Начались предвыборные акции устрашения
Хуснуллин потребовал не тратить средства для ЖКХ на иномарки директоров
Верность Ленину

Поиск по сайту:
 

 

На все ли вопросы отвечает Ленин?

Когда-то, будучи еще советским поэтом, Андрей Вознесенский в своей поэме «Лонжюмо» написал «На все вопросы отвечает Ленин!». О, как тогда обрадовались, как ухватились за эту фразу советские партдогматики! Они привыкли видеть в Ленине, да и в Марксе с Энгельсом тоже, нянек,  которые всегда могут взять руководителей страны за ручку и повести в правильном направлении. Всегда подскажут и что делать, и с чего начать.  Было очень удобно: самим думать не надо, на всё есть готовые ответы у классиков. А тут - такая поддержка со стороны известного поэта!

Между тем, Ленин отвечает не на все вопросы, а только на умные. А что такое умный вопрос? Это вопрос, поставленный Историей. Это вопрос, сформулированный умным человеком.

Каждую дату, связанную с именем Ленина, я привыкла отмечать перечитыванием какой-нибудь его статьи. Сниму с полки наугад какой-то том, раскрою, тоже наугад, какую-то статью и - читаю, точнее, перечитываю не помню в который уж раз.

И до чего же мне жалко людей, которые до сих пор не поняли, какое  это счастье - читать Ленина! Я любила читать его всегда. Еще в школе, а затем и в Университете всегда читала больше, чем задавали. С нас ведь требовали знания цитат, абзацев, в лучшем случае - пары страничек, в общем «от» и «до». А меня всегда тянуло заглянуть за очерченные рамки.

Ведь в тех отрывках, что нам задавали, чаще всего содержались готовые выводы, отточенные формулировки. А как Владимир Ильич пришел к этим выводам, с кем спорил, кого опровергал, как уточнял и развивал свои мысли, - это все оставалось за рамками школьных и вузовских программ. То есть, там, за рамками, оставалось как раз самое интересное. Вот таким образом, выходя за рамки заданного, я и приучила себя читать произведения Ленина целиком.

Ну, а уж когда в 70-х годах я обзавелась Полным собранием сочинений Ленина и стала читать том за томом, подряд, ничего не пропуская, с 1-го тома по 55-й, - тут для меня вообще началась новая жизнь. На какое-то время у меня пропал интерес даже к художественной литературе. Ни классика, ни модные, нашумевшие литературные новинки не могли отвлечь меня от чтения ленинских томов.

Читая Ленина том за томом, я открывала для себя мир величайшего человека: глубокий ум, энциклопедические познания, железная логика, умение отстаивать свои позиции. И еще вот что интересно. Некоторые исследователи утверждают, что-де в творческом наследии Ленина нет ничего личного, автобиографического.

Я с этим совершенно не согласна. Ведь личность человека полнее всего раскрывается в его деятельности. А творческое наследие Ленина - это и есть выражение того, чем он жил, дышал, чему посвятил всю свою жизнь. Для него общественное  - это и было самое что ни на есть личное. Поэтому в любой его статье -  политической, философской, сугубо партийной - всегда присутствует не только его мощный интеллект, но и бьется великое сердце.

Да, с тех пор, когда я прочла Ленина в его Полном собрании сочинений, для меня нет большего наслаждения, чем перечитывать его статьи. Более того, я обнаружила, что перечитывать даже интереснее, чем читать в первый раз. Перечитывая, вдруг замечаю то, чего не заметила раньше. Это и понятно. Меняется время, меняются люди, меняюсь и я сама. А гений потому и гений, что способен ответить на вопросы и нового времени и новых людей. Не напрасно же Радищев сказал, что гений зрит через столетье.

На этот раз, незадолго до 21 января, я несколько изменила своей традиции, сняв с полки ленинский том не наугад, а вполне конкретный том, а именно 6-й. Захотелось перечитать «Что делать?», да не просто так, а поразмыслить вместе с Ильичем над сегодняшними проблемами левого движения. Но тут же подумалось: а почему начинать с «Что делать?», может, лучше со статьи «С чего начать?»? Кстати, она и написана раньше.

Итак, я поставила пока на место шестой том и взялась за пятый. Вот так я и засела за перечитывание статьи «С чего начать?». И сразу же всплеснула руками: как будто сегодня написано! Хотела сразу же, прямо тут перенести  на форум всю статью целиком, ведь всего-то девять страниц. Но, поразмыслив, решила, что это может обидеть форумчан: люди ведь все взрослые, могут сами  найти и прочитать.

А выпишу-ка лучше из ленинской статьи несколько отрывков, на примере которых и покажу, до какой же степени актуально сегодня ленинское творческое наследие. Конечно, жизнь очень сильно изменилась, и не на все сегодняшние вопросы у Ленина есть точный ответ.

В этой связи вспоминается такой эпизод. На ХI съезде РКП(б), где Ленин в очередной раз критиковал привычку старых партийцев на любой вопрос искать ответ у классиков марксизма, шел спор о государственном капитализме  при социализме. И Ленин тогда  с иронией сказал:

 

 -  Даже Маркс не догадался  написать ни одного слова по этому поводу и умер, не оставив ни одной точной цитаты и неопровержимых указаний. Поэтому нам сейчас приходится выкарабкиваться самим.

                                                                                          (45 - 84)

Однако, при всем при этом Ленин всегда оставался убежденным марксистом, постоянно читал и перечитывал Маркса. Но искал у него не точных цитат, а ключик к решению проблем тогдашней России. Да ведь и Ленин тоже не оставил нам точных цитат на все случаи жизни. И нам тоже придется выкарабкиваться самим. Но вот разобраться с нашими сегодняшними проблемами Ленин очень и очень может нам помочь. В его статьях мы и найдем тот самый ключик, ту методологию, с помощью которой постараемся проанализировать некоторые политические вопросы наших дней. Статья «С чего начать?» начинается так:

 

       Вопрос «что делать?» за последние годы с особенной силой выдвигается перед русскими социал-демократами. Речь идет не о выборе пути (как это было в конце 80-х и начале 90-х годов), а о том, какие практические шаги и как именно должны мы сделать на известном пути. Речь идет о системе и плане практической деятельности. И надо признать, что этот основной для практической партии вопрос о характере и способах борьбы остается у нас все еще нерешенным, возбуждает все еще серьезные разногласия, обнаруживающие прискорбную неустойчивость и шатание мысли.

                                     (т.5, стр.5. В дальнейшем будут указываться только номера страниц)

Для начала два уточнения.

1.К сведению молодых читателей: в то время социал-демократами называли себя коммунисты. Сегодня социал-демократы - это, в общем-то, приспособленцы к нынешнему режиму или, употребив привычный политический термин, оппортунисты.

2. Начав свою статью с вопроса «что делать?», Ленин, по-видимому, и задумал ответить на этот вопрос, но сразу же увидел, что эта проблема по своей обширности не для газетной статьи, а для книги. Поэтому Ильич сосредоточился на более конкретном вопросе «с чего начать?», да так и назвал свою статью. Она была опубликована в 4-м номере «Искры». А уже в начале следующего, 1902 года, им была написана фундаментальная работа «Что делать?».

Ну а теперь прочтите еще раз выписку из статьи. «Речь идет не о выборе пути». Да, тогда все оппозиционные партии, группы, кружки в выборе пути были единодушны: это был путь к социализму. Это была стратегическая цель. Спорили  же о тактике, о последовательности шагов на этом пути, о «характере и способах» борьбы за социализм.

Посмотрите: а разве у нас сегодня в левом движении не то же самое? Сегодня всех левых объединяет, конечно же, идея коммунизма. Это - стратегия. А расхождения, как и сто лет назад, по вопросам тактики, по практическим вопросам. И вот эти-то тактические расхождения и мешают левым объединиться вот уже полтора десятка лет. А благодаря этим шатаниям и якобы серьезным разногласиям левых - либералы все больше и больше укрепляют захваченную ими  власть в стране.

А ведь левые давно бы уже могли иметь в Думе конституционное большинство, могли бы и выдвинуть на президентские выборы единого кандидата. Но не тут-то было. Каждая левая партия, даже самая маленькая, желает быть самостийной. Ну, и каков результат? Одни партии вообще исчезли с политической арены, растеряв своих и так немногочисленных сторонников. Других поодиночке уничтожила власть. Третьи в гордом одиночестве участвуют в думских выборах. Прошла одна КПРФ, образовав там крохотную фракцию, которая ни на что влиять не может. Ну, и еще имеем маленькие непарламентские левые партии, которые пока живы, но действуют на столь маленьком политическом «пятачке», что о каком-то серьезном влиянии их на современную политическую жизнь в стране и говорить не приходится. 

И не от этой ли раздробленности нынешнего левого движения и происходят, как и сто лет назад, «прискорбные неустойчивость и шатание мысли»? И ведь шатаются все по-разному, тоже самостийно. Болезнь у каждого своя.

 

               Каковы же болезни у нынешних левых организаций?

Итак, мы убедились, что проблемы левого движения сегодня те же, что и сто лет назад. Главная из проблем -  раздробленность. И что самое любопытное, болезни, которыми поражены каждое современное самостийное левое движение по отдельности, тоже сродни болезням вековой давности.  Да это и неудивительно: одни и те же причины порождают одни и те же следствия.

Продолжим же цитирование ленинской статьи.

 

   - С одной  стороны, далеко еще не умерло «экономическое» направление. С другой стороны, по-прежнему гордо поднимает голову направление беспринципного эклектизма, подделывающегося под каждое новое «веяние», не умеющего отличать запросов минуты от основных задач  и постоянных нужд движения в его целом. (5)

Итак, Ленин обозначил пока две болезни: экономизм и эклектизм. Рассмотрим болезнь первую - экономизм. Конечно, коммунисты никогда не были против экономической борьбы. Разве плохо, что рабочим удавалось иногда вырвать у капиталистов уступки - повышение зарплаты, улучшение условий труда и т.д.? Но одно дело выдвижение экономических требований и совсем другое - считать уступки работодателей единственно возможным достижением рабочих.

Вот такой взгляд на цель рабочего движения и есть основа «экономизма» как политического течения. Ленин не зря считал экономистов оппортунистами, ибо они тормозили развитие политического сознания рабочих, а значит, наносили вред борьбе за социализм.

А теперь заглянем в сегодняшнюю политическую жизнь. Экономисты обрели второе дыхание. И нет на них Ленина, который разоблачил бы их оппортунистическую сущность. Вспомним, с какими лозунгами шли нынешние экономисты (современные социал-демократы, например, Семигин, Подберезкин и др.) на выборы. Повысить пенсии, повысить зарплаты, улучшить условия работы и жилищные условия, уменьшить безработицу...

Всё это прекрасно, все эти лозунги совсем неплохо было бы воплотить в жизнь. Но возможно ли это при нынешнем режиме? Ведь ясно же, что любой бизнесмен, пошедший на уступку своим работникам по каким-то политическим соображениям, завтра же от этой уступки откажется. Все подобные уступки зыбки, о чем свидетельствует и практика западного, устоявшегося, капитализма. Что уж говорить о нашем капитализме, скороспелом и замешенном на воровстве! Нет, все указанные достижения возможны лишь при социализме, но о смене строя наши «экономисты» , то бишь социал-демократы - ни гу-гу.

А что же КПРФ? Представьте себе, КПРФовцы - тоже экономисты, тоже     рассчитывают  добиться значительного улучшения жизни трудящихся при нынешнем режиме. Правда, Зюганов постоянно повторяет, что-де надо менять курс. Но как можно сменить курс, не отменив того, что является стержнем этого курса, то есть частную собственность? А зюгановцы  вовсе не против частной собственности.

Впрочем, экономизм КПРФ довольно-таки размыт социалистической риторикой. Поэтому на примере КПРФ я лучше покажу, как проявляется вторая болезнь, названная Лениным, а именно беспринципный эклектизм.

Вот КПРФ и есть классический, хрестоматийный пример партии, не умеющей отличать запросов минуты от основных задач. Ведь если партия называет себя коммунистической, разве из этого не следует, что цель для такой партии - это коммунизм, что основными задачами такой партии являются разработка теоретических основ нынешнего этапа борьбы за коммунизм и практических шагов на этом пути?

Однако, именно коммунистичности и не хватает коммунистической партии! Сплошной беспринципный эклектизм. Остановлюсь только на двух примерах такого эклектизма. Первый - это, как я уже сказала, вопрос о частной собственности. Мол, даже Ленин, вводя нэп, признал необходимость частной собственности, - утверждают зюгановцы.    

Ничего подобного! Допустив в небольших размерах частную собственность, Ленин всего лишь учитывал «запросы минуты». Учитывал  вековые привычки народа. Особенно это касалось крестьянства. Ленин настойчиво предостерегал своих соратников от поспешной коллективизации, говоря, что крестьянин у нас, в основной своей массе, частный собственник и еще долго будет оставаться таким. И с этим надо считаться. Но в будущем коммунистическом обществе Ленин, конечно же,  не отводил места для частной собственности.

Что мы имеем сегодня? Российскому (да и всему постсоветскому) обществу насильно навязан институт частной собственности. Как и предсказывал Ленин, это вызвало небывалую криминализацию общества, не говоря уже о вопиющем разделении населения на богатых и бедных. Коммунисты вроде бы на словах и против криминала, и против имущественного неравенства. Но не видят противоречия в том, что одновременно с этим выступают за частную собственность. А ведь частная собственность - это первооснова общественных пороков, против которых сами же и выступают. Разве это не беспринципность? Разве не эклектика?

Или возьмем вопрос о религии. Коммунизм, как наука, отрицает всякую религию, видя в ней орудие оглупления масс, орудие манипулирования  сознанием людей в угоду правящему эксплуататорскому классу. А что мы слышим от лидера КПРФ? Что, дескать, большевики допустили ошибку, сделав атеизм частью государственной идеологии. Ну и ну!

О да, большевики допустили ошибку, слишком мягко обойдясь с  поповской братией. В отношении верующих Ленин призывал к осторожности, понимая,  что верующие - это обманутые. И это правильно. Но зачем было осторожничать с обманщиками? Надо было вырубить под корень все религиозные учреждения. А то вот из тех ростков, которые не выпололи, пожалели, теперь и разросся религиозный чертополох, вытесняющий из сознания людей нормальные человеческие представления о мире, о науке, о культуре. И все это мракобесие объявляется возрождением духовности!

Ладно уж, когда глава государства входит в контакт с главами различных религиозных конфессий. Это нормально, это может быть расценено, как стремление к консолидации разных слоев общества. Но когда тот же глава государства, бывший член КПСС и, в общем-то, человек неглупый, участвует в церковных празднествах, усердно крестится и стоит со свечечкой, - это уже лицемерие. Но что сказать, когда то же самое проделывает лидер коммунистической партии? Только одно: это полный абсурд. Да еще на старости лет вдруг взял, да принял крещение...

Тут могут быть два объяснения. Или это от небольшого ума, но тогда как же быть с его званиями «профессор», «доктор философских наук»? Или это от полной измены коммунистической идеологии. Но тогда ему следует или уйти из политики, или возглавить другую партию.

Ленин действовал мудро, осторожно, считаясь с частнособственническими привычками и с чувствами верующих. Он был убежден, что ради «запросов минуты» можно на какое-то время отступить, и то ненадолго и ненамного, от основных  принципов. Зюганов же, как и эклектики столетней давности, не умеет отличать запросы минуты от основных задач. Поэтому я и считаю его образцом беспринципного эклектизма. Уж не потому ли власть позволяет КПРФ иметь в Думе пусть и небольшую, но все же фракцию? В самом деле, какой от этой фракции вред режиму, если она признает основы режима - частную собственность и религию?

 

                         Так с чего же начать сегодня левыми силам?

Конечно, с объединения всех левых организаций в одну партию. Время размежевания давно прошло. В начале 90-х годов размежевание было закономерно, оно явилось реакцией на долгие годы монополизма КПСС, на запрет фракций внутри КПСС, на преследование инакомыслия. Всё. Процесс  закончен. Разбежались кто куда. Теперь (впрочем, давно уже) пора собирать камни, пора объединяться.

Для чего? А для того, чтобы создать крупную серьезную партию с серьезной, долговременной программой. В чем ведь еще недостаток любой маленькой партии? Она стремится как-то отметиться, чем-то привлечь к себе внимание общества. То есть, существует некий комплекс неполноценности, порождающий нередко авантюрные проекты, призывы к немедленному штурму, к революции прямо сейчас. Такая партия не способна планировать свою деятельность надолго, ибо в любой момент она может исчезнуть, сойти с политической сцены.

Продолжим цитирование ленинской статьи.

 

        - При таких условиях для всякого, кто способен обозреть общие условия нашей борьбы, не забывая о них при каждом «повороте» исторического хода событий, - должно быть ясно, что лозунгом нашим в данный момент не может быть «идти на штурм», а должно быть: «устроить правильную осаду неприятельской крепости». (8)

Чувствуете, какая уверенность в своих силах, в своей правоте стоит за этими словами. Так может говорить только лидер, обладающий мощной теоретической базой и мощной поддержкой в оппозиционных власти кругах. Рассчитывать на успех долгой осады может только очень опытный и грамотный полководец. А также политик, стремящийся к созданию не партии-однодневки, а серьезной партии, имеющей крепкую социальную опору в массах. Продолжим цитату.

 

   - Другими словами: непосредственной задачей нашей партии не может быть призыв всех наличных сил теперь же к атаке, а должен быть призыв к выработке революционной организации, способной объединить все силы и руководить движением не только по названию, но и на самом деле, т.е. быть всегда готовой к поддержке всякого протеста и всякой вспышки...(8)

Как видим, Ленин был настроен на долгую и трудную борьбу с самодержавием. Дело серьезное, дело, которое по силам только мощной компартии. Но заметим еще и то, что Владимир Ильич не исключал спонтанной, неподготовленной вспышки со стороны угнетенного народа.

Да, в несправедливо устроенном обществе такие вспышки неизбежны.    Так что ж, партии стоять в стороне, ссылаясь на свои принципы, на свою нацеленность на долгую борьбу, на неподготовленность данного конкретного выступления трудящихся? Нет, партия всегда должна быть готова к тому, чтобы возглавить любую вспышку, направить ее в нужное русло, минимизировать потери среди восставших. (Именно так и повели себя большевики в революции 1905 года, спровоцированной Кровавым воскресеньем).

Но, чтобы стать такой партией, коммунисты должны преодолеть разногласия между отдельными группами своих единомышленников и выработать общий для всех план действий.

Вспомним еще раз, что статья «С чего начать?» писалась Лениным  в 1901 году, то есть до II съезда РСДРП. Тогда Ленин еще надеялся на сплочение всех левых сил. Во многом это ему удалось, но не во всем, и значительная группа коммунистически ориентированных товарищей (меньшевики) откололась от ленинской группы. Причем, расхождения были не по существу идеологии, не по выбору социализма в качестве цели, а по вопросам тактики.

Этот раскол, конечно же, осложнил подготовку и проведение революции. И что самое печальное, расхождение меньшевиков и большевиков, поначалу носившее характер чисто тактических расхождений, впоследствии переросло и в силовое противостояние. Такой вот парадокс: меньшевики выступали поначалу вроде бы с гуманистических позиций: мол, преждевременная революция чревата большими жертвами. Однако, именно меньшевики (вкупе с эсерами) своим противостоянием большевикам значительно увеличили сумму страданий и пролитой крови во время гражданской войны. И этот исторический парадокс тоже должен послужить уроком для нынешних левых партий.

Тем не менее, большая  часть социал-демократов пошла за Лениным.  И что особенно важно: ленинская, большевистская часть левой оппозиции со временем только росла. Почему? Потому что было осуществлено мероприятие, с которого собственно Ленин и предлагал начать создание и строительство партии нового типа в статье «С чего начать?»

 

     Так с чего же начать предложил Ленин?

Продолжим чтение статьи.

 

   - По нашему мнению, исходным пунктом деятельности, первым практическим шагом к созданию желаемой организации, наконец, основною нитью, держась которой мы могли бы неуклонно развивать, углублять и расширять эту организацию, - должна быть постановка общерусской политической газеты. Нам нужна прежде всего газета, - без нее невозможно то систематическое ведение принципиально выдержанной и всесторонней пропаганда и агитации...(9)

Какая газета? - воскликнет читатель. Кто сегодня, в век телевидения и интернета читает газеты, тем более, кто станет читать коммунистическую газету, когда большинство населения и вообще никаких газет не читает? Всё это так, всё это правда. Но ведь мы договорились брать у Ленина не конкретику, а методологию.

Да, сто лет назад не было ни телевидения, ни интернета. Единственно возможным носителем информации была печать: книги, брошюры, листовки, газеты. Но ведь со временем меняются лишь технические принципы носителей информации, но неизменной остается сама потребность в передаче информации. Ведь для чего Ленин считал необходимым постановку общерусской газеты? 1. Для собирания в один кулак всех левых сил. 2. Для систематического ведения принципиально выдержанной и всесторонней пропаганды и агитации. Газета «Искра» и способствовала решению этих задач. Правда, в 1903 году газету, по сути, захватили меньшевики, но и за три года Ленинской «Искре» удалось решить основные задачи, поставленные Лениным. Но ведь точно же такие задачи стоят и перед сегодняшним левым движением. Надо только решать эти задачи на современном научном и техническом уровне. Вот и всё!

Приведем еще один отрывок из ленинской статьи.

 

   - Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор. В этом последним отношении ее можно сравнить с лесами, которые строятся вокруг возводимого здания, намечают контуры постройки... При помощи газеты и в связи с ней сама собой будет складываться постоянная организация, занятая не только местной, но и регулярной общей работой...(11).

Так разве нынешнему левому движению не нужен коллективный пропагандист, агитатор и организатор? Объективно, конечно, нужен. Только почему-то коммунисты этого недопонимают. Что, ждут, когда Ленин объяснит им, как надо организовать всероссийскую пропаганду и агитацию через Интернет? Не дождутся. Я уже сказала: не на все вопросы отвечает Ленин, тем более, по части новейших носителей информации, которых в его время не было.

Между тем, наука и техника развивается стремительно, и нынешние электронные СМИ обрели свою мощь лишь в последние годы. А совсем еще недавно, в середине 90-х годов, у коммунистов была возможность действовать и в точности по Ленину: то есть организовать  общероссийскую газету. После победы в Конституционном суде и после победы на парламентских выборах 1995 года у коммунистов была возможность сделать такой общероссийской газетой - газету «Правда»!

У коммунистов в Думе было большинство. Пусть и не конституционное, но для совершенствования законов о печати конституционное большинство и не требуется. У коммунистов была возможность превратить газету «Правда» в рупор всех левых организаций в стране. Но КПРФ «приватизировала» газету, предоставив остальным левым партиям самим выкручиваться. И она стали создавать и издавать массу левых газет с небольшими тиражами, с редкой периодичностью. Силы были распылены, возможность создания газеты, о которой говорил Ленин, была упущена.

Точно так же была упущена возможность организовать пропагандистский левый центр на телевидении. Тогда же, во второй половине 90-х годов, лаборатория под руководством С.А. Прокофьева (бывший глава московского горкома КПСС) разработала способ распространения информации через неиспользуемые каналы ТВ. О технической стороне проекта долго рассказывать, да я и сама не до конца во всем разобралась.

Знаю только, что Прокофьев предложил проект КПРФ - партии, имевшей наиболее разветвленную сеть парторганизаций. Зюганов отказался. Почему? Не знаю. Во всяком случае, материально это было партии доступно: всего-то и надо было - снабдить все российские партячейки  специальными приставками к телевизорам. Это не дороже, чем тратить кучу денег на всякие предвыборные пустяки типа флажков, календариков, буклетов, листовок, брошюрок и т.д.      

Ну а режим не дремал и не дремлет: телевидение уже почти на сто процентов захвачено властью. Слово «почти» - для объективности. Все-таки можно еще увидеть на телеэкране нормальные советские фильмы, а иногда и услышать, если передача в прямом эфире, и пару слов «поперек режима» от того или иного оппозиционного политика.

Остается Интернет. На сегодня это последняя надежда для создания коллективного пропагандиста, агитатора и организатора. Но, похоже, что и эта надежда вскоре уплывет, и эта возможность будет упущена. На сегодня что мы имеем? Как и в истории с дроблением газет, идет дробление левых сил в Интернете. Свой сайт у КПРФ, свои сайты у Семигина, Селезнева, Анпилова, Пригарина...   Есть Форум мск оппозиционного направления...

В общем, левые силы по-прежнему раздроблены. Однако, власть понимает, что именно в Интернете может возникнуть крупный оппозиционный ресурс, когда левые, наконец, опомнятся и объединятся. К тому же, будущий президент (Медведев) весьма увлечен идеей компьютеризации российских школ. В один прекрасный момент власть задумается: а хорошо ли для нее, если каждый школьник будет иметь возможность знакомиться через Интернет с коммунистической идеологией и вообще с оппозиционными политическими воззрениями?

И уж поверьте, власть сделает все, чтобы прибрать к рукам интернет, как она уже сделала с телевидением. Предвыборный эпизод с закрытием, пусть даже и на один день, ФОРУМа.мск не случаен. Это была проба сил. А для нас - первый звоночек. Но левые снова плетутся в хвосте событий. Зюганов все еще рассказывает нам о своем изумительном способе пропаганды и агитации - «от человека к человеку, от двери к двери».

Такой вот первобытный способ рекламируется в 21 веке! И это вместо того, чтобы сыграть на опережение и срочно создать мощный оппозиционный ресурс в Интернете, вобравший в себя все без исключения левые силы.

А может быть, нам не ждать милости от КПРФ и других левых партий, а самим стать застрельщиками в создании обще-левого ресурса в Интернете? Я вношу предложение: редакции ФОРУМа.мск организовать конференцию, на которой обсудить план этого проекта и способы его осуществления. Пригласить на конференцию представителей всех левых сил, наиболее активных авторов ФОРУМа, наиболее активных участников дискуссий и обсудить тему «Как нам реорганизовать Форум мск?». Долго раскачиваться нельзя, иначе в ближайшее время мы не сможем не только обсуждать острые темы на ФОРУМе, но и вообще совать свой нос в Интернет.

 

Герберт Уэллс, узнав о кончине Ленина, сказал: «Он слишком рано уснул для России». Это действительно так, и мы долго еще будем грустить, отмечая печальную дату 21 января. Но мы не должны забывать: Владимир Ильич уснул, но творческое наследие великого Ленина не уснуло. Оно живет, надо только внимательно прислушиваться к голосу нашего великого соотечественника, доходящего до нас через столетие.   

Наталья Морозова

 


От редакции: Ну, поскольку даже Ленин не отвечает на все вопросы, то редакция ФОРУМа.мск и пытаться не будет. Если один из старейших марксистов в стране считает, что надо собрать всех заинтересованных лиц для обсуждения вопроса "Как нам реорганизовать ФОРУМ.мск", то можно и собрать. Но Ленину тут повезло больше - он отвечает только на умные вопросы, а редакции придется, видимо, отвечать на все.

Наталья Павловна тут вспомнила Прокофьева. Тоже приходилось встречаться... Ну так они как-то с Горбачевым и другими товарищами очень удачно решили вопрос "Как нам реорганизовать КПСС".

Это к тому, что в результате реорганизации иногда (и даже часто) реорганизуемое предприятие перестает функционировать. А какая-нибудь Куба так и живет нереорганизованная.

Но это "лирическое отступление" - если возникла необходимость реорганизации, давайте обсуждать. Сначала, полагаю, можно в гостевой книге. А там посмотрим.

Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск

(остальные истории) 

Комментарии к статье (всего - 143):
Re: Olegu и Александру Почемукин (2008.02.12 00:58)(2008.02.12 21:21)
Александр написал 13.02.2008 00:25
Ваш ответ по поводу желания животных одомашниться отношу к разделу юмора.
То же насчет чужого сознания как бытия для нас. Уже значит сознание определяет сознание ? Ну-ну.
Если какая-нибудь дамочка сходила на рынок за продуктами, а потом написала подруге про цены, то это еще не повод зачислять ее в ряды экономических теоретиков.
Базируясь на "трудовой" теории стоимости, Маркс пытался определять стоимость исключительно через производство, через затраты труда, почему и совершил принципиальную ошибку. Пресловутую "прибавочную" стоимость точно так же никому еще найти не удалось.
Стоимость товара определяется исключительно рынком. Если товар продан, то есть нашел спрос, то именно не по Марксу, а наоборот - из дохода выяснится, какова его общественная стоимость или полезность. После того, как из дохода выплатят зарплаты, кредиты, аренды сырье энергию и проч., остающуюся прибыль (если осталась ) можно будет вложить в расширение производства. Не продался товар или продан по цене ниже ожидаемой - и нет ни прибыли, ни полезности, ни основной зарплаты ни прибавочной. Вот тут анализ Маркса бы и пригодился, если бы он шел от рынка. Но он видел все беды в предпринимателе и шел от предубеждения.
А что там сказал Энгельс проходя мимо рынка, роли не играет. Ошибка Маркса давно всеми понята и разобрана (посмотрите хоть книжку Шумпетера). Ни для какого серьезного экономического анализа оно не пригодно, его никто не использует . ПОэтому его учение осталось только прибежищем для людей страдающих комплексом зависти - мол, грабит нас капиталист.

Почемукину
Н.Морозова написал 13.02.2008 14:28
Уважаемый Почемукин. Надеюсь, что после поста Александра (№101) Вы не станете больше с ним полемизировать. Вы, наверное, человек молодой и все еще верите, что искажение мыслей Маркса и Ленина делается людьми из-за их плохого знания первоисточников.
Я тоже так думала лет 20 тому назад. Но вскоре поняла, что эти люди вполне грамотны, что они передергивают цитаты и искажают мысли Маркса и Ленина умышленно. Им надо оправдать свои грязные делишки 90-х годов, когда они разворовывали СССР.
Александр - из таких. А своей последней фразой он показал, чьим последователем является. Он пишет, что учение Маркса - прибежище для людей, страдающих комплексом зависти. Но это же почти дословное повторение "открытия" Александра Яковлева! Уж он-то превосходно знал Маркса. Более того, в советское время был пламенным пропагандистом марксизма.
И вдруг, в одночасье "прозрел" и заявил, что Маркс якобы защищал вовсе не рабочих, а бездельников, людей ленивых и завистливых. В общем, Александр - это сынок Яковлева. Неважно, родной по крови или по духу.Его методы ниспровержения Маркса те же, что и у Яковлева.
Лично я ему, Александру, конечно же, отвечать не стану. 20 лет тому назад я по наивности вступала с такими в дискуссии, а сейчас прохожу мимо, глядя на них с презрением.
А Вам, Почемукин, всего хорошего. Н.М.

Re: Почемукину Н.Морозова (2008.02.13 14:28)
Александр написал 13.02.2008 16:27
Я не очень понял - 20 лет назад (1987 год) Вы вступали с такими людьми в полемику. А разворовывать страну они начали только в 90-х годах. А чего же они боролись с Марксом в 87-м ?
Что до меня, то я знал свою страсть разворовывать страну, и чтобы не дать ей расцвести уехал из нее в 92-м. С собой взял ящик книг и инструменты - все что успел разворовать до этого.
Пока что на данном сайте ни одного серьезного аргумента или возражения я не увидел. Почему то в ваших традициях упрекнуть человека в нечистоплотности, искажениях и прочего, а вот аргументов не видно. Возникает сомнение в том что "вашего" Маркса тут кто-то вообще читал.
Я не могу исказить Маркса потому, что он действительно развивал трудовую теорию стоимости и действительно "открыл" прибавочную стоимость. Я просто утверждаю что эта теория ошибочна, она говорит об издержках производства. А реальная стоимость товара возникает только на рынке, где его должны купить другие работники. Это реальность, так как именно так и проектируется производство товара - определяется ниша на рынке, исследуется число возможныхз покупателей и рассчитывается с какими издержками должен производиться товар. Дальше все решает качество товара своего и конкурентов. Где тут искажение Маркса? Или есть у Вас опровержения хотя бы "наивные" ?

Александру
03 написал 14.02.2008 00:54
Большая просьба- на форуме Н.П.Морозовой "Верность Ленину" помещены все ее статьи. Пожалуйста просмотрите их и если найдете хоть один аргумент, напишите.
Мне это не удалось, так как там- сплошные заклинания и проклятия в адрес "неверных".
Посудите сами, на какие экономические вопросы может сегодня ответить этот присяжный поверенный, благополучно угробивший сельское хозяйство, лишив земли разом около четырех миллионов крестьян, кормивших хлебом Россию и не только ее?
Последствия этой "реформы" сегодня хорошо известны.

Re:Александру - 03 (2008.02.14 00:54)
Александр написал 14.02.2008 18:17
Да уж, форум действительно показательный, но заклинания и привычка к общим местам это просто многолетняя привычка лепить друг к другу слова, не встречая никаких возражений. Вот и ослабла доказательная сила. К тому же сама суть марксизма - это привычка видеть действительность не во всем ее обьеме, а только с одной, для своих взглядов выгодной стороны.
Вот приводит г-жа Морозова фразу Ленина :
"Империализм есть громадное скопление в немногих странах денежного капитала, достигающего, как мы видели, 100 - 150 миллиардов франков ценных бумаг. Отсюда - необычайный рост класса, или, вернее, слоя рантье" , -
и не задумывается - ведь проценты приносит именно работающий капитал, деньги сами собой не возникают, значит где-то благодаря капиталу работают заводы и фабрики, создаются товары, покупаемые людьми. Но почему-то владеющие акциями предприниматели, менеджеры, банкиры не садятся на скамеечки у подьездов, а продолжают с удвоенной энергией и дальше копить, вкладывать и строить. А что виденные Ильичем на Цюрихской набережной старички (они там и сегодня сидят) накопили добавку к небольшой пенсии - а кто из нас стареньким-то не будет ?
Да если бы Ильич сегодняшнюю западную жизнь увидел, так может и сказал бы - да вот же он, социализм, в действии. Но вот никак не хотел увидеть вовремя ростки нового, потому и придуманы были эти ростки - как социальное страхование и прочее, - не марксистами, а немецким канцлером Бисмарком.
Я не стал бы возражать многим местам в материалах г-жи Морозовой о людях, разворовывающих сегодняшнюю Россию. Наверное во многом она тут права. Но ведь это никак не связано с социальным рыночным хозяйством как сегодня именуют сегодняшний капитализм.
И не упрекая саму г-жу Морозову, скажу : и все это разворовывание стало возможно также только благодаря Ленину. Из-за того что он отдал в руки госчиновников всю экономику. Стоило только отказаться от двух денежных систем (наличной и беналичной) и разрешить обналичивание и валютные операции, как чиновники тут же сообразили создать слой так называемых "олигархов", под видом частных банкиров перекачивающих для чиновников нефтегазовые деньги на их заграничные конто. Могли ли это быть при частной собственности ? Нет, капиталисты у себя не воруют, хозяйственные связи не рвут, отрасли не разоряют. Есть и у них свои проблемы, только издаля и из- за книжек не увидать.
Вот в том-то и вопрос, г-жа Морозова - только хозяин может быть ответственен , потому что только он и отвечает перед собой и своей семьей за риск предпринимательства.
И хочу напоследок предложить как бы эксперимент - я готов принять что Вы хотите только добра своей стране и своему народу. Путь к лучшему будущему лежит через худшее. Так давайте попробуем построить на пробу настоящее капиталистическое общество - такое как в Европе и Америке. Пусть граждане России - и крестьяне, и рабочие помучаются в таких домах как американцы, утомятся от необходимости ежедневной заправки двух автомобилей, утомятся от проблем выбора третьего телика для кухни. И тогда, не сомневаюсь, придут они к стойким ленинцам и получат от них ответ лучше всяких аргументов :
"простой рост кооперации для нас тождественен с ростом социализма"
Ведь же провал социализма в России фундаментально связан с его насильным навязыванием. А тогда уж люди сами придут и сами отменят этот жуткий мир собственных домиков и садовых участков. Как, г-жа Морозова, принимаете предложение ?

Александру
Почемукин написал 15.02.2008 00:08
По Вашему мнению: "суть марксизма - это привычка видеть действительность не во всем объеме, а только с одной, для своих взглядов выгодной стороны". Какую же выгоду для себя хотели извлечь классики марксизма, в том числе наш Плеханов? Плеханов тоже действительность видел в более меньшем объеме, чем Александр?
Вы Александр, отрицая вечные законы природы - отрицание отрицания, переход количества в качество и обратно и другие-, как раз и обрекаете себя рассматривать действительность в неполном объеме. Может быть, по этому Ваше понятие о "бытие" гораздо уже, чем у классиков марксизма. Дайте нам смысл, который Вы вкладываете в понятие " бытие". "Бытие людей есть реальный ПРОЦЕСС их жизни", так считали классики марксизма.
Попробуем проследить за свойствами сознания. Примеры из жизни показали, что дети "маугли", прожившие 4 года с животными утрачивают способность полноценно развиваться. Человек в барокамере, лишенный общения и звуков через определенное время теряет адекватное состояние в восприятии действительности, начинает слышать звуки, которых объективно нет, и начинают их мучить галлюцинации. Слепоглухонемые без грамотного общения остаются способными только принимать пищу, при общении со специалистами они овладевают чтением и сочиняют стихи.
Как видим, функционирование сознания очень сильно зависит от условий, в которых оно находится. Более интересные и убедительные примеры приводятся классиками в АНТИ-ДЮРИНГЕ и НЕМЕЦКОЙ ИДЕОЛОГИИ, где и видно, что БЫТИЕ, "как действительность в своем объеме" полнее и дирижирует СОЗНАНИЕМ.
Прибавочная стоимость по Марксу и без Маркса - это часть заработанных, но не выданных денег.
А Вы, кстати, по какой причине оставили освободившуюся от "тоталитаризма" страну?

Александру
Почемукин написал 15.02.2008 00:17
читать - начинают его мучить-

Re: Александру - Почемукин (2008.02.15 00:08)
Александр написал 15.02.2008 01:17
"....А Вы, кстати, по какой причине оставили освободившуюся от "тоталитаризма" страну?... "
Давайте мою личную судьбу не относить к предмету данного разговора. Вам будет привычнее считать, что под влиянием бытия этой страны я решил избежать влияния этого бытия на мое сознание. Главное - удалось мне вопреки убеждению г-жи Морозовой не разворовать страну, и слава богу. С удовольствием помог бы Вашим соратникам и разворовал бы капиталистов, но тутошнее бытие на сознание почему-то так не повлияло.
Какую выгоду для себя извлекал Плеханов, Вам уяснить легче чем мне, бытие ведь должно одинаково влиять на сознание вас обоих. Но вот почему оно не на всех влияло одинаково, не пойму. Ведь и Марксу и Ленину при их жизни многие указывали на их ошибки. Что то в их отношениях с бытием не сложилось ?
А вот у России не сложилось созданное ихним сознанием бытие.
Вспоминая про широкие окладистые бороды, носимые в том еще веке, думаю что многие их носители ощущали себя этакими патриархами - все создавали Системы, писали толстые кирпичи, считали себя большими Учеными, такие времена....
А это конечно связано с честолюбием ( опять же - одно и то же бытие одних делает честолюбцами а других почему-то нет ).
Если проанализировать заклинания г-жи Морозовой, то они уже находятся за пределами логических доказательств, это чистая и незамутненная вера. Вот тут скорее всего и лежит ответ на Ваш вопрос об односторонности взглядов Плеханова.
В вопросе о бытии и сознании для него типичны постоянные ссылки на одни и те же ничего не обьясняющие "особенностей" :
".... Каковы бы ни были особенности данной личности, она не может устранить данные экономические отношения, раз они соответствуют данному состоянию производительных сил. Но индивидуальные особенности личности делают ее более или менее годной для удовлетворения тех общественных нужд, которые вырастают на основе данных экономических отношений, или для противодействия такому удовлетворению..."
Сказал он по Вашему здесь что-то , обьяснил ли что-то ? Не-а. Есть некие таинственные "особенности", заклинает он.
Допустим по мнению французов Наполеон был более годен для производственных отношений ? А как они это узнали - по тому что он бросил в Египте армию и удрал ? Но когда его сделали императором, он потом снова бросил армию в России. Так ли уж хорош он для производственных отношений ? А у Веллингтона были другие "особенности" ?
Вот потому то я и говорю об односторонности.
В Вашем примере с "детьми Маугли" ( у марксистов вообще-то говорится что именно "общественное бытие определяет общественное сознание") - позволю себе напомнить что первобытный человек находился в еще более тяжелых условиях чем Маугли. Но почему-то его эти "производственные отношения" сделали Человеком, а обезьяну - нет. Наверное, опять "особенности". И что обьяснилось ? - ничего.
А вот отрицать законы природы мне не свойственно, иначе я бы давно уже не ходил а летал. Если Вы покажете мне, что из Гегелевской триады повлияет на завтрашнюю погоду или на курсы валют, и в какую сторону, и это сбудется, перейду в церковь г-жи Морозовой.

Любителям таблоидов
Scout написал 16.02.2008 03:04
Сифилис, гонорея, недоучка... Рассуждения на уровне таблоида. К чему это? Самое поганое, что люди, и одним языком (который называют родным) плохо владеющие, смеют обсуждать человека, который в совершенстве владел несколькими европейскими языками, читал мыслителей в подлинике, которой, как бы не отрицали его хулители, изменил историю.
Спасибо Наталье Морозовой за умную, глубокую статью.
Полностью согласен с Заречным (коммент. от 21.01.2008)

Scout
03 написал 16.02.2008 07:58
Никому сегодня не интересен сифилис или образовательный ценз Вождя. Только очень дремучий человек в начале 21 века может отрицать, что Ленин изменил историю; такого человека надо называть не хулителем, а дураком.
Но разве дело в этом? Вопрос в том, КАК И КУДА он повернул историю России.
О том, КАК он это делал уже очень много написано, но если выразить это одной фразой, то можно сказать, что он утверждал свою власть в России (не надо о Советах- это смешно!)с человеконенавистнических позиций. Мои многочисленные посты с фактическипми примерами освобождают меня от необходимости в десятый раз повторяться на эту тему.
О том, КУДА он повернул историю России, страны, которую на Западе не без основания считали одной из наиболее успешной в экономическом плане, сегодня тоже хорошо известно.
Что касается множества иностранных языков, то, к сожалению, это не освободило
В.И. от хамства на русском языке как по отношению к отдельным людям (в том числе и к своим товарищам по партии), так и к целым народам, среди которых оказался и русский народ (высказывания общеизвестны). Чтение "мыслителей в подлиннике" от этого, как видно, не спасает.
P.S. в случае, если мой русский язык показался господину Скауту плохим, я готов повторить текст по-английски.
Кстати, почему большинство читавших работы Ленина говорят о том, что это- крайне тяжелое занятие именно из-за русского языка автора?

Исправления
03 написал 16.02.2008 08:01
Следует читать "успешных".

Александру
Почемукин написал 16.02.2008 14:20
Александр, я приятно удивлен, тем, что в течение 60 минут, Вы достаточно быстро дали мне приличный по объему ответ. Особенно меня поразило и обрадовало то, что Вы, находясь в капиталистической стране, за это короткое время сумели найти том, постылого для Вас и не нужного для капстран, ПЛЕХАНОВА и дали из него цитату. Я Вам завидую. В моем провинциальном районе школьник уже не может в библиотеках встретить произведения классиков марксизма, они заточены в глубоких подвалах, как былинный Илья Муромец. Подозреваю, что их нет и в Интернете.
Вернусь к приведенной Вами цитате из интереснейшей работы ПЛЕХАНОВА "К вопросу о роли личности в истории"
".... Каковы бы ни были особенности данной личности, она не может устранить данные экономические отношения, раз они соответствуют данному состоянию производительных сил. Но индивидуальные особенности личности делают ее более или менее годной для удовлетворения тех общественных нужд, которые вырастают на основе данных экономических отношений, или для противодействия такому удовлетворению..."
Вы находите, что из текста не ясно, что хотел сказать автор. Мною же понято следующее.
Личность не может устранить данные экономические отношения до тех пор, пока они не вступят в противоречие с производительными силами. Но у личности остаются возможности оказать содействие или противодействие удовлетворению общественных нужд, которые порождены выше указанными экономическими отношениями.
Мысли об этом, в статье у Плеханова многократно повторяются и подаются под разным углом зрения. Так в конце статьи он пишет:
"Ни какой великий человек не может навязать обществу такие отношения, которые уже не соответствуют состоянию производительных сил или еще не соответствуют...
Плеханов приводит созвучные мысли БИСМАРКА: ""мы не можем делать великие исторические события, а должны сообразовываться с естественным ходом вещей..." и далее пишет, что это не подлежит сомнению и: "Но нам все-таки хотелось бы знать, от чего зависит их .... сила, при каких обстоятельствах она растет и при каких уменьшается". Вот чему и посвящена вся статья Плеханова.
Вы упрекнули Плеханова в заклинаниях "особенности". Упоминания об индивидуальных особенностях личностей Плехановым, подчеркивают и еще раз напоминают о том, что классики марксизма всегда учитывали и придавали значение этим особенностям, во всем их многообразии.

Александру
Почемукин написал 16.02.2008 14:21
Александр, я приятно удивлен, тем, что в течение 60 минут, Вы достаточно быстро дали мне приличный по объему ответ. Особенно меня поразило и обрадовало то, что Вы, находясь в капиталистической стране, за это короткое время сумели найти том, постылого для Вас и не нужного для капстран, ПЛЕХАНОВА и дали из него цитату. Я Вам завидую. В моем провинциальном районе школьник уже не может в библиотеках встретить произведения классиков марксизма, они заточены в глубоких подвалах, как былинный Илья Муромец. Подозреваю, что их нет и в Интернете.
Вернусь к приведенной Вами цитате из интереснейшей работы ПЛЕХАНОВА "К вопросу о роли личности в истории"
".... Каковы бы ни были особенности данной личности, она не может устранить данные экономические отношения, раз они соответствуют данному состоянию производительных сил. Но индивидуальные особенности личности делают ее более или менее годной для удовлетворения тех общественных нужд, которые вырастают на основе данных экономических отношений, или для противодействия такому удовлетворению..."
Вы находите, что из текста не ясно, что хотел сказать автор. Мною же понято следующее.
Личность не может устранить данные экономические отношения до тех пор, пока они не вступят в противоречие с производительными силами. Но у личности остаются возможности оказать содействие или противодействие удовлетворению общественных нужд, которые порождены выше указанными экономическими отношениями.
Мысли об этом, в статье у Плеханова многократно повторяются и подаются под разным углом зрения. Так в конце статьи он пишет:
"Ни какой великий человек не может навязать обществу такие отношения, которые уже не соответствуют состоянию производительных сил или еще не соответствуют...
Плеханов приводит созвучные мысли БИСМАРКА: ""мы не можем делать великие исторические события, а должны сообразовываться с естественным ходом вещей..." и далее пишет, что это не подлежит сомнению и: "Но нам все-таки хотелось бы знать, от чего зависит их .... сила, при каких обстоятельствах она растет и при каких уменьшается". Вот чему и посвящена вся статья Плеханова.
Вы упрекнули Плеханова в заклинаниях "особенности". Упоминания об индивидуальных особенностях личностей Плехановым, подчеркивают и еще раз напоминают о том, что классики марксизма всегда учитывали и придавали значение этим особенностям, во всем их многообразии.

Александру
Почемукин написал 16.02.2008 14:22
Александр, я приятно удивлен, тем, что в течение 60 минут, Вы достаточно быстро дали мне приличный по объему ответ. Особенно меня поразило и обрадовало то, что Вы, находясь в капиталистической стране, за это короткое время сумели найти том, постылого для Вас и не нужного для капстран, ПЛЕХАНОВА и дали из него цитату. Я Вам завидую. В моем провинциальном районе школьник уже не может в библиотеках встретить произведения классиков марксизма, они заточены в глубоких подвалах, как былинный Илья Муромец. Подозреваю, что их нет и в Интернете.
Вернусь к приведенной Вами цитате из интереснейшей работы ПЛЕХАНОВА "К вопросу о роли личности в истории"
".... Каковы бы ни были особенности данной личности, она не может устранить данные экономические отношения, раз они соответствуют данному состоянию производительных сил. Но индивидуальные особенности личности делают ее более или менее годной для удовлетворения тех общественных нужд, которые вырастают на основе данных экономических отношений, или для противодействия такому удовлетворению..."
Вы находите, что из текста не ясно, что хотел сказать автор. Мною же понято следующее.
Личность не может устранить данные экономические отношения до тех пор, пока они не вступят в противоречие с производительными силами. Но у личности остаются возможности оказать содействие или противодействие удовлетворению общественных нужд, которые порождены выше указанными экономическими отношениями.
Мысли об этом, в статье у Плеханова многократно повторяются и подаются под разным углом зрения. Так в конце статьи он пишет:
"Ни какой великий человек не может навязать обществу такие отношения, которые уже не соответствуют состоянию производительных сил или еще не соответствуют...
Плеханов приводит созвучные мысли БИСМАРКА: ""мы не можем делать великие исторические события, а должны сообразовываться с естественным ходом вещей..." и далее пишет, что это не подлежит сомнению и: "Но нам все-таки хотелось бы знать, от чего зависит их .... сила, при каких обстоятельствах она растет и при каких уменьшается". Вот чему и посвящена вся статья Плеханова.
Вы упрекнули Плеханова в заклинаниях "особенности". Упоминания об индивидуальных особенностях личностей Плехановым, подчеркивают и еще раз напоминают о том, что классики марксизма всегда учитывали и придавали значение этим особенностям, во всем их многообразии.

Александру
Почемукин написал 16.02.2008 14:23
Александр, я приятно удивлен, тем, что в течение 60 минут, Вы достаточно быстро дали мне приличный по объему ответ. Особенно меня поразило и обрадовало то, что Вы, находясь в капиталистической стране, за это короткое время сумели найти том, постылого для Вас и не нужного для капстран, ПЛЕХАНОВА и дали из него цитату. Я Вам завидую. В моем провинциальном районе школьник уже не может в библиотеках встретить произведения классиков марксизма, они заточены в глубоких подвалах, как былинный Илья Муромец. Подозреваю, что их нет и в Интернете.
Вернусь к приведенной Вами цитате из интереснейшей работы ПЛЕХАНОВА "К вопросу о роли личности в истории"
".... Каковы бы ни были особенности данной личности, она не может устранить данные экономические отношения, раз они соответствуют данному состоянию производительных сил. Но индивидуальные особенности личности делают ее более или менее годной для удовлетворения тех общественных нужд, которые вырастают на основе данных экономических отношений, или для противодействия такому удовлетворению..."
Вы находите, что из текста не ясно, что хотел сказать автор. Мною же понято следующее.
Личность не может устранить данные экономические отношения до тех пор, пока они не вступят в противоречие с производительными силами. Но у личности остаются возможности оказать содействие или противодействие удовлетворению общественных нужд, которые порождены выше указанными экономическими отношениями.
Мысли об этом, в статье у Плеханова многократно повторяются и подаются под разным углом зрения. Так в конце статьи он пишет:
"Ни какой великий человек не может навязать обществу такие отношения, которые уже не соответствуют состоянию производительных сил или еще не соответствуют...
Плеханов приводит созвучные мысли БИСМАРКА: ""мы не можем делать великие исторические события, а должны сообразовываться с естественным ходом вещей..." и далее пишет, что это не подлежит сомнению и: "Но нам все-таки хотелось бы знать, от чего зависит их .... сила, при каких обстоятельствах она растет и при каких уменьшается". Вот чему и посвящена вся статья Плеханова.
Вы упрекнули Плеханова в заклинаниях "особенности". Упоминания об индивидуальных особенностях личностей Плехановым, подчеркивают и еще раз напоминают о том, что классики марксизма всегда учитывали и придавали значение этим особенностям, во всем их многообразии.

Админу
Почемукин написал 16.02.2008 14:33
Четырежды мне делалось замечание о неправильном наборе кода. Не понял почему 4 раза прошел текст?

03 - Scout
Scout написал 16.02.2008 21:06
Уважаемый господин 03 (если я правильно понял ваш псевдоним)Вы пишете: "Никому сегодня не интересен сифилис или образовательный ценз Вождя. Только очень дремучий человек в начале 21 века может отрицать, что Ленин изменил историю; такого человека надо называть не хулителем, а дураком. Но разве дело в этом? Вопрос в том, КАК И КУДА он повернул историю России...".
К сожалению, кое-кому очень интересно посмаковать "болезни вождя"(есть такие и на этом сайте). А вот что касается вопроса "КАК И КУДА?", то он очень не однозначен. И по этому, Ваше мнение, как оппонента, именно по этому вопросу, я буду уважать как свое, хотя я и сторонник В.И. По большому счету, я просто хотел хоть немного защитить честь и достоинство человека, глубоко уважаемого мной. Есть замечательный двухтомник английского писателя и публициста Луиса Фишера "Жизнь Ленина". Он пишет, что Ленин был "- человеком с железной волей, подавляющей самодисциплиной, презрением к препятствиям и противникам, холодной решимостью ревнителя веры, энергией фанатика и умением убедить или запугать более слабых своей целеустремленностью, поразительной интенсивностью своей деятельности, безличным подходом, личным самопожертвованием, политической принципиальностью и проницательностью и полным убеждением в том, что ему известна абсолютная истина". На мой взгляд, эта характеристика точна до гениальности. Однако, так же далеко не однозначная. С такой характеристикой Володя Ульянов мог бы быть "профессором экономики, преуспевающим юристом, шахматным чемпионом" (Л.Ф.), но стал революционером. Добавлю, что изданные в советское время биографии В.И. (особенно "краткие") я просто брезгую читать. Своей слащавостью, доходящей до абсурда, они тоже оскорбительны. Книгу Л.Фишера очень рекомендую. А что касается все того же вопроса "куда повернул?", - может, он глубже? Может, стоит внимательнее посмотреть "куда и кто доповорачивали?". Воспользуюсь цитатой из статьи Плеханова, которую приводят выше (очень кстати!)господа Александр и Почемучкин в своем диалоге: ".... Каковы бы ни были особенности данной личности, она не может устранить данные экономические отношения, раз они соответствуют данному состоянию производительных сил. Но индивидуальные особенности личности делают ее более или менее годной для удовлетворения тех общественных нужд, которые вырастают на основе данных экономических отношений, или для противодействия такому удовлетворению...". Можно ли ставить в вину, да и в заслугу ВСЕ ПОСЛЕДСТВИЯ только ОДНОМУ человеку, каким бы он гениальным не был?
Мне кажется, это неминуемо приводит, как минимум, к искажению истории и, как максимум, к откровенной лжи.
А язык Ленина своеобразен и действительно труден. Я бы назвал его не литературным, а политическим. Мало кто так писал.
А что касается знания родного языка, то я обращался к поЧИТАТЕЛЯМ таблоидной бумаги, надеюсь, к Вам это не относится.
Scout

Scout
03 написал 16.02.2008 22:28
Уважаемый господин Скаут,
1. При оценке роли Ленина я исхожу из ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ его деятельности, иначе получается как на уроке литературы у плохого учителя: "Что хотел сказать Пушкин в этом произведении?". А он уже все сказал.
2. Вы, как защитник Ленина, находитесь в крайне сложном положении, так как Ваши оппоненты, к которым я отношу и себя, имют слишком много доказательств. сводящих Ваши усилия к нулю. На современном языке характеристика, данная английским писателем, может относиться только к биороботу, так как здесь отсутствуют качества, без которых настоящий вождь просто немыслим,- здесь нет Ленина-человека. И это неслучайно,- когда прошел "конфетный" период ленинианы
мир увидел подлинного Ленина- человека, который был одновременно верховным жрецом и рабом Власти. Страшного в своем презрении к людям, не считавшегося ни с какими жертвами во имя Ее Величества Власти.
3. Меня портясло хамское (я готов ответить за свои слова) отношение Вождя к русскому народу и к России, которая была для него лишь полигоном для реализации
его идей (о чем он сам писал). А ленинское отношение к крестьяноству, к интеллигенции, к культуре (помните, как он потребовал "положить все театры в гроб"?). Невозможно оторвать Ленина- Вождя от Ленина-человека, а его человеческий портрет выглядит довольно-таки омерзительно.
4. Вролодя Ульянов не стал "преуспевающим юристом",- присяжный поверенный Ульянов, как известно, проявил себя на ниве юриспруденции весьма посредственно.
5. Нет, я сторонник личной ответственности вождей, а не перекладывания ее на плечи их преемников. Одного краткого перечисления "заслуг" Ленина вполне достаточно для того, чтобы считать его государственным преступником (в случае Ваших возражений готов представить документальные подтверждения).
6. Прав Георгий Валентинович, но при чем здесь Ленин? Разве он удовлетворил "общественные нужды"? Он нанес по России удар такой силы, с которым может сравнится только гитлеровское нашествие. Но его удар был глубже и целенаправленнее в социально-классовом отношении.
7. Я буду готов ответить на любое обвинение в искажении истории или в заведомой лжи, но хочу сразу предупредить Вас, что попытки Морозовой не увенчались успехом, ограничившись грубостью, зачастую переходившей в откровенное хамство. А это трудно считать аргументом.
8. Увы, по роду работы мне приходится быть "всеядным" и читать, помимо работ моих российских и зарубежных коллег, все- от очередных "исторических" решений ЦК КПРФ до таблоидов ибо только так можно в полном объеме представить себе весь срез российской политической патологии.

Re: Александру- Почемукин (2008.02.16 14:23)
Александр написал 17.02.2008 01:15
Господь с Вами, мне понадобилось не более 3-з минут чтобы найти в Интернете статью Плеханова. В Интернете есть все, возможно Вам не хватает опыта поиска.
Что именно хотел сказать Плеханов, совершенно однозначно, - он пытается обосновать применительно к "роли личности" все ту же метафору "бытие определяет сознание". Для того и вертится его мысль вокруг ничего не обьясняющих "особенностей". Но ведь мы говорим об "учении" претендующем на научность. И что же можно с помощью "особенностей" обьяснить или предсказать ? Ровно ничего.
На самом деле под особенностями скрывается именно то, что марксистам хочется обойти из-за своей категоричности - а именно обратное влияние личности на историю, сознания на бытие.
Как можно говорить что личность не может влиять на "производственные" отношения ? А реформы Солона, Гракхов и бесчисленные прочие ? А как же быть с величайшими - Моисеем, Иисусом из Назарета, и т.д. ?
Убедиться в ложности данной метафоры не так сложно, ведь научная теория должна обладать предсказательной силой. Что же сбылось на самом деле из Маркса и Ленина - капитализм не сгнил, попытки реализации социалистических идей провалились.
И отсюда самое любопытное - это логическая ошибка, опровергающая все "теории" марксистов.
Допустим, великий ум исходит из принципа "бытие определяет сознание". Приняв на вооружение гегелевскую триаду, он пытается распознать содержание развития - единство и борьбу противоположностей, и находит его в классовой борьбе. Ключевую точку он находит в определении формы - переход количества в качество, и решает что именно в ДАННЫЙ момент количество накопилось достаточное. Остается найти направление развития - естественно в отрицании отрицания, то есть должна произойти революция.
Если бы все его предсказания сбылись, значит он правильно определил данную точку - переход к социализму будет именно теперь.
А что же получается если ничего из предсказанного не сбылось ? Означает только то, что он проповедовал волюнтаристскую идею, ничего пока не накопилось, а просто "очень хотелось". Вот в чем и состоит грех односторонности, все идеи Маркса это то чего очень хотелось, а не то что имело место. И принцип "бытие определяет сознание" он сам тем самым и опроверг. Это он, его сознание пыталось изменить бытие, уговаривая себя и других, что уж его-то бытие правильно вдохновило. Иначе мы должны думать что "особенности" других людей были получше? Пожалуй.
Стоит ли упоминать что триада не дает никакой основы для определения "критической" точки. Описываемый ею смысл напоминает старый научный анекдот "Львы делятся на таких кто людей ест, и таких кто не ест, Если вы встретили льва в пустыне, и он вас сьел, то вы встретили льва из первой категории".
Так как насчет погоды на завтра и курсов валют, по Гегелю ?

Re: 03 - Scout - Scout (2008.02.16 21:06)
Александр написал 17.02.2008 01:35
Извините что влезаю в чужую дискуссию, но Вы меня упомянули не поняв. Перечисленные Вами черты характера Ильича были присущи и Гитлеру, и Сталину и многим поднявшимся снизу "сильным" историческим личностям. А вот чего нет в перечислении - так это ответственности.
И Ульянов никогда не мог бы стать юристом - законы, право были вещами ему глубоко ненавистными.
Последствия были чудовщиными и для страны и для мира. Исходя из своих честолюбивых и волюнтаристских принципов, убежденный в том что "ему известна абсолютная истина", Ленин прекрасно осознавал что его власть никогда не сможет быть легитимной (потому и проиграл учредиловку и просто ее разогнал). Он оперся на силы дна, люмпенов и подонков, создал Красную гвардию для создания обстановки хаоса и уличного террора и привел к власти примитивных негодяев, вызвавших крестьянские восстания и гражданскую войну, а затем уничтоживших его же "партию", и в погоне за дешевой рабочей силой загнавших треть страны в лагеря.
А то что и сегодня невозможно вырвать из рук советских чиновников экономику, вернуть награбленное ими - это тоже последствия его деяний.

<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | >>
Ваше имя:
Заголовок:
Комментарий:
Введите число, указанное на картинке:

Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss