Кто владеет информацией,
владеет миром

Высоцкая болезнь. Извините, но мёртвый

Опубликовано 25.01.2012 автором в разделе комментариев 109

Высоцкая болезнь. Извините, но мёртвый

На этот раз – смотрели в вип-зале. И дыры для вёдер попкорна были по обе руки в подлокотниках – согласно, видимо, ковбойской привычке стрелять с двух рук… Нет, билет-то стоил 250 рублей всего – не подумайте, что забурел, тут не московские же цены. Равно как и немосковские морозы: к москвичу Высоцкому на встречу мы с женой бежали через давдцатиградусный мороз! А зал – нормальных советских размеров, вот только сдвоенных широкозадых мест – штук двадцать от силы. Представляете, сколько бы человек могло увидеть фильм, если б сидели поближе друг к другу? Однако, это «совково», тут сделана перепланировка - и вот чавкать попкорном да иметь правее ещё столик для спиртных, наверное, напитков, это цивилизованно, это мировой уровень…

Мы сели на последний ряд в самый центр – однако широкие, как в бизнес-классе самолётном, кресла не являются местами для поцелуев. В таких податливых креслах человек должен почувствовать себя буржуа и максимально обособиться наедине с фильмом, так всё устроено. Конечно, долби сурраунд – долбит впечатляюще, настолько, что различаешь все углы комнаты, в которой идёт разговор. И, конечно, такой фильм, с панорамными кадрами (что отличает его, всё же, в лучшую сторону от современников-конкурентов проката) надо смотреть на большом экране – ибо главная интрига фильма, актёр-инкогнито должен предстать с максимальным увеличением.

Само собой, массивный бизнесмен Эрнст не мог не использовать своего служебного положения чтобы не прожужжать глаза (как вам такой вариант?) зрителям своего Первого рекламами уникальной новинки. Именно поэтому я фильм смотреть не собирался – даже увидев стопки «самых продаваемых» (ну, мы-то знаем, что это тоже рекламный трюк) новогодних подарков в Доме книги на Калининском (Новом Арбате). Когда в фильмец вложены не только расеянские продюсерские деньжата, а и баксы Коламбии пикчерс, суммарный бюджет 4 миллиона зелёных – придётся «отбить», вот и расстарались крепостные Эрнста – и эдак упакуют гроши стоящий диск, и так, только б слюнка потекла. В общем, большей для меня антирекламной капмании фильму, который только названием бы привлёк внимание – я и не помню… А посмотреть его, если будет свободное время только, и экран хотя бы домашнего кинотеатра или просто телек с дюймажом диагонали поболе двадцати – всё же имеет смысл. Разок…

В общем, пока я ждал знакомого гундосого прононса «Кадамбия пикчердс представдяет», появился Сам. Вот беда нашей помешанной на пиаре кино-шатии-братии: перестарались они во всём. К великому сожалению, интрига – созданная под командованием Никиты Высоцкого, - компьютерно-силиконовая магия как-то угнетающе действует на зрителя с первых минут фильма. Вроде он, а вроде не он – такое создаётся чёткое впечатление. Чужой... Всё же границы подражания тем, кто в царстве мёртвых – стоит соблюдать. Видимо, поэтому неизгладимая тень легла на анемичное лицо «Высоцкого» (а его так даже в финальных титрах прописали – Сам, мол, и никаких гвоздей). Ну, что за ребячество, в конце концов? Да и глупость, на самом деле. Даже Никите – стыдно быть должно. Что за зомби вместо папы на экране? Ну, постарались, вложились (уверен, лишь этот фильм оставит память о Никите как сценаристе) – но зачем уж самим-то себе верить так, как хотелось бы, чтоб верил зритель? Дешёвка, крестник…

«Гуимплен» попал в плен

Вообще, фильм-то о наркоте, а не о Высоцком, если кого-то интересовал именно этот вопрос. Я следил за развитием темы последние пять где-то лет, и уверенно вам говорю: то, что знали о Высоцком в восьмидесятом лишь десятки его близких друзей (и то - от силы), включая семью популярнейшего ныне актёра моего поколения (об этом далее подробнее), стали узнавать о народном поэте миллионы жителей России лишь недавно. Будто печать срока давности некая сошла, и тема вошла в обиход – мол, великим вроде как даже полагается колоться. Высокая, высокая болезнь! И если у потенциального противника, в США были гении-наркоманы семидесятых, Хендрикс, Джоплин, Моррисон – то почему бы и нам не иметь таких? Для большинства Высоцкий официально – сильно пил только. Подорвал сердце и так далее. И образ хрипяще-рычащего мужика вполне вмещал в себя и водочный драйв, драйв-дисторшн вокала даже усиливался, как бы. От водки – зарычишь и помрёшь раньше срока, с этим мирились. А вот про шприц как-то не думалось массово. Но серия документальных фильмов приподняла завесу.

Я, признаюсь, был в числе наркоскептиков, когда друг моего детства с четвёртого этажа, объясняя, откуда взялся у него в комнате портрет Высоцкого с автографом, сказал гордо: «Мой папа ему привозил героин»

Я думал – это пустые понты, не хотел верить. Ведь и наша семья, через дядю, балетмейстера «Таганки», знакомая с Высоцким, – сбрасывалась на лечение ему, когда журналист Аграновский (тот самый, который «Малую Землю» Брежневу написал) спешно собирал с друзей… А тут вдруг такая странная диспозиция: мы собирали трудовые четвертачки на лечение, а один переводчик-синхронист Госкино ему привозил из-за кордона то, от чего он и лечился безуспешно. Я не верил…

Но ответ-то был даже не в докфильмах, появившихся во второй пятилетке нулевых, а вот в этом самом стихотворении из двухтомника поэта:

***

Меня опять ударило в озноб,

Грохочет сердце, словно в бочке камень, -

Во мне живет мохнатый злобный жлоб

С мозолистыми цепкими руками.



Когда, мою заметив маету,

Друзья бормочут: "Снова загуляет", -

Мне тесно с ним, мне с ним невмоготу!

Он кислород вместо меня хватает.



Он не двойник и не второе Я -

Все объясненья выглядят дурацки, -

Он плоть и кровь, дурная кровь моя, -

Такое не приснится и Стругацким.



Он ждет, когда закончу свой виток -

Моей рукою выведет он строчку, -

И стану я расчетлив и жесток,

И всех продам - гуртом и в одиночку.



Я оправданья вовсе не ищу -

Пусть жизнь уходит, ускользает, тает, -

Но я себе мгновенья не прощу -

Когда меня он вдруг одолевает.



Но я собрал еще остаток сил, -

Теперь его не вывезет кривая:

Я в глотку, в вены яд себе вгоняю -

Пусть жрет, пусть сдохнет, - я перехитрил!


1979

Подсказавший идею фильма Всеволод Абдулов, кстати, был тоже на стороне неверующих – как близкий друг поэта, он принципиально после знаменитой автокатастрофы (в которой Высоцкий буквально своей же рукой, его к смерти бросивший, его и спас) перестал общаться с коллегой, не желая участвовать в самоубийстве. Так и сказал – и Высоцкий его понял, чёрная кошка меж ними не бегала. Врезался в троллейбус он на своём знаменитом белом «мерсе» как раз когда летел из Подмосковья домой за дозой – можно себе представить степень зависимости. И было это до лета 1979-го года, которое и является временем повествования фильма. Так что для Абдулова сия история была чем-то вроде послесловия: дистанцировавшись, он не переставал следить за судьбой товарища. И ничего тут странного: тогда наркомания была немыслимой аномалией, зато как поменялось ныне отношение к ней. Причём, отношение творческой элиты, транслирующееся в масс-медиа. Культ личности – настоящий, изначальный, а вовсе не культ Сталина (в лексиконе ХХ века это – крупнейшее переименование и подмена понятий), - вот что позволило оправдывать подобные слабости великих. И я лично вижу тут вовсе не элитарность, а, напротив, плебейское мышление, связанное, конечно, с реставрацией капитализма – мол, у богатых, у гениев свои причуды, высокие болезни, зачем им мешать… Общество – не в праве! А вправе ли оно решать судьбу своей нефти - вопрос, казалось бы, далёкий... Но Сечин-то - тоже личность!..

И вот в этом самом ключе мне и хотелось бы обсудить фильм с теми, кто его видел, а ещё больше хочется поговорить с теми, кто не видел (для них и буду минимально пересказывать, как обычно). Ибо кинематографические и режиссёрские достоинства фильма стоят значительно дешевле тех социальных проблем, которые он затронул. И приватизировавшей Высоцкого элите Трубы – пора дать обрезком трубы по маске.

Исполняющий роль Высоцкого, говорящий не своим, а Никитиным голосом и сэмплами человек в маске, – самый несчастный и невидимый, на самом деле, персонаж. Нет, сделать как в булгаковских «Последних днях», пафосной эрнестИне (команде Эрнста) в голову не пришло: невидимость главного героя тут не прошла бы. Но беднягу снимают только с тех ракурсов, которые гасят невысоцкие пропорции лица – преимущественно в профиль. Как только видны оба глаза, так вылезает вытянутость лица – предельно невысоцкая. Лицо, на котором чужого налеплено только лоб да нос, выглядит целиком неживым – «теребят на свет только глазки синие» (это строка Леонида Губанова, который лежал с Высоцким в одном, всё том же отделении Маргулиса, где и общался с ним, читал высоким голосом стихи свои и слушал хриплые его).

Да, походка, да, фигура, да, голос, интонации – но именно погоня за полнейшим сходством и убивает актёра, убивает его игру. Такой неутешительный для Эрнестины, Станиславского не читавшей, парадокс. Ощущение плена пронизывает весь фильм – и не только плена мертвецкой мимики, но и плена наркотического, который как раз один лишь и оправдывает игру этого Зомбимира Семёновича - как Гиумплена, изуродованного хирургической улыбкой на всю жизнь… Неподвижность лица «Высоцкого» сродни искусственному кипсмайлингу средневековья. Человек, который не смеётся, чтобы не слетела накладка.

Жар творческий и жар бухарский

Фильм начинается с темы «кровавой гэбни» - как несчастного каталу делают сексотом путём шантажа. Вот она, пополитарная (никак не могу отделаться от белорусского произношения Михалка) Система, голубенький Эрнст тут бьёт копытцем во славу Путина – мол, зачем было такой машине служить какому-то мифическому благу народа? Лучше взять нефть себе и царствовать на благо его же, только без красных флагов и социализма… Ну, это пока за кадром, а в кадре – хороший еврей в исполнении Астрахана, которого железная Система заставляет подставить Высоцкого как буржуазный элемент, наживающийся а концертах нелегально. Корешки проданных билетов они, видите ли, сжигают – эка невидаль, думает современник, смирившийся со «свободой бизнеса» и частной собственности святость познавший. Мораль Постэпохи железнее Феликса: если чекист позволит у себя на глазах сжигать корешки билетов на концерт столичных «бомбил», то вскоре он сожжет партбилет и вся страна обратится в пепел…

Есть в фильме неприличные нелепицы помимо осторожно-разухабистой игры Гуимплена – летящий в аэропорт серебристо-синий «мерс» Высоцкого на Котельнической набережной проезжает на месте нынешних реклам на столбах - врисованные олимпийские символы, красным по белому. А я-то помню их прекрасно, настоящие: не было тогда щитов, крепящихся к фонарным столбам, не было! Олимпийские пять колец и восходящие от них кремлёвско к пятиконечной звёздочке пять полос (почему, кстати, конспирологи из «Русской партии» тогда не усмотрели тут перевёрнутого намёка на семисвечник?) – были выполнены из светящихся «гирлянд». То есть, проще говоря, из лампочек на металлических рамах – и это наследие 1980-го года у нас на Каретном, например, ещё лет пять, если не больше, не убирали. Национальная гордость, жалко расставаться, как с мишкой. Неужто Никита забыл? Недопустимая в реконструкции деталь эти скачкообразно наплывающие щиты – компьютерщина. На фото справа, в самом центре на столбе - образец одной из вариаций. Там же - советские массы. Это к тому, какое испытывал тогда единение советский народ. Меня там нет - я в эти часы на пригорке у памятника Энегльсу, на Кропоткинской, где уже по Метростроевской (Остоженке) к Лужникам бежали (а я и не знал, в какую сторону должны, но момент помню прекрасно, ещё дождик покапал недолгий).

Высоцкий показан на этом фоне как тяготящийся прогрессом общественным – да, сознающий личную обречённость, да, от отчаяния свой «мерс» через полосу кидающий к строящемуся СЭВу, который трусливый Буслов не показывает (в том самом 1979-м стройотряд с участием студента-медика Анатолия Баранова сдавал объект: хорошо он, недостроенный, виден в «Мимино»). И всё же этот зверь-Гуимплен, рычащий на окружающую Москву, на новенькое здание Совета экономической взаимопомощи и покуривающий «Мальборо» – не Высоцкий, не живой. Это как бы – его место на карте, пространство, точно очерченное, которое он, наверное, занимал и на проезжей части, и в машине – но делал это даже в ломке куда непосредственней. Возможно, у будущих реконструкторов появятся новые «оригинальные идеи» и авторы оных – снять ещё фильмец о том, как в троллейбус на Кутузовском влетел белый «мерс». В общем, жизнь популярного поэта – поле непаханое для кинобизнеса. Для всех этих бусловых, грохот автомобильный для которых дороже психологии героев. Ибо главного в фильме – нет.

Нет внутреннего монолога. Высоцкий именно потому отсутствует, визуально присутствуя, что молчит львиную долю отснятого времени – и лишь тогда дух его снисходит на это зомби-шоу, когда звучит реальный голос в записи, концертный, убыстряющий. Голос с улыбкой – даже если за этой улыбкой боль и ломка. Ибо она – не гуимпленовская.

Показать бы этот клокочущий внутренний мир, в котором и Татьяна, и Марина, и Париж, и Москва, и планы стихов, уже самиздатовски изданных двухтомником, но времени на которые уже не остаётся - весь тот творческий жар выразить, который и гремел в голосе… Но на экране – внешнее. Спокойствие – тень гения, который плохо себя чувствует весь фильм и этим оправдана его теневая, потусторонняя странность. Максим Леонидов сыграл роуди Высоцкого, конечно, козырно – вот подлинный мостик меж поколениями. Премилая получилась и Татьяна – она, кстати, была в этой же квартире (воссоздана точно, как и всё внешнее) в период агонии Высоцкого. Это очень важный штрих к её, ныне здравствующей и наверное что-то имеющей рассказать интимного, портрету. Вообще, её появление в сюжете – однозначная месть Никиты «разлучнице» Влади. Ведь она, ещё наезжающая со своим сексуально-откровенным моноспектаклем, посмотрит фильм, сомнений нет. Правда, завидовать той, которая оказалась в объятиях Гуимплена, она не станет – посмеётся над затеей грубых америкашек и алчных россиян, и будет права.

Тень Высоцкого бледна весь фильм и рада бы вовсе не показываться – но почему? Дело в том, что сказать за того, кто допеть не успел – коллективной буржуазной Эрнестине нечего. Поэтому говорит она сюжетом и лишь отдельными репликами. Ну, сюжет вы уже слышали в чьём-нибудь изложении: Высоцкий едет в жару в Бухару вопреки увещеваниям врачей, которые готовы были его насильно госпитализировать с согласия родителей. Приятно было Шакурову мелькнуть в роли поэта или нет – я так и не понял. В целом, врачи, кэгэбэшники и прочая советская власть (и об этом-то мы заставим с нами поговорить Эрнестину) показаны в фильме не так комично и примитивно, как в ином идейно американизированном отечественном кино, но всё же грубовато показаны. Хотя, кому-то же тут померещилась «апологетика КГБ» - что ж, играют чекистов действительно старательно. Правда, настольный бюстик Ленина в подсобном помещении за спиной … - всё же моветон в духе худшей буржуазной кинопропаганды. Например, в англо-американском фильме «Айседора» про Айседору Дункан на Большом театре красовался кумач поверх колонн «Знание – сила!». Но беда не во вражеской аляповатости, а в принятии расеянскими киноделами этих вкусов и этого отношения к истории родины, которую они видели своими глазами, вообще-то: но тут, как с олимпийскими символами, корректировка памяти происходит…

Итак, Высоцкий летит выступать, а на Малой грузинской остаётся молодая любовница. Она потом доставляет наркоту чтобы после концерта восстановить дозой любимого поэта. Эта доставка должна по-коламбияпикчерски мотать нервы. Само собой, полёт пусть и в советском Иле-18 (в таких мой отец штурманом летал), но в кресле вип-зала – это интересно, низкие частоты движка dolbят, пространство ощущается почти фюзеляжное… Да: вездесущий же Ургант-младший появился на персональном трапе с опозданием и кудряшками! Это вообще чебурашка, без которого, видимо, ни одна кинопремьера не обходится – и кто ещё будет упрекать советское кино в том, что актёров где-то одобряли в КПСС, бухая штампы на фото кинопроб, тиражируя одни и те же положительные лица вроде покойного Тихонова? Тут коммерческий отбор оставляет куда меньше знакомых лиц на экране – какой-то тоже вип-клуб… В соседнем кинозале – «Ёлки-2», и там тоже Ургант. Урагант нулевых прямо какой-то…

Впрочем, тут он удачно скоморошил, папин ген не подвёл. Переименованность героев путает, но Сева – скорее всего, сам Абдулов, хотя фамилия изменена. И тут какая-то непоследовательность Эрнестины: кто-то под своими именами целиком, кто-то наполовину… Татьяна и демонстрирует героизм в нынешнем понимании элиты, доставляя любимому «лекарство». Всё это на фоне пустыни, здесь успешно разворачивается киноглаз, отвыкший за девяностые и нулевые от хорошего пленера, от тарковщины и антонионщины. Прослушивающая телефон всех номеров команды Высоцкого гэбня вычисляет «наркодилера» Татьяну и пытается «пасти», но в аропорту так неправдоподобно промахивается с букетом цветов (она прилетела не на рейсе, а раньше, на военном самолёте), что снова - незачот. То Контора у нынешних либералишек-киноделов – это ад адский с шантажом и пыточными подвалами (начало фильма), то вдруг такая пионерщина. Лажа присутствует, в общем, – и на уровне сценария, в первую очередь.

Горячий местный бомбила в кепке (в дикую жару!) везёт Татьяну через пустыню и вожделеет её, за это время чекист-мефистофель нагоняет встречным маршрутом извозчика и одним лишь бибиком своей белой «Волги» останавливает начавшееся насилие. Бомбила жмёт на газ, а на бензозаправке, уже закупившись для продолжения охмурения юницы шашлыков и зелени, получает два хука в живот от чекиста, и быстро высаживает Таню на автобусной остановке. Любопытно, что сила, которая по сценарию желает зла, совершает исключительно благо – причём, не раз. Ведь наркота доходит до поэта через их руки: с Татьяны лишь взята расписка в том, что это она привезла двадцать ампул морфия. И отсюда – время наших размышлений и настаёт.

Высоцкий – в разработке? Но, пардон, почему именно сейчас – ведь с концертами по стране он ездит не первый год? Скорее, КГБ опекает барда – и имеет на это полное профессиональное право. Само собой, Эрнестина показывает это как насилие – и тут-то как раз проходит разрыв постсоветского мировоззрения с советским. Ведь по-советски было – скидываться на лечение и всем миром выхаживать поэта, народного. По-социалистически. По-капиталистически же, в соответствии с культом личности и частной собственности (на собственный талант) – надо дать поэту то, чего его душа просит. А она просит наркотика. Так как быть? Благословить 19-летнюю Татьяну и дать Высоцкому умереть как можно скорее (впрочем, по сценарию, наркотик оттягивает конец), или пытаться его вылечить (эпизод в квартире на Малой Грузинской) – а это возможно только через ослабление его воли? Вот философская дилемма фильма. На чьей вы стороне, современники? Что для вас норма? Напоить наркотическим, смертоносным злом гения – или же силой зла (КГБ) пытаться его вытащить из смертельной воронки, затягивающей его неумолимо?

Где такая Советская власть

Жена моя после фильма сказала: «Что они к нему привязались?». Действительно, как в фильме «Покаяние» говорит гениальный «Лаврентий Палыч» Аравидзе (цитата неточная, передаю смысл): «Цветы пусть распускаются, проститутки пусть продают себя… а это разве нормально, нормально это?» Является ли гений, давно услышанный и любимый обществом – только самим собой, или он часть общества, а, значит, эту свою часть общество имеет право лечить, и лечить принудительно, если понадобится? Вот вам и снова перестроечные прения о роли личности, проклятая диалектика. Заметим: реставрация капитализма в РФ шла в самой тесной связи с реставрацией культа Личности, реабилитации святости частной собственности и т.д. Так распадалась общность советского народа – и частное становилось выше общественного, так капитализм подминал коммунизм незаметно в сознаниях. Ну, так вот именно с этих реставрированных трибун Эрнестина и посмеивается в мягкий свой кулачино над КГБ: вот, мол, фанатики… но гения им не сломить!

Пытаясь быть всё же диалектичной, Эрнестина показывает по пути в Бухару торг на заднем сидении о процентах меж «роуди» Высоцкого Леонидовым и тем самым каталой, который пытался Высоцкого тотчас по прибытии вернуть назад в Москву и даже совал ему купленный обратный билет, чтоб снять грех с души сексотской своей. Мерзкий торг, неприятный и самому поэту. Да: вот так и наступал на местах капитализм, задолго до 1991-го, и совершенно прав был первый секретарь республиканский, обвиняя катал в том, что шерстят население, стригут купоны нетрудовые. И вся тяжесть трудовая-то ложилась на связки Высоцкого надорванные. Как тут не потянуться к наркоте? Нужен релакс голосу общества – вот секрет высокой болезни его…

Неплохо показана и феодальная изнанка среднеазиатской КПСС, холёные жёны этих партбоссов, легко трансформирующихся в Ел-босы, хлопающий первым после второго, неудавшегося концерта, верховный комбюрократ… Но это снова не о Высоцком: его-то на подобных выступлениях качали прямо в микроавтобусе – поднимали и несли крепкие рабочие руки. Что, было это как-то антисоветско? Наоборот – это и была крепкая хватка, взаимопонимание поэта и масс, о котором можно было только мечтать. Прежде годами ждавший хоть каких-то ролей и не способный содержать семью, от этого и пьющий, Высокий, конечно, не упускал любой возможности заработка – однако если что-то и удалось показать Эрнестине, так это его надрыв. И это – тоже капитализм, сжирающий талант, сжигающий его наркотой и жарой бухарской…

Таня успевает вовремя – укол состоялся, и его не засекли чекисты, так как в самый последний момент, по законам Коламбии пикчерз, опергруппу отозвали от двери, в которую уже они постучали. Игла нашла вену поэта – зритель должен радоваться… Мила Оксана Акиньшина и как-то ожидается эротика – но поэту, понятно, не до этого. И вот снова звонит Марина, и только тут Оксана замечает в своём номере бездыханного барда. Восемь минут он кажется всем мёртвым, суетливые каталы и любимая женщина уже решают, как хоронить, потом Таня вспоминает, что бывают эксренные меры, просит личного врача (вездесущего Панина) сделать укол адреналина – до сердца иглой не добить, в шею колит.

Тут свершается чудо и из клинической смерти поэт выныривает мгновенно и невозмутимо. Кстати, в момент, когда он лежал на полу и его грудь всячески терзали – тоже была видна излишняя юность кожи, рук, всё-таки жилистый гимнаст Высоцкий был не таким цыплёночком за свой сороковник перевалив. Это, скорее, Курт Кобэйн лежал таким в итальянском номере с Кортни Лав, когда они решили вместе отравиться, но в тот раз не удалось.

Зловещая гэбня, конечно, выключила мгновенно, узнав о смерти Высоцкого, телефоны всей гостиницы – и тут показано, насколько значим для них поэт. И это – честно показано. Что его хотели использовать в игре – конечно враньё. Андропов, находившийся ближе всего к креслу генсека, тогда не занимался подобной мелочёвкой, а вот диссиду он знал до мозга костей – потому делать из Высоцкого очередного мученика в его планы не входило. Да, мельком показано, что КГБ пытается щёлкнуть по носу МВД – так намерены вписать в известное противостояние, окончившееся самоубийством Щёлокова, этот эпизод сценаристы. И снова – тень на плетень. Подумайте сами: в каком амплуа мог бы выступить Высоцкий на Олимпиаде-80? Другой стиль – электроника, прогрессив-симфорок Пахмутовой, Эдуарда Артемьева… А ведь только ради этого затевалась интрига и с шантажом каталы, и с удержанием в заложницах Татьяны… Тут бумеродЕл Буслов снова перестарался – делать детектив из рядового выступления барда – глупо. Вот просто глупо, и всё. Впрочем, Коламбия пикчерз – не представляет не только это, но ещё очень многое из советской жизни. Ну не носили чекисты при таких крахмальных воротничках щетины никогда, ни в 1940-х, ни в 1970-х! Не по форме это, блестели их подбородки как бильярдные шары - и это было отличием даже "людей в штатском" перестроечных времён! Похоже, эта дурная щетинистая тенденция с небреющегося Машкова и "Ликвидации" повелась - и повелись многие. Это я об Ильине. Такие рожи тогда, в 1979-м, можно было встретить только в пивной-реанимации. Либо уж бородка, как у Феликса, - либо ничего. И право на бороду было, кстати, лишь у одного, у первого чекиста - вспоминайте 1930-е и далее. Полистайте фотоальбомы, силовигархи - ваши папы так не ходили! И не спонсируйте подобную лажу нашими нефтедолларами.

Кстати, о КГБ. В тот же самый дом на Малой Грузинской, к которому подкатывали не только "мерины" поэта, но и "Вольво" Кончаловского - наносил визит Елене Кореневой восточный человек с Лубянки. Вербовать пытался, не согласилась. При этом он грустно заметил, что это ваше право, наслаждаться жизнью беззаботно, не замечая врагов, шпионов и прочих потенциальных разрушителей СССР, а вот наша работа вас всех защищать. Вот тоже слепок гражданской позиции тех лет в богеме: государство это не мы, оно не наше, держись от него подальше, и всё будет хорошо. И печься о нём не след: есть профессионалы, но их-то мы тайно и ненавидим... Стоит ли удивляться, что при таком уровне "сцепки" общественных интересов, страну мы потеряли? Это тоже к вопросам, поднятым в фильме - грубо, голливудско, параноидально, но актуально.

Молитва выжившего Высоцкого в ночи - тоже моветон и постмодерн, - вряд ли он такое себе позволял рядом с юной любовницей. Но ведь в поминовении всех, которым надо чтоб было хорошо, - Никита. Как же себя-то не вспомнить сценаристу папиными устами?.. Как, всё же, примитивно мыслят нынешние властители глаз! И ещё эти размышления личного врача - мол, восемь минут клинической смерти, если за три умирает мозг, это же только с божьей помощью можно было вернуться назад... Ну да: куда же нам теперь без бога? Бох - актуальный бренд и объяснительный пунктик всех расеянских бед в ночи безвременья и регресса...

Мило ранним утром прогуливается пара сорокалетнего и девятнадцатилетки на фоне бухарских архитектурных древностей, мечетей и минаретов – и только тут слышно малюсенькое открытие режиссёрское. Все муки поэта, вся наркота – не из-за песен, песни только бизнес сейчас, у него не пишутся новые строки. И Татьяна проклинает его за это. Босая, хипповая, она бредёт по Бухаре… Что-то мне там понравилось, всё же – где меньше всего «Гуимплена» и сюжета.

В конце концов – по законам голливудским и бумерским не может не быть катарсиса, - чекист-мефистофель (Смоляков – главная актёрская удача фильма) имеет беседу с Высоцким в аэропорту, в вип-зале которых тогда не было. Объясняет ему, что в Москву лучше лететь без подруги сердца – а перед этим, так и не успевший сжечь корешки билетов катала (Астрахан) поставлен чекистом у двери вроде часового. Ну, кто такой катала в этом фильме – вы уже поняли. Это угнетённый пролетарской диктатурой буржуа, вынужденный ютиться в среднеазиатской республике, на задворках социализма, и зарабатывать так вот мелко – ему бы приватизацию, так он бы и развернулся! Но система социалистической экономики работает не на него, не на спекулянта, а на благо тех, кто трудится по-настоящему. Катала показательно унижен полковником-чекистом не раз, и у зрителя копятся вопросы: если катала стопроцентно плохой, то, может, чекист хороший? Полковник и говорит очень спокойно, с достоинством, с Высоцким, клянётся честью офицера, что отпустит любимую, если тот договорится в Москве выступить на Олимпиаде пропартийно – но тут, наконец, Высоцкий высказывается за всех тех парней, что научились за годы освобождения от социализма изыскивать на съёмки подобного кина миллионы долларов. Ну да – это те самые прежде угнетённые КГБ бывшие каталы, всё имеет свою биографию. Высоцкий даёт словом по мозгам полковнику – мол, тебя к ноге позовут, на тебе ошейник! Значит, чекист - плохой. А Катала вот-вот свергнет власть наследников Железного Флеикса и - тогда-то всем станет хорошо. У Бога мёртвых нет - если не считать те миллионы, что вымерли от реформ, и теперь в России живёт почти столько же людей, сколько в 1939-м, ужасно-чекистском...

Далее – неслышный внутренний монолог, который очень бы хотели, но не вложили в высоцкие мысли Эрнестинки: "А я так естественно смотрелся на рынке, как бы торгуя коврами, шутя"… Вот именно, Владимир Семёнович: через десять лет на рынок пойдут многие барды, ваши ровесники, чтоб прокормить семьи – и в челноки пойдут, так что сцена с покупкой ковра и подыгрышем таганским чтоб сбить цену - пророческая по-своему.

Круто, клёво – а тут вдобавок вбегает Астрахан с урной, в которой дымятся корешки билетов, улики уничтожены! Это его факел – Спартакиады-79... Вот подлинный герой фильма – о, мелкий бизнес, вот твоя великая победа! Полковник лишь удивляется такому порыву, но уже ничего не в силах сделать – вскоре он и сам разрывает все материалы дела, которое могло бы набросить ошейник на поэта и заставить его петь нечто партийное. Ну, в общем вы поняли, какая грюшница эту водку делала – я имею в виду сценарий и диалоги. Никакой проверки на историзм этот капустник не пройдёт.

Зато в самолёте, с вырванной из чекистских лап любимой женщиной, к поэту приходит вдохновение – на разорванной пачке «Мальборо» он пишет долгожданные стихи. Катарсис, занавес – в ролях… Высоцкий.

Так что же, как и главный герой, по сути осталось за кадром? Советская власть! Которую не показать этими убогими красными щитами у аэропорта, где Ленин с пионерского значка как-то мелковат и не на все погодные случаи (а в республиках даже самых жарких такие ширмы не ставили – уж если делать, то на века, как завещал великий…). Ведь власть Советская – нигде не локализована, это не Верховный совет, не здание Госплана, не дубовая трибуна в Кремле (до его перестройки Бородиным). Это власть людей труда, делегирующая охранные функции чекистам, само собой, но и дружинников имеющая. Она существует только между людьми – она неосязаема как взаимоожидание. Взаимоотношение советских людей, устремлённых к единой цели. Она – в том гудке «Волги», который остановил лапу насильника, в ударе чекистском ему под дых, в помощи аэропортной тёти Татьяне, советская власть в нежной, на самом деле, опеке поэта – когда его состояние здоровья было значимо для страны не менее сталинского (если помните подробные сводки о его здоровье после инсульта, из которых глумливый Соловьёв сделал в своих «Розах» стёбное вступление). И чуждым этой волшебной невидимой нити Высоцкий никогда не был – да, рвался за рубеж, да, курил «Мальборо» и шиковал в меру достатка, и нашёл свою Айседору. Это было актёрское – не он один так себя вёл. Кстати, и Маяковский не скромничал особенно тогда, когда страна ещё ходила в дореволюционных обносках…

Итак, советское, межчеловеческое, живое – это как раз то, что кажется Буслову и Эрнестине механическим, системным, срабатывающим наручниками там, где летают музы… И тут – главная ошибка, повлекшая за собой и позорное оправдание «высокой болезни», апологию вовсе не КГБ, а наркомании.

Многие сутяжили – кем бы стал, с кем был бы Высоцкий, доживи он до 1991-го? Был бы, уверен я, с либералами, с контрой, с кремлядью (посмотрите, где его друг Говорухин, вписавший его задним числом в сторонники Путина), но к тому моменту не пел бы – голос выработался полностью. Ведь именно этот драйв-дисторшн – не примочка, живые связки, - был жизнью и смертью, альфой и омегой популярности поэта. Примочку-то можно выключить, а срывающийся в пропасть хрипоты голос остановить невозможно. Высоцкий ведь в ходе двухдневной агонии и задохнулся-то языком, когда врачи побоялись давать прямой кислород, чтобы не повредить необратимо голос. Голос правды советской страны: Мужской, с большой буквы, голос. Горло его звучало всё отёчнее – это слышно в интервью, данном летом 1980-го японцам. Сосредоточенная, наждачная суровость, но и лиризм - все оттенки поэзии, перелитой из свинца букв в клокочущую, как в "Андрее Рублёве", глотку юродивого (Никулина), - нахлынули горлом, задушили... Как и у Джима Моррисона - именно из-за концертной популярности и связанной с ней наркомании, - организм, рассчитанный на сто лет, выработался за пятилетку.

Увы, желанная многими популярность диктует свои темпы (пиши и пой ты хоть двадцать лет - если тебя заметят, то вымотают за пять!) - и даже самый сильный мужчина может не выдержать их. Мало написать что-то - вот когда слушатель, которому ты уже влез в уши и в душу, начнёт выматывать из тебя твои прозрения снова и снова, прося их как наркотика всё чаще, тогда-то начинается творчество онлайн (это отчасти показано на жаркой сцене: теряется голос, сознание, но не шутки человека в белом). Лишь этим объяснима дружба барда с иглой. Висящий объект никто не замечает, он может жить и сто лет. Когда он начинает вертеться со скоростью виниловой пластинки - уже замечают. А когда мелькаешь вертолётно, по распорядку катал - сверхчеловеком может сделать только наркотик. Непопадание на ТВ и в большие залы столиц поэт компенсировал периферийными "бомбёжками" (в наукограде Лыткарино подмосковном даже был два раза, почти Москва ныне), и тут уже жил по безжалостным законам капитализма, сам того, возможно, не сознавая. Хотя, кто знает... Может, Влади и сделала бы его ради спасения жизни невозвращенцем? Сколько их было именно в те годы...

Застряла у меня где-то тоже между горлом и мозгом фраза "Мне жить-то осталось на две затяжки"... А что, жизнь - уже не ценность для поэта? Что за бравада обречённостью? Возможно, всякое творчество услышанного при жизни - есть путь подчинения общей где-то в исходнике, общественной по умолчанию жизни его личному замыслу... Можно с ней так обойтись, а можно и эдак - "Я коней напою..." И именно из этого положения произрастает тот внутренний конфликт поэта с внешними силами (КГБ, врачи, близкие, друзья, не желающие слышать эту лёгкость признания себя смертником), который столь узко своим пинцетом сюжета показали бумеровые киноделы. Однако кавер-версии на его песни, которыми мы воспитывались буквально с лошадок-качалок, слушая "Алису в стране чудес" - возникают всё новые и всё более рОковые. Вот пример недавней и удачной такой беседы поколений - в преддверье перевыборов Путина, - "Королевское шествие", сделано в Рок-коммуне, группой "Анклав". Говорят, скоро и клип будет. 

Дворовый парень из моих Каретно-Колобовских кварталов, достигший всесоюзной славы, народный поэт, как Есенин - уже не только женщинам зарубежья, но и самому ему важный, "голосам" в первую очередь... Интонации его рассыпались по миллионам глоток, а манеры, движения - угадываю у друзей до сих пор (у Историка, например - кто мои тексты в "Литературной России" и прозу почитывает, знает). А он лишь пропевал свои строки, и был поэтом, в первую очередь, нашедшим простой песенный путь к популяризации своих стихов. Его любили по-советски за то, что выразил советское, поймал мужской, мускулинный архетип народа за горло, точнее горлом. И стал бы он к 1990-м писателем, скорее всего, популярным весьма. Но, увы, либеральным, как все барды, кроме Ножкина, разве что. Скорее всего – уже зарубежным.

Однако пиар-агентство КГБ уже в 1970-х перестало принимать заказы: сделав имена Бродскому, Солженицыну, Галичу, за Лимонова оно не взялось, просто дало тихо уехать. Так же было б и с Высоцким, захоти он этого. А он бы, думаю, захотел – но его несла собственная комета. Иногда я думаю, что яркие личности-поэты задают формат жизни последователям – вот поглядите, насколько вровень прошли свои дистанции Егор Летов и Высоцкий? Нет общего какого-то дэдлайна – всё существует на примере и меж людьми, как и та самая, лишняя в неуместном в высоцкой теме жанре нарко-триллера.                               



Рейтинг:   2.35,  Голосов: 97
Поделиться
Всего комментариев к статье: 109
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
kvazimoda написал 25.01.2012 21:58
Помните, как пухачуху служали-теперь- маенга вам еще и еще рас.
Дмитрий в корне с вами не соглашусь
muviro написал 25.01.2012 21:44
"Многие сутяжили – кем бы стал, с кем был бы Высоцкий, доживи он до 1991-го? Был бы, уверен я, с либералами, с контрой, с кремлядью (посмотрите, где его друг Говорухин, вписавший его задним числом в сторонники Путина"-вот этой вашей цитатой вы причисляете покойного тоже заочн,что он бы приветствовал Ельцина,защишал бы Белый Дом против поганой Соц.системы,с которой он якобы боролся,не думаю,что Высоцкий если бы дожил до лихи 90-х этого бы желал.Не желал бы таких "Перемен" и покойный Виктор Цой,человек явно далекий от политики.Правда многие рокеры мутировали в 90-х годах стали поддерживать ненавистную власть народу,пели про перемены с криком Ура приветсвовали развал СССР и что? Получилось хорошо? Высоцкий и Цой если бы дожили до этого периода явно были бы не в всоторге от того,что сатло после распада СССР,поэтмо уне надо наговаривать на покойных поэтов с большой буквы,то что наркотики и алкоголизм,ну извините вы не знаете,что у него в душе было и не поймете,а уже даете оценку тому,что вот если бы Высоцкий дожил,он бы продался новой власти,Дмитрий-это говорить бессовестно и некрасиво. Может еще к Пушкину или лермонтову прикопаемся,скажем а вот если бы они жили сегодня поддержали они бы Путина или ранее Ельцина? такой вот абсурд тоже предложите?
(без названия)
mozart написал 25.01.2012 21:29
Фу, какая гадость этот ващ несоцкий, вместе с хайкиным
о статье.
Зухов написал 25.01.2012 21:20
…присутствовали Лев и Илья Пономаревы, Борис Немцов, Сергей Удальцов, Михаил Шнейдер, Алексей Сахнин, Владимир Тор, Алексей Митрофанов и многие другие представители политических сил и гражданского общества. (с вот этой парашы)
На собрании было принято историческое решение об учреждении «Гражданского Движения» – протестной коалиции/болд мой; – БаА/, объединяющей политических деятелей различной партийной принадлежности и взглядов, а также участников общественных движений и активных граждан.
Когда эти ***** добьются своего, и поставят нашу страну на уши, Тупые Дети КАК ОБЫЧНО будут недоумевать:
Ой. А как же так вышло?
Ведь мы Боролись не за то, чтобы на улицах начался кровавый бардак!
Не за то, чтоб поскорей отключили воду и отопление!
Мы вообще были не за *****!
Мы были за Хорошего Дядю Мухина!
Который писал такие душевные книжки!
Мы же хотели, чтоб Восстановился СыСыЕр!!!
Дмитрию Черному.
ffff(VP) написал 25.01.2012 20:55
Дмитрий, ты иногда умеешь думать головой. Но тебя подводит склонность писать "оригинально", так, что нужно долго выискивать смысл за витиеватыми "кудрейками". Наверное, это от молодости. Советую тебе подумать над стилем. Почитай труда Ильича, почитай труды Сталина. Умные, глубокие мысли они высказывают простым ясным языком, и от этого их мысли только выигрывают. Не играйся словами, Дмитрий. То, что ты написал в этой статье, можно было без ущерба твоим мыслям, а напротив - в их усиление, изложить вдвое короче, яснее, ярче. Не гонись за "оригинальностью", попробуй писать как Ленин или Сталин. Твои статьи сильно выиграют и читать их будет намного больше людей.
Дарагхая иГРА !
жЫдоведоФФ(+:-)ДальССкий написал 25.01.2012 19:51
А , вот, ты, у которого духовные и моральные качества находятся выше точки потолочного бордюра,
встанешь грудью на защиту, вот, этой, вот, расиансой пфедерации ?
А ?
Д.Ч.
гра написал 25.01.2012 18:39
однажды в их деревню приезжает вермахт и плюет уже снарядами)
Дима. Вот именно , когда такое случается это и означает, что в их души не наплевали, а заплевали. И вот тогда эти души наконец просыпаются и восстают. А солдаты? Что солдаты. Это механические человечки выполняющие любой и бездумный и преступный приказ, если его действия лишены смысла и какой либо идеологии. Вопрос идеологий. Которая сильней. Поэтому либо насилие окончательно накроет Землю, либо человек задумается и предпримет, наконец, меры к своему выживанию. Вот мы ругаем Леонида Ильича? А он такие меры предпринимал. Возможно чрезмерные. Но на этом потенциале мы пока еще и держимся. Но это не означает, что он неисчерпаем. Внутри нас уже победили. И америкосы по большому счету давно уже все о нас поняли. Стоит им только начать и от Росиии ничего не останется. Не потому, что ей нечем защищаться. А потому, что духовные и моральные качества все те данные которые и вмещает в себя идеология, давно находятся в точке ниже плинтуса.
Re:
Д.Ч. написал 25.01.2012 17:57
ну что за наивность? мало ли кто не любит, чтоб в его душу плевали - однако в силу политики, которую они выбирают или не выбирают, однажды в их деревню приезжает вермахт и плюет уже снарядами)
Его не обгадить
Алекс написал 25.01.2012 17:54
Обычная поделка, не стоит и судить о достоинствах этого "Кина"... Талант Высоцкого и его Душа, которую он вложил в свои стихи и песни будут востребованы, пока будет жива русская речь. А участники этого балагана, длящегося более двух часов(Не буду называть никого), видимо,на желая - попытались обгадить Гения. Не впервые всплывает эта тема - "Он такой- же как и мы, он такой-же только голый"- вопили бандерлоги...
Тотальная реклама с сумрачным мертвецом в кадре была направлена на единственную цель- "Деньжат по-легкому срубить". Мы помним и любим тебя, Владимир Семенович!
(без названия)
York 56229 написал 25.01.2012 17:27
http://www.youtube.com/watch?v=jMdxOsB9bEc
:)
(без названия)
гра написал 25.01.2012 17:19
а чего тут непонятного? любой популярный певец - политичен, ====================================
Дима. С чего ты взял , что он певец? Певец -это Коля Басков. Список впрочем бесконечен. Они все певцы и танцоры под чью то дуду. А поэт писал : Я не люблю . Когда мне лезут в душу. Особенно , когда в нее плюют. Вот в этом все его отношение к тем кто хочет к нему прилепится и справа и слева и сбоку и сзади и спереди. А тем кто хочет быть с ним? Надо проецировать все его ситуации описанные в стихотворения( или даже спетые им) на себя и для себя же решать насколько это справедливо или нет. Всего лишь. И не лепить его ярым бонапартистом или поклонником Гая Юлия Цезаря.
(без названия)
York 72484 написал 25.01.2012 17:18
http://www.youtube.com/watch?v=OtP6riImn4Q
Re:
Д.Ч. написал 25.01.2012 16:41
а чего тут непонятного? любой популярный певец - политичен, его слушают миллионы. поэтому важно, с кем он. и поэтому наши современники сверяются как бы с песнями В.С. - думая за него во временах, до которых он не дожил
(без названия)
гра написал 25.01.2012 16:36
Я не понимаю одного. почему поэта постоянно пытаются пристегнуть к тому или иному политическому движению. Поэт-это человек прежде всего. Гражданин он или нет? Это вопрос его творчества.А некоторым все равно неймется. А давайте его запряжем его в птицу-тройку? Да и заработем на этом еще малость. Ничего личного. Бизнес есть бизнес. Исходя из этого не удивлюсь , если И Пушкин И Лермонтов . Еще Достоевский С Толстым и несомнненно старик Державин(просьба не путать со стариком Батуриным) обязательно поддержали нашу руководящую и направляющую. Несомненно.
Нутянахуй сцынок !
жЫдоведоФФ(+:-)ДальССкий написал 25.01.2012 15:57
.
... " к строящемуся СЭВу, который трусливый Буслов не показывает (в том самом 1979-м стройотряд с участием студента-медика Анатолия Баранова сдавал объект: "
----------------------------------------
.
Ай-да ДроЧер! Ай-да ***** жЫдовской сцын!Ай-да маладца!
Как же так, писать о себе и не соснуть у начальства своего ?
Для тебя это нонсенс. Очевидно дело к премии движется.
Да мОтя ?
А тут тебе такой удобный случай выпал, такшта давай, трудись в своих квировских потугах-утехах, старайся...
хе-хе...
О пездоболе самопиарсте мОте ДроЧере( продолжение
жЫдоведоФФ(+:-)ДальССкий написал 25.01.2012 15:34
..." ...врисованные олимпийские символы, красным по белому. А я-то помню их прекрасно,...
-----------------------------
.
. И что,ж ты можешь ПОМНИТЬ об этих временах ?
Акромя сцаных-сраных штанишков ты тогда ни чем и не отличался-то среди детишков сидя в дворовой песочнице.
( см. бЕографию этого автЫря --
-- Родился в Москве в 1975 г. Учился в литературном классе 91-й экспериментальной общеобразовательной школы РАО, первый выпуск по программе Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла" (по М.М.Бахтину).
Окончил МГППИ (теперь МГППУ) и его же аспирантуру, получил специальность психолога, преподавателя психологии. Работал школьным психологом.
.
--------------------------------------------------
( загляну попозже и выЕбу тебя окончательно, за такое саопиарастское брехалово.
Впрочем, а что можно ожЫдать от этого нарцисса самохвала, добывающего себе на прокорм за счет грантов получаемых из вне.
чЁ? Разве не так ? А?
мОтя , если не так, и я лгу - то тогда приоткрой тайну на что ты так красиво жЫруешь,- прожигая свою жизнь в безбедном пламенном револьюсьйонном порыве претворения идей тырнацыаналу по мОрксу и бланку смешанных в одном флаконе для самоназванного "поЭт-пейсцателя".
Колись ДроЧерок, к о л и с ь !
... уж не слесарем сантехником ли в какомнить дЖЭКе прозябаешь на две ставки ?
А?
Обсуждаем дрянь
Разбаш написал 25.01.2012 15:07
"Спасибо что живой" - это не фильм. Это извращение над физиологией зрителя. Первые десять минут проходят в ожидании, что наконец-то все это закончится и начнется кино. Что - "это" закончится? Представьте, что вы смотрите по телевизору какую-то передачу, но через каждые три минуты она прерывается оглушительной рекламой. Это и есть весь "Спасибо, что живой". Оглушительный дорожный гул движущегося автомобиля сменяется невнятным бормотанием каких-то тусклых невыразительных кадров. Это при том, что сам Высоцкий был яркой эмоциональной личностью. Выдержать нормальному человеку эти перепады невозможно. Постоянные манипуляции регулировки звука пультом утомляют. Смысла в фильме не просматривается вообще. Подумалось, что это не тот рекламируемый фильм, а какой-то другой. За весь фильме не прозвучало ни одной хорошей песни, которых у Высоцкого сотни! Никита Высоцкий - предатель памяти отца, раньше было подозрение в этом, теперь уверенность.
Хочется высказать мнение о творчестве йЭтого...
"олег" написал 25.01.2012 14:31
шаломы алейхема...Или других жидов...НО!
Я молчу, стиснув зубы.
(У жидов - это - Национальное достояние...
Высоцкий - раскрученный блатарь
Плутонг написал 25.01.2012 14:15
Вся его романтика использованного презерватива не стоит. Нехороший, темный человек. Моя жена его еще тогда, в 70-х не любила. Копал, паразит, под СССР - и докопался...
Re: ...А ты, туда, чего - по своей самопиарастической наклонности , - поебстаться зашОл ?
И что с того, написал 25.01.2012 13:14
что Дмитрий хотел совершить половой акт в буржуазном кинозале?
Это было бы смело и революционно,а потом и фоты к статье приложил бы,было бы интересно и весело.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss