Кто владеет информацией,
владеет миром

Кинорежиссеры сделали Пушкина министром культуры и просвещения

Опубликовано 08.07.2019 автором в разделе комментариев 2

кино литература ссср ленинград писатели двадцатый век кинематограф
Кинорежиссеры сделали Пушкина министром культуры и просвещения

Каким человеком был в реальности Александр Сергеевич Пушкин, мы, вероятно, никогда не узнаем. По крайней мере, из кино.

Кинорежиссеры создают не документальный портрет, а художественный образ поэта, понятный и привлекательный для зрителя, а иногда и отражающий идеологию и политические нравы эпохи. Такой вывод следовал из доклада профессора Петербургского института кино и телевидения Виктории Прокофьевой "Образ Пушкина в кино", озвученного на пленарном заседании Пушкинских чтений, международной конференции, традиционно проходящей в день рождения гениального русского поэта 6 июня.

В следующем году эта конференция, собирающая ученых-литературоведов, языковедов и славистов со всего мира, отпразднует "серебряную свадьбу", вот уж четверть века, как в Ленинградском Государственном Университете им. А.Пушкина, что расположился в г.Пушкин под Петербургом проходит это научно-практическое событие, посвященное художественным стратегиям классической и новой словесности (сквозь призму понятий "жанр", "автор", и "текст"), и организованное бессменным руководителем этой открытой дискуссионной площадки, завкаферой русской литературы и русского языка ЛГУ им. Пушкина, профессором Татьяной Владимировной Мальцевой.

Доклад профессора Виктории Прокофьевой, посвященный образу Пушкина в кино, - иллюстрация того, как причудливо способны соприкасаться между собой категории "реального", "идеального" и массового сознания.

О том, каким был в реальности человеком Александр Сергеевич Пушкин, всерьез задумывались, вероятно, его биографы, литературоведы-архивисты, а также историки.

"Первая ласточка", короткометражный дореволюционный фильм 1910 года, режиссера Василия Гончарова, представил десять крупнейших эпизодов из жизни поэта. По мнению тогдашней кинокритики Пушкин в фильме выглядел "наивной, примитивной лубочной картинкой". Вопреки отрицательным отзывам профессионалов, фильм понравился зрителю и долго не сходил с экранов.

Вышедший на экраны в 1927 году и переозвученный в 1968 году фильм "Поэт и царь" режиссеров В.Гардина и Е.Червякова, который, сыграл в фильме и самого Пушкина (гримеры сделали невозможное, добившись портретного сходства), как нетрудно догадаться, показывает социальный и мировоззренческий конфликт между поэтом и императором. Примечательно, что кинокритики этот фильм посчитали "авторской версией жизни Пушкина", кинолентой, которая "не подверглась идеологической обработке эпохи". (В 1942 году актер и режиссер Е.Червяков погиб, будучи бойцом Красной Армии и защищая Ленинград). Даже сегодня фильм интересен неожиданными операторскими и монтажными решениями: например, сцена дуэли снята так, что мы ее видим глазами самого раненого, падающего на снег Пушкина, а сцена его ухода из жизни представлена в череде видений, - образов друзей и персонажей из книг, которые приходят к умирающему Пушкину.

Конечно, в столетний "юбилей" гибели Пушкина, пришедшийся на 1937 год, кинорежиссеры не могли обойти вниманием биографию русского поэта, и по инициативе художественного руководителя Ленфильма А.И.Пиотровского был поставлен фильм "Путешествие в Арзрум", в котором роль А.С.Пушкина сыграл Д.Журавлев, и вот эта работа уже, как отметили критики, оказалась "крайне политизирована". В том же юбилейном году вышел на экраны и фильм "Юность поэта", снятый в Царскосельском лицее, (в роли А.Пушкина 15-летний школьник Валентин Литовский). Консультантами фильма выступили пушкинисты Л.Б.Модзалевский и Н.В.Измайлов. Фильм заканчивается птицей-тройкой, на которой окончившие лицей Пушкин с друзьями устремляются навстречу жизни...

Примечательно, что именно в 1937 году, который в современном массовом сознании прочно ассоциируется с "пиком сталинских репрессий", на Черной речке был установлен обелиск из красно-серого гранита, который и в наши дни указывает на трагичное место дуэли. Выбор словесных иллюстраций к обелиску, - выгравированные на вертикально установленных вдоль песчаной дорожки к памятнику, плитах, строки из стихотворения "На смерть поэта" М.Ю.Лермонтова, говорят сами за себя.

Сегодня парк, в котором установлен этот обелиск, напоминает маленький треугольный зеленый оазис, окруженный с одной стороны - железной дорогой, с другой стороны - скоростной автодорогой, шумной эстакадой, а с третьей стороны - новостройками-высотками, отвечающими рыночным запросам требовательного к комфорту горожанина. Возле памятника удивительная тишина и умиротворенность, вопреки идущей вокруг стройке и непрекращающемуся потоку автомашин, и даже тридцатиградусный зной не способен проникнуть в этот тенистый, прохладный и словно бы "параллельный" мир. Здесь много молодых мам с маленькими, делающими первые шаги, детьми.

Лишь в 50-е годы XX века, как пишут сегодняшние кинокритики, "образ Пушкина освободился от навязчивой спутницы, сопровождающей его в культуре советского времени - советской идеологии". Одновременно началось активное экспериментирование с жанровыми формами. Фильм-спектакль"Пушкин" (1958), документально-игровой фильм "Гибель Пушкина" (1967), фильм-биография, или как сегодня бы сказали, "байопик" - "И с вами снова я" (1981).

Потихоньку, шаг за шагом, пушкинский образ становится своеобразным кино-брендом, служащим для усиления "масштабности" сюжета. Пушкин теперь - эпизодический герой и персонаж "второго плана".

Если в фильмах о композиторе Глинке ("Глинка", 1946, режиссера Л.Арнштама и "Композитор Глинка", 1952, режиссера Г.Александрова) Пушкин выступает наряду с самим Глинкой персонажем первого плана, раскрывающим зрителю тайну рождения оперы "Руслан и Людмила", то в "Лермонтове" (1986, режиссер Н.Бурляев) и в "Грибоедовском вальсе" (1995, режиссер Т.Павлюченко) Пушкин - лишь эпизодический персонаж, полезный "для расстановки акцентов", и призванный усиливать сюжетные и портретные характеристики главных героев...

В 80-е годы XX века режиссеры и сценаристы обнаруживают, что жанр "альтернативной истории", "мистической биографии" способны оказаться интереснее подлинной биографии. В фильме "Наследница по прямой" (1982, режиссер В.Соловьев) Пушкин появляется лишь в финальных кадрах, являясь на протяжении всего фильма мечтой и романтическим идеалом для "странной девочки", не приемлющей приземленной "бытовухи" реальности, в которой живут все ее друзья и знакомые.

Нашумевший, но вскоре забытый кинофильм "Бакенбарды" (реж. Юрий Мамин, в главной роли Виктор Сухоруков, 1990) и вовсе не стоит комментировать: он, скорее, о перестройке и субкультурном непотребстве готового к самоубийству Советского Союза, чем о Пушкине. Несколько лет в преддверии двухсотлетия со дня рождения Пушкина 1999 года прошли под знаком поиска альтернативных художественных решений по отношению к советской кино-традиции, в которой режиссеры в лучшем случае, старались популяризировать документальные эпизоды биографии Пушкина, а в худшем - развивали идеологические рассуждения не тему "поэт и царский режим".

Рубеж XX-XXI веков ознаменовался приходом в отечественное кино совершенно непривычных доселе жанров, и Пушкин сразу же стал объектом для художественных экспериментов с жанрами фэнтази, квеста, детектива, притчи.

Сценаристы и режиссеры увлеклись альтернативной биографией поэта, и теперь уже без стеснения объединяли Пушкина с Лермонтовым диалогами в одном кадре, хотя в реальности они никогда не встречались, изобретали биографические эпизоды из жизни гениального поэта, которых не зафиксировали его биографы (в том числе "детективные приключения" в лицейские годы и общение с Н.Гоголем), но "которые могли бы быть".

Впрочем, наиболее устойчивым кино-"трендом", идущим с начала 2000-х и ярко раскрывшим себя в наши дни, вероятно, следует назвать альтернативную биографию Пушкина и режиссерские размышления на тему "что было бы, если б Пушкин остался жив". Фантастическая молодежная картина "Спасти Пушкина" (2017, режиссеры Ф.Коршунов, П.Мирзоев, в роли Пушкина - К.Крюков), на чудесной машине времени переносит поэта Пушкина вначале в XX век, где он удивительно быстро научается пользоваться автомобилем, мобильным телефоном и компьютером, а затем, возвращает обратно, в XIX век, "перескочив" день дуэли с Дантесом, так что Александр Сергеевич становится министром просвещения и культуры в правительстве Александра III.

Пушкин современных кинолент - знакомый "символ", - курчавый брюнет с бакенбардами, в плаще и цилиндре. Но теперь уже с поправкой на киношколу Голливуда: общественный лидер со сверх-способностями. Ведь не может же самый известный в стране человек обладать обычным характером! Пушкин современного Российского кино - не герой, а супергерой, способный перемещаться во времени и побеждать глобальное зло.

Пушкинский миф продолжает пополняться. Чем нас еще удивят режиссеры?!

В том, что будет продолжаться эксперимент с игровой и фэнтази-формой, можно не сомневаться. Неслучайно же в недавно прошедшей на Арбате выставке "Пушкин с нами" художник-иллюстратор Евгения Двоскина продемонстрировала зрителю веселые рисунки-скетчи, на одном из которых Пушкин делает селфи на фоне памятника имени себя.

Изучить кино-пушкиниану в деталях поможет Пушкинский кинословарь (М, Современные тетради, 448с.), изданный в 1999 году крошечным тиражом в 500 экз, но, к счастью, доступный благодаря оцифровке для всех поклонников таланта русского поэта.



Рейтинг:   2.33,  Голосов: 9
Поделиться

читайте нас в Я.Новости

Всего комментариев к статье: 2
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Говорила баба деду - я в америку уеду! Ах ты ж старая -зда! Туда ж не ходят поезда!
!!!TOJAOPIATJQ!TOTJA!!!&-&& написал 09.07.2019 02:30
"Сценаристы и режиссеры увлеклись альтернативной биографией поэта, и теперь уже без стеснения объединяли Пушкина с Лермонтовым диалогами в одном кадре, хотя в реальности они никогда не встречались, изобретали биографические эпизоды из жизни гениального поэта, которых не зафиксировали его биографы (в том числе "детективные приключения" в лицейские годы и общение с Н.Гоголем), но "которые могли бы быть"."
- То таки больные на голову де-генераты - творчиллы - бесноватые гав-нолики остро таки нуждаются в Руководящей и Направляющей силе - таки Мудром Руководством ЦК КПСС - иначе ентые творчиллы начнут ходить таки под себя, размахиавть на сценах своих творчильников х-и и-здами - то таки да...
Ответить
(без названия)
Вазабитоев Кармэн написал 08.07.2019 18:28
ДЕБИЛЫ, УГОЛОВНИКИ И САДИСТЫ НА СЛУЖБЕ В ЭФСБ. ПИТЕРСКИЙ ЛАКЕЙ, ЛЮДВИГ АРИСТАРХОВИЧ ПУТЕН, НАГАДИЛ НАМ ПОД ДВЕРИ И СОВМЕСТНО С ИНТЕРНЕТ ПРОВАЙДЕРАМИ ТТК..., БЛОКИРУЕТ ДОСТУП В СЕТЬ ИНТЕРНЕТ, ЧТО ДЕЛАТЬ !?!
Преступное сообщество коммерсантов во главе перзидента Российской Федерации и Федеоральной службы безопасности. Осуществляет гонения в отношении сотрудников нашей общественной организации, в связи с противодействием крепостному бизнесу в России. Наши сайты необоснованно удалены из поисковой выдачи, недобросовестных компаний Яндекс, Google, Bing и из других сайтов поиска. Непрерывно ведется удаленная прицельная стрельба из инфразвуковой пушки, производятся выстрелы амплитудой до 150 децибел, тем самым умышленно наносится вред здоровью (слуху, сердцу, легким и др. органам) средней тяжести. Постоянно поступают угрозы, опасные для жизни и здоровья. Летом 2012 года, по улице Северодвинская в гор. Москва, было совершено покушение на убийство, посредством попытки наезда автомобилем на одного из сотрудников нашей организации. С помощью электронной спецтехники на основе электромагнитного излучения, удаленно выводится из строя либо принудительно корректируется работа любых электронных приборов. На аппаратном уровне, преступники манипулируют всеми системными процессами электроприборов, такими как например: персональные компьютеры, телефоны, карты памяти, а так же любой другой бытовой техникой домашнего (офисного) обихода. В километре от офиса и дома расположен мощный акустический приемник, который позволяет преступникам из ЭФСБ РФ снимать акустическую вибрацию с окон и др. твердых предметов а так же с голосовых связок (гортани), тем самым оборотням в погонах доступен как внешне издаваемый так и внутренний голос. Для удаленной слежки применяется тепловизор и спутниковое оптическое оборудование. В комплект инженера-чекиста, так же входит сверхмощный электро энцефалограф (миелофон), который позволяет удаленно снимать данные с мозговой активности и интерпретировать их в мысленные потоки. Радиус действия всей спецтехники до 10 километров и более. Весь сетевой трафик интернета проходит через сервера принадлежащие ЭФСБ РФ, в итоге вся информация в электронном виде сильно ограничена и модифицирована. Блокируется обмен ключами шифрования по защищенному протоколу https, как следствие у преступного сообщества из ЭФСБ РФ, есть не законный доступ ко всем сервисам интернета, в том числе платежным. Интернет провайдер ООО ТТК он же ОАО РЖД, препятствует выходу в сеть интернет через прокси серверы, при активном соучастии мелких интернет провайдеров (посредников). Блокируется доступ к электронным почтовым сервисам, социальным сетям и публичным видео хостингам, для сокрытия данной информации от общественности.
ЗНАЙ ТОВАРИЩ!!! ВЛАСТЬ ЭТО ТЫ (ГРАЖДАНИН РФ), ИБО ТЫ ПРИНИМАЕШЬ НА РАБОТУ В ПРАВИТЕЛЬСТВО И ДУМУ (ВЫБОРАМИ) И ПЛАТИШЬ ЗАРПЛАТУ (НАЛОГАМИ), ЖУЛИКАМ И ВОРАМ ИЗ ПИТЕРСКИХ ПОДВОРОТЕН (ЧИНОВНИКАМ). И НАМ С НИХ СПРАШИВАТЬ ЗА ИХ "ТРУДЫ" И БЕСПРЕДЕЛ. ИНАЧЕ ЭТО ДОБРОВОЛЬНОЕ РАБСТВО И МЕДЛЕННАЯ (МУЧИТЕЛЬНАЯ) ГИБЕЛЬ ОТ ГОЛОДА И ХОЛОДА.
ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА - ЭТО СТОЛКНОВЕНИЕ РАБОВ С ОЛИГАРХАМИ ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА СТРАН G7(8)...
Подробности читайте на сайте: https://www.propiska-v-moskve.ru/mify-o-propiske.html или https://moderatorrr.livejournal.com/437.html и https://planejj.livejournal.com/263.html и https://tsarstvojj.livejournal.com/342.html
___________
ВНИМАНИЕ !!! Лубянские кибер клоуны, модифицируют и искажают интернет трафик таким образом, что после открытия избранного сайта, в его содержимом появляется сторонняя информация о тяжких заболеваниях. Это не сторонняя и не внутренняя реклама данных сайтов! Модифицируюятся пакеты данных (html,css,JS,php...) проходящие через серверы ОПГ ФСБ, причем TCP флаги корректные. Идет массивное внушение...
Ответить
Написать комментарий
Ваше имя:
Заголовок:
Комментарий:
Введите число, указанное на картинке:

Опрос
  • Кому следует отдать комплекс зданий Мосгордумы?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss