Кто владеет информацией,
владеет миром

Даже имя Родины - размытое пятно

Опубликовано 07.07.2021 автором в разделе комментариев 6

кино москва митина
Даже имя Родины - размытое пятно
ДОКер замечателен тем, что он уделяет пропорциональное внимание как проблемам личности во всём их многообразии, так и темам глобальным, универсальным, остроактуальным.  Социальная документалистика на кинофоруме фокусируется на истории целых регионов, целых народов.  Вряд ли каждый кинозритель разбирается, в чем причины злоключений мусульман-рохинджа, вынужденных бежать из бирманской провинции Ракхайн, но  все знают, что сегодня рохинджа    -    один из самых несчастных и гонимых  народов,  в начале 21-го столетия познавший ужасы геноцида и изгнания.   
 
Судьба рохинджа привлекает неравнодушных со всего мира, и режиссёры  поэтического эссе на трагическую тему «Скитания. История рохинджа» Мелани Каррьер и Оливье Хиггинс   -  не профессиональные кинематографисты, а семейная пара биологов из канадского Квебека, считающих своим гражданским долгом привлекать общественное внимание к человеческим страданиям.  Несколько лет назад они увидели пронзительные фотографии беженцев-рохинджа, сделанные фотодокументалистом Рене Филиппом, собрали деньги на съёмки краудфандингом и поехали в Бангладеш,  ставший временным пристанищем для целиком перемещённого народа.

Кутупалонг   —  крупнейший лагерь беженцев не только в Юго-Восточной Азии, но и во всём мире: сейчас там обитает почти 600 тысяч человек.  Каррьер и Хиггинс приехали в лагерь не просто снимать кино, но и оказывать посильную помощь   -  организовывать сбор гуманитарки, да и просто пытаться облегчать жизнь людям, попавшим в экстремальные условия.  Они не появляются в кадре, не берут интервью, не изображают сострадание, а проживают с обитателями Кутупалонга дни, наполненные трудностями и заботами. Правда, люди сами, без особых просьб, завидя камеру, стремятся рассказать о пережитом, поделиться страшными воспоминаниями, разделить с кем-то своё посттравматическое расстройство. Освоиться в лагере, стать своими для населяющих его людей, организовать съёмку  режиссёрам помогает проводник  (или, как сейчас говорят, фиксер)  Калам, без посторонней помощи по лагерю передвигаться трудно, можно просто заблудиться   -   снятый с дрона Кутупалонг похож на гигантский муравейник, песчаные холмы, по которым  один на другой  лепятся домики, снимали и снизу, и сверху, а во время размывающих лагерь ливней оператора тоже смывало и уносило бурлящим потоком грязи и глины.

Поразительный контраст создают мирный, спокойный и даже иногда жизнерадостный видеоряд   -   люди хлопочут по хозяйству, готовят еду, творят намаз, ухаживают за скотиной, дети учатся в убогой, но школе, ватага визжащих мальчишек месит непролазную грязь, гоняя футбольный мяч по смытой тропическим ливнем улице,   -  и закадровые голоса, с леденящим душу спокойствием рассказывающие о массовой резне,  устроенной бирманскими военными, о жестоких убийствах, о ребёнке со вспоротым животом, о сожжённой с вертолётов деревне, о расстрелянных в ходе облавы из гранатомётов родителях, о страшной вони от рисовых полей, усеянных разлагающимися трупами, о не отпускающих ночных кошмарах.  Семья, в которой в мальчика стреляли солдаты, 12 дней бежала через лес и через реку, мальчик на всю жизнь инвалид.  Девочка с отрезанными руками пытается приободрить оператора, которому дурно  -  читает ему стихи. Явный референс к жуткой кинодилогии Джошуа Оппенхаймера о геноциде в Индонезии, только там  слово получили в основном палачи, рассказывавшие о своих «подвигах» как о чём-то обыденном, здесь же говорят жертвы.  Камера оператора выхватывает разрисованные листы бумаги   -  в лагерной школе проходил конкурс детского рисунка.  Дети рисуют кровь, огонь, военных, погони, убийства.

Не обойдены вниманием канадских документалистов и гуманитарные организации   -   показана раздача продовольственной помощи, риса и бобов в мешках с надписью USAID World Food Programme, но гораздо больше оптимизма вселяют сцены коллективного труда,  групповых занятий английским, бытовые сцены, раскрывающие роль человеческого общения и совместного переживания невзгод.

«Даже имя Родины   -  размытое пятно,  -  говорят рохинджа.  -  Одни говорят «Бирма», другие   -  «Мьянма».  Да и кто мы теперь?...»   -  люди без прав, без паспортов, без гражданства, без Родины.   Проблема самоидентификации     -  одна из наиважнейших для рохинджа на ближайшие десятки лет.  Оператор фиксирует лица крупным планом   -  внешне рохинджа больше всего почему-то похожи на цыган, и  танцы их поразительно напоминают цыганские,  -   да и язык у них индоевропейский, таковы причуды этногенеза.

Самые впечатляющие кадры   -   длинная, бесконечная вереница нагруженных скарбом людей, бредущих через реку, точь-в-точь библейский исход в другой точке земного шара.

Изобилующий закадровой поэзией, притчами, легендами, воспоминаниями, док у канадцев Каррьер и Хиггинс получается слегка импрессионистским, но для авторов явно важнее не душераздирающая фактология, а коллективное сознательное и бессознательное, ощущение и самоощущение, общее дыхание человеческого муравейника, возникшего в ходе трагических событий современной истории.   Режиссёры вернулись в Канаду, но связей с Кутупалонгом не прервали   -   теперь лагерь часть и их жизни тоже.   
 


Рейтинг:   4.00,  Голосов: 6
Поделиться
Всего комментариев к статье: 6
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Человечество обязано себя спасти!
Prorok написал 07.07.2021 21:57
Был такой фильм в Советские времена "День ангела", где рассказывалось от пожаре на пассажирском судне и как настоящий капитан
не допустил паники, даже пойдя на убийство паникера,чем спас всех пассажиров и команду. В мире сейчас аналогичная ситуация: бесы и криминалитет захватили власть в государствах и хотят посеять панику и ловить рыбку в мутной воде! Задача человечества засадить их по тюрьмам-их законное место и восстановить порядок и законность на Земле и тем спасти цивилизацию! Тогда исчезнут и искусственные пандемии и огромная ложь и человечество будет смело идти вперед восстанавливая экологию планеты! А пока бесы во власти все мы и наши дети в смертельной опасности!
Ответить
(без названия)
фсб написал 07.07.2021 21:08
ну насчет цыган... виндзоры вот тоже потомки цыган и ниче как-то живут...
Ответить
(без названия)
Википедия написал 07.07.2021 18:08
В 1942 году рохинджа во время ракхайнской бойни перебили 50 000 бирманцев с помощью оружия, полученного от англичан. Эти же англичане способствовали переселению этого бенгальского народа из тогдашней Индии в Бирму, которая не является их родиной. Теперь бывшие колонизаторы в лице так называемой прогрессивной западной общественности проливают крокодиловы слезы по поводу национального конфликта, который они сами искусственно создали на ровном месте. Об этом здесь
https://ru.wikipedia.org › wiki › Рохинджа
Такие вот невинные рохинджа, белые и пушистые. Когда они устраивали геноцид коренным бирманцам, никакие прогрессивные медиа об этом не вякали, от больших дядей на то не было команды. Теперь, когда бирманцы выгоняют непрошенных гостей на их историческую родину, команда была получена и западные медиа на эту тему вдруг сразу возбудились. Причина: Бирма-Мьянма является союзником Китая, где он резко усилил свое экономическое влияние. Китай англосаксы запоздалыми усилиями пытаются сдерживать, заоодно ведя информационную войну против его союзников. А если канадские кинематографисты такие гуманисты, так им не надо ехать на край света за фактами геноцида. Пусть снимут фильм о массовой смертности индейских детей в канадских приютах, чьи скелеты находят до сих пор. Но англосаксы в своем репертуаре: являясь кончеными подонками, строят из себя цивилизованных джентельменов, обвиняя в нарушении прав человека всех, кроме себя.
Ответить
Re:
Митина написал 07.07.2021 15:39
Совершенно согласна с Вами
Ответить
(без названия)
ср написал 07.07.2021 15:32
Господствующая религия в Бирме-буддизм, позиционирующий себя как исключительно мирное и добродетельное миросозерцание. И зверства творили бирманские военные воспитанные в буддистской традиции.... Никакая религия не делает человека чище. лучше и гуманнее.... Отдельные исключения лишь подтверждают общее правило....
Ответить
(без названия)
аномоМ написал 07.07.2021 10:04
А с чего все началось авторы не рассказывают? У нас тоже есть театр Ромэн, есть "Очи черные", но кому нравится быт и основные занятия цыган? Может и права Библия насчет того что каждому народу свой удел, свои пределы. А то развели тут свою либрастную демократию, а насчет цыган не додумали. Границы провели так чтоб побольше отхватить "уделов" этих. Капитализм манимаш...
Ответить
Написать комментарий
Ваше имя:
Заголовок:
Комментарий:
Введите число, указанное на картинке:

Опрос
  • Как бы вы оценили Россию по качеству жизни?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss