Кто владеет информацией,
владеет миром

Об одном социальном эксперименте

Опубликовано 17.05.2019 автором в разделе комментариев 4

кино митина фестиваль
Об одном социальном эксперименте

Настоящим хитом ММКФ стало социально-психологическое киноисследование  шведского режиссера Маркуса Линдена «Плот», дважды собравшее полный зал. Картина, за год объехавшая 40 кинофестивалей, завоевавшая  Гран-при фестиваля CPH:DOX в Копенгагене  -  настоящий подарок для всех, изучающих человеческое общество во всех его проявлениях   -  социологов, социальных антропологов, психологов, психиатров, учёных, изучающих поведение в кризисных ситуациях.  Режиссёр Маркус Линден нашёл дневник мексиканского социального антрополога Сантьяго Хеновеса,  всю жизнь изучавшего природу насилия и в 1972 г. оказавшегося пассажиром захваченного террористами самолета. В 1973 г. Хеновес проводит рискованный социально-психологический эксперимент   -    строит утлый безмоторный  плот, набирает команду из пятерых мужчин и шестерых женщин разных национальностей и вероисповеданий с собой во главе и 101 день плывет с ними через Атлантику.  Хеновес хотел проследить, как в этом странном социуме в замкнутом прстранстве  начнут проявляться агрессия, сексуальные перверсии, психозы и прочие отклонения от нормы.  

Работа над фильмом заняла у режиссера 5 лет:  он с трудом нашёл видеозаписи  (съемка на плоту велась самим Хеновесом), восстановил их, почти два года потратил на идентификацию участников  (в дневнике Хеновеса они значились под псевдонимами или номерами), искал выход на каждого из них  (до настоящего времени дожили все пассажиры плота женского пола и только один мужчина   -  японец), уговаривал их спустя 45 лет встретиться и вспомнить былое, заодно и сняться в его картине, конструировал точную копию плота, в общем, подготовительная работа заслуживает отнюдь не меньшего внимания, чем сам фильм, и сама может служить материалом для увлекательнейшего документального детектива.  Линден чередует съёмки Хеновеса на плоту с разговорами постаревших внешне, но не душой пассажиров,  поручает читать закадровый текст актеру  (сам Хеновес уже ушёл из жизни), обобщает дневниковые выводы своего предшественника и, можно сказать, углубляет начатое им исследование.  Если сохранившиеся съемки трансатлантического плавания тянут на полноформатный документальный фильм, то встреча пассажиров через 45 лет на деревянной копии плота, построенной Линденом, больше напоминает телеспектакль.  

Забегая вперед, можно сказать, что расчет Хеновеса на то, что на тесной посудине, исключающей возможность хоть какого-то уединения  (все физиологические отправления команде приходилось осуществлять прилюдно),  начнется быстрый процесс расчеловечивания, проснется взаимная агрессия, будут отпущены на волю все низменные инстинкты, совершенно не оправдался.  К середине плавания антрополог поймал себя на том, что выдает желаемое за действительное, и начал сам провоцировать конфликты, разжигать страсти, подталкивать мужчин к сексуальному насилию, но и тут всё оказалось тщетным.  Раздражённый учёный записал в дневник, что эксперимент проваливается,   но лишь к концу путешествия понял, что полученный им результат  -  это и есть успех эксперимента, а человеческая природа зачастую гораздо сложнее и непредсказуемее, чем наши представления о ней.   Единственный человек на плоту, кто продемонстрировал отклонения от нормативного поведения и стал  генерировать агрессию, оказался сам экспериментатор.  Другим источником ненормативного поведения  стала внешняя среда:  масс-медиа раздули неприличную истерику вокруг эксперимента,  крупнейшие мировые газеты выходили с огромными заголовками «секс-плот» и  спекулятивными, лживыми статьями.  ООН прислала пассажирам плота приветствие, которое тут же было осмеяно таблоидами.  Университет, в котором работал Хеновес, устроил неприличную травлю учёного, от которого стали отрекаться коллеги.  Далеко идущие выводы о роли СМИ,  авторитете ООН, атмосфере в университетах  и прочих не теряющих актуальности материях зрителю предлагается сделать самостоятельно.  

Линден, в отличие от Хеновеса, не оказывает на своих героев никакого давления, предоставив им возможность свободного общения и лишь фиксируя их разговоры на камеру, поэтому наболевшие вопросы, задаваемые друг другу 70-80-летними  героинями  («А с кем у тебя на плоту был секс?  А сколько раз?  А куда ты ходила мастурбировать?»), являются исключительно плодом их фантазии, а не режиссёрской задумкой.

На встрече Линдена с журналистами я спросила режиссёра, не кажется ли ему симптоматичным, что до наших дней дожили все женщины и лишь один мужчина, на что режиссер ответил, что если бы женщины не взяли управление  плотом в свои руки,  команда бы не доплыла до пункта назначения и просто погибла.  Как по мне, для того, чтобы убедиться в высокой адаптивности и живучести женщин совсем необязательно  плыть в ржавом тазу через океан…



Рейтинг:   1.76,  Голосов: 29
Поделиться
Всего комментариев к статье: 4
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
А у меня вопрос:
Доктор, а ты хотел бы написал 17.05.2019 22:08
Митину ...в нос?
Извращенка
Сергей Андреев..... написал 17.05.2019 11:34
Мадам Митина в своем репертуаре. Эксперимент этот совершенно бесчеловечный, и дело не в сексуальном насилии. Хорошо известно, что наличие женщин в замкнутых альпинистских группах подавляет конфликты. Митина опять с позиции обывателя взялась писать про то, о чем не имеет никакого представления. Почему Митину тянет на извращения?
(без названия)
21 написал 17.05.2019 07:02
Продление рода человеческого не менее убедительное и красочное испытание ...
Посмотри на ирак из европы! Ты увидишь вдали только ж-пы! На европу взгляни из ирака -
!!!I-IJATOTVASOQQ!!!& && написал 17.05.2019 02:56
" К середине плавания антрополог поймал себя на том, что выдает желаемое за действительное, и начал сам провоцировать конфликты, разжигать страсти, подталкивать мужчин к сексуальному насилию,"
- То таки покойничек-гав-нолик оказался самым настоящим 3,1416-ларасом - то таки да...
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss