Кто владеет информацией,
владеет миром

О снах воевод и возмездии Нашем

Опубликовано 26.12.2018 автором в разделе комментариев 34

театр религия революция реакция
О снах воевод и возмездии Нашем

То, что уж третий год мне знакомый и неотступно интересный Московский Государственный Историко-Этнографический Театр взялся за А.Н.Островского – здорово! Открылся театр данному весьма скептическому зрителю, то есть товарищу Чёрному, на Астафьеве, на «Звездопаде», и заставил смотреть сквозь все (как раз и отталкивавшие обычно) условности – от начала до конца, буквально без лишних вдохов и выдохов. Но Астафьев это двадцатый век, а Островский это классика двухвековая – как бы заранее задирающая планку для преимущественно работающего с фольклором театра на уровень прыжков с шестом.

Нет, я не сомневался в силах коллектива – наоборот, тихо ждал-гадал, на что позовут в следующий раз и куда повернут внимание зрителя. Уж куда проще было бы отсмотреть и орецЕнзить некое непретенциозное песенное попурри, которые тоже случались – только вот уже не в «Литературной России», а на просторах родного с момента основания портала, где общественно-политическая мысль так и кипит едва ли не в каждом комментарии… Но ведь и материал под стать! Островский, и ещё в стихах диалоги! На ловца и зверь бежит, как говорят в данном случае.

Спектакль, премьеру предварял разовый, случайный пролог, который я услышал буквально перепрыгнув порог и усевшись в третьем ряду: главный режиссёр Михаил Мизюков, как и многие главные режиссёры в других театрах страны в этот день, зачитывал сообщение о решении Путина сделать грядущий год годом театра. Нет, я не хлопал, конечно – ещё чего! Скепсис это тоже, знаете ли, стиль – а тут вдруг ликовать по столь административному поводу, и это после всех «подарков» в году уходящем, начиная с пенсионной реформы?

Как оказалось, этот пролог, проверка на верноподданство и готовность ликовать – идеально срастается и с началом спектакля, где уже иной указ и не из бордовой папочки, а «не по писанному» оглашает поднявший на пике меховую шапку бирюч, глашатай в «большом городе на Волге, в половине XVII столетия» : «…По великого государи наказу, ведомо вам буди, чтобы вы посадские и уездных всяких чинов люди и сотские, и пятидесятские, и десятские разбойников и татей и смертных убойцев и ведунов и всяких воровских людей у себя не таили и не держали и, имая их, приводили к воеводе...»

- Проваливай подале, мы слыхали! – отвечает группа посадских вольнодумцев (ну, прямо-таки как я пять минут назад, мысленно: год литературы, год кино – и где после тех царских почестей оно?).

Отсюда и закручивается главный конфликт: воевода Нечай Шалыгин в исполнении маститого (иных и слов не подберу) Михаила Клюшкина наводит страх на посадских, являя себя вскоре в высоченной шапке с грозными секьюритИнами вокруг. Вот ведь времена почти прайдовых опознавательных знаков были – времена Степана Разина, оговорюсь забегая вперёд, самая высокая шапка означала высшую власть… Те самые вольнодумцы, слушая издали речи коварного воеводы, едва он удаляется, кричат вослед:

- Алтынник, пёс! Посульщик, кровопивец!

   А крест на нём, робята, есть аль нету?

   Навряд ли уж. Другой татарин лучше.

Тут высокая шапка (воевода) возвращается из-за плетня и следует монолог, после которого все откровения Никиты Михалкова про «всякую власть от бога» меркнут и мгновенно разбегаются, как мыши от кота. Ведь вот где прекрасно в стихах (ещё вам удар от тихого классика) изложена основная мысль этого друга двух царей (хотя от дружбы с Ельциным и от его царских даров-наград он теперь отнекивается, вестимо), оберегающая трон Путина с самого первого срока:

- Писание нас учит покоряться

   Властителю и доброму и злому.

   Строптивого послушать перед Богом

   Угоднее. Иль мнится вам, что власти

   Людским хотеньем созданы? Что можно

   Без власти жить? Что мы равны? Так знайте.

   Звезда с звездою разнствует во славе,

   Так на небе, и на земле всё так же:

   И старшие, и младшие, и слуги,

   И господа, и князи, и бояре,

   И Господом венчанные на царство

   Великие цари и государи.

   За чином чин по лестнице восходит

   От нас к царю и от царя до Бога.

   И всяка власть от Бога. Власть не судят

   Подвластные, а только царь, ему же

    (снимает шапку)

   Господь вручил нас всех на попеченье.

   Из-за чего нам ссориться! Вы дети,

   Я вам отец! Не лучше ль нам любовью

   И миром жить! Ходите по закону —

   И вам целей, и мне милей! За что же

   Браниться-то? Не хорошо. Не ладно.

    (Кивает головой Баиму.)

   Пошарь-ка там с своими молодцами,

   Не сыщешь ли кого из крикунов. 

(По многозначительному молчанию соседей понимаю, что кто-то из старичков-государственничкОв во втором и первом рядах ведь воспринимает монолог как чистейшую истину, к которой и шёл всю жизнь…)

Далее следует сцена расправы, из которой вызволяет крикунов лишь товарищ воеводы, против которого воевода уже начал готовить «хрустальную ночь», Семён Бастрюков (моё открытие в спектакле - Леонид Удалов, в этой роли очень близок он к образам, созданным Михаилом Назаровым в кино). И фронда верного государю, но попирающего авторитет воеводы, Бастрюкова далее наращивается ещё влюблённостью его сына в волюнтаристично назначенную воеводовой невестой Марью, младшую дочь Дюжого. Влас Дюжой в исполнении знатно памятного мне со «Звездопада» Виктора Присмотрова – хоть и богатый, но предельно безвольный посадский отец двух дочерей, готовый вручить пожилому злющему воеводе любую из них по его желанию.

Что тонко вписано Островским в сюжет – так это религиозное самосознание всех членов того самого общества, которое вскоре попытается взломать именно в этих местах Стенька Разин, противопоставив жестокости и иерархии государевых людей вольницу и примитивное равенство-братство лихих своих братушек (то, что в другом, еврейском феодальном обществе периода раннего христианства Каутский называл «коммуной потребления, но не производства»)… Но вернёмся к воеводе, который не только на скромной сцене крупным актёром  Клюшкиным сделан сразу центром здешней вселенной, но и по пьесе есть камень преткновения – Власть, обосновывающая себя Писанием. Конечно же, воевода набожен, потому и хочет жениться по всем правилам – хоть властью, у него имеющейся, мог бы заполучить гарем любой численности. Но «не татарин», то есть и в личной жизни следует тому, что говорил критиковавшим его: богопослушен. Однако в эпизоде явления в дом невест, изобилующем «аутентикой», в которой «городской» Островский показывает редкое знание фольклора 17-го века («Допреж хозяина и поп не пьёт; Клади начин и подноси по ряду!»), воевода, вроде бы сватающийся к старшей дочке Дюжого внезапно видит Марью и влюбляется в неё – авторитетно-агрессивно (снова темперамент Клюшкина) проклиная при этом родителей, мол, утаили, пытались подсунуть «товар» похуже.  Дюжой тотчас согласен и на этот брак, лишь бы воевода не гневался.

Любви в те феодальные поры было тяжко, но именно она (о чём писал я в предисловии к книжке второй своей «Верность и ревность») и проламывала социально обусловленные «божеские» порядки во все времена и формации – и ясно, что при таком насилии и волюнтаризме власти должны явиться не только крикуны, но уже и люди дела, готовые свергнуть эту власть. Критическая масса несправедливости набрана воеводой и его дружиной – и нужна сила извне, способная столкнуть с точки равновесия (покорности народа насилию власти) эту диктатуру, существующую на фундаменте той длинной цитаты, что мне пришлось привести выше – впрочем, может, Мигалков её зачитает в очередном Бесогоне? Дарю, дяденька! Тем паче, что не моё.

Итак, неминуема расправа воеводы над Бастрюковым-старшим, тем более что его сын (героев-любовников традиционно и весьма фактурно играет Николай Антропов), Степан Бастрюков влюбился в Марью ещё до явления в сад Дюжого воеводы. И Марья (Екатерина Фураева тонко, застенчиво играет классическую скуластенькую сказочную девицу-красу) ответила ему взаимностью. Даже этих линий конфликтности хватило бы на всю пьесу, но Островский не был бы историчен и прозорлив в анализе быта 17-го века, если бы не ввёл в эту жизнь, хоть и конфликтующей, но знати, – героя с самого низа, из народа. Кстати, в те времена, как и во времена Александра Македонского, стать народом, свалиться вниз с этой немудрёной иерархии – было проще простого. Если в завоёванных Александром островных полисах интеллигенция и аристократия мгновенно обретала статус рабов и рабынь, имеющих определённые навыки (стать кормилицей, наложницей или учительницей у новых господ – лучшая доля бывшей госпожи), то на Руси было ещё проще – воеводе понравилась жена посадского жителя Романа Дубровина, и тот, вынужденный в бега податься, становится лихим человеком. Тем как раз, коего в числе «татей и смертных убойцев» велел приводить на свой суд воевода.

И вот он приходит, незаметный человечек Роман. Ходит среди посадских, не выделяется, и пока они голосят, он лишь присматривается с деловым прищуром к обстановке, расстановке классовых сил – ну, уж не знаю, имел ли тут в виду актёр Игорь Стам ленинский прищур, но мне увиделось именно так. Видимо, помогла Мария Утробина, художник спектакля: она нарядила Дубровина в зелёную косоворотку, которую потом, почти как нынешнее «милитари», носили народовольцы, большевики, в общем революционеры.

Стам привлекает к своему герою внимание самой речью, хрипотцой бывалого человека – посадские реагируют на него по-разному, одни - так грозятся связать и сдать воеводе, как искомого тем самым, стартовым указом.

«Ты вяжи, вяжи… да после не тужи»

- ай, золотые слова, причём и в наши дни!

Выясняется вскоре в разговорах ропщущих на воеводу посадских людей и Дубровина, что разбойник Худояр, стоящий со своим разбойным войском где-то поблизости – и есть Роман Дубровин. И пришёл он в посад выяснить, как и где живёт украденная у него жена. А живёт она прислугой до сих пор у воеводы, который ко греху её склонить не смог – она верно дожидается мужа, не чураясь чёрной работы в доме неволящего её деспота. Развязка теперь кажется вполне уже выстраданным посадскими восстанием: вдобавок Дубровин знается с ведуном, который окормляет воеводу и может на него уверенно воздействовать...

Ведь воевода (вот где опять прозорливость Островского – тут и Распутина вспомнишь) верует по-русски, христианство у него не без язЫчинки и мистики (конёк Проханова, хотя исторически христианство и мистика враги заклятые, и нет для чистого христианства чудес, колдовства, а есть только воля божья, отсюда и охота на ведьм, инквизиция…). Колдун наставляет воеводу, какие и когда ритуалы проводить, в общем, придворный шаман имеется, даром что до Азии тут и плыть-то недалече, лишь Каспий миновать… Худояр-Дубровин, обещая нужное воздействие ведуна на воеводу, в сговоре своём с Бастрюковым-влюблённым требует от него сперва поклона – вот момент, символически ломающий иерархию! Да, тут не отличить «блатного» от революционного, но Дубровин именно как ключ к решению всего этого многослойного конфликта, и есть революционер того времени, других не имелось – другие, революционеры от науки, от философии созреют даже в просвещённой Франции лишь век спустя.  Обаяние народного заступника – причём не только за Бастрюкова-младшего, а и за себя самого, - даётся Стаму легко, я бы сказал – умело. Местами «не накатанный», не проакцентированный и даже сбивчивый текст (о чём я прямо говорил коллективу после спектакля), но это дело наживное, практическое – главное, верный образ сложился.

И вот две молекулы возмущения соединились в ядро восстания. Часть «силовиков», перешедшая на сторону восставших – в лице Бастрюковых. Ведун воеводы (по настоянию Худояра) советует ему перед свадьбой отправиться к монастырю на богомолье, чтобы всё вышло чинно и «на небесах», но волею сюжета – оно скоро там всё и окажется, что по нашим временам финал весьма экстравагантный. Всё складывается для заговорщиков идеально: воевода оставляет посад вместе с дружиной, идёт как раз теми местами, где сотоварищи обитает Худояр, но… Но в тех же местах, оказывается, обитает, как часто в окрестностях монастырей, – схимник. Святой человек – играющий две роли в спектакле Сергей Васильев прекрасно перевоплощается из челобитника, целующего в первом эпизоде сапоги воеводе, в отшельника. Не знаю, был ли в том замысел режиссёра или просто сказывается малочисленность труппы – но что-то в этом есть. Носит еду отшельнику монастырский служка (он же ранее – бортник из Нижнего Новгорода Гаврила), тут Андрей Безымянный показывает тоже искусство перевоплощения – ранее голосист и удал, а возле пещеры пустынника – само смирение, готовое отдать жизнь встречному разбойнику, ибо жизнь монастырская – искусство умирать (помню я со слов одного батюшки из Оптиной Пустыни, в 1998-м было дело)…

Путь воеводы на богомолье оказывается не пространственным, а сюжетным вектором. Три воли, по идее, сталкиваются на этом пути: воля восставших против его власти, воля самого воеводы, которую он считает божественной и… и то, что скажет воеводе и Худояру пустынник.

А ведь и у Худояра-Дубровина всё непросто: вот он хочет украсть из дома воеводы жену, а куда ему вести её? Нет ни крова, ни средств к существованию, и не уничтожив власть воеводы – он никак не уживётся с ней, нынешней посадской, государевой иерархией там, где был когда-то его дом. Имеющийся у него «засадный полк» - лихие люди, так те ведь только лихостью и промышляют, им оседлая жизнь хуже казни, их не введёшь в посад вместо войска. Но Дубровин предлагает своим Каурому, Зайцу, Вотре, Калге и Ерголю – устроить засаду под мостом на пути воеводы и перебить всю его дружину. Разбойники трезво оценивают свои силы – им важнее уплыть с награбленным по Волге, нежели чинить суд Худояра над воеводой, нет тут их личного интереса. Поэтому, хотя банда и колеблется, но Дубровин в решающий момент отпускает их, не авторитАрствует, не берёт греха на душу – вдруг сил действительно не хватит? А дружба-братство велит соблюдать законы хоть и воровской, но чести. Украсть жену ему по силам, разбить на голову воеводу - уже нет. Да и не вести же жену жить в разбойничий стан, где гулёжь да делёжь?.. Безысходность бунта без революции.

Может, потому что у братства лихих людей не было идеологического единства, целей выше грабежа – спрашиваем мы с тем же ленинским прищуром? Верно – времена бунтов, но не революций, экспроприации, но не экспроприации экспроприаторов…

Тем временем в доме воеводы Марью к венцу готовит приставленная им «мамка» Ульяна – эту, казалось бы, роль второго-третьего плана исполняет Светлана Американцева так ярко, что на малейшие её мимические финтили и движенья крылоподобных в сообразном эпохе одеянии рук – реагирует верным хохотом зал. Уж насколько убедительно-страшной в «Звездопаде» была она Смертью, настолько здесь весёлой вышла роль податливой на подарки невесты прислуги-надсмотрщицы (Марье надо мамку уломать вывести себя в сад, где будет ждать Степан и бегство). Воевода же по пути на богомолье тем временем, как готовится побег двух женщин из его дома, останавливается на ночлег в случайном доме. Тут-то и случается титульный «сон на Волге».

Сны воевод и правящего класса

Поведение дружины на постоялом дворе – лишний раз показывает, что власть воеводы есть чистейшее насилие и более ничего. Из избы выгоняют всех, оставляют лишь старуху (тоже, как у мамки малую, но ярчайшую роль исполняет Наталья Михеева) и младенца в люльке – потому что ангельское тут пространство, за которое верующему ни с саблей, ни с чем иным кроме добра заступать нельзя. Характерно, что во всех архаических обществах от Австралии до Якутии, в племенах ещё периода язычества и тотемизма, сохранялся именно такой взгляд на новорожденных: дети до определённых лет считались не земными, а божественными существами, их гуления воспринимались и трактовались как общение с богами, духами и т.д.).

Воевода, человек по сценарию преклонных лет (вот единственно, в чём Клюшкин чисто внешне не совпал с образом-замыслом Островского) засыпает с трудом – видно, как содеянные им над современниками пытки и прочие суды тяготят его в виде осознанных, нераскаянных грехов. Он спит, словно в горячке, кидаясь к кадке с водой, обливаясь едва ли не каждые десять минут – как засыпает, кажется, что его кто-то душит. В общем, не позавидуешь такому сну и такой власти. Воевода подбегает в полубреду к «ангельскому пространству», его всякий раз тормозит старуха, и тут воевода понимает, где не властна никакая сила: чистая душа и спит спокойно, а его корёжит дальше груз земного, его личного зла. Старуха запевает  колыбельную, которую на премьере, что смотрел и сам Островский, в императорском ещё театре – воспринимали как неслыханную вольность. Народная, мужицкая песня в столь академических, «высоких» стенах Малого театра… Под колыбельную засыпает и воевода.

И вот, в полубреду, воевода всё же засыпает и видит сон. Плывёт его смертушка – то есть разбойничье братство под командованием Худояра, плывёт на вёслах, дружно, на струге да по Волге - к его дому...

Сама эта сцена – безусловная кульминация всего спектакля, катарсис я бы зафиксировал именно здесь, а не далее (где ему положено быть по воле Островского и Мизюкова), и сейчас объясню, почему. Злодей-воевода, конечно же, отрицательный герой. Его обоснование власти собственной и вообще тогдашней царской иерархии – фарисейство и мерзость, очень тонко обработанная Островским и обманчиво даже нравящаяся нашим заблудшим современникам (да-да, фибрами я эту опрометчивость у соседей в рядах ощутил). И вот, в этом зловещем сплетении власти земной и божественной (в трактовке земной) – сравним её, например, с властью Понтия Пилата, - ощущается уже такой «беспредел», когда должна появиться, родиться именно среди униженных и оскорблённых, та сила, которая сметёт «наместника» и войско его. Эта сила никогда не приходит извне, она как иммунитет – должна медленно вырасти там, где свирепствует вирус антинародной власти. И вот перед нами именно эта картина!

Сила – многих рук, умноженная движениями вёсел (воображаемых). Организованная, сплочённая сила! Движение, мнимое, нереальное (во сне же!), но долгожданное движение, быстрое и неумолимое, и с кормы Роман Дубровин-Худояр приглядывается, куда плыть – вот оно, плывёт отмщенье! И во сне своём воевода валится с лавки и пятится и даже подбегает к этим призракам, разыскивая в них остатками своего рацио во сне (как и все мы делаем) малейшие доказательства, что этого быть не может. Не по воде плывут  - по полу!.. Но они не перестают, плывут – лихо, дружно, ритмично запевая песню того самого Фёдора Ивановича Шаляпина, который в будущем городе Горьком у стен тюрьмы, где томился Максим Горький, пел акапела песни неповиновения, песни вот этой самой Волги людей вольных.

Не плывёт ли моторная яхта «Гранма» так же – туда, где засел воевода-Батиста, на будущий остров Свободы, чтобы ничтожной, но умной силой, помноженной на силу классового возмездия и правды своей, вобрав в отряды Фиделя и Рауля Кастро, Че Гевары и Камило Сьенфуэгоса униженное и ограбленное воеводой-Батистой крестьянство, - смести имеющую и авиацию, и артиллерию, и танки, и главное - поддержку США, власть антинародную? Да, образ-архетип прошибает столетия насквозь и узнаётся повсюду…

Вы уже угадали следующую аналогию? Да, это «Аврора», только вместо шаляпинской, звучит под направляющийся к Зимнему строевой шаг братушек-матросов уже новая песня: «Нева темнеет, ревёт Норд-Ост, держись правее, на чёрный мост! Суров, упорен матросский шаг, как парус чёрен, натянут мрак… Балтийский ветер рассыпал дождь, и всё на свете братве – даёшь! Эх, яблочко, куды ж ты котисся? На Аврору попадёшь – не воротисся…» Звучит эта песня только в мне, само собой, «подпевая» движению, наступлению на сцене.

Как же одолеть этот сон воеводе, чтоб он не стал явью? Ведь плывёт Худояр украсть «его» - не просто власть, но невесту, потому что Степан Бастрюков уж поднял саблю посреди струга… Тут-то вещий сон и пробуждает воеводу, понимает он, что надо возвращаться – но как возвращаться, не исполнив указаний ведуна?           

Далее, как мы увидим, Островский разрешает все конфликты одним махом.

Divine Intervension

И Худояр, и воевода сложными блужданиями в приволжских лесах, оказываются пред одним пещерником. И он наставялет обоих на путь истиннный. Чёрт бы, то есть бог бы с воеводой, а вот видеть, как мечется, как кается уж было завоевавший и наш, и народный авторитет Худояр – печально. Да, и разбойники признают власть отшельников, которые блага земные презрев и в пещере почти что, как тот Лазарь, лёжа, могут вернуться к живым и сказать им – «молитесь»…

С этим общим знаменателем идёт и Худояр похищать свою жену (потому что и это повелел сделать пещерник через того самого монастырского служку), и воевода – спасать от похищения жену свою будущую, но не тут-то было… Божественное вмешательство ещё будет, а мы ждём всё-таки развязки сюжетной: два похищения из одного дома!

Тут нельзя не припомнить шута воеводы, Бессудного, роль которого исполняет старожил труппы Дмитрий Колыго. Присутствуя едва ли не в каждой второй сцене, он лишь фоном народных прибауток, хитрой дипломатией «убогости» сопровождает волюнтаризм воеводы, однако в решающей сцене – у его дома, где он оказывается раньше самого спешно возвращающегося воеводы, он становится ключевой фигурой на миг. Он подслушал сговор Степана (на фото слева) и Романа о бегстве и Марьи (на фото) и Олёны, жены Дубровина. Что же делать, решает этот неглупый, ироничный, но всё же раб? Сообщить злому, бьющему его частенько, хозяину или затаиться и ждать над хозяином расправы?

Воистину всенародный вопрос!

Решает всё же донести шут – и этой, малой волей предрешён почти исход. Дружина оказывается рядом, а на стороне Худояра нет уже его уплывших по Волге братушек, нет и соратников Бастрюковых – дело-то личное решается… Влюблённые едва успевают обняться за условной оградой плетня, ведь дружина сейчас их схватит и расправа неминуема. Воевода вот-вот явится на сцену со своим страшным судом… Но, оказывается, что, как сказал бы тут Захар Прилепин, «бог есть» - ну, тот бог, который заступник.

Оказывается, саморегуляция зла такова, что и тут количество переходит в качество, и воевода с накоплением грехов – подаётся в монахи, отрешая имущество и обещая всем, им обобранным или попранным, адекватное воздаяние. Случай, кстати, характерный для тех времён и более поздних – вспомним, откуда в Оптиной Пустыни набиралось войско-то Христово? Из праведников ли? Картёжники, грешники, военные, карбонарии-неудачники – позже, конечно, но с тем же «бэкграундом» кандидаты в святые.

Восстание не состоялось, потому что оно не нужно – тот самый бог, на которого дерзко ссылался воевода, услышал его, посоветовался с пещерником, и вмешался в беспредел земной. Тут бы спеть ещё теми нестройными голосками губернского театра из «О бедном гусаре замолвите слово»: Сла-авься, сла-авься, русский царь… Но вмешательство-то не царя, а начальства повыше – вот и воевода не препятствует свадьбе сына врага своего и невесты «своей». Всё, в общем, заканчивается быстро и счастливо.

Но вопросы для суда земного остаются. И их ещё больше, чем было до божественного вмешательства: куда пойдёт, кем станет Худояр? Мятеж его был только личным делом?

Вспоминаю Катерину из «Грозы»… Там-то Катерина явная атеистка, бунтарка (вещь тем дорога мне, что выбрав именно эту тему на вступительных экзаменах Географического факультета МГУ, я получил за аналогию с «Анной Карениной» и прочие шестистраничные умствования такую двойку – что на апелляции был вызван самым первым, как не имеющий никаких шансов, принимали экзамен журфаковские спецы). «Гроза» старше «Воеводы» - 1859-й год, Островскому 36 лет. А «Сон на Волге» – в первой редакции появляется в 1865-м, в «Современнике», хотя замысел, изложенный Островским Некрасову, появился ещё до премьеры «Грозы», в 1857-м… Что, «когда за сорок» - то у всех так вот меняются герои и финалы?

Тут впору бы заострить вопрос, как в своём знаменитом «Письме Гоголю» сделал неистовый Виссарион Белинский – но коль скоро Островский допускает покаяние после «перегибов на местах», а не славит плеть царя, то мы лишь разведём руками. Молитва воеводы – ох, неубедительная какая-то! И конечно не в плане игры, сыгранно-то искренне. Не подводит итога молитва сия – вот хоть убей. И вспомнившееся в ходе широкого постпремьерного общения критиков и труппы Михаилу Клюшкину «Покаяние» (перестроечный кинофильм) - крайне сомнительное, и уж точно выстроенное на одних аллегориях и намёках, не имеющее той правды народной, которой как раз сполна у Островского в «постановочной части» (первой, вопрошающей), - наоборот, лишь отдаляет нас от истины.

В мире социальном, где «божественное» есть всегда лишь проекция снизу вверх, - упование на справедливость либо оправдание несправедливости, – решает всё не покаяние и даже не личная совесть, нет таких сил социальных, они лишь химеры и фигуры речи в риторике борющихся классов. В общественном мире российском, сто крат усложнившемся с тех пор, как корабль империи и монархии следом за декабристами раскачивали такие журналы, как «Современник» и «Колокол», - конечно же, таких финалов и таких ответов не ждут униженные, оскорблённые, обворованные пенсионной реформой и всеми «дарами нового срока». Как бы ни громоздили поверх попранного советского социального равенства «храмы новомученников» и тосты о «покаянии за 1917-й» сами власти и верные им культур-реакционеры – а струги Стеньки, гребцы Худояра уже совершают беззвучные взмахи вёсел, прорываясь из страшных снов правящего класса о невозможном-нереальном-затратном социализме, в морозную явь московских площадей. И год театра мог бы стать годом революции…

Настойчиво советую посетить в МГИЭТе именно этот спектакль – всем товарищам из левых и «лево-патриотических» организаций. Ваши аплодисменты подскажут труппе, где тут затаился катарсис, ведь театр всегда силён не точностью реконструкции, а тем, что пробуждает в умах зрителей на перспективу. Как найти небольшой, но богатый затаившимися в спектаклях размышлениями, театр – вам подскажет и даже укажет скромный, годов 1920-х памятник Владимиру Ильичу возле станции «Лосиноостровская», слева, если ехать из Москвы. Это бывший ДК железнодорожников.



Рейтинг:   3.50,  Голосов: 16
Поделиться

читайте нас в Я.Новости

Всего комментариев к статье: 34
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
фывфыв
фывфыв написал 27.12.2018 15:32
Я смотрю на этих мещан,как они моляться на ***** китайское вдеро на колесах,на новый телевизор это жалкие слабые мещане ничтожества,но большего они и недостойны слабаки рабы довольный своей долей....А я ХОЧУ БЫТЬ ПОДЛИННО СВОБОДЕН я хочу охотиться на"богов"и"кралей"я хочу быть хозяином я так страдаю живя в этом ублюдочном быдло мире с их ЖКХ ксивами РАБота это мир шлюх рабов и подлецов.Как обрету мощь пошлю их ***** и пойду доминировать над бесами и им подобными....
ФЫВФЫВ
ФЫВФЫВ написал 27.12.2018 15:28
Когда я вырвусь я не буду вас пытать мучать,но на поле боя рубить вас от макушки до жопы если сил хватит вполне возможно!Когда будут битвы против бесов я не дерусь сейчас помтоу,что сейчас бы был бит мои силы не разблокированы!А,КАК РАЗБЛОКИРУЮ МОЩЬ БУДУТ ПРИКЛЮЧЕНИЯ А ВАШ МИР ***** И ВОЙНЫ У ВАС ***** КРЫСЫ АКОПНЫЕ!Потому,что вы хрупкие я тоже в хрупком теле,но я ищу мощь и уйду в другие миры!Не буду мучать вас ПОЙДУ НА ВЫ на ваши цитадели....Всетаки жизнь как живут местные это для биороботов....Конечно если щас я в таком уебищном теле рыпнусь то сразу маслину схвачу не умру нет,но сил нет сейчас да!
ФЫВФЫВ
ФЫВФЫВ написал 27.12.2018 15:23
Помню один выродок сказал....Боевой настрой НЕ ПОДАВЛЕН!Тоесть они тут пытаються морально сломать их врагов!НЕ ТОЛЬКО НЕ ПОДАВЛЕН Я СТАЛ ЕЩЕ КРОВОЖАДНЕЕ и как вырвусь вам полный 3.14ец образно говоря!Ну тут я слаб,но ведь обретя силу мощь ведь кто откажеться быть крутым и отомстить вам за унижения,так,что твари вы педики лохи торгаши(по сути)вы ничтожества и вы должны боятсья меня вы низшие,а это я смогу достичь лишь отхерачив вас пока немогу конечно,но компромиса не будет мне неинтерестно быть офис манагеров пидором хипстером да и пушечным мясом заурядным Васькой....Я ХОЧУ БЫТЬ СУПЕРКРУТЫМ КРУЧЕ СУПЕРМЕНА!
asdasda
sdasdasd написал 27.12.2018 15:17
Кстати о путинищине и его попытках заклания!Помню тут щисенок какойто засветился они писал,что по сценарию путиноиды будут сходить сума и безумоствовать это было до их законотворческого безумия.Тоесть вот это законовысерание безумных указивок спланировано....Тела бесы называют тушками или сосуды....В край бросят сосуды или повесят тушки,а сами как бы не приделах.А такие,как путин им нужны для того,чтобы было вешать грехи свои на когото на деле тут орудует банда бесов тварей.Я им напоминаю на путина не свалите все и ЭТО РАССОВАЯ ВОЙНА война видов если хотите и как скину морок буду чмарить вас бесов и ваши виды....
sdasd
asdasda написал 27.12.2018 15:03
ЕСЛИ ЭТИ ВЛАСТИ В ЭТОМ МИРЕ СОЗДАНЫ БОГОМ СОЗНАТЕЛЬНО,ТО ЭТОТ"БОГ"ХУЖЕ ТРИПЕРНОЙ ПЬЯНОЙ ОБКУРЕНОЙ ШЛЮХИ....----ХОТЯ ЕСТ ЬДРУГОЙ ВРАИАНТ,ЧТО ЭТО просто испытание их жидовский"бог"конечно *****,но он так создан и запрограмирован для проведения некой ИГРЫ испытания,которая может и не созла!Ну типа испытание веры обучение распознавать ложь.Я конечно не хочу оскарблять Высшие силы я имел ввиду жидовского юдо"бога"(помните чудо-юдо)!Оно меня очень раздражает такая гнусная лживая тупая жидо сучка....
о мирах
охотник на бесов написал 27.12.2018 14:53
Этот мир ЮДОЛЯ(земля данного измерения)здесь павят бесы и их наместники(даже в индуизме эта планета демонов)их человекообразность это маскировка это НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО это полудемоны человекообразные"свиду люди на деле монстры"собаколюди и другие генные эксперименты.....Это по сути ТЮРЬМА духа....Реальные основные силы демонов бесов падших ангелов находяться в других измерениях там их цитадели крепости дворцы....Я незнаю осовбодив свой дух какой силой я буду обладать,но если смогу побеждать буду охотиться на вас бесы и брать штурмом ваши крепости и дворцы!Я буду восполнять триумфами побед нынешние унижения и позор!Слаб я или нет,но врага вы себе воспитали....
о бесах и их власти
Охотник на бесов написал 27.12.2018 14:43
Сами бесы управляют аккуратно стараясь не афишировать свое присутствие!Они лишь направляют или влияют на содержимое сознание.Они существуют в другом ПРОСТРАНСТВЕННО ВИБРАЦИОННОМ ПОЛЕ.Политика бесов продвигать к успеху всякую ***** подонков шлюх дебилов и наоброт подавлять благородных и справедливых....Все эти дебильные дикреты это лобирование бесами ***** культура это культура бесов педерастия феминизм это бесовское лобирование....Вроде,как жиды,а за ними бесы....Сама природа бесов паразитическая они в сути паразиты сознания....Бесы неспособны творить,но способны совращать....Поэтому этот мир станвоиться все хуже и хуже ибо бесы могут лишь ухудшать....
asdasd
asdasd написал 27.12.2018 14:34
ЛЮД по отдельности слабобоеспособен и неспособен выдержать серьезный ущерб и востановить....Бесы стараються держать их врагов в теле ЮДА для ослабления его сопособностей ибо такое тело как тюрьма духа....Освобожденный безсмертный способен двигаться между мирами и обладает личной силой убивать войска бесов....Тысяча чертей не справяться с одним осовбожденным.Своим собакам они дают наоборот усиления повышают их болевой порок отсюда они такие самоувереные и дерзкие,но на максималках они все равно пушечное мясо....Освобожденный безсмертный способен летать телепортироваться регенерировать не имеет усталости и много много разных способностей....Это как бы one man army....
О БЕСАХ
asdasd написал 27.12.2018 14:30
САМИ бесы высмеивают этот мистицизм так хотят локализовать наступление на них в рамках этого мира,а небо или ад хотят зделать своей малиной где они бы были в безопастности....творя тут безпредел....Реально есть другие миры есть бесы черти просто они обитают на других вибрациях иногда материлизуясь тут.Огромная часть людей ГИБРИДЫ с видами бесов или их порождения или продукт их генных экспериментов.НО МЫ ВОЗМЕМ ВАШИ ЦИТАДЕЛИ ШТУРМОМ БЕСЫ И ОТРУБИМ ГОЛОВУ ВАШЕМУ ЖИДОВСКОМУ"БОГУ"ибо ваш ссаный"бог"наехал на меня,а я не быдловаська за это ему придеться ответить....
фвфвыфв
фывфыв написал 27.12.2018 14:26
Насчет МАЙОРОВ у них там НА НЕБЕ ИЛИ В АДУ есть сатанинская иерархия чертей и бесов!Есть даже книга про это(хотя писали ее под кураторством бесов)там описываеться их дьяволськая иерархия даже вид погонов....Это племя бесов,но есть и ангелы,которые падшие и их"бог"творец отец ***** корупционеров дебилов и уродов....
врагам
sdfsdfsd написал 27.12.2018 14:23
Их божок боиться ПРОБУЖДЕНИЯ СИЛЫ ОСОВБОЖДЕНИЯ СОЗНАНИЯ ОТ ЕГО ПАРАЗИТИЧЕСКОГО МОРОКА этот"бог"шлюх знает,что осовобожденный безсмертный без морока обладает такой мощью,чтобы эффективно крошить толпы его выродков КОМБАНАНТОВ СПЕТОВ бесов,а так исподтишка и руками быдлованек вы герои конечно!Посмотрим,когда я осовбожусь от морока и там НА НЕБЕ КОГДА Я ПОРУБЛЮ ВАШИХ ЗОМБИ МАЙОРОВ и других псов,как вы будете готовы просто здохнуть,когда я до вас небожителей доберусь....
Н НРЬЕКЭХМЙЮУ
ТШБТШБ написал 27.12.2018 14:18
дЮ, Х ПЮГАНИМХЙХ ОПХГМЮЧР БКЮЯРЭ НРЬЕКЭМХЙНБ, ЙНРНПШЕ АКЮЦЮ ГЕЛМШЕ ОПЕГПЕБ Х Б ОЕЫЕПЕ ОНВРХ ВРН, ЙЮЙ РНР кЮГЮПЭ, К╦ФЮ, ЛНЦСР БЕПМСРЭЯЪ Й ФХБШЛ Х ЯЙЮГЮРЭ ХЛ √ ╚ЛНКХРЕЯЭ╩┘----щРНР ЛХП ЛХП ГЕЛКЪ ЯКЮАШУ,ЙЮЙ РНКЭЙН ЯХКЭМШИ ЙНКДСМ ОНЪБХРЭЯЪ ЛХП ХГЛЕМХРЭЯЪ.хУ"АНЦ"ФХДНБЯЙХИ АНХРЭЯЪ НЯНБАНФДЕМХЪ ЯНГМЮМХЪ опнасфдемхъ яхкш РЮЙ,ЙЮЙ ЙНКДСМ МЮЯРНЪЫХИ АЕГЯЛЕПРМШИ ЛНФЕР БШПЕГЮРЭ ЮПЛХХ РЮЙ МЮ МЕЦН ОСЙЮКЙХ МЕ ДЕИЯРБСЧР НМ ЛНФЕР КЕРЮРЭ РЕКЕОНПРХПНБЮРЭЯЪ НАКЮДЮЕР РЕКЕЙХМЕГНЛ ПЕЦЕМЕПЮЖХЕИ ТЮЙРХВЕЯЙХЛ АЕГЯЛЕПРХЕЛ Х.Р.Д.рНЕЯРЭ Б пеюкэмнл лхпе(ю МЕ ЩРНЛ ЮЙБЮПХСЛЕ)РНКОШ АШДКЮ МЕ ПЕЬЮЧР АСДЭ НМХ УНРЭ ЛЯ ОН АНЙЯС БЯЕ!сАХБЮРЭ"АНЦНБ"СДЕК ЯОЕЖХЮКХЯРНБ ЙНКДСМНБ Я ОПНАСФДЕММНИ ЯХКНИ,Ю АШДКН бЮЯЭЙХ ХЛ МЕ НОЮЯРМШ....
врагам
ASDASDAD написал 27.12.2018 13:55
Этот посыл типо вы обречены не рыпайтесь духовного нет,а силой людишки нихрена не зделаешь....А НЕ ВЕРЮ В ВАШЕГО ***** ЖИДО"БОГА"Я ВЕРЮ В СЕБЯ!И ПОКА Я СУЩЕСТВУЮ Я БУДУ БОРОТЬСЯ ДО ПОБЕДЫ И ПОСЛЕ ПОБЕДЫ!ТВОЙ"БОГ"ЖИДОВСКИЙ ПАРАЗИТИЧЕСКАЯ ***** наступят времена и раздавлю его череп если он у него есть я вас всех уничтожу!
ЖИДОВСКОМУ БОГУ
ASDASDSAD написал 27.12.2018 13:50
И вам целей, и мне милей! За что же
Браниться-то? Не хорошо. Не ладно.----КАРОЧЕ ГВАНЮК"БОГ"Я НАЙДУ ТЕБЯ,КОГДА ОСОВБОЖУСЬ Я ТЕБЯ СХВАЧУ ЗА ВОЛОСЫ И УНИЖУ ПО ВСЯКОМУ ЧМО....ТЫ ВОБЩЕ ***** ВЫРОДОК ТЫ НЕ"БОГ"ТЫ СУЧЬЕ СЕМЯ ТЫ ВЫРОДОК ШЛЮХИ ТЫ ПЬЯНОЕ ***** ОБДРЫСТАННОЕ ВАФЛО!НЕ СМИРЮСЬ ОСВОБОЖУСЬ И СНЕМУ ВАШИ ГОЛОВЫ БЕСОВСКИЕ!ТЫ ОМЕРЗИТЕЛЬНАЯ ПАСКУДА ТЫ ВЫРОДОК ПАДАЛЬ УРОД ГНИЛЬ СУКА ТЫ ОСКАРБЛЕНИЕ И ТВОЯ ВЛАСТЬ ЗДРАВОГО СМЫСЛА!ТЫ ВРЕМЕНЩИК И ПАРАЗИТ И ВСЕХ ТВОИХ МЫ ПОКАРАЕМ ЖЕСТОКО....
мОте Дрочеру , нарциссу, поету, писателю,профеССианальному рев=.....!( это он сам себя так называет
доктор*муфлонокозерогобароносукаГовновЁнОПОДДРОЧЕР написал 27.12.2018 13:48
Прочитал ровно первую и две последних строчки.
Понял.
Нашему "школьному пыпысихологу" хоть и пятый десяток,
а йобнутого обмудства только прибавляется.
.
мОтя, трЫ года взад ты поклялся на страницах этого чОбановского вЫсерка , что лично мочканЁшь собябябку.
Мол "кровником" он у тебя.
И когда жЪ на экСС пойдешь?
чЁ отмалчиваешься, а?
Пидарасик ты наш школьно-окапистый, отвечать за свои слова надо, чему тебя мамеле твоя учила.
Давай = дерзай!
.
а каментов под статью = не жди.
народу такая хуерга = не нужна.
.
Это я тебе с утреца написал, да ты снял тот камент.
повторю.
Тогда канешна звиняйте, что ошЫбся с каментами.
Написали, огА!
Тебе даже одЫн хвалебный тиснули, и что характерно
его тебе отложила облизьяна="Кинг-Конг".
...хотя, под этим нэймом и ты мгЁт скрываешься.
ну, ...для саморекламы.
на этом сайте таких автЫрьских пидарассий хоть = пруд-пруди.
ГовновонЬко, сам чОбанов-МагЕдович, "настоящий" хахахуй и прочие ДроЧиловы.
чмоки-чмоки, мОтя ты нашО...
пока
sdasdasd
asdasdasda написал 27.12.2018 13:47
Господь вручил нас всех на попеченье.
Из-за чего нам ссориться! Вы дети,
Я вам отец! Не лучше ль нам любовью
И миром жить! Ходите по закону -----ТЫ НЕ ЗАКОН ТЫ ССУКА!ПОКА У ТЕБЯ СИЛА ВЛАСТЬ Я ВЫНУЖДЕН ТЕРПЕТЬ,КАК ВЛАСТЬ БУДЕТ У МЕНЯ И МОЩЬ Я СОТРУ ВАШУ ПЕЧЕНЬ ПО АСФальту Я ОТЫГРАЮСЬ ЗА ВСЕ *****!НА САМОМ ДЕЛЕ ТВОЯ ВЛАСТЬ ЭТО БЫДЛО СКОТЫ ***** ОНИ ЗА СЛОВО В МОЮ СТОРОНУ ГНИЛОЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ ПОДОХНУТЬ В МУКАХ!ТАК,ЧТО ПОКА У ТЕБЯ ВЛАСТЬ СИЛА Я ТЕРПЛЮ,А ПОТОМ Я ТЕБЕ СУКА ПОКАРАЮ....
DASDASD
ASDASDA написал 27.12.2018 13:45
Я найду вашего главного гавнюка на небе и отрублю ему голову если захочу.....
ASDASDAS
ASDASD написал 27.12.2018 13:44
всяка власть от Бога. Власть не судят
Подвластные, а только царь, ему же-----Что то за"бог"такой за ложь за мерзость за несправедливость это не бог это сука и *****....Вашу власть мы осудим и "бога" вашего тоже,когда выпроиграете все ответите за дерзость этой быдлоты я отомщу вам за то,что мне пришлось быть под властью человекообразного скота этих мразей полудурков....ТЕБЕ ИХ"БОГ"Я ОСОБЕННО ОТВЕШУ ***** ТЫ....
KHJKJHK
JHKJHK написал 27.12.2018 13:40
Писание нас учит покоряться
Властителю и доброму и злому.
Строптивого послушать перед Богом
Угоднее. Иль мнится вам, что власти
Людским хотеньем созданы? -----ЕСЛИ ЭТИ ВЛАСТИ В ЭТОМ МИРЕ СОЗДАНЫ БОГОМ СОЗНАТЕЛЬНО,ТО ЭТОТ"БОГ"ХУЖЕ ТРИПЕРНОЙ ПЬЯНОЙ ОБКУРЕНОЙ ШЛЮХИ....Я "ПОКОРЯЮСЬ" ПОКА У НИХ СИЛЫ БОЛЬШЕ,А ЕСЛИ СИЛЫ МОЩИ БУДЕТ БОЛЬШЕ У МЕНЯ,ТО ПОКОРЯТЬ УЖЕ БУДУ Я....
dariMog
dariMog написал 27.12.2018 12:37
Проведи новогодние праздники как ты заслуживаешь!
Наслаждайся и дари наслаждение
http://ruaptekar.com/?wmid=79
1 | 2 | >>
Опрос
  • Что такое статья Суркова про путинизм?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss