Кто владеет информацией,
владеет миром

"Весь этот горький катаклизм". Памяти мастера

Опубликовано 07.04.2019 автором в разделе комментариев 12

кино москва ссср
"Весь этот горький катаклизм". Памяти мастера

Уходят мастера советского киноэкрана. Вот не стало и режиссёра Георгия Данелии (1930—2019)... И напрашивается вопрос: а почему никто не идёт им на смену, и более того, почему сами эти художники, снимавшие «под нестерпимым гнётом советской цензуры» прекрасные фильмы, настоящие шедевры, после крушения социализма и СССР не сняли почти ничего, достойного внимания? Ответ тут может быть только один: видимо, наше привычное представление о том, что шедевры создаются талантами и «гениями» в одиночку, исключительно благодаря их личным качествам, в корне неверно. Для рождения выдающихся произведений нужно и определённое состояние общества, которое самому лучшему мастеру требуется как материал для его творчества. Если такого материала нет, или он гнилой, неподходящий — никакой самый блестящий мастер, будь он хоть семи пядей во лбу, ничего не сможет вылепить. Это и комплимент всем нам — тем, кто жил ещё в СССР, или, скорее, старшим поколениям, но и весьма нелестная оценка всем нам сегодняшним.

Но поговорим о творчестве ушедшего от нас мастера. Наверное, оно не нуждается в подробном представлении. Упомяну только картину «Джентльмены удачи» (1971), где Данелия выступил сценаристом, и которая собрала 65 миллионов зрителей, и была вся разобрана народом на отдельные цитаты. И комедию «Афоня» (1977), которая получила в прокате 62 миллиона зрителей.

Но особенно хотелось бы остановиться на фильме Данелии, который оказался поистине пророческим. Это, разумеется, «Кин-дза-дза» (1986). И он тоже весь разошёлся на мемы, в том числе и тот, который стоит в заголовке настоящей статьи. Когда я посмотрел этот фильм впервые ещё в Советском Союзе, когда он только что вышел на киноэкраны, то, честно скажу, что он мне не понравился. То есть я оценил прекрасную игру Евгения Леонова и Юрия Яковлева, как и других артистов, но из кинозала после просмотра выходил почти возмущённым. Я понимал, что режиссёр показал будущее, и мне очень не понравилось это его видение.

Конечно, рассуждал я тогда, художник вправе изображать будущее как угодно: хоть деспотическим, как планета Торманс Ефремова, хоть идиллическим, как «Мир Полудня» Стругацких. Но чтобы будущее было серым и унылым, как песок планеты Плюк? Ржавым, как все эти скрипучие пепелацы? Чтобы люди будущего были одеты в некрашеную грязную одежду, сшитую чуть ли не из мешковины? Нет, такое будущее понять и принять тогда было категорически невозможно. Но увы, оно оказалось именно таким, пусть и не в деталях. И этот фильм, в котором было немало острой социальной критики и сатиры, вдруг стал едва ли не самым просоветским фильмом эпохи перестройки. Почему? Потому что он без прикрас показал советскому зрителю грядущий буржуазный мир, и выглядел тот на редкость неприглядно и непрезентабельно. Просто отвратительно!

Что ещё поражает в этом фильме сейчас — так это контраст между пришельцами из социализма и коренными обитателями планеты Плюк. Тогда, в 1986-м, советские герои фильма казались обыкновенными, самыми типичными людьми, взятыми с улицы, из толпы. Такими же, как и все вокруг, и отнюдь не самыми лучшими. Студент Гедеван, страдающий клептоманией, и прораб со стройки дядя Вова — отнюдь не образцовые и далеко не выигрышные посланцы из страны 1986 года! Но свалившись на планету Плюк, среди местных «жуликов» вроде Би и господина Уэфа эти два вполне заурядных советских человека приобретают черты едва ли не полубогов и героев, почти святых. В чём тут дело? Это не так-то просто понять... Хотя объяснение простое: в обществе, из которого они прибыли, резко снижен градус конкуренции между отдельными людьми. Моих однокурсников в 1986 году, помню, ужасно веселили диалоги из фильма, вроде таких:

«― Ну вот у вас на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько должен присесть?

― Ну, это на глаз.

― Дикари!»

Или фраза плюканина Би: «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели». Почему эти шутки веселили? Потому что по правилам «советского хорошего тона» дяде Вове на такой вопрос следовало бы ответить: «У нас никто ни перед кем приседать не должен, у нас все равны». А он вместо этого неожиданно признаётся, что «на глаз». То есть эти шуточки разоблачали конкуренцию между людьми, которая, конечно, существовала и в СССР 1986 года. Но каков был её градус? Он был несравненно ниже, чем на Плюке и чем стал позднее. Правило «человек человеку волк», которое является незыблемым законом и основой жизни на Плюке, для пришельцев из СССР выглядело давно отжившей дикостью, варварством и анахронизмом.

Если бы тогдашним советским зрителям сказали, что «мораль» планеты Плюк, убогая и смешная ― «Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить жёлтые штаны и передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны, и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин ку делать, и эцилопп меня не имеет права бить по ночам. Никогда!» ― что эта «мораль» станет их собственной моралью через каких-нибудь пять лет, то они бы не поверили... (Кстати, эцилопп ― это просто-напросто «полицейский», прочитанный наоборот). А малиновые штаны из фантазии режиссёра спустя несколько лет перевоплотились в малиновые пиджаки «новых русских»...

Довольно символично, что сам Данелия в фильме сыграл эпизодическую роль Абрадокса с коммунистической (не социалистической) планеты Альфа. Которая тоже по-своему жестока. Гедеван и дядя Вова, пришельцы из социализма, могут находиться на этой планете, хоть и должны надеть респираторы, чтобы не портить её чистый воздух. А вот Би и господину Уэфу на Альфе существовать нельзя, их немедленно превращают в кактусы и отправляют в оранжерею... Тогда, в 1986-м, это казалось ужасно жестоким (и возмутило Гедевана и дядю Вову до глубины души).

Подытоживая сказанное. За последние 35 лет советское общество 1986 года скатилось с того уровня отношений между людьми, на котором оно находилось, вниз, под горку регресса и деградации. На нижестоящий уровень, и катится дальше. Одним из наказаний за это стало и его творческое бесплодие. Если мы хотим, чтобы всё это закончилось, нам надо не катиться дальше к дальнейшему торжеству «цветовой дифференциации штанов», а подниматься вверх, пусть это и несравненно труднее.

А с Георгием Данилией, который ушёл от нас, мы, возможно, ещё и встретимся в том отдалённом будущем. Если только не превратимся в кактусы. Где-нибудь на планете Альфа...



Рейтинг:   4.82,  Голосов: 49
Поделиться

читайте нас в Я.Новости

Всего комментариев к статье: 12
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: Эмме - Крамольник
Vasily написал 09.04.2019 00:46
Крамольник - ты не крамольник, а заштатный ***** и тролль, не понимающий
простых вещей! А сложные тебе даже и не снились.
Re: Влад из Питера
Уваж.тов. написал 08.04.2019 08:34
Да, творческое бесплодие или выкидыши типа "Подкидыша" (см. 1 канал) или "Шифра" (прошел пару недель назад). Все эти "Подкидыши" - образцовые выкидыши!
Ничего не прошу и не требую от нынешних молодых или не очень молодых кинематографистов из соображений реальности, как говорится, "не стреляйте в пианиста, он играет как умеет".
Re: Неравенство - источник всех бед современного общества
Уваж.тов. написал 08.04.2019 08:27
Благодарим за инфу, но она,как бы сказать, немного устарела - мы смотрели этот фильм в год его выхода на экраны СССР.
Re: Эмме
Крамольник написал 08.04.2019 05:41
Но в СССР школьники и студенты не истязали и не убивали животных и людей ради развлечения. ====================
Не выдумывайте! Найдите и посмотрите документальный фильм времен СССР "Кому он нужен, этот Васька?!" В нем мальчик, который принес домой бездомного котенка, рассказывает о том, как его папа вынес котенка на улицу, отрубил топором ему голову, и бросил трупик несчастного животного прямо здесь, неподалеку. После чего данный мальчик заявляет:"Я ненавижу своего папу!" Не нужно думать, что общественно-политическая система гарантирует не появление в обществе откровенных садистов и убийц.
(без названия)
Эрменгельдт написал 07.04.2019 21:01
Вообще много смертей за пару дней- актер Булдаков, сыгравший генерала в Особенностях национальной охоты (один из фильмов-шедевров 90=х) , и предшественник Путина на посту директора ФСБ Николай Ковалев, оба примерно на 20 лет моложе Данелии...
Кина не будет.
Эмма написал 07.04.2019 18:16
Это бы ничего, что фильмы теперь не те. Хуже другое: школьники и студенты истязают животных и убивают даже людей. Для развлечения. ЭТИМ хвастаются в интернете. Об этих происшествиях нам рассказывают в теленовостях. Четверо отморозков от 13 до 16 лет не просто убили 20-летнего инвалида, а подвергли его таким изуверским пыткам, до которых не дошли гитлеровские фашисты. Матери выбрасывают новорожденных, некоторые продают своих детей. Наши СМИ постоянно твердят, что в СССР преследовали церковь, а сейчас появились тысячи новых церквей. Но в СССР школьники и студенты не истязали и не убивали животных и людей ради развлечения. Значит, количество церквей не делает людей более нравственными. Если у человека нет в душе Бога, никакая церковь ему не поможет. В СССР не было внедряемой капитализмом вседозволенности, смакования насилия, секса напоказ, глумления над всем, что было свято для советских людей, включая патриотизм и любовь к родине. Все, что может принести доход, прибыль, нужно использовать. Даже если это несет разрушение страны, гибель народа.
майсуряну
ыгы написал 07.04.2019 16:35
"А с Георгием Данилией, который ушел от нас, мы, возможно, еще и встретимся в том отдаленном будущем. Если только не превратимся в кактусы. Где-нибудь на планете Альфа..."
-----------
интиресьныя мыстли фас пасищають(
Неравенство - источник всех бед современного общества
Sergo написал 07.04.2019 10:28
Мой любимый режиссер. Кто еще не видел, рекомендую посмотреть потрясающую трагикомедию Данелия "Паспорт". Не буду расписывать в деталях, все можно найти в интернете.
без
Влад из Питера написал 07.04.2019 08:31
"Одним из наказаний за это стало и его творческое бесплодие."
Точно подмечено. Автору мое почтение.
iQ
господин Уэфа Би написал 07.04.2019 07:47
Вы это, шуточки бросьте. Делом надо заниматься. Вот сколько у вас КЦ. Три раза Ку.
Кто платит, тот и танцует девочку. Если фильмы продюсируют бандиты в погонах и без погон,
то каждый раз получается только "Братва-2", написал 07.04.2019 03:17
про что не снимай.
А если Данелия не хотел прославлять ментов и бандитов, то он сидел без работы.
Вот амеры как-то очень Возвеличили страну! Обмотали ж скочем - Полетели на Луну!
!!!OQQQ!TO-JAVASHBOGTOT!!!& написал 07.04.2019 02:25
"Довольно символично, что сам Данелия в фильме сыграл эпизодическую роль Абрадокса с коммунистической (не социалистической) планеты Альфа. "
- То таки эта планета - таки карикатура на современный приб-ляндистан - то таки да! Таки при Коммунизме из этих уродцев делали бы не кактусы (таки зачем они в таком количестве?), а людей, как было в СССР первые десятилетия - то таки да...
Опрос
  • Кому следует отдать комплекс зданий Мосгордумы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss