Кто владеет информацией,
владеет миром

Отношение к Советскому Союзу: принятие своей истории

Опубликовано 06.12.2007 автором в разделе комментариев 175

Отношение к Советскому Союзу: принятие своей истории

«Кто не сожалеет об этом, у того нет сердца»

(В.Путин)

         Российское общество до сих пор остается тяжелейшим образом контуженным собственной историей. Наша разделенность по отношению к нашему общему будущему и даже настоящему значительно ниже, чем наша разделенность по отношению к прошлому. Как это ни парадоксально, нам мешает жить и строить общее будущее различие не столько идеалов, сколько представлений об истории собственной страны.

         При этом весьма существенно, что различие этих представлений связано не столько с различием жизненных обстоятельств, прожитых нами самими и членами наших семей, сколько теми или иными пропагандистскими штампами, впечатавшимися в наше сознание при тех или иных обстоятельствах.

         С одной стороны, эта непрожитость присутствующего в общественном сознании опыта способствует широкому распространению самых экзотичных представлений - до романтизации и оправдания власовского движения и пропаганды монархии (в стране, в которой она покончила жизнь политическим самоубийством, столкнув народ в чудовищный хаос гражданской войны!) включительно.

         Однако, с другой стороны, эта непрожитость означает и недостаточную укорененность даже весьма широко распространенных экзотических взглядов, что позволяет относительно легко провести хотя бы частичную корректировку общественного сознания в целях его нормализации.

         Главной непосредственной задачей этой корректировки представляется примирение со своим прошлым. Мы должны научиться принимать и уважать его таким, каким оно есть, - примерно так же, как мы принимаем собственных родителей, - и исправлять то, что не устраивает нас, не в прошлом, путем отрицания или переиначивания тех или иных событий, а в будущем, путем живого и конкретного исторического, а не пропагандистского творчества.

         Мы должны сконцентрировать силы нашего общества на том, чтобы отказаться от заведомо бесплодного и разъедающего нас переписывания прошлой, уже случившейся истории и перейти к совместному созиданию будущего, - тем более, что, как было указано выше, наши разногласия по его поводу парадоксальным образом менее глубоки и фундаментальны.

         Из всех явлений истории нашего общества предметом наиболее острого идеологического конфликта остается историческая оценка Советского Союза. Не вдаваясь в ведущиеся сейчас споры, в рамках данной книги и для формирования единой идеологии нашего общества представляется исключительно важным зафиксировать ряд основных положений, разделяемых основной частью наших граждан, в том числе и занимающих различные позиции в отношении других аспектов функционирования СССР.

         Прежде всего, Советский Союз оказал сильное влияние на развитие всего человечества. В соответствии с желаниями или помимо воли его лидеров, он сумел обеспечить следующие фундаментальные сдвиги в мировом развитии:

  • складывание и доминирование в развитых странах идеологии «государства всеобщего благосостояния», обеспечившей более полный учет социальных факторов, чем это представляется необходимым с узко коммерческой точки зрения; такой учет необходим для развития человечества в целом и для обеспечения эффективности развитых стран как целого, однако без стимулирующего влияния конкуренции со стороны Советского Союза идеология «государства всеобщего благосостояния» вряд ли смогла оформиться в полной мере;
  • форсирование мирового технологического прогресса: сначала в рамках гонки вооружений, а затем - в виде колоссального выброса технологий и интеллекта при распаде Советского Союза, если и не способствовавшего прямо началу глобализации, то, во всяком случае, существенно ускорившего все мировое развитие;
  • ускоренное развитие ряда неразвитых ранее и не имевших шанса на развитие стран (социалистических и «социалистической ориентации»);
  • относительно гармоничное развитие «третьего мира» (в том числе в ходе конкуренции за него США и Советского Союза) в рамках единой общечеловеческой культурной парадигмы, без «столкновения цивилизаций» и возникновения непреодолимой пропасти между развитыми и развивающимися странами, мгновенно проявившимися после распада Советского Союза.

         Конкуренция двух систем - социализма и капитализма, концентрированно выражавшаяся в глобальном противостоянии Советского Союза и США, - предоставляла огромные возможности развивающимся странам: они могли получать комплексную масштабную поддержку либо как сторонники одной из противоборствующих систем, либо как не присоединяющиеся к противникам каждой из них (эту, наиболее эффективную позицию, выработали члены «Движение неприсоединения»).

         Когда развивающиеся страны перестали быть «полем боя», многие из них автоматически перестали представлять для развитых какой бы то ни было интерес. Это лишило их доступа к части ресурсов и превратило многие развивающиеся страны, в том числе весьма успешные в прошлом (классический пример этого представляет собой Ливан) в депрессивные деградирующие территории с распавшимся социумом (в частности, Африка стала вымирающим континентом).

С другой стороны, развитые страны оказались один на один с ранее сдерживаемой Советским Союзом культурной разнородностью человечества. На смену противоречиям между относящимися к одному и тому же типу культуры и наперегонки оцивилизовывающими остальное человечество социализмом и коммунизмом пришло значительно более глубокое противоречие между развитыми и развивающимися странами. Оно не только рационально (связано с уже ставшим практически непреодолимым технологическим разрывом), но и иррационально (связано с глубоким различием культур) и потому не поддается решению в ходе переговоров.

         Даже с точки зрения интересов отдельно взятой личности, проживающей в развитых странах, ставших победителями в «холодной войне», мир после распада Советского Союза стал более комфортным и безопасным лишь на короткое время. По его истечении вместо старых опасностей (конфронтация двух систем, чреватая взаимным уничтожением в ядерной войне) драматически усилились и вышли на первый план качественно новые (массовая беспросветная нищета, а также вражда между культурами - с одной стороны, бедными и богатыми обществами - с другой).

         Решение проблем человечества по мере роста его богатства в 90-е годы практически полностью остановилось. Причина проста и заключается в том, что наиболее богатой части человечества - Западу - уже не надо было переманивать бедствующих на свою сторону, чтобы их не «подобрал» Советский Союз, а можно было их просто бросить.

Что они с огромным удовольствием и облегчением и сделали.

         Идеологизация ушла как из глобальной политики, так и из повседневной жизни, и неожиданно оказалось, что ни отдельный человек, ни целое общество попросту не могут нормально жить и развиваться без идеологии, задающей цель, систему координат и меру ценностей.

         Непосредственной причиной распада нашей страны (а Советский Союз действительно был нашей страной, еще и сегодня объединяющей тех, кто ныне живет в разных государствах) стало поражение в глобальной конкуренции из-за разложения системы управления. «Точка невозврата», насколько можно понять, была пройдена советским обществом в начале 70-х годов ХХ века, когда наличие огромных запасов нефти и газа, позволившее безнаказанно продолжать экстенсивное развитие, сорвало последнюю попытку модернизации. Экономическая реформа началась в 1987 году как стремление правящей бюрократии украсть у общества (каким бы несовершенным оно ни было) распределяемые ею общественные ценности. Советский Союз рухнул в первую очередь из-за разложения высшей части его системы управления, когда на высшем уровне буквально «сгнило все» (стоит вспомнить, например, что пиком влияния СМИ на политику стало 19 августа 1991 года: не какие-то мятежники, а непосредственно руководство страны устроило путч, по сути дела всего лишь для того, чтобы провести пресс-конференцию!)

         Фундаментальной, ключевой причиной стремительного распада страны представляется окончательно оформившийся при Брежневе отказ руководства Советского Союза от культурной ассимиляции национальных элит (как это было даже в царской России) и, напротив, пестование их обособленности во всех ее проявлениях, включая политические, хозяйственные и административные.

         Принципиально важно понимать и признавать, что для всего постсоветского пространства, включая не только Россию, но даже и формально исключительно благополучную Прибалтику, распад Советского Союза стал подлинной национальной катастрофой, приведшей к варваризации и архаизации обществ. Понятно, что архаизации эстонского и таджикского обществ носила совершенно разный характер, потому что деградация шла с принципиально разных уровней и в условиях доминирования различных типов культур, однако сам ее факт бесспорен. При этом многие негативные черты (вспышки национализма, внутренняя сегрегация, в том числе по национальному признаку, пандемия коррупции, деградация государственного управления, рост общей ожесточенности, падение уровня общего социального развития, масштабная эмиграция) характерны для всех без исключения постсоветских обществ, включая те, которым (подобно Белоруссии и, затем, Молдавии) удалось их достаточно быстро преодолеть.

         В России только за первые три года после распада Советского Союза промышленное производство сократилось вдвое, инвестиции - вчетверо, неизмеримо снизились уровень и особенно качество жизни - при том, что многие регионы страны были почти целиком отброшены в условия натурального хозяйства. Несмотря на колоссальный приток нефтедолларов и длительный экономический рост, последствия распада Советского Союза до сих пор не удалось преодолеть даже по валовым экономическим показателям.

         Рост социальной дифференциации разрушил целостность общества, весьма существенно сократил удельный вес России в мировой экономике. Безвозвратная утрата технологий и высокотехнологичных производств, а также целых научных школ лишила Россию возможности полноценного участия в мировой конкуренции, отбросила ее в не вызывающее сомнений позорное для ее потенциала положение «страны третьего мира». Утрачен культурный уровень, разрушены системы образования и здравоохранения. Произошло одичание масс.

         Порожденный этим реваншизм и национализм, постоянно подпитывающийся массовым бегством отчаявшегося населения других стран СНГ в Россию создает для нашей страны дополнительную угрозу. При этом деградация российского общества не только не остановилась, но, по имеющимся признакам, даже не замедляется.

         Представляется принципиально важно сознавать, что ситуация в подавляющем большинстве государств СНГ качественно хуже российской; многие из них превратились в фактически несостоятельные, «упавшие» государства. Страны СНГ и даже Прибалтики экспериментально доказали, что не могут развиваться сами по себе или на ресурсах, предоставляемых им Западов, без ресурсов России. Однако сегодня они не могут предложить ей взамен практически ничего; результатом является, по сути дела, грабеж России в той или иной форме.

         В подавляющем большинстве стран СНГ коррупция и разложение государственного аппарата еще выше, чем в России (исключение составляют, по всей видимости, лишь Белоруссия, Казахстан и Молдавия; об Армении и Узбекистане слишком мало известно). Шесть из одиннадцати государств прошли через жестокие войны, в основном гражданские. В Латвии и Эстонии созданы единственные в мире (после демократизации ЮАР) государства официального апартеида.

         Таким образом, распад Советского Союза, пусть даже в основном и относительно мирный (хотя в гражданских войнах на его территории в ходе и сразу после его распада погибло не менее 1 миллиона человек, в том числе примерно 600 тысяч - в Таджикистане), принес огромные бедствия не только его гражданам, но и жителям многих других стран. Он способствовал варваризации всего человечества и международных отношений как таковых. Политические права человека после массового подрыва их экономических основ, ставшего одним из результатов распада Советского Союза, оказались попросту бессмысленными. Для лишенных возможности воспользоваться ими сотен миллионов людей они превратились в свою противоположность.

         Поэтому распад Советского Союза представляет собой трагедию планетарного масштаба, продолжающуюся и по сей день, через более чем полтора десятилетия после ее свершения.

Из книги М.Г.Делягина «Реванш! Из России отчаявшейся будет Россия благословенная», готовящейся к печати в издательстве «Яуза».



Рейтинг:   4.33,  Голосов: 40
Поделиться
Всего комментариев к статье: 175
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Распад
220208 написал 06.12.2007 10:02
Для меня распад СССР, это прежде всего. когда в Уфе т.н. титульная нация. пришедшия из аулов, заняла все ключевые посты в хлебных и непыльных местах. Русские и нерусские, кто не у кормушки-спиваются от безисходности.
Насильственная латышизация
Начиная с первого десятилетия 'насильственной латышизации', Трудовой кодекс разрешает увольнение человека, которому недостаточное знание латышского языка не позволяет 'выполнять свои обязанности'. И вплоть до 1998 года никто не мог претендовать на статус безработного без сертификата, подтверждающего знание этого языка. Впрочем, русскоговорящих и без этого много среди тех, кто лишен работы. А в результате драконовских мер, принятых в отношении использования языка в государственном секторе, больше всего русскоговорящих сконцентрировалось в частном секторе (где русский и английский языки стали как никогда языками делового общения).
Необходимо заметить, что современный латышский язык, недавно сформировавшийся, исторически не являлся фактором, объединявшим группы людей, существовавших на данной территории до образования Латвии. Рига, например, была городом-космополитом, где немецкий и русский языки употреблялись чаще всего, и где также использовались польский и шведский.
В действительности, языковая политика является не чем иным, как явным желанием властей заставить русскоговорящих уехать. Действующая глава государства сама напоминала о том, что граница открыта. То есть о том, что националисты сформулировали в виде лозунга 'чемодан-вокзал-Россия'. Этот климат способствует сплочению русскоязычной общины, но увеличивает риск возникновения пропасти между разными 'диаспорами', что заведет страну в настоящий тупик.
Наконец, этнический национализм, столь яростный характер которого сегодня объясняется еще и тем, что у него нет исторических корней в предшествующих столетиях, идет рука об руку с желанием откровенно политического реванша. Коммунистическая партия была поставлена вне закона на следующий же день после отделения от СССР, и до сих пор запрещено создавать какие-либо объединения с использованием этого термина. Те, кто активно участвовал в коммунистической партии Латвии (члена КПСС), насчитывавшей 131991 членов, не имеют больше права выдвигать свои кандидатуры на какие бы то ни было выборы, уточняет Алфред Рубикс, являвшийся мэром Риги до 1990 года. Он также был первым секретарем этой партии. Затем был арестован новыми властями и провел в заключении с 1991 по 1996 гг. В отличие от большинства других руководителей восточноевропейских стран, он не согласился 'сменить цвет мундира', приняв сторону новой власти. Социалистическая партия Латвии, которой он сегодня руководит, старается объединить тех, кто стал жертвами социальной ситуации, зачастую весьма драматичной для большинства жителей: рост платы за жилье, питание, отопление. . . Эта партия также борется за отмену статуса 'негражданина', этого странного порождения латвийской жизни.
Это писалось про Латвию. Теперь можно писать про Башкирию.
Небольшая реплика
Хома Брут написал 06.12.2007 09:50
...отказ руководства Советского Союза от культурной ассимиляции национальных элит (как это было даже в царской России)...
Ассимиляция национальных элит была ТОЛЬКО в Российской империи. В мировой истории это было уникальное явление. Все остальные попытки (Вел. княжество Литовское, Австро-Венгрия) остались попытками, разбилвшись о национализм титульной нации.
Re: и что существенно
Игорь, СПб написал 06.12.2007 09:16
Накрылось ваше "единое государство" женским половым органом, и , надеюсь, навсегда!
Спросите у Делягина
Сергей написал 06.12.2007 08:06
Читал, что в СССР была почти канадская, самая эффективная форма экономического развития - государственный капитализм.
Много писали, что в СССР было хорошо все за исключением развратного атеизма, который взаимосвязано уничтожил нравственность и страну.
Хотел бы знать авторитетное мнение господина Делягина по этим, очень распространеным (но тщательно скрываемым) мнениям.
Мне кажется, что они отчасти взаимосвязаны.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ И ЧТО ДЕЛАТЬ НАМ ?
Новиков написал 06.12.2007 08:05
Читай руководство к действию М Калашникова.
http://www.stormbook.ru/?module=articles&c=interview&b=1&a=19
СТАЛИН-БЕРИЯ-ГУЛАГ !
Re -М.Д. и всем
Оптимист написал 06.12.2007 08:03
Да распад СССР трагедия, но вся история планеты состоит из череды подобных трагедий и испытаний, а в конечном итоге мир все равно становится лучше. Главный же положительный итог распада СССР это разрушение всяких железный занавесов и реальное уничтожение всяческих границ разделяющих народы и отдельных людей (хотя рецедивов еще сколько угодно) и этого величайшего достижения без разрушения СССР просто бы не было. После гибели СССР мир стал качественно иным и в этом новом качестве нет глобальной конфронтации двух систем, хотя собственно все основные функции СССР как формального государства всеобщего благосостояния и полюсного локомотива форсирования мирового технологического прогресса сегодня фактически перешли к Китаю. И поэтому я делаю однозначный вывод, что абсолютно все постсоветское пространство будет неизбежно прицеплено (добровольно или нет, не суть важно) к этому новому китайскому локомотиву фактическому идеологическому наследнику СССР.
Re: Re: Союз-это когда союзники.
Читатель написал 06.12.2007 07:46
Ну правильно, я так и пишу, что по поводу вопиющего расслоения стрессов не было (поскольку вопиющего расслоения, как теперь тоже не было). Хотя Райкина еще помнят про "дифисит, уважаемый человек - завсклад, ты мине уважаешь и так далее". При Сталине общественную собственность еще создавали на энтузиазме и страхе сесть за "колоски". Но Никита Сергеевич, после парадной картинки в США, совершил первую попытку оранжевой революции в мозгах, а также первые преступления в сфере экономики. Но в те поры еще сознание не успело перестроиться на западные ценности по привилегиям "избранных", это только начало госпайков, госдач, персональных машин и политтусовок с широким застольем. А потом уж да, началась создаваться корумпированная верхушка в высших в том числе партийных слоях. Гдлян помнится расследовал, а сколько на этом деле погрели карманов представители органов. Сталина уже не было, а разложение в умах и карманах началось. Т.е. общественная собственность дело хорошее, но при соответствующей нравственности перед законами. В любом общественном строе имеет место конфликт между общественным и частным. И этот конфликт нужно уметь регулировать. Сталин регулировал страхом, боялись все-таки в открытую воровать и не работать. А в 70-х ведь уже многие просто делали вид, что работают, соцмашина пыхтела вхолостую. Были конечно отрасли, где внедрялись новые технологии, но уже тенденция "пристроиться" в теплое местечко расширялась. Расширились до распада.
Re: Союз-это когда союзники.
jidokommyniaka написал 06.12.2007 05:32
Чисто по мелочи. А не помню в совке вопиющего социального расслоения.Не знаю, в совке годов шестидесятых комбосс двухсосттысячного шахтерского города делил пополам одноэтажный коттеджик с шахтером. И сам был из мастеров шахты. Но у него было персональная машина с шофером, и паек типа в некоторые месяцы баночка икры,и лечили лучше. Все.
Реально у первого секретаря было совершенно несопоставимо с работягой по контактам. А материально- да ни фига. В первые годы перестройки кто-то даже писал про деятелей старой номенклатуры- типа все отдадут, кроме прямого телефона наверх. В информационном смысле разрыв был несомненно колоссальный.
Союз-это когда союзники.
Читатель написал 06.12.2007 04:42
Оно конечно, СССР представлял и координировал систему общественной экономики. А страны капитала - систему частной собственности. Экономика и политика, как две стороны монеты. Когда в СССР все было общее, была и иллюзия социального равенства, которая давала возможность жить без особых стрессов по поводу вопиющего социального расслоения. А теперь вместе с СССР рухнула не только иллюзия общественного распределения по труду, но "загнивающий" и такой соблазнительный для непросвященных капиталистический глобальный хищник повернулся всем всем своим неприглядным видом. И правда, чего маскироваться, когда повержена опасная для него идея общественного распределения. Теперь противоречия частной собственности будут только нарастать в глобальном масштабе, через войны конечно, и такие как в Ираке, и политические оранжевые революции с лубочными розами, гвоздиками и прочей незатейливой маркировкой.
(без названия)
jidokommyniaka написал 06.12.2007 03:26
Если принять, что глобализм- это надолго, и объективно- ну есть центры выстраивания порядка, как при кристаллизации из перенасыщенного раствора. И одни поглощают другие. К тому же принципы "кристаллизации" у Российской и Британской империй были несколько различны, так что срастись без проблем это не могло. Ну теперь идет деструкция нашего бывшего центра кристаллизации, по краям. В пользу постбританского. И не особо влияет, нравится нам это, или нет. И даже то, что в чем-то у нас в совке было лучше, чем в западнистском сообществе, напрямую не влияет тоже. Съедает не тот, кто лучше. Вон аквалангисты какие развитые- а их бывает обкусывают тупые архаические белые акулы.
Ельцинистская идея "расслабиться и получить удовольствие"- конечно, не единственно возможная. Путинистская идея паразитировать на мировом ресурсном кризисе- тоже не последняя, наверное.
Re: В оценке Советской истории сильно влияние простого факта.
Чак написал 06.12.2007 02:26
Не в спорах дело Жоржик, и тем более не их руслах и результатах.
Что это?
VSN написал 06.12.2007 01:13
...Что это?
(без названия)
jidokommyniaka написал 06.12.2007 01:01
Доводы за совок можно еще добавить, список не полон.Ну надо бы совок восстановить. Однако текст зацепок, как это сделать технически, не дает.
"Фундаментальной, ключевой причиной стремительного распада страны представляется окончательно оформившийся при Брежневе отказ руководства Советского Союза от культурной ассимиляции национальных элит (как это было даже в царской России) и, напротив, пестование их обособленности во всех ее проявлениях, включая политические, хозяйственные и административные." Вроде, у Зиновьева в качестве первоисточника проигрыша указывается раскол с Китаем. В логике сценариев есть сходство. Еще и классиков можно вспомнить- "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". Ну и как можно было выиграть конкуренцию центров кристаллизации, отказываясь быть таким центром.
Однако, и сейчас в РФ силен сепаратизм, по отношению к объективно усиливающемуся процессу глобализации. Можно увидеть корни расхождения "сепаратизм-интеграция" в неясности прогнозов развития. Сепаратисты ставят на то, что цивилизация рухнет, будет глубокий откат назад- и тогда логично держаться подальше. Глобалисты ставят на продолжение экспансии сверхобщества. Психологически видение сепаратистов связано с ситуацией "конца света в отдельно взятой стране"- Россия то действительно гибнет. Сепаратисту кажется, что и мир тоже. Притом, как сепаратисту, ему и не хочется видеть происходящее в мире в целом. То есть, у русского сепаратиста формируется самосогласованная система фикций. Как эту психологическую ловушку разруливать- не в курсе. Но разруливать конечно надо, ибо иначе стратегии игры в глобализующемся мире приняты массовым русским сознанием не будут.
Впрочем, и у глобалистов есть свои самосогласованные системы фикций.
В оценке Советской истории сильно влияние простого факта.
Жора с мыльного завода написал 06.12.2007 01:01
Советский Союз был расчленен и разграблен, потерпев поражение. Одни не могут простить ему поражение, другие пытаются примкнуть к победителяым, третьи идеализируют прошлое. Все это малопродуктивно. Но вряд ли ныне живущие смогут перевести этот спор в конструктивное русло.
и что существенно
dumb написал 06.12.2007 00:58
Как было большинство за сохранение единого государства, так и сейчас большинство одобрило бы воссоединение. Предпосылки есть, но все почему-то как заводные раздувают междоусобные склоки вместо этого.
[В начало] << | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9
Опрос
  • Доверяете ли вы В.В.Путину?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss