Кто владеет информацией,
владеет миром

"Калашников" - первая, но явно не последняя кинобиография

Опубликовано 19.02.2020 автором в разделе комментариев 22

кино москва митина
"Калашников" - первая, но явно не последняя кинобиография

Послезавтра, 20 февраля, в широкий прокат выходит фильм Константина Буслова "Калашников", снятый к 100-летию со дня рождения Михаила Тимофеевича Калашникова.   

Режиссеру Константину Буслову и очень повезло, и не повезло одновременно.

С одной стороны, снять первый в истории кинематографа фильм о гениальном конструкторе, чьим непревзойденным оружием вот уже седьмое десятилетие пользуется весь мир, это значит избежать сопоставлений и положить начало серии кинобиографий Михаила Тимофеевича Калашникова, которые, в этом можно быть уверенным, непременно воспоследуют. Разумеется, представители военной науки, инженеры, оружейные конструкторы    -   гораздо менее обласканные общественным вниманием герои, нежели, например, военачальники, но, тем не менее, удивительно, что первый художественный фильм о Михаиле Калашникове появился лишь к 100-летию со дня его рождения.

С другой стороны, биография Калашникова настолько невероятна и уникальна, что просится в сериал, и вместить её в формат двухчасовой картины при всем желании невозможно. Режиссер Буслов и сценаристы Анатолий Усов, Сергей Бодров и Алексей Бородачёв выделили самый главный, на их взгляд, период жизни великого русского изобретателя    -   самородка и самоучки: с первых месяцев войны, когда командир танка Калашников убеждается в превосходстве немецкого стрелкового оружия над тогдашним советским и получает ранение, позволившее ему в тылу собирать опытные образцы своих чудо-автоматов и чудо-пулеметов, и до 1949 года, когда за свой легендарный АК-47, впервые запущенный в серийное производство, удостаивается высшей государственной награды    -   Сталинской премии.

По признанию самих создателей картины, основной принцип, которым они руководствовались   -   подлинность повествования, скрупулёзное следование художественной правде. Собственно военной истории в фильме немного,   -    батальная сцена всего одна, в экспозиции, зато сделана с размахом и подлинным драматизмом: танковое сражение снималось не с помощью новомодных компьютерных ухищрений, а на «Военфильме», с аутентичной военной техникой, камерами, установленными на танках, военными вездеходами и прочими приспособлениями, позволяющими нам, преодолевая пространство и время, окунуться в артиллерийскую какофонию и железный лязг боя. Этой же задаче   -   максимально точному воссозданию суровой боевой реальности и окружавшей главного героя атмосфере   -   следовали авторы картины, приглашая военных и инженерных консультантов (в том числе из концерна «Калашников»), а в качестве массовки    -   реконструкторов из военно-исторических клубов. Не отношу себя к критикам-«заклёпочникам», сверхтребовательным к доскональной достоверности реквизита и материальной части кинопроцесса, но могу лишь как историк засвидетельствовать скрупулёзнейшую работу авторов с историческими консультантами. Автоматы и обмундирование, расконсервированные с военных складов, сотни единиц оружия, специально изготовленного на заказ по чертежам,   -   всё это, безусловно, повышает доверие зрителя к центральному образу картины.

Кинобиография человека, ушедшего от нас совсем недавно    -    одновременно и лёгкая, и архисложная задача. В помощь авторам   -   изобилие источников, доступ к архивам и музейным коллекциям, сохранность документальных материалов, множество живых свидетелей, очевидцев, свежесть их воспоминаний,   -   есть кому задать любой вопрос. С другой стороны, оперирование, по сути, живой историей неизбежно повышает ответственность кинематографиста за каждую деталь, каждый нюанс, каждое произнесённое героем слово. Молодой Калашников в талантливом исполнении внешне неброского, но весьма эмоционально пластичного Юрия Борисова вызывает доверие и эмпатию с первых кадров   -   может быть, и затасканное выражение, но действительно складывается впечатление, что Борисов не играет, а живёт в кадре: естественность в каждом жесте, в каждой интонации, глубокая проработка рисунка роли. За внешним сходством создатели фильма не гнались, но Калашников получился настолько убедительным, что другим его уже и не мыслишь. Режиссёрский выбор актёра на главную роль одобрила и дочь Калашникова Елена Михайловна,   -   а ведь родные всегда крайне придирчивы к любым посмертным изображениям близких им людей. Да и в целом к кастингу не придерёшься - яркие, фактурные Артур Смольянинов в роли одного из верных товарищей Калашникова   -   капитана Василия Лютого, Виталий Хаев в роли генерала-майора Курбаткина, одним из первых разглядевшего талант у настырного алтайского паренька без образования, изящный Анатолий Лобоцкий в роли человечного и чуткого полковника Глухова, Валерий Баринов в роли насупленного генерала Дегтярёва, тогдашнего советского оружейного конструктора номер один, острохарактерный Сергей Газаров, изобразивший комичного начальника депо, Валерий Афанасьев в роли маршала Воронова, вручающего Михаилу Калашникову Сталинскую премию перед строем солдат,   -   всё это стопроцентные попадания в десятку. Даже с Ольгой Лерман в роли невесты Калашникова, выбор которой поначалу кажется спорным, примиряешься очень быстро: её тонкий лиризм и игра на полутонах, контрастирующая с прямолинейной твердостью и напором главного героя, подкупает не с первых кадров, но постепенно.

Развитие личности и уникального таланта Михаила Калашникова мы наблюдаем глазами режиссёра, задачей которого было не просто нарисовать историю индивидуального успеха, а именно увязать достижения гениального инженера-самоучки с историей нашей советской Родины, дававшей путевки в жизнь миллионам людей, не мысливших себя в отрыве от судьбы собственной страны. Тогда, семьдесят с лишним лет назад, выражение «социальный лифт» не было в ходу, но каждый советский молодой человек, наделенный талантом, привыкший трудиться и верящий в свои силы, мог добиться практически невозможного,   -   как это и произошло с героем фильма. Любопытство и любознательность юного Калашникова, опытным путем постигающего технические премудрости конструирования, воплощаются в высшее служение Отечеству, своему народу. Перед Юрием Борисовым стояла задача, с одной стороны, изобразить личность поистине незаурядную, а с другой   -   избежать превращения своего героя в бронзового идола, сыграть живого человека, а не истукан. Сам актёр так описывает свои искания: «Режиссеры часто говорят актеру: «Играешь плохого   -   ищи в нем хорошее». Здесь у меня была обратная задача   -   играя положительного персонажа, искать в нем какие-то минусы. Чтобы на экране он остался человеком, а не пропагандистским плакатом. Он часто бывает не уверен в себе, но все равно идет к своей цели, на этом пути много и препятствий, и тщеславия, но когда он приходит к ней, он опустошается, потому что главная его цель   -   помощь фронту   -   уже не актуальна, а новые задачи вызывают вопросы, жизнь слишком сложно устроена… Мне хотелось сыграть Калашникова очень сложным…

Здесь на помощь Борисову пришли сценаристы картины…. и сослужили ему дурную службу. «Мы старались внимательно относиться к фактам биографии Калашникова, опирались на его мемуары, на воспоминания знавших его людей и документы, связанные с его жизнью,  -   говорит Константин Буслов,   -  но, учитывая тот факт, что картина все-таки художественная, игровая, мы позволили себе некоторые допущения и собирательные образы…» Что это за «допущения и собирательные образы», увы, при просмотре понятно сразу. Совершенно непонятно зачем придуманная сцена случайной мимолетной встречи на вокзале молодого Калашникова со своим братом-зеком, перевозимым в теплушке к месту заключения (в реале, признаются авторы, её не было), когда герой, одержимый амбициозными планами на будущее, проявляет малодушие   -    предает брата, отрекается от него,   -    и выбивается из общего повествования, обнуляя практически всю зрительскую симпатию к герою, и, на мой взгляд, разрушает цельный образ Калашникова, человека с принципами и с обостренным чувством справедливости. И второе драматургическое «допущение», режущее глаз и снижающее доверие к документальной достоверности как к кредо авторов фильма,  -    совершенно излишний и надуманный образ капитана НКВД, быдловатого и вечно пьющего, с которым у Калашникова едва не дошло до беды. Видимо, в новом российском кино каноны теперь такие   -   любой офицер госбезопасности по определению должен быть алкоголиком, зверем и упырём, иначе фильму не бывать?....  В любом случае, эмпирически доказано, что любая попытка отойти от избранного принципа подлинности и правдивости выходит авторам боком, и без двух вышеописанных эпизодов вполне можно было обойтись. В первом случае   -   явная, хоть и неудачная, попытка избежать ходульности образа, во втором   -   добавить действию драматизма за счёт крайне и идеологически, и художественно спорного вымысла.

Безусловно, «Калашников»   -   это киноистория не только великого изобретателя, но и его изобретений, настоящая визуальная история оружия. Предвижу фанатский восторг энтузиастов оружейного дела и военной реконструкции, коих в стране немало. По канонам кинематографа, технический прогресс неотделим от тех, кто его двигает. Состязания автоматов и пулемётов, столь мастерски и подробно показанные нам в виде Всесоюзных оружейных конкурсов, учебных стрельб на полигонах   -   это соревнования личных талантов изобретателей, инженерных школ, испытание силы духа, воли к победе,    -   всего того, без чего победа советского народа в годы тяжелых испытаний была бы невозможной.

Фильм Константина Буслова «Калашников»   -   это масштабная работа, продемонстрировавшая, что патриотизм на экране может быть не плакатным, не навязанным извне, а глубинным, идущим от сердца. Показавшая, что социальный заказ на историческое, гражданско-патриотическое кино актуален, как никогда. Работа, заполнившая одну из самых зияющих биографических лакун и позволяющая познакомиться с одним из величайших граждан нашего Отечества, чья фамилия давно уже стала одной из наиболее популярных, часто произносимых и почитаемых в мире. В процессе создания картины авторы настолько прониклись масштабом личности своего героя, что, столкнувшись с обычными для сегодняшнего кинопроцесса финансовыми трудностями, распродавали собственные дома и имущество, чтобы иметь возможность достойно завершить съёмки.

«Калашников» выходит в широкий прокат 20 февраля.



Рейтинг:   2.41,  Голосов: 17
Поделиться
Всего комментариев к статье: 22
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Умножить на ноль.
Простая история. написал 22.02.2020 14:53
Живет не тюремным бытом ,а стремлением хапнуть чужую земельку.
Когда-то вышли из плюгавого московского княжества и веками занимались одним делом ,а, именно ,захватывали и аннексировали земли других народов.
И до сих пор успокоится не могут ,хотя эрэфия вот-вот станет "достоянием всемирной истории".
(без названия)
умножить на ноль написал 20.02.2020 09:45
россия живет не окопным, а тюремным бытом
сидение на корточках, мат, жизнь по понятиям, отжать-развести...
а что делает вертухая? умница, дважды два - автомат Калашникова!
именно поэтому он любим русскими, как символ власти на зоне!
(без названия)
хяхяхяхяя написал 20.02.2020 09:43
"Один американский радиоведущий сказал.... " - обычное ольгинское вранье
Re: Re: Re: для глупого "Завидонов Никодиъ"
Завидонов Никодиъ написал 20.02.2020 05:44
Пассивная троллина без имени, ты своего активного сожителя тута не поддерживай - дома сами разберетесь за палкой чая.
Re: Re: для глупого "Завидонов Никодиъ"
никас написал 20.02.2020 04:46
Вы на Завидонова не обижайтесь. Ну, что возьмешь с выпускника церковно-приходской школы при Гарвардском университете. И ту он закончил по причине своей великовозрастности, так как регулярно оставался на второй год. Дальше попы уже не могли терпеть этого дылду с шаловливыми руками под партой. Дали ему справку в зубы о прослушивании курса школы и благословили сеять "грамоту" среди таких же олухов, как он сам.К тому же Завидонов страдает зоофилией, а посему терпеть такого ученика попы уж никак не могли.
Re: для глупого "Завидонов Никодиъ"
Завидонов Никодиъ написал 20.02.2020 04:07
Дурачок ты, а не анжинер.
АК-47 был сделан немцами с Хуго Шмайссером, а Какашникову подарили этот проект.
Запомни на всю жизнь, полено говорящее, про то, что за год до появления АК-47 Какашников на конкурс представил совсем другой автомат - это было нечто скопированное с автомата Булкина.
Какашникова с этим автоматом послали на член пьяного орангутанга, и, вдруг, Какашников через год появляется с новым автоматом АК-47.
Как такое возможно?
Запомни, полено пишущее, в Ижевске конструировала оружие группа вывезенных из Германии немецких специалистов.
для глупого "Завидонов Никодиъ"
как на самом деле написал 19.02.2020 21:21
По поводу того, что "создателем АК-47 является Хуго Шмайссер"
Я не совок ни разу. Но не люблю вранье, хоть совковое, хоть антисовковое. Инженер-механик по образованию. В армии служил во взводе по ремонту вооружения.
В оружии разбираюсь получше "завидонова".
АК-47 во многих деталях копирует американскую винтовку Гаранда (затворная группа, УСМ, расположение возвратной пружины), на которую он внешне совершенно не похож.
Но АК-47 почти ничем не копирует шмайссеровский СГ-44.
1) Затвор у АК работает по принципу поворота вокруг продольной оси, а у СГ работает по принципу перекоса в вертикальной плоскости.
2) Затвор у АК свободно вынимается из затворной рамы, а у СГ шарнирно с ней сцеплен, он Г-образной формы.
3) Возвратная пружина у АК расположена под крышкой ствольной коробки, а у СГ внутри приклада.
4) УСМ у АК смонтирован внутри ствольной коробки, а у СГ на спусковой скобе и отделяется при неполной разборке.
5) У АК переводчик огня и предохранитель одна и та же деталь, а у СГ две разные и расположены в разных местах. Предохранитель у АК запирает шептало, а у СГ спусковой крючок.
6) У АК магазин вставляется непосредственно в ствольную коробку, а у СГ он фиксируется приемной горловиной, как у МП-40.
7) У АК шомпол убирается под ствол, а у СГ внутрь газового поршня.
8) При неполной разборке у АК приклад неподвижен, он соединен со ствольной коробкой винтами, а у СГ он откидывается на шарнире вниз, внутри его возвратная пружина. Отсюда невозможность создать у СГ модификацию со складным металлическим прикладом.
9) У СГ нет возможности для крепления штыка.
10) Выброс гильз у СГ налево, рукоятка затвора тоже слева. Из-за рукоятки СГ нельзя было носить на груди, как советские автоматы.
Есть еще много более мелких отличий.
Господа, не пишите о том, в чем ничего не смыслите. И тогда никто не назовет вас дураками.
(без названия)
Даун-суперактивист написал 19.02.2020 17:34
Пикирующий сокол (рорек)в а атаке являлся и является родовым тотемом русов. Пикирующий сокол ввиде трезубца ( чисто морской символ) татту наносился на солнечное сплетение. И конечно же вышивался на парусе ладьи русов. У норманов тотемом являлся ворон, у англосаксов -- ястреб. В иудейской Хазарии государственным символом являлся Моген Давида. Причем тут степные народы Монголии и чисто морской символ трезубец . Абсолютно никакой связи.
Украина - наследница Хазарского Каганата
хихихихихихихи написал 19.02.2020 16:09
Интересным фактом является и то, что именно хазарская тамга является национальным гербом Украины. В связи с этим украинцев во всем мире считают наследниками, не древнерусского государства, а иудейского Хазарского Каганата.
Тамга - это знак собственности. С помощью ее клеймили скот. Трезуб - это хазарская тамга, которая пришла на земли юго-западной Руси (современной Украины) в 8-9 веке.
Один американский радиоведущий сказал об Украине так:
"Украина - это Хазария. Украина очень важна для евреев, они верят, что могут претендовать на Украину, так как это их родина".
Хазария - это многонациональное и многоконфессиональное государство, созданное тюрками в 650 году на территории современной Украины, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа.
По мнению Артамонова и многих других ученых, они
смогли колонизировать лесостепную зону современной Украины именно под покровительством хазар.
.
навроде
в огороде написал 19.02.2020 15:51
Великий конструктор Михаил Калашников признался, что сразу после войны в Ижевске работал вместе с Хюго Шмайссером, лучшим оружейником Третьего рейха.
И тот оказался причастен к созданию самого популярного автомата в мире - АК-47. "Советы" немецкого конструктора помогли Калашникову решить проблему холодной штамповки деталей.
- Шмайссер попал в Ижевск сразу после войны, - рассказывает историк Алексей Коробейников.
- Город Зуль, в котором он жил, оказался в советской зоне оккупации, и Шмайссеру, а также другим инженерам и конструкторам "предложили" переехать на несколько лет на Урал. Особый поезд с немецкими специалистам прибыл в столицу российских оружейников 24 октября 1946 года. В точности оценить вклад Шмайссера в разработку автомата Калашникова сложно, так как официальные документы по их работе не доступны историкам и до сих пор засекречены, а сам Хюго не оставил мемуаров, раскрывающих детали его работы в СССР. Шмайссер говорил о том периоде скупо:
"Дал русским несколько советов".
.
Автомат Хуго Шмайссера STG 44 визуально очень похож на АК-47.
- Сравнительное внешнее сходство автоматов основано на примерно одинаковых принципах работы, - говорит историк Ермаков. - Но сравнение внутренней конструкции и деталей говорит о том, что автоматы очень разные.
Но отвергать вклад немцев в запуск "калаша" в серию нельзя.
- Шмайссер занимался в Ижевске технологией холодной штамповки до 1952 года, - говорит Коробейников. - И заслуга в запуске в серию штампованного магазина и ствольной коробки принадлежит в значительной части именно ем
Богата земля русская ворюгами.
Киноман написал 19.02.2020 15:12
Надеюсь ,что еще снимут кино (более правдивое ) про другого вора-Шолохова.
Калашников присвоил изобретение Шмайсера, а Шолохов присвоил книгу Крюкова.
Re: Re: Завидонову
Историк написал 19.02.2020 12:37
Истину глаголишь. Но ведь и дегенератов пожалеть надо :хоть и ущербные ,но все же люди.
У них от упоминания иврита взрыв мозга может случиться.
Re:
Завидонов Никодиъ написал 19.02.2020 12:10
Этот вектор мышления направлен в истинном направлении.
Но надо впервую очередь учесть, що московиты на русь пришли с киевской руси, то бишь с Хазарии, где письменность была на самом натуральном иврите! И лишь потом изобрели кириллицу.
(без названия)
помолимся, товарищи! написал 19.02.2020 09:55
Видишь ли, Дашка... когда сведения для биографии подбираются или придумываются односторонне, то это не биография, а тупая пропаганда. Или в фильме рассказывается о Хуго Шмайссере? Я кино не смотрел - потому и спрашиваю. По удивительному совпадению в то время, когда Калашников якобы создавал свой автомат, в Ижевске работало несколько сот лучших немецких оружейников во главе со знаменитейшим Хуго Шмайссером. И после их отъезда в Германию Калашников за 66 лет с 1947 по 2013 больше не создал ничего абсолютно: ни пистолета, ни ножа, ни винтовки, ни пушки. Таковы факты.
Re:
дважды два написал 19.02.2020 09:47
Да, на Руси гордятся конструкторами оружия, потому что Россия большую часть своей истории живет окопным бытом.А что самое главное в окопе, а затем в наступлении ? Умничка, пиканти, догадался - оружие!
(без названия)
пиканти написал 19.02.2020 09:03
все в мире гордятся создателями кораблей, самолетов, ракет, мостов, небоскребов, создателей технологий производства стали, а гордость русских - конструктор оружия
Re: Re: Re: Re: Re: Re:
Завидонов Никодиъ написал 19.02.2020 06:19
У меня постоянное имя, а у тябя меняющиеся погонялы, которые ты, шлюха троллинная меняешь, ибо боишься за свою шкурку крысинную.
Долбили тябя мало по подвалам подростки.
Тьфу тябе на клюв зеленой саплей!
Re: Re: Re: Re: Re:
никас написал 19.02.2020 05:46
А ты, видимо, ушлепок, "творишь" под своим ? Да, погоняло тебе дали родители знатное - обхохочешься до слез!
Re: Re: Re:
никас написал 19.02.2020 05:23
Да, мозги тебе запудрили слуги Кремля и прочие троцкисты - приверженцы миговой геволюции финансоового капитал.Пора тебе начать букварь осваивать.
Re: Re:
Завидонов Никодиъ написал 19.02.2020 05:05
Троллина, сраколиз знатный - это ты. Ты на увесистых жопах шоблы ботоксной крысы весь язык себе стЁр. Хи-хи.
1 | 2 | >>
Опрос
  • Чем нужно руководствоваться при выборе вакцины от COVID-19?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss