Кто владеет информацией,
владеет миром

Что такое революция и зачем она нужна?

Опубликовано 24.11.2012 автором в разделе комментариев 54

Что такое революция и зачем она нужна?

Что есть прогресс в эволюции? Поставим вопрос максимально широко: в ЛЮБОЙ эволюции, от биологической до исторической и до эволюции техники. Можно ли вообще дать для столь разнородных процессов одно общее определение? Если да, то оно будет звучать примерно так: прогресс - это постоянное расширение возможностей.

От более чем скромных возможностей какой-нибудь инфузории-туфельки - до возможностей человека разумного. От неандертальца и первобытного дикаря - до современного человека. От каменного топора и деревянного лука - до космической ракеты и спутника. Всюду мы видим одно и то же - постоянное расширение возможностей, повышение уровней свободы и вместе с тем сложности.

Иногда это может пугать - когда в наборе возможностей вдруг открываются такие опции, как атомный взрыв или применение химического оружия. Но хода назад нет. Нельзя заставить человечество забыть изобретение колеса, или интернета, или даже водородной бомбы. Ни одно из сделанных человечеством крупных открытий "закрыть" обратно уже не получится.

Впрочем, тут необходимо уточнение. Из школьного курса биологии (для тех, кто его ещё не забыл) известно, что в биологической эволюции есть два понятия для "эволюционных изобретений". А именно - понятия "ароморфоз" и "идиоадаптация". Ароморфоз - это подъем биологической организации на новый уровень, существенно расширяющий возможности организмов. Например, появление лёгких взамен жабр - это ароморфоз, позволивший животным заселить сушу. Идиоадаптация - это приспособление к более мелким, частным условиям, скажем, возникновение всего разнообразия зубной системы млекопитающих, которое позволяет бобрам грызть дерево, хищникам - хватать добычу клыками, а коровам - жевать траву. Таков результат идиоадаптаций.

Приспособления к мелким, частным условиям в ходе эволюции, конечно, могут быть потеряны и теряются постоянно. Но отменить случившийся ароморфоз уже невозможно. Например, животные никогда сами по себе не уйдут с заселённой ими суши в водоёмы, оставив сушу пустовать. Птицы и насекомые уже не покинут освоенную ими воздушную стихию. Это принципиально невозможно.

Точно так же обстоит дело и в исторической эволюции, с социальными изобретениями человечества. Мелкие, приспособительные изобретения, вроде принципов организации местного самоуправления у каких-нибудь инков, конечно, могут быть утрачены и теряются постоянно. Но крупные социальные изобретения - например, отмена рабства, равенство сословий, наций, рас, равноправие женщин, светскость государства, отмена телесных наказаний и т. д., которые существенно расширяют свободу человечества, не могут быть всем человечеством утрачены. Это просто невозможно, как бы ни старались и ни тужились отдельные идеологи-реакционеры.

Значит, и впредь нас ждёт дальнейшее расширение границ человеческой свободы, каким бы опасным и пугающим оно ни казалось и какие бы непредсказуемые возможности в себе не таило. Надо быть к этому готовым...

Так что же такое революция, с точки зрения вышесказанного? Это крупный "ароморфоз", выход общества на новый уровень свободы, качественное расширение его возможностей. Разумеется, в этом смысле революции человечеству и необходимы, и неизбежны. И - в главных своих достижениях - необратимы.

Не будет преувеличением сказать, что революция привлекает людей в первую очередь именно мечтой о свободе, расширении их социальных и иных возможностей. Достаточно проанализировать, например, песни предреволюционных лет. Тема свободы в них звучит постоянным лейтмотивом:

Мы светлый путь скуём народу,

Мы счастье родине куём.

И за желанную свободу

Мы все боролись и умрём!

Или:

Смело, товарищи, в ногу,

Духом окрепнем в борьбе.

В царство свободы дорогу

Грудью проложим себе.

Или:

Вы жертвою пали в борьбе роковой

В любви беззаветной к народу.

Вы отдали всё, что могли, за него

За жизнь его, честь и свободу.

Впрочем, нужно ли доказывать очевидное? Вот что недавно писал об этом блогер blanqi: "Что не поняли про СССР? - не поняли того, что советский социализм был дорогой к свободе человека. Что ограничения на политические свободы охраняли свободу личную... Общественное благо социализма - в личной свободе каждого. В свободе выбора пути и профессии, работы и увлечения - с материальным обеспечением каждого и любого выбора. В свободе от вечного мещанского страха "всё потерять", в свободе от удушающих забот о безопасности, от превращающей человека в скотину заботы о куске хлеба и крыше над головой. В свободе забыть о животном, чувствовать и мыслить по-человечески... Этого не поняли ни западные леваки, ни советские деревенщики. Здесь одинаково слепы евросоциалисты с их регламентациями и мурзы с их "государство-семья". Слепы горе-либералы - забывшие про корень либерализма, слепы горе-имперцы. Ослеп советский горе-народ."

Однако тут тоже необходимо одно важное уточнение. Революция несёт свободу, так сказать, двух родов. И "свободу народа", о которой поётся в приведённых выше строках песни, следует отличать от личной свободы. Вряд ли требуется объяснять, что такое свобода личности. А вот что такое "свобода народа"? Она позволяет обществу совершить то, чего оно прежде никогда не могло себе позволить. Сделать рывок в области технического, научного, экономического, культурного прогресса. Как писал поэт:

И планы, что раньше на станциях лбов

задерживал нищенства тормоз,

сегодня встают из дня голубого,

железом и камнем формясь.

Общество как бы переходит на новый, более высокий энергетический уровень, поднимается на ступеньку выше по лестнице прогресса. И эта свобода вступает в определенное противоречие со свободой личности. Тут можно сделать такое сравнение: альпинистам, чтобы покорить горную вершину, надо на время восхождения поступиться личной свободой, подчиниться строгой дисциплине... Но, совершив восхождение, они расширяют возможности и свои, и своего общества, и человечества в целом.

В России успешная революция в ХХ веке была только одна - в 1917 году. Как и всякую революцию, её можно описать как почти безграничное расширение всех и всяческих свобод. Личных, общественных, человеческих. Этакий взлёт самолёта или воздушного шара под самый "потолок" его высоты. Равноправие наций, женское равноправие, отмена государственной религии, смертной казни, призывной армии, тайной дипломатии, чинов и титулований, мундиров, орденов, медалей, школьных розог, погон и кандалов... и ещё великое множество всевозможных "отмен" - и всё это в самый разгар бушевавшей мировой войны.

Мыслимо ли долго продержаться на таком уровне? Можно ли совершать на нём ровный упорядоченный полёт? Абсолютно невозможно. И "воздухоплавательный аппарат" начинает резко снижаться. За борт летят одни свободы, чтобы сохранить другие. А вместе со свободами за бортом оказываются и цепляющиеся за них люди, их пламенные защитники - и каждый свято убеждён, что "революция окончательно погибла" именно в тот момент, когда лично его выбросили за борт. Всё ниже и ниже... Но этот отказ от части личных свобод позволяет сохранить свободу общества, то есть, попросту говоря, не рухнуть вниз всем сразу. И вот, наконец, полёт выравнивается... Между возможностью полёта и личными свободами достигнуто некоторое равновесие, паритет. Чтобы продолжать полёт, его участникам уже не требуется так строго ограничивать себя. Как провозгласил в своих речах Л. И. Брежнев, "социализм не требует жертвенности" (и это прозвучало несколько неожиданно, поскольку все его предшественники во главе СССР, пожалуй, сказали бы нечто иное). Или, как писал в 50-е годы Борис Слуцкий:

Эпоха зрелищ кончена,

Пришла эпоха хлеба.

Перекур объявлен

У штурмовавших небо.

Новых взлётов вверх и "штурма неба" больше можно не ждать, однако "рекорд высоты" поставлен. Пройдёт время - и во всём мире он будет считаться уже не рекордом и чудом, а самой обыкновенной полётной высотой. Так было с Французской революцией, так получилось и с нашей революцией 1917 года... В своё время В. И. Ульянов заметил, что весь ХIХ век прошёл под знаком Французской революции. Сейчас, оказавшись на расстоянии почти в столетие от российской революции 1917 года, мы можем ясно видеть, что весь ХХ век и начало ХХI века прошли под её знаком. Например, состоялись бы уже в XX столетии полёты человека в космос, полёты на другие планеты, если бы не революция 1917 года? Вопрос, пожалуй, риторический... А вокруг каких вопросов кипела борьба на Западе вплоть до самого недавнего времени? Права женщин, права национальных и расовых меньшинств. Вспомним марши американских чернокожих против сегрегации, пламенные речи Мартина Лютера Кинга. Но ведь все эти вопросы - равенство вне зависимости от нации и пола - были поставлены и впервые решены именно революцией 1917 года. Или: советская революция впервые полностью приравняла юридический брак к фактическому. (Для сравнения: во Франции уголовная ответственность женщин за супружескую неверность была отменена только в... 1994 году. Как обстоит сейчас с этим дело в некоторых исламских странах, едва ли надо напоминать...)

Следующей революции (где бы она ни случилась) предстоит побить прежний "рекорд высоты", провозгласить новые свободы и возможности, которых пока нет и не было ещё нигде в мире. Для отдельного человека - и для человечества в целом. Только тогда она будет иметь значение, сравнимое с 1789 и 1917 годами - и для своей страны, и для всего мира. Для этого надо увидеть те вершины общественной и личной свободы, которые достигались в моменты наивысшего подъёма революций прошлого. На этих вершинах сделать мысленные зарубки - и считать их изначальными отметками для революций будущего... Самыми минимальными, разумеется, которые предстоит превзойти. Как заметил однажды В. И. Ульянов: "Я вам по секрету скажу: мы должны уметь фантазировать, уметь мечтать, оставаясь при этом архиреалистами".

Ну, а что же происходит потом, после того, как "рекорд высоты" во всех отношениях поставлен? Потом равновесие между личным и общественным смещается в сторону личных свобод. Возможности личности вроде бы расширяются, а возможности общества в целом... тают. Медленно, но неуклонно, шаг за шагом. Правда, это не сразу становится всем очевидно. Вновь мы видим неумолимое действие всё того же закона, который в предыдущей статье настоящей серии

http://forum-msk.org/material/politic/7158612.html

уже сравнивался со вторым началом термодинамики: энергия, прежде принадлежавшая целому, перераспределяется между его отдельными частицами, причём процесс этот - односторонний, идёт он только в одном направлении. Собрать "обесцененную" энергию воедино без приложения внешних сил невозможно...

В биологии есть такое понятие - регрессивная эволюция. Например, когда некое свободноплавающее существо, подвижное, похожее на головастика, зрячее, с зачатками мозга, сложным поведением и т. д. в процессе эволюции теряет мозг, мышцы, развитую нервную систему, зрение... - всё теряет и оседает на дно, пожизненно превращаясь в неподвижную цедилку воды, полурастение, вроде губки. Или упрощается до состояния червя-паразита, имеющего только одну-единственную развитую систему - пищеварительную.

Однако и в истории такое тоже, как видим, не редкость. В 1991-1993 годах постсоветское общество твёрдо встало на путь подобной регрессивной эволюции, и вот уже 20 лет по нему "успешно" марширует. Теряет науку, технику, промышленность, образование (=нервную систему, зрение, мышцы, подвижность...), всё вообще теряет и сохраняет только одну систему - трубу с нефтью и газом, проходящую через весь организм и кормящую его (до поры до времени).

Освоенная регрессирующим обществом область пространства тоже усыхает и скукоживается, как шагреневая кожа. Сразу всюду: на суше, на воде и в воздухе, под водой, под землей и в космосе. Тонут подводные лодки - "она утонула", шатаются башни - "она сгорела", падают в море космические станции - "она сгорела и утонула"... Закрываются сверхглубокие скважины, такие, как прекратившая в 2008 году существование Кольская сверхглубокая (её глубина достигала 12 километров 262 метров - непревзойдённый до сих пор мировой рекорд проникновения человека в глубины Земли).

И тут вдруг выясняется обескураживающий факт - что личные свободы, ради которых всё вроде бы и затевалось, которым всё и вся приносилось в жертву, в этой ситуации тоже начинают усыхать и сокращаться. Потому что когда общество деградирует, то и для личных свобод места остаётся всё меньше и меньше... Те самые социальные силы, вроде интеллигенции, которые больше всех жаждали расширения личной свободы, теперь оказываются вовсе не нужны обществу, упростившемуся до состояния примитивного червя-паразита или "сырьевой империи". И подлежат, называя вещи своими именами, элиминации. Усыханию и исчезновению. Конечно, это должна быть мягкая, безболезненная эвтаназия, чтобы они умерли и сами того не заметили, не успели понять, что с ними происходит, и взбунтоваться против этого...

Итак, мы видим, что свобода личности "в чистом виде", которую так убеждённо проповедуют либералы и анархисты, оказывается по сути дорогой в тупик, в котором не остаётся места не только для свободы личности, но и для самой личности как таковой. Потому что если свобода народа, общества, "свобода всех" устремляется к нулю, то к тому же нулю будет стремиться и свобода каждого.

Конечно, сама штормовая волна, "цунами" революции неизбежно движется огромной массой людей, озабоченных прежде всего своими личными интересами. Таких людей может быть и 90, и даже 99% от общего числа её участников. Но если при этом отсутствуют упоминавшиеся выше "дрожжи", "закваска" - т. е. те, для которых общие интересы превыше личных, про кого пелось в песне: "Вы отдали всё, что могли, за него, за жизнь его, честь и свободу" - то ничего из такой революции не выйдет. "Революция", которая расширяет только и исключительно личные свободы - это просто-напросто слегка завуалированная форма коллективного самоубийства, тупик, путь в никуда. Вступив на который, общество очень быстро и неотвратимо скатывается по наклонной плоскости упрощения, регресса и деградации. (Печальный пример чего - у нас перед глазами, достаточно оглядеться по сторонам). Только расширяя возможности всех, революция открывает новые горизонты и для свободы каждого.

...

Предыдущая статья по теме:

http://forum-msk.org/material/politic/7158612.html

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ РЕДАКЦИИ. Если в статье потребуются существенные переделки, исправления, пишите по адресу: maysuryan@gmail.com

 



Рейтинг:   1.55,  Голосов: 173
Поделиться
Всего комментариев к статье: 54
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ РЕДАКЦИИ
Прометей написал 24.11.2012 10:44
Раскрыть комментарий
Статью убирать не буду, а вот автора пошлю.
знаток русских слов написал 24.11.2012 10:37
Раскрыть комментарий
Re: ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ РЕДАКЦИИ
А.Б. написал 24.11.2012 10:27
Статью убирать не буду, а вот автора пошлю.
Майсурян, иди на самый дальний от тебя *****!
С уважением.
ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ РЕДАКЦИИ
РЕДАКЦИЯ написал 24.11.2012 10:23
"Если в статье потребуются существенные переделки, исправления, пишите по адресу: maysuryan@gmail.com"
Ай да Maysuryan@gmail.com, sukin sыn! Чуйствует, пидopoк, что *****ню сморозил.
НИКАКИХ существенных переделок, исправлений НЕ ТРЕБУЕТСЯ! Требуется убрать статью и послать автора на далекий xyй!
Обещания, обещания...
Хрен 007 написал 24.11.2012 09:27
Как-то слишком общо пишет г-н Майсурян: "Только расширяя возможности всех, революция открывает новые горизонты и для свободы каждого." - Вот накануне Октябрьского переворота 1917 г. большевики тоже много чего обещали массам: "Фабрики - рабочим, землю - крестьянам, мир народам." А на деле после захвата власти большевики что сделали? Они отобрали землю у самых толковых и трудолюбивых крестьян - кулаков и середняков, самих их частично расстреляли, частично депортировали в Сибирь и на Колыму. Так что большевики показали крестьянам такую "свободу", что сельское хозяйство СССР по показателям долго не могло достигнуть уровня 1913 года. На селе были уничтожены наиболее трудолюбивые и талантливые кадры, а их место заняли люмпены, тунеядцы и пропойцы, кои всегда найдутся в каждой деревне.
Re: сельцо Рашка Па
ANARHIST написал 24.11.2012 09:12
Ув. тов. КРЕПОСТНОЙ, в сегодняшнем ГЛОБАЛЬНОМ мире НИКТО УЖЕ не способен существовать САМ ПО СЕБЕ. И это очень замечательно.
А "русские федерасты" (они же коммуно-фашистские имперские пидopы) этой красоты не наблюдают и тужатся из последних сил, а гoвнo все не исходит и не исходит. И в этом они абсолютно одинаковы, что "бывшие" коммуняки, находящиеся у власти, что "оппонирующие" им коммуняки "настоящие" - одно и то же ГOBHO, только вид с разных сторон (слева и справа). Даже запашок один и тот же - имперско-патриотический ("дым отечества").
сельцо Рашка Па
Вадим, К Р Е П О С Т Н О Й написал 24.11.2012 08:32
Перемены происходят помимо нашей воли и мы впоследствии называем их прогрессом, революцией, упадком, в зависимости от конъюнктуры текущего момента. Это лишь слова, а суть для меня заключается в том, что русские федерасты неспособны сами по себе существовать в современном мире. Это происходит из-за отсутствия способностей и возможности адаптации к переменам. Вытеснение инородцев, абсолютно искусственное с моей точки зрения, привело к полной деградации рашки. Безвозвратно.
Воры, садисты, нацисты и бандиты.
"Медведев в видеоблоге сообщил о планах повысить штрафы за езду на красный с 1000 рублей до 500 тысяч" -- Димочка идет ва-банк и уже хочет раскачать корыто, потому что вор и нацист, а именно разоблачение хищений в Минобороне очень скоро приведет к фильмам на НТВ о "банде Медведева" и т.д.
P.S.
Ботексное уЁ не позволит дестабилизации, воровать по крупному может только ОН!
Re: о статье
ANARHIST написал 24.11.2012 07:11
Товарищ Зухов, к эволюции вас, коммунячих недобитков, уговаривают НЕ ЛИБЕРАЛЫ, а точно такие же недобитые коммуняки, которые от вас отличаются лишь придуманным ими же самими определением - "БЫВШИЕ". Если вы заметили, на Западе НИКТО НИКОГО НЕ УГОВАРИВАЕТ! Может это оттого, что там действительно НАСТОЯЩИЕ либералы и ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ коммуняк?..
Так вот, товарищ недобитый Зухов, РЕВОЛЮЦИЯ, о которой вы тут трындите, уcиpaясь, на Западе успешно ПРОИСХОДИТ. И началась она, да-да, - с отмены обеспечения денег золотом, о чем с пеной во рту и жoпe тут всех зaeбfл товарищ Волоебов.
Глобализация, - это шаг вперед или назад? Это революционный или реакционный шаг?
Неуклонный рост числа трудящихся-собственников средств производства (акционеров), - это революционный шаг или эволюционный?!
Отход на самый задний экономический план вопросов собственности и ФАКТИЧЕСКОЕ главенство в экономике НЕ СОБСТВЕННИКОВ, а УПРАВЛЕНЦЕВ, - это ли НЕ РЕВОЛЮЦИЯ?!
Информационная открытость общества, причем в ГЛОБАЛЬНЫХ МАСШТАБАХ, что ЭТО, недобиток коммунячий?!
Крушение империй, в первую очередь, ЭКОНОМИЧЕСКИ, и замену их функций транснациональными корпорациями, - это как вы назовете, коммунячее ублюдо?! Ваш eбaнный Маркс даже мечтать о таком был не в силах.
Транснационализация науки и культуры, обычаев и тадиций,- что по этому поводу сказали бы ваши cpaные "вошьди" - Ленин со Сралиным?!
КОГДА ТЫ УЖЕ СДОХНЕШЬ, ГНИДА?! Лучше вместе с автором "статьи"!
Re: о статье
гражданин СССР написал 24.11.2012 05:09
Раскрыть комментарий
(без названия)
гражданин СССР написал 24.11.2012 04:57
Раскрыть комментарий
редактору
76575 написал 24.11.2012 04:18
Раскрыть комментарий
(без названия)
Светослав написал 24.11.2012 03:42
\\\Что не поняли про СССР? ...ограничения на политические свободы охраняли свободу личную...\\\
.
Бред. Хотя с другой точки зрения зачем баранам политика? За них партия должна думать. А так каждый баран лично свободен... пока партии не понадобится шерсть или мясо ))
.
\\\Общественное благо социализма - в личной свободе каждого. В свободе выбора пути и профессии, работы и увлечения - с материальным обеспечением каждого и любого выбора.\\\
.
Пралльно. Партия сказала куда надо идти -- и каждый лично и свободно пошел в заданном направлении, твердя про себя (чтобы не дай бог никто не услышал и не стукнул "куда надо") магические заклинания "*б твою мать с*ка бл*дь за*бали"... Свободно -- это в смысле что без конвоя... но не всем было такое счастье ))
.
\\\В свободе от вечного мещанского страха "все потерять", в свободе от удушающих забот о безопасности, от превращающей человека в скотину заботы о куске хлеба и крыше над головой. \\\
.
Тоже пралльно. Если голодранцу терять нечего, то зачем бояться?
Хотя каждый советский человек всегда боялся того, что за ним однажды придут... и превратят в скотину, дав миску баланды и крышу над головой ))
.
о статье
Зухов написал 24.11.2012 03:13
Раскрыть комментарий
Уже было!
Клоподав написал 24.11.2012 02:30
Раскрыть комментарий
<< | 1 | 2 | 3
Опрос
  • Знаете ли вы Конституцию РФ?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы

              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss