Кто владеет информацией,
владеет миром

8 марта и женщины в мировом революционном движении

Опубликовано 08.03.2019 автором Айнур Курманов в разделе комментариев 9

любовь женщина
8 марта и женщины в мировом революционном движении

8 марта исполняется 109 лет с момента принятия на конгрессе женщин социалисток в Копенгагене решения о праздновании дня солидарности женщин тружениц. Этот праздник был во многом выхолощен в период «развитого социализма» и принял в последнее время в странах СНГ значение «дня женщин», как 23 февраля стал неким «днем мужчин». Таким образом, вся изначальная революционная сущность этих праздников исчезла и наша задача возродить традиции борьбы женщин трудящихся за свое освобождение и социально справедливое общество.


Французская революция и начало феминистского движения

Борьба женщин за свое политическое и социальное освобождение имеет давнюю и славную историческую традицию. Началом может служить Великая Французская революция, когда голодные женщины из рабочих предместий Парижа в октябре 1789 года объединились под лозунгом хлеба и свободы и организовали знаменитый вооруженный поход на Версаль. Взяв арсенал и вооружившись пушками, ружьями, пиками и саблями стотысячное женское воинство при поддержке рабочих мужчин и революционеров взяли Версаль и осадили дворец ЛюдовикаXVI. Восставшие женщины тащили на себе тяжелые пушки, мушкеты и были полны решимости победить и низвергнуть монархию. Именно активное выступление женщин работниц предместий Парижа стало важной вехой в деле торжества и победы революции.

Эмоциональный момент участия француженок в революции наиболее полно заключен в шедевре Делакруа «Свобода, ведущая народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»), на котором запечатлена, правда, уже другая Французская революция 1830 года. Но все же картина передает тот дух раскрепощения женщин и их активное участие в политической жизни страны. Можно сказать, что с этого момента были положены основы либерального феминизма. В годы Великой Французской революции, которая нанесла сокрушительный удар феодальным отношениям, были приняты законы, несколько улучшавшие правовое положение женщины. Так, в 1791 был принят закон о женском образовании. Декретом от 20 сентября 1792 женщине были предоставлены некоторые гражданского права. В апреле 1794 Конвентом был принят закон, направленный на облегчение разводов. Но уже в годы термидорианской реакции эти завоевания были существенно урезаны.

Идеологические предшественники Великой французской революции видели в угнетённом положении женщины нарушение «естественных прав человека». Горячий сторонник женского равноправия А. Кондорсе, один из выразителей идеологии французской буржуазии периода Великой французской революции, выступавшей в то время под лозунгами «свободы, равенства, братства», рассматривал рабское положение женщин как следствие глубоко укоренившихся предрассудков во взглядах на женщину и, игнорируя, как и др. буржуазные авторы, классово-экономические корни женского вопроса, видел путь к эмансипации женщины в юридическом равноправии и в воспитании. 

Формирование феминистских теорий либерального направления было в значительной степени подготовлено развитием различных социально-философских, политических идей и интеллектуальных течений. В этой связи особенно стоит отметить философские концепции Джона Локка и Джона Стюарта Милля, которые развивали основы теории прав человека. Последний в 1869 г. опубликовал книгу «Подчиненность женщин», где он использовал либерально-философскую теорию для доказательства тезиса о равенстве прав женщин и мужчин. На базе этих учений в 70-е годы 19 века в Англии начинается «суфражистское» движение за политическое равноправие, куда входили представительницы в основном средних социальных слоев. Но размытость представлений о методах и формах проведения широких реформ, непоследовательность и концентрация программы только на вопросах приобретения формальных законодательных и избирательных прав привело к поражению довольно массового движения женщин. Таким образом, буржуазный либерализм не смог ответить на главные насущные проблемы социального и политического освобождения женщин. Но новые учения, а именно социалистические и в особенности научный марксизм внесли совершенно новый взгляд на положение женщин и пути освобождение и эмансипации.

 

Социалистический и марксистский феминизм

Распространение капитализма в конце XVIII века привело к стремительной индустриализации и урбанизации, на рынок труда были привлечены женские массы, что изменило структуру семьи и стандартные экономические роли ее членов. Причем женский наемный труд сопровождался кризисом семьи, прежде всего, в самых низших слоях городского общества. В этот момент особое влияние на формирование феминистского мировоззрение стали оказывать теории утопического социализма Шарля Фурье, Сен-Симона и других, которые вышли за пределы суждения о «природном назначении» женщины, нисколько, в прочем, не оспаривая его.

Их феминистские идеи, как указывает политолог С. Айвазова, пришлись как бы на стык двух этапов женского движения: первого, начального, когда на волне освободительных идей Великой Французской революции женщина заявила о себе: «я существую», и второго, наступившего вместе с промышленной революцией ХIХ в., когда женщина с полным основанием утверждала: «я работаю – значит, я существую». Это утверждение стало опорой для социалистического феминизма, который развивался, осваивая новые идеологические и политические формы.

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые вскрыли классовые корни женского вопроса и показали, что решение его в пользу трудящихся женщин в капиталистическом обществе невозможно, что первым условием действительного освобождения женщины является уничтожение строя капиталистической эксплуатации. Основанные на их идеях решения 1-го Интернационала об охране труда работниц не только раскрывали связь угнетённого и униженного положения женщин с частной собственностью на средства производства и эксплуатацией человека человеком, но и показывали несостоятельность прудонистского подхода к Ж. в. (Прудон и его сторонники выступали против участия женщины в общественно полезном труде), создавали теоретическую базу для развития пролетарского женского движения.

Маркс, Энгельс и Ленин рассматривали угнетённые массы трудящихся женщин как величайший резерв пролетарской революции. «Пролетариат, — писал В. И. Ленин, характеризуя диалектическую связь между пролетарской революцией и решением женского вопроса, — не может добиться полной свободы, не завоевывая полной свободы для женщин» (т. 40, с. 158). Исключительно важную роль в пропаганде и развитии марксистских взглядов по женскому вопросу сыграла книга Августа Бебеля «Женщина и социализм» (1879). 

Существенный вклад в марксистскую постановку женского вопроса внесли труды и деятельность Клары Цеткин, которая поистине может считаться родительницей международного дня работниц 8 марта. Уже в 1914 году, после четырех лет со дня конгресса социалисток в Копенгагене, женщины рабочие отпраздновали не сговариваясь этот день забастовками, митингами, шествиями и демонстрациями. Всеобщую забастовку весны 1914 года в Петербурге описывает видный большевик Шляпников, где активное участие принимают женщины. 

Первой попыткой применить марксистскую теорию к женскому вопросу в России стала работа Н. К. Крупской «Женщина-работница». Основная идея, содержавшаяся в ней, заключалась в том, что Крупская (подобно Энгельсу и Бебелю) полагала, что женское освобождение возможно только лишь через участие женщин в классовой борьбе пролетариата с господствующим строем. Значение этой небольшой брошюры состояла в том, что благодаря ей, русские социал-демократы стали уделять внимание данной проблеме, что в результате привело к тому, что требование равных юридических и политических прав мужчин и женщин было включено в 1903 году в программу РСДРП.

9 марта 1913 в России впервые отмечался «День работниц» — международный женский день. По инициативе В. И. Ленина в 1914 был создан журнал «Работница», в редакцию которого вошли Н. К. Крупская, И. Ф. Арманд, А. И. Елизарова-Ульянова и др.

Безусловно, огромная роль в создании русского женского пролетарского движения и разработке морали нового, коммунистического общества принадлежит А. М. Коллонтай (1872 – 1952). Одной из первых работ Коллонтай стала книга «Общество и материнство» (1916), в которой она разрабатывает концепцию государственного обеспечения материнства и детства: страхование, оплачиваемый до- и послеродовый период нетрудоспособности, система общественного воспитания детей (ясли и детские сады). По мнению Коллонтай только лишь признание материнства социально значимой функцией позволит освободить женщину от двойной нагрузки – как работницы и как матери. Обращаясь к теме женской эмансипации, она издала несколько художественных произведений (повестей и рассказов), которые по сей день вызывают оживленные дискуссии – «Женщина на переломе» (1923), «Любовь пчел трудовых» (1923), «Большая любовь» (1927).

 

 

Чаще всего предметом дискуссий служат взгляды А. М. Коллонтай на сексуальность. Для Коллонтай будущее коммунистическое общество представляет собой тот тип общества, в котором индивидуализм и дух конкуренции капиталистического общества будут заменены «любовью-товариществом». Коммунизм для А. М. Коллонтай был не просто перераспределением экономических ресурсов, но и изменением самой природы мужчин и женщин, отношения между которыми отныне будут основываться на высшей форме нравственности. В подходах именно к вопросу о новой форме морали и заключено основное расхождение Коллонтай с ее предшественниками. Последние идеальной формой сексуальных отношений полагали истинную моногамию, в то время как Коллонтай опасалась любых проявлений исключительности в любви, что могло бы нанести вред, по ее мнению, не только самим женщинам, но и обществу в целом.

Женщины в дни Февральской и Октябрьской революции в России

23 февраля (8 марта) 1917 женщины-работницы вышли на улицы Петрограда с протестом против голода и войны. Надо отметить, что выступление женщин прошло после призыва журнала «Работница» организовать антивоенную демонстрацию и почтить память жертв «кровавого воскресенья», которая затем переросла во всеобщую забастовку и привела к столкновениям с силами гарнизона. Но солдаты и казаки, не желая стрелять и избивать женщин, перешли на сторону протестующих, что означало восстание. По мнению Льва Троцкого, в те дни женщины играли ключевую роль в отношениях между рабочими и солдатами, противостоящими друг другу на бушующих улицах. «Они шли на кордоны солдат смелее, чем мужчины, — писал он, — хватались за винтовки, просили, почти приказывали: «Бросайте ружья и присоединяйтесь к нам». Это выступление явилось началом Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года. В августе 1917 при Московском областном бюро РСДРП (б) была создана комиссия по работе среди трудящихся женщин. В состав Петроградского Совета рабочих депутатов избираются в сентябре значительное число женщин работниц из Выборгского и Нарвского районов.

 

 

 

Большевички, равно как анархистки и эсерки, уже давно доказали свою ценность в качестве бойцов, террористок, организаторов мятежей и помощниц в уличных боях. В более широком масштабе свои подвиги 1905 – 1907 годов они повторили в сентябре 1917 года, подавляя выступление Корнилова, и в во время Октябрьского восстания. Вскоре после Февральской революции к созданным группам рабочей милиции (позднее названным Красной гвардией) были присоединены медицинские подразделения, состоявшие из работниц и обученные студентками-большевичками. В октябрьские дни наспех обученные петроградские медсестры и санитарки заняли позиции вокруг осажденного Зимнего дворца, чтобы оказывать помощь штурмовавшим его красногвардейцам. После захвата власти эти объединения были соединены в Пролетарский Красный Крест, а позднее вошли в состав Красной Армии….

Более непосредственную роль женщины играли во время Московского восстания 1917 года, когда шли уже настоящие уличные бои. На административном уровне ряд работниц и интеллигенток занимали важные позиции в Совете, партийной организации, Военно-революционном комитете и в так называемом Боевом партийном центре. Среди них были старые подпольщицы Землячка и Яковлева, а также будущие лидеры Женотдела Смидович и Варенцова.

Когда начались столкновения, работницы трамвайного депо подготовили медицинские, разведывательные, «бронированные» трамваи и, используя преимущества своей профессии, производили разведку вражеских позиций вблизи Кремля. Большинство принявших участие в восстании женщин вошли в состав медицинских пунктов, пунктов по раздаче пищи, оказанию технической поддержки и связи. Во время работы в одном из таких пунктов была убита первая мученица Революции, студентка-большевичка Люсик Люсинова.

Похожие сцены наблюдались и в других, охваченных восстанием индустриальных центрах, в особенности в городах Московской губернии, принадлежавших к текстильному поясу. Все это было не просто кульминацией деятельности большевичек в 1917 году – равно как и традиции женской воинственности в революционном движении, начало которой положили Засулич и Перовская – но также и прелюдией к великой эпической поэме о милитаризме, жестокости и доблести женщин на полях Гражданской войны.

Большевизм и раскрепощение женщин

Победа Великой Октябрьской социалистической революции дала возможность полностью разрешить женский вопрос в России. Женское движение стало рабоче-крестьянским с задачами всемерного содействия социалистическому строительству, защиты социалистического Отечества, вовлечения всех женщин в активную политическую и общественную деятельность. В ноябре 1918 в Москве по инициативе И. Ф. Арманд, А. М. Коллонтай и К. Н. Самойловой был созван 1-й Всероссийский съезд работниц и крестьянок, на котором выступил В. И. Ленин. Съезд определил место женщин в борьбе за социализм и заложил организационные основы женского движения в советских условиях. В составе центральных и местных партийных органов были созданы знаменитые женотделы.

Советская Россия дала первой в Европе женщинам абсолютно равные права с мужчинами, закрепив это положением в Конституции РСФСР 1918 года.К примеру, под влиянием Октябрьской революции, только в 1919 году право голосовать добились женщины Австрии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Люксембурга, Чехословакии, в 1920 году — США, в 1922 году — Ирландии, в 1928 году — Великобритании, в 1931 году — Испании и Португалии. Однако большевики не остановились лишь на формальном этапе уравнения в правах.

«… Женская половина рода человеческого при капитализме угнетена вдвойне. Работница и крестьянка угнетены капиталом и сверх того они даже в самых демократических из буржуазных республик остаются, во-первых, неполноправными, ибо равенства с мужчиной закон им не дает; во-вторых, — и это главное — они остаются в «домашнем рабстве”, ”домашними рабынями», будучи задавлены самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства», — отмечал В. М. Ленин в 1921 году.

Поэтому задачей пролетарской революции являлось вырвать женщину из этого порочного круга, сделать ее полноправной частью экономического и общественно-политического устройства, когда она будет наравне участвовать в производственном процессе и распределении национального дохода. Удар по средневековому патриархальному пониманию семьи, культурная революция, направленная на преодоление неграмотности десятков миллионов женщин, бурный рост детских дошкольных учреждений яслей и интернатов, создание общественных прачечных, столовых и кухонь были главными средствами бытового раскрепощения и первым опытом общежития.

Первые законодательные акты в защиту материнства и детства, гражданская регистрация брака и облегчение разводов, активное участие сотен тысяч женщин в общественно-политической жизни и работе советских органов, РКП(б), Комсомола, РККА, «Освиахима» и других массовых организаций, действительно создали условия для реальной социальной эмансипации женщин, особенно молодых, которые приняли принципы и завоевания революции. Акции по раскрепощение женщин Востока в 20-х годах в Средней Азии и Азербайджане, в которой приняли активное участие Клара Цеткин, Инесса Арманд и Коллонтай также имели огромное политическое пропагандистское значение и влияние не только в СССР, но и в Европе.

Поступательный процесс социальной и культурной революции преобразовал советскую женщину и в период индустриализации и коллективизации вовлек ее в единый плановый механизм народного хозяйства, вырвал ее из средневекового обывательского мирка, мелкотоварного быта, дал возможность получить высшее образование и стать полноправным членом общества.

Достижения СССР в деле защиты прав женщин, матерей и детства неоспоримы. Вместе с новым государством женщины, пробужденные революцией, прошли через все испытания Великой Отечественной войны, отстояли наравне с мужчинами независимость своей страны, стали образчиком тех величайших перемен, произошедших в некогда закрытом полуфеодальном обществе. Тем более эти достижения значительнее на фоне нынешних рыночных экспериментов, полного сворачивания социальных гарантий и завоеваний Октября, от которых серьезно пострадали в первую очередь женщины, вновь 8 марта обретает свой первоначальный классовый и революционный смысл.

В мировой капиталистической системе именно женщины находятся в самом угнетенном положении, так как получают меньше мужчин за равный труд в разных отраслях, подвергаются половой дискриминации и сексуальной эксплуатации, кроме этого на них ложится груз домашней работы и бытового обслуживания мужей и воспитания детей. Как и в 1921 году по словам Ленина и сегодня многие женщины являются ”домашними рабынями», когда в республиках Средней Азии представительниц слабого пола вновь загоняют в положение бессловесной скотины. И как в начале ХХ века мы говорим, что только будущее коммунистическое общество способно полностью освободить человека, в том числе и женщину, от социального угнетения.

Соответственно, подчиненное положение женщины есть следствие развития частной собственности, общественного разделения труда и классового общества, прежде всего, капиталистического. Освобождение человека от классового гнета может произойти только в результате социалистической революции. Эмансипация женщины также может произойти только вследствие ликвидации капиталистического способа производства. Поэтому женщины наравне с мужчинами должны принимать активное участие в классовой борьбе, вступать в социальные движения, организовывать боевые профсоюзы и активно формировать политическую партию пролетариата!



Рейтинг:   4.00,  Голосов: 7
Поделиться

читайте нас в Я.Новости

Всего комментариев к статье: 9
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re:
как он с католицизмом и написал 10.03.2019 20:50
протентанизмом соотносится?
Ответить
(без названия)
FRANCISKO... написал 09.03.2019 16:37
Начнем с того что день 8 марта восходит к еврейскому празднику Пурим.К тому же он приходится обычно на дни Великого поста,потому отмечать его в православной стране мягко говоря,не уместно.Вместо этого можно отмечать например,Благовешение.Что касается т.н.''раскрепощения''женщин то оно в основном привело к тому что женщины просто стали работать на равне с мужчинами,получая при этом меньшую зарплату.Особенно кстати,в СССР.Да и матери-одиночки и все другие пороки это тоже следствия этого самого''раскрепощения''Ну,а что касается картины Эжена Делакруа,да это безусловно,шедевр.Но там изображена не свободная и не раскрепощенная,а именно ПАДШАЯ женщина.И именно она и символизирует все наследие Французской революции которое уже поставило Европу с ее гей-парадами и однополыми браками на край гибели.Кто то очень хорошо сказал,что древнеримская цивилизация осталась только в изображениях непристойных сцен.Видимо скоро и от европейской цивилизации останется только эта картина''Свобода ведущая народ''
Ответить
(без названия)
Тупой написал 09.03.2019 16:02
Кто,как не женщины,ощущает на своей участи все прелести и ужасы жизни при капитализме? Чтобы прокормить детей приходится жертвовать многим,начиная со здоровья,не говоря уже о элементарных,примитивных радостях существования. Речь идет не о бабах миллионерах и других успешных проститутках,торгующих природными данными,а о миллионах угнетенных буржуями,вынужденных добывать в муках трудовой хлеб. Вон их сколько в Европе вышло на улицы. Знаю буржуазные скалозубы-бугаи будут ерничать. Но день международной солидарности трудящихся женщин это не день весны,мимоз,тюльпанов и других знаков внимания со стороны мужчин. Это только в президентских странах для жизни государственные головы поздравляют их с праздникам солнечного круговорота.
Ответить
Настоящие пусси райот
Заячий ник написал 09.03.2019 11:53
Ими была троица Коллонтай, Цеткин и Арманд.
Ответить
(без названия)
безыдейный написал 08.03.2019 23:52
А что там читать? Наверное, скачал с интернета реферат на заезженную тему? Читали мы такое и в советское время, только никогда доказательств не было. Приведите доказательства, что при капитализме женщины находятся в более угнетенном положении, чем мужчины, в частности, где, как, когда за равный труд каменщика, например, женщина получала меньше мужчины?
А разве среди мужчин при капитализме нет более и менее угнетенных? Так почему не объявить международный день более угнетенных мужчин? Пусть они проявляют солидарность в борьбе против менее угнетенных мужчин и менее угнетенных женщин.
И все равно не понятно, почему трудящиеся, по социалистической теории, не могут совместно бороться за права всех угнетенных, и нужно бороться только за права якобы угнетенных женщин. Или социалисты считают, что трудящиеся не хотят проявлять солидарность?
И какое отношение к капиталистическому угнетению имеет положение женщины в Азии или на Кавказе? Эти люди недавно отошли от первобытного существования в условиях дикости, и у них существование определяется условиями азиатчины и дикости, но совсем не "капитализмом". Какое отношение имеет положение женщины в Европе к положению женщины в Азии? Что они знают друг о друге и какую солидарность или просто понимание могут проявить?
О чем социалисты вообще пишут и рассказывают?
Может, объявить день солидарности с женщиной, угнетенной феодализмом? Или первобытно-общинным строем?
Уже 100 лет существуют дни всяческой социалистической солидарности. Расскажите конкретно, какую пользу или солидарность кто-то принес или проявил к советскому человеку из той же Африки, печалиться о которой нас призывали коммунисты? Или солидарность должна быть односторонняя? У одних отбираем (у терпил, у дурней), другим отдаем? Какую солидарность проявил кто из той же Азии к белым людям во время разгона СССР? И многие ли трудящиеся в мире проявили солидарность во время начавшихся обстрелов одного из пром. регионов бывшего СССР в 2014 году и до сего времени? А когда закрывались предприятия и людей выгоняли на улицу, просто геноцидили, где были эти трудящиеся всего мира? О них ничего не было слышно. И до сих пор не слышно, как будто их нет.
Похоже, вам нужна просто говорильня, чтобы оправдывать свою политику в отношении полов. Типа по просьбам трудящихся делается. В СССР тоже все делалось исключительно по просьбам трудящихся.
Ответить
Re: Вроде не в бане, не голые
Статью-то читали? написал 08.03.2019 19:47
Потому что эта борьба происходила и происходит при капитализме.
Ответить
(без названия)
стоик1865 написал 08.03.2019 16:52
Поздравляю русских женщин с Праздником Весны!
Помогайте своим мужчинам в смертельной борьбе против сионистов-олигархов?
Ответить
Вроде не в бане, не голые
безыдейный написал 08.03.2019 16:43
Как глупы все ваши социалистические праздники!
Никогда не мог понять, почему за свои права трудящиеся должны бороться отдельно по полам. Вроде не в бане, не голые... А вот у социалистов так должно быть, о чем-то же они думали, что-то замышляли...
Ответить
(без названия)
расскажите-ка написал 08.03.2019 08:38
лутще, кака пряталися за спинозадами Сажи Умалатовой и Нины Андреевой
---
патамушо унас ком. матрияхать
Ответить
Написать комментарий
Ваше имя:
Заголовок:
Комментарий:
Введите число, указанное на картинке:

Опрос
  • Что такое статья Суркова про путинизм?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss