Кто владеет информацией,
владеет миром

Братья Стругацкие как зеркало советской интеллигенции

Опубликовано 03.12.2012 автором в разделе комментариев 69

Братья Стругацкие как зеркало советской интеллигенции

Ушёл из жизни один из последних ярких представителей шестидесятничества - Борис Стругацкий. Творчество братьев Стругацких с непревзойдённой ясностью отразило советскую интеллигенцию последнего полустолетия - со всеми её идеалами, обычаями, верованиями, сомнениями, предрассудками - и метаморфозами, через которые она прошла. Потому что сами Стругацкие были неотделимой частью этого социального слоя. В этом была их сила - а потом в этом сказалась и их слабость.

Стругацкие конца 1950-х и первой половины 60-х годов - аутентичные интеллигенты-"шестидесятники". Для которых высочайшей ценностью являлась не только "Великая война" с фашизмом, но и революция. Накалённое, яростное отношение к нацизму, как воплощению, средоточию вселенского зла хорошо видно, например, по их рассказу "Попытка к бегству". Да и в других произведениях ненависть к нацизму то и дело вспыхивает яркими искрами, как вольтова дуга. Могут спросить: а как же может быть иначе? Да вот так, как теперь. Когда красный герой-партизан Василий Кононов для либеральной интеллигенции - "палач и убийца", зато присягнувший Гитлеру генерал Власов - "сложная, неоднозначная, трагическая фигура".

Борис Стругацкий: "Это было время, когда мы искренне верили в коммунизм как высшую и совершеннейшую стадию развития человеческого общества... В конце концов мы поняли, кем надлежит заполнить этот сверкающий... мир: нашими же современниками, а точнее, лучшими из современников - нашими друзьями и близкими, чистыми, честными, добрыми людьми, превыше всего ценящими творческий труд и радость познания... Слово "коммунизм" было для нас словом прозрачным, сверкающим, АБСОЛЮТНЫМ, и обозначало оно МИР, В КОТОРОМ ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ".

Так что "люди Полудня" (прекрасное название, придуманное братьями-фантастами для общества будущего) - это те же интеллигенты-шестидесятники, пусть и слегка идеализированные. Их кредо в повести "Трудно быть богом" выражает "высокоучёный доктор Будах": "Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!".

Вообще, "доктор", "учитель" - для Стругацких тех лет понятия почти священные. В повести "Парень из преисподней" (1974) главный герой вдруг видит в образе простого военного врача целый мир будущего: "Что в нём было? Старенький, немощный, грязный... А Гаг почему-то увидел перед собой залитые солнцем комнаты, огромных, красивых, чистых людей в комбинезонах и пёстрых рубашках... Это было словно наваждение".

Ещё одна характернейшая черта ранних Стругацких - страстная вера в науку, в силу знания, в технический и социальный прогресс. Какими, например, смешными и беспомощными предстают все сказочные и мифологические создания под увеличительным стеклом современной науки в повести "Понедельник начинается в субботу" (1965 )! Что томящийся под арестом Кащей Бессмертный, что какие-нибудь гекатонхейры - "сторукие и пятидесятиголовые братцы-близнецы, первенцы Неба и Земли". Кстати, главный герой этой повести Александр Привалов - программист. Не самая распространённая для середины 60-х годов профессия. Даже в такой мелочи фантасты смотрели в будущее...

Но хочется спросить: как же так - почему в начале 60-х Стругацкие так хорошо, глубоко и ясно видели прошлое и будущее, и куда всё это делось потом? Причина тому видится простой: в 60-е годы советская интеллигенция, особенно техническая (герои "Понедельника начинается в субботу"), ещё стояла на самом гребне исторической волны, ещё чувствовала за своей спиной сильный и свежий ветер революции, который дул в её паруса. Ну, и выразители чаяний и мыслей этой интеллигенции - братья Стругацие, естественно, с этой высоты и видели всё широко и далеко, во все края света. А к 90-м годам интеллигенты шажок за шажком спустилась в историческую рытвину, низину, яму, овраг, и их былая дальнозоркость стремительно растаяла. Талант Стругацких, их умение ярко и выпукло изображать реальность никуда не пропали, - да вот только окружающая их социальная реальность поменялась. И взгляд писателей, увы, упёрся в стенку исторического оврага прямо перед их глазами. Её они и стали мастерски изображать (как в последних романах Бориса Стругацкого - С. Витицкого - "Поиск предназначения" и "Бессильные мира сего").

Ну, мыслимо ли такое представить в 60-е - чтобы глава правительства Егор Гайдар называл учителей и врачей (тех самых врачей, которых почти боготворили ранние Стругацкие!) "иждивенцами" - и преспокойно оставался при этом интеллигентским кумиром и пророком? Увы, интеллигенция отреклась от собственных идеалов 60-х годов - "труда и знания" - высмеяла их и забыла. Превознесла вместо них идеалы "рынка", "свободного предпринимательства", то есть идеалы "серых" лавочников из "Трудно быть богом". Так стоит ли после этого удивляться нынешнему триумфу клерикалов? "Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные. Эх, историки, хвостом вас по голове..."

Эпоха веры в науку кончилась - что не могло не сказаться и на литературе. На смену научной фантастике пришла сказочная фэнтези - гномы, эльфы и тролли поползли изо всех щелей. Но тем самым интеллигенция, увы, подписала и свой собственный социальный приговор. Ибо если наука и техника - это "отстой", то заслуживает ли уважения социальная группа, которая этим "отстоем" занимается?

Кстати, одна из характерных вещей ранних Стругацких - повесть "Хищные вещи века" (1965). В ней они избрали своей главной мишенью "идеалы" потребительства. Типичная сценка из повести:

"Двое молоденьких девчушек щебетали сущую ерунду, выбирая и примеряя блузки. "Фонит", - пищала одна. Другая прикладывая блузку так и этак, отвечала: "Чушики, чушики, и совсем не фонит". - "Возле шеи фонит". - "Чушики!" - "И крестик не переливается..." ... Им было лет по шестнадцати, глаза у них были как у котят - синенькие и пустенькие.

- Чушики, - твёрдо сказал я. - Не фонит и переливается.

- А около шеи? - Спросила та, что примеряла.

- Около шеи просто шедевр.

- Чушики, - нерешительно возразила вторая девочка.

- Ну, давай другую посмотрим, - миролюбиво предложила первая. - Вот эту.

- Вот эту лучше, серебристую, растопырочкой."

Речь в повести идёт именно о западном, буржуазном потребительстве. Борис Стругацкий потом вспоминал: "Хищные вещи века" дали на предисловие Ефремову. Позвонил мне старик, попросил зайти. И вот что он мне сказал... Мир, нами описанный, настолько ярок и страшен, что не оставляет никакой надежды на что-либо хорошее для человечества. Это не советская фантастика, а западная, с ужасом и горечью перед будущим."

Ефремов написал предисловие к книге: "Исходя из реальных тенденций современного буржуазного общества и более всего из свойства его идеологии разлагать души людей, воспитывать отупелых потребителей, ищущих во всём широком мире только сытости и наслаждения, Стругацкие создают модель воображаемой страны, где многое условно, где люди живут, не задумываясь о завтрашнем дне, о куске хлеба. Люди в этой стране имеют всё - еду, одежду, развлечения - и тем не менее опускаются до состояния наслаждающегося животного, лучшие из них мучаются и погибают. Такая картина не случайна. Наиболее ошеломляющим представляется писателям разлагающее действие буржуазной идеологии, которое наблюдается сейчас, в настоящее время в капиталистических странах с наиболее высоким материальным уровнем жизни. Люди там, лишённые высоких идеалов, большой цели в жизни, низводятся до уровня обывателей. Повесть А. и Б. Стругацких насыщена ненавистью к подобному благополучию, достигнутому ценой измельчания идей, чувств, человеческой личности. Ему противопоставляется уверенность в первостепенной ценности и победе духовных идеалов коммунизма."

Более чем актуально звучит сегодня и эпиграф ко всей повести: "Есть лишь одна проблема - одна - единственная в мире - вернуть людям духовное содержание, духовные заботы..." (Антуан Де Сент-Экзюпери).

А главная мысль "Второго нашествия марсиан" (1966), выраженная самим Борисом Стругацким: "Человечество не надо завоёвывать - его можно без особого труда просто купить".

Не странно ли, что писатели, так ярко обличившие потребительство в "Хищных вещах века" и "Втором нашествии марсиан", потом сами фактически склонились на сторону этой убогой идеологии? Нет, не странно, ибо они это сделали не сами по себе, а, увы, вместе со всей или почти всей советской интеллигенцией...

Одна из ключевых фигур для понимания произошедшего перелома - дон Румата из "Трудно быть богом" (1964). Конечно, он тоже срисован с современников авторов - только чуть более поздней генерации, чем энтузиасты-технократы "Понедельника...". Румата - типичный "размагниченный интеллигент" (как говорили в 20-е годы). Не знаю уж, так ли замышляли авторы, но книжка выходит блестящим разоблачением Руматы, ни к чему не годного, несущего окружающим, кто имеет несчастье с ним встретиться и оказаться под его "покровительством и защитой", одни только несчастья и смерть.

Хотя в том же произведении можно найти и вполне образцового героя. Но это, конечно, совсем не дон Румата, а мятежник Арата Красивый (он же - Арата Горбатый). "Это был профессиональный бунтовщик, мститель божьей милостью, в средние века фигура довольно редкая. Таких щук рождает иногда историческая эволюция и запускает в социальные омуты, чтобы не дремали жирные караси, пожирающие придонный планктон..." Да, Арата наивен, но его наивность стоит дороже, чем бессильная старческая премудрость Руматы. В сущности, это признает и сам Румата: "Арата явно превосходил его в чём-то... Мы бесконечно сильнее Араты в нашем царстве добра и бесконечно слабее Араты в его царстве зла... Арата был здесь единственным человеком, к которому Румата не испытывал ни ненависти, ни жалости, и в своих горячечных снах землянина... он часто видел себя именно таким вот Аратой, прошедшим все ады Вселенной и получившим за это высокое право убивать убийц, пытать палачей и предавать предателей..."

Арата точно знает, чего хочет, и уверенно говорит: "Не пройдёт и года, как арканарский люд полезет из своих щелей с топорами - драться на улицах. И поведу их я, чтобы они били тех, кого надо, а не друг друга и всех подряд... Я выжгу золочёную сволочь, как клопов, всех до одного, весь их проклятый род до двенадцатого потомка. Я сотру с лица земли их крепости. Я сожгу их армии и всех, кто будет защищать их и поддерживать". И ведь в конце концов Румате приходится последовать совету того же Араты: "Просто обнажите ваши мечи и встаньте во главе нас". Только слишком поздно, чтобы что-то исправить...

Довольно точно о Румате говорит другой герой произведения:

- В каждом из нас благородный подонок борется с коммунаром. И всё вокруг помогает подонку, а коммунар один-одинёшенек - до Земли тысяча лет и тысяча парсеков. Вот так-то... Останемся коммунарами.

Эти слова вполне применимы и к советской интеллигенции в целом: в ней ведь тоже с 60-х до 90-х "благородный подонок боролся с коммунаром". И первый, к сожалению, в конце концов взял верх, одолел, ибо "всё вокруг помогало подонку", а мир Полудня был слишком далеко... Интеллигенцию с её красными и антифашистскими шестидесятническими идеалами не потребовалось побеждать и завоёвывать в открытом бою: её оказалось достаточно просто купить.

Конечно, в наступающем новом средневековье (пусть даже это средневековье и носит отчасти опереточный характер), с господством "чёрных" и "золочёной сволочи", дон Румата с его интеллигентской надломленностью и неспособностью к действию - вовсе не борец и не помощник. А вот Арата - да... Как и сами ранние Стругацкие с их верой в науку, "труд и знание", в антифашизм, в "мир Полудня". Их совсем не стоит предавать забвению или сбрасывать со счетов, ибо они и сейчас остаются на стороне Будущего.



Рейтинг:   4.00,  Голосов: 59
Поделиться

читайте нас в Я.Новости

Всего комментариев к статье: 69
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
(без названия)
MT написал 07.12.2012 11:30
Интеллигенцию с ее красными и антифашистскими шестидесятническими идеалами не потребовалось побеждать и завоевывать в открытом бою: ее оказалось достаточно просто купить.
---------------------------------------------------------------------
Шестидесятник = антикомунист и фашист. Они продались как только стали шестидесятниками.
(без названия)
фома написал 07.12.2012 09:00
Власть была жыдовская и эти примитивщики примазались как прямые Вонючие Жыды -Клопы...к больному телу...
Завидонов Ник0дим "не прочитал "
Сергей написал 05.12.2012 13:02
Самостоятельно оцените авторитетность Вашего мнения по рассматриваемой теме в баллах от 1 до 10 :))
(без названия)
Завидонов Ник0дим написал 05.12.2012 12:25
Я, собственно, так сказать, ни одной книжульки сестричек Сругадских не прочитал, но вот фильм "Гиперболоид инженера Гагарина" мне пондравился. Для тех кто интересуется дуговой электросваркой очень пользительный фильм.
Re: Re: никого лучше и не было????????
Сергей написал 05.12.2012 10:21
Ну канечна - куда там "Отягощенным злом" до "Аэлиты", просто сравнения нет с "Пылающим островом" и гиперболоидом :))
Зачем нам разные точки зрения - литературное произведение должно быть идейно прямым, как стрела, чтобы ровно укладывалось в единственную извилину.
Пусть будет стыдно тем, кто не читал их книги
Сергей написал 05.12.2012 09:48
В отличие от других классиков - этих читать - просто интересно и необыкновенно полезно.
А зациклившимся на национальном вопросе - привет соратникам в психбольницах :))
Пусть будет стыдно тем, кто не читал их книги
Сергей написал 05.12.2012 09:42
В отличие от других классиков - этих читать - просто интересно и необыкновенно полезно.
А зациклившимся на национальном вопросе - привет соратникам в психбольницах :))
Re: Re: Спасибо Александру Майсуряну
Клоподав написал 04.12.2012 21:13
У них есть трилогия - "Жиды", "Города", "Пи-деры". Я прочитал только заглавие...
Re: Спасибо Александру Майсуряну
кстати написал 04.12.2012 03:03
после крушения СССР,Стругацкие перестали воспевать
Социализм и гуманизм.
Видимо,в интересах дела...
Своего,разумеется...
Спасибо Александру Майсуряну
Спасибо написал 04.12.2012 02:10
Спасибо Александру Майсуряну. Он сделал важное дело. Но не до конца (как и прошлую статью об эволюции). Почему опять не не до конца, не знаю.
А почему не до конца? Потому что:
1) Стругацкие как зеркало советской ПСЕВДО-интеллигенции. А никак не интеллигенции.
2) Нет объяснения, почему интеллигенцию заместила ПСЕВДО-интеллигенция.
Эту статью А.Майсуряна надо было назвать "Стругацкие как зеркало советских интеллектуалов".
Хорошо известно, в т.ч. талантливому А.Майсуряну что:
1. "Интеллигенция" - чисто русское понятие. Интеллектуал - международное.
2. Любой интеллигент (независимо от рода занятий профессор . . . слесарь 6-го разряда . ..) - всегда интеллектуал. Интеллигент служит своему народу - "мозг нации". Интеллигент - редкое явление. Это, нередко, опасно.
3. Далекооо не каждый интеллектуал является интеллигентом. Точнее, подавляющее меньшинство. А подавляющее большинство мнящее о себя много - "образованщина" (по Солженицыну) или "***** нации" (по Ленину).
Re: Re: Не очень-то Стругацкие антифашисты
Клоподав написал 03.12.2012 23:04
"Посмотрите на регионы.Правят агрономы,скотники,закончившие ускоренные курсы.Брянск-образец!"
"Пришел новый работник в фирму. Шеф ему говорит6 - Возьмите веник и подметите пол!
- Но я окончил Гарвард! -Ой, что ж Вы раньше не сказали! -Дайте этот веник сюда, я покажу как это делается!"
Re: Не очень-то Стругацкие антифашисты
Анатолий написал 03.12.2012 22:13
Более того, - ярые фашисты! - Иудеофашисты-русофобы. А "интеллигент" - это эвфемизм, скрывающий, что имеется в виду жидовствующий, - ядовитая поросль ереси жидовствующих.
Впрочем, и западноевропейский фашизм имеет иудейские корни. Именно иудейские банкиры финансировали приход Гитлера к власти; именно жиды (в т.ч. полукровки и полу-полукровки) составляли подавляющую часть "элиты" III Рейха; именно иудейскую фашистско-расистскую идеологию (ставшую респектабельной в Англии) оно исповедовало; даже пресловутый "лохокост" - иудейское изобретение (- так называемое "обрезание сухих ветвей"). (Секретом это является лишь для бульварной шушеры, окормляющейся бульварной желтой прессой.) Различие, главным образом, в том, что в России у власти еще более сатанизированная иудейская секта хабадников, смотрящим от которой является нью-йоркский сатанист Берл Лазер.
Re: Арата, где ты?
Сенька написал 03.12.2012 21:54
Как это где???
Где все ары? В России, канэшна!
Что они без других народов? А среди работяг проявляется весь их талант, что шарль азнаур, что татлян, шаликошвилли или роза армян. Что тут сказать, великие люди.
Но странно, что на родине предков их талант не проявляется никак! Зато в России все почти миллионеры и миллиардеры - ары, чучмеки и чурки!
Сколько русских-миллионеров в Армении??? Сколько-сколько??? А разве это не национализм, а???
Re: никого лучше и не было????????
шуч, сходите-ка ***** написал 03.12.2012 21:43
Из совецких - Казанцев, Велтистов, Днепров, Ефремов, Мухин, Беляев, Петухов, Толстой, Обручев, Нестеренко, Абрамов, Прищенко... Мало? А если упомянуть еще и западных, то очередь до жуков в муравейнике дойдет не скоро... Никогда не дойдет.
Re: камерадику
Глупой ты написал 03.12.2012 20:12
Ниума , ни фонтазии. Примитивщик
Не очень-то Стругацкие антифашисты
Юрий Кузнецов написал 03.12.2012 18:59
Не принял Стругацкий мою теорию фашизма, индуктивно-резонансную - http://ideo.ru/fascism.html
А я считаю пустой и пропагандистским их опус о фашизме "Фашизм - это очень просто"...
(без названия)
kamerad написал 03.12.2012 18:51
писатели Стругацкие - откровенное *****. До западных фантастов , да и до восточного СтанИслова Лема им как до Луны. Исключительно благодаря Советской власти таких ушлепков публиковали и печатали в "толстых" журналах. Ниума , ни фонтазии. Примитивщики.
случайно вернулся сюда-
шуч написал 03.12.2012 17:07
черт,как же их не любят!!!
люди,вы бы на себя посмотрели-эти стругцы и пожить сумели и кое-чего хорошего написать,
а вы тут дерьмом исходитесь,даже непонятно от чего-в зеркале что ли себя увидели?
у одного тут товарища только проскользнуло-да ведь никого лучше и не было,хрен было даже в библиотеке
их книжки на полках найти-всегда по блату на руках...
вы,я вижу-зажрались,любезные...
а что евреи-так они не виноватые были по малолетству,а потом по ихнему обычаю-
может при победе коммунизма что-то и вышло из них,не надо строго судить-как себя например
Автору
Борис Викторов (Полковник) написал 03.12.2012 16:29
Браво! Замечательная статья и своевременная. Арата, где ты?!
Re: Re: Стругацкие есть зеркало жопы
Торричелли,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, написал 03.12.2012 16:25
Спрашиваешь...
1 | 2 | 3 | 4 | >>
Опрос
  • Поддерживаете ли вы Путина?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss