая, песню про паровоз поёт". Да вот оттуда и взялся... из той песенки про паровоз.

В общем, вся советская история 1956-1991 годов - это было такое постепенное отвоевание личностями всё новых и новых прав и свобод у былого цельного монолита общества-государства СССР. Как это было здорово, как это было весело, даже если порой и рискованно! Чистая "Карнавальная ночь"! И главное - монолит-то оказался вовсе не алмазным и не стальным, а пусть и со скрипом, но поддавался, крошился и гнулся. И к 1991-му это весёлое победоносное настроение достигло своего апогея - а ну-ка, друзья, поднажмём в последний раз, сломаем этот былой монолит вовсе, он рухнет, вот тогда, наконец, заживём!..

Сломали. Рухнул. И всё разом кончилось.

Былая научная интеллигенция, поклонница рязановского творчества, которая пользовалась таким престижем в эпоху СССР и так бодро делила полученные от общества трофеи-гаражи в "Гараже", оказалась абсолютно никому не нужна в новом рыночном мире. И кое-как перебивалась в 90-е годы с хлеба на чай, ходя под позорными ярлыками "нахлебники и иждивенцы". Господами жизни стали "щедрые и могущественные директора рынка". Семицветовы из «Берегись автомобиля», которые, помните, сетовали: «Ну почему! Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему? Я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться! Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда всё это кончится?». Тесть Семицветова решительно отвечал ему: «Никогда!». Но оно кончилось...

Рязанов попробовал ещё раз, среди своих однообразно неудачных фильмов 90-х годов, вернуться к прежнему победительному настроению - в "Старых клячах" (2000). Там его всегдашние излюбленные артисты, в том числе Людмила Гурченко - ещё из старой гвардии "Карнавальной ночи", - попытались с прежним задором и драйвом воевать с новым хозяином положения - "новым русским". Ну, совсем как со стариком Огурцовым!.. И они даже победили его - на экране, и сам Рязанов, исполняя эпизодическую роль федерального судьи, полностью их за это оправдал. На экране. Но... не вязалась эта весёлая рязановская сказка с реальностью, где, наоборот, "директора рынка" и Семицветовы начинали и выигрывали во всех без исключения случаях. "Карнавальная ночь"-1956 тоже была, конечно, сказкой, но она вышла правдивой сказкой, воплотившейся в жизнь (хоть её конец в 1991 году оказался на поверку далеко не столь весёлым и счастливым, как на экране). А "Старые клячи" получились просто утешительной сказкой, ничего общего не имеющей с реальностью.

Кончилась советская карнавальная ночь 1956-1991 годов - кончился и Рязанов. Помнится, в "Гараже" был последний эпизод, оказавшийся прямо пророческим - участники кооператива "Фауна" после долгой и тяжёлой внутривидовой борьбы находили, наконец, кандидата на исключение - начальника отдела насекомых, роль которого играл... сам Рязанов. Так вышло и в жизни - когда кооператив "Фауна" (именуемый по недоразумению "элитой" общества) отбросил остатки советской идеологии, Рязанов оказался совершенно лишним. Увы.



Рейтинг:   4.73,  Голосов: 45
Поделиться
Всего комментариев к статье: 42
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Киса написал 01.12.2015 14:14
Кто=то из актеров сказал, что "Гараж"-антисоветский фильм, и отказался в нем сниматься.
По радио нам уже давно рассказывали про каждую очередную госпитализацию Рязанова-мол, у него то-то. Зачем? Он давно уже ничего не снимал и был просто старым хрычом. Смерть в его возрасте абсолютно естественна, и не надо рассказывать нам о ее причинах. Тут еще на днях было интервью с Прошкиным, и тот сказал, что так и остался антисоветчиком. Надо им обоим напомнить, учились они оба бесплатно, то есть за счет "проклятых коммунистов". Жид Рязанов никогда бы не попал в Москву, если бы не Советская власть. Нам еще рассказывают. как Рязанов выбирал себе факультет. Прихватить с собой денежки для оплаты образовательных услуг этому еврейчику почему-то в голову не пришло-видно, он очень любил русско-советскую халяву.
(без названия)
стоик115 написал 01.12.2015 12:08
Люди встают с колен... рязановы, михалковы, жириновские...их место на свалке?
(без названия)
Михаил..., написал 01.12.2015 11:55
Кончилась советская карнавальная ночь 1956-1991 годов - кончился и Рязанов. Помнится, в "Гараже" был последний эпизод, оказавшийся прямо пророческим - участники кооператива "Фауна" после долгой и тяжелой внутривидовой борьбы находили, наконец, кандидата на исключение - начальника отдела насекомых, роль которого играл... сам Рязанов. Так вышло и в жизни - когда кооператив "Фауна" (именуемый по недоразумению "элитой" общества) отбросил остатки советской идеологии, Рязанов оказался совершенно лишним. Увы.
----
Дебила майсуряновутая, если бы Рязанов был "лишним", по поводу того, что он сдох не выли бы все пропагандисты на радио и телевидении, ну и на форумах конечно. Так что сходи, похмелись, прежде чем писать такую чушь. Он конечно не выдержал конкуренции с Голивудом, продолжая снимать свои убогие совковые фильмы, от которых население блевать хотело ( смотрим "Старые клячи" для примера), но при этом денег от режима у него было немерянно. Старая коммунистическая аристократия не забыла его в своих щедротах, поскольку он был не из последних пропагандистов, помогавших коммунистам облапошивать население и грабить его, что до 91 года, что после.
Re: Цитата
В. написал 01.12.2015 11:44
"Я родился в г*вне" (Э. Рязанов)
https://www.youtube.com/watch?v=VSN2O2Begy4
(без названия)
Михаил..., написал 01.12.2015 11:43
В общем, вся советская история 1956-1991 годов - это было такое постепенное отвоевание личностями все новых и новых прав и свобод у былого цельного монолита общества-государства СССР. Как это было здорово, как это было весело, даже если порой и рискованно! Чистая "Карнавальная ночь"!
---
В ОБЩЕМ ВСЕ ТВОРЧЕСТВО МАЙСУРЯНА - ЭТО ИСТОРИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ СОВДЕПОВСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ. кАК ЭТО ПАТРИОТИЧНЕНЬКО, КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЕНЬКО И ПОРОЙ ДАЖЕ РЕСПЕКТАБЕЛЬНЕНЬКО - ОТСТАИВАТЬ ПРАВА КОММУНО-ЧЕКИСТСКОЙ ВЛАСТИ, У КОТОРОЙ КАКИХ-ТО СВОБОД ТРЕБУЮТ КАКИЕ-ТО ПРОСТОЛЮДИНЫ!
Цитата
В. написал 01.12.2015 11:37
"...Умер Эльдар Рязанов - Человек чрезвычайно много сделавший для растления советских людей и развала нашей родины...
...Он из когорты тех детей троцкистов - которых отцы были посажены или расстреляны при Сталине. И как показал 1991 год - абсолютно правильно, иначе то что щас, то было бы сделано еще в 1930-х годах! Собственно говоря и было сделано, потому что НЭП - детище Троцкого-Бронштейна и было то что в России сейчас - и НЭПманы кровососы - теже олигархи сегодня!..
...Эльдар Рязанов - один из немногих режиссеров каждый из фильмов которого был хитом! Талант! Но заметьте! Только до Перестройки! Последний его фильм который можно смотреть - это "Вокзал для двоих". А после развала СССР его вообще тошно стало смотреть. Это кстати произошло и с другими самыми передовыми в советское время кино-режиссерами, Гайдаем и Данелия. Такое впечатление что они были заточены на сугубо отрицательную работу, на развал страны. Никто не спорит - талантливо разваливали - даже гениально! Но когда разваливать стало уже больше нечего, все уже развалено, их творческий потенциал иссяк! То есть это в принципе по значению были деятели искусства - жуки-древоточцы - короеды...
...Они не несли людям никакого позитива! Обратите внимание, - самые лучшие фильмы Рязанова - первые три - "Карнавальная ночь", "Девушка без адреса"и "Гусарская баллада". Все остальные фильмы - пошла уже едкая сатира на советский строй и воспевание разной гадости по нарастающей...
...В "Берегись автомобиля" уже появляются герои фарцовщики, обвешиватели покупателей, благородные воры и т.п. Другой вопрос, что сделано это все было Рязановым блестяще. Он использовал стандартные хитрые приемы для обмана...
Его стандартный прием - обосрать все хорошие идеи и мысли, вкладывая их в рот внешне неприятных и отрицательных персонажей. Ну например классика - это тов Огурцов в "Карнавальной ночи"! Или тов. Постников из "Дайте жалобную книгу"; Или отставной кэгбэшник - зять Димы Самоцветова из "Берегись Автомобиля"; или Ипполит из "Иронии судьбы"...
...В тоже время наоборот, явные отрицательные типы сделаны Рязановым симпатичным и на эти роли Рязанов подбирал самых любимых зрителями актеров! И мы симпатизируем им - симпатизируем и "Балбесу, Трусу и Бывалому", и пьяному хирургу оказавшемуся по пьяни в Ленинграде, и официантке ресторана Гурченко систематически обманывающей посетителей, и веселый балагур спекулянт-*барь-- проводник сыгранный Никитой Михалковым...
...Это есть такой методологический прием - чтобы все перевернуть с ног на голову и обмануть зрителя. И это все прекрасно удалось человеку со второй исторической родиной, Эльдару Рязанову...
---------
Как говорится: "Земля стекловатой"!
Re: Помер максим, да и хрен с ним!
dzehgh написал 01.12.2015 11:26
hd56 hgjkjhl/n dczedtk
Помер максим, да и хрен с ним!
Скептик написал 01.12.2015 11:18
Помню, как на какой-то встрече со зрителями этот русофобский режиссеришко цинично хвастался, как ловко ему удалось откосить от призыва в армию...
Ведь он был русофобом, не так ли?
(без названия)
Впс-Х написал 01.12.2015 11:08
Скончался ярый враг советского строя который свой талант использовал на полную катушку для дискредитации социализма и зомбирования обывателей на мелко-буржуазный менталитет.Еще в советские времена спирто-водочная мафия хотела ему соорудить памятник из золото,но это было уже слишком.Он нужен был для Брежнева и старческого Политбюро чтобы люди жили сказками о "Карнавальной ночи" и "Ирония судьбы" и не задумывались о полном провале "развитого социализма" с ее неизбежным концом-крахом СССР."Новым гусским" из числа соплеменников Рязанова он стал не нужен и его выбросили как испльзованный памперс хотя он яростно кукарекал о демократии и стоял за капитализм.Ирония судьбы в том что сознательный пропагандист пьянства не стал нужен главному алкашу страны.Забудте о нем,таких много.
Re: что там смотреть у Рязанова?
жЫдоведоФФС/СсканДальССкий+.. написал 01.12.2015 10:52
рОбяты! говарил вчера:
и если БЫ ему не Давали таких сценариев и не разрешали их снимать, то быть БЫ ему совсем совковой посредственностью с каким/нить фильмом о парт/хоз активисте.
это точно так, как и с компазиторами.
когда задаЁшь вопрос : А кто автор песни "День Победы"? - то 99/9% отвечают = Додик тухманов.
Ан=хУй!
Автор это Русский поэт = Харитонов, а не додя тухманов.
Вы попробуйте маршируя прочитать эти стихи и
у вас непременно получится такая же маршевая музыка, как и еврея-тутамхамона.
Только автора песен никто не пиарит и не пиарил, а еврея "композитора" = аж в жОпу надули до небеСС.
Вот так же и с элЬдей Обрезановым...
Давали выигрышный сценарий.
.
( Владимир Гаврилович Харитонов /24 июня 1920, Москва, — 14 августа 1981, там же/ - русский советский поэт, автор стихов более чем тысячи песен, самая знаменитая из которых - "День Победы"
(без названия)
стоик115 написал 01.12.2015 10:43
Люди встают с колен... рязановы, михалковы, жириновские...их место на свалке?
что там смотреть у Рязанова?
ryrey написал 01.12.2015 09:12
Единственный приличный фильм - Берегись автомобиля. Все остальное - вымученная фантасмагория, или оперетка в стиле индийского кино, где действие то и дело прерывается песнями.
Брыльская из "Иронии судьбы" в интервью для русских зрителей сказала, что не понимает, как этот фильм можно каждый год показывать и что она надеется, что зрителей бСССР в конце концов перестанут им мучить. Хоть раз кто-то сказал об этом режиссере правду.
Этот режиссер Рязанов был утвержден властью как ведущий режиссер и его превозносили и превозносят совершенно незаслуженно.
(без названия)
Вор Прохоров написал 01.12.2015 07:59
Вчера смотрел в записи "Линия жизни" где Рязанов вспоминал как он агитировал Смоктуновского на
главную роль в "Берегись автомобиля". Смоктуновский тогда жил в Ленинграде. И вот Рязанов этак
"верноподданически, в духе новых идеологических "указивок" оговАриваля и сам себя "поправлял":
...Лениград..после паузы Питер...далее уже просто ССан-Петербург. Вот она КОРЫТНАЯ СОВЕТСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
страдавшая без порток джинсы. Если ТОГДА город назывался Ленинград так ты и называй его ТЕМ именем,
а не сучи испуганными лапками-ножками. Или доктор Малышева однажды ляпнула,- "ССан-Петербургская блокада"???
Я на долю секунды опешил- КОГДА это при Петре была блокада его города? Скоро Сталинградскую битву будут называть
Волгоградская, если вообще вспомнят. Немцы просто бьют прямой наводкой заявляя, что "никакой Сталинградской битвы
не было". Посмотрите де на карту РФ и вы не увидите никакого Сталинграда.
(без названия)
йЪы написал 01.12.2015 06:59
сейчас фильмы про воров и ментов . кто правит , тот и фильмы заказывает .
(без названия)
стоик115 написал 01.12.2015 06:24
Люди встают с колен... рязановы, михалковы, жириновские...их место на свалке?
Необходимо припомнить и его телешедевр о Ельцине...
Николай написал 01.12.2015 06:17
Необходимо припомнить и его телешедевр о Ельцине
Необходимо припомнить и его телешедевр о Ельцине...
Николай написал 01.12.2015 06:15
Необходимо припомнить и его телешедевр о Ельцине
Среди всего развлекательного барахла единственным
Петька написал 01.12.2015 03:07
серьезным фильмом был "Гараж". Настолько серьезным, что Рязанов сам не понял что он снял.
(без названия)
СД написал 01.12.2015 02:20
"Карнавальная ночь"? - Это просто праздничный концерт сшитый на живую нитку подобием сюжета и
получивший народные восторги в наивную дотелевизионную эпоху. Ильинский в роли Огурцова - тот же Бывалов
из фильма "Волга-Волга". Так что - ничего нового. Все свои шедевры Рязанов снимал с большой фигой в кармане. Нравились ему ирония, иносказания, подтексты да вопросы без ответов. Сидел в "Кинопанораме" да посмеивался. А когда впервые показали его "Гараж",стало до боли ясно, что всему советскому скоро крышка... И наступила эра инфузорий с девизом: "...делай деньги, делай деньги,
а остальное все дребе-бе-день!.." Кому ж теперь разгадывать рязановские подтексты? За что боролся, на то и....
(без названия)
Магнусен написал 01.12.2015 01:22
ремейк... ворье рождено рушить, создавать им не дано.
<< | 1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Доверяете ли вы В.В.Путину?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss