Кто владеет информацией,
владеет миром

Ничего я не знала о ВХУТЕМАСе

Опубликовано 14.03.2021 автором Ольга Костина в разделе комментариев 10

культура искусство история
Ничего я не знала о ВХУТЕМАСе

Ну почти ничего, если честно, — пока вчера не сходила в Музей Москвы на выставку «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Я не люблю авангард (ладно, просто не понимаю), а особенно теперешних его «продолжателей»: тогдашние хоть рисовать умели, а нынче сплошной дегене-арт. На выставку же пошла из-за первой части названия: узнать, что творилось в художественной жизни страны после упразднения Академии художеств. 

100 — потому что в 2020-м исполнился век с момента создания Высших художественно-технических мастерских — «главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России. Преподаватели, студенты, факультеты, эксперименты и наследие — так подробно об истории ВХУТЕМАСа еще никто не рассказывал» (это из анонса выставки).

Экспозиция огромная. Отдельно — о каждом факультете: живописном и текстильном, полиграфическом и древметфаке, керамическом, скульптурном, архитектурном... Когда через 10 лет ВХУТЕМАС закрыли (это особая история), он пророс во множестве известных вузов: Строгановке, архитектурном, текстильном, полиграфическом, лесотехническом. 

Особая тема — преподавание и преподаватели. Знаете, кто учил здесь студентов? Кандинский, Веснин, Голубкина, Куприянов, Мельников, Мухина, Родченко, Татлин, Щусев! Таки было у кого учиться!

Учили по-новому. На первых курсах одним из основных предметов была так называемая пропедевтика: общие знания о цвете, композиции, форме, пространстве и т.д. — то, что нужно любому художнику, независимо от будущей специализации. Потом углублялись: например, дисциплина «Цвет» включала в себя 8 (!) предметов: «Цвет на плоскости», «Цвет в пространстве», «Цвет и форма», дальше не помню. 

А как изобретательно их учили ощущать всякие пространственные вещи! 

Через дырочку в специальном экране надо было смотреть на две плоскости (обе — торцом к смотрящему и под разными углами). На них ставили всякие кубики — и студент должен был определить, какой из них ближе, а какой дальше по отношению к противоположной стенке! И еще много такого. 

Или давали задание: создать из бумаги или глины композицию, символизирующую вес. Или легкость. Или движение. Они там есть, в экспозиции, — очень выразительно!

Во ВХУТЕМАС однажды Ленин приезжал. Сказал, что все хорошо, но совершенно не понял, «чему тут учат». Однако, спасибо, не закрыл — чем снискал благодарность и вечную память от вхутемасовцев. На прощание с Ильичом они даже принесли собственный авангардный венок, соединяющий живые цветы с металлическими деталями. Много позже был снят многосерийный фильм о Ленине «Штрихи к портрету». Одна серия полностью посвящена этому историческому посещению: там юный Караченцов-вхутемасовец объясняет вождю мирового пролетариата суть авангардного искусства! 

Еще одна история. Великий Дейнека тоже учился во ВХУТЕМАСе. И подавал большие надежды... в боксе (физкультура там была на высоте). Когда все-таки выбрал живопись, тренер расстроился: мог стать знаменитым боксером, а так —  не пойми кто.

Отдельная тема — произведения студентов. Агиттекстиль меня очень впечатлил, и фарфор, и ксилография, и графика. Живопись не особо — говорю же, не люблю авангард. Дизайн (тогда не было такого слова, а дизайн был) — вообще песня! От настольных ламп-трансформеров и складных столов до планировки двухэтажных квартир. Ну и архитектура, конечно. Оказывается, студентам ВХУТЕМАСа (а выпускникам — тем более) доверяли делать архитектурные проекты, которые потом реально воплощались в жизнь! К примеру, Московский планетарий — их рук дело. 

Напоследок признаюсь: если бы не экскурсия умницы-девочки-архитектора (как я поняла, одного из авторов этой выставки), не узнала бы и трети из того, что рассказала. Но до конца, каюсь, не дослушала: в залах отчаянно холодно, к тому же очень хотелось есть. 

Конец дня мне сильно смазал «Хлеб насущный», что напротив Музея Москвы: безуспешно прождала горячего чая двадцать минут, после чего наорала на официантов (даже не извинились, уроды) и пошла в KFC. 

А на выставку про ВХУТЕМАС надо идти по-любому! Она до 11 апреля.



Рейтинг:   4.00,  Голосов: 17
Поделиться
Всего комментариев к статье: 10
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: бумагу подписал, а не создал
хахахахахахахахахаххх написал 15.03.2021 11:08
Ну да, и Ельцин СССР не разваливал - просто бумагу подписал.
Подписать декрет СНК - это и значит создать.
Re: Re: Re: Во ВХУТЕМАС... Ленин приезжал... спасибо, не закрыл
хахахахахахахахахаххх написал 15.03.2021 11:06
Да, дочкой не была. Родилась до знакомства Ленина с Арманд. Путинаци от того, что Ленин и Крупская проявляли живейшее участие в судьбе детей Инессы. Судя по всему, Ленин ее любил безумно: в 1918 году Инессу, уехавшую во Францию, арестовали за революционную деятельность. Ильчи пообещал, что если Инессу не отпустят, то он прикажет расстрелять весь состав французской миссии в Москве. Арманд отпустили.
Re: Re: Ленин не имели никакого отношения к открытию ВХУТЕМАСа
Ольга К написал 15.03.2021 11:00
Именно, что бумагу подписал, а не создал. Сходите на выставку, или в инете пошарьте- узнАете, как все было на самом деле. Ни ему, ни Луначарскому эта вакханалия не нравилась - но не закрывали, это правда.
Re: Ленин не имели никакого отношения к открытию ВХУТЕМАСа
хахахахахахахахахаххх написал 15.03.2021 10:53
Интересно, ВХУТЕМАС открывается декретом СНК, а предсовнаркома не имеет к этому никакого отношения?
Согласно Декрету СНК от 18.12.1920 г. ВХУТЕМАС имел целью "подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности". А кто интересно подписывал декреты СНК, как не его председатель Ульянов-Ленин?
Re: Re: Во ВХУТЕМАС... Ленин приезжал... спасибо, не закрыл
Ольга К написал 15.03.2021 09:19
Вообще-то Ленин не имели никакого отношения к открытию ВХУТЕМАСа. И поехал туда навестить ту саму Варю Арманд, а заодно познакомиться со странной организацией. Была ли девушка его дочкой, науке неизвестно: революционная Инесса была дамой увлекающейся.
Re: Re: Во ВХУТЕМАС... Ленин приезжал... спасибо, не закрыл
Это авторКА пишет, написал 15.03.2021 01:58
которая, по всей видимости, не любит не только авангард в изобразительном искусстве, но и революционный авангард рабочего класса и (особенно!) его вождя.
Re: Во ВХУТЕМАС... Ленин приезжал... спасибо, не закрыл
хахахахахахахахахаххх написал 15.03.2021 00:38
Вообще-то Ленин ВХУТЕМАС не закрыл, а открыл. И там училась его дочка от Инессы Арманд.
Re: О великом русском художник Павле Рыженко (1970-2014) тоже ничего не знаете, Ольга?!
Ольга К написал 14.03.2021 20:20
Его картины - в великолепном состоянии! - в музее "Куликовская битва"в Тульской области, и еще много где. А художник не ахти, если честно.
О великом русском художник Павле Рыженко (1970-2014) тоже ничего не знаете, Ольга?!
А ведь его собранию из двухсот картин написал 14.03.2021 17:03
угрожает уничтожение.
Они хранятся на складе в неприспособленных условиях
в Калужской области и в результате красочный слой
разрушается.
А ведь эти произведения несомненные шедевры.
Они принадлежат России.
Есть сайт семьи великого художника-
его вдовы и сына. Они из последних сил
берегут бесценное национальное достояние.
И никто им не хочет помочь. Никто.
Что имеем, не храним, потерявши-плачем.
Не хотелось бы, чтобы гениальные картины
великого русского художника Павла Рыженко
рассыпались в прах.
Во ВХУТЕМАС... Ленин приезжал... спасибо, не закрыл
Анкудинов написал 14.03.2021 14:27
Раскрыть комментарий
Опрос
  • Какой процент зарплаты должен быть фиксированным по отношению к премии?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss