Кто владеет информацией,
владеет миром

Марк Захаров: мастер и его эпоха

Опубликовано 29.09.2019 автором в разделе комментариев 22

театр культура
Марк Захаров: мастер и его эпоха

Вот и Марка Захарова (1933—2019) не стало. Ушёл ещё один старый советский (и в то же время немножко антисоветский) мастер. Которого называют "последним из могикан" шестидесятничества. И снова приходится риторически удивляться... Ведь такие мастера, как он, или как Эльдар Рязанов, изо всех сил расшатывали здание СССР и социализма, бурно радовались в момент его падения. Марк Анатольевич в августе 1991-го торжественно жёг в вазочке перед телекамерой свой партбилет запрещённой к тому моменту КПСС... Почему же после этого они уже ничего не смогли создать равного тому, что создавали в СССР? Ответ на это простой: человек, творец, мастер всегда неотделим от своего времени, своего зрителя, своей публики. Он — их лицо, их зеркало, их "говорящая голова". Мельчает, вырождается, делается ничтожным общество и принятые в нём "ценности" — может ли остаться крупным мастер? Конечно, нет.

Он неизбежно вырождается вместе с ними. Рискну предположить, что даже Пушкин, если бы машиной времени его механически можно было перенести в наше время, не смог бы написать ничего равного своим прошлым стихам. Так что это не Захаров, Рязанов и прочие советские мастера измельчали в новобуржуазную эпоху, увы, нет. Это мы измельчали, их зрители, а они просто остались нашим зеркалом.

Я смотрел в 90-е годы в театре Ленкома (то есть Ленинского Комсомола, но тогда эти слова уже превратились просто в иероглиф, слиплись в какой-то бессмысленный "ком") спектакли Марка Захарова. Они были даже неплохи, в особенности "Королевские игры" про английского короля Генриха VIII и его жену Анну Болейн, ради которой монарх вначале устроил церковный раскол с Римом, а потом послал её на эшафот за мнимую "супружескую измену". Над сценой, а потом и над залом парил огромный уродливый аэростат, символизировавший королевскую (а на самом деле, конечно, любую) государственную власть. А на сцене персонажи гнулись и ломались под тяжестью этой власти... или не гнулись, как Томас Мор, и тогда героически погибали. Но чего-то в этих спектаклях не хватало, какой-то заразительной искры, которая была, например, в советских фильмах Захарова: "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен" и даже "Убить дракона". Впрочем, понять, в чём заключалась эта искра, несложно: это был азарт и восторг, с которым интеллигенция в 70-е и 80-е годы отвоёвывала у государства и общества всё новые и новые права и вольности. И, казалось, конца этому блаженному процессу не будет, и запас этих свобод и возможностей в сокровищнице красного дракона неисчерпаем, надо только хорошенько поднажать на хвостатого, бдительно стерегущего своё добро. А уж если "убить дракона", повалить стены драконьего замка наземь, то откроется безграничная, пьянящая ширь и даль, и бескрайняя свобода сольётся с линией горизонта. И действительно, процесс валки был страшно увлекательный. Повалили... И тут вдруг выяснилось, что за этими стенами интеллигенция ровным счётом никому не нужна, и ничего там нет, кроме неприветливого хмурого неба и моросящего с него мокрого дождика. И простым интеллигентам, сладко грезившим о конце советской власти, надо срочно устраиваться челноками, или курьерами, или продавцами в ларьки, на службу к новым хозяевам, просто чтобы выжить и вписаться в вернувшийся из небытия "рынок".

А как было здорово расшатывать эти замковые стены, вбивать в их кладку клинья и рычаги, радоваться и хохотать, когда она подавалась и крошилась... Сейчас, пересматривая эти старые фильмы, многие снова оказываются под очарованием этого упоительного процесса и погружаются в ностальгию по нему. А какими глупцами выглядели все Короли, министры и прочие правители из этих фильмов! Кстати, Король из "Обыкновенного чуда" (1978) в исполнении Евгения Леонова сознательно спародировал в своей роли самый популярный жест Леонида Ильича Брежнева, помахивание рукой с высоты ещё при его жизни. И это преспокойно прошло на экран, сквозь "свирепую" советскую цензуру! А все эти Министры-Администраторы, Бургомистры, баронессы, монахи и прочие начальники с их убогой "моралью"? Как весело было смеяться над их пошлостью и ограниченностью в те 70-е годы! И главное, главное: все они были Уходящей Натурой, над ними смеялись по формуле Маркса: "смеясь, человечество расстаётся со своим прошлым". А какими героями на их фоне выглядели одинокие диссиденты-интеллигенты вроде барона Мюнхгаузена или (это уже в перестройку) рыцаря Ланцелота...

А потом Ланцелоты победили того, кого они назначили "драконом", и выяснилось, что за их спинами пришёл к власти совсем другой Дракон — но не тот, выдуманный, а самый настоящий. Профессиональный хранитель богатств Его Величества Денежного Мешка. Дыхнул огнём — и в бывшем мирном СССР закипели гражданские войны. Махнул хвостом — и воскресло убогое и казавшееся отжившим и страшно устарелым разделение общества на господ и слуг. Хрипло засмеялся — и вернулась "кабала святош", как будто списанных с фарисея-монаха в исполнении артиста Долинского в "Том самом Мюнхгаузене". Всё умершее, давно похороненное и осмеянное вернулось... Так неужто эти старые и любимые фильмы Марка Захарова были на поверку просто-напросто рекламными проспектами этого самого Господина Дракона?..

Отчасти да, но всё-таки они совсем не сводятся к этому. Потому что ещё они — часть социализма и СССР с его сложностями и противоречиями, составленного из мозаики, осколков прошлого и зёрен будущего. Потому что эти фильмы талантливо отразили мечты и иллюзии, которыми жило тогдашнее советское общество. И хорошо, что они навсегда останутся с нами...



Рейтинг:   4.53,  Голосов: 34
Поделиться
Всего комментариев к статье: 22
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Kino21
Kino21 написал 06.11.2019 23:42
kino1
немножко антисоветский? А, может, все-таки, множко?
немножко антисоветский? написал 02.10.2019 22:03
немножко антисоветский? А, может, все-таки, множко?
Re: Re: пуду соли
по роже видно написал 30.09.2019 11:25
бывший КРЕСТЬЯНИН
----------
ичо ты срош нанаши жэдков?
---------
чыпарь совак=ЭТО ЗВУЧИТЬ
Re: пуду соли
пересолил написал 30.09.2019 11:17
Пруфы можно?
Есть копия письма сего?
Было бы неплохо иметь такой аргумент в кармане.
Очередной бредовый фальшак состряпанный фрик-савками ,
как и о сталине - " с сохой и атомной бомбой"
(без названия)
пуд соли написал 29.09.2019 21:17
"К власти в СССР после 1953-го пришли еврейские националисты и карьеристы-взяточники. Покрываемые из Кремля, когда придет время, - они сбросят маски, выбросят партбилеты и будут в открытую править своими уездами как феодалы и крепостники..."
Мао Цзэдун, "Новый Китай", Пекин, 1964, N 12
Re: Набить карманы деньгами, поездить по миру, жрать что хочешь - мечты исполнены, а дальше
На пороге... написал 29.09.2019 20:09
"Но главное впереди пустота."
+++++++++++++++=
"Все еще впереди...надейся и жди"
Значит не зажегся огонек интереса к жизни во всех ее проявлениях(автоклассик)
Все художественное творчество на этом огоньке.На огоньке надежды - "наш компас земной"...
Крис
Re:
иного не дано написал 29.09.2019 19:31
получили?
Re: asdasd
тожа написал 29.09.2019 19:21
вот Зеленский=таакой мистер, гений.ЭГЭ.
----------
шахнозаров сказанул.=ПОШЛОСТЬ
просто пошлость.=поверил
Набить карманы деньгами, поездить по миру, жрать что хочешь - мечты исполнены, а дальше
Крокодил666 написал 29.09.2019 18:22
Деньги есть, но не у всех, ездить по миру могут не все, жрать что хочешь могут все, правда одни раз в год, а другие каждый день.
Но главное впереди пустота.
(без названия)
пуд соли написал 29.09.2019 18:21
"К власти в СССР после 1953-го пришли еврейские националисты и карьеристы-взяточники. Покрываемые из Кремля, когда придет время, - они сбросят маски, выбросят партбилеты и будут в открытую править своими уездами как феодалы и крепостники..."
Мао Цзэдун, "Новый Китай", Пекин, 1964, N 12
(без названия)
Советские антисоветчики как порождение предательск написал 29.09.2019 17:30
Именно таких в основном и породила эпоха развитого номенклатурного недосоциализма. Эпоха всеобщего вранья и лицемерия. Чисто экономически в эпоху брежневизма жилось неплохо, намного лучше чем при Сталине. Не было ни голодных, не безработных. Но и правящие партократы, и прикормленная ими привилегированная творческая и пропагондонская интеллигенция только и мечтали об уничтожении этой системы. После пропагондонских речей во славу социализма партийное и комсомольское начальство на своих пьянках рассказывало антисоветские анекдоты. Горбачевы, яковлевы, кравчуки, гайдары, назарбаевы делали успешные карьеры и поднимались все выше. Фильмами и пропагондонскими передачами заведовали захаровы, рязановы, познеры, бовины, которые все как на подбор потом оказались ярыми антисоветчиками.
Интересный получился так называемый социализм в СССР. После смерти Сталина по неведомым для мудрых и все знающих диалектических теоретиков марксизма-ленинизма причинам он порождал из своей же правящей касты сплошных предателей и совсем не хотел порождать своих защитников. Таковых практически не оказалось. За исключением двух женщин: рядовой коммунистки Нины Андреевой и чеченки Сажи Умалатовой. Не идеальное, но относительно благополучное государство оказалось почти никому не нужным.
asdasd
asdasdasd написал 29.09.2019 17:25
Никогда не считал его мастером. Мутные фильмы снимал... ----Ну на мой взгляд почти вся российская культура ***** и деятели культуры тоже....Я не уверен,что это жидовское мясо здохло им еще придеться умирать....
Re: Мэри Поппинс
филолог написал 29.09.2019 13:55
Здесь Захаров ( интересно, какая у него была фамилия в девичестве? ) поступил как герой фильма Гайдая бухгалтер Кац, который всегда предлагал сдаться.
(без названия)
Мэри Поппинс написал 29.09.2019 13:18
Светлая память Марку Захарову.
Царствие Небесное! Земля ему пухом...
Это был замечательный советский еврей!
Он, в отличие от слабо видящих, слабо слышащих, слабо думающих сынов Израилевых, не поставил свою подпись под позорным письмом падшей "советской интеллигенции' в октябре 1993г.
P. S.
АВТОРЫ ПИСЬМА" Раздавить гадину":
Алесь АДАМОВИЧ,
Анатолий АНАНЬЕВ,
Артем АНФИНОГЕНОВ,
Виктор АСТАФЬЕВ.
Белла АХМАДУЛИНА,
Григорий БАКЛАНОВ,
Зорий БАЛАЯН,
Татьяна БЕК,
Александр БОРЩАГОВСКИЙ,
Василь БЫКОВ,
Борис ВАСИЛЬЕВ,
Александр ГЕЛЬМАН,
Даниил ГРАНИН,
Юрий ДАВЫДОВ,
Даниил ДАНИН,
Андрей ДЕМЕНТЬЕВ,
Михаил ДУДИН,
Александр ИВАНОВ,
Эдмунд ИОДКОВСКИЙ,
Римма КАЗАКОВА,
Сергей КАЛЕДИН,
Юрий КАРЯКИН,
Яков КОСТЮКОВСКИЙ,
Татьяна КУЗОВЛЕВА,
Александр КУШНЕР,
Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ,
академик Д.С. ЛИХАЧЕВ,
Юрий НАГИБИН,
Андрей НУЙКИН,
Булат ОКУДЖABA,
Валентин ОСКОЦКИЙ,
Григорий ПОЖЕНЯН,
Анатолий ПРИСТАВКИН,
Лев РАЗГОН,
Александр РЕКЕМЧУК,
Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ,
Владимир САВЕЛЬЕВ,
Василий СЕЛЮНИН,
Юрий ЧЕРНИЧЕНКО,
Андрей ЧЕРНОВ,
Мариэтта ЧУДАКОВА,
Михаил ЧУЛАКИ,
(без названия)
Schlosser написал 29.09.2019 12:23
Никогда не считал его мастером. Мутные фильмы снимал...
Ваш Дракон - это полиция и армия, которые давно копаются в ваших кошельках и лезут в трусы
к вашим девкам, называя себя вашими защитниками. написал 29.09.2019 11:57
.
Прошу слова! Зачем оно тебе? Что ты с ним будешь делать? (c)
бламанже в неглиже написал 29.09.2019 11:50
"Я пришел оговорить время и условия битвы. Мы уже давно убиваем без условий. Новые веяния."(с)
"Чтобы не быть захваченным чужим Драконом, нужно вырастить своего Дракона."(с)-Ну, прямо, как в нынешней РФ.
(без названия)
Рафик Кулиев написал 29.09.2019 11:40
"Фарисеи буржуазии любят изречение: de mortuis aut bene aut nihil (о мертвых либо молчат, либо говорят хорошее). Пролетариату нужна правда и о живых политических деятелях и о мертвых, ибо те, кто действительно заслуживает имя действительного политического деятеля, не умирают для политики, когда наступает их физическая смерть".
В. Ленин
марк захаров и прочие - СКОТЫ
Рафик Кулиев написал 29.09.2019 11:31
"Отчасти да, но все-таки они совсем не сводятся к этому".
Не отчасти, а все 100%. Это доказывает то, что ни один из этих "творческих" не признал, что заблуждался.
Марк Захаров теперь
не заслуживает написал 29.09.2019 09:49
сожаления. Раньше заслуживал.
Всю жизнь он подстраивался и пристраивался к властям. На его творчестве такой холуяж сказался самым негативным образом. Фильм "12 стульев" вышел хуже, чем у Леонида Гайдая. В фильме "Обыкновенное чудо" критика неприглядных сторон действительности сильно смягчена по сравнению с прекрасной пьесой Евгения Шварца. Фильм "Убить дракона" и пьеса "Дракон" того же Е.Шварца - это вообще две большие разницы, фильм совсем о другом и пьеса намного лучше и в художественном отношении, и в отношении критики действительности.
Можно было жалеть его, когда он стал холуем, загубившим свою творческую натуру. Теперь же можно лишь сказать - очередного буржуазного холуя не стало. Но их еще много осталось.
1 | 2 | >>
Опрос
  • Вернуть ли Дзержинского на Лубянку?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss