Кто владеет информацией,
владеет миром

Тарковский и гастарбайтер

Опубликовано 13.06.2019 автором в разделе комментариев 7

кино москва ссср
Тарковский и гастарбайтер

Фильм турецкого режиссёра Семиха Капланоглу «Зерно» был в этом году представлен одновременно и на ММКФ в Москве, и в Казани.  На ММКФ фильм демонстрировался в рамках внеконкурсной программы, потому что Капланоглу входил в фестивальное жюри.  «Зерно»   -  несомненный оммаж Тарковскому; наверно, в каждой стране есть верные последователи Тарковского,  -  как ученики, так и эпигоны. Не  стал исключением  и турецкий кинематограф:  если Нури Бильге Джейлану,  избравшему Тарковского своим ориентиром и путеводной звездой,  удалось  стать совершенно самостоятельной кинематографической величиной и выработать свой узнаваемый и неповторимый почерк и стиль, то  научно-фантастическая антиутопия Капланоглу   -   скорее, претензия на сходство с Тарковским, амбициозная заявка.  Выдержанная в мрачных чёрно-белых тонах фантазия о погибшей планете,  на которой учёные-генетики ищут остатки жизни,  собрала интернациональную команду актёров:  европейская суперзвезда Жан-Марк Барр в роли учёного   –   спасителя Вселенной,  наш Григорий Добрыгин в роли его ассистента, босниец Эрмин Браво в роли учёного-отшельника, сознательно перебравшегося на мёртвые земли, заражённые химикатами.   Остроактуальная тема, подкреплённая более чем полувековой традицией европейского научно-фантастического кино и удачным кастингом, могла бы выстрелить киношедевром.  Однако невнятность сценария, отсутствие динамики, изобилие длиннот и ложной двусмысленности, нераскрытые характеры и  вторичность буквально во всём не позволили претенциозному режиссёру стать «турецким Тарковским».  Тем не менее, жюри КМФМК присудило Капланоглу вторую по значимости фестивальную награду   -  приз за лучшую режиссуру.   

«Гранатовый сад» Ильгара Наджафа    -    ещё один оммаж Тарковскому, только уже из Азербайджана.   Немногословное, снятое на крупных планах, тягучее кино с космополитическим визуальным рядом,  практически без восточного колорита, если не считать  платка на голове героини да обычных для тюркских народов Кавказа и Передней Азии тюльпановидных чайных стаканчиков.   Главный герой возвращается домой после двенадцатилетнего отсутствия    -   столько времени он работал в России, практически прервав  все связи с семьёй, что для азербайджанца более, чем странно.  Родной дом посреди гранатового сада (несомненная перекличка с «Вишнёвым садом» Чехова) практически не изменился,  немногословная семья принимает его безропотно, как будто он  вышел на полчаса за хлебом, но глубокие эмоциональные раны, которые он нанёс близким,  лишают его покоя и сна.   Философское высказывание о том, что ничто на Земле не проходит бесследно,  было удостоено фестивальным жюри призом за лучшую женскую роль    -   была отмечена актриса  Илаха Гасанова

Гастарбайтер, оставивший  семью   -    сквозной персонаж многих фестивальных картин КМФМК,  и в целом  ряде фильмов  герой уезжает на заработки именно в Россию, как, например, папа маленького мальчика Армона  из фильма молодого, но уже обзаведшегося богатой фильмографией молодого таджикского режиссёра  Мухиддина Музаффара  «Теснина».    Отъезд отца становится причиной злоключений девятилетнего Армона, единственного ребёнка в кишлаке, не прошедшего процедуру обрезания.  Клубок социальных противоречий, религиозных предрассудков, феодальных пережитков, возрождающихся в деградирующем постсоветском Таджикистане, превращает  частную семейную, казалось бы, пустяковую проблему в полноценную драму.  Социальное расслоение нынешнего таджикского кишлака,  где в полный рост реанимируется байство, имущественное неравенство, мракобесие  не позволяет  бедной семье Армона в отсутствие кормильца скопить на праздничный стол   -   непременный атрибут детского обрезания.   Остроактуальная «Теснина»  снята в лучших традициях социалистического реализма, благодаря в том числе и литературной основе   -  роману народного таджикского писателя  Сорбона «Теснина Вселенной».   Автор романа Сорбон и кинодраматург  Бахтиёр Каримов создали сценарий, который  был признан фестивальным жюри лучшим сценарием конкурсного фильма.  Отдельно хотелось бы отметить работу режиссёра с детьми   -   они не просто полноправные, но и главные герои съёмочной площадки.  Живописные ландшафты Согдийской области, бурные реки, цветущие маковые поля, яркие костюмы радуют глаз,  создавая неизбежный контраст  между жизнерадостным визуальным рядом и куда менее жизнеутверждающим сюжетом. 



Рейтинг:   2.53,  Голосов: 19
Поделиться

читайте нас в Я.Новости

Всего комментариев к статье: 7
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
русские бабы еще нарожают
м жуков написал 13.06.2019 14:55
Что еще за словцо "оммаж"? Согласен, в русском языке слов крайне недостаточно, и язык сам по себе невероятно убогий. На нем толком и не скажешь ничего.
Ответить
(без названия)
мвд написал 13.06.2019 13:04
и кому эта кинохрень сдалась? Танос был прав.
Ответить
Re: Re: А на фоточке Митина Дарья?
Не? написал 13.06.2019 12:59
То-то гадаю - она или не она, ведь несколько лет прошло.
Ответить
Re: А на фоточке Митина Дарья?
Митина написал 13.06.2019 11:42
Вы чрезвычайно наблюдательны. Этой фотке несколько лет, вообще-то, она здесь публикуется регулярно
Ответить
Re: Презревшие равенство обречены на рабство
ленинизм мосха написал 13.06.2019 11:18
Равенство в чем? В распределении благ? Кто будет распределять? Равенство в распределении, породит иждивенчество и безинициативность, безответственность и неэффективность, т.е. отставание, регресс. Но это не по твоим мосхам.
Коммунизм или фашизм - ложная дихотомия, скорее- коммунизм и есть фашизм, в еврейской трактовке этого термина.
Ответить
Презревшие равенство обречены на рабство
Serg0 написал 13.06.2019 10:05
Так или коммунизм, или фашизм. Есть варианты - мракобесие, средневековое байство, рабство. Разве не этого добивались перестроечные "академики", говорливые нобелеаты и трясущиеся седоголовые "правозащитники"? Разве не конкуренцию и "естественный отбор" они предлагали советским людям? Идеал либерала - дворовые собаки, рвущие друг у друга кость на помойке. "Права человека"? Не смешите. Важнейшее из этих "прав" право на насилие, на террор, на ложь и паразитизм. И право рабов - продавать себя рабовладельцу по своему выбору.
Ответить
А на фоточке Митина Дарья?
Не? написал 13.06.2019 07:25
Ну очень похожа.
Ответить
Написать комментарий
Ваше имя:
Заголовок:
Комментарий:
Введите число, указанное на картинке:

Опрос
  • Доверяете ли вы Путину?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss