Кто владеет информацией,
владеет миром

Человек как мера всех вещей

Опубликовано 05.07.2015 автором в разделе комментариев 10

кино ммкф фестиваль дарья митина
Человек как мера всех вещей

Сразу скажу   -   в этом году итоговый выбор фестивального жюри не разочаровал и не вызвал возражений практически ни в одной номинации. Лично для меня это беспрецедентный и весьма неожиданный результат, а выбирать в этом году явно было из чего - конкурсная программа вышла очень сильной, хоть и сокращенной по причине финансовых трудностей до 12 кинолент. Рабочая кухня жюри остается для нас за кадром, но могу предположить, что фильм болгарского режиссера Ивайло Христова «Лузеры», отхвативший в итоге статуэтку Георгия, выдержал непростую конкуренцию с обаятельно-камерной кинолентой датчанки Фредерикке Аспёкк «Росита», подкупившей и судей, и зрителей теплом, тонким лиризмом и гуманистической позицией. Автор «Роситы» в итоге получила приз за лучшую режиссуру - это второй её полнометражный фильм.

Вообще конкурсная программа ММКФ-37 оказалась полна «фильмов-сюрпризов» - фильмов, абсолютно не совпадающих с нашими ожиданиями. «Росита» Аспёкк - яркий пример подобного фильма-сюрприза: зритель по самую макушку насмотрен кинолентами о провале мультикультурной политики в Европе, и заранее настроен на обличительно-публицистический лад. Раз в аннотации написано, что фильм о том, как женщины из развивающихся стран приживаются в Европе, значит, либо трагедия о несчастной, вынужденной продавать себя на поругание богатому европейскому извращенцу, либо, наоборот, криминальная драма о гибели неповоротливой старушки Европы под натиском голодного пассионарного тропического варвара. С первых кадров «Росита» опрокидывает все ожидания - перед нами тонкий, глубоко психологичный, выстроенный на нюансах и полутонах рассказ о весьма распространенном, как выясняется, в Скандинавии явлении - одинокие потомки викингов выписывают себе женщин из тёплых стран. Согласитесь, очень трудно удержать баланс, не впадая ни в криминально-чернушный жанр, ни в социально-лозунговую агитку, ни в сказочно-карамельную фэнтези о том, как «все вокруг перемешались и стали приятно-смуглявенькие». Аспёкк с социологическим любопытством исследует новое явление, - в сурово-сером датском рыбацком поселке у моря со свинцовым низким небом, лишенном красок и привычных пропагандистских атрибутов «европейской красивой жизни», где нет богатства, а есть лишь тяжкий, монотонный, передающийся от отца к сыну труд, уже целая колония новых экзотических обитательниц - таек, вьетнамок, филиппинок, едущих, за тридевять земель, подальше от нищеты и неустроенности, на встречу с неизвестностью. Можно догадаться, что судьба их складывается по-разному, но это остается за кадром, а в кадре - отдельно взятый пример филиппинки Роситы, выписанной по интернету к застенчивому рыбаку Ульрику (блестящая роль Йенса Альбинуса, любимого актера фон Триера). Тема социальной адаптации инородных элементов в европейском обществе здесь скорее вторична и подается едва уловимыми мазками - грубовато-скабрезные шутки местных мужиков, шумно-крикливое коммьюнити понаехавших из экзотических стран тёток (единственная среда, в которой молчаливая и интровертная главная героиня чувствует себя комфортно). Зато личностная адаптация - вхождение в чужую семью, взаимное притирание, «стерпливание – слюбливание», обуздание запретного чувства, подчинение эмоций чувству долга и рационалистическим соображениям - всё это показано с филигранной деталировкой, скупыми средствами актерской выразительности.

«Росита» замечательна прежде всего тем, что она сделана на стыке жанров - здесь всего понемножку, в пропорцию и в меру: и не социальная драма, хотя поводов для политических обобщений тут более, чем достаточно, и не личная драма, хотя отношения внутри ММЖ-трио «отец – сын – женщина отца» искрят и едва не перерастают в трагедию, и не фильм для семейного просмотра - идиллическому восприятию экранного действия мешает не всегда комфортный для воскресного отдыха горьковатый реализм, и не комедия, хотя светлого добродушного юмора предостаточно. Довольно стандартный зачин - женщина становится объектом интереса и поводом для мужского соперничества отца и сына, исполненное внутреннего драматизма неторопливо-постепенное развитие сюжета, подспудное ожидание трагической развязки и неожиданно благостный финал - сын отказывается от соперничества и уступает отцу, справляется веселая свадьба, а восьмилетний сын героини, из-за которого, собственно, она приносит себя в жертву обстоятельствам, вызывается с филиппинских островов в новую семью - всё это вызывает объяснимый скепсис у значительной части аудитории, привыкшей к тому, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», и считающей любой кинематографический хэппи-энд оторванной от реальности безвкусицей. Не случайно на пресс-конференции критики донимали Аспёкк - неужели «филиппинка по почте» может вписаться в европейское общество и найти свое женское счастье? Неужели для подобных росит возможна какая-либо иная судьба, кроме посудомойки или сексуальной рабыни?

- Поменьше смотрите телевизор и не читайте газет, - ответила режиссер. - У нас в Дании подобные свадьбы и счастливые смешанные семьи - вариант очень распространенный. Да и вообще жизнь сложнее любых схем и теорий.

Получивший гран-при фестиваля фильм Ивайло Христова «Лузеры», собственно, тоже о том, что реальность гораздо богаче наших представлений о ней. Снятая на черно-белую пленку история о подростках в разрушенной, деградировавшей стране («Лузер – человек, родившийся в Болгарии», - заявляет главный герой, тинейджер Коко, сыгранный Ованесом Торосяном)   -   тоже своеобразный фильм-обманка: ожидаешь увидеть либо какую-нибудь очередную чернуху а-ля «Дзифт» Явора Гырдева, либо что-то вроде болгарской Гай-Германики, и, казалось бы, всё этому способствует: место действия - пустыри и промзоны, герои - уличная гопота и оторвы из неблагополучных семей, впереди - серая бессмысленная жизнь-существование без просвета и светлого пятна, единственная отрада - секс-драгз-рок-н-ролл, а в итоге перед тобой лиричное, трогательное, доброе кино о взрослении, первом чувстве, подростковой дружбе, о невостребованности и одиночестве - именно это подростки-старшеклассники и именуют лузерством.

Лузер - ключевое понятие в самоидентификации персонажей фильма. Родители главного героя уехали на заработки в Грецию   -   не это ли, на фоне сегодняшних событий, квинтэссенция лузерства? Компания тинейджеров живет в пыльном городе, для которого главное событие - долгожданный приезд рок-группы «Кислород». Музыкальный бэнд лабухов с говорящим названием (именно кислорода и не хватает затхлому городишке с удушливой атмосферой разрушения и душным разлагающимся обществом) становится той самой струей свежего воздуха для героев фильма - молодых, у которых всё в этой жизни в первый раз, но которые уже ходят по краю, балансируя между подростково-девиантным поведением и откровенным криминалом. Рокеры из «Кислорода» косят под героев кубриковского «Заводного апельсина», главная героиня, старшеклассница Елена, поджигает спящего хахаля матери, уличные хулиганы бьют девушек в подворотнях, казалось бы - что может быть темней и беспросветней, жанр продиктован сюжетом, ждешь брутальных сцен и грязного панка, а видишь снятую с обаятельным юмором «Педагогическую поэму», выдержанную в лучших советских кинотрадициях балладу о первой любви, приправленную типично восточноевропейскими гэгами, навроде отсылающих напрямую к заполошному Кустурице больной альцгеймером бабки на дрезине, деревянного сортира, разваливающегося от тычка, и главного героя, безуспешно пытающегося свести счеты с лузерской жизнью на рельсах, по которым, разумеется, никогда не пойдет поезд…

Если обладатель «Золотого Георгия» Ивайло Христов выбирает черно-белую пленку специально для создания контраста между беспросветной, безысходной окружающей средой и попытками симпатичных героев из неё выбраться и найти себя, то получившая специальный приз жюри «Серебряный Георгий» Ирина Евтеева в фантазийном кинополотне «Арвентур» прибегает к уже опробованной ей ранее технике анимированной живописи, оживших картин, фильма на стыке анимации и художественного кино. Популярная техника в позднесоветские 80-е (вспомним курёхинские визуальные эксперименты) была воскрешена Евтеевой в её «Маленьких трагедиях» пятилетней давности - ожившие картины делаются категорически без использования компьютера, при помощи докомпьютерных анимационных технологий.

Арвентур   -   страна, выдуманная Александром Грином, плод мечты, фантазий, мистических сновидений. Композиционно фильм распадается на две части - первая картина, благодаря закадровому тексту ставшая дословной экранизацией гриновского «Фанданго», сталкивает реальный мир - холодный и голодный послереволюционный Петербург - с миром ирреальным, рисованным, карнавальным, фантастическим. Вторая картина   -   живописно-кинематографическое переложение даосистской притчи о художнике и императоре, иносказательная зарисовка о природе власти и природе творчества. Закадровая поэзия Ван Вэя и иносказательное кружево древних трактатов служат смысловым фоном для настоящего визуального пиршества - буйство красок, рисовальных стилей и приемов отсылает нас к традиции русской живописи конца 19 - начала 20 столетия, обильно и благодарно обращавшейся к ориентальной экзотике. Титры «Арвентура» обещают нам Сергея Дрейдена и Леонида Мозгового, но, хотите верьте, хотите нет, приклеившись к экрану и буквально врастая в живую картинку, не распознала ни того, ни другого. В то же время, нельзя не согласиться с теми, кто считает полноформатное рисованно-игровое кино утомительным для глаз - яркий калейдоскоп притупляет внимание, создает эффект мельтешения. Просмотреть полностью полуторачасовой фильм, снятый в подобной технике - всё равно что съесть в одиночку огромный торт целиком: и вкусно, и оригинально, но ощущение пресыщения и излишества мешает восприятию.

И «Росита» Аспёкк, и «Арвентур» Евтеевой - гуманистическое кино, снятое женщиной-режиссером, и в эту линейку идеально вписывается неторопливая, снятая как будто замедленной камерой восточная притча «Ан» молодой, но уже маститой кинематографистки Наоми Кавасэ, специализирующейся на классической японской натуре и фирменном японском минимализме. Странноватого вида блаженная бабушка настойчиво пытается наняться в уличную кондитерскую, где выпекают оладушки дораяки с начинкой ан из красной бобовой пасты. Убедившись в том, что бабкин ан несравним ни с каким другим, а зарплата старушку интересует в самую последнюю очередь, сумрачно-молчаливый хозяин забегаловки берет бабушку на работу. Два часа этот странный тандем выпекает булочки (весь производственный процесс наблюдаем во всех деталях, и подробнейшая рецептура нам теперь доступна), неспешно разговаривает ни о чем и угощает периодически заглядывающую в кондитерскую старшеклассницу с косичками, всё это на фоне цветущей, увядающей, опадающей и вновь расцветающей сакуры. Это - классический японский фильм.

Но фильм бы не был японской классикой, если бы за внешне медлительным, лишенным какого-либо действия, элегическим видеорядом не прятались двойные, тройные, многослойные смыслы и намеки. Мрачный хозяин лавки не просто так подавленно молчит, а вспоминает годы, проведенные в долговой тюрьме. Бабушка Токуэ (популярная японская комедийная актриса Кирин Куку, брошенная режиссером Кавасэ на совершенно непривычное амплуа и блестяще справившаяся с задачей) не просто так смущенно прячет от посетителей изуродованные, искореженные проказой руки - к концу фильма она, конечно, расскажет о лучших годах своей жизни, проведенных в лепрозории, покинуть который ей было разрешено только недавно, после принятия в Японии новых законов о прокаженных. Двухчасовое созерцание оладушек с начинкой для зрителя выливается в размышления о суровых японских социальных реалиях, в которых еще недавно живущие в лепрозории были поражены в правах и приравнивались к обитателям зверинцев - главной героине было отказано в праве на материнство и сделан принудительный аборт, самовольное оставление лепрозория приравнивалось к преступлению. Только недавно дискриминационные законы были отменены, но по факту общественная сегрегация для перенесших заболевание проказой сохраняется. Специфика картины в том, что страшная правда описана буквально одной фразой, мельком, мимоходом, автор не пытается отвлечь зрителя от созерцания белоснежных веток сакуры и монотонно-однообразного переворачивания оладушков на сковородке.

«Ан» Кавасэ в этом году определили в свежепридуманную номинацию «Женский взрыв», выделение которой, с моей точки зрения, слабо оправдано - ни один из перечисленных фильмов не укладывается в тесные рамки гендерного кино, а вот отметить гуманистический характер кинотворчества, антропоцентрический метод, когда человек выступает мерой всех вещей и центром мироздания, вполне возможно и необходимо.



Рейтинг:   3.22,  Голосов: 9
Поделиться

читайте нас в Я.Новости

Всего комментариев к статье: 10
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
Фывап написал 07.07.2015 06:00
Фильмы - образцы метода 60 на 40. Гнилушки, одним словом. Не надо бы пиарить пакость, которая ищет псевдочеловечность в гноблении целых народов или работорговле. Собственно, если есть трагедия, так это в том, что люди опустились до приспособления к такой жизни.
Re: кажись, греки меня нае...ли. Или я ошибся, что ышо хуже
ТотКтовсегдавозвращается написал 06.07.2015 00:57
"Азер расстроенный написал 05.07.2015 20:32
Мои поздравления, м-м Митина. Выражать свое восхищение не собираюсь, но удивлен крайне. Ываще, не прыдставляю себе взрослых людишек, способных днями сидеть и смотреть, как двуногие на экране брызгают эмоциями... А нервы у вас есть? Или вместо них канаты?"
- Таки зритилЯм надо доплачивать за то, что кина смотрят! Даже если не смотреть на экран, а таки просто слушать, таки прошибает офигенное чуйство жалости к "героям" таки фильма! Все, как на подбор - ублюдки и дегенераты! Их "проблемы" - таки мелки и смешны! Тот, кто эти фильмы снимал - или таки садист или таки идиот! Тфу на них!
кажись, греки меня нае...ли. Или я ошибся, что ышо хуже
Азер расстроенный написал 05.07.2015 20:32
Мои поздравления, м-м Митина. Выражать свое восхищение не собираюсь, но удивлен крайне. Ываще, не прыдставляю себе взрослых людишек, способных днями сидеть и смотреть, как двуногие на экране брызгают эмоциями... А нервы у вас есть? Или вместо них канаты?
Вот я учерась посмотрел хрянцузский фильм 1966 года; "Дыра" называется (не подумайте чего..). Посмотрел в один присест с парой перекуров. Получил, в том числе, огромное удовлетворение от себя самого, ибо большинство фильмов смотрю в течение двух дней. "Жизнь Адель", например, смотрел 3 дня; досмотрел до середины.
Надоедает двуногий.. Причем даже в таких увлекательных "штучках", как "Игра престолов".
Должен признаться, что давно перестал читать Бальзака (и далее по списку) или смотреть "душераздирающие" фильмы вроде "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли". (Не помню про что фильм (смотрел, когда в школе учился, кажется), но помню, что "душераздирающий" и что снималась Джейн Фонда. Не могу. А сегодня, судя по всему, научились стряпать типа "увлекательные" мозготрахалки..
Раньше, помницца, хрянцузики снимали хорошие фильмы (в 60-х-70-х годах). Реалистичные. А потом, если я правильно понял - оголливудились на свой манер, тогда как сам нынешний Голливуд все больше напоминает отдел кинопропаганды при Хабад-Любавич.
Ывобщем, кино стало говном. Мало того, у них нынешние "звездные" бабенки тоже все больше на макак похожи..
Нониче, если я правильно понял - главные голливудские красавны ент .. забыл как ее, новоиспеченная жена Джека-Воробья (эта на самом деле ничаво), Анжелина Джоли (ужас), дура из "Гравитации" (трансвестит) и разнообразные и разнообразно потрепанные джениферылопесы.. В 40-х была совсем другая публика.. Те были "леди", если даже были бледи, а нынешние -.....
МИЛА РУСИЯ - ПОКАЖИ НА СВЕТА КАК СЕ ОБИЧАТ И ПОМАГАТ В БЕДА БЕЛИТЕ ХОРА
СОФИЯ-МОЯ МАЛЕНКАЯ МОСКВА написал 05.07.2015 15:18

РАДОСТНО ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ РУССКИХ ЗА ВОЗСОЕДИНЕНИЕ ПРОГРЕС и МКС- Пусть скрипят зубами голандцы ,англосаксы ,партнеры из USS-тише- дальше !
666666, Западная Азия, Москва, федерастная столица
Люццифер Диабло, К Р Е П О С Т Н О Й написал 05.07.2015 11:44
Президент, президент, все спешат к тебе,
Наступает момент поворот в судьбе.
Чтобы мир не погряз в счастье и добре,
Стань гарантом для нас хаоса на Земле.
Припев:
Действуй, Путин, русский президент,
И затми героев кинолент!
У России сильный аргумент -
Путин, Путин русский президент!
Путин, Путин нюхал клей момент?
2.Будет солнце сиять, разгоняя дым,
И счастливым опять станет русский Крым, Нью Йорк, Лондон, Сидней.....
Миллионы гробов он открыть готов,
Для детей, матерей, дедов и отцов!
3. Люди браво кричат, пляшут и поют,
Путин, Путин нюхал клей момент!
В небе звезды блестят и гремит салют.
Путин, Путин нюхал клей момент !!
Это наш президент мудро поступил
Нищету и смертность нам Великому Русскому народу на века подарил!!!
Самый лучший в мире президент!
Иго го Иго го Иго ГоГоГо
(без названия)
Чингачгук написал 05.07.2015 09:36
Не вдаваясь в тонкости "гениальных режиссерских замыслов"-это наверное только для "гурманов кинематографа",можно сказать,что вовсе необязательно делать из каждого фильма этакое "реалити шоу"-типа "Дома-2"..На кой хрен смотреть кино в режиме "он-лайн" повседневной жизни?Этого хватает и в реальности..Если человеку все время показывать на экране дерьмо,такое же,какое он видит в жизни,то в чем смысл кинематографа,как искусства?Реальность и так все видят каждый день,зачем дублирование?
Re: Помница дамочка писала...
нео 667 написал 05.07.2015 07:33
Ага.Вещи есть мерило человека.Грязные ботинки мужчин есть равнодушие для умных женщин.Мерседес S класса есть лучшее мерило для практичных женщин.Сиськи третьего размера определенно лучше чем первого.Это Вам скажет любой мужчина.Встречаем по одежке провожаем по уму.....но ИМИДЖ и кредитная история есть первоначальные определители не только банковских служащих и простота убивает: Если ты такой умный, то почему такой бедный.Вот в этой простоте и есть «гениальность» для подавляющего большинства.Поэтому Кэмерон а не Триер.Вы смотрели Антихриста Ларса? Там приличный прибор у героя и кстати....это тоже мерило:)
о статье и авторе
александр рифеев написал 05.07.2015 07:15
ну а что вы хочете от еврожурналистки ... все ожидаемо и ясно ...
Помница дамочка писала...
Инородец написал 05.07.2015 01:45

> Сразу скажу ////
--------------------------
ghj yf,jh
по набор:
.
ЕСТ, не по одному разу...
1. Ивайло Христов.;
\2. Фредерикке Аспекк
3. Какой-то ... рыбака Ульрика (блестящая роль Йенса Альбинуса, любимого актера фон Триера). УГУ. Фон Триер зачетный.
4. Явор Гырдев,
5. Кирин Куку, "тинейджер Коко"
6. ...
И прочая...
.
Но не все так плохо. Есть (ЕСТЬ!) у марксистов много - (сколько?) - националов, скажем: Ованес Торосян, Сергей Дрейден и (не побоюсь этого слова) Леонид Мозговой!!!
.
Все1
Концерт окончен!
.
Помница дамочка писала...
Инородец написал 05.07.2015 01:18

Помнится дамочка писала, что она (как член чего-то-там), что разберется в Смерти преподавателя МГУ КУЛИКОВА.
Как успехи?
ю
Опрос
  • Поддерживаете ли вы Путина?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss