Кто владеет информацией,
владеет миром

"Спать хочется". По следам классика

Опубликовано 02.03.2016 автором в разделе комментариев 55

рабы нянька чехов
"Спать хочется". По следам классика

Есть у Антона Павловича Чехова такой коротенький рассказ — "Спать хочется". Напомню вкратце содержание: нянька по имени Варька день и ночь крутится, выполняя приказы своих хозяев, а ночью их ребёнок кричит и плачет, не давая ей спать. В конце концов Варька находит выход: душит ребёнка и, счастливая, засыпает.

"Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребёнок, и чуть слышно мурлычет:

Баю-баюшки-баю,

А я песенку спою...

Ребёнок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё ещё кричит и неизвестно, когда он уймётся. А Варьке хочется спать. Глаза её слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо её высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.

— Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — тебе кашки наварю..."

— Как?! — наверное, возмутятся в этом месте многие читатели. — Уж не вздумал ли автор таким хитрым образом, с помощью Антона нашего Павловича и несчастной затурканной малолетней няньки Варьки, оправдать недавнее громкое преступление в Москве?

Нет, оправдывать подобные действия не приходится (хотя, честно говоря, Чехов свою героиню практически оправдывает, да и сочувствие читателей, как ни странно, скорее на её стороне, а не на стороне злосчастного ребёнка). А вот понять смысл и причину происшедшего — стоит. Поскольку в блогосфере и интернете, не говоря уж про бумажную печать, за последние дни было написано немыслимое количество всякой, мягко говоря, хрени по этому поводу.

Писали — и даже в левых блогах писали — что убийство на Октябрьском Поле — это, мол, "столкновение цивилизаций". Видимо, культурной Гейропы и адской исламской цивилизации. Ну, предположим на минуту, что это так. Но вот мне не так давно приходилось внимательно изучать официальный сайт королевства Саудовская Аравия на русском языке. И что меня, признаться, поразило — так это количество описанных там преступлений местной прислуги — горничных, нянь и прочих служанок из числа гастарбайтеров - против своих хозяев, коренных подданных королевства. Типичные заголовки с сайта:

"Арест горничной из Индонезии, околдовавшей семью в ар-Расе";

"Служанка из аль-Хафджи делала колдовство-отворот между мужем и женой в течении 7 лет";

"Служанки, обвиняемые в колдовстве и шарлатанстве";

"Приведён в исполнение смертный приговор горничной из Индонезии, заколовшей насмерть ножом подданную в Лучезарной Медине";

"Суд первой инстанции в Табуке вынес смертный приговор эфиопской горничной, убившей мальчика Мухаммада"...

Ничего не напоминает? Тут надо заметить, что официальная религия королевства — ваххабитский ислам, учение того самого аль-Ваххаба, великого и ужасного. И что — это тоже, скажете, "конфликт цивилизаций", исламской и не-исламской? Нет, уважаемые господа, не морочьте голову себе и другим. Это самый обыкновенный классовый, социальный конфликт, историю которых многие из нас ещё в советских школах проходили. Не узнали? В школьном учебнике он выглядел не совсем так или даже совсем не так? Тогда вас учили, что все рабы — обязательно несчастные, добрые и великодушные, а рабовладельцы — непременно злые и жестокие? Вовсе нет. Это вы так поняли, а вам всё говорили как оно есть: достаточно раскрыть хрестоматийную в советские времена "Хижину дяди Тома", и там наряду со злым рабовладельцем мистером Легри найдутся добрые хозяева — Сент-Клер и его дочь. А рабы тоже всякие бывали — и злые, и ленивые, и жестокие... Так уж мир устроен. И когда рабы восставали или просто выходили из повиновения, то случалось, что злые, жестокие и мстительные рабы резали головы своим добрым, трудолюбивым и милым рабовладельцам. И их невинным деткам, разумеется, тоже. Да, такое бывало. И сейчас бывает. А в той классовой реальности, которую вы, уважаемые господа, выбрали, в 1989-1991 и 1996 годах голосуя за Ельцина — бывает обязательно! Солнечная Саудия, где горничные-мусульманки режут детей хозяев-мусульман, не даст соврать. И "столкновение цивилизаций" тут абсолютно ни при чём — вернее, только при том, что его, как сову на глобус, натягивают на конфликт, имеющий очевидную социально-классовую природу. Да так натягивают, что обе стороны конфликта порой искренне воображают, что их вражда проистекает из "цивилизационных различий", а вовсе не из банальной классовой ненависти.

Кстати, в советском обществе у многих семей (в том числе и в семье автора этих строк) тоже были няни. И на этой почве тоже порой возникали социальные конфликты. Один из них описан в рассказе Михаила Зощенко "Няня". Там родители долго колеблются — брать ли им няню для своего ребёнка. "У них такой привычки не было — брать себе нянек. Они не понимали такого барства." В конце концов берут. По внешности зощенковская няня — прямая противоположность чеховской Варьке. "Пожилая и довольно-таки на вид страхолюдная". А потом выясняется, что, гуляя с хозяйским младенцем по улицам, няня заодно собирала милостыню. Хозяева возмущаются:

— Как же так можно? Вы что — обалдели? Или у вас в голове не все дома?.. Мы вам прилично платим, у вас всё есть, и вы вполне сыты и обуты.

Нянька говорит:

— Да, но мне хотелось ещё маленько подработать... Нянь нынче не очень много — меня, может, с руками оторвут. А я под вашего щенка едва трёшку зарабатывала — а уж упреков не оберёшься. Я от вас сама уйду, поскольку вы какие-то бесчувственные подлецы, а не хозяева.

"После этих слов Фарфоров, рассердившись, накричал на неё и даже хотел из её слабого тела вытряхнуть старческую душонку, но член правления ему не разрешил и даже произнес краткую речь. Он так сказал Фарфорову и его супруге:

— Эта ваша нянька всеми своими корнями уходит в далёкое прошлое, где уживались господа и подневольные рабы. Она свыклась с той жизнью и не видит ничего позорного в нищете и в подаяниях. Вот поэтому она и пошла на такое паскудство, которое вас законно оскорбило. Однако физически вы её не троньте, а просто прогоните её со своего места.

Супруги Фарфоровы так и поступили — они с позором прогнали свою няньку."

Обратим внимание на объяснение "члена правления": "Эта ваша нянька всеми своими корнями уходит в далёкое прошлое, где уживались господа и подневольные рабы". Золотые слова! Всё тогда советские люди великолепно понимали. А ведь советское общество было весьма эгалитарным, а уж если сравнивать его с нынешним буржуйским строем — несопоставимо, на порядки приближенным к социальному равенству. Ещё 25 лет назад нынешние бесправные гастарбайтеры из южных республик были полноправными гражданами СССР, и могли прогуливаться по Белокаменной, как хозяева, по своей законной столице. Потом — помимо и даже прямо вопреки их воле, выраженной на референдуме о сохранении Союза 1991 года — их стремительно и насильственно погрузили в средневековье, в эпоху "господ и подневольных рабов". За которыми гоняется полиция, которых нещадно обдирают хозяева, избивают и убивают неонацисты, усердно ловит и высылает миграционная служба (а дома властвуют феодальные баи и ханы и царит нищета). И сделал всё это не кто-нибудь, а вы сами, господа хорошие, граждане России, своими собственными руками, когда голосовали за Ельциных и им подобных. Скажете, лично вы не голосовали или думали, что голосуете не за то? Если не голосовали — то это, конечно, лично вас оправдывает, однако беда в том, что история не разбирает личную вину отдельных лиц. Она карает всех чохом, лупит по площадям, а не по отдельным виновным головам. У неё ответственность коллективная, классовая, общая. Провинилось большинство или хотя бы многие, или даже только власть имущие — а она наказывает всех без разбора, стрижёт под одну гребёнку. Как говорил В. И. Ленин, "история — мамаша суровая, и в деле возмездия ничем не стесняется". А то, что вы не понимали, за что голосуете — вот это, извините, оправдание неубедительное, слабое. Примерно такое же лукавое оправдание мы слышим сейчас от украинских майданцев, которые, якобы, сами не ведали, за что скачут. Ведали они всё прекрасно. И вы ведали. Потому что, например, уже на баррикадах августа 1991 года с удовольствием пели песню, это был, можно сказать, хит и гимн того Августа:

Четвёртые сутки пылают станицы,

Потеет дождями донская земля...

Не падайте духом, поручик Голицын,

Корнет Оболенский, налейте вина!

Там были и такие, между прочим, строчки:

А где-то ведь рядом проносятся тройки...

Увы, не понять нам, в чём наша вина.

...................................

А в комнатах наших сидят комиссары

И девочек наших ведут в кабинет.

Вот за какие высокие ценности шла борьба — за комнаты, кабинеты, девочек... За скрепы, так сказать. Но в числе этих скреп была и такая непременная скрепа: время от времени "подневольные рабы" выходили из повиновения, и тогда летели с плеч головы корнетов Оболенских и поручиков Голицыных... Хозяев. В том числе, повторяю, и самых добрых, милых, просвещённых и снисходительных хозяев. Потому что хозяева. И их детей, увы, хотя они были и вовсе ни в чём не виноваты.

Так что перечитайте ещё раз рассказ Чехова, он совсем небольшой. Ведь этот рассказ — о нашей реальности, вернувшейся или, вернее, возвращённой из далёкого прошлого 25 лет назад. Или хотя бы его окончание:

"— Варька, покачай ребенка! — раздаётся последний приказ.

В печке кричит сверчок; зелёное пятно на потолке и тени от панталон и пелёнок опять лезут в полуоткрытые глаза Варьки, мигают и туманят ей голову.

— Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — а я песенку спою...

А ребёнок кричит и изнемогает от крика. Варька видит опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. Она всё понимает, всех узнает, по сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает её по рукам и по ногам, давит её и мешает ей жить. Она оглядывается, ищет эту силу, чтобы избавиться от неё, но не находит. Наконец, измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить.

Этот враг — ребёнок.

Она смеется. Ей удивительно: как это раньше она не могла понять такого пустяка? Зелёное пятно, тени и сверчок тоже, кажется, смеются и удивляются. Ложное представление овладевает Варькой. Она встает с табурета и, широко улыбаясь, не мигая глазами, прохаживается по комнате. Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от ребёнка, сковывающего её по рукам и ногам... Убить ребенка, а потом спать, спать, спать... Смеясь, подмигивая и грозя зелёному пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребёнку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеётся от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мёртвая..."

"Увы, не понять нам, в чём наша вина."

Что, так и не поняли?



Рейтинг:   4.43,  Голосов: 47
Поделиться
Всего комментариев к статье: 55
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Кошмар написал 02.03.2016 09:14
В обще то,в основном родители сами должны воспитывать своих детей,а государство помогать им в этом доступностью детских образовательных учреждений с педагогическим образованием сотрудников,во время войны взрослые сутками работали,работали и были практически бесплатные детские дошкольные учреждения в т.ч. и круглосуточные,тогда были руководители,а сейчас "элита",ну,а няни в большинстве мода у тупых богатых.
(без названия)
Чингачгук написал 02.03.2016 09:05
Все правильно-"все ходили,как хозяева",поскольку-страна была "общая",ну а сейчас-что?Тех,которые жили у них-частично "вырезали",частично-"изгнали",а потом-не сумев что-то сделать у себя-"ломанулись на заработки"-по "старому маршруту",только теперь,извините-это уже не "общая страна" и здесь вы точно такие же "иностранцы",как например-и граждане Афганистана,власть постоянно "вешает лапшу"-о Русском национализме,которого-фактически нет,а вот там-"был",махровый-с "вырезанием целых семей"-только ,чтобы прибрать к рукам их квартиру,а теперь,что-"нянька-тоже человек,хоть и бошки отрезает",мир,дружба-и.т.д?Не выйдет ни хрена,память есть у всех,тем более,что "зверьки"-нисколько не "очеловечились"...
Re: Re: для борро5
Выпь из Дели написал 02.03.2016 08:10
Процентные выкладки я у кого-то уже видел, но их надо бы на стелле где-нибудь в том же Александровском саду золотом выбить. Насчет же "скоро узнаете" - так ведь уже и сколько раз наступали на одни и те же грабли. Перед глазами картина - покорную толпу пленных в несколько сотен человек конвоируют два немца со шмайсерами. Национальность не указываю, потому как.
Re: Опять вранье
фома написал 02.03.2016 07:50
ходили ПО москве и и узбеки и таджики и арияне и грузины и все граждане СССР ПО СВОЕЙ СТОЛИЦЕ как хозяева свое страны.Точно так же русские ходили по столицам союзных республик-ТАШКЕНТУ АЛМА-АТЕ ТБИЛИСИ И ДРУГИМ столицам и городам СССР. И то что мы имеем сегодня /межнациональную вражду/ это следствие 1991-1 993годов.
И где это по часу стояли в очереди за гнилой картошкой и пакетом молока?
кирюха написал 02.03.2016 07:29
А что им не фантазировать, страну разграбили, а взамен что? На вранье вся пупкинская власть и держится!
(без названия)
borro5 написал 02.03.2016 07:05
странная статья вроде бы хочет показать капитализм со звериным лицом,но в тоже время пытается ути от кричаших и искуственно созданых властью национальных проблем,переводя их только в классовую,а власть в бытовуху.А теперь давайте представим что вместо узбечки с головой нерусского ребенка около метро ходит Варька,что бы было в СМИ и на ТВ-отвечаю-Буря,ни кто бы не говорил о наркоманши,ни кто бы не говорил о психи,все бы орали о русских нациках,о подлых и мерзких совках.А вы как считаете?,но почему то мне кажется что именно так бы и было и не иначе.Я считаю что нет плохих наций и народов,есть в каждой семье уроды.Вопрос как это все подается и почему у нас двойные стандарты в освещении той или иной темы.
Опять вранье
Сержик10 написал 02.03.2016 05:00
Опять передергивание фактов - не ходили выходцы из Средней Азии по Москве как хозяева, действовал институт прописки, ходили КАК ГОСТИ. И Москва оставалась русским городом... Ну не могут эти господа неомарксисты решать национальные вопросы, хоть тресни. Татарский националист, защитник своего языка и культутры может существовать, пожалуйста, а вот русский националист - это обязательно неонацист! Тут они смыкаются с либералами - те всякие проявления национального самосознания русских сразу объявляют ксенофобией (посмотрели бы хоть в словаре)... Про ксенофобию чеченцев почему-то никто не говорит. Для майсурянов пролетарский интернационализм - это когда происходит полное этническое замещение исконных народов России выходцами из Средней Азии..Как же, они бедненькие, там работы не имеют... Так пусть и ведут на родине свои классовые бои, а российский пролетариат им будет помогать - вот истинное понимание пролетарского интернационализма.
Re: Рецепты как обычно
Нина написал 02.03.2016 02:57
Ихлову:
Ну, сколько же можно врать про кошмары советского времени?
В СССР в Узбекистане были мусульманские училища, куда принимали только тех, кто окончил школу с золотой медалью.
А русские нанимали нянь, были даже государственные службы, через которые можно было нанять няню примерно за 120 р. в месяц.
И зачем было стоять за гнилой картошкой, если можно приготовить другую еду или поесть в столовой или кафе? Обед в столовой (в том числе, диетической) стоил всего за 50 или 70 коп.?
Но при чем все это в данном случае? Ужасных трагедий сейчас немало. И дело вовсе не в различии цивилизаций и даже не в классовых противоречиях (убийства часто происходят внутри семьи).
Проблема в том, что стрессы нашего времени ведут к постоянному росту психических нарушений и болезней, а при этом медицинская помощь психиатрическим больным в последнее время резко сокращена (а приезжие часто вообще не могут обратиться к врачу).
Люди постоянно находятся в стрессовых ситуациях: как свести концы с концами, как выплатить долги, как не потерять работу и т.д. Поэтому не внимательны к близким и окружающим, поэтому увеличилось число людей с психическими нарушениями и болезнями.
Re: Ихлову
товарищ Че написал 02.03.2016 01:56
если БЫ у бабушки были яйца... история не терпит сослогательного наклонения!
(без названия)
азъ,., написал 02.03.2016 01:35
населюки сами сажают себе на голову быдлоэлиту и олигархов . потому , что быдлоэлита хитрая , а населюки доверчивые и туповатые .
Re: Рецепты как обычно
...(настоящий) написал 02.03.2016 01:22
А что, в СССР был запрещен ислам? Правда? И Ахмат-ХАДЖИ Кадыров ни в каком хадже не был, так себе хаджи присвоил?
И где это по часу стояли в очереди за гнилой картошкой и пакетом молока? Фантазировать не надо.
этот с бабьим голоском прям резвится.
хрентевдышло написал 02.03.2016 01:19
классовые конфликты - преходящи.
цивилизационные - пребудут.
посему в смуту инородцы станут резать глотки левым безродным тырнационалам с не меньшим азартом, что и буржуям.
как и всем прочим, без классовых различий, славянам.
Рецепты как обычно
Евгений Ихлов написал 02.03.2016 01:16
Если бы узбеки были граждане СССР (им был бы запрещен хадж и вообще практикование ислама). А русским было запрещено нанимать бэбиситерш - пахали бы на родных бабушках. Кстати, русским женщинам было бы запрещено ездить работать бэбиситершами в Германию или Францию. Стояли здесь по часу в очереди за гнилой картошкой и подтекающим пакетом молока.
Re: узбеки в Москве живут лучше русских
...(настоящий) написал 02.03.2016 00:49
Какой тебе Чехов? Тебе и букварь пока рано... При чем тут узбечка она или француженка? "Не понять нам, в чем наша вина..."
(без названия)
товарищ Че написал 02.03.2016 00:37
прям как у Антона Павловича- надоел ей ребонок, она взяла ему и голову отсекла, все просто- классовая ненависть, или трусы на голову?! какая на уй классовая ненавись?! узбеки в Москве живут лучше русских (уже сегодня обсуждали), так что все ваши изыскания "автор" от лукавого, узбечку оправдать нужно, так ведь? ну нечего тут по ушам ездить! мы же все знаем- "Рафик ни вучем не вЫноват!"
<< | 1 | 2 | 3
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss